Активное и пассивное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил России: проблемы реализации и пути совершенствования законодательства Российской Федерации на современном этапе

(Леншина Ю. С.) ("Военно-юридический журнал", 2008, N 3) Текст документа

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ю. С. ЛЕНШИНА

Леншина Ю. С., преподаватель кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета.

Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции РФ. Однако, несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, посвященной избирательной системе, нет. Военнослужащие, как и все граждане Российской Федерации, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти. Конституцией РФ определен круг федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, определен механизм защиты избирательных прав граждан (военнослужащих). Действующая Конституция РФ не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией. Институт избирательного права, касающийся и военнослужащих Вооруженных Сил РФ, устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными, а значит, непосредственно влиять на принятие законов, касающихся прав и обязанностей военнослужащих. Однако в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие Вооруженных Сил РФ не могут участвовать в политической жизни общества, а значит, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации. Данное положение, по нашему мнению, противоречит ст. 32 Конституции РФ, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие) имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция в п. 3 ст. 32 установила исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют права избирать и быть избранными граждане: а) признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Автор считает, что данный перечень не подлежит расширительному толкованию, по которому военнослужащие Вооруженных Сил РФ отнесены к лицам, лишенным пассивного избирательного права. Часть юристов считает такие ограничения оправданными, боясь политизации Вооруженных Сил Российской Федерации, их возможного участия в вооруженном противостоянии власти либо захвате самой власти или неконтролируемых действий наперекор демократическим процедурам. Считаем эти опасения необоснованными, так как новейшая история не подтверждает эти страхи. Как показала история, российский военнослужащий - самый законопослушный из всех категорий граждан страны. Воспитанный на вековых традициях государственности, любящий Родину, проходящий добросовестно военную службу за минимальные социально-экономические права и льготы, российский солдат никогда не будет противостоять власти. Все события 1991 - 1993 гг., в которые пытались втянуть Вооруженные Силы РФ, показали, что народ и армия - едины. А случаи участия отдельных подразделений в этих событиях, показывают, что именно власть предержащие отдавали неконституционные, неправовые приказы. Так на каком основании военнослужащие Вооруженных Сил РФ лишены пассивного избирательного права? Законодатели, принимая закон, лишающий военнослужащих конституционных прав (права быть избранным), делали ссылку на то, что якобы ограничение военнослужащих в политических правах не противоречит принципам и нормам международного права. Свое утверждение они обосновывали ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей право каждого человека на свободу ассоциаций, где говорится, что "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции". В соответствии со ст. 9 Конвенции Международной организации труда N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" "национальное законодательство определяет, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции". В противовес данной правовой позиции мы также можем утверждать, ссылаясь на нормы международного права о том, что конституционное урегулирование принципов участия военнослужащих в выборах не только внутренне противоречиво, но и не в полной мере согласуется с международными нормами и договорами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. По нашему мнению, никакой закон, ограничивающий избирательные права военнослужащих, не может иметь большую юридическую силу, чем конституционные нормы-принципы (всеобщее, равное, прямое, тайное голосование), в которых нет и намека на возможность лишения военнослужащих избирательных прав, а значит, и лишения права управлять государством, избираясь в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в представительные органы субъектов РФ. В современных условиях формирования законодательной власти, когда преобладающей стала пропорциональная избирательная система не только на уровне страны, но и на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления военнослужащие могут оказаться в положении граждан страны, которые выполняют особую государственную задачу, но оказывать влияние на формирование законодательства, высказывать концептуальные направления по оборонным вопросам не смогут, их не услышат (одна надежда - на научные публикации и СМИ). Подводя итоги сказанному, можно отметить, что: 1. Считаем необходимым принцип внепартийности военнослужащих в Российской Федерации отменить и разрешить состоять в общественных объединениях, создаваемых в целях осуществления политической власти. С этой целью необходимо внести изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". 2. Необходимо и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" внести изменения, устанавливающие элементы избирательной системы: а) основные права избирателей (в том числе военнослужащих Вооруженных Сил РФ); б) основные составные части структуры проведения выборов; в) основные стандарты избирательных процедур (при формировании законодательных органов Российской Федерации, субъектов РФ, местных представительных органов), особенно касающихся прозрачности процесса выборов и ликвидации препятствий для устранения возможных нарушений прав избирателей-военнослужащих. 3. Субъективное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации во всех его проявлениях - избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления - установлено в действующей Конституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако нижестоящее законодательство, закрепляющее это право, содержит ряд противоречий с Конституцией и не может быть признано безупречным с точки зрения и законодательной техники, и реализации прав военнослужащих как граждан России. 4. Считаем необходимым внести изменения и в Конституцию РФ, включив в нее специальную главу "Избирательная система", с тем чтобы в ней были определены основные начала и черты избирательного права и избирательной системы, как в узком, так и в широком смысле. 5. Анализ этого и других ратифицированных Российской Федерацией пактов и конвенций о правах человека позволяет сделать вывод, что хотя принципы участия граждан в выборах (всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании) воспроизводятся на конституционном уровне только применительно к выборам Президента России, тем не менее они являются неотрывной частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Название документа Вопрос: Положена ли доплата помощнику военного комиссара по социальному и пенсионному обеспечению за совмещение должности помощника военного комиссара по правовой работе? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Положена ли доплата помощнику военного комиссара по социальному и пенсионному обеспечению за совмещение должности помощника военного комиссара по правовой работе?

Ответ: Военнослужащим доплаты за "совмещение" должностей не производятся. В соответствии с п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на которых в установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям (врид), со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от их исполнения включительно, но не более предельного срока временного исполнения обязанностей по воинским должностям, которые военнослужащие не занимали, установленного подп. "а" п. 2 ст. 12 указанного Положения, выплачиваются оклады по временно исполняемым воинским должностям. Из содержания вопроса следует, что Вы врид не назначены и, следовательно, указанная норма на Вас не распространяется.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Офицер, прохожу военную службу по контракту в научно-испытательной воинской части, имею ученую степень "кандидат философских наук". Распространяется ли на меня п. 119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Офицер, прохожу военную службу по контракту в научно-испытательной воинской части, имею ученую степень "кандидат философских наук". Распространяется ли на меня п. 119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200?

Ответ: В соответствии с п. 119 Приказа министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 200 военнослужащим, занимающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в военных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в научно-исследовательских (испытательных) организациях Министерства обороны Российской Федерации, а также воинские должности в органах управления военным образованием Министерства обороны согласно перечню учреждений, организаций, органов и воинских должностей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за ученую степень, выплачивается ежемесячная надбавка за ученую степень в размере: - имеющим ученую степень кандидата наук - 3000 руб.; - имеющим ученую степень доктора наук - 7000 руб. К сожалению, в распоряжении редакции отсутствует нормативный акт Министерства обороны Российской Федерации, который бы содержал перечень учреждений, организаций, органов и воинских должностей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за ученую степень в соответствии с п. 119 вышеназванного Порядка. За получением ответа на Ваш вопрос предлагаем обратиться в вышестоящие финансово-экономические органы, вплоть до ГлавФЭУ Минобороны России.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Военнослужащий. Более двух лет согласно письменному приказу командира части выполняю должностные обязанности военнослужащего, находящегося в декретном отпуске. Должность военнослужащего, находящегося в декретном отпуске, предусматривает выплату дополнительной денежной надбавки, определенной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 и соответствующим Приказом министра обороны Российской Федерации. Однако мне данная надбавка не выплачивается. Законно ли это? Как мне поступить, если данная выплата мне положена? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Военнослужащий. Более двух лет согласно письменному приказу командира части выполняю должностные обязанности военнослужащего, находящегося в декретном отпуске. Должность военнослужащего, находящегося в декретном отпуске, предусматривает выплату дополнительной денежной надбавки, определенной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 и соответствующим Приказом министра обороны Российской Федерации. Однако мне данная надбавка не выплачивается. Законно ли это? Как мне поступить, если данная выплата мне положена?

Ответ: В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, на военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается. В соответствии с п. 45 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200, военнослужащим, на которых возложено временное исполнение обязанностей по невакантным воинским должностям (врио), выплачиваются оклады по занимаемым штатным воинским должностям. Таким образом, действия командования являются законными.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Я сотрудник ПС ФСБ России, проходил службу на территории Республики Афганистан. Имею ли я право на увеличение основного отпуска на 15 суток и использование дополнительного отпуска 15 суток? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Я сотрудник ПС ФСБ России, проходил службу на территории Республики Афганистан. Имею ли я право на увеличение основного отпуска на 15 суток и использование дополнительного отпуска 15 суток?

Ответ: В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) следующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами: а) ветеранам боевых действий на территориях других государств - на 15 суток; б) военнослужащим, проходящим военную службу: - в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями, - на 15 суток; - в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - на 10 суток; - в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток; в) военнослужащим, находящимся на воинских должностях (должностях), исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, - на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска - 60 суток. В то же время следует отметить, что указанная норма вышеназванного Положения была принята в соответствии со старой редакцией ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающей, что указанное увеличение основного отпуска производится и военнослужащим - ветеранам боевых действий на территориях других государств. В августе 2001 г. указанная норма была признана утратившей силу. Таким образом, п. 4 ст. 29 названного Положения в отношении ветеранов боевых действий применяться не может. Дополнительный отпуск в 15 суток Вам обязаны предоставить в случае, если Вы являетесь ветераном боевых действий. Согласно п. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Возможно ли перенести очередность постановки на учет для получения жилья из одного города в другой, с сохранением времени (даты) постановки на учет? 1996 г. - г. Тверь, 2007 г. - г. Владивосток. Майор, уволен по достижении предельного возраста службы. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Возможно ли перенести очередность постановки на учет для получения жилья из одного города в другой, с сохранением времени (даты) постановки на учет? 1996 г. - г. Тверь, 2007 г. - г. Владивосток. Майор, уволен по достижении предельного возраста службы.

Ответ: Перенос очередности не предусмотрен ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Единственным исключением является норма, установленная п. 28 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, в соответствии с которой военнослужащие, нуждающиеся в жилых помещениях, направленные в установленном порядке к новому месту службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений со времени принятия их на учет по предыдущему месту службы в том же гарнизоне. Таким образом, Вы не имеете права на постановку на учет в одном городе со времени постановки на учет в другом городе.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Проходил службу в ВВС Украины. В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации поступил на военную службу в ВВС России. Прошу разъяснить, какова моя продолжительность военной службы в календарном и льготном исчислении. Учитывается ли она для выплаты надбавки за выслугу лет? Учитывается ли звание (старший лейтенант), полученное в Вооруженных Силах Украины? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Обучался с 1 августа 1994 г. по 15 октября 1999 г. в Харьковском институте летчиков ВВС Украины. По окончании проходил службу в качестве штурмана самолета в ВВС Украины с 15 декабря 1999 г. по 14 октября 2003 г. Уволен по ОШМ 14 октября 2003 г. В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. поступил на военную службу в ВВС России. Прошу Вас разъяснить, какова моя продолжительность военной службы в календарном и льготном исчислении. Учитывается ли она для выплаты надбавки за выслугу лет? Учитывается ли звание (старший лейтенант), полученное в Вооруженных Силах Украины?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос будет исходить из смысла вопроса. 1. В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в частности, военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе (полиции), учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы (полиции), учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абз. 12 п. 1). Российская Федерация и Украина, наряду с другими государствами - участниками СНГ, подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. Соглашением, в частности, установлено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Экономический суд СНГ в решении от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 сформулировал следующую позицию: "Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства. Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление". В связи с изложенным следует указать, что военная служба в Вооруженных Силах Украины будет зачтена Вам в выслугу лет для назначения пенсии. В льготном исчислении выслуга лет в Украине будет Вам зачтена, если это предусмотрено законодательством Украины. Также в выслугу лет для назначения пенсии Вам будет засчитан период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2. Отвечая на Ваш вопрос о выплате надбавки за выслугу лет, можно сказать, что надбавка за выслугу лет в Вашем случае Вам должна выплачиваться согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 только за время военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Моментом начала исчисления выслуги лет для назначения надбавки за выслугу лет будет являться день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, заключенного с Вами от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ. Основными документами, подтверждающими начало исчисления выслуги лет, в данном случае являются соответствующий контракт о прохождении военной службы, а также приказ соответствующего должностного лица о вступлении данного контракта в силу. Период прохождения службы в Украине мог бы быть Вам засчитан, если бы Вы не увольнялись, а переводились из Вооруженных Сил Украины в Вооруженные Силы Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 в выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) время военной службы на воинских должностях летного состава военнослужащих, выполняющих полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов, а также на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок, совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ. Так что, если Вы соответствуете условиям, перечисленным выше, время Вашей службы в Вооруженных Силах Российской Федерации может учитываться на льготных условиях. Периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности включительно, с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности с сохранением воинской должности по месту военной службы. 3. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Воинские звания военнослужащим Российской Федерации присваиваются только во время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. О сохранении воинских званий, присвоенных военнослужащим в других государствах, в случае приобретения гражданства Российской Федерации и поступления на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации ни в международных договорах, ни в законодательстве Российской Федерации ничего не сказано. По мнению автора, к сожалению, не подкрепленному нормативными актами, аналогичное воинское звание (старший лейтенант) может быть Вам присвоено в порядке переаттестации. Указанное мнение основано на общих началах Соглашения между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного, в частности, Россией и Украиной.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Женщина-военнослужащая, разведена, имею ребенка 8 лет. Прохожу службу в военкомате. Несу службу в суточном наряде, при этом под охрану сдается оружейная комната. В ночное время наряд несу одна во всем здании. Правомерны ли действия руководства по назначению меня в суточный наряд? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Женщина-военнослужащая, разведена, имею ребенка 8 лет. Прохожу службу в военкомате. Несу службу в суточном наряде, при этом под охрану сдается оружейная комната. В ночное время наряд несу одна во всем здании. Правомерны ли действия руководства по назначению меня в суточный наряд?

Ответ: Статья 8 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации содержит прямой запрет на привлечение военнослужащих женского пола к несению караульной службы. В то же время Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации прямого запрета на несение военнослужащими женского пола внутренней службы не содержит. Не содержат таких запретов и другие нормативные правовые акты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что запрещено привлечение военнослужащих женского пола к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий; запретов на несение военнослужащими женского пола внутренней службы действующим законодательством не предусмотрено <1>. -------------------------------- <1> Стренина Е. А. Юридический справочник военнослужащих женского пола. М., 2007. С. 152 - 153.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном данным Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): - военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; - членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); - лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; - других лиц, если это установлено федеральным законом. Однако из общего правила есть исключение, которое следует учитывать как командованию, так и самим военнослужащим женского пола. В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Ряд таких гарантий предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 259 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Указанные гарантии предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением. Указанные гарантии в полном объеме распространяются и на военнослужащих женского пола.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Убедительно прошу разъяснить правомерность действий финансового органа военного комиссариата при расчете выплаты военнослужащему на содержание ребенка в государственном детском дошкольном учреждении в размере 80% от суммы содержания, без учета платы за питание ребенка, т. е. всего плата 900 руб. = 180 руб. (содержание) + 720 руб. (питание). Выплата "на руки" военнослужащему составляет 144 руб.? Фактическая оплата - 900 руб. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Убедительно прошу разъяснить правомерность действий финансового органа военного комиссариата при расчете выплаты военнослужащему на содержание ребенка в государственном детском дошкольном учреждении в размере 80% от суммы содержания, без учета платы за питание ребенка, т. е. всего плата 900 руб. = 180 руб. (содержание) + 720 руб. (питание). Выплата "на руки" военнослужащему составляет 144 руб.? Фактическая оплата - 900 руб.

Ответ: В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 190 "О выплатах на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации - гражданам Российской Федерации" с 1 января 2005 г. военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - военнослужащие), производится выплата на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении) (далее - дети), посещающих государственные детские дошкольные учреждения, в размере: - 80% платы, взимаемой с родителей; - 90% платы, взимаемой с родителей, - имеющим трех несовершеннолетних детей и более; - 100% платы, взимаемой с родителей, - имеющим детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также находящихся в туберкулезных государственных детских дошкольных учреждениях. В соответствии с п. п. 4 и 5 Инструкции (приложение к Приказу министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 190) для получения выплаты военнослужащие подают по команде рапорт с приложением следующих документов: - справки о составе семьи или соответствующие подтверждающие документы на лиц, находящихся на иждивении военнослужащих (при первоначальном назначении выплаты); - справки соответствующего врача-специалиста о выявленных недостатках в физическом или психическом развитии, наличии медицинских показаний для нахождения ребенка в туберкулезных государственных дошкольных учреждениях (при первоначальном назначении выплаты); - денежного оправдательного документа о фактической оплате военнослужащим содержания детей в государственном детском дошкольном учреждении. На каждого получателя выплаты заводится отдельный лицевой счет, к которому приобщаются все представленные военнослужащим документы. Постановлением Правительства Российской Федерации "О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" от 30 декабря 2006 г. N 849 в соответствии со ст. 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" утвержден Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В данный Перечень включены следующие затраты: 1. Оплата труда и начисления на оплату труда. 2. Приобретение услуг: - услуги связи; - транспортные услуги; - коммунальные услуги; - услуги по содержанию имущества; - арендная плата за пользование имуществом; - прочие услуги. 3. Прочие расходы. 4. Увеличение стоимости основных средств. 5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. Из содержания и смысла Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 849 следует, что в Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, могут входить также и затраты на организацию питания детей. Представляется, что действия финансово-экономического органа военного комиссариата в части компенсации выплаты за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, без учета затрат на осуществление питания ребенка, которые Вы фактически осуществили и надлежащим образом подтвердили, неправомерны.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Сын-офицер, будучи ребенком (14 лет) участвовал в приватизации квартиры родителей. Каким образом он будет обеспечиваться жильем по месту службы? Не отразится ли на получении жилья участие в приватизации? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Сын-офицер, будучи ребенком (14 лет) участвовал в приватизации квартиры родителей. Каким образом он будет обеспечиваться жильем по месту службы? Не отразится ли на получении жилья участие в приватизации?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам Российской Федерации, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. Служебные жилые помещения предоставляются только той категории военнослужащих, которые не обеспечены жильем по месту прохождения военной службы в соответствии с законодательством. Если Ваш сын имеет долю в собственности на квартиру, которая находится по месту его службы, и эта доля более учетно-постановочной нормы предоставления жилья по Вашей местности, то служебное жилье ему не предоставят. Если он проходит военную службу в другом населенном пункте, он имеет право на служебное жилое помещение. Если Ваш сын будет признан нуждающимся в жилых помещениях, то как военнослужащий - гражданин Российской Федерации, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более приобретет право на предоставление в собственность жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Если он не будет признан нуждающимся, то при увольнении с военной службы он должен освободить служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Положено ли военнослужащим ВМФ, проходящим военную службу по контракту, исполняющим обязанности дежурного по подводной лодке, помощника дежурного по подводной лодке, вооруженного верхнего вахтенного в соответствии с Приказом главнокомандующего ВМФ 2001 г. N 350, денежное вознаграждение на основании Приказа министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1994 г. N 224? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Положено ли военнослужащим ВМФ, проходящим военную службу по контракту, исполняющим обязанности дежурного по подводной лодке, помощника дежурного по подводной лодке, вооруженного верхнего вахтенного в соответствии с Приказом главнокомандующего ВМФ 2001 г. N 350, денежное вознаграждение на основании Приказа министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1994 г. N 224?

Ответ: В соответствии с п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации "О материальном стимулировании военнослужащих за несение караульной службы" от 15 июля 1994 г. N 224 военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военно-учебных заведений, школ прапорщиков, мичманов, техников, учебных частей, подразделений, курсов, учебных отрядов и учебных центров), назначенным для несения караульной службы (за исключением военнослужащих, командированных в составе караулов для выполнения задач по охране, обороне и сопровождению транспортов с воинскими грузами), выплачивается денежное вознаграждение за каждый суточный наряд в размере полевых денег, а за наряд по охране объектов только ночью (направляемых по окончании срока охраны объектов, не ожидая смены караула, в свою воинскую часть, подразделение) - в половинном размере установленной нормы полевых денег. В п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1994 г. N 224 определено, что данные выплаты производятся только военнослужащим, которые непосредственно назначены для несения караульной службы. Для несения караульной службы назначаются караулы. В соответствии с п. 118 УГ и КС ВС РФ в состав караула назначаются: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие, а при необходимости помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три человека, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по службе караульных собак, вожатые караульных собак и водители транспортных средств. В караулы по охране штабов и пунктов управления от объединения и выше, а также по охране организаций, кроме перечисленных лиц, назначаются караульные контрольно-пропускных постов, в караул при гауптвахте - контролеры, конвойные и выводные. В Военно-Морском Флоте для охраны и обороны кораблей (отдельных помещений корабля) назначаются вооруженные вахтенные. Порядок несения ими караульной службы определяется Корабельным уставом Военно-Морского Флота. Согласно п. 116 Корабельного устава Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 г. N 350, в особых случаях по приказанию командира соединения (командира корабля) на корабле может быть наряжен караул (кроме подводных лодок постоянной готовности). Караульная служба при этом организуется в соответствии с требованиями УГ и КС ВС РФ с учетом особенностей корабельной организации. Таким образом, указанные выплаты за несение караульной службы выплачиваются только лицам, назначенным для несения караульной службы и непосредственно входящим в состав караула. Из этого следует, что из лиц, перечисленных в Вашем вопросе, данная выплата положена только вооруженному вахтенному, который непосредственно осуществляет несение караульной службы.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Ветеран службы и боевых действий. По приговору был взят под стражу. В законную силу приговор суда вступил спустя год. Уволен из армии до вступления приговора в силу в связи с лишением воинского звания. Контракт истек до оглашения приговора по достижении предельного возраста. Какие выплаты мне полагаются? Освобожден уже как 1,5 года. Законно ли увольнение спустя 1,5 года после истечения контракта и до вступления приговора в силу? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документа

Вопрос: Ветеран военной службы и боевых действий. По обвинительному приговору был взят под стражу. В законную силу приговор суда вступил спустя год. Уволен из Вооруженных Сил до вступления приговора в законную силу в связи с лишением воинского звания "подполковник". Срок действия контракта истек до оглашения приговора по достижении предельного возраста. Какие выплаты мне полагаются? Какие приостановлены и до каких пор? Освобожден уже как 1,5 года. Законно ли увольнение спустя 1,5 года после истечения срока действия контракта и до вступления приговора в законную силу? Вправе ли командир воинской части отказать в выдаче моего денежного аттестата?

Ответ: Во-первых, в Вашем вопросе очень много моментов, которые не оговорены и на основании которых можно было бы составить определенный ответ. Когда именно приговор суда вступил в законную силу? Какой был вынесен приговор? По какому основанию Вас уволили с военной службы? В какой момент Вы были уволены? И т. д. Во-вторых, вопросы, заданные Вами, недостаточно точны для того, чтобы определить их суть (смысл); при этом их смысл не представляется возможным определить исходя из общего содержания Вашего вопроса, так как Вами приведено слишком мало фактов. К тому же логическая связь между фактами, содержащимися в Вашем вопросе, неясно выражена. Таким образом, для того, чтобы дать Вам законно обоснованный, логически правильный ответ, необходимо, чтобы Вы представили дополнительную информацию.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа