Перечень заболеваний, полученных в период военной службы, следует ограничить (или еще раз об алкогольной теме)

(Торкунов М. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5) Текст документа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ПЕРИОД ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ (ИЛИ ЕЩЕ РАЗ ОБ АЛКОГОЛЬНОЙ ТЕМЕ)

М. А. ТОРКУНОВ

Торкунов М. А., заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

В последние годы российская Фемида сделала ощутимые шаги вперед в вопросах обеспечения предусмотренного ст. 46 Конституции страны права каждого гражданина на обращение в суд, обжалование решений и действий органов власти, местного самоуправления, государственных объединений и должностных лиц. Суды постепенно становятся важнейшими арбитрами в спорах граждан за свои права. Характерны эти процессы и для сферы Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, если в 1994 г. всеми военными судами была рассмотрена 13501 жалоба на незаконные действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц <1>, то в последующие годы произошел существенный рост таких обращений: в 1999 - 47415; а в 2003 г. - уже 123730 <2>. В 2006 г. военными судами рассмотрено 50645 гражданских дел. При этом за последние пять лет количество рассмотренных гражданских дел снизилось в четыре раза. Более 75% исков и заявлений военнослужащих удовлетворяется полностью или частично <3>. -------------------------------- <1> Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц. М., 1995. <2> Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц. М., 2000; Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц. М., 2004. <3> Согласно данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, приведенные показатели деятельности военных судов свидетельствуют, с одной стороны, об улучшении финансирования и материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, а с другой - о более уважительном отношении командиров и начальников к закону, соблюдению законных прав и интересов военнослужащих, чему в немалой степени способствует и сама деятельность военных судов по осуществлению правосудия (см.: Справка о деятельности военных судов в 2006 году от 31 марта 2007 г. (исх. N СД-2/359)).

Следует отметить две характерные тенденции развития судебной практики по вопросам прохождения военной службы. 1. Снижение общего числа заявлений и исков военнослужащих. Это вызвано, с одной стороны, оптимизацией военной организации государства, сокращением общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации, а с другой - более полным удовлетворением нужд и запросов военнослужащих, их стремлением в досудебном порядке урегулировать возникающие спорные вопросы. 2. Постепенное снижение процента удовлетворяемых заявлений и исков военнослужащих, вызванное, в свою очередь, более активной позицией юридических служб воинских частей и соединений, а также увеличением доли "сутяжных" дел. Подобные дела возникают иногда не в целях восстановления действительно нарушенного права, а в связи с желанием досадить командованию за принципиальную позицию при разрешении каких-либо вопросов заявителя по службе либо в корыстных целях использовать имеющиеся белые пятна в законодательстве. Оба указанных направления объективно обусловлены процессами, происходящими в Вооруженных Силах Российской Федерации, а военные суды в большинстве случаев занимают в разрешении возникающих вопросов взвешенную и основанную на законе позицию. Именно поэтому в последние годы военные суды стали важнейшим инструментом по защите прав военнослужащих. Об этом написано и сказано достаточно много. Однако мы хотели бы обратить внимание на другую проблему: противоречивость и непродуманность отдельных норм о прохождении военной службы. Не случайно сегодня проблемы обоснованности требований о защите мнимого или действительного права все чаще становятся предметом обсуждения специалистов <4>. -------------------------------- <4> См., например: Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 4. С. 54 - 58; Стешин А. Ю. Осторожно! "Экстремисты права" // Там же. 2003. N 12. С. 6 - 7; Торкунов М. А. Проблемы злоупотребления правом и явно необоснованных исков в практике военных судов // Там же. 2005. N 5. С. 43 - 45 и др.

Действующее законодательство детально расписывает права и льготы военнослужащих, предусматривая гарантии и компенсации для тех лиц, которые получили повреждение здоровья в период военной службы. Обращения по этим вопросам в военные суды сегодня уже не редкость. Большинство их удовлетворяется, а права военнослужащих восстанавливаются. Например, решением Ижевского гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении заявления подполковника Ф. на действия командования части, отказавшего в предоставлении ему основного и дополнительных отпусков. По делу установлено, что офицер в период с 30 мая по 26 сентября 2007 г. самовольно находился вне места службы, а по возвращении потребовал предоставить ему ранее не использованные оспариваемые отпуска. Органом следствия в возбуждении уголовного дела в отношении заявителя отказано, а командир части своим приказом засчитал время уклонения от исполнения обязанностей военной службы как использование причитающихся ему основного и дополнительных отпусков. Военный суд обоснованно посчитал, что, несмотря на невыдачу заявителю отпускного билета, воинских перевозочных документов, неиздание приказа об убытии его в отпуска, военнослужащий сам поставил себя в такие условия и фактически находился на отдыхе. По мнению суда, наличие в деле постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, вопреки заявлению военнослужащего, не являлось препятствием для принятия командиром части решения о зачете времени самовольного нахождения вне части в счет отпусков. Кассационной инстанцией решение оставлено в силе <5>. -------------------------------- <5> Архив Ижевского гарнизонного военного суда, гражданское дело по заявлению Ф., 2007 г.

По другому делу майор М. в заявлении просил суд обязать командование начислить ему надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 29 марта по 2 декабря 2007 г., когда он самовольно отсутствовал в части. Указанный период (в который он, разумеется, ни общих, ни специальных обязанностей военной службы не исполнял) приказом правомочного командира признан самовольным оставлением части, а денежное довольствие насчитано заявителю по правилам, установленным Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок). Суд отказал в удовлетворении требований военнослужащего и признал действия командования не противоречащими закону по следующим основаниям. В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы. Абзац 3 п. 12 этой же статьи устанавливает, что в срок военной службы не засчитывается время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. Аналогичные положения содержатся в п. 5 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Согласно ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" время самовольного оставления военнослужащим части или места службы не отнесено к числу случаев, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы. Статьей 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определено, что в соответствии с законодательством России содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет, и установлено, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие при самовольном нахождении вне расположения воинской части, за исключением определенных случаев. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих данным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Анализ данной нормы показывает, что она связывает право военнослужащего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспечение денежным довольствием, с порядком прохождения военнослужащим военной службы, под которым имеется в виду также и определение течения срока военной службы. В связи с изложенным, поскольку время самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок их военной службы и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются исполняющими обязанности военной службы, министр обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым на него возложена обязанность определения порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием, правомерно и обоснованно внес в п. 68 Порядка положение о приостановлении выплаты денежного довольствия названным военнослужащим. Данное положение Порядка не входит в противоречие со ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в которой отсутствует указание о том, что военнослужащий обеспечивается денежным довольствием в ходе всего периода обладания статусом военнослужащего. По смыслу закона, обосновывая свое решение п. 68 Порядка, командир части не дал правовую оценку действиям военнослужащего и не установил его виновность в совершении противоправных действий, связанных с самовольным оставлением части, а лишь воспользовался своим правом приостанавливать выплату денежного довольствия по факту самовольного оставления военнослужащим воинской части или места военной службы, а также возобновлять его выплату со дня, указанного в приказе командира воинской части, определенного по результатам разбирательства, проведенного по такому факту <6>. -------------------------------- <6> Архив Кировского гарнизонного военного суда, гражданское дело по заявлению М., 2007 г.

Правомерность приостановления выплаты денежного довольствия военнослужащим за период самовольного оставления части подтверждена и решением Верховного Суда Российской Федерации, которым п. 68 Порядка признан не противоречащим ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <7>. Признавая законность прекращения выплат денежного довольствия в случаях, предусмотренных п. 68 Порядка, все же представляется необоснованным указание в п. 69 того же Порядка на необходимость некоторых выплат таким лицам. Предоставляя военнослужащему даже минимальные материальные выплаты за период уклонения от исполнения служебных обязанностей, законодатель фактически потворствует его противоправному поведению. -------------------------------- <7> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2007 г. N ВКПИ07-74 по заявлению Рябия Р. А.

В приведенных случаях суд на основании закона подтвердил правомерность позиции командования. В то же время отдельные правовые нормы вступают в противоречие со здравым смыслом. Так, в военный суд обратился военнослужащий Л., который был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Считая свои права нарушенными, заявитель потребовал признать действия командования незаконными и уволить его по болезни (в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе). Рассмотрев заявление, суд установил следующее. Л. проходил военную службу по контракту с Министерством обороны Российской Федерации. Приказом полномочного командования 1 сентября 2005 г. он досрочно уволен с военной службы в запас на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта) и по этому основанию исключен из списков личного состава части. В судебном заседании установлено, что в период 2002 - 2005 гг. Л. пять раз находился на стационарном лечении в психоневрологическом отделении военного госпиталя с диагнозами: "синдром зависимости от алкоголя 2-й стадии", "состояние запоя", "алкогольная интоксикация средней степени", "алкогольная интоксикация тяжелой степени". Командование части неоднократно представляло его к досрочному увольнению в запас в связи с невыполнением им условий контракта, однако каждый раз документы возвращались из-за несогласия вышестоящего командования с увольнением заявителя. И только в третий раз такое представление было реализовано. В судебное заседание заявитель представил надлежаще составленное и утвержденное свидетельство о болезни, где было указано, что он ПОЛУЧИЛ ЗАБОЛЕВАНИЕ В ПЕРИОД ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (выделено мной - М. Т.). В удовлетворении требований заявителю судом отказано в связи с пропуском им установленного законом трехмесячного срока для обращения за защитой своих прав. Не соглашаясь с таким решением, Л. в кассационной жалобе указал, что судом не принято во внимание состояние его здоровья, "отягощенного психическим расстройством". По его мнению, "лица с психическими расстройствами составляют одну из наиболее уязвимых групп населения, чьи права и свободы нередко ущемляются в обществе. Таким лицам всегда гораздо труднее отстаивать свои права" <8>. Как видим, законодатель при формулировании правовых норм поставил лиц, злоупотребляющих спиртными напитками на службе, являющихся наркоманами и токсикоманами, в один ряд с теми военнослужащими, чьи заболевания объективно обусловлены особенностями военной службы. -------------------------------- <8> Архив Кировского гарнизонного военного суда, гражданское дело по заявлению Л., 2005 г.

Между тем согласно подп. "б" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Следовательно, в "гражданских" условиях одного лишь появления на работе в состоянии опьянения уже достаточно для увольнения работника. Согласно ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках МВД России, других войсках, воинских формированиях и органах. Таким образом, несмотря на особый статус, военнослужащие не только не подлежат увольнению со службы при сходных обстоятельствах, а, более того, умудряются получить "алкогольное" заболевание. Иными словами, отдельные "умельцы" умышленно доводят себя на службе до такого состояния, которое позволяет им не только бравировать своим заболеванием, как булгаковскому Шарикову, "раненному на фронтах", но и претендовать на льготы и преимущества наравне с военнослужащими, добросовестно исполняющими свои обязанности и получившими заболевания, обусловленные именно спецификой военной службы. Случаи обращения в суд таких военнослужащих отнюдь не редки <1>. -------------------------------- <9> См., например: Архив Кировского гарнизонного военного суда, гражданские дела по заявлениям сержанта по контракту Б. (2003 г.); старшего прапорщика Г. (2001 г.); капитана запаса Г. (2003 г.); майора Ф. (2005 г.); майора У. (2006 г.); Архив Ульяновского гарнизонного военного суда, гражданское дело по заявлению прапорщика М. (2007 г.); и др.

В соответствии с п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 20 января 2004 г. N 20, от 31 декабря 2004 г. N 886, от 30 апреля 2005 г. N 274, от 26 января 2007 г. N 46, от 9 ноября 2007 г. N 767), военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "...б) заболевание получено в период военной службы: если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах; если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах; если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют...". Приведенные положения нормативного правового акта обязывают не только должностных лиц военно-врачебных комиссий, но и судей признавать лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, получившими заболевание в период военной службы. Этот вывод следует и из подп. "д" п. 41 вышеназванного Положения, не позволяющего в таких случаях признавать у военнослужащего наличие "общего заболевания": "... д) общее заболевание: если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах; если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах...". Будучи связанным позицией законодателя по таким делам, суд вынужден идти вопреки "духу" закона, его социальному и нравственному предназначению. По нашему мнению, необходимо внести изменения в действующее Положение о военно-врачебной экспертизе, исключив из оснований признания заболеваний полученными в период военной службы случаи, связанные со злоупотреблением алкогольными напитками, наркотической и иной токсической зависимостью. Следует также изменить содержание п. 69 Порядка, исключив из него положение о минимальных выплатах военнослужащим за периоды самовольного оставления части. Такой подход послужит укреплению принципов справедливости и обоснованности принимаемых командованием решений об установлении причинной связи заболеваний с военной службой, а также станет способствовать усилению престижа военной службы.

Название документа