Правовое заключение на документы о предоставлении отпуска военнослужащим, осуществляющим уход за ребенком, и об оплате данного отпуска

(Миронов В. И.)

("Трудовое право", 2009, N 1)

Текст документа

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ДОКУМЕНТЫ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОТПУСКА ВОЕННОСЛУЖАЩИМ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УХОД ЗА РЕБЕНКОМ, И ОБ ОПЛАТЕ

ДАННОГО ОТПУСКА

В. И. МИРОНОВ

Миронов В. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ.

Заявитель Маркин К. А. оспаривает конституционность п. 9 ст. 10 и п. 13 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. п. 5 и 7 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, которые применены в качестве основания для отказа в предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. После обращения в Европейский суд по правам человека данный отпуск заявителю предоставлен.

Заявитель также оспаривает конституционность абз. 3 и 7 ч. 1 ст. 13, абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также пп. "б" и "е" п. 35, абз. 2 и 3 п. 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865. Применение данных норм привело к выплате заявителю пособия по уходу за ребенком в меньшем размере, чем женщинам-военнослужащим, воспитывающим детей.

В связи с изложенным судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Сергей Петрович Маврин обратился в НЭПС на предмет сообщения правовой позиции по поставленной заявителем проблеме, в частности по вопросу об имеющемся в законодательстве запрете по использованию отпуска по уходу за ребенком военнослужащим - отцом ребенка.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство публичной власти в осуществление права на уважение частной и семейной жизни допускается в демократическом обществе в интересах национальной безопасности. Военнослужащие призваны обеспечить оборону страны и безопасность государства. В связи с чем вмешательство государственной власти в реализацию ими частного права, включая право на использование отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, является допустимым. В ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации допускается ограничение права на участие в воспитании ребенка путем использования отпуска до достижения им возраста трех лет в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное право не отнесено в ст. 56 (ч. 3) Конституции Российской Федерации к числу не подлежащих ограничению. В связи с изложенным оно может быть ограничено в отношении военнослужащих, которые проходят службу с целью обеспечения национальной безопасности государства и обороны страны.

Нельзя признать, что действующее законодательство ограничивает, а не запрещает использование военнослужащим мужского пола отпуска с целью воспитания детей. Предоставление такого отпуска меньшей продолжительности предусмотрено при наступлении обстоятельств, перечисленных в ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы.

Заявитель усматривает наличие дискриминационных оснований при предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет женщинам-военнослужащим и ограничении данного права в отношении военнослужащих-мужчин. Однако, на наш взгляд, в данном случае имеются объективные факторы дифференциации для различного правового регулирования вопроса предоставления отпусков по уходу за ребенком женщинам-военнослужащим и военнослужащим-мужчинам с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким фактором выступает уровень боевой подготовки, который выше у мужчин-военнослужащих, имеющих профессиональное образование, позволяющее исполнять им служебные обязанности с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства. В то время как женщины-военнослужащие, как правило, призваны выполнять при прохождении службы вспомогательные функции, не связанные с боевой подготовкой. В связи с этим в законодательстве использован такой фактор дифференциации, как возможность замены женщины-военнослужащей военнослужащим того же пола, имеющим специальные навыки по выполнению вспомогательных функциональных обязанностей при прохождении военной службы. Тогда как замена военнослужащего-мужчины требует наличия лица, имеющего профессиональный уровень боевой подготовки.

К числу объективных факторов дифференциации следует отнести различия женского и мужского организмов. Очевидно, что в первые месяцы жизни ребенок в основном нуждается в материнской опеке. Таким образом, по нашему мнению, имеются объективные факторы различного правового регулирования предоставления отпусков военнослужащим-мужчинам и женщинам-военнослужащим.

Однако ограничение права военнослужащих-мужчин на использование отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет должно иметь соразмерную компенсацию. Данная компенсация должна быть установлена государством с целью обеспечения надлежащего ухода за ребенком путем предоставления места в детском учреждении или выплаты средств, достаточных для найма лиц, осуществляющих профессиональный уход за ребенком. В рассматриваемом случае вопрос о такой компенсации не ставился.

Хотя нельзя не заметить, что в решении суда первой инстанции от 9 марта 2006 г. об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отпуска заявителю использованы другие основания. Военные юристы пришли к окончательному выводу о том, что заявитель не прекратил брачно-семейные отношения с супругой, они продолжают проживать совместно и отстаивать права и интересы своей семьи. Использование данного основания для отказа в предоставлении отпуска по уходу за ребенком вступает в противоречие со ст. ст. 8, 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 7 (ч. 1), 18, 19 (ч. ч. 1 - 3), 38 (ч. 2), 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. В связи с этим можно сделать вывод о том, что в смысле, который дан оспариваемым нормам при разрешении конкретного дела, они вступили в противоречие с перечисленными международными и конституционными требованиями.

Очевидно, что выплата пособия мужчине-военнослужащему в меньшем размере, чем женщине-военнослужащей, осуществляющей уход за ребенком, не имеет правовых оснований. В данном случае пособие выплачивается на ребенка, поэтому его размер не может быть поставлен в зависимость от пола получателя. Тогда как военные юристы в решении от 18 января 2008 г. пришли к выводу о том, что мужчины-военнослужащие не указаны в законе как получатели пособия на ребенка в размере 40 процентов денежного довольствия по месту службы. В связи с чем таким правом обладают только женщины-военнослужащие. Данная трактовка законодательства привела к нарушению требований ст. ст. 8, 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 7 (ч. 1), 18, 19 (ч. ч. 1 - 3), 38 (ч. 2), 39 (ч. ч. 1 - 2), 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Очевидно, что указание военнослужащих как получателей данного пособия достаточно для его назначения независимо от пола лица, использующего отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В связи с изложенным заявитель вправе не только требовать выплаты пособия в полном размере, но и компенсации морального вреда.

Название документа

Вопрос: Сын родился 19 января 2001 г. В августе 2007 г. получила компенсацию на санаторно-курортное лечение в сумме 7200 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации N 911). Ревизор фининспекции заставил внести сумму в кассу, так как на 1 мая 2007 г. ребенку не было 6 лет и 6 месяцев согласно разъяснениям Главного медицинского управления. Правомерно ли это?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Сын родился 19 января 2001 г. В августе 2007 г. получила компенсацию на санаторно-курортное лечение в сумме 7200 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации N 911). Ревизор фининспекции заставил внести сумму в кассу, так как на 1 мая 2007 г. ребенку не было 6 лет и 6 месяцев согласно разъяснениям Главного медицинского управления. Правомерно ли это?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Представляется, что данное положение Закона Российской Федерации "Об образовании" указывает на то, что школьный возраст начинается с шести лет шести месяцев.

В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, для получения выплаты военнослужащие представляют до 1 мая соответствующего года определенные документы. На момент подачи документов Ваш сын не достиг школьного возраста шести лет шести месяцев, чем и был мотивирован отказ.

Однако ни п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ни вышеназванные Правила императивно не устанавливают, что ребенок должен достичь школьного возраста на момент подачи рапорта, в связи с чем указанная норма может трактоваться и так, что ребенок должен достичь школьного возраста в год выплаты (ведь она ежегодная). Попробуйте оспорить действия фининспекции и командования в военном суде.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555 военнослужащим возмещают 80 - 90% расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях. Какие из перечисленных ниже платных услуг нужно считать дополнительными, которые в расчет возмещения не включаются: ремонт, фонд развития, хозяйственные нужды, дополнительное питание, охрана и др.?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555 военнослужащим возмещают 80 - 90% расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях. Какие из перечисленных ниже платных услуг нужно считать дополнительными, которые в расчет возмещения не включаются: ремонт, фонд развития, хозяйственные нужды, дополнительное питание, охрана и др.?

Ответ: На основании п. 4 Инструкции о порядке выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555, за предоставление платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом детского дошкольного учреждения, выплаты не производятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 849 в соответствии со ст. 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" утвержден Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В данный Перечень включены следующие затраты:

1. Оплата труда и начисления на оплату труда.

2. Приобретение услуг:

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги по содержанию имущества;

- арендная плата за пользование имуществом;

- прочие услуги.

3. Прочие расходы.

4. Увеличение стоимости основных средств.

5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Таким образом, расходы, которые не указаны в вышеназванном Перечне, будут являться дополнительными.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Дата рождения ребенка - 2 марта 2001 г., ребенок посещает детское дошкольное учреждение. Имею ли я право на получение компенсации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 как на ребенка школьного возраста и одновременно выплату на содержание детей в детских дошкольных учреждениях согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Дата рождения ребенка - 2 марта 2001 г., ребенок посещает детское дошкольное учреждение. Имею ли я право на получение компенсации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 как на ребенка школьного возраста и одновременно выплату на содержание детей в детских дошкольных учреждениях согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555?

Ответ: Социальные гарантии, предусмотренные Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, и Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555 "О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации" разного характера, они не взаимоисключающие, поэтому могут реализовываться одновременно.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: В 2001 г. после окончания военного училища получил беспроцентную ссуду на обзаведение имуществом первой необходимости. В 2008 г. заключил 1-й брак и обратился к командованию с рапортом на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости. В ее выплате отказано. Законен ли отказ командования? Есть ли судебная перспектива на обжалование отказа командования?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: В 2001 г. после окончания военного училища получил беспроцентную ссуду на обзаведение имуществом первой необходимости. В 2008 г. заключил 1-й брак и обратился к командованию с рапортом на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости. В ее выплате отказано. Законен ли отказ командования? Есть ли судебная перспектива на обжалование отказа командования?

Ответ: Производимое должностными лицами органов военного управления и судами толкование п. 7 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 796 свидетельствует о правомерности отказа в удовлетворении Вашего рапорта и отсутствия судебной перспективы по оспариванию отказа.

Многие ученые-юристы имеют противоположную точку зрения. См.: Сливков А. С. Системно-правовой анализ оснований и порядка осуществления военнослужащими выплат на обзаведение имуществом первой необходимости // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 11.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Командир части обязывает проходить службу в добровольном порядке до получения жилья. Разъясните порядок прохождения такой службы. Присваиваются ли воинские звания? Распространяется ли страховка ВСК при получении травм? Является ли такой военнослужащий материально ответственным лицом? Остается ли за военнослужащим закрепленное оружие и порядок его применения? Несется ли служба в наряде такими военнослужащими и в каких видах?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Командир отдельной роты ФСО России, предельный возраст наступает 5 декабря 2008 г. В связи с отсутствием жилья командир части обязывает проходить службу в добровольном порядке до получения жилья. Прошу разъяснить порядок прохождения службы в добровольном порядке. Присваиваются ли воинские звания при прохождении службы в добровольном порядке? Распространяется ли страховка ВСК на военнослужащих, проходящих службу в добровольном порядке, при получении травм? Является ли военнослужащий, проходящий службу в добровольном порядке, материально ответственным лицом? Остается ли за военнослужащим закрепленное оружие и порядок его применения? Несется ли служба в наряде такими военнослужащими и в каких видах?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Однако в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 статьи 32 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", о котором упоминается в Вашем вопросе, говорится, что "...после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы - с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, ТАКОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ (выделено мной. - Р. З.) только до дня обеспечения жилым помещением...".

Таким образом, создается неопределенность в понимании правового положения военнослужащих, проходящих военную службу в добровольном порядке, но не заключивших новый контракт. В связи с этим существуют различные точки зрения относительно правового положения такой категории лиц. Представляется, что наиболее правильной будет позиция, заключающаяся в том, что правовое положение указанных военнослужащих аналогично правовому положению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, т. е. они имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность как военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Советуем также ознакомиться с материалом по данному вопросу, опубликованным в Российском военно-правовом сборнике N 5 2006 г.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Правомерно ли решение Ставропольского ОГВК о начислении пенсии исходя из 15 тыс. руб.? Майор запаса, 32 года выслуги. Уволен в запас 28 марта 2008 г. по болезни. Оплата по последней занимаемой должности составляет 15 тыс. руб. Заработная плата исчислялась по ранее занимаемой должности в сумме 21 тыс. руб.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Правомерно ли решение Ставропольского ОГВК о начислении пенсии исходя из 15 тыс. руб.? Майор запаса, 32 года выслуги. Уволен в запас 28 марта 2008 г. по болезни. Оплата по последней занимаемой должности составляет 15 тыс. руб. Заработная плата исчислялась по ранее занимаемой должности в сумме 21 тыс. руб.

Ответ: В соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

Так как Ваше воинское звание "майор", то пенсия Вам правомерно исчислена исходя из оклада по последней занимаемой штатной воинской должности.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Выслуга более 20 лет. Обеспечивался жильем от Министерства обороны РФ в 1999 г. в виде однокомнатной квартиры. В 2001 г. приватизировал и продал ее. В 2004 г. переведен в г. Санкт-Петербург. Зарегистрирован при части, поставлен в очередь на получение постоянного жилья на основании ст. 53 ЖК РФ. ОМИС отказал в постановке на учет. Суды 1-й и 2-й инстанций жалобу не удовлетворили. Поясните, на какое жилье я могу рассчитывать?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Выслуга более 20 лет. Прохожу службу. Обеспечивался жильем от Министерства обороны Российской Федерации в 1999 г. в виде однокомнатной квартиры. В 2001 г. приватизировал и продал квартиру. В 2004 г. переведен в г. Санкт-Петербург. Зарегистрирован при части, поставлен в очередь на получение постоянного жилья на основании ст. 53 ЖК РФ. ОМИС отказал в постановке на учет. Суды 1-й и 2-й инстанций жалобу не удовлетворили. Прошу пояснить, почему не исполняется ст. 53 ЖК РФ. На какое жилье я могу рассчитывать?

Ответ: Без знания точных обстоятельств дела и изучения решений судов на Ваш вопрос однозначно ответить затруднительно. В то же время следует указать, что основным документом жилищного законодательства является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), остальные нормативные правовые акты издаются в соответствии с ним и не должны ему противоречить. Поэтому действие ст. 53 ЖК РФ, представляется, должно на Вас распространяться.

В связи с изложенным, если в процессе военной службы военнослужащим совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то в соответствии со ст. 53 ЖК РФ такой гражданин принимается на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом в соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные выше.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Возможно, причиной отказа в принятии Вас на учет со ссылкой на ч. 1 ст. 54 ЖК РФ послужило непредставление Вами справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района (п. 27 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80). Но, естественно, если квартира приватизирована и продана, такую справку представить невозможно. В таком случае и необходимо применять ст. 53 ЖК РФ.

Если Вами не пропущен шестимесячный срок, Вам необходимо обжаловать вступившее в законную силу решение суда в суд надзорной инстанции.

В заключение хотелось бы напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Подполковник запаса. Приобрел жилую площадь в г. Санкт-Петербурге. Сын - офицер, закончил военное училище в 2006 г., проходил военную службу в г. Мурманске, состав семьи - 3 человека. Сможет ли мой сын на следующий год приобрести себе в собственность жилую площадь в г. Санкт-Петербурге? Реально ли действует НИС жилищного обеспечения военнослужащих? Или сыну, как и мне, в итоге придется выкладывать средства из своего кармана?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Подполковник запаса. Три года ожидал решения своего жилищного вопроса. В итоге реализовал положенный мне ГЖС, залез в долги и приобрел жилую площадь в г. Санкт-Петербурге. Сын - офицер, закончил военное училище в 2006 г., проходил военную службу в г. Мурманске, состав семьи - 3 человека. Благодаря Вашему изданию "Право в Вооруженных Силах" наконец-то нашел Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ, но остается много неясных вопросов. Хотелось бы узнать, сможет ли мой сын на следующий год приобрести себе в собственность жилую площадь в г. Санкт-Петербурге? Реально ли действует НИС жилищного обеспечения военнослужащих? Или сыну, как и мне, в итоге придется выкладывать средства из своего кармана?

Ответ: Если срок участия Вашего сына в накопительно-ипотечной системе к моменту приобретения жилья в собственность будет составлять минимум три года, то в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ он будет иметь право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:

1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений;

2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу);

3) приобретения жилого помещения (жилых помещений) по договору участия в долевом строительстве.

При этом предельный размер целевого жилищного займа не будет превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.

Советую Вам внимательно ознакомиться с Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов и Правилами оформления ипотеки в отношении участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370.

Для дополнительной информации советую Вам также ознакомиться со следующими статьями: Мананников Д. Ю. Сможет ли накопительно-ипотечная система решить жилищную проблему военнослужащих? // Гражданин и право. 2008. N 3; Кудашкин А. В. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих продолжает совершенствоваться // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 2.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Майор, имею выслугу 23 календарных года, офицер боевого управления, несу круглосуточное боевое дежурство. Положены ли мне дополнительные дни отдыха или присоединение этих дней к основному отпуску? Каким приказом это установлено? Возможна ли денежная компенсация? Ситуация такова, что существует нехватка личного состава и дежурство осуществляется сутки через сутки.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Майор, имею выслугу 23 календарных года, офицер боевого управления, несу круглосуточное боевое дежурство. Положены ли мне дополнительные дни отдыха или присоединение этих дней к основному отпуску? Каким приказом это установлено? Возможна ли денежная компенсация? Ситуация такова, что существует нехватка личного состава и дежурство осуществляется сутки через сутки.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Однако до настоящего времени министром обороны Российской Федерации порядок и условия выплаты указанной выше денежной компенсации не установлены.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 вышеназванной статьи не предоставляется.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Получаю пенсию по случаю потери кормильца. 60 лет. Работаю. Работодатель регулярно перечисляет деньги в Пенсионный фонд Российской Федерации. Муж умер во время прохождения военной службы. Приравниваюсь ли я к военным пенсионерам и имею ли право на получение второй трудовой пенсии?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Получаю пенсию по случаю потери кормильца. 60 лет. Работаю. Работодатель регулярно перечисляет деньги в Пенсионный фонд Российской Федерации. Муж умер во время прохождения военной службы. Приравниваюсь ли я к военным пенсионерам и имею ли право на получение второй трудовой пенсии?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее - Закон) супруги лиц, указанных в статье 1 Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом.

Пункт "а" ст. 21 Закона имеет следующее содержание: "инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг".

К сожалению, так как Ваш муж умер не в связи с получением военной травмы, права на получение второй пенсии Вы не имеете.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: На семью из 5 человек в 2004 г. получил квартиру 87 кв. м, был поставлен в очередь на получение дополнительной жилой площади. Сейчас проживаю в квартире по договору социального найма. В 2009 г. планирую приватизировать имеющуюся квартиру. Какой будет порядок получения мной в последующем дополнительной жилой площади, ее статус, мои права, в том числе при увольнении либо переводе к другому месту службы?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: На семью из 5 человек в 2004 г. получил квартиру 87 кв. м, был поставлен в очередь на получение дополнительной жилой площади. Сейчас проживаю в квартире по договору социального найма. В 2009 г. планирую приватизировать имеющуюся квартиру. Какой будет порядок получения мной в последующем дополнительной жилой площади, ее статус, мои права, в том числе при увольнении либо переводе к другому месту службы?

Ответ: Для полного мотивированного ответа Вы привели недостаточно информации. Так, в частности, "очередь на получение дополнительной жилой площади" ничем не предусмотрена. ЖК РСФСР был предусмотрен учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ЖК РФ - учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР (действовавшей в 2004 году) право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой статьи. Так, ч. 2 было предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Основанием для предоставления является нуждаемость, поэтому граждане снимались с учета, если отпали основания признания их нуждающимися (ст. 29 ЖК РСФСР). При этом, в соответствии с п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они обеспечены жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного субъектом Российской Федерации (имелась в виду учетная норма, а не норма предоставления).

Таким образом, так как Вы согласились на получение указанной квартиры и у Вас на одного члена семьи приходится больше учетной нормы, Вас по общему правилу должны были снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и больше Вам никакая жилая площадь предоставляться не должна.

Однако следует учитывать, что в некоторых субъектах Российской Федерации было установлено, что граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, если квартира им была предоставлена не по нормам предоставления. Если это относится к Вашему случаю, то будет применяться ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При наличии жилого помещения в собственности при переводе к новому месту военной службы Вы будете иметь право на предоставление служебного жилого помещения или общежития (п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Если Вы состоите на учете нуждающихся в жилых помещениях, при увольнении на Вас будет распространяться гарантия, установленная п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Военнослужащий контрактной службы. Выслуга лет - 15,5. Первый контракт заключил в 1994 г. Проживаю с семьей (4 человека) в закрытом военном городке, квартира служебная. В 2006 г. мною поданы документы на ГЖС. Могут ли меня уволить согласно подп. "а" или "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ, не предоставив перед увольнением ГЖС? Не является ли это нарушением условий контракта?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Военнослужащий контрактной службы. Выслуга лет - 15,5. Первый контракт заключил в 1994 г. Проживаю с семьей (4 человека) в закрытом военном городке, квартира служебная. В 2006 г. мною поданы документы на ГЖС. Могут ли меня уволить согласно подп. "а" или "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, не предоставив перед увольнением ГЖС? Не является ли это нарушением условий контракта?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат (ГЖС) для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Если Вы будете увольняться по достижении предельного возраста, то Вам до исключения из списков личного состава воинской части должен быть выдан государственный жилищный сертификат. Обязанность Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренная п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о выдаче ГЖС в последний год военной службы считается выполненной именно с момента выдачи ГЖС, а не с момента приобретения с его помощью жилого помещения.

В то же время следует указать, что анализ последней судебной практики (в частности, решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30) свидетельствует, что суды полагают правомерным увольнение военнослужащих без предоставления жилья (выдачи ГЖС) в избранном месте жительства, если он обеспечен жилым помещением (даже служебным) по установленным нормам по месту прохождения военной службы.

Если Вы будете увольняться по истечении срока контракта и Ваша выслуга лет в календарном исчислении будет менее 20, Вы не будете иметь права на получение ГЖС.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Майор, календарная выслуга - 12 лет. Зарегистрирован в квартире матери, жена - у своей матери. В 2007 г. поставлен в очередь на получение жилья. Работники КЭЧ части говорят, что поставили меня на очередь в части неправильно, так как общая площадь у меня и жены больше учетной по данному региону. Правомерно ли это? Положена ли мне квартира по увольнении по ОШМ по последнему месту службы? Как мне получить квартиру от Минобороны России?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Майор, календарная выслуга - 12 лет. В 2001 г. закончил военное училище. С 2001 г. по 2006 г. проходил службу в Республике Таджикистан. В 2006 г. уволился по окончании контракта. В 2007 г. вновь поступил на военную службу в часть в родном городе. Зарегистрирован в квартире матери, она является собственником (общая площадь квартиры - 30,6 кв. м). В квартире всего прописано 2 человека - я и моя мама. Моя жена также проживает в квартире своей матери, которая является собственником квартиры (общая площадь - 43 кв. м; всего прописано 2 человека - жена и ее мама). Ни я, ни жена собственниками не являемся, от Министерства обороны Российской Федерации жильем не обеспечивались. Учетная норма в регионе - 10 кв. м общей площади на одного человека. В 2007 г. жилищной комиссией части признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в очередь на получение жилья. Сейчас работники КЭЧ части говорят, что поставили меня на очередь в части неправильно, так как общая площадь у меня и жены больше учетной по данному региону. Правомерно ли это? В 2009 г. планируется ОШМ. Положена ли мне квартира по увольнении по ОШМ по последнему месту службы? Если нет, то в каких случаях возможно получение мною квартиры от Министерства обороны Российской Федерации? Что для этого необходимо?

Ответ: Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с данной статьей гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, с учетом положений ст. 51 ЖК РФ представляется, что Вы и члены Вашей семьи обеспечены жильем надлежащим образом.

В связи с данным обстоятельством оснований для признания Вас нуждающимся и предоставления Вам и членам Вашей семьи жилого помещения нет.

Ситуация выглядела бы другим образом, если бы Вы и Ваша жена не осуществляли совместное проживание с родителями. В таком случае у Вас была бы возможность указать на тот факт, что в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ Ваши родители не являются членами Вашей семьи. Либо Вы были вселены собственниками на основании соглашений, предусмотренных ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, указывающих на временный характер Вашего проживания.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: В июле после отпуска по окончании ВВУЗа прибыл в воинскую часть, находящуюся в Свердловской области. Каким образом должны быть предоставлены дополнительные 5 суток отдыха ("климатические") - полностью или пропорционально прослуженному времени? Когда возможно их использование?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: В июле после отпуска по окончании ВВУЗа прибыл в воинскую часть, находящуюся в Свердловской области. Каким образом должны быть предоставлены дополнительные 5 суток отдыха ("климатические") - полностью или пропорционально прослуженному времени? Когда возможно их использование?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха), в частности, военнослужащим, проходящим военную службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток.

Вместо увеличения продолжительности основного отпуска или его части по желанию военнослужащего ему может предоставляться до дня начала отпуска дополнительное время отдыха из расчета одни сутки отдыха за каждые сутки установленного вышеназванным Положением увеличения отпуска.

В соответствии с п. 9 ст. 29 указанного Положения военнослужащим, окончившим военно-учебное заведение, основной отпуск предоставляется после его окончания. Вы свой основной отпуск использовали и в текущем году права на увеличение его продолжительности не имеете.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Жена военнослужащего по контракту не работает (домохозяйка). Обладает ли она правом на бесплатный проезд один раз в год к месту проведения отпуска и обратно?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1)

Текст документа

Вопрос: Жена военнослужащего по контракту не работает (домохозяйка). Обладает ли она правом на бесплатный проезд один раз в год к месту проведения отпуска и обратно?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту, указанные в абз. 6 - 10 п. 5 ст. 2 (к которым относится и супруга), имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на проезд на безвозмездной основе один раз в год - к месту использования отпуска и обратно (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.).

Работает ли жена военнослужащего или нет, для реализации указанной социальной гарантии значения не имеет.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

Название документа