О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии гражданам, уволенным с военной службы, подвергшимся радиационному воздействию

(Закиров Р. А., Кондаков А. А.)

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

О ЛЬГОТНОМ ИСЧИСЛЕНИИ ВЫСЛУГИ ЛЕТ

ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ГРАЖДАНАМ,

УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ПОДВЕРГШИМСЯ

РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Р. А. ЗАКИРОВ, А. А. КОНДАКОВ

Закиров Р. А., адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

Кондаков А. А., помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, капитан юстиции.

1. Выслуга лет для назначения пенсии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию при проведении испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, при ликвидации последствий этих аварий.

В Российской Федерации для граждан, подвергшихся радиационному воздействию при проведении испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, при ликвидации последствий этих аварий, а также для членов семей этих граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Одной из мер социальной поддержки указанной категории граждан в сфере пенсионного обеспечения является льготное исчисление выслуги лет для назначения соответствующей пенсии.

Меры социальной поддержки указанных граждан определены следующими законодательными актами:

- Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1;

- Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ;

- Федеральный закон "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ;

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27 декабря 1991 г. N 2123-1.

Основным законодательным актом, определяющим государственную политику в области социальной поддержки граждан, пострадавших в результате радиационно опасных аварий и при работе с ядерным оружием, является Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Большинство норм остальных указанных выше нормативных правовых актов носит характер ссылок на соответствующие нормы данного Закона Российской Федерации.

К примеру, в ст. 1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча" указано, что действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на следующих граждан:

а) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг.;

б) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 гг.

В ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ установлено, что гражданам, относящимся к первой из вышеуказанных групп, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К ним относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

В ст. 5 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ установлено, что гражданам, относящимся ко второй из вышеуказанных групп гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К ним относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 гг. службу в зоне отчуждения.

Критерии отнесения военнослужащих (в том числе временно направленных или командированных) к категориям граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 1005.

Что касается граждан, указанных в Федеральном законе "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, то социальной гарантии в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет для них в данных нормативных правовых актах не установлено; также нет и ссылок на другие нормативные акты, в которых бы устанавливалась соответствующая льготная выслуга лет.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет категории лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, а также условия ее назначения. Так, в соответствии со ст. 8 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 данного Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, определенным в указанном Законе, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях:

1) один месяц службы за три месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 г.;

2) один месяц службы за полтора месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г.

Также как уже говорилось выше, в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2002 г. время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 гг. 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15 мая 1991 г. - зоной отселения) - это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 гг. население было эвакуировано.

Ныне действующий Перечень населенных пунктов Российской Федерации, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582.

В льготную выслугу для назначения пенсии включается время на выполнение заданий и несение военной службы в зоне отчуждения в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (см. таблицу).

Нормативный правовой акт Период Зона отчуждения

действия

Перечень населенных пунктов, с 28.12.1991 Брянская область

относящихся к территориям по Красногорский район

радиоактивного загрязнения, 04.04.1993 - Барсуки (Барсу -

утвержденный распоряжением ковский сельсовет);

Правительства Российской - Князевщина;

Федерации от 28 декабря 1991 - Нижняя Мельница;

г. N 237-р - Прогресс

Перечень населенных пунктов, с 05.04.1993 Брянская область

относящихся к территориям по Злынковский район

радиоактивного загрязнения, 01.02.1998 - Саньково;

утвержденный распоряжением Красногорский район

Правительства Российской - Барсуки (Барсу -

Федерации от 28 декабря 1991 ковский сельсовет);

г. N 237-р - Борки (Барсуков -

ский сельсовет);

- Буковец;

- Гущи;

- Долгое;

- Ковали;

- Князевщина;

- Нижняя Мельница;

- Новоалександровка;

- Озерщина;

- Прогресс;

- Прохоренко (Барсу -

ковский сельсовет);

- Тугани;

Новозыбковский район

- Бабаки;

- Борец;

- Глыбочка

Перечень населенных пунктов, с 01.02.1998 Брянская область

находящихся в границах зон по настоящее Красногорский район

радиоактивного загрязнения время Барсуковский сель -

вследствие катастрофы на совет:

Чернобыльской АЭС, - Барсуки;

утвержденный Постановлением Заборский сельсовет:

Правительства Российской - Князевщина;

Федерации от 18 декабря 1997 - Прогресс;

г. N 1582 Медведевский

сельсовет:

- Нижняя мельница

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1 утвержден Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации. К ним относятся следующие виды работ:

- радиологическое обследование подвергшихся радиоактивному загрязнению местности, техники, зданий и сооружений, помещений, угодий, включая личные подсобные хозяйства и имущество граждан (отбор проб, наземные и воздушные измерения гамма-фона) и определение степени их загрязнения;

- погрузка и транспортировка всеми видами транспорта материальных ресурсов, животных, сельскохозяйственной продукции, оборудования, перевозка людей и их имущества;

- обеспечение охраны отселенных жилых массивов, безопасности перевозок, профилактика и тушение пожаров;

- работы, связанные с оценкой стоимости зданий, хозяйственных строений, плодово-ягодных насаждений, посевов, имущества, а также определение возможности их вывоза в зависимости от степени их радиоактивной загрязненности;

- строительно-монтажные работы по строительству новых, реконструкции и ремонту (приспособлению) существующих зданий и сооружений, включая прокладку разводящих сетей водопроводных линий, линий электропередач, автомобильных дорог, сооружение столовых, душевых и других вспомогательных сооружений;

- ремонт и содержание железнодорожных путей, дорог, расположенных на них сооружений, закрепление грунтов в придорожной полосе и стабилизация (обеспыливание) дорог с неусовершенствованными видами покрытий;

- дезактивация зданий, сооружений, оборудования, техники, всех видов транспорта, сельскохозяйственных угодий, территорий, спецодежды и спецобуви;

- сбор, удаление, транспортировка и захоронение радиоактивных материалов (отходов), в том числе снятие и вывоз загрязненного грунта, снос ветхих строений, вырубка лесов и насаждений;

- работы по оборудованию пунктов (станций) по дезактивации техники, оборудования подвижного состава, а также спецодежды и спецобуви;

- работы, связанные с формированием, размещением и обеспечением войсковых подразделений, принимавших участие в проведении работ по дезактивации, и их расформированием;

- агротехнические, агрохимические, мелиоративные, лесотехнические и гидротехнические работы, в том числе связанные со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции;

- работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально-техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населенного пункта;

- работы по сносу, утилизации, захоронению и консервации зданий, сооружений, материальных ценностей;

- радиационный (дозиметрический) контроль, медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения и граждан, привлекаемых для ликвидации последствий аварии;

- работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально-технических ресурсов, сельскохозяйственных животных, а также с обеспечением торгового, социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания, снабжение продуктами питания населения;

- распыление и рассев с воздушных судов веществ в целях дезактивации объектов земной поверхности и водоемов.

2. Выслуга лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, из числа бывших военнослужащих, занятых на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, несущих (проходивших) службу на атомных кораблях, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений.

Срок службы на льготных условиях указанным военнослужащим засчитывается с 1 января 1966 г. из расчета один месяц службы за два месяца на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, связанных с обращением с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню частей, подразделений и должностей, утверждаемому министром обороны Российской Федерации.

В настоящее время Перечень воинских частей, подразделений, а также должностей военнослужащих, занятых на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, которым выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы и засчитывается на льготных условиях выслуга лет для назначения пенсий, определен в приложении N 6 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

Срок службы на льготных условиях засчитывается из расчета один месяц службы за полтора месяца:

- на атомных надводных кораблях - со сроков, предусмотренных абз. 2 подп. "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941;

- в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, - с 1 июля 1995 г. на условиях, определяемых министром обороны Российской Федерации.

Условия льготного исчисления выслуги лет указанной категории граждан определены Инструкцией о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. N 284.

В соответствии с п. п. 1 и 2 данной Инструкции право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) с 1 июля 1995 г. имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на промышленных предприятиях, отделах учреждений и организаций Росатома на штатных воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений. Перечень штатных воинских должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, утверждается министром обороны Российской Федерации по представлению начальника 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации и рассылается отдельно.

Военнослужащие, занимающие воинские должности, перечисленные в перечне, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при условии наличия в воинских частях штатных (находящихся в производстве) ядерных боеприпасов.

Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. N 284 утверждена также Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство.

В соответствии с п. п. 1 и 2 данной Инструкции право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) с 1 июля 1995 г. имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на штатных воинских должностях в Ракетных войсках стратегического назначения, несущие боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах.

Военнослужащие, несущие боевое дежурство, имеют право на льготное исчисление выслуги лет со дня привлечения военнослужащего к несению боевого дежурства в составе боевого расчета по день фактического прекращения боевого дежурства (при отстранении от дежурства; вступлении в исполнение обязанностей по воинской должности, не связанной с несением боевого дежурства; увольнении с военной службы).

3. Некоторые итоги и выводы.

Проведя анализ нормативных правовых актов, содержащих нормы о мерах социальной поддержки военнослужащих, перечисленных в ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, можно сделать следующие выводы:

- во-первых, количество нормативных правовых актов, содержащих меры социальной поддержки вышеуказанных граждан, достаточно велико, что создает определенные затруднения в их поиске и применении. Каждый нормативный правовой акт содержит определенный перечень гарантий, зависящий от специфики регулируемых данным актом отношений;

- во-вторых, не во всех нормативных правовых актах, устанавливающих меры социальной поддержки, содержатся сами эти меры и социальные гарантии. Многие нормы носят отсылочный характер. Данное обстоятельство также создает определенные проблемы с реализацией этих гарантий;

- в-третьих, наблюдается некоторое неравенство в мерах социальной поддержки вышеуказанных военнослужащих. Это проявляется, в частности, в праве на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Одни категории военнослужащих данной социальной гарантией пользуются, а другие, проходящие (проходившие) военную службу в равнозначных условиях, такого права не имеют.

Из всего вышесказанного следует, что было бы целесообразным разработать и принять единый законодательный акт, регулирующий всю совокупность правоотношений по социальной поддержке указанных выше граждан, которые сегодня регулируются отдельными нормативными правовыми актами. Кроме того, необходимо пересмотреть вопрос о порядке льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанным гражданам в целях обеспечения их равенства в правах.

Название документа

Вопрос: Говорят и пишут разное, даже платят по-разному. Сколько в действительности положено платить на командировочные расходы (суточные)?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Говорят и пишут разное, даже платят по-разному. Сколько в действительности положено платить на командировочные расходы (суточные)?

Ответ: В соответствии с п. 328 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200, военнослужащим, направленным в командировки в одиночном порядке, выплачиваются суточные деньги за каждый день нахождения в командировке и за время нахождения в пути в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" от 2 октября 2002 г. N 729, которые доводятся до войск (сил) Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее - организации), осуществляется в следующих размерах:

а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки;

б) расходов на выплату суточных - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке;

в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

- железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

- водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;

- автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

- при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, - в размере минимальной стоимости проезда:

- железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

- водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

- автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.

Согласно п. 334 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств, а также военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территориях иностранных государств, при командировках в пределах страны пребывания выплачиваются суточные и возмещаются расходы по найму жилых помещений в стране пребывания в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В настоящее время размер таких выплат установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" от 26 декабря 2005 г. N 812.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: В 2005 г. Железнодорожные войска вошли в состав Министерства обороны Российской Федерации. Мои товарищи и я являемся командирами взвода охраны, технической роты, роты обслуживания, служим в бригаде кадра, в подчинении находятся от 40 до 120 человек. Ни командир кадра бригады (в звании полковника), ни я, ни сослуживцы не получаем надбавку за командование. Возможно ли восстановить справедливость?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: В 2005 г. Железнодорожные войска вошли в состав Министерства обороны Российской Федерации. Мои товарищи и я являемся командирами взвода охраны, технической роты, роты обслуживания, служим в бригаде кадра, в подчинении находятся от 40 до 120 человек. Ни командир кадра бригады (в звании полковника), ни я, ни сослуживцы не получаем надбавку за командование. Возможно ли восстановить справедливость?

Ответ: В соответствии с п. 112 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, занимающим воинские должности командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, в зависимости от установленного в штате по занимаемой воинской должности штатного воинского звания и численности личного состава, находящегося в подчинении, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями (далее - надбавка) в соответствующих размерах. Перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка, утверждается министром обороны Российской Федерации. В распоряжении редакции соответствующий перечень отсутствует.

Вам необходимо обратиться в довольствующий орган за соответствующими разъяснениями по поводу невыплаты надбавки за командование. Если Ваши должности поименованы в перечне, Вы вправе защитить свои права в судебном порядке.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Увольняюсь по ОШМ, нахожусь в распоряжении командующего. Могу ли я отказаться от ГЖС и ждать жилья в "натуре"? Или же надо попробовать реализовать ГЖС, а в случае, если это не получится сделать, вернуть ГЖС и продолжать ждать жилье? Какие у меня права в том и другом случае? Имею ли я право на переподготовку в связи с увольнением по ОШМ, если у меня высшее педагогическое образование?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Военнослужащая, прохожу службу по контракту. Увольняюсь по ОШМ, нахожусь в распоряжении командующего. Выслуга - 12,5 лет, контракт заканчивается 30 августа 2008 г. Рапорт на ГЖС от 1 сентября 2006 г. Уже сейчас понимаю, что шансов его реализовать мало. Могу ли я от ГЖС отказаться и ждать жилья в "натуре"? Или же надо попробовать реализовать ГЖС, а в случае, если это не получится сделать, вернуть ГЖС и продолжать ждать жилье? Какие у меня права в том и другом случае?

Имею ли я право на переподготовку в связи с увольнением по ОШМ в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 2006 г. N 355, если у меня высшее педагогическое образование?

Ответ: 1. В соответствии с п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153) (далее - Правила), государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - субсидия). Сертификат не является ценной бумагой.

Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения гражданами жилого помещения.

Участие в подпрограмме добровольное.

В соответствии с п. 4 Правил срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), два месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных п. 55 Правил, - девять месяцев, а в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) - шесть месяцев.

Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

Таким образом, на основании вышесказанного Вы имеете право отказаться от ГЖС до момента его реализации и получить жилье другим установленным законодательством способом. При этом необходимо учесть следующее.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения. Таким образом, с того момента, как денежные средства поступят на банковский счет, открытый в банке (счет должен быть открыт в течение двух месяцев с момента выдачи ГЖС), Вы будете сняты с учета нуждающихся в воинской части. После этого уволены и исключены из списков личного состава воинской части. Даже если Вы откажетесь после этого от ГЖС, в списках нуждающихся воинской части восстанавливать Вас нет оснований по жилищному законодательству (при этом не отрицается возможность сделать это в судебном порядке) и соответственно нет оснований обеспечивать Вас жилым помещением за счет Министерства обороны Российской Федерации. Рекомендовал бы Вам отказаться от участия в подпрограмме "ГЖС" и получать жилье "в натуре".

2. Что касается второго вопроса, то можно сказать следующее.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке и условиях направления военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке и условиях направления военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей" от 6 сентября 2006 г. N 355, направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Право на переподготовку Вы имеете.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Я - военный пенсионер, уволен по ОШМ при выслуге 32 года. Стою в очереди на ГЖС с 1998 г. В личном деле записаны жена и дочь. В 2006 г. вне брака дочь рожает ребенка. В 2007 г. выходит замуж и рожает второго ребенка. Со мной проживают и зарегистрированы 5 человек. На сколько квадратных метров можно рассчитывать при получении ГЖС?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Я - военный пенсионер, уволен по ОШМ при выслуге 32 года. Стою в очереди на ГЖС с 1998 г. В личном деле записаны жена и дочь. В 2006 г. вне брака дочь рожает ребенка. В 2007 г. выходит замуж и рожает второго ребенка. Со мной проживают и зарегистрированы 5 человек. На сколько квадратных метров можно рассчитывать при получении ГЖС?

Ответ: В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

- 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

- 42 кв. м - на семью из двух человек;

- по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются:

а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подп. "а" - "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

б) постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подп. "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов;

в) лица, прибывшие с гражданином - участником подпрограммы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства, зарегистрированные и постоянно проживающие с данным гражданином в избранном постоянном месте жительства на дату утверждения сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году, - для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. граждан, указанных в подп. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Таким образом, Вам необходимо в суде установить факт, имеющий юридическое значение, что дети дочери (по-видимому, они зарегистрированы с Вами) являются членами Вашей семьи. При положительном решении размер субсидии будет рассчитываться исходя из 90 кв. м.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Офицер запаса, выслуга - 20 лет. Уволен по организационно-штатным мероприятиям в 2001 г. В очереди на государственный жилищный сертификат отказано, так как на сегодняшний день в законодательстве не прописано, каким образом должны быть реализованы жилищные права граждан, уволившихся с военной службы до 1 января 2005 г., но обратившихся с заявлением о постановке на учет позже 1 января 2005 г. Куда мне обращаться?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Офицер запаса, выслуга - 20 лет. Уволен по организационно-штатным мероприятиям в 2001 г. В очереди на государственный жилищный сертификат отказано, так как на сегодняшний день в законодательстве не прописано, каким образом должны быть реализованы жилищные права граждан, уволившихся с военной службы до 1 января 2005 г., но обратившихся с заявлением о постановке на учет позже 1 января 2005 г. Куда мне обращаться?

Ответ: По-видимому, Вы на момент увольнения с военной службы не были признаны нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в связи с обеспеченностью им. В настоящее время желаете изменить место жительства.

Действительно, до 1 января 2005 г. Вы имели право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, но этим правом не воспользовались.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

- военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений);

- граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Как следует из вопроса, Вы после увольнения не остались на таком учете и соответственно права на получение ГЖС не имеете.

Изменить место жительства Вы можете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Для этого необходимо:

а) передать свою квартиру государству (если она в федеральной собственности), муниципальному образованию (если она в муниципальной собственности), в государственную или муниципальную собственность (если квартира Вами приватизирована). В таком случае к Вам не будут применены неблагоприятные последствия, предусмотренные ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ);

б) переехать в избранный населенный пункт, зарегистрироваться по месту жительства по адресу снимаемого жилого помещения;

в) встать в установленном ЖК РФ порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях;

г) получить жилье в порядке очередности.

Другой вопрос, насколько реальны такие действия для Вас.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Имею ли право на получение сертификата на жилье? Срок службы в рядах Вооруженных Сил: август 1981 г. - 1985 г. - Бакинское ВОКУ; 1985 - 1988 гг. - ГСВГ; 1988 - 1997 гг. - Республика Казахстан, военный комиссариат; 1998 - 2000 гг. - ГОВД МВД Республики Дагестан; с ноября 2000 г. - пенсионер МВД. Выслуга лет в Вооруженных Силах в льготном исчислении составляет 18 лет, в календарном - 16 лет, со сроком службы в МВД календарная выслуга составляет 18 лет, льготная - 20 лет.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Имею ли право на получение сертификата на жилье? Срок службы в рядах Вооруженных Сил: август 1981 г. - 1985 г. - Бакинское ВОКУ; 1985 - 1988 гг. - ГСВГ; 1988 - 1997 гг. - Республика Казахстан, военный комиссариат; 1998 - 2000 гг. - ГОВД МВД Республики Дагестан; с ноября 2000 г. - пенсионер МВД. Выслуга лет в Вооруженных Силах в льготном исчислении составляет 18 лет, в календарном - 16 лет, со сроком службы в МВД календарная выслуга составляет 18 лет, льготная - 20 лет.

Ответ: Согласно подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Таким образом, Вы имеете право на получение ГЖС только в том случае, если уволены с военной службы (службы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями и состоите в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 с какого возраста ребенка производится выплата? Имею ли я право на эту выплату, если дата рождения ребенка - 9 марта 2002 г.? Собираюсь поехать в санаторий Министерства обороны Российской Федерации вместе с ребенком. Полагается ли выплата в этом случае?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 с какого возраста ребенка производится выплата? Имею ли я право на эту выплату, если дата рождения ребенка - 9 марта 2002 г.? Собираюсь поехать в санаторий Министерства обороны Российской Федерации вместе с ребенком. Полагается ли выплата в этом случае?

Ответ: Согласно п. 1 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911), данные Правила определяют порядок осуществления выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее - выплаты).

Выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 обучение детей в образовательных учреждениях начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев. По заявлению родителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Следовательно, исходя из общего правила, ребенок достигает школьного возраста в шесть лет и шесть месяцев либо ранее указанного возраста, если он принят в школу.

Если Ваш ребенок подпадает под указанные условия, он считается достигшим школьного возраста.

Санаторий Министерства обороны Российской Федерации не относится к организации отдыха и оздоровления детей (таковыми являются детские оздоровительные лагеря), в связи с чем представляется, что, если Ваш ребенок достиг школьного возраста, Вы имеете право на получение выплаты.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: Главный бухгалтер воинской части отказывает в выплате компенсации за посещение муниципального детского сада в размере 80%, ссылаясь на невыделение финансовых средств на соответствующую статью сметы. Правомерны ли его действия, если нет, то почему?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: Главный бухгалтер воинской части отказывает в выплате компенсации за посещение муниципального детского сада в размере 80%, ссылаясь на невыделение финансовых средств на соответствующую статью сметы. Правомерны ли его действия, если нет, то почему?

Ответ: В соответствии с п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации "О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим - гражданам Российской Федерации" от 30 декабря 2007 г. N 555 с 1 января 2008 г. производятся следующие выплаты:

а) военнослужащим - гражданам Российской Федерации (далее - военнослужащие) выплаты на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении) (далее - дети):

- посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения:

на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы;

на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы;

- посещающих негосударственные детские дошкольные учреждения:

на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы, но не более 80% размера ежемесячной платы, установленной в соответствующем периоде за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, находящихся в ведении муниципальных образований, на территории которых находится негосударственное детское дошкольное учреждение, и реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, исчисленной за фактическое пребывание ребенка в негосударственном детском дошкольном учреждении;

на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы, но не более 90% размера ежемесячной платы, установленной в соответствующем периоде за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, находящихся в ведении муниципальных образований, на территории которых находится негосударственное детское дошкольное учреждение, и реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, исчисленной за фактическое пребывание ребенка в негосударственном детском дошкольном учреждении;

б) военнослужащим, проходящим военную службу на территории иностранных государств, которым не установлены должностные оклады в иностранной валюте, выплаты на содержание их детей, посещающих иностранные детские дошкольные учреждения любой формы собственности, находящиеся за пределами территории Российской Федерации:

на первого и второго ребенка - в размере 80% внесенной родительской платы, но не более 80% размера ежемесячной платы, установленной в соответствующем периоде за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере образования, по месту нахождения главного распорядителя бюджетных средств (далее - государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования);

на третьего ребенка и последующих детей - в размере 90% внесенной родительской платы, но не более 90% размера ежемесячной платы, установленной в соответствующем периоде за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555, военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, выплата производится финансово-экономическим органом по месту военной службы военнослужащего на основании приказа командира (начальника) органа военного управления, соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, военного комиссара, в котором указывается сумма выплаты и период, за который производится выплата.

При этом в соответствии с п. 3 Приказа министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 555 расходы по выплате военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, осуществляются за счет средств, предусмотренных по сводной смете Министерства обороны Российской Федерации на указанные цели.

Одним из основных принципов бюджетного законодательства является принцип целевого расходования бюджетных средств. В связи с изложенным при отсутствии денежных средств на соответствующей статье должностные лица не вправе осуществить Вам выплату за счет денежных средств, находящихся на другой статье сметы. В то же время Вы можете защитить свое право на своевременное получение выплаты путем обращения в военный суд. Судебная практика показывает, что отсутствие денежных средств не является основанием для нарушения прав военнослужащих.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа

Вопрос: До военного училища жил с родителями в г. Москве, квартира не приватизирована, я там прописан. Военное училище закончил в 2003 г. в Санкт-Петербурге. Справку Ф-1 выдали. Распределен в Московскую область г. Железнодорожный. Жилищная комиссия отказала в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, мотивируя это тем, что я зарегистрирован в г. Москве и, значит, обеспечен жильем. Правомерны ли действия жилищной комиссии? Могу ли я быть признан нуждающимся?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)

Текст документа

Вопрос: До военного училища жил с родителями в г. Москве, квартира не приватизирована, я там прописан. Военное училище закончил в 2003 г. в Санкт-Петербурге. Справку Ф-1 выдали. Распределен в Московскую область г. Железнодорожный. Жилищная комиссия отказала в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, мотивируя это тем, что я зарегистрирован в г. Москве и, значит, обеспечен жильем. Правомерны ли действия жилищной комиссии? Могу ли я быть признан нуждающимся?

Ответ: Вы относитесь к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указано, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Существенным недостатком положения п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить понятие "близлежащие населенные пункты", т. е. данный вопрос отнесен на усмотрение командования и жилищных комиссий. Исходя из этого, жилищная комиссия приняла решение о том, что г. Москва является близлежащим населенным пунктом, в котором Вы обеспечены жильем. Этим и мотивирован отказ жилищной комиссии в предоставлении Вам служебного жилья. В то же время Вы вправе попробовать защитить свои интересы в военном суде.

Р. А.Закиров

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права Военного

университета, старший лейтенант юстиции

Название документа