О проблемах привлечения к ответственности лиц, назначенных для защиты в судах прав и законных интересов органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских должностных лиц

(Глухов Е. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 3) Текст документа

О ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, НАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЗАЩИТЫ В СУДАХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Е. А. ГЛУХОВ

Глухов Е. А., помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи по правовой работе - начальник юридической службы, майор юстиции.

В настоящее время, наверное, не существует такой воинской части, такой военной организации, командир (начальник) которой никогда не привлекался к судебному разбирательству в качестве ответчика или должностного лица, чьи действия оспариваются. И если в начале 1990-х гг. жалоба в суд на командира воинской части являлась чрезвычайным происшествием, то сейчас такое явление стало обыденным. Так, в 1993 г. с исковыми заявлениями и жалобами на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц в военные суды поступило 3000 обращений, а в 2002 г. - уже 150888 обращений граждан <1>. Такое положение дел связано в первую очередь с изменением системы гражданского законодательства об обжаловании действий государственных органов и должностных лиц. Военнослужащие законодательно были наделены правом обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы, только 27 апреля 1993 г. с вступлением в силу Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". До принятия этого Закона военнослужащие могли обжаловать действия командования только в порядке подчиненности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР, без права обращения в суд <2>. -------------------------------- <1> Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2002 год. <2> Статьей 239.3 ГПК РСФСР 1964 г. было предусмотрено, что не могут быть обжалованы в суд индивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации.

Предоставление гражданам в военной форме права на судебную защиту, безусловно, носит позитивный характер и помогает устранять допущенные в их отношении нарушения. А военная администрация, в свою очередь, принимает адекватные меры по реализации прав военнослужащих и устранению проигрышей в суде. Ведь судебное решение об удовлетворении требований заявителя является наглядным доказательством нарушения прав конкретного военнослужащего конкретным должностным лицом, что негативно влияет и на репутацию командира <3>, и на состояние воинской дисциплины органа военного управления, соединения, воинской части в целом. -------------------------------- <3> Далее в тексте настоящей статьи под командирами будут пониматься также и начальники.

В Министерстве обороны Российской Федерации различными нормативными актами уже не раз регулировались вопросы осуществления судебной защиты органов военного управления и их должностных лиц <4>. -------------------------------- <4> См., напр.: Директиву Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 1995 г. N Д-14 "О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения"; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 мая 2002 г. N 200 "О состоянии работы по защите законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию"; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 "О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации" (признан утратившим силу).

Работа по судебной защите направлена на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны Российской Федерации и воинской части, на недопустимость отмены соответствующих законодательству актов, принятых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации, командиром (начальником), исключение случаев противоправного возложения на них обязанности либо привлечения к ответственности. Следовательно, командиру воинской части необходимо выполнять комплекс мероприятий, противодействующих удовлетворению исковых требований, требований заявления в суде к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и военному командованию, а также отмене их актов. Заслуживает внимания тот факт, что согласно данному определению командир (начальник) обязан принимать меры по исключению отмены в судебном порядке только соответствующих законодательству актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и военного командования. В связи с этим возникают вопросы: - все ли акты Министра обороны Российской Федерации и военного командования являются законными? - полномочен ли командир конкретной воинской части принимать решение о несоответствии законодательству актов вышестоящего командования? - имеет ли право командир (его представитель) признавать в суде законные требования подчиненного, в том числе влекущие производство излишних денежных выплат? Далее в статье автор будет рассматривать только отношения по судебной защите органов военного управления, соединений, воинских частей (далее - органы военного управления) и их должностных лиц, не касаясь актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Из анализа судебной практики следует, что не все акты Министра обороны Российской Федерации, и, тем более, воинских должностных лиц являются законными. Ведь если бы все указанные акты соответствовали законодательству, то ни один из них не был бы отменен полностью либо частично судебными органами. О наличии незаконных распорядительных актов свидетельствует и то, что до 2002 г. от 87 до 90% поданных жалоб военными судами удовлетворялись <5>. Таким образом, можно прийти к выводу, что, несмотря на проводимые правовые экспертизы издаваемых в органах военного управления правовых актов, не все они являются законными. -------------------------------- <5> Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности и военной службе, статусе военнослужащих. М., 2002. С. 20.

Однако необходимо сделать оговорку: часть правовых актов, признанных судом незаконными, в момент издания соответствовали требованиям действующего законодательства, но затем вступили в противоречие с принятым позже нормативным актом более высокого уровня и также стали незаконными. Таким образом, можно сделать вывод, что в военном ведомстве действуют и незаконные правовые акты, которые иногда затрагивают права военнослужащих. Однако военнослужащий не вправе утверждать, что принятый старшим начальником правовой акт является незаконным. Такой вывод следует из п. 1 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая гласит: "Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира". Поэтому, исходя из презумпции законности приказов командиров, военнослужащий должен расценивать все приказы как правомерные и законные. А раз так, то все распорядительные акты Министра обороны Российской Федерации и старшего начальника подлежат отстаиванию в суде независимо от личного мнения командира воинской части. Итак, командир, даже считая, что оспариваемый его подчиненным приказ старшего начальника является незаконным, все равно обязан организовать необходимый и достаточный комплекс мероприятий по недопущению отмены оспариваемого приказа судом. Что входит в комплекс таких мероприятий? Это как минимум изучение заявления военнослужащего, назначение квалифицированного представителя по данному делу, сбор и надлежащее оформление документов по данному делу, составление мотивированных возражений, организация контроля за ходом рассмотрения судебного спора, обжалование решения суда (при необходимости). Обычно командир воинской части (чьи действия наиболее часто оспариваются в суде) лично не участвует в судебном заседании. Во-первых, у командира воинской части есть и другие важные задачи, а во-вторых, у него есть в подчинении компетентные в соответствующих вопросах должностные лица. Для ведения дела в суде назначаются представители, а командиры лично либо посредством должностных лиц юридической службы осуществляют методическое руководство ими. Кроме того, по письменному указанию командира воинской части представителями могут быть назначены и непосредственно должностные лица юридической службы. Согласно выраженной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации правовой позиции <6> дела о восстановлении нарушенных прав военнослужащих со стороны органов военного управления и их должностных лиц при прохождении военной службы должны рассматриваться по правилам гл. 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Поэтому большинство дел рассматриваются военными судами именно по правилам главы 25 ГПК РФ. Военные суды в соответствии со ст. 249 ГПК РФ возлагают на орган военного управления, чьи действия оспариваются, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия правового акта, его законности, а также законности принимаемых органом военного управления (его должностным лицом) решений, действий (бездействия). Заявитель по такой категории дел обязан доказать лишь факт нарушения его прав и свобод <7>. -------------------------------- <6> Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с последующими изменениями и дополнениями). <7> Статья 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В итоге основная нагрузка по представлению в суд доказательств и аргументации законности действий органа военного управления (его должностного лица) возлагается на назначенного для участия в суде представителя. С учетом того, что срок рассмотрения такой категории дел в суде составляет до 10 суток <8>, назначенный представитель должен иметь необходимую квалификацию и по сути спора, и по участию в процессе. При занятии представителем пассивной позиции, непредставлении в суд необходимых доказательств, незаявлении в суде о применении пропуска срока обращения с заявлением в суд требования заявителя судом, скорее всего, будут удовлетворены. -------------------------------- <8> Часть 1 ст. 257 ГПК РФ.

Здесь хотел бы обратить внимание читателя на то, что конкретной обязанности "выигрывать" суд ни у командира воинской части, ни у назначенного представителя нет, тем более что в некоторых случаях рассматриваемое судом дело изначально проигрышное. Нет в нормативных актах и однозначного требования применять положения ч. 2 ст. 256 ГПК РФ о пропуске заявителем установленного трехмесячного срока обращения в суд. Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров. Командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут за это ответственность <9>. -------------------------------- <9> Статья 10 УВС ВС РФ.

Вернемся к вопросу о правомочии командира признавать в суде требования подчиненного военнослужащего, влекущие производство излишних денежных выплат, если сам командир считает их законными. Ключевое значение здесь имеет определение законности требований подчиненного к органам военного управления и их должностным лицам. Естественно, окончательный ответ на этот вопрос даст только суд, но и командир (представитель в суде) имеет возможность до вынесения решения суда оценить законность требований военнослужащего. Рассмотрим ситуацию, когда военнослужащий, нуждающийся в жилом помещении, оспаривает, например, приказы о своем увольнении по состоянию здоровья и исключении из списков личного состава воинской части без обеспечения жильем и без согласия на такое увольнение. Заявленные требования явно законны, но у должностного лица (представителя) есть возможность выиграть дело на основании ст. 256 ГПК РФ в связи с пропуском срока обращения в суд. Как быть в таком случае представителю командования? С одной стороны, дело необходимо выиграть, так как неприменение всех процессуальных средств для отстаивания интересов командования свидетельствует о некачественной организации защиты. С другой стороны, такими действиями создаются препятствия для реализации прав заявителя, что запрещено законом. А вступившее в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя в случае применения ст. 256 ГПК РФ будет иметь преюдициальное значение и свидетельствовать о необоснованности требований военнослужащего. Однако такое положение дел совсем не согласуется с нормами ст. 2 Конституции Российской Федерации о признании, соблюдении и защите прав гражданина государством. В рассмотренном примере имеется и еще один важный момент - денежные выплаты. Если приказ об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части будет признан незаконным и отменен, заявитель снова обретет статус военнослужащего и ему будут произведены положенные денежные выплаты. А так как эти выплаты гражданин получит за время неисполнения им обязанностей военной службы, то есть основания отнести их к переплате и взыскивать сумму ущерба с виновных лиц. Далее рассмотрим вопрос ответственности командиров воинских частей за проигрыши в суде. За что же командиры и представители органов военного управления, осуществляющие защиту интересов в суде, должны нести ответственность и какую? Юридическая ответственность представляет собой негативную реакцию государства на совершенное правонарушение и применение к правонарушителю мер государственного воздействия, представляющих для него неблагоприятные лишения личного или материального характера <10>. Юридическая ответственность наступает только за совершение общественно опасного, противоправного виновного деяния, т. е. для наступления ответственности необходимо как минимум совершение правонарушения - нарушения какой-либо нормы закона, устава, приказа либо другой нормы права. -------------------------------- <10> Демидов А. Ю. Юридическая ответственность: понятие, сущность, основные виды // Обществознание: Учеб. пособие для абитуриентов юридических вузов / Под ред. А. В. Опалева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 236.

Согласно ст. 26 УВС ВС РФ военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения. Нормы уголовного и административного права не содержат таких составов правонарушений. К гражданско-правовой ответственности военнослужащий может быть привлечен только за деяния, совершенные не при исполнении обязанностей военной службы. Таким образом, по результатам рассмотрения гражданского дела в суде командиры и назначаемые ими представители могут быть привлечены только к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. 1. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, т. е. за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины <11>. В свою очередь, воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников) <12>. Таким образом, для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности необходимо зафиксировать нарушение им нормы федерального закона, устава либо приказа. -------------------------------- <11> Статья 27 УВС ВС РФ. <12> Статья 1 ДУ ВС РФ.

Судя по обзорам судебной практики Министерства обороны Российской Федерации, основными нарушениями при осуществлении судебной защиты являются несвоевременное обращение за оформлением доверенности для ведения дела в качестве представителя, сокрытие от суда сведений о наличии статуса юридического лица, пассивная позиция при защите интересов (непредставление в суд письменных возражений и доказательств, неприменение срока исковой давности либо давности обращения в суд с заявлением, непринятие мер по обжалованию судебных решений, состоявшихся не в пользу военных организаций, и др.) Ниже рассмотрим возможность привлечения назначенного представителя к ответственности именно за эти действия. Как уже отмечалось, ни один закон не регламентирует сроки обращения за оформлением доверенности, нет указаний на это и в общевоинских уставах и нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации. Получается, что командир, направивший доклад с ходатайством о выдаче доверенности явно с задержкой (за день до судебного заседания), формально ничего не нарушил, каких-либо оснований привлекать его к дисциплинарной ответственности не имеется. В соответствии с принципом состязательности сторон в гражданском процессе сокрытие от суда каких-либо сведений истцом либо ответчиком, в том числе и о государственной регистрации организации в качестве юридического лица, не возбраняется. Стороны в процессе отстаивают разные позиции и имеют право любыми не запрещенными законом способами защищать свои интересы, в том числе и умалчивать определенные сведения. С точки зрения командования, вызывает обоснованную озабоченность перекладывание бремени ответственности с одного органа военного управления на другой, но гражданским процессуальным законодательством это не запрещено. Пассивная позиция представителя при защите интересов также является негативным моментом в работе по судебной защите и обычно ведет к удовлетворению требований заявителей (истцов). Но если задаться вопросом, является ли бездействие ответчика юридически наказуемым поведением, и попытаться отыскать в нормативных актах санкцию за такое поведение, то такие попытки окажутся безрезультатными. Поэтому привлечение представителя к ответственности за такого рода поведение также не обоснованно. Стороны в гражданском процессе имеют право обжаловать вынесенное судебное решение, но не обязаны этого делать. Правосудие должно осуществляться в первую очередь судом первой инстанции, а не вышестоящими судами, которые призваны устранять судебные ошибки. Поэтому если стороны довольны судебным решением либо просто не желают его обжаловать, именно оно вступает в законную силу, становится законным и обязательным для исполнения всеми организациями и лицами. Основным критерием для оценки деятельности командования и представителя в суде по защите интересов органов военного управления и должностных лиц является качественная либо некачественная организация защиты этих интересов, но эта оценка носит субъективный характер. Если нарушение прав военнослужащего подтверждено вступившим в законную силу решением суда, то позиция назначенного представителя по противодействию восстановлению прав заявителя сама является неверной, и наказывать за некачественное отстаивание неверной позиции также не имеет смысла. Кроме того, применение дисциплинарного взыскания способствует укреплению воинской дисциплины лишь в том случае, когда оно обоснованно и справедливо. Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что некачественная организация защиты в суде может свидетельствовать о некомпетентности назначенного представителя либо о нежелании его выигрывать судебное дело, однако это не должно само по себе влечь применение мер дисциплинарной ответственности. 2. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются только за причиненный по их вине реальный ущерб <13>. Допустим, дело в суде, несмотря на участие в процессе представителя командования, проиграно. В результате военная организация должна произвести заявителю денежные выплаты. Если трактовать указанные выплаты как излишние, то можно смело отнести их к сумме реального ущерба <14> и, соответственно, привлекать к материальной ответственности виновных в образовании ущерба должностных лиц. -------------------------------- <13> Статья 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих". <14> Статья 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".

На первый взгляд представитель командования в суде также заслуживает "наказания деньгами", от его действий также зависело, будет ли воинская часть производить выплаты заявителю. Однако чаще оказывается, что действия, признанные в дальнейшем судом незаконными, совершил начальник органа военного управления <15>, а представитель только защищал его интересы в суде. Таким образом, причиной проигрыша явились в первую очередь изначальные незаконные действия виновного должностного лица, чьи действия впоследствии были оспорены в суде, и именно его необходимо привлекать к материальной ответственности. Но на практике такие случаи крайне редки. Командир воинской части, проигравший суд, сам себя привлекать к материальной ответственности не будет, а решение суда поступает именно к нему, а не к вышестоящему начальнику. Соответственно такого ущерба обычно не замечают. Поэтому многие командиры и не боятся нарушать закон, не принимают исчерпывающих мер по удовлетворению подчиненных положенным довольствием. -------------------------------- <15> Исходя из смысла ст. ст. 3 и 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 75 - 86 УВС ВС РФ командиры отвечают за все виды обеспечения военнослужащих и за реализацию ими мер правовой и социальной защиты, поэтому именно их действия чаще всего обжалуются в суде.

Гуманно, по мнению автора, гарнизонные военные суды решают вопрос о взыскании с воинских должностных лиц судебных издержек (государственной пошлины, оплаты услуг представителя, стоимости почтовых услуг и т. д.). Суды обычно взыскивают эти суммы не с проигравшей стороны, которой является конкретное должностное лицо, а с той воинской части, в которой проходят службу ответчики. С точки зрения справедливости такой подход оправдан, ведь довольно часто, несмотря на вынесение судом решения о незаконности действий командира, тот просто не в силах выполнить свои обязанности, например в трехмесячный срок обеспечить служебными квартирами всех прибывших в воинскую часть военнослужащих и членов их семей. Однако еще справедливее было бы эту обязанность возложить не на конкретного командира воинской части, который не строит дома и квартиры, а на федеральные органы исполнительной власти, в подведомственных которым организациях проходят военную службу военнослужащие. Все вышеизложенное отнюдь не означает призыв признавать в суде все требования заявителей ввиду проблематичности последующего наказания за такие действия. Если заявленные в суде требования действительно соответствуют букве закона, то необходимо принять меры по их удовлетворению до вынесения решения судом. В этом случае на момент судебного разбирательства оспариваемые действия (бездействие) командования как предмет заявления будут отсутствовать, не будут затрагивать права и законные интересы заявителя, в связи с чем согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, рекомендую командирам при подписании доверенностей на представление их интересов в суде обращать внимание на наличие в доверенности полномочия по признанию иска (заявления). Если должностное лицо, чьи действия оспариваются, считает требования заявителя незаконными, то признавать такие требования в суде не следует, такое правомочие назначенному представителю не предоставляется, и его необходимо проинструктировать о позиции командования по данному делу. Автор считает, что такой инструктаж могут проводить не только сам командир, но и подчиненные ему должностные лица юридической службы от его имени с росписью об этом в книге инструктажа. Только при наличии указанного инструктажа есть основания привлечь к ответственности представителя, причем не только за признание требований заявителя, но и за невыполнение указаний начальника по отстаиванию его интересов в суде.

------------------------------------------------------------------

Название документа