Взаимозависимость системы государственного управления и способов защиты гражданских прав военных организаций

(Федосюк А. П.) ("Военно-юридический журнал", 2008, N 11) Текст документа

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. П. ФЕДОСЮК

Федосюк А. П., соискатель Московского пограничного института ФСБ России.

Чтоб силу правительства ограничить, не стесняя ее в своем действии, надобно, чтоб каждый член народа знал сии пределы и готов бы был защищать их при малейшем к ним прикосновении.

М. М.Сперанский

Как утверждает Н. М. Коркунов, государство и армия представляют собой не просто взаимозависимые, а неразрывно связанные общественные группы <1>, влияющие одна на другую в самых разнообразных отношениях. Государственная политика и экономика дают направление всем важнейшим сторонам жизни армии. В свою очередь, армия заставляет государство считаться с установившимся складом ее быта. -------------------------------- <1> Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1892. Т. 1. С. 257.

В целях данного исследования не имеет смысла делить государства по способам происхождения правительства и конкретным формам осуществления власти. Наличие "самовластной" (выражение В. О. Ключевского) или демократической формы управления не является основополагающим при определении действующей государственной системы управления <2>. Условимся, что каждое государство на определенной стадии обладает либо административной (силовой <3>), либо экономической (гражданской) системой управления и стремится к максимизации экономической функции своего коллектива. -------------------------------- <2> М. М. Сперанский также подтверждает, что "внешний образ правления никак не определяет существа его, что он весьма может быть различен от внутреннего и даже быть совершенно ему противным". О коренных законах государства см.: Сперанский М. М. Проекты и записки. М.-Л., 1961. <3> Н. И. Матузов и А. В. Малько определяют, что военный режим основан на власти военной элиты. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера. См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

Развитое в правовом отношении государство принято называть цивилизованным, по определению, гражданским <4> (управляемым экономически). Гражданственность общества определяется наличием гражданских прав у составляющих его лиц и организаций (в том числе военных) и их законной защитой. Наличие и эффективность способов и форм защиты имущественных прав военных организаций в силу их особого общегосударственного статуса позволяет достаточно объективно судить о степени развития правовой системы государства. Таким образом, история появления и развития государственной военной организации и эволюция института защиты ее имущественных прав дает возможность проникнуть не только в суть вопроса защиты гражданских прав военной организации <5>, но и в сущность государственной системы управления. -------------------------------- <4> Civilis (лат.) - "гражданский". <5> Греков А. Правовое положение армии в государстве. Опыт исследования правовых оснований жизни армий в главнейших государствах современной Европы. СПб., 1908. С. 15.

Административная система управления, как правило, требуется государству (или правительству) при необходимости быстрого создания или восстановления капитала и/или обеспечения безопасности государства (или правительства) на этапе создания или нестабильности: - мировой системы государств; - отдельного государства; - правительства (его неуравновешенности или необходимости преобразования). Характеризуется административная система управления: - отсутствием реальных, а не декларируемых прав собственности физических и юридических лиц; - взаимодействием правительства и военной организации(-ий) на принципах игнорирования прав граждан и юридических лиц в угоду достижения общегосударственных (или частноправительственных) целей силовыми средствами; - неэффективностью законодательной защиты частных имущественных прав (предполагающей административно-силовой, а не гражданско-судебный порядок решения споров). Рассмотрение данного вопроса возможно на примере древних государств, обладавших более простой структурой и менее объемным законодательством. Исследования О. А. Овчарова <6> показывают, что вавилонский кодекс царя Хаммурапи имел все признаки полноценного законодательства. По мнению Б. Тураева, законодатель явно имел в виду лишь имущественные потребности населения <7>. В числе прочего законы Хаммурапи устанавливали права и обязанности воинов. Военная организация существовала в виде ополчения с характерными признаками, обозначенными А. Смитом <8>: -------------------------------- <6> Овчаров О. А. Субъекты правовой работы в России и ее Вооруженных Силах (историко-правовое исследование): Монография. М.: Военный университет, 2007. С. 48. <7> Кодекс содержит в себе главным образом гражданские и уголовные законы. См.: Тураев Б. Вавилон в правление Хаммурапи. История Древнего Востока. Мн.: Харвест, 2002. С. 7. <8> Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.

- призыв только на время похода; - самостоятельное обеспечение и подготовка к войне в мирное время. Вавилонские воины за свою службу получали в пользование ильк <9>, служивший основой материального обеспечения армии. Данное имущество не переходило в собственность воина, а оставалось государственным. Рассматривая защиту гражданских прав вавилонской военной организации, следует говорить о защите имущественных прав раннего, постоянно воюющего с соседями государства (единой военной организации). -------------------------------- <9> Ильк включает имущество, принадлежащее государству и получаемое воином от государства на время службы, и права и обязанности воина.

Земля илька составляла основное имущество. Для сохранения ценности этого имущества требовался постоянный уход. Необходимым условием военной службы была обязанность воина по регулярному уходу за имуществом илька. Имущественные права военной организации Вавилона защищались путем: - признания права пользования имуществом илька в обмен на выполнение соответствующих обязанностей; - признания договора с воином недействительным; - признания недействительным распоряжения (административного акта) военачальника; - самозащиты прав. Признание права пользования имуществом по договору происходило при передаче воину илька. В случае оставления воином земли без обработки на срок более трех лет данное право могло перейти к другому претенденту, принявшему на себя обязанности по ильку. Права на землю получал тот, кто обрабатывал ее и нес службу <10>. Воин, не имевший возможности обрабатывать землю, терял права на нее. Также допускалась возмездная передача прав на ильк <11> при условии обременения имущества обязанностью несения службы. В случае кратковременного пленения воина права на ильк (с соответствующими обязанностями) могли быть признаны за его сыном <12>. Допускалось отсутствие воина на своей земле в течение срока, не превышающего один год (срока, в течение которого земля не успевает потерять ценность и превратиться в целину). В этом случае по возвращении он мог требовать признания за собой права пользования ильком, переданным в его отсутствие другому лицу <13>. -------------------------------- <10> См.: Законы Хаммурапи. § 30. <11> См.: Законы Хаммурапи. § 40. <12> См.: Законы Хаммурапи. § 28. <13> См.: Законы Хаммурапи. § 31.

Договор купли-продажи илька с воином признавался недействительным с соответствующими последствиями. Купивший имущество илька терял деньги и возвращал имущество <14>. Данное условие обеспечивало сохранение статуса илька как основного имущества военной организации (государства). Воин, получивший ильк, не мог в полной мере распоряжаться им, и в то же время попытка продажи имущества (илька) никак не наказывалась. Виновным и пострадавшим оказывался покупатель. Подобные условия недействительности сделки применялись и к договору мены недвижимости с участием воина, несущего повинность <15>, и к завещательному (дарственному) распоряжению имуществом илька или передаче его кредитору <16>. -------------------------------- <14> См.: Законы Хаммурапи. § 35. Если человек купил из рук редума волов или овец, которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро; § 36. Поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, не могут быть проданы за серебро; § 37. Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать, то его документ должен быть разбит, а свое серебро он теряет; поле же, сад или дом он обязан вернуть их прежнему владельцу. См.: Немировский А. А. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Пер. В. А. Якобсона М., 1980. С. 152 - 177. <15> См.: Законы Хаммурапи. § 41. Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему повинность, и дал приплату, то редум, баирум или другой человек, несущий повинность, может вернуться к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он может взять себе. См.: Немировский А. А. Указ. соч. <16> См.: Законы Хаммурапи. § 38. Редум, баирум и несущий подать не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою долговую расписку. Немировский А. А. Указ. соч.

Распоряжение военачальника, направленное на изъятие илька или передачу земли воина третьему лицу, также могло быть признано недействительным <17>. В числе последствий признания недействительным административного акта, ущемляющего имущественные права государства, закон устанавливал также казнь виновного. -------------------------------- <17> См.: Законы Хаммурапи. § 34. Если декум или лубуттум забрал добро редума в наем, передал редума сильному в суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот декум или лубуттум должен быть казнен. См.: Немировский А. А. Указ. соч.

Кроме того, существовали условия расторжения договора, например, в случае невыполнения воином своих служебных обязанностей <18>. Данное действие можно признать самозащитой права юридического лица (государства) по договору, включающему распоряжение имущественными ценностями в обмен на услуги частного лица. Земля (имущество) и в этом случае не оставалась брошенной и передавалась компетентному лицу. -------------------------------- <18> См.: Законы Хаммурапи. § 26. Если редум или баирум, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или он нанял наемника и послал его взамен себя, (то) этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом. Немировский А. А. Указ. соч.

Единственным исключением, шедшим в ущерб богатству государства, но взамен обеспечивающим социальные гарантии семье воина (стабильность армии), было правило сохранения части илька за семьей воина в случае его гибели или пленения до достижения его сыном совершеннолетия <19>. Но даже защита прав воина (в частности, права быть выкупленным из плена государством) ни в коей мере не могла идти в ущерб принадлежащему государству ильку <20>, даваемому воину лишь на время службы. -------------------------------- <19> См.: Законы Хаммурапи. § 29. <20> См.: Законы Хаммурапи. § 32. Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то... если в его доме нет средств для выкупа... его должен выкупить дворец; его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп. См.: Немировский А. А. Указ. соч.

Таким образом, можно констатировать преобладание в Вавилоне не силовых, а экономических способов защиты имущества военной организации (обладающей не только силой, но и государственным статусом). При этом к воинам, оставившим или пытавшимся передать (продать) кому-либо имущество своего илька, не применяли силовые меры (не казнили, в отличие от не выполнивших специальные служебные обязанности). Только в некоторых вышеуказанных случаях возможно было экономическое наказание - лишение права пользования ильком. В целом наказания за злоупотребление государственным имуществом (ильком) и частным имуществом (применяемое к частным лицам - участникам гражданских правоотношений) <21> совпадали. Все это говорит в пользу существования в Вавилоне в XII в. до н. э. системы управления, построенной на договорных, экономических правовых началах (гражданской - по приведенной выше характеристике) при наличии авторитарного правительства. -------------------------------- <21> См.: Законы Хаммурапи. § 7. Если человек купил из рук сына человека или раба человека, либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек - вор, он должен быть убит. См.: Немировский А. А. Указ. соч.

Империя Китая (XI в. до н. э.) обладала явно административной системой управления, отраженной в трактате "Чжоули" <22>. Имущественные права военных организаций Китая одинаково игнорировались законом. Основу поддержания порядка в государстве и армии составляли: -------------------------------- <22> Содержание трактата в целом отражает специфику госстроя, администр. системы, обществ. устройства, законодательства, ритуалов, хозяйств. жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекит. царствах. См.: Титаренко М. Л. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. Инст. Дальнего Востока. М.: Мысль, 1994. С. 460.

- традиционный приоритет интересов государства; - всепроникающий административный и цензорский контроль; - противопоставление двух различных по положению военных организаций: "снабжаемой из амбаров" <23> дворцовой регулярной гвардии (на нее возлагались и полицейские функции) и военных поселений <24>, самообеспечиваемых и обеспечивающих гвардию. -------------------------------- <23> Спафарий Н. Г. (Милеску). Хрестоматия по истории Китая в Средние века (XV - XVII вв.). Казань: Изд-во имп. университета, 1910. С. 3. <24> Ли Гоу. План усиления армии // Искусство властвовать / Пер. З. Г. Лапиной. М.: Белые Альвы, 2001. С. 4.

Защита имущественных прав военных организаций в Китае возможна была только путем силовой же (вооруженной) или административной самозащиты (привлечением - жалобами, деньгами, родственными связями и др. - администраторов, обладающих необходимой властью, не меньшей, чем у нарушителя права). Отсутствием законной защиты объясняются и злоупотребления чиновников и проверяющих военные поселения инспекторов <25>. -------------------------------- <25> Спафарий Н. Г. (Милеску). Указ. соч. С. 3 - 4.

Сравнение уровня законной защищенности гражданских (имущественных) прав военных организаций в государствах, сходных по времени существования и форме управления, позволяет сделать вывод о реально действующих в них системах управления. В данном случае форма управления государством (в обоих случаях - авторитарная) не может дать представления о защите гражданских прав организации в государстве. Но на основе действующих в государстве способов защиты гражданских (имущественных) прав военных организаций и форм их осуществления можно с уверенностью сделать вывод о наличии экономической (гражданской) или административной системы управления государством, независимо от способа прихода к власти правительства и провозглашаемых им принципов управления. Регламентированная законом система защиты имущественных прав военной организации означает наличие экономической системы управления в государстве. Отсутствие у военных организаций установленных законодательством и, главное, реализуемых на практике гражданско-правовых способов защиты имущественных прав говорит о наличии в государстве исключительно административной системы управления. Административный произвол власти предполагает такой же произвол силовой защиты - самостоятельной либо с привлечением властных структур.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Офицер. Вследствие заболевания признан инвалидом третьей группы. Какие выплаты мне положены в период прохождения военной службы и после увольнения? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

Вопрос: Офицер. Вследствие заболевания признан инвалидом третьей группы. Какие выплаты мне положены в период прохождения военной службы и после увольнения?

Ответ: В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации: ежемесячная денежная выплата инвалидам и обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и т. д. В соответствии с законодательством России инвалиды военной службы пользуются правами и льготами, установленными для инвалидов Российской Федерации, на общих основаниях. Также на них распространяются нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. В настоящее время существует нормативная база, призванная обеспечить реализацию особых потребностей различных категорий инвалидов: Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", и др. К сожалению, Вы не указали наличие либо отсутствие причинно-следственной связи заболевания с исполнением обязанностей военной службы. Поэтому ниже приведем некоторые положения о выплатах, часть которых относится к случаям, когда заболевание связано с исполнением обязанностей военной службы, а часть - когда заболевание получено при прохождении военной службы. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов: - инвалиду I группы - 75 окладов; - инвалиду II группы - 50 окладов; - инвалиду III группы - 25 окладов. Если в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы вследствие указанных выше причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1878 руб.; 2) инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1341 руб.; 3) инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1073 руб.; 4) инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 671 руб. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Хотелось бы узнать, почему военнослужащему миротворческих сил, находящихся в зоне грузино-абхазского конфликта, выплачивается только 30% командировочных от положенной суммы. Чем это объясняется? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

Вопрос: Хотелось бы узнать, почему военнослужащему миротворческих сил, находящихся в зоне грузино-абхазского конфликта, выплачивается только 30% командировочных от положенной суммы. Чем это объясняется?

Ответ: В соответствии с п. 339 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту военной службы (при условии отсутствия у них права на получение должностных окладов в иностранной валюте), суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 30% нормы. При этом указанным военнослужащим выплата суточных производится в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактической выплаты, в установленном порядке.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Военнослужащий зарегистрировал брак с женщиной, имеющей ребенка. Ребенок записан в личное дело как ребенок жены. Усыновление не проведено. Имеет ли этот военнослужащий право на получение стоимости путевки на детей школьного возраста? Необходимо ли решение суда о признании ребенка иждивенцем военнослужащего? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

Вопрос: Военнослужащий зарегистрировал брак с женщиной, имеющей ребенка. Ребенок записан в личное дело как ребенок жены. Усыновление не проведено. Имеет ли этот военнослужащий право на получение стоимости путевки на детей школьного возраста? Необходимо ли решение суда о признании ребенка иждивенцем военнослужащего?

Ответ: В соответствии с Порядком санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 430, в санатории и дома отдыха Министерства обороны Российской Федерации (далее - санатории и дома отдыха) на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются, в частности, члены семей военнослужащих и офицеров, уволенных с военной службы (супруга (супруг) и дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих и проживающие совместно с ними. При этом дети от 4 до 18 лет направляются при наличии медицинских показаний в детские санатории. Не нуждающиеся в специальном лечении дети в возрасте от 4 до 18 лет направляются в санатории и дома отдыха, в которых предусмотрен семейный отдых, по путевкам совместно с родителями (родителем). Таким образом, для приобретения права на получение путевки на ребенка жены требуется признать его находящимся на иждивении военнослужащего. При этом следует указать, что административная процедура признания лица находящимся на иждивении нормативно не установлена. В связи с этим Вам следует обратиться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке, предусмотренном гл. 28 ГПК РФ.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Первый пятилетний контракт заключил в г. Советская Гавань Хабаровского края (район, приравненный к Крайнему Северу) и стал сразу получать 50%-ную "северную" надбавку. Второй контракт заключил уже на Камчатке, где надбавка составляет 80%. Однако за мной было признано право лишь на 50%. Правомерно ли мне отказали в 80%-ной "северной" надбавке и какими документами это регламентировано? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

Вопрос: Первый пятилетний контракт заключил в г. Советская Гавань Хабаровского края (район, приравненный к Крайнему Северу). Как родившийся и проживающий 20 лет в районе Крайнего Севера, на Камчатке стал сразу получать 50%-ную "северную" надбавку. Второй контракт заключил уже на Камчатке, где надбавка составляет 80%. Однако за мной было признано право лишь на 50% (остальные 30% мной будут нарабатываться на протяжении нескольких лет). Правомерно ли мне отказали в полной 80%-ной "северной" надбавке и какими документами это регламентировано?

Ответ: В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (п. 292), военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, процентные надбавки к денежному довольствию выплачиваются в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, в зависимости от продолжительности военной службы в этих районах и местностях. Правовой режим процентных надбавок в общем виде определен ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Вместе с тем, поскольку конкретные размеры надбавок этим Законом и последующими федеральными законодательными актами не установлены, надбавки продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством бывшего Союза ССР <1> (Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 и Приказ Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами"). Данный Приказ действует в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Процентные надбавки начисляются на заработок (денежное довольствие (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет)) в следующих размерах: -------------------------------- <1> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации // Под общ. ред. В. И. Шкатуллы. 5-е изд., перераб. М., 2007.

- в наиболее суровых районах Крайнего Севера - Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10% заработка (денежного довольствия) по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы при максимальном размере 100% заработка (денежного довольствия); - в остальных районах Крайнего Севера - 10% заработка (денежного довольствия) по истечении шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки - 10% заработка (денежного довольствия) за каждый последующий год. Предельный размер надбавок для данной группы районов составляет 80% заработка (денежного довольствия); - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка (денежного довольствия) по истечении одного года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы. Максимум надбавок - 50% заработка (денежного довольствия). При этом военнослужащим в возрасте до 30 лет надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлена указанная надбавка, выплачивается в полном размере со дня зачисления военнослужащих в списки личного состава воинских частей, дислоцированных в данных районах и местностях, если они прожили там не менее пяти лет. Указанным военнослужащим, прибывшим из местностей, где выплата надбавки производится в меньшем размере, она выплачивается в полном размере, установленном по месту прежнего проживания. Военнослужащим в возрасте до 30 лет, прожившим не менее одного года в районах Крайнего Севера, надбавка к денежному довольствию выплачивается в размере 20% по истечении первых шести месяцев военной службы с увеличением ее на 20% за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60% - 20% за каждый год военной службы. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлена указанная надбавка, выплата ее производится в размере 10% за каждые шесть месяцев военной службы. При переходе (перемещении) работника (военнослужащего), имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу в организацию, расположенную в другом районе или в другой местности, пересчет процентной надбавки производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии, а также в Республике Тыве, Республике Хакасии, в порядке, установленном по новому месту работы (службы). Периоды военной службы (работы) для выплаты надбавок военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных местностях, где эти надбавки установлены, исчисляются в порядке, установленном п. 5 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда" и Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 37 "Об утверждении разъяснения "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия". При этом, периоды военной службы военнослужащих в отдаленных местностях для получения надбавок исчисляются: - прибывшим в указанные местности одиночным порядком в связи с назначением на воинские должности, зачислением в распоряжение командиров (начальников), зачислением на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования без сохранения за ними воинских должностей по месту прежней военной службы - со дня зачисления приказом командира воинской части в списки личного состава; - прибывшим в указанные местности в составе воинской части (подразделения) - со дня прибытия в пункт постоянной дислокации, о чем объявляется приказом командира воинской части; - убывающим из указанных местностей одиночным порядком в связи с назначением на воинские должности, зачислением в распоряжение командиров (начальников), зачислением на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования без сохранения за ними воинских должностей по месту прежней военной службы, увольнением с военной службы - по день исключения приказом командира воинской части из списков личного состава; - убывающим из указанных местностей в составе воинской части (подразделения) - по день убытия в пункт постоянной дислокации (пункт расформирования), о чем объявляется приказом командира воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных местностях, в выслугу для выплаты надбавок засчитываются начиная с 1 июня 1993 г. также периоды работы и военной службы по контракту и по призыву (действительной срочной военной службы) в соответствующих отдаленных местностях, где установлена выплата надбавок, предшествующие их военной службе по контракту в этих местностях. Периоды такой работы исчисляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в отдаленных местностях. При этом данные периоды засчитываются в выслугу лет независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия по основаниям, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в Вашей ситуации в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 Вам положена соответствующая надбавка к денежному довольствию в полном размере, так как у Вас имеются все основания для этого. Если же Вам более 30 лет, то представляется, что действия командования могут быть правомерными в зависимости от времени Вашей службы (работы) в данной местности.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Военный пенсионер. Выезжал в военный санаторий в июле 2007 г. Железнодорожные билеты к месту отдыха и обратно сдал для оплаты в военный комиссариат. В оплате проезда отказали, сославшись на указание ФЭУ ЛенВО 27/31/1320 от 17.08.07. Я отдыхал в июле, а указание было издано в августе 2007 г. Правомерно ли областной военный комиссариат отказал в оплате проезда? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

Вопрос: Военный пенсионер. Выезжал в военный санаторий в июле 2007 г. Отдыхал 7 дней. Железнодорожные билеты к месту отдыха и обратно сдал для оплаты в военный комиссариат. В оплате проезда отказали, сославшись на указание ФЭУ ЛенВО 27/31/1320 от 17.08.07, в котором указано, что оплачивается проезд только на 12 и более дней отдыха, но я отдыхал в июле, а указание было издано в августе 2007 г. Правомерно ли областной военный комиссариат отказал в оплате проезда?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 35 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 200, воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке выдаются в военных комиссариатах офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы, под которыми понимаются: - под офицерами, уволенными с военной службы, - офицеры, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - независимо от основания увольнения; - под прапорщиками и мичманами, уволенными с военной службы, - прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Пунктом 85 вышеназванного Руководства предусмотрено, что лицам, имеющим право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, установленных для соответствующих категорий воинских пассажиров. Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т. п.), и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована. Следует указать, что ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ни нормативными правовыми актами не предусмотрена зависимость реализации права на бесплатный проезд от продолжительности лечения в санатории. В связи с изложенным действия военного комиссариата представляются неправомерными.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа