Совершенствование взаимодействия ОВД с воинскими формированиями и территориальными военными комиссариатами

(Полижаева С. А., Васильев Ф. П.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 3) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОВД С ВОИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ВОЕННЫМИ КОМИССАРИАТАМИ

С. А. ПОЛИЖАЕВА, Ф. П. ВАСИЛЬЕВ

Полижаева С. А., начальник научного центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

Васильев Ф. П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления Министерства внутренних дел РФ, доктор юридических наук.

Различные воинские формирования Минобороны России принимают в пределах своей компетенции участие в охране общественного порядка (комендантские патрули, военная автомобильная инспекция (ВАИ), выставление нарядов в период проведения различных праздничных мероприятий, посвященных воинским формированиям, Дню Победы, патрулирование на территории воинских городков и пограничных зон и т. д.). Вопрос об их участии в обеспечении общественного порядка разрешает руководитель территориального органа внутренних дел совместно с командирами воинских частей (комендантом) по согласованию с вышестоящими органами в рамках действующих нормативных правовых актов <1>. -------------------------------- <1> В частности, см.: Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденная Приказом Минобороны России, МВД России и Федеральной миграционной службы РФ от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197.

Кроме того, воинские формирования принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства. Порядок и условия зачисления несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части, обеспечения их необходимыми видами довольствия устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 "Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия". В связи с этим Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 745 утверждено Положение о статусе воспитанников воинских частей. В воинские части в качестве воспитанников могут зачисляться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами РФ. Перечень воинских частей, в которые разрешено зачисление воспитанников, определяется Минобороны России и руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба <2>. -------------------------------- <2> См.: Перечень воинских частей Пограничной службы Российской Федерации, в которые разрешено зачисление воспитанников, утвержденный Приказом ФПС России от 20 декабря 2001 г. N 771.

Воспитанники зачисляются в воинские части с их согласия по направлениям районных (городских) военных комиссариатов, согласованным с органами опеки и попечительства <3>. -------------------------------- <3> Подобные воспитательно-образовательные учреждения в последнее время также открываются и по инициативе МВД России (например, в 2007 г. в г. Казани).

В качестве воспитанников могут быть зачислены лишь те несовершеннолетние граждане, которые отнесены по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой или второй группе здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Воспитанники включаются в списки личного состава воинских частей, но не включаются в численность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Весь период пребывания в воинской части воспитанники обеспечиваются всеми необходимыми видами довольствия. Им выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по I-му тарифному разряду, установленному для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и ежемесячное пособие в размере указанного оклада. Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется медицинской службой воинской части с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказание им педиатрической, специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи, а также проведение профилактических прививок осуществляется в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Вещевым имуществом воспитанники обеспечиваются в порядке и по нормам снабжения, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Продовольственное обеспечение воспитанников осуществляется по норме пайка, установленной для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ. Обеспечение воспитанников другими видами довольствия осуществляется в порядке и по нормам, установленным для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ. Выпуск воспитанников из воинской части производится по следующим основаниям: - при поступлении в военные или другие образовательные учреждения профессионального образования; - по достижении воспитанником 18-летнего возраста; - по личному заявлению воспитанника; - по распоряжению (решению) органа опеки и попечительства, согласованному с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, в случаях передачи воспитанника под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования и социальной защиты; - по состоянию здоровья при наличии медицинского заключения о заболеваниях, предусматривающих третью, четвертую или пятую группу здоровья по критериям, установленным Минздравсоцразвития России; - за правонарушения и проступки, исключающие возможность быть воспитанником. Решение командира воинской части о выпуске воспитанника оформляется приказом и доводится до органов опеки и попечительства, которые обязаны обеспечить его дальнейшее жизнеустройство в соответствии с законодательством РФ. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по зачислению воспитанников, их учету, оказанию методической и материально-технической помощи воинским частям в организации зачисления воспитанников, обеспечения качественных условий их жизни и быта осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав данных комиссий включаются по представлению соответствующих должностных лиц представители федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, военных комиссариатов и воинских частей, дислоцированных на территории соответствующих субъектов РФ. При этом проведенный анализ (беседа с должностными лицами ОВД и представителями воспитательных учреждений) позволяет утверждать, что руководители воспитательных учреждений слабо привлекают к вопросам правового воспитания определенных должностных лиц территориальных органов внутренних дел. Прежде всего участковых уполномоченных милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних (в том числе и школьных инспекторов <4>). Наверное, не будет лишним, если ежеквартально (один раз) предусмотреть их выступление в учебных группах. Это способствует прежде всего соблюдению воспитанниками установленных правил поведения и недопущению нарушения общественного порядка в период нахождения на каникулах, получения увольнительных или в отпусках. Приведение конкретных жизненных отрицательных примеров, ситуаций, различных юридических фактов и статистических данных непосредственно лицом, осуществляющим правоприменительную функцию, также полезно для подрастающего поколения, даже если в образовательных учреждениях ведутся те или иные учебные юридические дисциплины. Тем более что в России вопросы ювенальной юстиции недостаточно еще развиваются. -------------------------------- <4> Эти должности в территориальных органах внутренних дел ведены с 2007 г. Они свою работу по правовому воспитанию детей осуществляют непосредственно в образовательных учреждениях.

Совместно с территориальными военными комиссариатами и участковыми уполномоченными милиции инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) <5> территориальных органов внутренних дел также проводят разъяснительную работу по обеспечению реализации призывной кампании молодежи в ряды Вооруженных Сил России (начало призывной подготовки с 16 лет). Тем более что в настоящее время данная проблема продолжает оставаться актуальной, что подтверждает государственная статистика. -------------------------------- <5> В своей деятельности сотрудники ПДН руководствуются Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569.

С другой стороны, как Минобороны, так и МВД России следовало бы вопросы взаимодействия по определенным направлениям с территориальными органами внутренних дел установить в совместных административных регламентах, которые поставили бы в единые рамки всех должностных лиц о порядке обеспечения, скажем, призыва граждан для выполнения ими конституционных обязанностей по защите Отечества.

Динамика уклонения от военной службы <6>

-------------------------------- <6> По данным Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ. См.: Российская газета. 2007. 13 июля. С. 2.

35

30 30,471

25

20 24,508 20,463

15 15,281 15,048

10 12,132 13,101

2001 2002 2003 2004 2005 2006 весна 2007 г.

Кроме того, за период с 2004 по 2007 г. общее число уклоняющихся от альтернативной гражданской службы составляет 290 человек <7>. Или же в 2006 г. общее число беглецов от армии составляло 11936 (9,7%), направлено материалов в прокуратуру - 6270 (52,5%), возбуждено уголовных дел - 456 (7,3%), осуждено - 163 (2,6%), и в 2007 г. соответственно общее число беглецов от армии составляло 10848 (8,1%), направлено материалов в прокуратуру - 5860 (54%), возбуждено уголовных дел - 367 (6,3%), осуждено - 127 (2,2%) <8>. -------------------------------- <7> См.: Российская газета. 2007. 5 октября. С. 10. <8> См.: Российская газета. 2008. 17 апреля. С. 13.

В настоящее время с момента сокращения срока прохождения военной службы (1 год) во втором полугодии 2008 г. по России присутствует тенденция снижения "уклонистов". Вопросы взаимодействия сотрудников милиции с территориальными военными комиссариатами регулируются Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, утвержденной совместным Приказом министра обороны РФ и МВД России от 4 марта 2000 г. N 118/218. Также должностные лица ОВД при постановке на учет с заведением учетно-профилактических карточек (учетно-профилактических дел) подростков, достигших 16 лет и совершивших преступления, извещают об этом военный комиссариат района, города (без районного деления), административного округа <9>. -------------------------------- <9> См.: Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569. П. 36.

Должностные лица территориальных военных комиссариатов в процессе взаимодействия с правоохранительными органами руководствуются ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <10>, Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 <11> "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" <12> и Приказом Минобороны России от 2 октября 2007 г. N 400, утв. Инструкцию по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе <13>. В данных документах впервые установлены порядок обеспечения территориальными военными комиссариатами призыва граждан для прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации комплексного характера. В них также предусматривается порядок работы военных комиссариатов субъектов Федерации, а также городских и районных. Территориальные военные комиссариаты должны свою работу направлять теперь от начала составления списка лиц, подлежащих прохождению воинской службы, до завершения - отправления в воинские части. -------------------------------- <10> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2007. N 2. Ст. 362; N 16. Ст. 1830; N 31. Ст. 4011. <11> См.: Российская газета. 2007. 7 сентября. С. 10. <12> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4894. <13> См.: Российская газета. 2007. 19 декабрь. С. 17 - 20; Российская газета. 2007. 27 декабрь. С. 12 - 15.

В заключение следует отметить, что эти и другие проблемные вопросы взаимодействия территориальных органов внутренних дел как с правоохранительными органами, так и с иными государственными органам разрешимы путем издания совместных административных регламентов. В настоящее время они фактически не изданы. Регламентирование требуется и в целях реализации президентской Национальной программы по борьбе с коррупцией в стране и его Послания Совету Федерации от 4 ноября 2008 г., где сказано и о совершенствовании деятельности правоохранительных органов по защите законных интересов от противоправных действий - по защите наших граждан <14>. -------------------------------- <14> См.: Российская газета. 2008. 6 сентября. С. 2 - 6.

В качестве примера сегодня подразделения потребнадзора при МВД, ГУВД И УВД по субъектам Федерации весьма успешно реализовывают те или иные задачи по защите законных интересов потребителей, взаимодействуя с территориальными органами Роспотребнадзора, так как совместным Приказом МВД и Минздравсоцразвития России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 конкретизированы вопросы реализации и норм действующего КоАП РФ <15>. -------------------------------- <15> Под редакцией автора издано учебное пособие. См.: Васильев Ф. П., Свинарев В. В. Административный регламент. Чебоксары: Изд-во "Новое время", 2008. С. 326.

Издаваемые регламенты не должны противоречить законодательным нормам. И регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления должно быть направлено на: - недопущение и ликвидацию бюрократизма со стороны органов власти и их уполномоченных должностных лиц; - недопущение коррумпированности в системе государственного управления <16>; -------------------------------- <16> См.: Российская газета. 2008. 22 мая. С. 2.

- способствование совершенствованию административно-управленческой деятельности на местах; - преобразование принципов уважения и охраны прав и свобод человека в России; - обеспечение повышения стандартов жизни граждан в России, присутствия справедливости и заботливого отношения к ним; - совершенствование деятельности субъектов управления в области оказания соответствующих государственных услуг юридическим и физическим лицам. Тем более что Президент России Д. А. Медведев первоочередной задачей перед всеми органами исполнительной власти и должностными лицами ставит уважение и охрану прав и свобод человека. Особое внимание он придает фундаментальной роли права, на котором основывается государство и гражданское общество. Субъекты управления обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает развитию современного общества. В связи с этим, на наш взгляд, административные регламенты должны способствовать реализации намеченных президентом страны планов. Власть сильна тогда, когда каждый управленец профессионально подходит к выполнению возложенных на него обязанностей по оказанию государственных услуг, умеет принимать правильные решения в целях реализации потребностей граждан в пределах законных интересов. Что же касается вопросов борьбы с коррупцией, по данной проблеме Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме необходимо противопоставить системный ответ. Так, в 2007 г. возбуждено 10,5 тыс. уголовных дел в этой сфере. Задача, очевидно, непростая, нужен комплекс мер, а не точечные решения. Иными словами, нужен национальный план противодействия коррупции. При этом президент конкретизирует три раздела. Первый - юридический, второй - ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников, третий - создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции". Президентом также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (возглавляет сам Президент РФ) и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Следует отметить, что дальнейшие намеченные планы Президента РФ Д. А. Медведева и председателя Правительства РФ В. В. Путина на 2009 - 2011 гг. <17> в сфере регулирования государственной административной политики закономерно обязывают государственные органы пересмотреть действующие (путем внесения изменений и дополнений) и издать новые административные регламенты. -------------------------------- <17> См.: Кабинет с видом на лучшее // Российская газета. 2008. 13 мая. С. 1 - 3.

------------------------------------------------------------------

Название документа