О регулировании трудовых отношений альтернативной гражданской службы

(Калинин И.) ("Вопросы трудового права", 2008, N 9) Текст документа

О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

И. КАЛИНИН

Игорь Калинин, кандидат юридических наук, докторант Томского государственного университета.

Социально-трудовые отношения, возникающие при прохождении альтернативной гражданской службы, наряду с нормами трудового права, субсидиарно регулируются и нормами административного права. Ведущая роль при этом принадлежит правилам, закрепленным в Федеральном законе "Об альтернативной гражданской службе" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030 (в ред. Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762 - 1763 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской церкви - менониты, убежденные пацифисты, которые, помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства, проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787 г. императорским Указом им была предоставлена льгота - освобождение от военной службы <2>. -------------------------------- <2> Пономарев С. В. Становление альтернативной гражданской службы в России // Вестник общественного мнения. 2004. N 2 (70). С. 43 - 53.

Альтернативная гражданская служба в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" <3>, считаются занятыми <4>. -------------------------------- <3> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 18. Ст. 566 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ). <4> Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Сущность альтернативной гражданской службы заключается в том, что гражданин вместо прохождения обязательной военной службы работает по срочному трудовому договору и его права и обязанности, так же как и работодателя, закреплены преимущественно в нормах трудового права. Однако особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора, известная специфика прав и обязанностей, оплаты труда, выбора трудовой функции работником требуют субсидиарного применения норм административного права <5>. -------------------------------- <5> Обычно, когда речь заходит о субсидиарном правоприменении, предполагается наличие материнской (заимствующей, реципиентной) отрасли права и донорской отрасли, нормы которой используются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед материнской отраслью. Между тем в ряде случаев бывает достаточно сложно определить, какая отрасль является донором, а какая - реципиентом, цели и задачи какой отрасли превалируют. В таких случаях, видимо, можно говорить об интерактивном применении норм права (от англ. interactive - взаимодействующие). Субсидиарное применение норм права в таком случае следует рассматривать как частный случай интерактивного правоприменения.

В Трудовом кодексе РФ альтернативная гражданская служба упоминается, когда речь идет о принудительном труде (ст. 4), срочном трудовом договоре (ст. 59), прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83), выходных пособиях (ст. 178) и о регулировании труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу (ст. 349) вместо военной службы. Природа социально-трудовых отношений, возникающих при прохождении альтернативной гражданской службы, специфична и поэтому требует самостоятельного анализа. Особенности рассматриваемых трудовых договоров обусловлены необходимостью применения при их заключении, изменении и расторжении норм административного права (законодательства о военной службе и законодательства об альтернативной гражданской службе). Специфика регулирования социально-трудовых и связанных с ними административно-правовых (и, возможно, конституционно-правовых) отношений, возникающих при прохождении гражданами альтернативной гражданской службы, заключается в следующем. 1. Заключению трудового договора с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, предшествует проведение административно-правовых мероприятий по его направлению на альтернативную гражданскую службу. Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы, является фактический состав из двух обязательных фактов: 1)направление гражданина на альтернативную гражданскую службу; 2) заключение трудового договора <6>. -------------------------------- <6> Харащо В. Г. Альтернативная гражданская служба: особенности правоотношений при ее прохождении // Чиновник. 2005. N 2 (36).

Порядок решения вопросов, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу, предусмотрен Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы <7>. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, а осуществляет призывная комиссия. -------------------------------- <7> Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 96).

При положительном решении вопроса о возможности прохождения альтернативной гражданской службы гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии военкомата. Такое предписание является необходимым условием для заключения между работником и работодателем срочного трудового договора. Поэтому представляется возможным включение в ст. 16 Трудового кодекса РФ пункта о возникновении трудовых отношений на основании трудового договора в результате направления на альтернативную гражданскую службу <8>. Вместе с тем при внесении изменений следует учитывать, что в настоящее время в России насчитывается около 60 млн. работников, а альтернативную гражданскую службу в 2007 г. в стране проходило лишь около одной тысячи человек. Всего же с 2004 года таких граждан насчитывалось немногим более трех тысяч, из которых разрешение получили две с половиной тысячи человек <9>. -------------------------------- <8> Харащо В. Г. Альтернативная гражданская служба: особенности правоотношений при ее прохождении // Чиновник. 2005. N 2 (36). <9> Шевченко Е., Грицюк М. Санитар по призванию. У молодежи вновь появляется интерес к альтернативной гражданской службе // Российская газета. 20.09.2007.

2. При заключении трудового договора, в силу прямого указания закона, не может соблюдаться принцип свободы труда. Работник, согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", не вправе отказываться от заключения трудового договора, участвовать в забастовках, совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях, расторгать трудовой договор по своей инициативе, оставлять рабочее место и покидать организацию, где проходит альтернативная гражданская служба, в период рабочего времени. Кроме этого, на работника накладываются определенные ограничения административно-правового характера. Он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями. Помимо этого, работник не вправе покидать без согласования с представителем работодателя населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит альтернативную гражданскую службу. Работодатель, в свою очередь, не вправе отказать работнику в приеме на работу, поскольку ст. 16 Закона обязывает его заключить срочный трудовой договор с гражданином, который прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, на срок этой службы. Перевод работника из одной организации в другую допускается только на основании административного акта. Решение о переводе принимается Федеральной службой по труду и занятости по мотивированному представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. О принятом решении уведомляются соответствующие федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации, а также сами организации. 3. Ограничен круг сторон трудового договора. Работниками, проходящими альтернативную гражданскую службу, могут быть только граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <10> на альтернативную гражданскую службу не могут быть призваны иностранные граждане. -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ).

Круг организаций, которые вправе выступать в качестве работодателей, также исчерпывающим образом определен в законе. Ими могут быть организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, а также организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, если работники трудоустраиваются в них в качестве гражданского персонала. При этом порядок определения перечня организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяется Правительством РФ <11>. -------------------------------- <11> Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" // СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4984 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 455).

Прохождение альтернативной гражданской службы возможно также в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. Однако порядок прохождения в них альтернативной гражданской службы должен определяться федеральным законом, который до настоящего времени не принят. Поэтому не вызывает сомнений обоснованность предложения о необходимости скорейшего принятия Федерального закона, предусматривающего прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления <12>. -------------------------------- <12> Лада А. С. Некоторые проблемы правового регулирования альтернативной гражданской службы // Экономический лабиринт. 2004. N 1 (68).

4. Работник не вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, поскольку перечень профессий рабочих (133 профессии) и должностей служащих (81 должность) определяется ежегодно в нормативном порядке и является исчерпывающим <13>, хотя и составляется с учетом предложений организаций, в которых может проходить альтернативная гражданская служба. Кроме этого, работники, проходящие альтернативную гражданскую службу, не могут занимать руководящие должности. -------------------------------- <13> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2006 г. N 286 "Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 22.

Есть мнение, что альтернативная гражданская служба должна быть организована только в целях подготовки к выполнению конституционного долга и обязанности гражданина по защите Отечества. Следовательно, она должна являться специфической службой (деятельностью), направленной на подготовку гражданина к выполнению задач по защите Отечества в период мобилизации, в период военного положения и в военное время <14>. Однако анализ перечней профессий рабочих и должностей служащих, которые предусмотрены для прохождения альтернативной гражданской службы, не позволяет в полной мере согласиться с этим утверждением. -------------------------------- <14> Гаврюшенко П. И. Альтернативная гражданская служба взамен военной службы по призыву - другой альтернативы в Российской Федерации нет // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 3.

5. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности. Помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд к месту прохождения службы в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы <15>. Они бесплатно обеспечиваются общежитием, если проходят альтернативную гражданскую службу вне территории постоянного проживания <16>. Это свидетельствует о том, что, несмотря на специфику трудовой деятельности работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, в их отношении должна действовать презумпция действия норм трудового права. -------------------------------- <15> Расходы, связанные с бесплатным проездом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место службы, и к месту жительства при увольнении со службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Расходы, связанные с оплатой бесплатного проезда к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя. <16> При этом, однако, приходится констатировать, что если в 2004 году возможность предоставить жилье работникам, проходящим альтернативную гражданскую службу, была у 70% работодателей, то сейчас - только у 9% (Шевченко Е., Грицюк М. Санитар по призванию. У молодежи вновь появляется интерес к альтернативной гражданской службе // Российская газета. 20.09.2007).

6. При прохождении государственной службы, в том числе гражданской государственной службы, срок действия трудового договора (контракта) и срок самой службы совпадают. Для альтернативной гражданской службы действуют другие правила. Срок альтернативной гражданской службы, согласно ст. 5 Федерального закона РФ "Об альтернативной гражданской службе", начинает течь со дня убытия гражданина к месту прохождения службы, который указан в предписании военного комиссариата, и прекращается в день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву. Для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в других организациях, ее срок в 1,75 раз превышает срок военной службы по призыву. В соответствии с трудовым законодательством, трудовые отношения возникают с момента заключения трудового договора (фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителей) и заканчиваются прекращением трудового договора. Они не прерываются и в случае отстранения работника от работы. Все время с момента возникновения трудовых отношений и до их прекращения засчитывается в трудовой стаж. В отличие от этого, в срок альтернативной гражданской службы, согласно ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", не засчитываются прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня), время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях, время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Формулировка ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе": "В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются: ...появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения" неудачна. Очевидно, речь идет об отстранении от работы работника в порядке ст. 76 Трудового кодекса РФ. Поэтому п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" следует изложить в следующей редакции: "время отстранения от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения". Таким образом, при нарушении работником трудового, административного, уголовного законодательства срок альтернативной гражданской службы может быть увеличен по сравнению с минимально установленным в законе. С другой стороны, срок действия такого трудового договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы <17>. -------------------------------- <17> Власов В. И. Альтернативная гражданская служба: правовой аспект // Юридический мир. 2003. N 10. С. 54 - 55.

При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. Исключение из срока альтернативной гражданской службы определенных периодов времени можно рассматривать как приостановление этого срока. Течение срока возобновляется с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. 7. Работодатель, как указывалось, не только не вправе отказать работнику, направленному для прохождения альтернативной гражданской службы, в заключении трудового договора, но и обязан по соглашению с ним перевести его на работу в другую организацию. Увольнение работника, проходящего альтернативную гражданскую службу, также осуществляется с особенностями, неизвестными Трудовому кодексу РФ. Работодатель не может самостоятельно уволить такого работника ни до истечения срока альтернативной гражданской службы, ни после его истечения. Для увольнения работника по истечении срока альтернативной гражданской службы работодатель обязан направить должностному лицу военного комиссариата уведомление об истечении срока альтернативной гражданской службы не позднее чем за 2 месяца до окончания этого срока. По получении такого уведомления должностное лицо в 2-недельный срок издает приказ, в котором указывается дата увольнения гражданина по этому основанию, после чего приказ доводится до сведения работодателя. В соответствии с приказом должностного лица, в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель должен расторгнуть с ним срочный трудовой договор, произвести полный расчет, а также выдать ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями. Таким образом, и в случае расторжения трудового договора его основанием также является сложный юридический состав, включающий уведомление, направляемое работодателем, изданный на его основании приказ должностного лица и изданный в соответствии с ним приказ работодателя об увольнении работника. Кроме того, работодатель обязан в течение 3-х рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином. Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Федеральную службу по труду и занятости. В системе отношений, возникающих при организации и прохождении альтернативной гражданской службы, можно выделить несколько групп: 1) отношения, предшествующие заключению трудового договора альтернативной гражданской службы, включая отношения, возникающие между гражданином, военным комиссариатом и призывной комиссией по направлению гражданина на альтернативную гражданскую службу; 2) отношения между работником, работодателем, Федеральной службой по труду и занятости, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым подведомственна организация, где работник проходит альтернативную гражданскую службу, возникающие в ходе выполнения работником своей трудовой функции; 3) отношения между работником, работодателем и должностным лицом военного комиссариата, возникающие при увольнении работника с альтернативной гражданской службы и расторжении трудового договора. Система этих отношений регулируется нормами как трудового, так и административного права. В этой связи определенное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о месте норм, регулирующих рассматриваемые отношения, в системе российского законодательства. Системность таких отношений, их известная обособленность, позволяет сделать вывод о том, что совокупность регулирующих их норм представляет собой правовой институт. С точки зрения исследователей административного права, военного законодательства, такой подход, вероятно, представляется обоснованным. Однако многие представители науки трудового права с ним едва ли согласятся. Действительно, ряд отношений, связанных с заключением, изменением, прекращением трудового договора работником, проходящим альтернативную гражданскую службу, регулируются трудовым правом с учетом норм административного законодательства, в том числе военного. Однако при этом необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, альтернативная гражданская служба - это, согласно действующему законодательству, прежде всего особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Во-вторых, трудовая деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, кроме приведенных ранее хотя и существенных, но исключений, полностью регламентируется нормами трудового права. Поэтому систему норм, регулирующих прохождение гражданином альтернативной гражданской службы, логичнее было бы рассматривать как подинститут трудового права. Причем этот подинститут следует относить к Особенной части трудового права, предусматривающей особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В юридической литературе высказывалось мнение о том, что специальные нормы, регулирующие трудовые отношения данной категории работников, должны непременно найти отражение в статьях главного кодифицированного акта о труде. В связи с этим необходимо расширить главу 55 Трудового кодекса РФ и внести в нее все соответствующие изменения и дополнения <18>. Обоснованность такого предложения сомнений не вызывает, однако его необходимо конкретизировать. -------------------------------- <18> См. подробнее: Федянина Е. А. Особенности трудового договора работников, проходящих альтернативную гражданскую службу // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Серия 9. N 1.

Учитывая приведенные особенности регулирования трудовых отношении рассматриваемой категории работников, Трудовой кодекс РФ следует дополнить главой 55.1 "Особенности регулирования труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу". В эту главу было бы целесообразно включить нормы, предусматривающие особенности заключения, изменения, прекращения трудового договора, устанавливающие дополнительные права и обязанности работника и работодателя, гарантии и компенсации, не предусмотренные иными нормами трудового права. С учетом этого из названия ст. 349 Трудового кодекса РФ слова "а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу" будет необходимо исключить. В литературе по трудовому праву отмечалось наличие особых видов трудовых договоров, например с прокурорскими работниками, руководителями организаций, профессиональными спасателями, судьями, педагогическими работниками и др. <19>. -------------------------------- <19> Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: Учебно-практическое пособие. М., 2003. С. 27.

Особенности перечисленных трудовых договоров обусловлены в одних случаях спецификой профессиональной деятельности (трудовой функции), в других - особенностью правового статуса работника (служащего), который в известной степени в ряде случаев формируется (определяется) с учетом норм административного законодательства. Трудовой договор, заключаемый гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отличается особенностями, которые обусловлены тем, что труд при этом, по существу, заменяет прохождение военной службы по призыву, и уже в силу этого такой трудовой договор заключается, изменяется и прекращается с учетом норм административного права. Применение норм административного права для регулирования отношений государственной службы обусловлено как спецификой труда (службы) государственных служащих, так и их особым правовым статусом. В отличие от этого, применение норм административного права для регулирования труда работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, необходимо, поскольку таким трудом работник, по существу, замещает предусмотренные ст. 59 Конституции РФ публично-правовой долг и обязанность по защите Отечества. Этим предопределяются особенности правовой природы трудового договора о прохождении альтернативной гражданской службы, которые заключаются в следующем. Во-первых, стороны рассматриваемого трудового договора, хотя такой договор и обладает элементами публичности, не находятся в административных отношениях власти и подчинения. Подчинение работника работодателю основано в конечном счете на договорном характере возникновения таких отношений, на добровольно взятой на себя работником обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Во-вторых, стороны такого трудового договора обязаны соблюдать установленные федеральным законом публично-правовые ограничения на его заключение, изменение и прекращение. В-третьих, по прекращении срочного трудового договора, заключенного для прохождения альтернативной гражданской службы, прекращается обязанность гражданина пройти обязательную военную службу по призыву. В-четвертых, прекращение такого трудового договора является основанием для постановки гражданина на воинский учет в военном комиссариате. И в-пятых, основной целью рассматриваемых трудовых договоров является не получение заработной платы работником и достижение производственных задач, стоящих перед работодателем, а замена конституционной обязанности по защите Отечества альтернативной обязанностью в порядке, предусмотренном законом. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации. Анализ особенностей рассматриваемых договоров позволяет сделать вывод о том, что термины "срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы" и "срочный трудовой договор о прохождении альтернативной гражданской службы" можно рассматривать как синонимы, поскольку с прекращением трудового договора прекращается альтернативная гражданская служба. Такой трудовой договор кроме условий, предусмотренных трудовым законодательством, должен содержать дополнительные условия, предусмотренные законодательством об альтернативной гражданской службе. Данная точка зрения позволяет определить срочный трудовой договор о прохождении альтернативной гражданской службы как соглашение между работодателем, имеющим право заключать такие договоры на основании нормативных актов органов исполнительной власти, и работником, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым договором, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательством об альтернативной гражданской службе, направленном на замещение обязанности по защите Отечества альтернативной трудовой обязанностью. Это свидетельствует о необходимости субсидиарного применения норм административного права для регулирования отношений альтернативной гражданской службы, труд при прохождении которой остается несамостоятельным, неединоличным, подчиненным работодателю и поэтому регулируется нормами трудового права.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: В/сл по контракту. После развода проживал в квартире общей площадью 48,7 кв. м, предоставленной администрацией города по договору найма специализированного жилого помещения. После вступления в брак вторая жена, проживавшая до этого 10 лет в муниципальном общежитии, прописалась с дочерью в моей квартире. Является ли это ухудшением жилищных условий? Положен ли ГЖС на всю семью, если предельный возраст наступит через три года? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Военнослужащий по контракту. После развода с первой женой проживал один в трехкомнатной квартире общей площадью 48,7 кв. м, предоставленной администрацией города по договору найма специализированного жилого помещения. Вторая жена до вступления в брак совместно с дочерью (10 лет) проживала в двухкомнатной квартире секционного типа (общежитие) муниципальной собственности. В 2008 г. после вступления в брак супруга сдала квартиру и прописалась с дочерью в моей квартире. Не является ли это ухудшением жилищных условий? Положен ли мне ГЖС на всех членов семьи, если предельный возраст (45 лет) наступит через три года?

Ответ: Для получения права на предоставление жилья, в том числе посредством ГЖС, Вы и члены Вашей семьи должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Так как Вы проживаете в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, при условии отсутствия у Вас других жилых помещений представляется, что Вы можете быть признаны нуждающимся в жилых помещениях. По поводу жены и дочери. Вы не указали, по какому договору проживала Ваша супруга с дочерью в двухкомнатной квартире (по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения). Кроме того, Вам следует учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В большинстве законов субъектов Российской Федерации указывается, что не относится к ухудшению жилищных условий безвозмездная передача занимаемых жилых помещений органам местного самоуправления. Если Ваша жена безвозмездно передала (сдала) квартиру органам местного самоуправления, представляется, что ст. 53 ЖК РФ на нее не распространяется. Для точного ответа Вам необходимо ознакомиться с соответствующим актом субъекта Российской Федерации, на территории которого Вы проживаете.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Увольняюсь по достижении предельного возраста. Новый контракт со мной не заключают. Выслуга - 20 лет. Стою в очереди на получение ГЖС два года. Живу в закрытом военном городке в квартире по договору социального найма. На основании указания командующего округом вывели за штат, чтобы уволить без предоставления жилья, но с очереди не снимать. Правомерны ли действия командующего округом? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Увольняюсь по достижении предельного возраста. Новый контракт со мной не заключают. Выслуга - 20 лет. Стою в очереди на получение ГЖС два года. Живу в закрытом военном городке в квартире по договору социального найма. На основании указания командующего округом вывели за штат, чтобы уволить без предоставления жилья, но с очереди не снимать. Правомерны ли действия командующего округом?

Ответ: К сожалению, Вы предоставили недостаточно сведений для того, чтобы оценить правомерность действий командования по зачислению Вас в распоряжение (в частности, какое основание для этого было указано в приказе). Ситуация, связанная с решением жилищного вопроса, аналогичная Вашей, была предметом рассмотрения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, которая в решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30, в частности, указала следующее. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона. Анализ содержания данной нормы Закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом данная норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абз. 2 п. 1 указанной статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Исходя из этого следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы. В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан Российской Федерации, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы. С учетом изложенного следует признать, что абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т. е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть. Положениями названной нормы Закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона. В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подп. "и" п. 7 разд. II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы. Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья. Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Старший прапорщик, выслуга 23 года. Уволена в 2004 г. по достижении предельного возраста, по инвалидности. Проживала в муниципальной квартире. В 2001 г. ухудшила жилищные условия: переоформила квартиру на сестру. Жилья в собственности не имела и не имею. Зарегистрирована по месту жительства в в/ч. При увольнении в обеспечении жилой площадью было отказано. Вправе ли получить жилье от Минобороны России? Куда нужно обратиться? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Звание "старший прапорщик", выслуга - 23 года. Уволена из Вооруженных Сил Российской Федерации в 2004 г. по достижении предельного возраста нахождения на службе, по болезни. Имею инвалидность. Проживала в однокомнатной муниципальной квартире. В 2001 г. ухудшила жилищные условия путем переоформления квартиры на сестру. Жилья в собственности не имела и не имею. Зарегистрирована по месту жительства при в/ч 54006. При увольнении в обеспечении жилой площадью было отказано. Имею ли я право получить жилье от Министерства обороны Российской Федерации? Если имею, то куда нужно обратиться?

Ответ: Для того чтобы претендовать на получение жилого помещения, Вы должны были быть признанной нуждающейся в жилых помещениях. Из Вашего вопроса следует, что на момент увольнения Вы не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях в воинской части, в связи с чем были правомерно уволены без предоставления жилого помещения. Правом на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации Вы не обладаете. В то же время, если Вы являетесь малоимущей и у Вас имеются основания, предусмотренные ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (с учетом того, что прошло пять лет с момента ухудшения жилищных условий), Вы можете обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и необходимыми документами в орган местного самоуправления по месту жительства.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Я - младший сержант, прохожу службу на должности санитарного инструктора - дезинфектора ОСМБ ВВ МВД с 23 июля 2007 г. Положена ли мне дополнительная выплата в размере 15% в соответствии с п. 2.9.4 приложения 2 к Приказу МВД России "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России" от 23 марта 2004 г. N 190? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Я - младший сержант, прохожу службу на должности санитарного инструктора - дезинфектора ОСМБ ВВ МВД с 23 июля 2007 г. Положена ли мне дополнительная выплата в размере 15% в соответствии с п. 2.9.4 приложения 2 к Приказу МВД России "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России" от 23 марта 2004 г. N 190?

Ответ: В соответствии с п. 2 приложения N 2 к Приказу МВД России от 23 марта 2004 г. N 190 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 15% оклада по воинской должности, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - в размере 50% оклада по воинской должности при прохождении службы на воинских должностях в военно-медицинских учреждениях и медицинских подразделениях воинских частей: рентгенолаборантов (кроме работающих в рентгеновских архивах), лаборантов по бактериологии (вирусологии, паразитологии), помощников паразитологов, лаборантов, выполняющих анализы из инфекционных отделений, дезинфекторов и инструкторов-дезинфекторов. Таким образом, представляется, что Вам положена ежемесячная надбавка в размере 15% оклада по воинской должности (в случае прохождения военной службы по контракту) в соответствии с подп. 2.5.2 приложения N 2 к Приказу МВД России от 23 марта 2004 г. N 190.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Правомерны ли действия командования училища, связанные с сокращением сроков прибытия с увольнения курсантов 3, 4, 5-го курсов после учебных занятий и часов самостоятельной работы с 24.00 до 22.00. Это противоречит ст. 244 Устава внутренней службы. Если не правомерны, то разъясните порядок обжалования. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Правомерны ли действия командования училища, связанные с сокращением сроков прибытия с увольнения курсантов 3, 4, 5-го курсов после учебных занятий и часов самостоятельной работы с 24.00 до 22.00. Это противоречит ст. 244 Устава внутренней службы. Если не правомерны, то разъясните порядок обжалования.

Ответ: В соответствии со ст. 244 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, курсанты после заключения контракта о прохождении военной службы, а также курсанты, имеющие право проживания в общежитии, могут находиться вне расположения военного образовательного учреждения профессионального образования после учебных занятий и обязательных часов самостоятельной работы, определенных распорядком дня, до 24 часов, семейные курсанты - до начала занятий следующего учебного дня. При этом, во-первых, в соответствии с п. 245 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в воинской части (отдельном подразделении), находящейся в отдаленной от населенных пунктов местности, и в других случаях, когда увольнение из ее расположения в указанном командиром (начальником) порядке нецелесообразно, по решению командира воинской части (отдельного подразделения) в дни отдыха могут проводиться групповые выезды в близлежащие крупные населенные пункты (города). Во-вторых, в соответствии с гл. 5 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ) распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части. Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливаются сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы. При определении регламента служебного времени учитывается необходимость исполнения военнослужащими должностных обязанностей в соответствии с распорядком дня, а также выполнения мероприятий, направленных на поддержание воинской части (подразделения) в постоянной боевой готовности. Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка, воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи. Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части или соединения с учетом вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, задач, стоящих перед воинской частью, времени года, местных и климатических условий. Они разрабатываются на период обучения и могут уточняться командиром воинской части (соединения) на время боевых стрельб, полевых выходов, проведения учений, маневров, походов кораблей, несения боевого дежурства (боевой службы), службы в суточном наряде и других мероприятий с учетом особенностей их выполнения. Указанные положения свидетельствуют о том, что возможность курсантов после заключения контракта о прохождении военной службы, а также курсантов, имеющих право проживания в общежитии, находиться вне расположения военного образовательного учреждения профессионального образования после учебных занятий и обязательных часов самостоятельной работы, определенных распорядком дня, до 24 часов, а семейным курсантам - до начала занятий следующего учебного дня определяется командиром части (начальником военно-учебного заведения) с учетом требований законодательства о предоставлении отдыха военнослужащим. Следует учесть, что в ст. 244 УВС ВС РФ указывается, что курсанты могут, а не вправе находиться вне расположения ВВУЗа до определенного в указанной статье времени. Таким образом, указанная статья устанавливает пределы времени, до которых начальник ВВУЗа вправе разрешить курсантам находиться вне его расположения. При сокращении сроков прибытия из увольнения после учебных занятий и часов самостоятельной работы с 24.00 до 22.00 права курсантов на отдых не нарушаются. Главное, чтобы при этом соблюдались положения ст. 219 УВС ВС РФ, где указано, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме случаев, указанных в абз. 3 ст. 219, не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: С июля 2004 г. стою в очереди на квартиру в г. Балашихе. Мое увольнение задерживается по причине необеспеченности жильем. Служу в Смоленской области, проживаю в ЗВГ. Имеет ли право администрация г. Балашихи исключить меня из списков очередников, ссылаясь на Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ведь я был поставлен на учет до принятия этого Закона? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: С июля 2004 г. стою в очереди на квартиру в г. Балашихе. Мое увольнение задерживается по причине необеспеченности жильем. Служу в Смоленской области, проживаю в ЗВГ. Имеет ли право администрация г. Балашихи исключить меня из списков очередников, ссылаясь на Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, ведь я был поставлен на учет до принятия этого Закона?

Ответ: С 1 января 2005 г. действует новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Существенным изменением является то, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Законом N 122-ФЗ была изменена редакция и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы: "Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства". Таким образом, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы в настоящее время лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т. е. указанная обязанность была снята с органов местного самоуправления. Также было провозглашено, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем. Однако формы жилищного обеспечения увольняемых военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, Законом N 122-ФЗ были поставлены в зависимость от срока увольнения с военной службы - до или после 1 января 2005 г. состоялось это событие. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан" отметил: "Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета". У Вас сложилась неординарная ситуация: Вы не уволены с военной службы, но на учет в органах местного самоуправления встали до 1 января 2005 г. К основаниям для снятия Вас местной администрацией с учета нуждающихся в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 1998 г. N 1054, в частности, относятся: а) заключение после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении шести месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Так как Вы продолжаете военную службу, вряд ли кто раз в шесть месяцев направлял соответствующее ходатайство. Существует большая вероятность того, что Вы будете сняты с учета органом местного самоуправления. В этом случае Вам необходимо по месту прохождения военной службы обратиться в жилищную комиссию воинской части о постановке Вас на учет нуждающихся по избранному месту жительства, и в дальнейшем Вы будете обеспечены жилым помещением в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Законны ли действия финансовых органов военного комиссариата при начислении выплаты на содержание ребенка, посещающего муниципальное детское дошкольное учреждение, без учета платы за его питание? Фактическая оплата содержания ребенка составляет 1000 руб., из них на питание - 700 руб. Начисление производится в сумме 300 руб. Что входит в понятие "содержание"? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Законны ли действия финансовых органов военного комиссариата при начислении выплаты на содержание ребенка, посещающего муниципальное детское дошкольное учреждение, без учета платы за его питание? Фактическая оплата содержания ребенка составляет 1000 руб., из них на питание - 700 руб. Начисление производится в сумме 300 руб. Что входит в понятие "содержание"?

Ответ: В соответствии с п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555 "О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации" с 1 января 2008 г. военнослужащим - гражданам Российской Федерации (далее - военнослужащие) производятся следующие выплаты на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении) (далее - дети): посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения: - на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы; - на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы. При этом, согласно п. 3 Инструкции о порядке выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555, для получения выплаты военнослужащие подают в установленном порядке рапорт с приложением следующих документов: - копии договора, заключенного с детским дошкольным учреждением; - справки кадрового органа о количестве и возрасте детей военнослужащего или соответствующих подтверждающих документов на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего; - справки о месте регистрации ребенка; - справки бухгалтерии детского дошкольного учреждения о неполучении компенсации, установленной ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (кроме военнослужащих, указанных в подп. "б" п. 1 названного Приказа); - подлинного денежного оправдательного документа о фактической оплате военнослужащим содержания детей в детском дошкольном учреждении. Вместе с тем на основании п. 4 вышеназванной Инструкции за предоставление платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом детского дошкольного учреждения, выплаты не производятся. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 849 "О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в соответствии со ст. 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" утвержден Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В данный Перечень включены следующие затраты: 1. Оплата труда и начисления на оплату труда. 2. Приобретение услуг: - услуги связи; - транспортные услуги; - коммунальные услуги; - услуги по содержанию имущества; - арендная плата за пользование имуществом; - прочие услуги. 3. Прочие расходы. 4. Увеличение стоимости основных средств. 5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. Из содержания и смысла Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 849 следует, что в Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, могут входить также и затраты на организацию питания детей. В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Таким образом, действия финансово-экономического органа военного комиссариата в части компенсации выплаты за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, без учета затрат на осуществление питания ребенка, которые Вы фактически осуществили и надлежащим образом подтвердили, неправомерны, если осуществление питания не относится в соответствии с уставом детского дошкольного учреждения к дополнительным платным услугам.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Подполковник, преподаватель, прохожу службу на военной кафедре. Кафедра в 2008 г. подлежит ликвидации. Жильем не обеспечен. Выслуга календарная - 26 лет. Могу ли я встать на учет нуждающихся в получении жилья в другом регионе в связи с предстоящим увольнением? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 9) Текст документа

Вопрос: Подполковник, преподаватель, прохожу службу на военной кафедре. Кафедра в 2008 г. подлежит ликвидации. Жильем не обеспечен. Выслуга календарная - 26 лет. Могу ли я встать на учет нуждающихся в получении жилья в другом регионе в связи с предстоящим увольнением?

Ответ: По общему правилу военнослужащие при увольнении с военной службы состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях и обеспечиваются жильем по последнему месту службы. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При этом военнослужащие также должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по последнему месту военной службы. В связи с изменением жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих с органов местного самоуправления снята обязанность по учету увольняемых военнослужащих как нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства. Так как в настоящее время указанная обязанность возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, сформировалась судебная практика, в соответствии с которой обязанность по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства возлагается на жилищные комиссии воинских частей. В связи с изложенным рекомендую Вам обратиться с соответствующим заявлением в жилищную комиссию воинской части, к которой военнослужащие военной кафедры прикреплены по вопросам жилищного обеспечения.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа