О порядке выплаты пенсии гражданам, проходившим военную службу, при выезде на постоянное место жительства за границу

(Шикалова О. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ ГРАЖДАНАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ПРИ ВЫЕЗДЕ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ЗА ГРАНИЦУ

О. В. ШИКАЛОВА

Шикалова О. В., кандидат юридических наук.

На практике нередко возникают ситуации, когда военнослужащие после увольнения с военной службы намереваются выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (например, по месту жительства родственников). В настоящей статье мы рассмотрим, каким образом разрешаются вопросы пенсионного обеспечения военных пенсионеров, выехавших на постоянное жительство за границу. Согласно ст. 65 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами. Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, регулируется Федеральным законом "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ, а также Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 (далее - Положение). При этом действие указанных нормативных актов распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."), независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства. Гражданам, имеющим право на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации двух пенсий, оформление их перевода и выплаты осуществляется одновременно. Согласно ст. 1 Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед. При этом сумма пенсии, выплачиваемая за шесть месяцев вперед, определяется путем умножения на шесть размера пенсии, установленного на день представления гражданином, выезжающим на постоянное жительство за пределы России, в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (соответствующие пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации), заявления о выплате пенсии за шесть месяцев вперед и установленных документов. Шестимесячный период, за который выплачивается пенсия, рассчитывается начиная с месяца, следующего за месяцем представления указанных заявления и документов. Выплата пенсии за шесть месяцев вперед производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан, в порядке, установленном для выплаты пенсии на территории Российской Федерации. Выплата пенсии за шесть месяцев вперед производится: - гражданину Российской Федерации - на основании заявления по установленной форме (приложение N 1 к Положению) и паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, при наличии в нем отметки "для проживания за границей"; - иностранному гражданину - на основании заявления по установленной форме (приложение N 1 к Положению), национального паспорта, копии вида на жительство и визы иностранного государства, в которое он намерен въехать (если она необходима); - лицу без гражданства - на основании заявления по установленной форме (приложение N 1 к Положению), копии вида на жительство и визы иностранного государства, в которое он намерен въехать (если она необходима). Перерасчет суммы пенсии, выплаченной за шесть месяцев вперед, в связи с изменением в соответствии с законодательством Российской Федерации размеров пенсий в период, за который выплачена пенсия, не производится. В случае если гражданин после выплаты пенсии за шесть месяцев вперед не выехал на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ему может быть вновь выплачена пенсия за шесть месяцев вперед, при условии обращения за следующей выплатой пенсии по истечении шестимесячного периода, за который пенсия ему была выплачена <1>. -------------------------------- <1> Важно отметить, что, поскольку с государствами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина) имеется Соглашение о пенсионном обеспечении от 10 мая 1992 г. (с Молдавией вступило в силу с декабря 1999 г.), положение о выплате назначенной пенсии вперед на пенсионеров, получавших пенсии по законодательству Российской Федерации и выезжающих в указанные страны, не распространяется, так как выплата пенсий им производится по законодательству и за счет бюджета страны проживания. Данный вывод вытекает из смысла п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В соответствии с вышеназванным Соглашением при переезде пенсионера из одного государства в другое выплата пенсии вперед не предусматривается.

Заметим, что существуют три возможных варианта выплаты "военных" пенсий гражданам, выезжающим за границу: 1) порядок пенсионного обеспечения может быть установлен по законодательству страны пребывания; 2) суммы назначенных государственных пенсий могут переводиться из России за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции; 3) суммы назначенных государственных пенсий в рублях могут выплачиваться в Российской Федерации по доверенности пенсионера либо путем зачисления во вклад на его имя в соответствующем учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации. Рассмотрим каждый из упомянутых способов пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу и выехавших на постоянное жительство за границу, подробнее. Первый способ. В соответствии со ст. ст. 1, 4 и 64 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, заключенным между государствами СНГ 15 мая 1992 г., Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и другими соглашениями при выезде на постоянное жительство уволенных с военной службы граждан, членов семей умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, до назначения им пенсии в государства, являющиеся участниками СНГ, и другие государства, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о социальном обеспечении, пенсионное обеспечение их осуществляется в соответствии с этими соглашениями (договорами) компетентными органами государств, на территорию которых они прибыли. При выезде в государства - бывшие республики СССР, не входящие в состав СНГ, законодательством которых либо заключенными Российской Федерацией соответствующими соглашениями (договорами) не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения этими государствами на основаниях, установленных для граждан, проходивших военную службу, пенсионеров из их числа и членов их семей, пенсионное обеспечение осуществляется соответствующими пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации или иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, если иное не предусмотрено заключенными Российской Федерацией соглашениями (договорами) по данному вопросу. Второй способ - перевод пенсии из России за границу. Согласно ст. 2 Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы России и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в российских рублях. Заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации по установленной форме (приложение N 2 к Положению) подается в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в Пенсионный фонд представляются документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справка о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое). Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами России, выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением России либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, справка о дате выезда - дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Для выплаты пенсий, назначенных на нетрудоспособных граждан (детей, братьев, сестер и внуков, не достигших 18 лет) и на граждан, признанных в установленном порядке судом недееспособными, получателями которых являются их законные представители, указанные документ и справка представляются и на граждан, на которых назначена пенсия, и на их законных представителей. В случае если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, пенсии за выслугу лет космонавтам и работникам летно-испытательного состава, выплата надбавки к пенсии неработающим пенсионерам на нетрудоспособных иждивенцев, другие предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи), то дополнительно представляется документ, свидетельствующий о том, что пенсионер не выполняет оплачиваемую работу, выданный дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Пенсионный фонд России на основании заявления гражданина и вышеперечисленных документов для организации выплаты пенсии запрашивает у органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (например, у пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации), справку по его пенсионному делу по установленной форме (для военнослужащих - в соответствии с приложением N 4 к Положению). После получения справки Пенсионный фонд осуществляет перевод пенсии за пределы России. Перевод пенсии за пределы России производится начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы России, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом), с соблюдением норм законодательства о порядке выплаты пенсий, не полученных пенсионером своевременно. При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата пенсии производится не ранее чем с 15 июня 1998 г. Размер пенсии, подлежащей переводу за пределы Российской Федерации, пересматривается Пенсионным фондом Российской Федерации при принятии федеральных законов, дающих право на более высокую пенсию, если такой пересмотр может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на пересмотр размера пенсии, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное. Перерасчет, индексация, корректировка размера пенсии, подлежащей переводу за пределы Российской Федерации, производятся в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев, установленная к пенсии неработающим пенсионерам до их выезда, выплачивается при условии, если гражданин, выехавший на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, представит в Пенсионный фонд Российской Федерации или в орган, осуществлявший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, заявление о продолжении выплаты надбавки по установленной форме (приложение N 5 к Положению) с нотариально удостоверенной подписью и документ, свидетельствующий о том, что пенсионер не выполняет оплачиваемую работу, выданный дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится при условии представления в Пенсионный фонд Российской Федерации документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года. Для выплаты пенсий, назначенных на нетрудоспособных граждан (детей, братьев, сестер и внуков, не достигших 18 лет) и на граждан, признанных в установленном порядке судом недееспособными, получателями которых являются их законные представители, документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, представляется на получателя пенсии и на гражданина, на которого назначена пенсия. Такой документ выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. В случае если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, пенсии за выслугу лет космонавтам, работникам летно-испытательного состава, надбавки к пенсии неработающим пенсионерам на нетрудоспособных иждивенцев, другие предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи), одновременно с документом, подтверждающим факт нахождения гражданина в живых, представляется документ, свидетельствующий о том, что пенсионер не выполняет оплачиваемую работу, который выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. В случае непредставления указанных документов выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После их представления выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод пенсии гражданину на его счет в банке или другом финансово-кредитном учреждении иностранного государства, в котором он постоянно проживает, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. Выплата гражданину не полученной им пенсии за прошедшее время осуществляется исходя из размеров пенсии, установленных законодательством Российской Федерации на соответствующий период, за который производится выплата. Третий способ - выплата пенсии на территории Российской Федерации. Гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, пенсия может выплачиваться на территории Российской Федерации независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации по установленной форме (приложение N 6 к Положению) и соответствующие документы подаются в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации. Орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, после получения всех необходимых документов проверяет правильность исчисления пенсии и возобновляет (восстанавливает) ее выплату на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если пенсия гражданину переводилась за пределы Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, извещает Пенсионный фонд Российской Федерации (иной орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, например соответствующий военный комиссариат) о поступлении от гражданина заявления о выплате ему пенсии на территории Российской Федерации и запрашивает документ о прекращении перевода пенсии за пределы Российской Федерации. Выплата пенсии производится органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации до его выезда за ее пределы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время его проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата гражданину не полученной им пенсии за прошедшее время производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, на основании данных о невыплаченных суммах пенсии, соответствующего заявления гражданина и паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации либо вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства).

Название документа Вопрос: Военнослужащим ФГУП "Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" отказывают в выплате единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга, мотивируя тем, что для указанной категории военнослужащих устанавливается система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей. Правомерно ли это? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Военнослужащим ФГУП "Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" отказывают в выплате единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга, мотивируя тем, что для указанной категории военнослужащих устанавливается система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей. Правомерно ли это?

Ответ: В том случае, если в Вашем ФГУП установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, то в соответствии с правилами ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ действия командования можно считать правомерными, так как в соответствии с данной статьей военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Подполковник, достиг предельного возраста, выслуга 28 календарных лет, 5 лет на новом месте службы, признан жилищной комиссией нуждающимся в получении жилья. Снимаю жилье. Согласно ст. 57 ЖК РФ жилье по договору социального найма предоставляется в порядке очередности и исходя из времени принятия на учет. Получается, что я получу жилье в 62 года. Что делать? Получать жилищный сертификат не желаю, нет дополнительных средств. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Подполковник, достиг предельного возраста, выслуга 28 календарных лет, 5 лет на новом месте службы, признан жилищной комиссией нуждающимся в получении жилья. Желаю получить жилье по договору социального найма по последнему месту службы. Снимаю жилье. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилье по договору социального найма предоставляется в порядке очередности и исходя из времени принятия на учет. Получается, что согласно списку в воинской части я получу жилье в 62 года. Что делать? Получать государственный жилищный сертификат не желаю, нет дополнительных средств.

Ответ: Действительно, проблема, связанная с обеспечением военнослужащих, увольняемых с военной службы, жильем, очень сложная. Ситуация, в которой Вы находитесь, не единична. С правовой точки зрения данную проблему не решить, требуется комплекс экономических программ, связанных со строительством и приобретением жилых помещений для военнослужащих. В то же время помощь Вам может оказать внеочередной порядок обеспечения жильем при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста. Более подробно см. ответ на вопрос под кодом 040808.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Выслуга - 21 год, офицер. Признан ВВК негодным к военной службе (п. "д"), без установления инвалидности. Какие положены выплаты при увольнении? Положены ли мне 10% к пенсионному обеспечению? Есть ли льготы на "гражданке" в связи с тем, что заболевание получено в период прохождения военной службы? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Выслуга - 21 год, офицер. Признан ВВК негодным к военной службе (п. "д"), без установления инвалидности. Какие положены выплаты при увольнении? Положены ли мне 10% к пенсионному обеспечению? Есть ли льготы на "гражданке" в связи с тем, что заболевание получено в период прохождения военной службы?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Вам следует обратить внимание на причинную связь заболевания, указанную в заключении ВВК: право на указанную выплату возникает при наличии досрочного увольнения (до истечения срока контракта) и если в заключении указано "военная травма". Вы имеете право на медицинское обеспечение, предусмотренное ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Так, в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона граждане, уволенные с военной службы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Члены семей указанных граждан (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При амбулаторном лечении лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Вы и члены Вашей семьи во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваетесь санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные граждане оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы 20 лет и более в размере 20 окладов денежного содержания. Если в течение года после увольнения Вам будет установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, то Вы приобретете право на страховую выплату, предусмотренную п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ: - инвалиду I группы - 75 окладов месячного денежного содержания; - инвалиду II группы - 50 окладов; - инвалиду III группы - 25 окладов.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Выслуга - 10 лет. Списался по ОШМ в 2001 г. Контракт не подписывал. Написал рапорт на увольнение. Жилищная комиссия признала нуждающимся в жилье. В 2004 г. вывели за штат. До сих пор в распоряжении командира. В августе 2007 г. перестали платить денежное довольствие, ссылаясь на Приказ N 200. Сейчас на службу не хожу. Правильно ли меня лишили денежного довольствия? И почему не ставят на должность или не увольняют? Квартиру не распределили, хотя жилье было выделено, но разошлось по командному составу без очереди! ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Выслуга - 10 лет. Списался по ОШМ в 2001 г. Контракт не подписывал. Написал рапорт на увольнение. Жилищная комиссия признала нуждающимся в жилье. В 2004 г. вывели за штат. До сих пор в распоряжении командира. В августе 2007 г. перестали платить денежное довольствие, ссылаясь на Приказ N 200. Сейчас на службу не хожу. Правильно ли меня лишили денежного довольствия? И почему не ставят на должность или не увольняют? Квартиру не распределили, хотя жилье было выделено, но разошлось по командному составу без очереди!

Ответ: Вопросы, заданные Вами, неоднократно освещались на страницах нашего журнала. Ответы на вопросы см.: п. п. 46 - 50 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, а также: Сливков А. С. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника) // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 5; Выскубин А. А. О некоторых вопросах, связанных с выплатой военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы // Там же. 2007. N 9. С. 39 - 44; Никишин Д. В., Закиров Р. А. Необоснованное лишение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и правовые последствия // Там же. 2007. N 7. С. 24 - 27. При этом автор советует Вам ознакомиться со статьей А. С. Зорина "Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы", опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 12 за 2007 г. (с. 49 - 56). Что касается нераспределения Вам квартиры и одновременного распределения ее другим военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в "обход" очереди, то автор советует Вам обратиться с заявлением о преступлении. Более подробно см.: Зорин А. С. Сообщение о преступлении как эффективное средство правовой защиты военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2. По вопросу определения служебно-должностного положения необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность (п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ). При этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттестационного листа с отзывом и копию служебной карточки. Аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуры военнослужащих своей воинской части, а также документы других военнослужащих, дает заключение по рассмотренным кандидатурам. В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению N 4 к указанной Инструкции. Если аттестационной комиссией воинской части ходатайство кандидата по вопросу назначения на воинскую должность отклонено, то он об этом уведомляется в письменной форме в установленном порядке. Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Военнослужащие, проходящие военную службу в местностях Российской Федерации, где установлен срок военной службы, вправе предложить на рассмотрение аттестационных комиссий воинских частей, дислоцированных в другой местности Российской Федерации, где не установлен срок военной службы или установлены другие сроки военной службы, свою кандидатуру после того, как они выслужили установленные сроки военной службы в этих местностях. Однако указанным ведомственным нормативным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены какие-либо сроки "прохождения" и составления документов. В отношении первого вопроса необходимо отметить следующее: так как Вы не ходите на службу, то в соответствии с п. 68 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе командира воинской части. При этом, если военнослужащий выходил на службу, но не приступал к исполнению обязанностей военной службы, срок не прерывается.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Старший оператор, ефрейтор, в боевом дежурстве занята слуховым контролем: наблюдением и слуховым приемом радиопередач на приемном центре. Прошу разъяснить п. 2 ст. 28 Приказа Министра обороны РФ от 6 октября 1999 г. N 500, согласно которому военнослужащему предоставляются отпуска, предусмотренные также иными законодательными актами Российской Федерации. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Старший оператор, ефрейтор, в боевом дежурстве занята слуховым контролем: наблюдением и слуховым приемом радиопередач на приемном центре. Прошу разъяснить п. 2 ст. 28 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 500, согласно которому военнослужащему предоставляются отпуска, предусмотренные также иными законодательными актами Российской Федерации.

Ответ: Основания и порядок предоставления военнослужащим отпусков, в том числе и дополнительных, регулируются ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и ст. ст. 28 - 33 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Пунктом 2 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что военнослужащим могут быть предоставлены отпуска по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Указанная норма устанавливает, что если иными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации будут предложены иные, помимо указанных в п. 1 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы, основания предоставления отпусков военнослужащим, они могут быть им предоставлены. При этом в указанных актах в качестве субъекта права на отпуск должен быть указан военнослужащий.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Старший оператор, ефрейтор, в боевом дежурстве занята слуховым контролем: наблюдением и слуховым приемом радиопередач на приемном центре. Имею ли я право на дополнительный отпуск 12 суток в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, раздел XXXIV - связь, подп. 5? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Старший оператор, ефрейтор, в боевом дежурстве занята слуховым контролем: наблюдением и слуховым приемом радиопередач на приемном центре. Имею ли я право на дополнительный отпуск 12 суток в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, раздел XXXIV - связь, подп. 5?

Ответ: Действительно, в настоящее время действует Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" от 25 октября 1974 г. N 298/П-22. Данным Постановлением, в частности, регулируются вопросы предоставления работникам дополнительного отпуска. Военнослужащие к работникам не относятся, в связи с этим указанный отпуск Вам не положен.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Мой муж - ветеран боевых действий умер при исполнении служебных обязанностей. Положена ли моим несовершеннолетним детям ежемесячная денежная выплата за участие отца в боевых действиях? В пенсионном фонде отказали, сослались на то, что он не успел уйти на пенсию. Выслуга у мужа 23 года 6 месяцев. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Мой муж - ветеран боевых действий умер при исполнении служебных обязанностей. Положена ли моим несовершеннолетним детям ежемесячная денежная выплата за участие отца в боевых действиях? В пенсионном фонде отказали, сослались на то, что он не успел уйти на пенсию. Выслуга у мужа 23 года 6 месяцев.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и выплаты пенсии по случаю потери кормильца регулируется Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В соответствии со ст. 28 названного Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении. В частности, независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел) - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дедушка и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в частности, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. При этом, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по указанному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий устанавливается в размере 1503 руб. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294 к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты, должны быть приложены следующие документы: - удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; - о признании членом семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: - о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; - удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя); - о смерти кормильца; - подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем; - подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца; - подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Г. Ижевск, пенсионер Минобороны России. Выслуга - 30 лет. В 2007 г. расформирован военный госпиталь Минобороны России. Пенсионеры Минобороны России лечатся по месту жительства. К военному госпиталю строителей не прикрепили. В феврале лечился платно в стационаре ФГМУ Спецстроя. Затраты по договору - 10 тыс. руб. Как получить компенсацию в соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих"? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Г. Ижевск, пенсионер Минобороны России. Выслуга - 30 лет. В 2007 г. расформирован военный госпиталь Минобороны России. Пенсионеры Минобороны России лечатся по месту жительства. К военному госпиталю строителей не прикрепили. В феврале лечился платно в стационаре ФГМУ Спецстроя. Затраты по договору - 10 тыс. руб. Как получить компенсацию в соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих"?

Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Таким образом, в случае отсутствия военно-медицинского учреждения Вы свое право на медицинскую помощь могли реализовать в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Компенсация за лечение нормативными правовыми актами не предусмотрена.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Прошу разъяснить, положена ли мне компенсация за поднаем жилья, если я не обеспечен служебным жилым помещением по месту службы, но удерживаю 1-комнатную квартиру в закрытом военном городке по прежнему месту службы, где в настоящее время проживает моя семья. Снимаю квартиру по новому месту службы. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Прошу разъяснить, положена ли мне компенсация за поднаем жилья, если я не обеспечен служебным жилым помещением по месту службы, но удерживаю 1-комнатную квартиру в закрытом военном городке по прежнему месту службы, где в настоящее время проживает моя семья. Снимаю квартиру по новому месту службы.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия названных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения указанных военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 (п. п. 12, 14), выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации). Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указываются сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата. Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: - копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); - справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; - выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); - копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста. Таким образом, Вы имеете право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Однако Вы не имеете права на получение компенсации на членов Вашей семьи.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Пункт 3 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" ФЗ от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ дополнен новым абзацем. Прошу разъяснить порядок и условия выплаты денежной компенсации, указанной в нем, а также ее размер. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Пункт 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ дополнен абзацем, в котором указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Прошу разъяснить порядок и условия выплаты данной денежной компенсации, а также ее размер.

Ответ: Ответ на Ваш вопрос см. в статье А. С. Зорина, опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 3 за 2007 г. - "Асинхронная компенсация отдыха, предоставляемая военнослужащим за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, как дискриминация реализуемого ими права на труд" (с. 26). В Министерстве обороны Российской Федерации соответствующий нормативный правовой акт отсутствует и выплаты не производятся.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Подполковник, 34 года. В распоряжении 21 месяц. В результате организационно-штатных мероприятий выведен за штат с 1 декабря 2006 г. Находясь в распоряжении, лишен надбавок к денежному довольствию. 25 декабря 2006 г. привез отношение в другую воинскую часть. Документы убыли в установленном порядке. Неоднократно представлен на другие должности. Приказа о назначении нет до сих пор. Правомерно ли лишение надбавок более 6 месяцев? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Подполковник, 34 года. В распоряжении 21 месяц. В результате организационно-штатных мероприятий выведен за штат с 1 декабря 2006 г. Находясь в распоряжении, лишен надбавок к денежному довольствию. 25 декабря 2006 г. привез отношение в другую воинскую часть. Документы убыли в установленном порядке. За этот период неоднократно представлен на другие должности. Приказа о назначении нет до сих пор. Правомерно ли лишение надбавок более 6 месяцев?

Ответ: Вопросы, заданные Вами, неоднократно освещались на страницах нашего журнала. Ответы на вопросы см.: п. п. 46 - 50 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, а также: Сливков А. С. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника) // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 5; Выскубин А. А. О некоторых вопросах, связанных с выплатой военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы // Там же. 2007. N 9. С. 39 - 44; Никишин Д. В., Закиров Р. А. Необоснованное лишение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и правовые последствия // Там же. 2007. N 7. С. 24 - 27. При этом автор советует Вам ознакомиться со статьей А. С. Зорина "Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы", опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 12 за 2007 г. (с. 49 - 56). Что касается нераспределения Вам квартиры и одновременного распределения ее другим военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в "обход" очереди, то автор советует Вам обратиться с заявлением о преступлении. Более подробно см.: Зорин А. С. Сообщение о преступлении как эффективное средство правовой защиты военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2. По вопросу определения служебно-должностного положения необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность (п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ). При этом он представляет соответствующему командиру (начальнику) рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры, копию последнего аттестационного листа с отзывом и копию служебной карточки. Аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев кандидатуры военнослужащих своей воинской части, а также документы других военнослужащих, дает заключение по рассмотренным кандидатурам. В случае если аттестационной комиссией воинской части предлагается к назначению на воинскую должность военнослужащий другой воинской части, то по решению командира (начальника) этой воинской части на имя командира (начальника) воинской части, где проходит военную службу отобранный кандидат, высылается отношение по форме согласно приложению N 4 к указанной Инструкции. Если аттестационной комиссией воинской части ходатайство кандидата по вопросу назначения на воинскую должность отклонено, то он об этом уведомляется в письменной форме в установленном порядке. Командир (начальник) воинской части, получивший отношение на военнослужащего, обязан в установленном порядке направить на него по команде представление в кадровый орган, подчиненный должностному лицу, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность. Военнослужащие, проходящие военную службу в местностях Российской Федерации, где установлен срок военной службы, вправе предложить на рассмотрение аттестационных комиссий воинских частей, дислоцированных в другой местности Российской Федерации, где не установлен срок военной службы или установлены другие сроки военной службы, свою кандидатуру после того, как они выслужили установленные сроки военной службы в этих местностях. Однако указанным ведомственным нормативным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены какие-либо сроки "прохождения" и составления документов. В отношении первого вопроса необходимо отметить следующее: так как Вы не ходите на службу, то в соответствии с п. 68 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в случаях самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе командира воинской части. При этом, если военнослужащий выходил на службу, но не приступал к исполнению обязанностей военной службы, срок не прерывается.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Прошу разъяснить порядок предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства при увольнении военнослужащего в запас, имеющего выслугу на военной службе 20 лет и более. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Прошу разъяснить порядок предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства при увольнении военнослужащего в запас, имеющего выслугу на военной службе 20 лет и более.

Ответ: В соответствии с п. п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В настоящее время нормативно порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному месту жительства предусмотрен только в отношении выделения им жилищных субсидий при реализации ГЖС. Порядок и условия выдачи ГЖС регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Проживаю в закрытом военном городке, который находится в пределах города. Увольняюсь из Вооруженных Сил по предельному возрасту. Выслуга - 22 календарных года. Желаю получить жилье в натуральном виде в собственность по месту дислокации части, т. е. в этом же городе. Строительство здесь не ведется. Как мне предоставят жилье? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Проживаю в закрытом военном городке, который находится в пределах города. Увольняюсь из Вооруженных Сил по предельному возрасту. Выслуга - 22 календарных года. Желаю получить жилье в натуральном виде в собственность по месту дислокации части, т. е. в этом же городе. Строительство здесь не ведется. Как мне предоставят жилье?

Ответ: Действительно, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусматривает, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако указанная норма Закона является декларативной, т. е. на практике не реализуемой, так как какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта не принято (за исключением нормативно установленного порядка приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства с помощью ГЖС). Автор советует Вам ознакомиться со статьей А. С. Зорина "Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы", опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 12 за 2007 г. (с. 49 - 56). Ответ на Ваш вопрос содержится также в вопросе под кодом 611990. По мнению автора, на указанных военнослужащих распространяются п. п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Что касается п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то судебная практика ориентирует на то, что предусмотренная указанной нормой гарантия распространяется на военнослужащих, избравших отличное от места прохождения военной службы место жительства, в случаях, если они не обеспечены по установленным нормам жилым помещением (в том числе служебным) по месту прохождения военной службы (в том числе в закрытом военном городке).

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Имею выслугу 12 календарных лет и 8 льготных. Положена ли мне минимальная пенсия? Или для получения минимальной пенсии необходимо 20 календарных лет? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Имею выслугу 12 календарных лет и 8 льготных. Положена ли мне минимальная пенсия? Или для получения минимальной пенсии необходимо 20 календарных лет?

Ответ: В соответствии с правилами ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. При этом в выслугу лет засчитывается выслуга как в календарном, так и в льготном исчислении. Периоды, засчитываемые в выслугу лет в льготном исчислении, указаны в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941. В связи с ограниченностью рубрики "Правовая консультация" автор советует Вам самостоятельно ознакомиться с указанным выше актом Правительства Российской Федерации.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Сохраняется ли за военнослужащими, уволенными по одному из льготных оснований, право на внеочередное обеспечение жильем, если это право было у них до увольнения? Имеют ли они преимущество при распределении жилья перед действующими военнослужащими, имеющими право на внеочередное обеспечение жильем и не уволенными из-за его отсутствия, если у последних это право возникло позднее, чем у уволенных военнослужащих? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Сохраняется ли за военнослужащими, уволенными по одному из льготных оснований, право на внеочередное обеспечение жильем, если это право было у них до увольнения? Имеют ли они преимущество при распределении жилья перед действующими военнослужащими, имеющими право на внеочередное обеспечение жильем и не уволенными из-за его отсутствия, если у последних это право возникло позднее, чем у уволенных военнослужащих?

Ответ: 1. Следует отметить, что решение вопроса о праве на внеочередное предоставление жилых помещений военнослужащим при условиях, указанных Вами, не является однозначным. По данному вопросу как ученые, так и практикующие военные юристы имеют различные точки зрения. Однако в силу решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 данное право, по мнению автора, на сегодняшний день фактически существует. Более подробно см.: Тараненко В. В., Шанхаев С. В. Право на внеочередной порядок обеспечения жильем в очередной раз подтверждено // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 9. 2. Необходимо отметить, что в соответствии с правилами ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом, в соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцирована воинская часть. По мнению автора, жилье между внеочередниками должно распределяться в соответствии с очередностью, устанавливаемой по датам возникновения права на внеочередное обеспечение жильем.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Военнослужащий, гражданин РФ. Со мной совместно живут жена, дочь - граждане РФ и моя дочь от первого брака - гражданка Беларуси. 1. Имеют ли право граждане Беларуси на получение жилых помещений по договору социального найма? 2. А если они при этом являются членами семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации и совместно проживают? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Военнослужащий, подполковник, окончил военное училище в 1994 г., гражданин Российской Федерации. Со мной совместно живут жена, дочь (4 года) - граждане Российской Федерации и моя дочь (12 лет) от первого брака - гражданка Беларуси. Сейчас все живем в общежитии. При расчете общей площади жилого помещения, предоставляемого мне по договору социального найма, будет ли учитываться моя дочь, гражданка Беларуси? Согласно ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Беларусью о равных правах граждан (25 декабря 1998 г.) "граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами". Вопросы: 1. Имеют ли право граждане Беларуси на получение жилых помещений по договору социального найма? 2. А если они при этом являются членами семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации и совместно проживают?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос содержится в следующих публикациях: Выскубин А. А. О праве на жилище иностранных граждан, являющихся членами семьи военнослужащего - гражданина Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 12; Гаврюшенко П. И., Пухнаревич С. И. Бесплатное предоставление жилья иностранным гражданам, находящимся на иждивении военнослужащих, не соответствует законодательству Российской Федерации // Там же. 2008. N 9.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: В п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями... предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами. О каких законах и актах идет речь? Распространяются ли на указанных военнослужащих п. п. 13 и 14 ст. 15, абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: В п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями... предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами. О каких законах и актах идет речь? Распространяются ли на указанных военнослужащих п. п. 13 и 14 ст. 15, абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"?

Ответ: Действительно, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусматривает, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако указанная норма Закона является декларативной, т. е. на практике не реализуемой, так как какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта не принято (за исключением нормативно установленного порядка приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства с помощью ГЖС). Автор советует Вам ознакомиться со статьей А. С. Зорина "Отсутствие механизма предоставления увольняемому военнослужащему жилого помещения в собственность как лишение полезной сущности этого института: пути разрешения проблемы", опубликованной в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 12 за 2007 г. (с. 49 - 56). Ответ на Ваш вопрос содержится также в вопросе под кодом 611990. По мнению автора, на указанных военнослужащих распространяются п. п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Что касается п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то судебная практика ориентирует на то, что предусмотренная указанной нормой гарантия распространяется на военнослужащих, избравших отличное от места прохождения военной службы место жительства, в случаях, если они не обеспечены по установленным нормам жилым помещением (в том числе служебным) по месту прохождения военной службы (в том числе в закрытом военном городке).

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Сержант, военнослужащая по контракту, с 1990 г. в Вооруженных Силах. В 1985 г. окончила техникум. В июне 2006 г. поступила в гражданский вуз, обучаюсь. Окончание контракта по предельному возрасту в 2009 г. Имею ли я право: 1) на бесплатное обучение; 2) на получение звания "прапорщик"; 3) на получение офицерского звания? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Сержант, военнослужащая по контракту, с 1990 г. в Вооруженных Силах. В 1985 г. окончила техникум. В июне 2006 г. поступила в гражданский вуз, обучаюсь. Окончание контракта по предельному возрасту в 2009 г. Имею ли я право: 1) на бесплатное обучение; 2) на получение звания "прапорщик"; 3) на получение офицерского звания?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается, в частности, военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую должность. Таким образом, воинское звание прапорщика может быть Вам присвоено, если Вы будете назначены на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), и имеющееся у Вас среднее профессиональное образование будет родственно соответствующей военно-учетной специальности. Воинское звание лейтенанта Вам присвоено быть не может, так как для него необходимо в любом случае наличие высшего профессионального образования, родственного соответствующей военно-учетной специальности (Вы же его только получаете). В соответствии с п. 3 ст. 21 вышеназванного Положения воинское звание младшего лейтенанта присваивается, в частности, военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность. Таким образом, воинское звание младшего лейтенанта может быть Вам присвоено, если Вы будете назначены на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, и имеющееся у Вас среднее профессиональное образование будет родственно соответствующей военно-учетной специальности. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом названные военнослужащие пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Порядок такого поступления определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78. Если Вы поступили в вуз в соответствии с указанным Порядком (по соответствующему направлению), то Вы имеете право на бесплатное обучение. Если же Вы поступили не в соответствии с вышеназванным Порядком, то все зависит от вида обучения: обучение за счет средств федерального бюджета или платное обучение. Если Вы поступили на платное обучение, Вам следует учесть, что компенсация Ваших расходов ничем не предусмотрена.

Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Может ли быть присвоено воинское звание "прапорщик" военнослужащему, имеющему неполное высшее образование? Должность соответствует. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Может ли быть присвоено воинское звание "прапорщик" военнослужащему, имеющему неполное высшее образование? Должность соответствует.

Ответ: Первые воинские звания присваиваются военнослужащим в соответствии с порядком, установленным ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Согласно подп. "в" п. 4 ст. 21 указанного Положения воинское звание прапорщика присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика. Так как Вы не имеете ни высшего, ни среднего профессионального образования, Вам не может быть присвоено воинское звание "прапорщик".

Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Я младший сержант. На должности санитарного инструктора-дезинфектора ОСМБ ВВ МВД с 23 июля 2007 г. Положена ли мне выплата в размере 15% за работу с хлорсодержащими средствами в соответствии с п. 2.9.4 приложения 2 к Приказу МВД России от 23 марта 2004 г. N 190? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: Я младший сержант. На должности санитарного инструктора-дезинфектора ОСМБ ВВ МВД с 23 июля 2007 г. Положена ли мне выплата в размере 15% за работу с хлорсодержащими средствами в соответствии с п. 2.9.4 приложения 2 к Приказу МВД России от 23 марта 2004 г. N 190?

Ответ: Права на данную выплату Вы не имеете, так как согласно п. 2.9.4 Перечня воинских должностей в военно-медицинских учреждениях и отдельных воинских должностей медицинских специалистов, при замещении которых военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка, утвержденного Приказом МВД России "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих" от 23 марта 2004 г. N 190, право на выплату имеют, в частности, следующие категории военнослужащих, проходящих военную службу в учреждениях, подразделениях государственной санитарно-эпидемиологической службы: санитарные инструкторы и санитары отделов, отделений, лабораторий, пунктов особо опасных инфекций, эпидемиологических, противоэпидемических, анализа и прогноза инфекционных заболеваний, паразитологических, бактериологических, вирусологических, санитарно-карантинных, санитарно-контрольных, токсикологических, санитарно-токсикологических, радиологических, токсиколого-радиологических, дезинфекционных (кроме отделов, отделений профилактической дезинфекции), контроля за дезинфекционным делом, ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов, специального назначения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организационно-методических, заготовки питательных сред и растворов. Таким образом, Вы ни к одной из вышеперечисленных категорий не относитесь.

Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: 28 апреля 2007 г. окончил 38-е КМЛ (г. Ковров), по распределению попал в г. Камышин на должность командира взвода. С 1 января 2008 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364, устанавливающий новые сроки службы в воинских званиях. На основании его мне отказывают в рассмотрении вопроса о присвоении очередного звания. Имеет ли этот Указ обратную силу в отношении Указа Президента Российской Федерации N 1237. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 12) Текст документа

Вопрос: 28 апреля 2007 г. окончил 38-е КМЛ (г. Ковров), по распределению попал в г. Камышин на должность командира взвода. С 1 января 2008 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364, устанавливающий новые сроки службы в воинских званиях. На основании его мне отказывают в рассмотрении вопроса о присвоении очередного звания. Имеет ли этот Указ обратную силу в отношении Указа Президента Российской Федерации N 1237.

Ответ: Воинские звания военнослужащим присваиваются в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364). Так как Вы на 1 января 2008 г. не имели права на присвоение очередного воинского звания, то воинское звание Вам будет присвоено в день истечения срока военной службы в предыдущем воинском звании, т. е. 28 апреля 2009 г. (п. 2 и п. 4 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы).

Я. Ю.Паталаха Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа