Сущность военной службы как особого вида государственной службы

(Шерипов Н. Т.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 6) Текст документа

СУЩНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ОСОБОГО ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Н. Т. ШЕРИПОВ

Шерипов Н. Т., заведующий кафедрой административного права и правоведения Юридического института Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, доцент, кандидат юридических наук.

Нормативными актами, осуществляющими правовое регулирование военной службы, является Закон "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики" <1>, Закон "О статусе военнослужащих" <2>, Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил Кыргызской Республики, утвержденное Приказом Минобороны КР от 4 мая 2000 г. N 106, общевоинские уставы и приказы министра обороны Кыргызской Республики. Вопросы военной службы регулируются также международными договорами КР. -------------------------------- <1> См.: Закон КР от 16 декабря 1992 г. N 1068-XII "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики" // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1993. N 3. Ст. 86. <2> См.: Закон КР от 1 июля 1992 г. N 930-XII "О статусе военнослужащих" // Приложение N 1 к "Свободным горам". 1992. Август.

Д. Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он также относит службы: милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, военизированную охрану МПС, горноспасательную службу и др. <3>. -------------------------------- <3> См.: Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 121.

Г. В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т. е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, его создавшему, с соответствующим объемом инфраструктуры, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах) <4>. -------------------------------- <4> См.: Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 122 - 125.

А. В. Кудашкин отмечает, что посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность <5>. -------------------------------- <5> См.: Кудашкин А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 12 - 14.

Военная служба - это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами Кыргызской Республики в Вооруженных Силах КР, состоящих из сухопутных, военно-морских, военно-воздушных частей и частей противовоздушной обороны, а также во внутренних войсках КР, пограничной службе КР, национальной гвардии. Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР и воинские части Государственного комитета КР по национальной безопасности являются составной частью Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, установленный Законом КР "О статусе военнослужащих". Условия и характер военной службы определяют содержание статуса военнослужащих, который включает права, обязанности, юридическую ответственность, гарантии реализации прав и исполнения возложенных на военнослужащих обязанностей, устанавливаемые Конституцией Кыргызской Республики и изданными на ее основе законодательными и иными актами. К военнослужащим относятся лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, курсанты военно-учебных заведений, солдаты, матросы, сержанты и старшины срочной службы, а также военнослужащие-женщины. Военнослужащие пользуются правами и свободами граждан Кыргызской Республики с ограничениями, обусловленными условиями военной службы. На них возлагаются конституционные, другие общегражданские, а также военно-служебные обязанности. Никто не вправе лишить военнослужащих и членов их семей каких-либо прав и свобод или ограничить их в правах иначе как в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики. Статус военнослужащих в соответствии с настоящим Законом имеют граждане КР, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах КР и СНГ, органах национальной безопасности КР, гражданской обороне и Государственной противопожарной службе, Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций КР, внутренних войсках КР, других созданных в соответствии с законодательством КР воинских формированиях, находящиеся на сборах военнообязанные, а также граждане СНГ, проходящие военную службу в КР. Статус военнослужащих граждане Кыргызской Республики приобретают со дня призыва на военную службу или призыва на сборы и утрачивают с увольнением с военной службы (со дня исключения из списков воинской части) или окончания сборов в порядке, установленном законодательством КР. Политические и социальные права, предоставленные гражданам в пределах статуса военнослужащих, сохраняются за ними и после увольнения их с военной службы. По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из этого военнослужащих можно объединить в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту. Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры, проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры. Совершенно прав российский профессор Д. М. Овсянко, отмечая, что военная служба предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка. Естественно, эта деятельность связана не только с критическими и психологическими нагрузками, но и с риском для жизни и здоровья. Именно это порождает особые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую государственную службу <6>. -------------------------------- <6> Овсянко Д. М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1998.

Для понимания сущности военной службы как особого вида государственной службы в КР важное значение имеет анализ военно-служебных отношений, образующих основу этого вида государственной службы. Анализ военно-служебных отношений показывает, что они являются одним из видов воинских отношений и складываются по поводу организации и несения военной службы. Военно-служебным отношениям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное наличие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повиновения, повышенная ответственность за правонарушения, максимально оперативный и динамичный характер. Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужащие, а также органы военного управления, организующие в рамках своей компетенции прохождение военной службы, боевую учебу, комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих поддержание воинской дисциплины и правопорядка. Содержание военно-служебных отношений составляют отношения, связанные с прохождением военной службы, исполнением военнослужащими обязанностей военной службы, а также с реализацией военнослужащими и другими субъектами этих отношений прав, исполнением обязанностей и несением ответственности, которые обусловлены военной службой. Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, являются специальными правовыми нормами. Их действие распространяется на определенный круг лиц, несущих военную службу. Действие данных норм не распространяется на граждан, проходящих альтернативную службу, призывников, лиц, находящихся в запасе, если они в данное время не проходят военные сборы. Законом КР "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики" устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе. Так, для генералов до генерал-лейтенанта, контр-адмиралов и генерал-полковников он составляет 60 лет, для полковника - 50 лет. Для женщин-военнослужащих предельный возраст пребывания на военной службе - 45 лет. Начало военной службы определяет для гражданина момент поступления на военную службу и приобретение статуса военнослужащего. С началом военной службы гражданин становится военнослужащим, на него начинает распространяться Закон "О статусе военнослужащих", а также другие нормативные правовые акты КР, определяющие права, обязанности и ответственность военнослужащих. Профессор А. В. Кудашкин отмечает, что особенность военной службы отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми является: 1) ее предназначенность, т. е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения. Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы; 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме военной обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей <7>. -------------------------------- <7> См.: Кудашкин А. В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 14.

Законодательством КР установлено два способа поступления на военную службу: - призыв гражданина КР на военную службу; - добровольное поступление (по контракту) на военную службу гражданина КР и иностранного гражданина. Призыв гражданина на военную службу осуществляется в порядке исполнения им воинской обязанности, которая установлена Законом "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики" в целях реализации гражданами КР обязанности по защите Отечества, закрепленной ст. 24 Конституции КР в Кыргызской Республике, для граждан КР. Целью законодательного установления этой обязанности для граждан КР является обеспечение Вооруженных Сил КР, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а также обеспечения их личным составом в период мобилизационного развертывания (военного времени). В соответствии с Законом КР "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики" формами исполнения гражданами воинской обязанности являются следующие: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время. Граждане КР вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления (по контракту) на военную службу. По контракту на военную службу принимаются и иностранные граждане. Военная служба является особым видом государственной службы в Кыргызской Республике. На нее распространяются все основные принципы государственной службы в КР: - законность. Военная служба организуется и осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией КР и законодательством; - внепартийность. В соответствии с Законом КР "Об обороне" деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Кыргызской Республики не допускается. Запрещается использовать штатные должности и финансовые средства Вооруженных Сил Кыргызской Республики для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений. Запрещается ведение любых политических агитаций на территории воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Кыргызской Республики; - обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военного управления и должностных лиц; - подконтрольность и подчиненность органов военного управления и военнослужащих; - равный доступ граждан КР к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; - ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей; - социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы. Вместе с тем военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, является ее особым видом. Это связано с тем, что Вооруженные Силы КР, другие войска, воинские формирования и органы предназначены для обеспечения обороны и безопасности КР специальными методами, в том числе и военными, прямо связанными с вооруженной борьбой с противником с использованием вооружения и военной техники. В связи с этим военная служба имеет существенные особенности по сравнению с другими видами государственной службы: 1. Гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной подготовки и физической подготовки. 2. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом КР и боевым знаменем воинской части. Призыв граждан на действительную военную службу проводится ежегодно повсеместно два раза в год (в мае - июне и ноябре - декабре) по указу Президента КР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливает Правительство КР. По объявлению приказа о призыве на действительную военную службу каждый призывник обязан явиться точно в срок, указанный в приказе военного комиссара, на призывной участок, к которому он приписан по месту жительства. 3. Отношения, связанные с военной службой, регулируются Законом КР "О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики", а также законодательными и иными нормативными актами КР, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. К указанным отношениям неприменимы нормы трудового и других отраслей права, регулирующих трудовые отношения. 4. Военная служба отличается повышенной обязательностью требований. После поступления (призыва) на военную службу в пределах установленных сроков военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы. 5. Более строгая, по сравнению с гражданской службой, ответственность за служебные правонарушения. 6. Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников). Однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства КР. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством КР. 7. Наличие у военнослужащих персональных воинских званий, обеспечивающее ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том, что начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Кроме того, воинское звание отражает служебный стаж и служебное положение военнослужащего. В связи с этим для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. 8. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих. 9. Наличие военной формы одежды и знаков различия. Военная форма и знаки различия регламентируются Президентом КР.

------------------------------------------------------------------

Название документа