Психологическая подготовка сотрудников пограничных органов к действиям в экстремальных условиях

(Невара А. А.)

("Юридическая психология", 2008, N 3)

Текст документа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ

ОРГАНОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

А. А. НЕВАРА

Невара А. А., доктор педагогических наук, полковник.

Решение многих оперативно-боевых задач подразделениями пограничной службы осуществляется в экстремальных условиях, характеризующихся мощным воздействием на психику сотрудников факторов, которые в специальной литературе получили название психогенных, т. е. связанных с непосредственными угрозами нарушения нормального функционирования психики людей.

Следует отметить, что экстремальными являются не только те обстоятельства, которые по своим объективным характеристикам выходят за пределы диапазона оптимального обитания человека, но и те, которые выходят за регламентированные рамки профессиональной деятельности.

В настоящее время служба пограничников в районах с нестабильной обстановкой является наглядным примером деятельности в экстремальных условиях. Это в первую очередь:

- выполнение различными категориями сотрудников своих обязанностей, несение службы пограничными нарядами, решение оперативных задач специальными группами в условиях возможного внезапного возникновения различных провокаций, в том числе и вооруженных, совершения террористических актов, обстрелов, нападений из засад и т. д.;

- боестолкновения специальных групп и подразделений в условиях неблагоприятной оперативно-боевой обстановки (внезапность нападения, превосходящие силы противника, нарушение связи и управления, отсутствие соседей и т. п.);

- ликвидация последствий бандитских налетов в местах расположения подразделений, населенных пунктах и др.

Анализ оперативно-служебной деятельности различных категорий сотрудников показывает, что основные психологические трудности вызывают стресс-факторы пограничной службы и реальной обстановки на охраняемом участке, которые оказывают негативное воздействие на психику людей и способны привести к ее перевозбуждению. Среди них особо выделяются:

- внезапность возникновения экстремальной ситуации и неопределенность ее развития;

- наличие реальной опасности для жизни пограничников;

- малочисленность пограничных нарядов, оторванность от основных сил;

- ответственность руководителя за принятое решение и его исполнение в условиях непредсказуемости развития обстановки на границе;

- дефицит времени на оценку обстановки и принятие решения в условиях скоротечного развития экстремальной ситуации;

- высокий уровень психофизиологической напряженности и др.

Негативное влияние на психику пограничников могут оказать также особенности террористической деятельности бандформирований, действующих вблизи государственной границы. К ним следует отнести:

- крайнюю жестокость бандитов в отношении населения и особенно сотрудников силовых структур, сильный националистический фон в зоне возможного конфликта;

- быструю смену бандформированиями методов и форм вооруженной борьбы в зависимости от обстановки (маскировка под местных жителей в случае неудачи, рассредоточение на мелкие группы, индивидуальный террор и т. д.);

- переплетение провокационных действий с грабежами и мародерством, убийством мирных жителей;

- своеобразие ведения террористических действий (огонь снайперов, обстрелы населенных пунктов, ведение огня из-за спин мирных жителей, захват заложников, несоответствие выбора оружия характеру поражаемой цели, массированное минирование и т. д.).

Именно поэтому большинство экстремальных ситуаций, возникающих на границе, напрямую влияет на морально-психологическое состояние пограничников, создает психическую напряженность, представляющую собой одну из форм психологической реакции человека в условиях повышенной опасности.

Необходимо отметить, что психическая напряженность до определенного уровня выполняет положительную роль, мобилизуя дополнительные психологические возможности человека для преодоления трудностей обстановки и перестройки психики к новым условиям функционирования.

На основе изучения опыта боевых действий в Афганистане было установлено: в любых, даже в самых тяжелых положениях до 25 - 30% людей сохраняли самообладание, правильно оценивали обстановку, четко и решительно действовали в соответствии с ситуацией. По их словам, "они думали не о собственном выживании, а о необходимости поиска путей выхода из сложной ситуации и сохранении жизней товарищей". Именно эта мысль в сознании определяла соответствующие действия, выполнявшиеся четко и целенаправленно.

Сильным средством психологической поддержки в тяжелый момент выступает здоровое честолюбие - желание отличиться, быть замеченным, приобрести славу, заслужить одобрение, награду. В условиях боевой деятельности нередко активизируется мотивация агрессивности, которая может рассматриваться как положительное проявление, способствующее преодолению трудностей и успеху.

Замечено, что у части людей, неоднократно выполнявших опасные и рискованные задания, возникает "адреналиновая зависимость", потребность и тяга к тому, чтобы еще раз проверить себя в рискованной ситуации.

Мобилизация психики в экстремальной ситуации вызывает у ряда сотрудников психофизиологические изменения, позволяющие успешно действовать в сложной обстановке. В частности, это:

- снижение порогов ощущений и повышение чувствительности органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.);

- повышение внимательности: выраженная избирательность, интенсивность, сочетание концентрированной, быстрой переключаемости и устойчивости;

- большая четкость и ясность мысли, скорость мышления;

- выраженное стремление к поиску наилучших решений, обдуманности и расчетливости поведения, отвечающего обстановке, обеспечивающего успех, снижающего уровень риска и опасности;

- повышение доли быстрых, интуитивных решений (при наличии соответствующего опыта и подготовленности);

- активизация прогностичности мышления, стремления к предвидению развития событий и выполнению упреждающих действий.

Вместе с тем практика оперативно-боевой работы бесспорно доказала тот факт, что далеко не все сотрудники безболезненно для своего психического здоровья переносят экстремальные условия службы. Дело в том, что не каждое ранее сформированное качество может проявиться в условиях деятельности, связанных с реальной опасностью. Нарастание психической напряженности, переход ее за пределы переносимости могут привести к полному срыву психической деятельности человека.

Следовательно, задача состоит в том, чтобы в ходе профессионального обучения и воспитания предусмотреть и поставить пограничника в такие условия, в которых будут выработаны необходимые для действий в экстремальной обстановке психологические качества.

С этой целью организуется и проводится экстремальная психологическая подготовка, представляющая собой систему целенаправленных воздействий, направленных на формирование и закрепление у пограничников психологической готовности и устойчивости, основанных преимущественно на самосовершенствовании личностных и развитии профессионально важных качеств, приобретении опыта успешных действий в моделируемых нестандартных ситуациях.

Логика здесь должна быть такова - чем большее количество предстоящих психических образов, максимально соответствующих экстремальной обстановке, мы сформируем у сотрудника, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного рефлекса, а следовательно, неадекватные действия.

Исходя из этого положения, общие задачи экстремальной психологической подготовки можно обозначить следующим образом:

- ознакомление сотрудников с психологическими характеристиками экстремальных ситуаций, со структурой и содержанием компонентов экстремальной подготовленности и формирование мотивов к качественному овладению ими;

- выработка у руководителей, сотрудников и специалистов навыков и умений, необходимых для успешной деятельности, а также развитие профессионально важных личностных свойств и качеств, повышение на этой основе общей экстремально-психологической устойчивости;

- повышение уверенности в себе, в успешном преодолении встречающихся в оперативно-служебной деятельности трудностей;

- обучение активным ("наступательным") действиям в экстремальных обстоятельствах;

- повышение психологической устойчивости к экстремальным ситуациям, наиболее часто возникающим на государственной границе;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в экстремальные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само - и взаимопомощи (психологической, педагогической, медицинской);

- подготовка специальных групп для слаженных, уверенных и надежных действий в экстремальных ситуациях и др.

Мероприятия, проводимые в ходе экстремальной психологической подготовки, должны быть направлены на выработку у пограничников установки на ведение активных действий, упрочение их психической устойчивости, предупреждение и преодоление отрицательных психологических явлений и состояний, обеспечение профессиональной надежности личного состава в самых сложных условиях.

С этой целью следует добиваться максимального приближения процесса обучения к условиям реальной служебно-боевой деятельности, так как немаловажное значение имеет умение пограничников адекватно воспринимать возникшую обстановку и сопутствующую ей опасность и на основе саморегуляции осуществлять перестройку психики к новым условиям функционирования.

В практику профессиональной подготовки необходимо внедрять элементы психологического обеспечения, ориентированные на адаптацию пограничников к психотравмирующим факторам:

1. Зрительного ряда - виды разрушенных зданий, оборонительных позиций, сожженной техники, сооружений, ландшафта, очаги возгорания, пожары, взрывы.

2. Слухового ряда - грохот обрушающихся зданий, рев реактивных систем, гул стрельбы при ведении боевых действий.

3. Осязательного ряда - сотрясения, падения, ушибы, удары воздушной волны, грязь и т. п.

4. Интерактивного ряда - представления возможной гибели товарищей и близких, контакт с большим количеством раненых, искалеченных людей.

Внедрение в учебную обстановку сложных или опасных ситуаций должно осуществляться с учетом особенностей обучаемого контингента и тех конкретных экстремальных ситуаций, возникновение которых в его оперативно-служебной деятельности происходит чаще всего.

По сложности экстремальных ситуаций, к преодолению трудностей которых готовятся пограничники, экстремальная психологическая подготовка бывает различных (уровневых) видов.

Общая психологическая экстремальная подготовка обеспечивает общий уровень экстремальной подготовленности человека к обостренным ситуациям повседневной оперативно-служебной деятельности, их профилактике, преодолению и обеспечению личной безопасности при этом.

Чрезвычайная психологическая экстремальная подготовка нацелена на достижение высшего уровня экстремальной подготовленности профессионалов к осуществлению деятельности в самых сложных экстремальных ситуациях. Она призвана обеспечить уверенное решение пограничниками задач в условиях повышенной опасности для собственной жизни и жизни окружающих людей, высший уровень экстремальной устойчивости, самообладания, готовности к самоотверженным действиям.

Целесообразно также проводить более конкретную экстремальную подготовку, связанную с отдельными экстремальными факторами и условиями. Так, в практике проводилась и проводится подготовка к действиям:

- в условиях минной и снайперской опасности;

- в темноте, при плохой освещенности или на враждебной территории;

- в горах, на высоте при угрозе обвалов и камнепадов;

- при внезапном нападении на расположение группы, подразделения;

- сотрудника, заблудившегося или случайно оказавшегося в лесу, в горах при отсутствии воды и пищи;

- при возникновении беспорядков, противоправных или террористических действий в населенных пунктах и общественных местах;

- при ликвидации последствий различных экстремальных ситуаций и т. д.

Подобные виды подготовки могут существовать отдельно, индивидуально. Но чаще всего они реализуются в рамках более масштабной экстремальной подготовки, выступая ее частью, разделом.

Нередко возникает необходимость в видах подготовки, отличающихся по отдельным задачам, возникающим в экстремальных ситуациях.

Среди них:

- обеспечение безопасности группы, подразделения при действиях в различных условиях обстановки;

- преодоление возможных конфликтов в общении и взаимоотношениях с частью враждебно настроенного местного населения;

- оказание неотложной медицинской помощи (при подрывах на минах, переломах, ранениях, остановке дыхания и др.);

- вождение автомобиля в горах, на большой скорости, при угрозе обстрелов, в условиях минной опасности и пр.;

- освобождение заложников;

- ведение разведки в опасных условиях;

- обезвреживание взрывных устройств и т. д.

Таких задач множество, и решение о том, к какой из них и как готовиться, принимается на месте. Эта подготовка по необходимости может осуществляться отдельно, а может быть частью более масштабной подготовки.

По направленности на формирование различных компонентов экстремальной обученности и экстремальных способностей различаются следующие виды подготовки:

- экстремально-тактическая;

- экстремально-психологическая;

- к экстремальному (конфликтному) общению;

- к преодолению противодействия (борьба с противником, вооруженным преступником, ведение психологической борьбы);

- обучение самообладанию (владение собой, владение своим психическим состоянием и поведением);

- физическая;

- огневая (стрелковая);

- к рукопашному бою, боевым искусствам;

- к обеспечению личной безопасности и др.

По субъектам экстремальной подготовки различается:

- индивидуальная (одиночная) и групповая;

- рядовых сотрудников и руководителей (экстремально-управленческая).

По времени проведения экстремальная подготовка бывает:

- предварительной (базовой), проводимой заблаговременно, исходя из вероятности возникновения экстремальных ситуаций в ходе выполнения оперативно-служебных задач;

- непосредственной, или оперативной. Такая подготовка проводится непосредственно перед началом действий в экстремальных ситуациях, когда их возникновение можно предусмотреть. Она представляет собой комплексную настройку человека (психологическую, психофизиологическую, физическую) на предстоящие ответственные действия.

Таким образом, экстремальная психологическая подготовка пограничников является объективным условием формирования психологической готовности личного состава, обеспечивающей его профессиональную надежность в ходе решения служебно-боевых задач.

Вместе с тем в более масштабных экстремальных ситуациях возникает необходимость и в более сложных действиях, когда согласовывать их приходится не только отдельным сотрудникам, но и целым группам (поисково-разведывательным, ударным, захвата, прикрытия, поддержки, блокирования, снабжения и т. д.).

Представление о том, что достаточно собрать в одну группу классных специалистов и проблема совместных успешных действий будет решена, ошибочно.

Подготовленность группы вообще, а к действиям в экстремальных ситуациях в особенности, бесспорно, зависит от мастерства каждого ее члена, но в решающей степени она определяется показателями группы как коллектива и как профессиональной единицы.

Для уверенных действий группы при решении поставленных задач наиболее значимыми характеристиками группы как коллектива являются:

- социальная, моральная, профессиональная зрелость группы как коллектива (значимость целей, устремлений, социальных, моральных, групповых ценностей и ориентиров поведения, отношений, взглядов, мнений, оценок, групповых норм поведения и др.);

- справедливость, организованность, дисциплина в жизни и деятельности;

- авторитет руководителей, уважение их не только как должностных лиц, но как личностей, подлинных лидеров;

- сплоченность как показатель единства, одобрения, поддержки, защиты всеми членами коллектива (или подавляющим большинством) характеристик жизнедеятельности и их прочности.

Надежность действий группы как профессиональной единицы заключается в мастерстве отдельных сотрудников, четкости и устойчивости созданной организационной структуры, овладении тактикой групповых действий в условиях предельных трудностей. С этой целью необходимы:

- определение алгоритма групповых действий в ходе решения задач в нештатных ситуациях, которые практически неизбежны в условиях оперативно-служебной деятельности;

- отработка приемов и способов поддержки и оказания помощи в процессе выполнения поставленной задачи. Группа должна уметь инициативно или по распоряжению оказывать нужную помощь, совмещая ее с выполнением собственных обязанностей. Могут потребоваться силовая, техническая, организационная, психологическая, медицинская и иные виды помощи, которые группа должны уметь выполнять;

- формирование навыков быстрой ликвидации сбоев в процессе выполнения задачи;

- обеспечение взаимозаменяемости. В экстремальной ситуации достаточно часто возникает проблема - отсутствие кого-то из группы (не прибыл, не оказался на месте, куда-то направлен, получил травму, ранение, даже погиб), и обязанности, возложенные на него, не выполняются. В результате происходит сбой в групповых действиях. Особенно тяжелые последствия наступают, когда такое случается с кем-то из руководителей (командиров, начальников). В группе должна быть разработана взаимозаменяемость друг друга, а у руководителей должно быть не менее двух заместителей.

Специализация групп по задачам, к решению которых они готовятся, определяет содержание и методику их подготовки.

Выработка групповых компонентов мастерства - главное средство достижения сплоченности и сработанности группы. Она начинается на определенном этапе одиночной подготовки, а некоторые элементы (например, отработка повседневной организации службы) - практически с самого начала. Усложнением не следует увлекаться до тех пор, пока не будут отработаны и закреплены на предыдущем уровне первичные варианты действий в экстремальных ситуациях.

Основные формы занятий - групповые занятия и тренировки, тактические летучки, игры, учения. Место проведения - реальная местность на угрожаемых направлениях и участках, полигоны и полосы препятствий с воссозданием элементов экстремальной обстановки, действующая техника, блокпосты и места расположения подразделений.

Групповые занятия, игры и учения должны проводиться со все большим усложнением решаемых задач и условий, с включением в них таких, которые предварительно не отрабатывались. Группе ставится задача оперативно и самостоятельно найти выход из незнакомой ситуации, неожиданностей становится все больше, и они усложняются.

Специальное внимание уделяется отработке элементов профессиональной надежности путем введения в занятия обстоятельств, обеспечивающих проявление поддержки и оказания помощи, взаимодействия, обеспечения работы техники и оружия, взаимозаменяемости. Целесообразны и специальные практические занятия по отработке навыков по этим элементам.

Важно отметить, что подготовленность и сплоченность группы зависит от ее правильного формирования, подбора совместимых друг с другом людей. В этом плане особая роль принадлежит коммуникативным качествам членов группы.

Способствуют срабатываемости: организованность людей в работе, уверенность и независимость, установка на сотрудничество, готовность помогать товарищам, обязательность, владение техникой общения, справедливость, активность в совместной деятельности, последовательность.

Затрудняют: скептицизм, застенчивость, покорность, переоценка своих возможностей, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, недоверчивость, подозрительность, робость, грубость, замкнутость, скрытность.

Таким образом, подлинная надежность и групповое мастерство возникают тогда, когда состав группы сплочен и стабилен, а накопленный опыт совместных действий в трудных условиях проверен не только в процессе экстремальной подготовки, но и в реальной ситуации.

Осуществляя подготовку сотрудников и специальных групп, важно знать уровень их способностей к действиям в экстремальных условиях. Проверка готовности того или иного контингента пограничников выполнять определенные виды оперативно-боевой работы может быть осуществлена на основе оценки достигнутого уровня психологической подготовленности пограничников в сравнении с первоначальным состоянием и является основным показателем результативности процесса психологической подготовки.

В то же время ее эффективность можно определить на основе следующих основных критериев:

- отношение личного состава к выполнению поставленных задач и понимание ответственности за конкретное порученное дело;

- моральная и психологическая готовность пограничников выполнить задачи с риском для жизни;

- способность сотрудников длительное время переносить большие физические, моральные и психологические нагрузки;

- стремление личного состава постоянно поддерживать высокую степень готовности техники, специальных средств и оружия;

- строгое и точное выполнение личным составом приказаний и распоряжений;

- готовность пограничников в критических ситуациях помочь товарищу, взаимовыручка в коллективе.

Следует отметить, что укрепление психологической подготовленности как совокупности устойчивых достоинств, необходимых сотруднику для предстоящей экстремальной деятельности, осуществляется в ходе заблаговременной психологической подготовки, а их актуализация перед действием - задача морально-психологического обеспечения.

Исходя из возможного развития экстремальной ситуации на границе и характера действий, приоритетными задачами морально-психологического обеспечения в этот период являются:

- поддержание высокой бдительности и недопущение внезапного нападения, мобилизация пограничников на своевременное вскрытие фактов подготовки противника к проведению провокаций, террористических актов;

- обеспечение высокой требовательности к пограничникам, входящим в состав нарядов на направлениях вероятных провокаций и по прикрытию расположений групп и подразделений;

- повышение ответственности личного состава в укреплении и совершенствовании оборонительных позиций на местах несения службы, в обеспечении слаженности и эффективности действий расчетов группового оружия;

- сосредоточение усилий пограничников на поддержании оружия, средств связи в полной готовности к немедленному применению;

- формирование у командиров всех степеней боевой целеустремленности и боевой активности личного состава;

- создание в коллективе подразделения, среди личного состава специальных групп боевого настроя, уверенности в профессиональной подготовленности, в своем оружии и способности выполнить поставленную задачу;

- своевременное информирование личного состава о развитии обстановки на границе и др.

Успешное решение задач морально-психологического обеспечения предстоящих действий достигается:

- разъяснением личному составу складывающейся обстановки и поставленной задачи, порядка ее выполнения;

- конкретным планированием и правильным определением форм, методов и средств психолого-педагогического воздействия на личный состав, умелым сочетанием и творческим применением их в соответствии с поставленной задачей и складывающейся обстановкой;

- своевременным инструктированием помощников по вопросам психологического обеспечения в экстремальных условиях обстановки;

- постоянным общением с подчиненными, знанием их морально-психологического состояния и профессиональных качеств;

- организацией непрерывного информирования личного состава, распространением опыта умелых действий пограничников в чрезвычайных условиях;

- обеспечением личного состава необходимым имуществом, оружием, боеприпасами, медикаментами и др.

Непосредственными организаторами морально-психологического обеспечения являются руководители подразделений и групп. После получения распоряжения на подготовку личного состава к действиям в условиях резкого обострения обстановки на границе они обязаны:

- уяснить поставленную задачу и поступившие указания по вопросам морально-психологического обеспечения в этот период;

- оценить обстановку на границе и степень профессиональной и морально-психологической подготовленности личного состава к предстоящим действиям;

- принять решение о расстановке личного состава по элементам боевого порядка с учетом их профессиональной и психологической подготовки, совместимости;

- определить основные направления, формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия в угрожаемый период и в ходе выполнения оперативно-служебных и боевых задач;

- составить план морально-психологического обеспечения на этот период и организовать его выполнение;

- организовать психолого-педагогическую подготовку младших командиров по вопросам работы с подчиненными в экстремальных условиях и др.

Наиболее действенными формами работы с личным составом в этот период можно считать:

- собрания и групповые беседы;

- оперативность информации, доведение приказов, обращений, выпуск боевых листков и листков-молний;

- индивидуальные беседы со старшими пограничных нарядов по повышению бдительности в период несения службы на угрожаемых направлениях;

- встречи с сотрудниками, имеющими опыт действий в экстремальных ситуациях;

- индивидуальные беседы с прибывшим пополнением и пограничниками, которым придется впервые столкнуться с экстремальными обстоятельствами;

- инструктажи младших командиров, командиров расчетов группового оружия, педагогические поручения опытным сотрудникам по оказанию психологической поддержки пограничникам в экстремальных условиях.

В зависимости от обстановки проводятся и другие мероприятия. Из перечисленных форм следует особое внимание обратить на индивидуальную работу с пограничниками и информирование личного состава.

Полное отсутствие информации об обстановке, идущей от вышестоящего командования, в течение длительного времени вызывает у личного состава ощущение неопределенности, брошенности.

В экстремальных условиях оперативно-служебной и особенно боевой деятельности пограничников в первую очередь интересуют: задача, полученная подразделением (группой), особенности ее выполнения; наличие соседей, их задачи, степень подготовленности; местность, населенные пункты, в которых предстоит действовать; характеристика населения.

Итак, психологическая экстремальная подготовка имеет решающее значение для успешной деятельности подразделений (специальных групп) как в боевых условиях, так и в других ситуациях, связанных с реальной опасностью. Она формирует, сохраняет и развивает у пограничников устойчивые компоненты психики (постоянно или длительно присущие психике человека свойства, качества, знания, навыки, умения, привычки), обеспечивающие способность противостоять психотравмирующим факторам экстремальной обстановки.

Вместе с тем психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях будет полноценной только в тех случаях, когда наряду с формированием устойчивых компонентов будет обращено внимание на ее динамическую составляющую в виде психического состояния готовности пограничников к немедленным и предельно успешным действиям.

Название документа

Вопрос: Командир воинской части отказал в выплате задолженности по полевым деньгам, предусмотренной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 355. Гарнизонный суд вынес решение об отказе в удовлетворении наших требований на основании ст. ст. 194 - 198 и 256 - 258 ГПК РФ. Суд 2-й инстанции также отказал в удовлетворении требований по тем же основаниям. Подскажите, как получить полагающиеся нам по закону денежные средства.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Мне и моей супруге, проходившим службу в РВСН и несшим боевое дежурство в период с 1999 г. по 2006 г., остается невыплаченной задолженность по полевым деньгам, выплата которых предусмотрена Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 355. О нарушении нашего права нам стало известно в 2006 г. Командир нашей воинской части отказал в выплате положенных нам денежных средств, после чего мы сразу обратились с жалобой в гарнизонный суд. Суд оставил наши заявления без движения по ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, предложив в установленный срок переоформить наши заявления согласно ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. Выполнив требуемое в указанный срок, мы получили решение того же суда с отказом в удовлетворении наших заявлений, но только уже на основании ст. ст. 194 - 198 и 256 - 258 ГПК РФ. Обратившись в окружной суд 2-й инстанции, мы получили также отказ в удовлетворении наших жалоб по тем же основаниям, что и суд первой инстанции. Подскажите, как получить полагающиеся нам по закону денежные средства.

Ответ: К сожалению, ответить на Ваш вопрос достаточно полно не представляется возможным, так как Вы не представили копии судебных актов, вынесенных по Вашему делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Более того, в соответствии со ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, в частности, в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В связи с вышесказанным, Вы не имеете права подать заявление (исковое заявление) в военный суд.

Для того чтобы более подробно ответить на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться с судебными постановлениями, вынесенными по Вашему делу. При этом автор советует Вам обратиться за помощью юриста (адвоката) по месту Вашего жительства или обратиться к книге В. В. Тараненко "Как военнослужащему защитить свои права (судебный и несудебные способы защиты)" (М., 2004).

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Как реализовать право на перевозку личного имущества на безвозмездной основе, если при увольнении в запас в марте 1998 г. справку Ф-1 ВПД в кадровом органе части не получил, жилой площадью обеспечен не был? По настоящее время состою на учете в военном комиссариате Мурманской области. Намерен переехать на постоянное место жительства в г. Кострому, где получил жилую площадь.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Как реализовать право на перевозку личного имущества на безвозмездной основе, если при увольнении в запас в марте 1998 г. справку Ф-1 ВПД в кадровом органе части не получил, жилой площадью обеспечен не был? По настоящее время состою на учете в военном комиссариате Мурманской области. Намерен переехать на постоянное место жительства в г. Кострому, где получил жилую площадь.

Ответ: В соответствии с п. п. 69, 70 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Руководство), утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 200, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении.

Таким же правом на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к избранному семьей новому месту жительства пользуются члены семей умерших или погибших военнослужащих.

Указанное право может быть использовано один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего.

О выданных увольняемому военнослужащему воинских перевозочных документах (денежных средствах) на проезд и перевозку личного имущества производится запись в денежном аттестате, предписании.

Если воинские перевозочные документы не были использованы в пределах срока их действия (срок действия воинских перевозочных документов установлен п. 26 Руководства), то они могут быть заменены на другие в военных комиссариатах по месту учета уволенных военнослужащих с учетом изменений возраста членов семьи, ее состава и выбора постоянного места жительства, происшедших со дня выдачи этих документов. Ранее выданные воинские перевозочные документы погашаются и хранятся с копиями (корешками) вновь выданных воинских перевозочных документов.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались. Эта запись заверяется подписями соответствующих должностных лиц, указанных в п. 23 Руководства, и гербовой мастичной печатью.

Такой же порядок распространяется и на членов семей в случае смерти указанных военнослужащих.

Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Наша воинская часть относится к частям постоянной боевой готовности, переведенным в установленном порядке на комплектование военнослужащими по контракту. Сколько должна длиться рабочая неделя? Как должен осуществляться учет рабочего времени?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Наша воинская часть относится к частям постоянной боевой готовности, переведенным в установленном порядке на комплектование военнослужащими по контракту. Сколько должна длиться рабочая неделя? Как должен осуществляться учет рабочего времени?

Ответ: В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 названной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

При этом боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Однако п. 3.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 названной статьи не предоставляется.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно.

Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Насколько законен перевод военнослужащего из района Крайнего Севера на равную воинскую должность без его согласия за 1,5 года до наступления у него предельного возраста пребывания на военной службе? Права на очередные отпуска, дополнительный отпуск, переобучение, ВВК не реализованы.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Насколько законен перевод военнослужащего из района Крайнего Севера на равную воинскую должность без его согласия за 1,5 года до наступления у него предельного возраста пребывания на военной службе? Права на очередные отпуска, дополнительный отпуск, переобучение, ВВК не реализованы.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность.

Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

При этом, к сожалению, каких-либо запретов на перевод военнослужащих при обстоятельствах, указанных Вами, и при условиях, перечисленных в Положении о порядке прохождения военной службы, не предусмотрено.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Прослужил на Севере подводником 16 лет, уволен по состоянию здоровья. За это время отправлялся на учебу в Ленинград (1984 г.), считал, что северный стаж не прерывался. Для получения северной (коэффициент - 1,5) пенсии не хватило 2 месяца (14 лет 10 месяцев). Сейчас подобная учеба считается командировкой. После 9 боевых походов подо льдом имею пенсию как "паркетный" офицер. Что можно сделать?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Прослужил на Севере подводником 16 лет, уволен по состоянию здоровья. За это время отправлялся на учебу в Ленинград (1984 г.), считал, что северный стаж не прерывался. Для получения северной (коэффициент - 1,5) пенсии не хватило 2 месяца (14 лет 10 месяцев). Сейчас подобная учеба считается командировкой. После 9 боевых походов подо льдом имею пенсию как "паркетный" офицер. Что можно сделать?

Ответ: К сожалению, в данном случае законодательством не предусмотрены варианты учета льготного исчисления пенсии. Судебная перспектива разрешения Вашего вопроса также представляется весьма туманной.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: 1. Подлежит ли перерасчету пенсия в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза по Указу Президента Российской Федерации N 1638. 2. На каком основании процентная надбавка за выслугу лет назначалась с учетом только нахождения на офицерских должностях с 1 января 1993 г. по 1 января 2000 г.? 3. Выплаты по Указу Президента Российской Федерации N 1373с по сумме в несколько раз превышают начисления по судебным искам. Законно ли это?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: 1. Подлежит ли перерасчету пенсия в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза по Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638. Практически все пенсионеры г. Тулы выиграли судебные иски в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза. Однако три месяца назад судьи по требованию ответчика (военного комиссариата) стали выносить отрицательные решения, ссылаясь на то, что военнослужащим, проходящим военную службу, не повышали оклады по воинскому званию, несмотря на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ00-16 и от 20 октября 1999 г. N ВКПИ99-18. Нам необходимо узнать Ваше мнение. 2. На каком основании процентная надбавка за выслугу лет назначалась с учетом только нахождения на офицерских должностях с 1 января 1993 г. по 1 января 2000 г.? 3. Выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с по сумме в несколько раз превышают начисления по судебным искам. Законно ли это?

Ответ: 1. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" было предписано повысить с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ00-16 приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 было признано незаконным и недействующим со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638.

Ссылка ответчиков (военных комиссариатов) на обстоятельства, изложенные Вами, не соответствует действующим нормам права по следующим основаниям.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 является нормативным правовым актом. Так, в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 1998 г.

Пунктом 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, при этом одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим.

Таким образом, пенсия, назначенная военнослужащему, уволенному с военной службы, должна быть увеличена в 2,02 раза, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638.

2. С 1 февраля 1993 г. действует Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который устанавливает, что в денежное довольствие для исчисления пенсии включается процентная надбавка за выслугу лет для всех составов и категорий военнослужащих. В связи с этим не совсем понятен Ваш вопрос. В выслугу лет для исчисления пенсии засчитываются периоды в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Если же речь идет о процентной надбавке за выслугу лет военнослужащим, то до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2000 г. N 524 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1992 г. N 781 в выслуге лет для выплаты надбавки не учитывались периоды прохождения срочной военной службы (военной службы по призыву).

3. Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" было установлено: "...произвести лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25 процентов за службу в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, органах контрразведки Российской Федерации (органах федеральной службы безопасности), Пограничных войсках Российской Федерации, Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и органах внутренних дел Российской Федерации на основании:

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961 "О предоставлении Главнокомандующему Пограничными войсками Российской Федерации права установления дополнительных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу Пограничных войск Российской Федерации" - за период с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1997 г.;

Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" - за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г...".

Вышеназванным Указом установлено, что лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25% оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в данном Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной данным Указом, не имеют.

Автору представляется, что, скорее всего, в судебном постановлении имеет место счетная ошибка.

В данном случае автор советует Вам самостоятельно произвести перерасчет присужденной денежной суммы и денежных сумм, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с, и в случае подтверждения счетной ошибки подать в суд соответствующее исковое заявление.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: В соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 430, 526, 2006 г. N 20 членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу предписано оказывать медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и обеспечивать льготными путевками в дома отдыха. Касаются ли вышеуказанные льготы членов семей и гражданского персонала части, если они являются гражданами Республики Беларусь?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: В соответствии с Приказами Министра обороны Российской Федерации 2007 г. N 430, 526, 2006 г. N 20 членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу предписано оказывать медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и обеспечивать льготными путевками в дома отдыха. Касаются ли вышеуказанные льготы членов семей и гражданского персонала части, если они являются гражданами Республики Беларусь?

Ответ: В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 27 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 октября 2007 г. N 430, документом, дающим право на помещение больного (отдыхающего) в санаторий (дом отдыха), является заполненная и заверенная печатью санаторно-отборочной комиссии путевка. Вместе с путевкой поступающие в санатории (дома отдыха) члены семей военнослужащих и офицеров, уволенных с военной службы, и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, предъявляют паспорт.

Таким образом, можно резюмировать, что для получения права на льготные путевки члены семьи и лица гражданского персонала должны быть гражданами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 20 в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации оказывается помощь военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы (соответствующим определенным требованиям), членам их семей и иным гражданам Российской Федерации, пользующимся правом на получение медицинской помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, граждане Беларуси не имеют права на получение медицинской помощи в российских военно-медицинских учреждениях.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Имеет ли право на получение свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий участник событий на Кубе, военно-стратегической операции 1963 г.?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Имеет ли право на получение свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий участник событий на Кубе, военно-стратегической операции 1963 г.?

Ответ: К сожалению, Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" не предусматривают возможность получения участниками событий на Кубе свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа

Вопрос: Имеет ли право на получение денежных средств на ремонт индивидуального жилого дома дочь умершего пенсионера Минобороны России, имевшего общую выслугу более 20 лет? Уволен по состоянию здоровья, дочь - инвалид с детства, пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России за дочь получает опекун (брат). Дочь прописана в доме отца, но домовладелицей не является (инвалид I группы, недееспособная). Домовладелец - брат.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 8)

Текст документа

Вопрос: Имеет ли право на получение денежных средств (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313) на ремонт индивидуального жилого дома дочь умершего пенсионера Минобороны России, имевшего общую выслугу более 20 лет? Уволен по состоянию здоровья, дочь - инвалид с детства, пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России за дочь получает опекун (брат). Дочь прописана в доме отца, но домовладелицей не является (инвалид I группы, недееспособная). Домовладелец - брат.

Ответ: В соответствии с Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов (далее - средства на проведение ремонта), имеют следующие категории граждан:

- члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);

- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.

При этом к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся:

а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;

б) несовершеннолетние дети;

в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета один раз в 10 лет.

При этом необходимо учитывать, что вышеназванные Правила распространяются на членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, которым принадлежат индивидуальные жилые дома. В связи с тем что дочери индивидуальный жилой дом не принадлежит, она не имеет права на получение средств из федерального бюджета на ремонт дома.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

Название документа