Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот

(Карибян С. О.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2014, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ

С. О. КАРИБЯН

Карибян Сусанна Ониковна, аспирант кафедры гражданского права и процесса ОАНО ВПО "Волжский университет имени В. Н. Татищева" (институт).

В предложенной статье рассматриваются актуальные правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот в Российской Федерации. На примерах отдельных субъектов Федерации анализируются различные аспекты данной сферы, где помимо решения финансовых вопросов по обеспечению жилищем приняты законодательные акты, которые включают в себя пути решения существующих недостатков и проблем.

Ключевые слова: жилищные права, дети-сироты, договор социального найма, целевые программы, специализированный жилищный фонд, социальная гостиница.

Legal problems of provision of residential space for orphaned children S. O. Karibyan

Karibyan Susanna Onikovna, assistant professor of the Chair of Civil law and Procedure of V. N. Tatishhev Volzhskij University.

The present article deals with topical legal issues provide housing for orphans in Russian Federation. On examples of individual subjects of the federation, analyzes various aspects of this field, where in addition to dealing with financial matters to ensure housing, passed legislation, which include ways of solving existing problems and shortcomings.

Key words: housing rights, orphans, social tenancy agreement, targeted programs, specialized housing, social hotel.

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации является защита имущественных и жилищных прав детей-сирот. В настоящее время в России разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан в части обеспечения их жилыми помещениями. Однако в реальной жизни правоприменительная практика имеет ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать жилищные права детей-сирот. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен <1>. Несмотря на законодательное закрепление и признание данных прав, огромное количество сирот в России остается без жилья. Ежегодно из российских сиротских учреждений выпускается примерно около десяти - пятнадцати тысяч сирот. Более 76% детей-сирот после выпуска не могут получить положенное им жилье, следовательно, оказываются на улице <2>. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г. // КонсультантПлюс: ВерсияПроф; ООО "Инфо Лада". Тольятти, 2013. <2> URL: http://izvestia. ru/news/543766.

Правовые основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот закреплены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Статья 8 названного ФЗ устанавливает дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы <3>. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм <4>. Данные отношения регулируются также и Жилищным кодексом РФ (п. 2 ст. 57 ЖК РФ). -------------------------------- <3> Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Информационно-правовая система "ГАРАНТ", 2013. <4> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Информационно-правовая система "ГАРАНТ", 2013.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются также законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см. п. 8 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ). На сегодняшний день обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями соблюдает Московская область. Такому подходу отвечает практика некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Удмуртия, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Омская область и др.). Тем не менее в остальных регионах РФ ситуация крайне сложная <5>. В частности, тяжелое положение в Оренбургской, Смоленской и Волгоградской областях, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. -------------------------------- <5> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Так, в 2011 г. жильем были обеспечены только 22,2 тыс. детей-сирот, или 23,8% состоящих в очереди на получение квартир. Остальным 76,2% претендентов (72,3 тыс. человек) жилья не досталось <6>. -------------------------------- <6> URL: http://newsland. com/news/detail/id/1114404/.

Президент РФ взял под личный контроль ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот. Он поручил Правительству России еще к лету 2010 г. подготовить поправки в законодательство, которые должны изменить к лучшему ситуацию с обеспечением выпускников детских домов квартирами. Такое решение было продиктовано целой серией прокурорских проверок, которые прошли в различных регионах. Эти проверки показали "факты нецелевого использования субсидий, выделяемых регионам на квартиры для сирот" <7>. В ряде регионов сложилась критическая ситуация. В Республике Тыва, Новосибирской, Омской областях, Забайкальском, Пермском краях число детей, не получивших жилье, составляет от 1,5 до 3 тысяч человек, отметил генеральный прокурор <8>. Кроме того, прокуроры выявили факты закрепления за детьми несуществующего или аварийного жилья. В ходе проверки дополнительно выявлены дети-сироты и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и не состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жильем: в Республике Башкортостан (202 человека), в Белгородской (356), Липецкой (669), Самарской (977) областях. Количество нуждающихся в жилье постоянно увеличивается за счет детей-сирот, имевших закрепленное жилое помещение и утративших его за время пребывания в образовательных, социальных и иных учреждениях. По состоянию на 1 июня 2012 г. в России ждут квартиры более 75 тыс. детей-сирот <9>. -------------------------------- <7> Российская газета. N 5134(55). Федеральный выпуск. 2010. 18 марта. <8> URL: http://genproc. gov. ru/. <9> URL: http://www. interfax-russia. ru/print. asp? id=1277.

Прежде всего причины названных проблем в субъектах РФ связаны с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на строительство жилья для детей-сирот. Например, в Томской области при потребности свыше 420 млн. руб. областным бюджетом на 2010 г. было выделено лишь 11,5 млн. руб. При существующих в области объемах финансирования и темпах предоставления жилья последний из нуждающихся будет обеспечен жильем лишь через 50 лет. В Липецкой области за последние десять лет выделено 71,2 млн. руб., а на сегодняшний день требуется 800 млн. руб. <10>. Субсидии, которые выделяются регионам из федерального бюджета, незначительны по сравнению с возникшими потребностями. -------------------------------- <10> URL: http://www. interfax-russia. ru/print. asp2id=27703&type=view.

На примере других субъектов РФ важно отметить, что Калужская область уже на протяжении нескольких лет берет на себя обязательства по обеспечению детей-сирот жилплощадью. Так, 30 сентября 2008 г. был принят Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг", который дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам, но и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также данный Закон в ст. 4 устанавливает компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 руб. ежемесячно <11>. -------------------------------- <11> Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" от 30 сентября 2008 г. N 465-ОЗ.

Со слов Уполномоченного по правам человека в Калужской области Ю. И. Зельникова на реализацию данного Закона в 2009 г. из областного бюджета впервые была выделена столь значительная сумма - 114,5 млн. руб., из них - 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 г. выделено 15,6 млн. руб., в 2008 г. - 20 млн. руб.) это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 г. жилье получили 28 чел., в 2008 г. - 27). Из федерального бюджета в 2009 г. поступило 12,5 млн. руб. <12>. -------------------------------- <12> URL: http://www. ombudsman. kaluga. ru.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что главной причиной всех названных проблем является недостаточность финансирования региональных и местных бюджетов для решения данных задач. В Самарской области также существовала специальная программа, направленная на улучшение жилищных условий детей-сирот. Так, в рамках реализации Целевой программы г. о. Самара "Дети Самары" на 2008 - 2010 гг. осуществлялась плата за проживание детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения, в арендуемом жилом помещении за счет средств бюджета г. о. Самара <13>. Плата за проживание детей-сирот производится в следующих пределах: однокомнатная квартира - не более 12 000 руб. в месяц; двухкомнатная квартира - не более 15 000 руб. в месяц <14>. Так, в 2008 г. 33 человека из числа детей-сирот проживали по договорам найма и поднайма в квартирах, в 2009 г. - 42 человека, в 2010 г. - 57 человек. -------------------------------- <13> Решение Думы городского округа Самара от 13 декабря 2007 г. N 509 "Об утверждении Целевой программы городского округа Самара "Дети Самары" на 2008 - 2010 годы". <14> Постановление главы городского округа Самара от 6 октября 2008 г. N 812 "Об утверждении Положения о порядке осуществления платы за проживание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, в арендуемых жилых помещениях".

Несмотря на то, что действие Целевой программы закончилось в декабре 2010 г., с 1 января 2011 г. в городском округе Самара действует Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты за временное проживание по договорам найма (поднайма) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. о. Самара. Согласно ст. 3 данного Положения ежемесячная денежная выплата производится: за комнату в квартире - 5000 руб. в месяц; за однокомнатную квартиру - 10 000 руб. в месяц; за двухкомнатную квартиру - 12 000 руб. в месяц <15>. -------------------------------- <15> Постановление Администрации городского округа Самара от 24.11.2010 N 1639. Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты за временное проживание по договорам найма (поднайма) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. о. Самара.

Тем не менее проблема обеспечения жильем детей-сирот в Самарской области остается нерешенной, т. к. на сегодняшний день в Самарской области без жилья остаются около тысячи детей-сирот. А для решения жилищной проблемы, по самым приблизительным подсчетам, требуется более одного миллиарда рублей. Безусловно, предусмотренный в областном бюджете объем финансирования не может в полном объеме решить потребности в приобретении жилья для данных граждан. В г. о. Тольятти, по информации Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области <16>, количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями в 2010 г., составляет 65 человек, а по информации мэрии г. о. Тольятти <17> количество обеспеченных жилыми помещениями достигает 80 человек. -------------------------------- <16> Письмо Главы г. о. Самара исх. N 01/01-1992 от 25.03.2010. <17> Письмо Мэра г. о. Тольятти исх. N 1737/1 от 24.02.2011.

В городском округе Тольятти не были освоены денежные средства, выделенные из областного бюджета в 2006 г. в размере 12 731 тыс. руб., в 2007 г. - 17 520 тыс. руб. <18>, в 2008 г. - 17 895,9 тыс. руб. <19>. При этом по состоянию на 15.02.2009 на учете на получение жилья по г. о. Тольятти состояли 183 человека из числа детей-сирот. -------------------------------- <18> Письмо прокуратуры Самарской области исх. N 21-11246/09 от 16.05.2009. <19> Письмо Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области исх. N 7-16/365 от 11.03.2009.

Органами прокуратуры было установлено, что мэрией г. о. Тольятти не предпринимались надлежащие меры к освоению субвенций, выделенных из областного бюджета на обеспечение жильем детей-сирот, конкурсы на размещение муниципального заказа на выполнение работ по строительству жилья для детей-сирот не проводились. Мэрия г. о. Тольятти свою позицию по данному поводу объясняет следующим: в течение 2007 г. было проведено три конкурса на размещение муниципального заказа на выполнение работ по строительству (приобретению) жилья для детей-сирот, но они были признаны несостоявшимися. И только в декабре 2008 г. состоялся очередной конкурс, по итогам которого с победителем торгов ЖСК "Домострой" был заключен муниципальный контракт на сумму 30 251 тыс. руб. на приобретение 13 однокомнатных квартир общей площадью 617,1 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. о. Тольятти, Центральный район, бульвар 50 лет Октября, 73 "А". Однако квартиры мэрией своевременно предоставлены не были по причине того, что возник спор по определению границ санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла по отношению к вышеуказанному жилому дому, который рассматривался в суде. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемы в реализации права детей-сирот на получение жилого помещения происходят по следующим причинам: - несоответствующий реальному количеству детей-сирот, имеющих право на жилье, объем выделяемых финансовых средств; - несвоевременное освоение денежных средств, выделенных муниципальным образованиям на обеспечение жильем детей-сирот. В свою очередь, причинами неосвоения денежных средств являются: - постоянный рост цен на жилье; - отсутствие готовности застройщиков и владельцев готового жилья удовлетворять запросы муниципалитетов на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по установленным нормативам <20>; -------------------------------- <20> Специальный доклад "О реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение жилого помещения". URL: http://www. ombudsman. samara. ru/events/printable/304.

- отсутствие свободных жилых помещений по установленным законодательством нормам предоставления (33 кв. м для одиноко проживающего человека) <21>. -------------------------------- <21> Закон Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (в ред. от 14.02.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".

Таким образом, отсутствие жилья у выпускников учреждений для детей-сирот порождает множество проблем, в частности, при отсутствии регистрации по месту жительства затруднительно трудоустроиться. При отсутствии финансовых средств дети-сироты вынуждены проживать у друзей и знакомых, поскольку не имеют средств для оплаты арендуемого жилья. Также увеличивается риск попадания детей-сирот в криминальную среду. Для улучшения жилищных условий детей-сирот с 1 января 2013 г. были внесены поправки в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в ЖК РФ. Так, например, изменена ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения этими лицами полной дееспособности до достижения совершеннолетия. То есть создан специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда будут предоставляться детям-сиротам по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения. Согласно п. 6 ст. 8 срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет. Данный срок может быть продлен не более одного раза, в связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Изменен п. 4 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ - положения, которые признают невозможным вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание в жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот, лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно, а также несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим нормам. Законодательством субъектов РФ могут быть установлены и иные обстоятельства. На наш взгляд, данная поправка несет положительный характер, т. к. непосредственно направлена на защиту прав и интересов детей-сирот. До внесения поправок в ФЗ N 159-ФЗ не были установлены сроки постановки на учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Так, Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" до недавнего времени такие сроки были определены: дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежали постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту их временного пребывания в соответствующих учреждениях, приемных семьях и детских домах семейного типа или по месту жительства на основании сведений, подаваемых органами опеки и попечительства, с 14-летнего возраста. Однако решением Самарского областного суда от 12.10.2007 указанная правовая норма была признана противоречащей Федеральному закону N 159-ФЗ. Судом было установлено, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот должна осуществляться не с 14-летнего возраста, а с момента приобретения ими данного статуса. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2007 г. была признана правильной позиция Самарского областного суда, изложенная в решении от 12.10.2007 <22>. -------------------------------- <22> Судебные документы Верховного Суда Российской Федерации // Сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www. vsrf. ru/.

Во исполнение решения суда были внесены соответствующие изменения в нормативные акты Самарской области. Правовая норма, указывающая на постановку детей-сирот на жилищный учет с 14-летнего возраста, была признана утратившей силу. Соответственно, это привело к ухудшению ситуации, поскольку органы власти, уполномоченные на обеспечение жильем детей-сирот, получают информацию об их потребностях только к тому моменту, когда они окончили образовательное учреждение и как раз нуждаются в жилье. Вместо крыши над головой получают порядковый номер в очереди и обречены годами ждать положенных квартир. Отсутствие жилья выталкивает молодого человека в неблагополучную среду и создает предпосылки для совершения им противоправных действий. В данный момент изменения, внесенные в п. 3 ст. 8, переменили ситуацию к лучшему, так, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с достижения ребенком возраста 14 лет. Из-за сложившейся кризисной ситуации с жилищным обеспечением детей-сирот в Российской Федерации обосновывается необходимость создания специализированного социального учреждения - "социальная гостиница". Поэтому предлагаем закрепить ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" понятие "социальная гостиница", под которой следует понимать специализированное социальное учреждение для временного проживания выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Также было бы целесообразно в каждом субъекте РФ создать временные центры реабилитации для данных категорий граждан. Мы считаем, что такие изменения обеспечат более эффективную защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 января 2013 г. утратил силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. На наш взгляд, это не совсем обоснованно, т. к. п. 2 ч. 2 ст. 57 предусматривал возможность внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма. Поэтому считаем более целесообразным прописать в ЖК РФ право детей-сирот на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Статья 103 ЖК РФ от 29.02.2012 дополнена ч. 5, согласно которой дети-сироты не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. На наш взгляд, это послужит важной гарантией защиты жилищных прав детей-сирот. Несомненно, данные изменения в целом носят положительный характер, однако для разрешения существующих жилищных проблем необходимо принять меры как практического, так и законодательного характера: 1) увеличить размер федеральных субсидий в помощь субъектам РФ; 2) ужесточить контроль над региональными властями в распределении федеральных субсидий на строительство жилья для детей-сирот; 3) с помощью проверок определить точное число нуждающихся в жилье детей-сирот; 4) обеспечить исполнение региональными властями законодательства, направленного на защиту и гарантии прав детей-сирот; 5) законодательно, а именно Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепить место нахождения ребенка до получения им жилья (например, наем государственного жилья, социальные гостиницы). Тем не менее мы считаем, что без достаточного финансирования и отсутствия необходимого количества жилых помещений специализированного жилищного фонда проблема своевременного обеспечения жильем детей-сирот не получит динамичного разрешения. Остается надеяться, что эти законодательные новеллы учтут опыт предыдущих лет, чтобы избежать проблем в реализации жилищных прав детей-сирот.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г. // КонсультантПлюс: ВерсияПроф; ООО "Инфо Лада". Тольятти, 2013. 2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Информационно-правовая система "ГАРАНТ", 2013. 3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Информационно-правовая система "ГАРАНТ", 2013. 5. Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" от 30 сентября 2008 г. N 465-ОЗ. 6. Решение Думы городского округа Самара от 13 декабря 2007 г. N 509 "Об утверждении Целевой программы городского округа Самара "Дети Самары" на 2008 - 2010 годы". 7. Постановление главы городского округа Самара от 6 октября 2008 г. N 812 "Об утверждении Положения о порядке осуществления платы за проживание лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, в арендуемых жилых помещениях". 8. Постановление Администрации городского округа Самара от 24.11.2010 N 1639. Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты за временное проживание по договорам найма (поднайма) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. о. Самара. 9. Письмо Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области исх. N 7-16/365 от 11.03.2009. 10. Письмо Мэра г. о. Тольятти исх. N 1737/1 от 24.02.2011. 11. Письмо Главы г. о. Самара исх. N 01/01-1992 от 25.03.2010. 12. Письмо прокуратуры Самарской области исх. N 21-11246/09 от 16.05.2009. 13. Специальный доклад "О реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на получение жилого помещения". URL: http://www. ombudsman. samara. ru/events/printable/304. 14. Закон Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД (в ред. от 14.02.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области". 15. Судебные документы Верховного Суда Российской Федерации // Сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www. vsrf. ru/. 16. URL: http://izvestia. ru/news/543766. 17. URL: http://newsland. com/news/detail/id/1114404/. 18. URL: http://genproc. gov. ru/. 19. URL: http://www. interfax-russia. ru/print. asp2id=27703&type=view. 20. URL: http://www. ombudsman. kaluga. ru. 21. Российская газета. Федеральный выпуск. N 5134(55). 2010. 18 марта.

Название документа