Психология поведения военнослужащих в условиях минной опасности

(Попов Д. Г.)

("Юридическая психология", 2007, N 4)

Текст документа

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В УСЛОВИЯХ МИННОЙ ОПАСНОСТИ

Д. Г. ПОПОВ

Попов Д. Г., преподаватель кафедры Голицынского пограничного института, подполковник.

Если кратко рассмотреть историю возникновения проблемы минной опасности в России, то следует отметить, что минное оружие вообще и противопехотные мины в частности всегда считались важной составляющей оснащенности Вооруженных Сил. Они нашли широкое применение как для непосредственного прикрытия своих войск, так и для нанесения потерь живой силе и технике противника в целях срыва либо задержки его наступления, прикрытия Государственной границы, осуществления диверсионных действий в тылу противника и решения ряда других задач.

Пограничники в процессе своей служебной деятельности по охране Государственной границы довольно часто встречаются с минной опасностью. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, последствиями оборонительной концепции Советского Союза, согласно которой запасы противопехотных и противотранспортных мин, боеприпасов складировались на направлениях возможного вторжения противника, как правило, в непосредственной близости Государственной границы, с целью уменьшения времени их подвоза в районы возможных боевых действий.

Во-вторых, возникновением на постсоветском пространстве вблизи Государственной границы страны очагов межнациональных и региональных конфликтов, в которых активно применяются противотранспортные и противопехотные мины советского и иностранного производства, а также кустарного изготовления.

В-третьих, минно-взрывными заграждениями, оставшимися на различных участках Государственной границы.

В-четвертых, активным использованием мин, различных видов фугасов, самодельных минно-взрывных устройств незаконными военными формированиями, террористическими группами и отдельными боевиками.

Наиболее остро тема минной опасности остается в районах проведения антитеррористической опасности на Северном Кавказе, а также на участке российско-азербайджанской и российско-грузинской границы.

Здесь минно-взрывные заграждения применяются силовыми структурами для прикрытия наиболее вероятных и трудноконтролируемых направлений возможного движения бандформирований, охраны подступов к местам подразделений силовых министерств и ведомств, важных военных и государственных объектов.

Участвуют в минировании местности и бандформирования, которые производят это с целью:

- нанесения потерь личному составу и технике группировке федеральных сил, срыва обеспечения жизнедеятельности войск и органов федеральной власти;

- ограничения мобильности и деморализации подразделений федеральных войск;

- демонстрации своей силы и запугивания мирного населения;

- уничтожения руководящего состава войск, органов местной власти и "предателей" чеченского народа;

- прикрытия районов своего расположения, баз, тайников, путей отхода из районов боевого столкновения с федеральными войсками;

- поднятия морального духа боевиков и затягивания мирных процессов путем разрушения объектов гражданского и промышленного назначения.

Основными объектами минирования являются:

- автомобильные и железные дороги, расположенные на них дорожно-строительные сооружения;

- различные сооружения военного, гражданского и промышленного назначения;

- пути перемещения федеральных войск, в том числе препятствующие отходу бандгрупп после проведения ими засадно-диверсионных действий или выходу из блокированных районов;

- подходы к районам расположения боевиков, размещения баз, тайников, складов с оружием, вещевым имуществом и продовольствием.

Летом 2001 г. штаб ОГВ(С) распространил письмо главарей банд к полевым командирам "Как нейтрализовать и сломать тактику врага, разнообразить и совершенствовать нашу тактику". Примерно треть письма главарей банд посвящена необходимости широкого применения боевиками мин и фугасов. В письме сказано: "...наша тактика - это ведение минной войны, которая обескровливает и обессиливает врага".

Вот несколько цитат из письма Басаева:

"Необходимо минировать заборы по периметру, где русские могут занять позиции, а управлять взрывом мин из дома. Нужно разбрасывать мелкие гвозди, которые не прокалывают шины на участках минирования, тогда миноискатель становится бесполезен. Фугасы нужно крепить на деревьях, растяжки к ним ставить на высотке 2,5 - 3 метра на уровне кабины "Урала". Подступы к фугасам минировать 1 - 2 ППМ".

"Мы снабдим каждого полевого командира противопехотными минами, пришлем инструктора, чтобы обучил моджахедов минированию. Необходимо минировать лесные тропы и подступы к базам моджахедов. Вторую мину надо ставить на дереве сверху, после первого взрыва выждать 1,5 - 2 минуты и, когда подойдет помощь к раненым, дистанционно ее взорвать. Это называется дублирующий удар. После ухода русских невзорвавшиеся мины убрать и спрятать недалеко от тропинки, чтобы использовать их в следующий раз".

Из письма Хаттаба:

"В случае отступления необходимо быстро заминировать базу и подступы к ней (сделать капкан)".

"Необходимо минировать дороги на расстоянии 300 м от выдвижного поста базы. Желательно протянуть шнур, и этот шнур необходимо постоянно проверять... Взрывать только тогда, когда к заминированному участку подойдет основная группа русских, предварительно пропустив передовую разведгруппу. Несколько взрывов от земли и сверху с деревьев посеют панику среди противника".

"Очень важно создать базы-ловушки... Необходимо минировать территорию базы... Места, удобные для занятия позиции, минировать в первую очередь, особенно сверху. Взрывы надо производить в одно и то же время. Затем... можно произвести дублирующие взрывы. В это же время необходимо заминировать дорогу, по которой пришли русские".

Минная опасность может подстерегать человека и в других, совсем не связанных с войной районах, о чем свидетельствуют взрывы в недавнем прошлом в Москве, Буйнакске, Каспийске, Ростове-на-Дону, в других городах страны.

Прежде чем рассматривать вопросы поведения сотрудников в районах, связанных с повышенной минной опасностью, есть необходимость дать характеристику минному оружию.

Мина - боеприпас, предназначенный для установки под землей, на земле или вблизи поверхности земли или другой поверхности и для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства.

Мины классифицируются в зависимости от их предназначения и способов применения. Инженерные мины по назначению подразделяются на противопехотные, противотанковые, противодесантные, специальные. К рассматриваемой теме, прежде всего, относятся противопехотные и противотанковые мины.

Наибольшую опасность для военнослужащих при выполнении ими боевых задач представляют противопехотные мины. Противопехотные мины предназначены для минирования местности против живой силы противника. По поражающему действию они делятся на фугасные и осколочные, по принципу приведения в действие - на мины нажимного, натяжного действия, управляемые мины.

Противопехотные мины (ППМ) - наиболее антигуманный образец минного оружия. Именно противопехотные мины различной модификации нашли широкое применение перед началом и во время Великой Отечественной войны, а также в "горячих точках" на территории нашей страны и в непосредственной близости от государственной границы, где были и продолжают, к сожалению, иметь место вооруженные конфликты.

В военной доктрине есть принятое, устоявшееся определение района, где велика опасность попадания в зону минного поражения. Речь идет о минноопасном районе.

Минноопасный район - это участок местности или объект, в пределах которого предполагается, установлено или достоверно известно наличие взрывоопасных предметом (ВОП).

По качеству информации о минной опасности минноопасные районы делятся на три категории:

- первая категория - "вероятная минная опасность" - территория, где предполагается наличие мин и других ВОП;

- вторая категория - "установленная минная опасность" - территория, на которой обнаружены мины или другие ВОП или имеется частичная (неполная) документация, подтверждающая наличие ВОП;

- третья категория - "достоверная минная опасность" - территория, на которой установлено наличие мин и других ВОП, имеется документация, подтверждающая наличие мин и других ВОП.

Таким образом, минная опасность - это угроза жизни и здоровью (физическому и психическому состоянию) человека, исходящая от применения либо возможного применения минного оружия. Она может быть реальной и мнимой. В любом случае это испытание физических и духовных сил сотрудника. Его способности противостоять действию экстремальных, неблагоприятных для жизни факторов, сохраняя волю и решимость до конца выполнить поставленную задачу.

Психологические особенности поведения человека в условиях минной опасности заключаются в специфичных проявлениях психики человека в его деятельности через движение, действия, операции, поступки в условиях экстремальной ситуации, возникшей при угрозе применения либо в условиях применения минного оружия.

1. Пребывание и несение службы в условиях минной опасности.

Специфика поведения пограничников в условиях минной опасности проявляется в нескольких возможных вариантах развития ситуации.

Классификация ситуаций может быть следующая:

- по времени - кратковременное воздействие или длительное пребывание в условиях минной опасности;

- по информированности - располагают военнослужащие сведениями о наличии мин на этом участке или нет;

- по степени готовности - готов военнослужащий или нет к действиям в условиях минной опасности:

1) знает, как вести себя при несении службы в условиях минной опасности, умеет действовать при несении службы в данных условиях, имеет твердые навыки действий при несении службы в минноопасных районах, при возникновении нештатной ситуации попадания на минное поле, подрыве, помощи и эвакуации раненых либо погибших;

2) не знает, что такое мины и какую опасность они представляют, не ознакомлен с системой обозначения заминированных участков, с признаками установки мин и минных полей, не знает, как вести себя при угрозе подрыва, при подрыве.

К факторам, оказывающим влияние на поведение пограничников, относятся факторы социальные, психологические и психофизиологические.

Социальные, или внешние, факторы оказывают существенное влияние на поведение пограничников в условиях минной опасности, так как они выступают основой для формирования широких социальных мотивов поведения и установок.

Опыт показывает, что характер действий при подрывах (активный, пассивный, самоотверженный, самосохраняющий) во многом зависит от отношения к опасности окружающих. Действия военнослужащих, воспитывающихся в условиях товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, понятий чести, достоинства, руководствующихся принципами "Сам погибай, но товарища выручай" или "За други своя", не всегда могут быть правильными именно в условиях минной опасности.

Дело заключается в том, что, как правило, военнослужащие выполняют обязанности в составе нарядов, разведывательно-поисковых групп, не имеющих специально подготовленных саперов, без возможности получения эффективной помощи в условиях ограниченного бюджета времени для принятия обдуманного решения.

В случае подрыва одного из военнослужащих, остальные, руководствуясь самыми благородными чувствами, совершают импульсивные, непродуманные действия по оказанию помощи раненому, которые, в ряде случаев, оборачиваются дополнительными жертвами.

Кроме того, на поведение военнослужащих в условиях минной угрозы влияют психофизиологические и психологические факторы: тип нервной системы, темперамента; время прохождения пиков психических реакций на экстремальные ситуации; особенности эмоционального поведения человека в условиях стресса.

Так, наблюдение за пограничниками в обстановке опасности показывает, что их поведение в немалой степени зависит от типа темперамента. Люди с сангвиническим типом темперамента в сложных условиях решение принимают быстро, действуют смело и решительно. В случае неудачи утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму.

Люди холерического темперамента проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка могут поддаваться безотчетному страху.

Флегматики действуют активно, смело тогда, когда тщательно подготовлены (отработаны варианты действий или шаблоны возникающих ситуаций). Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, необходимым упорством в достижении цели и выдержкой.

Меланхолики способны проявлять решительность и активность в течение короткого времени. Их успешная деятельность в большей степени, чем у флегматиков, зависит от наличия информации для принятия решения, готовых вариантов действий и навыков, доведенных до автоматизма.

Тип нервной системы также оказывает существенное влияние на поведение военнослужащих в нештатных ситуациях. Принято различать три типа нервной системы: сильный, слабый и средний.

Рассмотрим поведение людей при попадании на заминированный участок в зависимости от типа нервной системы.

Сотрудники со слабым типом нервной системы при подрыве, даже не себя самого, при виде погибших и раненых, на фоне возникших разрушений и разбитой техники получают серьезнейшее психотравматическое расстройство, требующее медицинской помощи. Возможны даже случаи полной потери боеспособности на некоторое время. По подсчетам отечественных специалистов, их около 15% от общего числа личного состава подразделения.

В аналогичных условиях пограничники со средним типом нервной системы снизят деятельную активность на короткое время. В среднем люди с этим типом нервной системы составляют, как правило, 70% общего числа подразделения.

Пограничники с сильным типом нервной системы, а их в подразделениях, как правило, оказывается тоже около 15%, не испытывают ощутимого, ярко выраженного внешне психотравмирующего расстройства.

С учетом социальных, психофизиологических и психологических особенностей людей, профессиональной подготовленности можно предусмотреть возможные варианты их поведения в условиях минной опасности.

1. Человек не знает (не располагает информацией о минной опасности на этом участке) и не готов к действиям в условиях минной опасности.

2. Человек не готов, но знает, как действовать; не готов, но знает и умеет действовать; не готов, но знает и умеет действовать, имеет твердые навыки действия в подобных ситуациях.

3. Человек знает (располагает информацией о вероятной, возможной, достоверной минной опасности на данном конкретном участке несения службы), но не обучен действовать; знает и обучен действовать в условиях минной опасности; знает и имеет твердые навыки действий в условиях минной опасности, имеет опыт действий в условиях минной опасности (при попадании на минное поле, подрыве, оказании помощи, эвакуации пострадавших).

Рассмотрим последовательно эти ситуации.

В первом случае пограничник внезапно для себя оказывается в условиях минной опасности. Он либо не проинформирован о местах расположения своих минных полей, либо это попадание на новое минное поле, выставленное противником.

Если военнослужащий не имеет боевого опыта, пренебрегает явно видимыми обозначениями, знаками и сигналами о том, что участок минирован, то подрыв с трагическими последствиями практически неизбежен.

Вариант ситуации, когда военнослужащий осознает, что оказался на минном поле, и представляет степень опасности. Основным психотравмирующим фактором в этих условиях является опасность, угрожающая жизни и физическому здоровью. Переживание этой опасности является самым сильным, как правило, связывается с восприятием картин гибели или увечья других людей.

Подобное переживание опасности, даже кратковременно, в зависимости от психофизиологических особенностей человека, способно привести к боевой психологической травме.

Боевая психологическая травма (БПТ) - переживание большой силы, вызванное кратковременным либо длительным воздействием психотравмирующих факторов боевой (служебно-боевой, оперативно-служебной) обстановки, приводящее к расстройству психики различной степени тяжести и разрушению психологической структуры деятельности.

Внезапное попадание либо нахождение на минноопасной территории даже без случая непосредственного подрыва при наличии некоторых условий может привести к получению БПТ, после которой сотрудники будут не в состоянии выполнять поставленные задачи. Такими условиями являются: неопределенность обстановки, отсутствие, противоречивость, недостаток информации о минной опасности в этом районе; неясность возможных вариантов действий противника; психическое или физическое истощение, повышенная утомляемость; длительное вынужденное бодрствование; болезненное состояние; злоупотребление алкоголем.

Достаточно распространенным явлением в практике оперативно-служебной деятельности, к сожалению, остаются случаи подрывов военнослужащих из-за неосторожности или неосведомленности о том, какую опасность представляют мины и другие взрывоопасные предметы. Сотрудники, прибывающие к месту несения службы, иногда не владеют информацией об установленных минных полях, обнаруженных минах, не знают демаскирующих признаков минной закладки и тем самым подвергают себя реальной опасности.

Если военнослужащий располагает достоверной информацией, что на участке несения службы возможно применение минного оружия, но оказался в первый раз в подобной ситуации, возможные варианты состояния человека охарактеризовать как "лихорадка", апатия, самоуспокоенность, несобранность.

Лихорадочное состояние ("лихорадка") - повышенное возбуждение нервной сферы. Оно проявляется в чрезмерной раздражительности, учащении пульса, заострении черт лица, лихорадочном блеске в глазах, повышении температуры тела, потливости, внутренней дрожи. Возможны внешние проявления - тремор.

При повышенном расходе в организме кальция в условиях предстрессового и стрессового состояния может появиться желание съесть что-либо необычное, например мел. Как правило, это люди изначально тревожные, испытывающие чувство опасения, тревоги при встрече с каждой новой ситуацией, тем более неожиданной, трудной или опасной.

Если налицо врожденная склонность к повышенной тревожности и плохая подготовленность к несению службы в условиях минной опасности, то при такой комбинации неблагоприятных факторов лихорадочное состояние может достичь высокой выраженности и человек лишится способности адекватно выполнять боевую задачу.

Апатия - бесчувственность, склонность равнодушно относиться к выполнению задачи. О таком человеке часто говорят: "перегорел". К подобным проявлениям чаще всего склонны как раз люди, которые оказываются достаточно длительное время перед несением службы либо в ее процессе в лихорадочном состоянии. И тогда организм помимо воли самого человека запускает защитную реакцию, уравновешивающую повышенный расход нервной энергии.

Самоуспокоенность - ровное эмоциональное состояние, в котором человек испытывает положительные эмоции. И хотя такие эмоции полезны для организма, излишняя самоуверенность все же снижает готовность человека к предстоящим действиям. Несобранность проявляется в том, что военнослужащий, находящийся в нужном эмоциональном состоянии, тем не менее не может целенаправленно управлять собой, характеризуется рассеянным вниманием, растерянностью, двигательной дисгармонией, ответами на вопросы сослуживцев невпопад.

Рассмотрим ситуацию, в которой оказываются сотрудники, не имеющие опыта действий в условиях минной опасности, но не пострадавшие во время подрыва. Оказавшись в подобной ситуации, люди переживают ряд сложных психологических состояний.

1. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии. Такое слишком интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов можно охарактеризовать как дистресс.

Дистресс возникает в тех случаях, когда человек испытывает чувство беспомощности, бессилия, безнадежности, подавленности. Дистресс обычно сопровождается нарушениями нормального хода психических процессов (ощущений, памяти, восприятия, мышления), возникновением отрицательных эмоций, сбоями в координации движений, временными в особо крайних случаях длительными личностными трансформациями.

Наиболее распространенными реакциями организма на подобное развитие событий являются: ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх (ужас) с внешним проявлением в виде тремора.

2. Второй этап или вторая фаза - "героическая", для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям спастись, выжить. Ложные предположения о возможности помочь людям преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе. Причем данная фаза возникает часто у людей, непосредственно не присутствовавших рядом во время подрыва.

В данном случае эта фаза начинается непосредственно в момент получения информации о подрыве. Часто приводит к повторным подрывам во время попыток оказания немедленной помощи пострадавшим, попытки эвакуации с места подрыва погибших и раненых. Это одна из самых распространенных ошибок.

Появление героического состояния, героической фазы возможно и при наложении психической бессознательной реакции организма на пребывание в экстремальной ситуации и сознательное поведение. Поведение, основанное на героических примерах прошлого, подвигах пограничников, что в данном конкретном случае, в условиях минной опасности, если действия спонтанны, не достаточно продуманны и не критичны, - является грубой ошибкой.

Типичной является ситуация, в которой наиболее часто оказываются военнослужащие, - опыт поведения в условиях минной опасности имеется, но ситуация возникла внезапно.

В этом случае поведение и действия человека более адекватны и взвешенны, но в любом случае его психическую реакцию можно охарактеризовать как стресс (психологическое напряжение). Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, интенсифицирует целесообразную деятельность.

Как должен действовать подготовленный человек, имеющий определенный опыт и твердые навыки действия в подобных ситуациях?

В первые минуты после подрыва к раненым должен подходить один человек - санинструктор из числа саперов, обязательно владеющий навыками обнаружения взрывчатых веществ и умеющий оказать первую помощь (последнему нужно учить всех военнослужащих, в первую очередь саперов). Он оценивает степень тяжести ранения, при необходимости вводит обезболивающее, накладывает жгут и докладывает о ситуации командиру. Тот принимает решение по способу эвакуации раненых.

Очень важно, чтобы после подрыва военнослужащие оставались на том месте, где их застал взрыв, в готовности к огневому бою и действовали только по приказу командира. При этом необходимо осмотреть все вблизи себя и доложить ему обо всем подозрительном.

При обнаружении мины или фугаса, в случае подрыва пограничника на мине, первой командой, которую должен подать командир, должна быть команда "К бою!". Действия личного состава в подобных ситуациях должны быть предусмотрены и тщательно отработаны еще в ходе подготовки к выполнению задачи.

При обнаружении мин и фугасов не нужно, рискуя жизнью, стараться их разминировать.

Вот несколько вариантов действий личного состава.

Группа находится в движении, и вдруг... взрыв. Первейшая задача - избежать паники и не пытаться в горячке покинуть место, на котором вы находились в момент взрыва (если, конечно, это не засада).

Теперь определяем место взрыва. Если взрыв произошел непосредственно под сотрудником (военнослужащим), то, скорее всего, это или противопехотная мина нажимного действия, или фугас, установленный боевиками либо на замыкатель, либо на технические средства взрывания.

Если взрыв произошел на недалеком расстоянии от пути движения группы (до 5 метров), то в этом случае либо зацеплена растяжка, либо сработал замыкатель, либо сработало устройство НВУ-П "Охота".

Если же взрыв произошел на приличном удалении (до 30 метров), то здесь однозначно сработало устройство НВУ-П.

В любом случае необходимо оценить характер, обстоятельства и последствия взрыва и в дальнейших действиях опираться на соответствующие выводы.

Принципиально можно обозначить три основных пункта порядка действий группы в случае подрыва на минно-взрывном заграждении.

1. Определение типа МВЗ (по характеру, обстоятельствам и последствиям взрыва, демаскирующим признакам и условиям местности).

2. Принятие решения на порядок дальнейших действий.

3. Эвакуация раненых (или погибших) и оказание им помощи.

При подрыве на минах или фугасах шансов остаться живым, особенно в условиях горной местности, очень мало. Их не остается совсем, если каждый сотрудник не будет обучен оказанию первичной доврачебной помощи раненым. Опыт показывает, что ее оказание нередко становится сложным психологическим испытанием, потому что минно-взрывная травма - зрелище не для слабонервных. Мало научить сотрудника (военнослужащего) правильно накладывать жгут, использовать индивидуально-перевязочные пакеты и бинты, нужно его морально-психологически подготовить к оказанию медицинской помощи, иначе имеющимися техническими навыками военнослужащий не сможет воспользоваться в силу причин психологического характера (психотравмирующее воздействие минно-взрывной травмы).

К сожалению, имеется немало случаев тактически безграмотных действий и недостаточной психологической подготовки личного состава разведывательных подразделений при выполнении боевых задач.

Так, 2x.05.200x г. при выходе в район эвакуации РГ N xxx передвигалась по тропе без инженерной разведки. В ходе выдвижения произошел подрыв личного состава на фугасе, установленном на растяжку, в результате которого получили тяжелые ранения два пограничника. Командир группы не смог адекватно оценить обстановку, организовать действия личного состава и оказание помощи раненым. При попытке эвакуации раненых разведгруппа подорвались на другом фугасе и еще двое военнослужащих получили ранения, один из которых умер от потери крови.

Рассмотрим ситуацию: в сложное положение попал обученный, подготовленный и имеющий твердые навыки военнослужащий. Поведение данного военнослужащего можно охарактеризовать - мобилизация и норма.

Мобилизация - мобилизационное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование всех органов и систем, которым предстоит осуществить какие-либо действия или операции.

Норма - это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно-сосудистая система обеспечивает высокое качество кровообращения и т. д.

Вместе с тем впоследствии достаточно часто после прохождения пика стрессовой экстремальной ситуации даже у самых подготовленных пограничников наступает этап психофизиологической демобилизации.

Психофизиологическая демобилизация - существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (возможны панические реакции), понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней.

Бесценным является боевой опыт, накопленный нашими подразделениями в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Для успешных действий в условиях минной опасности военнослужащим необходимо знать особенности тактики бандформирований. Например, минирование автодорог боевики производят управляемыми или неуправляемыми фугасами, устанавливаемыми на подрыв под конкретной машиной (как правило, машинной связи), а также противотанковыми и противопехотными минами.

При минировании троп боевики очень грамотно используют психологию человека, выбирая единственные на данной местности пути движения и так называемые заманивающие места. Это могут быть тропы, ограниченные естественными препятствиями: ущелья, склон, кустарник, водная преграда, лесные завалы. Это могут быть пути движения, ограниченные искусственно: положенной веткой, сломанным деревом или другим каким-либо естественным на окружающем фоне предметом. Часто это просто "удобные" места: земляные "ступеньки" на крутом слоне, чистая трава рядом с разбитой дорогой и т. д.

Почти всегда минируются места, пригодные для стоянок или разворота техники, привалов и ночевок, десантирования и посадки вертолетов; тропы, ведущие к источникам воды.

Таким образом, поведение пограничников в условиях минной опасности зависит от социальных (внешних), психологических и психофизиологических факторов.

Поведение в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей пограничника. Именно преобладающие мотивы, наличие боевого опыта и уровень подготовки определяют поведение личного состава в обстановке опасности.

Существенное влияние на поведение военнослужащих в экстремальной ситуации и при стрессе оказывает тип нервной системы, темперамент, время нахождения человека в условиях экстремальной ситуации, специфика проявления психических реакций на минную опасность и интенсивность нагрузки на психику.

Дефицит либо отсутствие информации, внезапность, новизна происходящих событий, раненые и убитые оказывают угнетающее воздействие на психику, способны привести к получению военнослужащими боевой психической травмы.

Пути возможного преодоления негативных проявлений в поведении военнослужащих в условиях минной опасности: формирование эмоционально-волевой устойчивости; формирование психологической готовности к действиям в условиях применения противником минного оружия; обобщение и распространение боевого опыта; обучение военнослужащих приемам психологической саморегуляции, правильному оказанию медицинской помощи; своевременное информирование о минной опасности и профилактические беседы.

Основные формы этой работы - психологическая и специальная подготовка к действиям на минноопасных участках: изучение теоретического материала (классификация мин, возможные места их установки, тактика действий противника и т. д.); тренировки внимания, волевых качеств, выносливости; отработка в условиях, приближенных к реальным, возможных вариантов действий при подрыве, оказании первой медицинской помощи, эвакуации раненых и погибших; информационно-воспитательная и индивидуально-воспитательная работа и т. д.

Данный материал не претендует на абсолютную полноту. Меняется обстановка в зоне действия наших сил, меняется тактика действий боевиков, совершенствуются минные боеприпасы, способы их применения. Но ясным остается одно - поведение человека в условиях минной опасности определяется степенью профессиональной подготовленности военнослужащих (сотрудников), их психологической устойчивостью к действиям в экстремальной ситуации.

------------------------------------------------------------------

Название документа