Защита трудовых прав гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей (организаций) при увольнении

(Ковалев В. И.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, NN 6, 7, 8) Текст документа

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

/"Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6/

В. И. КОВАЛЕВ

Ковалев В. И., заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

Ранее, до января 2006 г. штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливалась Правительством Российской Федерации. После внесения изменений в ст. ст. 4, 6 Федерального закона "Об обороне" штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала устанавливает Президент Российской Федерации. В последнее десятилетие штатная численность гражданского персонала, как и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливалась в форме федерального закона о федеральном бюджете на очередной год. Правительство Российской Федерации в процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете представляло в Государственную Думу предложения по расходам на содержание гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года. Так, в период с 1994 по 1998 г. численность военнослужащих менялась от 2200 тыс. человек до 1469,9 тыс. человек. Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривало установление к 1 января 1999 г. штатной численности военнослужащих 1,2 млн. единиц. Штатная же численность гражданского персонала за этот период оставалась неизменной и составляла 600 тыс. человек. Впоследствии в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год численность военнослужащих и гражданского персонала устанавливалась согласно приложениям к этим законам. На 2007 г. она была установлена в количестве 885700 должностей гражданского персонала. В ближайшие три года гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации уменьшится примерно на 150 тыс. человек и будет насчитывать 600 тыс. должностей <1>. Таким образом, многим работникам, которые трудятся в Вооруженных Силах Российской Федерации, придется в ближайшие годы столкнуться с вопросами соблюдения их прав при ликвидации бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей (организаций), сокращении численности или штатов гражданского персонала, в том числе и при реорганизации указанных учреждений. -------------------------------- <1> Соловьев В. Военная реформа 2009 - 2012 годов [Электронный ресурс]. URL: http://nvo. ng. ru.

Каков же порядок действий руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (организации), а также гражданского персонала при увольнении работника по п. п. 1 - 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Прежде всего, необходимо установить наличие законных оснований для увольнения работника при ликвидации организации, сокращении ее численности или штата. Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается Министром обороны Российской Федерации. В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица. Таким образом, основанием ликвидации федерального бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации будет являться директива (приказ) Министра обороны Российской Федерации. Основанием для расформирования воинской части, не являющейся юридическим лицом, также будет являться приказ (директива) Министра обороны Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> См. подп. 19 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

Что же касается прав руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, командира воинской части в вопросах сокращения численности или штатов гражданского персонала, то в этом вопросе за последнее время произошли значительные изменения. Под сокращением штата, численности понимается упразднение одной или нескольких штатных единиц, предусмотренных штатным расписанием организации. По сравнению с работником на руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации как работодателя в силу его положения возложено значительно большее число основных обязанностей, перечень которых, помимо ТК РФ, может дополняться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами. Как следует из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", впервые руководителям бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей (организаций) предоставлено право утверждать штатные расписания на содержание гражданского персонала (с учетом возможности изменения численности и наименования должностей, предусмотренных штатами бюджетных учреждений) исходя из предназначения и выполняемых функций в пределах утвержденной численности и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Функции утверждения и регистрации штатных расписаний на содержание гражданского персонала воинских частей переданы непосредственно их руководителям в первом квартале текущего года. Унифицированная форма штатного расписания N Т-3 утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. Она применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (в том числе бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (организации) в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается оно приказом руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (организации). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом работодателя (командира воинской части). Командирам воинских частей разрешено комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск вакантные должности военнослужащих гражданским персоналом без установления лимита на условиях срочного трудового договора до укомплектования их военнослужащими. Исполнение трудовых обязанностей гражданским персоналом в порядке совмещения должностей в этом случае не допускается. Следует также отметить, что граждане при приеме на работу в бюджетные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинские части (организации) могут занимать лишь те должности, перечень которых установлен в Перечне должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 520. Перечень разработан на основе законодательства Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих наименования должностей, а также нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих номенклатуру, тарифные разряды и условия оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Перечень предназначен для установления единых в Министерстве обороны Российской Федерации наименований должностей гражданского персонала, а также для разработки штатов (внесения изменений в штаты), штатных перечней (штатных нормативов) и других документов, содержащих наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, для подчиненных органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Перечень состоит из четырех разделов: - разд. I - "Общие положения"; - разд. II - "Классификатор профессий рабочих"; - разд. III - "Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей"; - разд. IV - "Таблица признаков производных должностей". В классификаторы включены основные (базовые и приравненные к ним) наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей и предусмотрена возможность образования и кодирования производных от них наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный и др.) с использованием таблицы признаков производных должностей. В штатах, штатных перечнях (штатных нормативах) по каждой должности указывается только один код специальности, который наиболее соответствует данной должности. Наличие в Перечне той или иной должности не является обязательным для включения ее в штаты, штатные перечни (штатные нормативы). Включение должностей в штаты, штатные перечни (штатные нормативы) производится в соответствии с действующими нормативами и при условии, что эти должности перечислены в Перечне. Таким образом, основанием для сокращения численности или штата гражданского персонала конкретного бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части являются: - приказ работодателя - руководителя бюджетного учреждения, командира воинской части с указанием причин сокращения гражданского персонала, наименования сокращаемых должностей, рабочих профессий, количества сокращаемых; - зарегистрированные в установленном порядке изменения в штатное расписание гражданского персонала бюджетной организации Министерства обороны Российской Федерации, воинской части, предусматривающие сокращение численности или штата работников. На момент подготовки настоящей статьи нормативно порядок регистрации штатных расписаний, утверждаемых руководителями бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, так и не установлен. Исходя из порядка регистрации штатных расписаний, утвержденного в других министерствах, где имеется гражданский персонал (МЧС России, МВД России и др.), можно предложить следующие правила утверждения штатных расписаний в бюджетных организациях Министерства обороны Российской Федерации. 1. Утверждение штатных расписаний должно производиться ежегодно в целях осуществления контроля за установлением численности гражданского персонала бюджетных учреждений, воинских частей и определения размеров должностных окладов (тарифных ставок). 2. Основанием для составления штатных расписаний являются утвержденные в установленном порядке штатные перечни (штаты) учреждений и воинских частей, а также штатные нормативы. 3. При составлении и утверждении штатных расписаний следует иметь в виду, что штатные нормативы являются максимальными исходя из конкретных условий работы, выделенных средств на содержание работников и гражданского персонала, хозяйственной целесообразности. Регистрируемая численность может быть уменьшена по сравнению с численностью, предусмотренной этими штатными нормативами. При разработке штатных перечней (штатов) учреждений и воинских частей определяется количество подчиненных при введении должностей начальника отдела, отделения, ведущего специалиста. 4. Содержание работников и гражданского персонала по штатным расписаниям, на которые отсутствуют утвержденные в установленном порядке штатные нормативы и штатные перечни (штаты), не допускается. 5. В тех случаях, когда утвержденные и зарегистрированные на текущий год штатные расписания в последующем году изменению не подлежат, штатные расписания на последующий год не составляются. Увольнение по вышеназванному основанию возможно при соблюдении следующих условий: - сокращение численности или штата действительно имело место; - увольнение конкретного работника продиктовано интересами производства; - уволенный работник не имел преимущественного права оставаться на работе; - работник отказался от предложенного работодателем перевода. В последующих статьях будут рассмотрены вопросы преимущественного права работника на оставление на работе, возможности его перевода на другую работу, порядка уведомления о предстоящем увольнении, выплаты выходного пособия, его размеров и другие вопросы, связанные с увольнением по инициативе работодателя.

/"Право в Вооруженных Силах", 2009, N 7/

В первой части статьи был рассмотрен первый этап действий руководителя бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части (организации), а также гражданского персонала при увольнении работника по п. п. 1 - 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Это установление наличия законных оснований для увольнения работника при ликвидации организации, сокращении ее численности или штата. Вторым этапом при рассмотрении вопроса защиты прав гражданского персонала при сокращении численности или штата бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части является установление преимущественного права работника на оставление на работе. В соответствии со ст. 179 ТК РФ в первую очередь предпочтение отдается работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Показателями оценки профессионализма, деловых качеств работников, их квалификации при решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе могут являться, например, для технических исполнителей - своевременность, оперативность и качество выполнения работ, входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т. п. Для оценки специалистов такими показателями являются: степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество и результативность их осуществления, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем и т. п. Для оценки руководителей: умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руководство их работой; стиль общения с подчиненными; реально осуществляемый масштаб руководства и т. п. Если названные показатели оказались равными, то предпочтение в оставлении на работе отдается: - семейным работникам при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); - лицам, в семьях которых нет других работников с самостоятельным заработком; - работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; - инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; - работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей гарантируется преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников (ст. ст. 10, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ). Согласно Указу Президента Российской Федерации "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" от 7 сентября 1992 г. N 1056 (с последующими изменениями) в целях усиления социальной защиты работников воинских частей командирам воинских частей предоставлено право при выводе этих частей с территорий государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации. Женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории Российской Федерации, трудоустраиваются по месту жительства органами государственной службы занятости населения. Указанным выше работникам выплачивается за второй и третий месяцы периода трудоустройства средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией учреждения, воинской части одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы. Третий этап заключается в выполнении процедуры увольнения работника по указанным выше основаниям. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем высвобождении из бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части в связи с сокращением численности или штата гражданский персонал предупреждается руководителем организации, командиром воинской части персонально под расписку не менее чем за два месяца. Одновременно с предупреждением об увольнении по этому основанию работодатель предлагает работнику другую работу в том же учреждении, воинской части (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу - его образование, квалификацию, опыт работы. Однако работодатель не всегда выполняет данную возложенную на него законом обязанность, а в отдельных случаях, желая использовать сокращение численности или штата для того, чтобы избавиться от неугодных работников, на имеющиеся свободные должности принимает других лиц с тем, чтобы затем заявить увольняемому работнику об отсутствии вакантных должностей, невозможности его трудоустройства в своей организации. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Рассмотрим, например, основания увольнения работников в случае слияния двух военкоматов и образования одного - объединенного. В данном случае реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться. В указанном случае можно говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам, как уже указывалось выше, с более высокой производительностью труда и квалификацией. Таким образом, если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для его увольнения по сокращению штата не имеется. В том случае, если работник отказался от продолжения работы (в вышеприведенном примере - в случае реорганизации военкомата), трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации). Помимо предупреждения работника о предстоящем увольнении, в случаях его высвобождения по п. п. 1, 2 ст. 81 ТК РФ руководителю бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части необходимо своевременно представить по установленной форме следующие документы: - в территориальные органы службы занятости, соответствующий профсоюзный орган или иной представительный орган работников не менее чем за три месяца до возможного массового увольнения работников - информацию об этом высвобождении; - в территориальные органы службы занятости не менее чем за два месяца до высвобождения работников, в том числе при массовом увольнении, - сведения о каждом высвобождаемом работнике. Данное требование предусмотрено ст. ст. 21, 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1, Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99). Непредставление установленной законодательством информации в случаях как массового, так и единичного высвобождения работников может расцениваться как нарушение установленного порядка увольнения. Последнее может послужить основанием для восстановления работника на работе. В случае ликвидации бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части обязанность трудоустройства уволенных работников возлагается на органы службы занятости. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 24 Постановления "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17 марта 2004 г. N 2 обратил внимание судов на необходимость при увольнении работника по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников) выяснять, были ли соблюдены сроки уведомления выборного профсоюзного органа данной организации о предстоящем сокращении численности или штата работников, а также другие нормы трудового законодательства, регулирующие порядок высвобождения работников. В случаях, когда участие выборного профсоюзного органа при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, является обязательным, работодателю надлежит, в частности, представить доказательства того, что: а) при увольнении работника по сокращению численности или штата работников организации были соблюдены сроки уведомления, установленные ч. 1 ст. 82 ТК РФ, выборного органа первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении численности или штата работников организации, а также обязательная письменная форма такого уведомления; б) в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, проект приказа, а также копии документов, касающиеся увольнения, направлялись в выборный орган первичной профсоюзной организации, сам работодатель провел дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в тех случаях, когда указанный орган выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373 ТК РФ). Решая вопрос о законности увольнения в тех случаях, когда оно произведено с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, необходимо иметь в виду, что работодатель, в частности, должен представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие именно по тем основаниям, которые были указаны им при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении. Завершает третий этап увольнения работника издание работодателем приказа о его увольнении, в котором должны быть приведены объективные причины, обусловливающие предстоящее сокращение, а также меры материальной поддержки работника в период прекращения трудового договора (выходное пособие и др.). В следующей статье будут рассмотрены меры материального обеспечения работника, связанные с его увольнением, а также в период подыскания другой работы.

/"Право в Вооруженных Силах", 2009, N 8/

Заключительным (четвертым) этапом при рассмотрении вопроса защиты прав гражданского персонала при сокращении численности или штатов бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, воинской части, является предоставление работнику материального обеспечения при его увольнении, а также в период подыскания другой работы. Для материального обеспечения работника в период прекращения трудового договора ему может выплачиваться выходное пособие, компенсации и сохраняться выплата средней заработной платы. Так, трудовым законодательством предусмотрено: а) за работниками предприятий или объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, высвобождаемыми в связи с ликвидацией предприятий или объектов, а также по сокращению численности или штата, сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальным образовании"); б) в соответствии с п. 5 Постановления Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 585 "Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР" супруге(-у) военнослужащего(-ей) выходное пособие выплачивается в размере двухмесячной заработной платы в случаях, когда расторжение ей (им) трудового договора обусловлено переводом военнослужащего(-ей) к новому месту военной службы в другую местность. Пособие выплачивается на основании заявления супруги(-а) военнослужащего(-ей), приказа (выписки из приказа) о переводе военнослужащего(-ей) к новому месту военной службы в другую местность, справки о среднем заработке супруги(-а) и заверенной в установленном порядке выписки из трудовой книжки супруги(-а) при наличии в ней записи о причине ее (его) увольнения с работы - по собственному желанию в связи с переводом супруга(-и) к новому месту военной службы в другую местность. Локальными нормативными актами, действующими в воинской части (военной организации), могут устанавливаться повышенные размеры льгот и компенсаций высвобождаемым работникам; в) в соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При увольнении по указанным основаниям за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка; г) работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 ТК РФ); д) в соответствии со ст. 178 ТК РФ в размере двухнедельного среднего заработка выходное пособие выплачивается при прекращении трудового договора по таким основаниям, как: - отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ); - призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); - восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); - отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ); - признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ); - отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). В таком же размере выходное пособие выплачивается при прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников (ст. 296 ТК РФ). Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Выходное пособие при увольнении не выплачивается работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, если иное не установлено коллективным договором или трудовым договором (ст. 292 ТК РФ). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя. Увольнение с работы оформляется приказом или распоряжением работодателя. В день увольнения работодатель обязан произвести с работником окончательный расчет и выдать ему трудовую книжку. По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с работой. При увольнении трудовая книжка выдается работнику не позднее дня увольнения (т. е. последнего дня работы). При задержке расчета и выдачи трудовой книжки по вине работодателя работнику выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула (ст. ст. 234, 394 ТК РФ). Итак, после увольнения, получения выходного пособия, трудовой книжки перед работником встает вопрос подыскания нового места работы. Законодательство о труде различает следующие две формы трудоустройства граждан: во-первых, прямое, или самостоятельное, обращение к работодателю по поводу работы и, во-вторых, обращение граждан к посреднику: в государственные органы занятости - территориальные органы Роструда по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения. Система государственных органов по вопросам занятости населения состоит из общих и специальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. К общим органам относятся: Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и Управление занятости населения, входящее в состав Роструда. Специальными органами являются государственные учреждения службы занятости в субъектах Российской Федерации. Негосударственные организации по трудоустройству оказывают гражданам услуги по содействию занятости на территории России, а также по трудоустройству за рубежом. Последний из названных видов деятельности осуществляется юридическими лицами на основании лицензий. Процесс поиска работы с помощью государственных органов занятости может происходить в течение как нескольких лет, так и буквально нескольких дней. Все зависит от фактора востребованности на рынке труда знаний и умений (профессиональной подготовки) обратившегося в эти органы гражданина. Регистрация незанятых граждан в качестве безработных, их перерегистрация и снятие с регистрационного учета в органах занятости осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) и Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 (с последующими изменениями и дополнениями). Исходя из требований данных правовых актов, установленный порядок регистрации безработных граждан фактически состоит из следующих этапов: 1-й этап. Обращение граждан в органы занятости по месту жительства для первичной регистрации. Незанятые граждане, как не имеющие работы и заработка, вправе обращаться в органы занятости для своего трудоустройства в любое время. Необходимо только учитывать, что высвобожденные работники, потерявшие работу в связи с осуществлением в организации мероприятий по сокращению численности или штата работников (т. е. уволенные по п. п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ), заблаговременно, в двухнедельный срок после увольнения должны обратиться в эти органы, если в дальнейшем рассчитывают получить средний заработок за третий месяц, в течение которого они не были трудоустроены (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). В процессе первичной регистрации органы занятости бесплатно предоставляют гражданам информацию: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; наличии вакансий, об оплате и других условиях труда; возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; порядке и условиях последующей регистрации безработных; правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы. В отдельных регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан может осуществляться в упрощенном порядке, т. е. без прохождения ими первичной регистрации. 2-й этап. Обращение в органы занятости для регистрации безработного гражданина в целях поиска подходящей работы. Регистрацию безработного гражданина в целях поиска подходящей работы следует рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку она производится со дня его личного обращения с предоставлением всех необходимых документов, а именно: - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; - трудовой книжки или других документов, подтверждающих трудовой стаж; - документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; - индивидуальной программы реабилитации инвалида, трудовой рекомендации или заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, выдаваемых государственной службой медико-социальной экспертизы. Указанные документы предоставляются только инвалидами, и в случае отсутствия названной программы она, согласно Указанию Федеральной службы занятости Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N П-5-20-271 "О признании инвалидов безработными", может и не предъявляться; - документа об образовании (наряду с паспортом представляется только впервые ищущими работу, не имеющими профессии или специальности); - справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы). В течение 10 дней со дня произведенной регистрации органы занятости предлагают обратившемуся гражданину по возможности два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а при отсутствии подходящей работы ему может быть предложено участие в общественных работах (с его согласия) либо прохождение бесплатной профессиональной подготовки (переподготовки), повышения квалификации. 3-й этап. Регистрация нетрудоустроенного гражданина в качестве безработного. Не позднее 11 календарных дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы органы занятости обязаны принять решение о признании и регистрации его в качестве безработного. С этого момента гражданин приобретает правовой статус безработного. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 4-й этап. Перерегистрация безработного гражданина. В целях перерегистрации безработные граждане обязаны являться в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц, а в регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. При этом они предъявляют документы, перечисленные при рассмотрении 2-го этапа. Перерегистрация безработного гражданина производится с отметкой сроков его явки в эти органы в личном деле. При каждом посещении органы занятости по возможности предлагают безработному подходящую для него работу и вместе с направлением (рекомендацией) направляют его в целях найма к работодателю. Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрены следующие меры социальной поддержки безработных: а) выплата пособия по безработице либо стипендии в период профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки). Пособие по безработице является одной из основных мер социальной поддержки безработных граждан. Оно назначается и выплачивается в денежной сумме из бюджетных средств в процентном отношении от предыдущего заработка гражданина, но не ниже минимального размера пособия по безработице. Как определено ст. 31 вышеназванного Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Уволенным из организаций по собственному желанию при наличии уважительных причин (переезд на работу в другую местность и др.), не за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Решение о назначении указанного пособия принимается органами занятости по месту жительства гражданина одновременно с решением о признании его безработным. Поэтому для его назначения требуются те же документы (см. 2-й этап порядка регистрации безработных граждан), а также справка из жилищно-коммунальной организации о наличии лиц, находящихся на содержании безработного. В порядке исключения из общего правила высвобожденные из организаций работники (уволенные по п. п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ) имеют право на пособие по безработице лишь по истечении того периода, в течение которого они получали компенсацию при увольнении с прежнего места работы (на период трудоустройства в течение до трех месяцев или до шести месяцев при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в закрытых административно-территориальных образованиях). Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, начисляется: - в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60%; в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; - во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. На 2009 г. минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 руб. и максимальная величина в размере 4900 рублей; б) направление на оплачиваемые общественные работы. Срочные трудовые договоры с безработными на их участие в оплачиваемых общественных работах заключаются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875 (с последующими изменениями и дополнениями). Общественными работами является общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки ищущих работу граждан. На общественные работы направляются не только безработные граждане, но и граждане, испытывающие затруднения с трудоустройством (например, лица предпенсионного возраста или с пониженной трудоспособностью, молодежь, граждане, имеющие детей, и т. д.). Среди этих лиц, зарегистрированных в органах занятости, преимущественным правом направления на эти работы пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице либо состоящие на учете в этих органах свыше шести месяцев (ст. 24 вышеназванного Закона). При этом органы занятости направляют граждан на эти работы только с их согласия и с учетом их состояния здоровья, возрастных, профессиональных и других их индивидуальных особенностей; в) гарантии безработным в период временной нетрудоспособности. В соответствии с ст. 28 указанного выше Закона государство гарантирует безработному непрерывание трудового стажа в период временной нетрудоспособности и выплату в этот период пособия по безработице. Пособие по временной нетрудоспособности безработный может получить и в том случае, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору или служебной деятельности (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"); г) оплата отпуска по беременности и родам безработным. Указанное пособие назначается и выплачивается единовременно в органах социальной защиты населения только женщинам, уволенным по ликвидации организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными: - за 140 дней (70 до родов + 70 после родов) в случае обычных родов - в размере 1400 руб. (из расчета 300 руб. в месяц); за 156 дней (70 до родов + 86 после родов) при осложненных родах - в размере 1560 руб.; за 194 дня (84 до родов + 110 после родов) при многоплодной беременности и рождении двойни - 1940 руб. Указанные суммы в установленном порядке подлежат индексации. Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев до признания их безработными, предъявляют в органы социальной защиты следующие документы: а) заявление о назначении пособия; б) листок нетрудоспособности; в) выписку из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенную в установленном порядке; г) справку из органов занятости о признании их безработными; д) выплата пособия неработающим супругам военнослужащих в связи с отсутствием возможности их трудоустройства по специальности, а также по состоянию здоровья детей. Несмотря на то что выплата указанного пособия Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не регулируется, на практике возникает много вопросов, связанных с социальной защитой членов семей военнослужащих. Одной из таких мер является предоставление неработающим супругам военнослужащих пособия. В настоящее время выплата ежемесячного пособия неработающим супругам военнослужащих в связи с отсутствием возможности их трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей предусмотрена п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 231 (с последующими изменениями), которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей (см. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 1999 г. N 171 "О дополнительных льготах супругам военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы" (с изменениями от 16 декабря 2004 г.). В соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами данное пособие выплачивается неработающим супругам - как женам, так и мужьям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (независимо от их должности и званий). Следует обратить внимание также на два существенных условия предоставления указанного пособия. Первое условие относится к самим супругам военнослужащих и заключается в том, что пособие во всех случаях предоставляется только после признания их в установленном порядке безработными и утраты ими права на получение пособия по безработице в связи с истечением предусмотренного срока его выплаты. Однако данное условие применимо только к супругам военнослужащих, проходящих военную службу на территории Российской Федерации или на территориях государств, по законодательству которых члены семей военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации могут приобретать статус безработных и получать пособие по безработице (п. 4 вышеназванного Положения). Второе условие выплаты пособия непосредственно связано с военнослужащими. Прежде всего, в данном случае они должны проходить военную службу в добровольном порядке по контракту, а не по призыву, как на территории России, так и вне ее границ. В соответствии с п. 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации N 231 ежемесячное пособие неработающим супругам военнослужащих с 1 января 2001 г. выдается в размере 100 руб. Причем в местностях, где к заработной плате установлен районный коэффициент, размер пособия определяется с учетом соответствующего районного коэффициента; е) оказание материальной и другой помощи безработным. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости органами службы занятости может оказываться материальная помощь. Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, является оказание им материальной помощи. Она оказывается в виде периодических (ежемесячных) денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. В исключительных случаях материальная помощь в виде единовременных (разовых) денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживающего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного; ж) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; з) финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. Правила финансирования материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 422. Вышеуказанные Правила определяют порядок финансирования материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) по предложению органов государственной службы занятости населения и по предварительной договоренности с работодателями или образовательными учреждениями. Финансирование материальных затрат производится в виде компенсации расходов, понесенных безработными гражданами в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, в следующих размерах: а) расходы по переезду безработного гражданина к месту работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) расходы по провозу имущества (весом до 500 килограммов) безработного гражданина к месту работы железнодорожным, водным и автомобильным транспортом - в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом; г) расходы по выплате безработному гражданину суточных - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно; д) расходы по найму жилого помещения на время обучения (кроме случаев, когда направленному на обучение безработному гражданину предоставляется бесплатное жилое помещение или оплачиваются соответствующие расходы) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки; е) расходы по обустройству на новом месте жительства безработного гражданина, направленного на работу (до заключения трудового договора), - в размере полуторакратной величины минимального пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

------------------------------------------------------------------

Название документа