Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах для военнослужащих - ветеранов боевых действий: миф или реальность?

(Зайков Д. Е.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

НАДБАВКА ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В УВЕЛИЧЕННЫХ РАЗМЕРАХ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Д. Е. ЗАЙКОВ

Д. Е. Зайков, старший юрисконсульт 25-го Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции.

Проблема неправомерности действий органов военного управления, связанных с отказом в установлении военнослужащим, имеющим статус ветеранов боевых действий, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (далее - надбавка) в увеличенных размерах сегодня стоит крайне остро <1>. Несмотря на то, что этот весьма болезненный вопрос поднимался на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" <2>, на практике права и законные интересы указанной категории военнослужащих продолжают нарушаться. -------------------------------- <1> Настоящая статья подготовлена на примере г. Москвы. <2> См., например: Сливков А. С., Тараненко В. В. Системно-правовой анализ ситуации, связанной с отказом органов военного управления в установлении военнослужащим - ветеранам боевых действий надбавок за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 4. С. 2 - 7.

Причиной создавшейся ситуации явились разъяснения начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 180/1/2/144, в силу абз. 4 п. 4 которых "военнослужащие, имеющие право на бесплатный проезд на всех либо некоторых видах общественного транспорта (например, ветераны боевых действий, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации, должны в своем рапорте отражать сведения о наличии такого права, подтвержденные соответствующим кадровым органом. При указании в рапорте фактических расходов по проезду, уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц эти военнослужащие обязаны подробно обосновать причины производимых расходов на указанные цели". Однако данные разъяснения не содержат положений, запрещающих устанавливать военнослужащим - ветеранам боевых действий надбавку в увеличенных размерах, а лишь содержат указание, в силу которого на военнослужащих - ветеранов боевых действий возложена обязанность (явно нарушающая принцип равенства военнослужащих и противоречащая соответствующим положениям Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 200 (далее - Порядок)) подробно обосновывать в рапорте на установление надбавки причины производимых расходов на проезд. Тем не менее должностные лица финансово-экономических служб восприняли указанный документ как руководство к действию, в результате которого военнослужащие - ветераны боевых действий, проходящие военную службу в г. Москве, как имеющие право на социальную гарантию - бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) <3> оказались лишенными права на установление надбавки в увеличенных размерах <4>. -------------------------------- <3> Часть 12 ст. 8 Закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" от 3 ноября 2004 г. N 70 (Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 68). <4> В случае отсутствия фактических затрат по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц.

В настоящее время именно решение вопроса выхода из создавшейся ситуации в рамках имеющейся нормативно-правовой базы является наиболее актуальной задачей. В указанных целях отдельные военнослужащие - ветераны боевых действий пытаются посредством реализации различных способов, зачастую не вполне законных, восстановить свое нарушенное право на установление надбавки в увеличенных размерах, что зачастую не приводит к положительным результатам, либо полученный результат оказывается менее ожидаемого. При этом действующим законодательством не определено, что при установлении надбавки в повышенном размере могут (должны) учитываться только расходы по проезду в общественном транспорте к месту службы и обратно. До января 2005 г. военнослужащие имели право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта вне зависимости от целей поездки. Таким образом, установление надбавки в увеличенных размерах призвано обеспечить возмещение военнослужащим расходов по проезду в общественном транспорте не только к месту службы и обратно <5>. -------------------------------- <5> Сливков А. С., Тараненко В. В. Указ. соч. С. 3.

Соответствующие положения Порядка не устанавливают в качестве обязательного условия выплаты надбавки в увеличенных размерах проживание военнослужащего в месте, отличном от места, где он проходит военную службу, т. е. применение целевого назначения фактических затрат по проезду в общественном транспорте - для проезда от места проживания до места службы и обратно является незаконным. Данная позиция также подтверждается абз. 4 разъяснений Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2006 г. N 180/1/2/102: "Конкретный размер надбавки в увеличенном размере устанавливается командиром воинской части на основании рапорта военнослужащего, в котором он обязан подробно обосновать причины производимых расходов на указанные цели исходя из действующих тарифов на проезд (в том числе учитывается проезд КАК В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ, ТАК И ПО СЛУЖЕБНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ) (выделено автором) и ставок налогов" <6>. -------------------------------- <6> Зайков Д. Е. Некоторые проблемы обеспечения военнослужащих дополнительными денежными выплатами // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 10.

Одним из актуальных путей решения имеющейся проблемы является указание в рапорте на установление надбавки о фактических затратах по проезду на общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, а именно на маршрутном такси. Как уже было указано выше, в г. Москве военнослужащие - ветераны боевых действий не имеют права бесплатного проезда на такси и маршрутных такси. А в силу п. 110 Порядка выплата надбавки в увеличенных размерах производится для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). По смыслу указанной нормы права понятие "маршрутное такси" является отличным от понятия "такси", что позволяет указывать фактические затраты по проезду на данном виде транспорта (как общественного транспорта городского, пригородного или местного сообщения) в соответствующем рапорте. Данный подход позволит как расширить перечень видов транспорта, затраты по проезду на котором подлежат возмещению военнослужащим посредством установления надбавки в увеличенных размерах, так и формально выполнить незаконно возложенную на военнослужащих - ветеранов боевых действий обязанность по "подробному обоснованию причин производимых расходов на проезд", что, с учетом положений ч. 12 ст. 8 Закона г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", позволит восстановить нарушенное право указанной категории военнослужащих на установление надбавки в увеличенных размерах. Так, в соответствии со ст. 5 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12, к городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно. Под общественным транспортом понимается транспорт общего пользования, следующий по заданным маршрутам в пределах установленных территорий. Таким образом, под общественным транспортом городского сообщения следует понимать транспорт общего пользования, осуществляющий перевозки пассажиров по заданным маршрутам в пределах черты города; под общественным транспортом пригородного сообщения - транспорт общего пользования, осуществляющий перевозки пассажиров по заданным маршрутам за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно. В этом смысле существенное отличие транспорта общего пользования от такси заключается в "заказном" характере последнего. В отличие от общественного транспорта, следующего по заранее заданному маршруту, маршрут такси устанавливается по заказу пассажира, что свидетельствует об отсутствии в данном случае элементов публичного договора. Именно в силу указанного признака не могут быть причислены к такси маршрутные такси, следующие по заранее заданному маршруту за установленную плату, удовлетворяющие потребность в транспорте всех желающих <7>. -------------------------------- <7> Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

Как указано в п. 160 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации <8>, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 29 сентября 1997 г., перевозки в режиме маршрутного такси организуются перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления в целях предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет перевозки пассажиров только на местах для сидения, повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования, остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения, приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости. -------------------------------- <8> Министерством юстиции Российской Федерации данный документ не зарегистрирован. Соответствующие правоотношения регулируются неотмененными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176. Однако на практике положения указанного выше нормативного правового акта судами применяются. См., например: Определение Президиума Московского областного суда от 11 февраля 2004 г. N 113; решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2006 г. по делу N А60-14310/06-С10.

На различие понятий "такси" и "маршрутное такси" указывает также наличие нормативных правовых актов, детально регламентирующих деятельность такси. Так, в соответствии с Правилами организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 425-ПП, под такси понимается легковой автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе (установленная оператором такси расценка оплаты за единицу пробега такси или времени его использования), оборудованный специальными опознавательными знаками и устройством, обеспечивающим учет дальности поездки и ее стоимости (таксометром). Маршрутное такси указанными признаками не обладает. Закон г. Москвы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" различает и обособляет понятия "такси" и "маршрутное такси". При этом последнее является одним из видов общественного транспорта, но ввиду того, что маршрутные такси находятся, как правило, в частной собственности и на них не распространяется действие указанного правового акта, они выделены в отдельную категорию. При этом в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР 1981 г. N 200 <9>, маршрутные таксомоторные перевозки не идентичны легковым таксомоторным перевозкам: легковые таксомоторы укомплектовываются таксометровым оборудованием, а плата за проезд в маршрутном таксомоторе устанавливается согласно тарифам; легковые таксомоторы предоставляются пассажирам на стоянках, вне стоянок и по заказам, а маршрутные таксомоторы имеют определенный маршрут, конечные и промежуточные остановки, утвержденные в определенном порядке <10>. -------------------------------- <9> Документ опубликован не был. <10> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2001 г. N А56-33141/00.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Однако предусмотренный п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, до настоящего времени не опубликован. Не установлен до сих пор и порядок публикации. Вместе с тем признание транспортной организации в качестве осуществляющей перевозки транспортом общего пользования зависит не от наличия или отсутствия такого перечня, а от характера деятельности организации. К транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт, организации которого открыты для общего пользования. Организации иных видов транспорта относятся к транспорту общего пользования, если их цель в соответствии с выданной лицензией состоит в осуществлении за плату перевозок грузов, пассажиров, багажа <11>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004. ------------------------------------------------------------------ <11> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Ю. Кабалкина, А. Г. Лисицына-Светланова. М., 2005.

Также необходимо отметить, что Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" в п. 8 раздела "Вопросы гражданского права" указал, что маршрутные такси относятся к городскому общественному транспорту. К сожалению, подобное толкование соответствующих нормативных правовых актов вызывает острое неприятие со стороны должностных лиц финансово-экономических служб, которые пытаются всеми правдами и неправдами воспрепятствовать реализации указанного подхода к решению имеющейся проблемы. Так, автором был подготовлен запрос в Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации с вышеуказанным обоснованием о возможности отнесения маршрутных такси к общественному транспорту городского, пригородного и местного сообщения в целях реализации военнослужащими - ветеранами боевых действий права на установление надбавки в увеличенных размерах в соответствии с требованиями, установленными разъяснениями начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 180/1/2/144, в ответ на который в разъяснениях от 9 июля 2007 г. N 180/1/4/156 было указано: "Сообщается, что в соответствии с разъяснением Государственной Думы Российской Федерации от 2 февраля 1995 г. N 3.7-188 понятие "транспорт общественного пользования" включает в себя городской пассажирский транспорт, а также любой другой транспорт (за исключением легковых автомобилей), приобретаемый организациями за счет средств федерального, регионального или местного бюджета для пассажирских перевозок общественного пользования (то есть доступный на равной основе всем гражданам). Таким образом, приобретаемые за счет собственных средств юридическими лицами, оказывающими на коммерческой основе услуги по перевозке регулярными маршрутами пассажиров, маршрутные такси не могут быть отнесены к общественному транспорту городского сообщения". Вопрос о неправомерности и необоснованности использования Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации указанного основания в подтверждение своей позиции по поставленной проблеме не должен даже вызывать каких-либо сомнений. Аналогичная ситуация сложится, если к существующим сегодня отношениям будут применяться правовые нормы законодательства Российской империи, не соответствующие ни смыслу, ни содержанию отношений, без учета изменений действующего законодательства и самой ситуации, в условиях которой данные отношения возникли. Единственным оправданием может служить только то обстоятельство, что иных правовых доказательств истинности своей позиции, прямо противоположной позиции автора, у Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации просто не имеется. В связи с создавшейся ситуацией и в целях получения соответствующих разъяснений от компетентного органа автором был подготовлен запрос в Министерство транспорта Российской Федерации, в ответ на который Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации сообщил следующее (исх. от 2 ноября 2007 г. N 02-04/07-908ш): "В законодательстве Российской Федерации юридического понятия "маршрутное такси" не существует. Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. На основании законодательства Российской Федерации создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят и направлен на подпись Президенту Российской Федерации Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <12>, в ст. 19 которого регулярные перевозки пассажиров и багажа (как с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) относятся к перевозкам транспортом общего пользования". -------------------------------- <12> Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" 2007 г. N 259-ФЗ (Российская газета. 2007. 17 ноября. Подписан Президентом Российской Федерации 8 ноября 2007 г.). Вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Тем самым компетентный орган подтвердил наличие законных оснований для отнесения маршрутных такси к транспорту общего пользования, в силу чего есть все основания утверждать о возможности указания в рапорте на установление надбавки о фактических затратах по проезду на маршрутном такси. Таким образом, даже в условиях существующей ситуации, искусственно созданной должностными лицами финансовой службы, когда военнослужащие - ветераны боевых действий фактически лишены права на установление надбавки в увеличенных размерах, имеются законные способы восстановления нарушенных прав указанной категории военнослужащих.

Название документа Вопрос: Положена ли денежная выплата курсантам военных кафедр гражданских вузов (во время обучения)? Положена ли денежная выплата за прохождение военных сборов по программе подготовки офицеров запаса курсантам (30-дневные сборы) гражданских вузов? На основании чего и сколько в зависимости от должности? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Положена ли денежная выплата курсантам военных кафедр гражданских вузов (во время обучения)? Положена ли денежная выплата за прохождение военных сборов по программе подготовки офицеров запаса курсантам (30-дневные сборы) гражданских вузов? На основании чего и сколько в зависимости от должности?

Ответ: Согласно п. 3 Положения об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. N 1255, гражданам, проходящим обучение по программам подготовки офицеров запаса, выплачивается дополнительная стипендия за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, в следующих размерах: не прошедшим военную службу по призыву - 15%, а прошедшим военную службу по призыву - 25% установленных в высшем учебном заведении стипендий. В соответствии с п. 4 Положения учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам. В период их прохождения граждане именуются курсантами и получают установленные им стипендии. Продолжительность учебных сборов или стажировок - 30 дней. См. также Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" от 27 июня 2001 г. N 487.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Военный прокурор С. утверждает, что при увольнении работник ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации должен сдавать форменную одежду, которую носил, а вновь поступивший на работу - донашивать ее до окончания срока носки. Прошу разъяснить, насколько правомерно мнение прокурора С. и как должен решаться вопрос с форменной одеждой увольняемого работника. Также прошу разъяснить порядок списания обмундирования, выслужившего свой срок. Должны ли работники ВОХР сдавать на склад обмундирование, выслужившее свои сроки? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Военный прокурор С. утверждает, что при увольнении работник ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации должен сдавать форменную одежду, которую носил, а вновь поступивший на работу - донашивать ее до окончания срока носки. Прошу разъяснить, насколько правомерно мнение прокурора С. и как должен решаться вопрос с форменной одеждой увольняемого работника. Также прошу разъяснить порядок списания обмундирования, выслужившего свой срок. Должны ли работники ВОХР сдавать на склад обмундирование, выслужившее свои сроки?

Ответ: Во-первых, следует отметить, что редакция журнала полагает некорректным соглашаться либо нет с позицией военного прокурора, высказанной им при осуществлении прокурорского надзора. Абстрагируясь от указанного, автор ответа выскажет свое мнение по вопросу вещевого обеспечения работников ведомственной охраны. Во-вторых, следует отметить недостаточную правовую урегулированность указанного вопроса, способствующую различному толкованию имеющихся норм. В соответствии с пп. 4 и 5 приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации "Об обеспечении вещевым имуществом работников ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации" от 30 августа 2002 г. N 355 вещевое имущество выдается бесплатно. Срок первоначальной выдачи имущества личного пользования исчисляется со дня издания приказа командира воинской части (руководителя организации) о приеме работников на работу в подразделение ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации (далее - ведомственная охрана), а в последующем - по истечении сроков носки ранее выданных предметов. Постовой одеждой, а также снаряжением к оружию, являющимися инвентарным имуществом, работники ведомственной охраны обеспечиваются по нормам снабжения, установленным для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Предметы теплой одежды (тулупы, полушубки, валенки), являющиеся инвентарным имуществом, выдаются работникам ведомственной охраны для исполнения должностных обязанностей на открытых постах в зимний период времени, а по окончании зимнего периода сдаются на склад воинской части (организации) для проведения их ремонта и химчистки. Применительно к вопросам перехода вещевого имущества в собственность в связи с отсутствием прямого правового регулирования представляется допустимым провести аналогию с нормами Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390. Таким образом, вещевое имущество личного пользования переходит в собственность работников по окончании срока его носки. При увольнении вещевое имущество, срок носки которого не истек, подлежит возврату.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Увольняюсь на пенсию по достижении предельного возраста. Календарная выслуга - 14 лет 6 месяцев, гражданский стаж - 13 лет 6 месяцев. Возраст - 48 лет, контракт заканчивается в 2010 г. Положен ли мне дополнительный отпуск по личным обстоятельствам сроком 30 суток, а также какие льготы положены мне при увольнении? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Увольняюсь на пенсию по достижении предельного возраста. Календарная выслуга - 14 лет 6 месяцев, гражданский стаж - 13 лет 6 месяцев. Возраст - 48 лет, контракт заканчивается в 2010 г. Положен ли мне дополнительный отпуск по личным обстоятельствам сроком 30 суток, а также какие льготы положены мне при увольнении?

Ответ: В соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, кроме основного отпуска, по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы. К сожалению, Вам не положен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, так как вышеуказанная статья регламентирует предоставление данного отпуска только военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Анализ нормативных правовых актов о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, позволяет выделить несколько "ключевых" гарантий военнослужащим при увольнении по достижении предельного возраста (с учетом Вашей выслуги). Военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Военнослужащие указанной выше категории могут не воспользоваться своим правом на вышеназванную гарантию, а получить в последний год службы от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Предусмотрена выплата единовременного пособия при общей продолжительности военной службы от 10 до 15 лет в размере 10 окладов денежного содержания (п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Положена ли денежная компенсация за непредоставление путевки на ребенка, достигшего в календарном году возраста 16 лет, если день рождения 1 мая? Рапорт о получении компенсации подан в сентябре соответствующего года. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Положена ли денежная компенсация за непредоставление путевки на ребенка, достигшего в календарном году возраста 16 лет, если день рождения 1 мая? Рапорт о получении компенсации подан в сентябре соответствующего года.

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти на эти цели. Военнослужащим и сотрудникам выплата осуществляется по месту получения ими денежного довольствия, а офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", - по месту получения ими пенсии. Для получения выплаты военнослужащие и сотрудники представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы: - рапорт (заявление) о получении выплаты; - справку с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации; - копию свидетельства о рождении ребенка <1>. -------------------------------- <1> Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911) (с изменениями от 26 февраля 2006 г.).

Законодательно регламентированного ответа на Ваш вопрос нет. Отдельные сроки, в течение которых должна производиться соответствующая выплата, для установления момента утраты права на получение данной выплаты также не установлены. Остается только сделать соответствующий вывод, воспользовавшись логикой при решении Вашей проблемы. Не рассматривая вопрос о том, положена или не положена выплата на ребенка, который на момент производства выплаты достиг возраста 16 лет (следует отметить, что юристы высказывают противоположные точки зрения, как правило, в зависимости от того, был ли подан рапорт о выплате до достижении ребенком 16 лет), подчеркну, что Вы подали рапорт для получения соответствующей выплаты только в сентябре соответствующего года. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 это необходимо было сделать до 1 мая текущего года, следовательно, Вы не доказали свое право на получение выплаты подачей надлежащих документов в соответствующий срок, что является основанием для отказа Вам в выплате данной компенсации в текущем году.

Р. А.Закиров Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции

Название документа Вопрос: Уволен по окончании контракта. Выслуга на момент увольнения - 25 лет в календарном исчислении. В заключении нового контракта мне отказали. Рапорт на увольнение не писал, беседа не проводилась. Жилья не имею, признан нуждающимся. Обязаны ли мне были предоставить жилье до увольнения меня с военной службы и мои действия в связи с этим. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Уволен по окончании контракта. Выслуга на момент увольнения - 25 лет в календарном исчислении. В заключении нового контракта мне отказали. Рапорт на увольнение не писал, беседа не проводилась. Жилья не имею, признан нуждающимся. Обязаны ли мне были предоставить жилье до увольнения меня с военной службы и мои действия в связи с этим.

Ответ: В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим на командование не возложена обязанность по обеспечению Вас жилым помещением до увольнения с военной службы. В то же время, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, командир (начальник) воинской части обязан: а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта: - уточнить у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию; - направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию; - предоставить военнослужащему ежегодный основной отпуск и полностью дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности с расчетом их завершения ко времени издания соответствующего приказа об увольнении с военной службы; б) за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта организовать проведение аттестации военнослужащего; в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта: - довести военнослужащему принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении; - провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового, финансово-экономического органов и юридической службы. В связи с вышесказанным вопрос о возможности Вашего увольнения с военной службы в идеале должен был решаться до издания приказа об увольнении Вас с военной службы. В том случае, если в процессе увольнения не была соблюдена какая-либо процедура (этап), указанная выше, Ваше увольнение можно считать незаконным. Кроме того, Вам следует учесть, что в соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также если в отношении военнослужащего вынесен обвинительный приговор и назначено наказание, в отношении военнослужащего ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении военнослужащего передано в суд, военнослужащий отбыл наказание в виде лишения свободы.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Полагается ли военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, денежная компенсация при увольнении взамен парадной или повседневной формы одежды, если он увольняется в полевой форме одежды и за период службы парадная и повседневная форма не предоставлялась в связи с отсутствием обеспечения? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Полагается ли военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, денежная компенсация при увольнении взамен парадной или повседневной формы одежды, если он увольняется в полевой форме одежды и за период службы парадная и повседневная форма не предоставлялась в связи с отсутствием обеспечения?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В связи с этим военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не имеют права на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Военнослужащий, выслуга - 26 календарных лет, проживаю с супругой в закрытом военном городке, жильем не обеспечен, включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий как не имеющий жилой площади. В марте 2007 г. признан ВВК не годным к военной службе. Прошу разъяснить процедуру увольнения военнослужащего, признанного не годным к военной службе, из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Военнослужащий, 43 года, капитан 1 ранга, выслуга - 26 календарных лет, проживаю с супругой в закрытом военном городке, жильем не обеспечен (проживаю на служебной жилой площади с 2006 г.), включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий как не имеющий жилой площади. В марте 2007 г. признан ВВК не годным к военной службе. Командир потребовал от меня подачи рапорта о передаче должностных обязанностей в кратчайший срок. За неделю меня освободили от должности, моментально лишили всех надбавок и требуют, чтобы я раз в неделю появлялся в воинской части, так как являюсь до увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим по контракту. Прошу разъяснить процедуру увольнения военнослужащего, признанного не годным к военной службе, из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (как долго и на основании каких правовых документов будут увольнять военнослужащего, признанного ВВК не годным к военной службе, если со стороны военнослужащего выполнены все поставленные перед ним законами и приказами условия - своевременно поданы все необходимые рапорты, представлены все необходимые документы для увольнения и получения жилья, а все нормы, установленные для командира, им не соблюдаются (их просто невозможно соблюсти, так как без жилья он меня не уволит, предоставляемое жилье для отселения из закрытого военного городка - 3 - 5 квартир в год на часть, очередь нуждающихся в жилье - 30 - 40 человек)?

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить, что с подобной ситуацией сталкивается практически каждый военнослужащий, увольняющийся с военной службы и не обеспеченный жилым помещением по установленным нормам. В данном случае редакция журнала "Право в Вооруженных Силах" не в силах Вам помочь, так как ситуация, описанная Вами и многими другими военнослужащими, не имеет правового характера. Данная проблема больше по своему содержанию имеет социально-экономический характер, отражающий политику государства. Камень преткновения - это действительно жилье, поэтому командование не обладает полномочиями уволить Вас с военной службы (в силу ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). По ранее действовавшему законодательству (до 1 марта 2005 г.) предусматривалась возможность обеспечения военнослужащих жильем во внеочередном порядке. Однако данное право сегодня не предусмотрено. Таким образом, в Вашей ситуации остается только ждать получения жилого помещения. Однако следует указать, что отдельные военные суды выносят решения, обязывающие командиров воинских частей обеспечить таких военнослужащих, как Вы, жильем "вне очереди". Вы также можете обратиться в военный суд. Но редакция не гарантирует Вам "положительного" решения.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа Вопрос: Председатель местного отделения организации "Боевое братство". Имеет ли право вдова военнослужащего на получение компенсации в связи с повышением должностных окладов на 25% по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 г. N 20, если она получает его пенсию? Если да, то распространяется ли это право на вдов, которые перешли на гражданскую пенсию после 1 марта 1998 г.? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

Вопрос: Председатель местного отделения организации "Боевое братство". Имеет ли право вдова военнослужащего на получение компенсации в связи с повышением должностных окладов на 25% по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 г. N 20, если она получает его пенсию? Если да, то распространяется ли это право на вдов, которые перешли на гражданскую пенсию после 1 марта 1998 г.?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" от 7 декабря 1994 г. N 1349 было предписано: военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск, сотрудникам и гражданскому персоналу органов внутренних дел Российской Федерации увеличить оклады по воинской должности (должностные оклады) на 25% за службу (работу) в Вооруженных Силах, во внутренних войсках и органах внутренних дел Российской Федерации. Однако данная норма в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524 была признана утратившей силу. В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия (30 или 40%). В связи с этим вдова военнослужащего имеет право на увеличение пенсии на 25%. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 жены лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная данным Законом. В том случае, если вдова военнослужащего по правилам, указанным выше, не имеет права на получение одновременно двух пенсий, а также больше не получает пенсию по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), то представляется, что она не имеет права на увеличение пенсии, получаемой ею не по правилам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа