К вопросу о юридической ответственности курсантов военных образовательных учреждений
(Терешин А. П., Назарова Е. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 12) Текст документаК ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А. П. ТЕРЕШИН, Е. А. НАЗАРОВА
Терешин А. П., доцент кафедры, кандидат юридических наук.
Назарова Е. А., преподаватель кафедры, кандидат юридических наук.
Рассмотрение особенностей юридической ответственности курсантов военных образовательных учреждений целесообразно в первую очередь начать с определения данной категории военнослужащих. До настоящего времени, к сожалению, в нормативных правовых актах отсутствует единый подход к определению понятия "курсант". Анализ норм военного права позволяет сделать вывод, что данное понятие используется в трех значениях. Во-первых, в ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" курсанты упоминаются наряду с офицерами, прапорщиками, мичманами, старшинами, сержантами, рядовыми и матросами. В данном случае перечислены составы военнослужащих, а основанием деления военнослужащих на составы является именно воинское звание, а не должность. В ст. 35 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации <1> было указано, что гражданам, не имеющим воинского звания, и военнослужащим, имеющим воинское звание рядового, матроса, при зачислении в высшее военно-учебное заведение присваивается воинское звание "курсант". Вместе с тем, воинское звание "курсант" не предусмотрено военным законодательством Российской Федерации <2>. В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным внести изменения в нормативные правовые акты, исключив употребление понятия "курсант" в качестве наименования воинского звания. -------------------------------- <1> См. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. N 110 (утратил силу в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 186.) <2> См. ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы военной службы".
Во-вторых, анализ положений п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" позволяет сделать вывод о том, что "курсант" - это наименование воинской должности. Однако в контексте настоящей статьи использование понятия "курсант" только для обозначения военнослужащих, назначенных на воинскую должность "курсант", некорректно. На практике не все граждане, зачисленные в военно-учебные заведения, проходят военную службу на воинской должности "курсант", ведь в период обучения военнослужащие могут быть назначены и на должности командиров отделений учебных групп, командиров групп, заместителей командиров взводов и т. п. В-третьих, в соответствии с Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в высшем военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров <3>. Но нельзя забывать о том, что в настоящее время в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования предусмотрена очная и заочная формы обучения. Соответственно анализ содержания норм военного права позволяет заключить, что понятие "курсант" наиболее часто употребляется в значении военнослужащего, проходящего обучение в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования по очной форме обучения. Далее нами также будет использоваться именно это значение понятия "курсант". -------------------------------- <3> См. п. 30 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82 "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования".
Очевидно, что курсант - это в первую очередь военнослужащий, поэтому особенности статуса курсанта необходимо выводить из общей структуры правового статуса военнослужащего. Несмотря на то что понятие "правовой статус" часто употребляется как в законодательстве, так и в юридической литературе, в юридической науке отсутствует единая точка зрения на то, какие элементы входят в его состав и равнозначны ли понятия "правовой статус" и "правовое положение". Что касается соотношения данных понятий, то мы придерживаемся позиции ученых, считающих, что данные понятия несут одинаковую смысловую нагрузку и являются взаимозаменяемыми <4>. -------------------------------- <4> См.: Козбаненко В. А. Правовой статус государственного гражданского служащего: структура и содержание: Моногр. М., 2003. С. 23 - 24; Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001. С. 241.
Вопрос о структуре правового статуса до настоящего времени является актуальным. И мы согласны с мнением ряда ученых о том, что юридическая ответственность является самостоятельным элементом данной категории. Что касается ответственности военнослужащих <5> и как отдельной их категории курсантов, то здесь также уместно указать на некоторые особенности. -------------------------------- <5> Ямщиков А. С. Правовой статус военнослужащих пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Юридическая ответственность представляет собой единый по содержанию и форме институт права, который реализуется в двух аспектах: позитивном и негативном. Негативная ответственность восстанавливает нарушенные правоотношения с помощью санкций, а позитивная стимулирует курсанта на добросовестное отношение к своим обязанностям, к порученному делу. Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность, с незначительными особенностями, применяются к курсантам, как и ко всем военнослужащим Российской Федерации. Особым образом реализуется дисциплинарная и материальная ответственность. К дисциплинарной ответственности курсанты военных образовательных учреждений привлекаются в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за дисциплинарный проступок, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности <6>. -------------------------------- <6> См. ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
Анализ норм военного права позволяет говорить о том, что правовой статус курсантов не является и результатом простого сложения двух статусов: военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Действительно, как уже было отмечено выше, поступив в высшее военно-учебное заведение, гражданин, как правило, приобретает статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Но фактически правовое положение курсантов до заключения с ними контракта существенно отличается от правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Аналогичный вывод можно сделать, сравнив правовое положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и курсантов после заключения с ними контрактов. Причина такого различия кроется в том, что, поступив в высшее военно-учебное заведение, граждане, наряду с исполнением воинского долга, реализуют право на получение образования. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. Овладение профессиональными знаниями - обязанность всех военнослужащих, однако для курсантов данная обязанность стоит на первом месте. Целью обучения в высшем военно-учебном заведении является профессиональная подготовка будущих офицеров. Соответственно условия прохождения военной службы курсантами имеют свою специфику. Проходя обучение в военно-учебном заведении, граждане также реализуют свое право на получение бесплатного образования. В развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования Закон Российской Федерации "Об образовании" гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в том числе и в военно-учебном заведении. Исходя из анализа п. 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования конституционное право на образование приобретает форму специальной обязанности курсанта, за ненадлежащее исполнение которой курсант привлекается к ответственности вплоть до отчисления из высшего военно-учебного заведения. Таким образом, командиры и начальники, имеющие право применять такой вид дисциплинарного взыскания, как лишение очередного увольнения с формулировкой за неудовлетворительную учебу, правомерны в своих действиях. Но здесь необходимо отметить, что данное положение может распространяться только на курсантов, имеющих статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Авторам представляется целесообразной разработка ведомственных инструкций по проведению служебных разбирательств по привлечению курсантов высших военно-учебных заведений к дисциплинарной ответственности за неудовлетворительную текущую успеваемость. Что же касается курсантов, заключивших контракт о прохождении военной службы, то на них, согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, не налагается такой вид дисциплинарного взыскания, как лишение очередного увольнения из расположения воинской части. Соответственно наложение данного дисциплинарного взыскания на указанную категорию курсантов неправомерно. Взыскания на курсантов образовательных учреждений могут налагаться в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Но при этом в законодательстве не оговорен особо порядок привлечения к дисциплинарной ответственности курсантов, не достигших 18-летнего возраста. Вопросы материальной ответственности регулируются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" и предполагают особый порядок ее наложения. При этом для курсантов также остается неурегулированным вопрос о порядке привлечения их к материальной ответственности до достижения 18-летнего возраста, а также о порядке возмещения денежных средств за вещевое имущество при отчислении из высшего военно-учебного заведения до достижения совершеннолетия. Поступление в высшее военно-учебное заведение является добровольным, однако граждане с момента зачисления в данное учебное заведение приобретают правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В связи с этим не вызывает возражения мнение Х. М. Ахметшина, который указывает на то, что одинаковый по содержанию статус - статус "военнослужащих, проходящих военную службу по призыву" - приобретается разными способами. Для сержантов, старшин, солдат и матросов это призыв на военную службу на основании указов Президента Российской Федерации, а для курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования - зачисление в соответствующее военное образовательное учреждение профессионального образования, оформленное приказом соответствующего должностного лица <7>. Данное положение имеет принципиальное значение для уяснения сущности правового статуса курсантов в период до заключения с ними контракта. Дело в том, что, как правило, на момент поступления в военно-учебные заведения граждане еще не достигают 18-летнего возраста <8>, вместе с тем призыву на военную службу подлежат граждане в возрасте от 18 до 27 лет. Анализ научной литературы и судебной практики позволяет заключить, что среди юристов отсутствует единство в понимании правового статуса курсантов, не достигших 18-летнего возраста. В частности, по одному из уголовных дел все судебные инстанции, в том числе и Верховный Суд Российской Федерации, в своих решениях пришли к выводу, что, поскольку курсант Т. на момент совершения преступления (ч. 3 ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации) не достиг возраста 18 лет, с которого граждане призываются на военную службу, его нельзя считать военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а следовательно, и субъектом вмененного ему преступления <9>. -------------------------------- <7> Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Науч.-практ. комм. / Под общ. ред. Н. А. Петухова. М., 2004. С. 58. <8> В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения имеют право поступать граждане, достигшие 16-летнего возраста. <9> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 сентября 2001 г.
Совершенно верным, на наш взгляд, является заключение кафедры уголовного права Военного университета о том, что курсанты военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не достигшие 18-летнего возраста и соответственно не заключившие контракты о прохождении военной службы, приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с момента зачисления в указанные учреждения и могут быть субъектами преступлений против военной службы <10>, т. е. с момента зачисления в военное образовательное учреждение курсанты приобретают правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, независимо от достижения ими 18-летнего возраста. -------------------------------- <10> Заключение кафедры уголовного права Военного университета по вопросу о возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления против военной службы курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования // Военно-уголовное право. 2002. N 9 - 10. С. 8 - 10 (вкладка в журнал "Право в Вооруженных Силах" за 2002 г. N 10).
Рассматривая особенности правового положения несовершеннолетних курсантов, считаем необходимым затронуть вопрос дееспособности данной категории военнослужащих. На наш взгляд, поступление в высшее военно-учебное заведение должно являться основанием приобретения гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает два таких основания: вступление в брак (п. 2 ст. 21) и эмансипация (ст. 27). Складывается ситуация, когда несовершеннолетний гражданин, работающий с согласия родителей по трудовому договору, имеет больший объем гражданских прав, нежели его сверстник, поступивший в высшее военно-учебное заведение и проходящий военную службу. Вызывает недопонимание тот факт, что курсанту, не достигшему совершеннолетия, можно доверить боевое оружие, несение караульной службы, однако при этом нельзя разрешить в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности. В связи с этим полагаем целесообразным внести изменение в ГК РФ и предусмотреть еще одно основание для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме: поступление в высшее военно-учебное заведение. Целесообразно также ввести в военное право понятие "военная эмансипация" как возникновение у граждан, не достигших 18-летнего возраста, с момента поступления в военно-учебное заведение всех прав и обязанностей, гарантий, ограничений и ответственности, предусмотренных законодательством для военнослужащих. Таким образом, изложенное позволяет заключить, что в настоящее время вопросы закрепления правового статуса указанной категории военнослужащих не в полной мере урегулированы законодателем. Данные вопросы требуют доработки и дальнейшего осмысления.
------------------------------------------------------------------
Название документа