Системно-правовой анализ порядка применения Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305, абзаца 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября 2006 года - пункта 23 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200)

(Сливков А. С.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 1) Текст документа

СИСТЕМНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 МАРТА 1999 Г. N 305, АБЗАЦА 2 ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 9 ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. N 941, ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 АПРЕЛЯ 1999 Г. N 161 (С 1 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА - ПУНКТА 23 ПОРЯДКА, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮНЯ 2006 Г. N 200)

А. С. СЛИВКОВ

А. С. Сливков, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, майор юстиции.

В связи с большим количеством обращений, поступающих в адрес редакции журнала "Право в Вооруженных Силах", в настоящей статье автором рассмотрены общие вопросы правового регулирования социальной гарантии, предоставляемой военнослужащим, связанной с закреплением в действующем законодательстве положения, в соответствии с которым военнослужащим, переводимым в связи с организационно-штатными мероприятиями по их согласию на воинские должности с меньшими месячными окладами по воинским должностям, сохранению подлежат месячные оклады по ранее занимаемым должностям. В настоящей статье подробно не рассматриваются проблемы, связанные с проводимым в период с 2003 г. по настоящее время перерасчетом размеров пенсий военных пенсионеров в связи с утверждением Уточненного штатно-тарифного перечня воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. <1>) и признанием утратившими силу указаний Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390 (признаны утратившими силу в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. N 180/21/424). -------------------------------- <1> Информация об Уточненном штатно-тарифном перечне и правовом акте, его утвердившем, использована автором на основе сведений, содержащихся в решении Центрального районного суда г. Твери от 1 марта 2005 г. N 2-71/2005, и на момент написания статьи не перепроверялась.

Основное содержание проблемы

В последний период времени в правоприменительной практике закрепление получил подход, при котором: - пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации пересматриваются размеры выплачиваемых пенсий некоторым военнослужащим, которым при увольнении с военной службы пенсии назначались исходя из тарифных разрядов, сохраненных в порядке, предусмотренном абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (с последующими изменениями); - финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации пересматриваются размеры выплачиваемого денежного довольствия военнослужащим, которым денежное довольствие исчислялось исходя из тарифных разрядов, ранее сохраненных в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 (с изменениями от 3 декабря 2001 г.), Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). Сразу отметим, что, по мнению автора, адекватное разрешение возникшей проблемы и приведение правоприменительной практики в соответствие со смыслом, заложенным в действующих нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, имеет своей целью обеспечение социальных прав соответствующих категорий военнослужащих, а также может оказать позитивное влияние на уровень укомплектованности Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом. В качестве примера приведем извлечение из официальных разъяснений, данных Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (ГлавФЭУ) по указанному вопросу <2>. -------------------------------- <2> Приведены типовые для рассматриваемого вопроса выдержки из имеющихся в распоряжении автора материалов, содержание которых позволяет уяснить принятую указанным органом военного управления позицию.

1. ... "Ваше обращение по вопросу выплаты месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, которым до 1 июля 2002 г. денежное довольствие выплачивалось исходя из сохраненных окладов по ранее занимаемым воинским должностям, рассмотрено. В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 245 с 1 июля 2002 г. выплачиваются месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размерах, установленных приложением N 1 в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности (в настоящее время размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 г. N 33). Военнослужащим, назначенным с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности производится за время военной службы в новой воинской должности. Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 военнослужащим были установлены новые размеры окладов по воинским должностям, одноименные должности, занимаемые военнослужащими на 1 июля 2002 г., не могут считаться низшими по сравнению с теми, которые они занимали до проведения организационно-штатных мероприятий в 2001 году. Таким образом, сохраненные оклады указанным военнослужащим должны были выплачиваться до установления новых тарифных разрядов с 1 июля 2002 г. ". 2. ... "Ваш судебный запрос... в Главном финансово-экономическом управлении Министерства обороны рассмотрен. ... В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 заявителю был сохранен месячный оклад по ранее занимаемой воинской должности. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537 "О денежном довольствии военнослужащих" Правительством Российской Федерации 26 июня 2002 г. принято Постановление N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих". При этом Министру обороны Российской Федерации предоставлено право установить исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих. В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами 28 декабря 2002 г. Министром обороны Российской Федерации был утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил (утратил силу в связи с переименованием в Штатно-тарифный перечень воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации 29 августа 2003 г. и зарегистрированный в Минюсте России), согласно которому по всем воинским должностям Вооруженных Сил Российской Федерации, в т. ч. и по воинским должностям военнослужащих военно-учебных заведений, с 1 июля 2002 г. установлены новые оклады (значительно увеличенные). По воинской должности заявителя установлен оклад в размере 2400 руб., значительно превышающий его сохраненный оклад 1129 руб. В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390 (утратили силу в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. N 180/21/424) с 1 июля 2002 г. по воинской должности заявителя установлен оклад 2400 руб. (26 тарифный разряд). Установление заявителю по этой воинской должности оклада в размере 2600 руб. (29 тарифный разряд) произведено в связи с неправильным применением приложения к этим указаниям и руководством уровнем сохраненного оклада заявителя, а не окладом, установленным по этой воинской должности штатом военного учреждения".

Нормативно-правовое регулирование порядка сохранения за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее замещаемым воинским должностям при переводе их в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" от 17 марта 1999 г. N 305 в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, Правительством Российской Федерации разрешено Министру обороны Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1999 г. N 161 (в Приказ вносились изменения Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 539). Указанным Приказом предписывалось сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие) в Вооруженных Силах Российской Федерации, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. Оформление решения о сохранении за военнослужащим месячного оклада по ранее занимаемой воинской должности при переводе его на воинскую должность с меньшим месячным окладом согласно вышеназванному Приказу производилось приказами командиров (начальников), которые осуществляли назначение военнослужащего на нижеоплачиваемую воинскую должность, по представлению соответствующего кадрового органа на основании рапорта военнослужащего. Копии указанных приказов приобщались в личные дела военнослужащих. Пунктом 2 вышеназванного Приказа предписывалось сохранять военнослужащим, назначенным после 16 июля 1997 г. <3> с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами и исполняющим их после вступления в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации, месячные оклады по прежней воинской должности на время их военной службы в новых воинских должностях (кроме военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинских частей в связи с увольнением с военной службы) с оформлением соответствующих дополнений в ранее изданные приказы об их назначении. При этом выплату сохраненного оклада по прежней воинской должности указанным военнослужащим предписывалось производить за время военной службы в новой воинской должности, но не ранее чем с 25 марта 1999 г., а при последующих назначениях в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами - за время военной службы в этих воинских должностях, но не ранее чем с 19 декабря 2001 г. -------------------------------- <3> Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. N 725с.

Вышеназванным Приказом устанавливалось, что выплата сохраненного оклада производится по день сдачи дел и должности в связи с освобождением (отстранением) военнослужащего в установленном порядке от воинской должности. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 признан утратившим силу в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации "О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации" от 4 сентября 2006 г. N 358. В настоящее время порядок сохранения месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям военнослужащим, назначенным с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, урегулирован п. 23 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200). Указанным пунктом предусмотрено, что за военнослужащими, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, сохраняются месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. Решения о сохранении за военнослужащими месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при назначении их на воинские должности с меньшими месячными окладами оформляются в приказах командиров (начальников), которые осуществляют назначение военнослужащих на воинские должности с меньшими месячными окладами, по представлению соответствующих кадровых органов на основании рапортов военнослужащих. Копии указанных приказов приобщаются к личным делам военнослужащих. Выплата месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям производится по день сдачи дел и должности в связи с освобождением (отстранением) военнослужащих в установленном порядке от воинских должностей. Указанным военнослужащим установленные месячные и иные дополнительные выплаты производятся исходя из месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям за все время, за которое выплачиваются эти оклады. Из сопоставления положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 и положений п. 23 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что нормативно установленный порядок сохранения за военнослужащими Министерства обороны Российской Федерации месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям в период с 1999 г. по настоящее время принципиальных изменений не претерпел.

Порядок применения нормативных правовых актов, предусматривающих сохранение за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее замещаемым воинским должностям при переводе их в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами

На практике при применении указанных выше нормативных правовых актов соответствующими государственными органами (органами военного управления) допускается несколько вариантов их толкования. Вариант N 1 В ряде случаев при применении указанных выше нормативных правовых актов установленная ими мера социальной защиты толкуется органами военного управления как гарантирующая сохранение для соответствующих категорий военнослужащих, переводимых в связи с организационно-штатными мероприятиями на нижеоплачиваемые воинские должности, номинальных размеров (выраженных в денежных единицах) месячных окладов, которые им выплачивались до назначения на новые должности. Сразу отметим, что подобное толкование не основано на нормах действующего законодательства и не соответствует используемой в вышеназванных нормативных правовых актах (Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации) формулировке: "сохранять месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям". Для того чтобы рассматриваемый вариант толкования был мотивирован, в нормативных правовых актах должна была бы использоваться формулировка: "сохраняются ранее выплачиваемые им месячные оклады" или "сохраняется размер ранее выплачиваемых им окладов". В указанном случае правовая норма устанавливала бы, что военнослужащим, назначенным в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, за время службы в новых должностях подлежат выплате месячные оклады в размере, в котором выплачивались месячные оклады указанным военнослужащим до их назначения на новые должности. Такой порядок в том случае, если бы он был в действительности установлен, мерой социальной защиты признаваться мог вряд ли, так как при сохраняемом по состоянию на момент издания Правительством Российской Федерации Постановления от 17 марта 1999 г. N 305 высоком уровне инфляции при первой же индексации размеров денежного довольствия военнослужащих соответствующие категории военнослужащих, переведенные в связи с организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими окладами, оказались бы в положении, худшем, чем военнослужащие, замещавшие такие должности (нижеоплачиваемые). Пример 1. По состоянию на 1 мая 1999 г. военнослужащий замещал воинскую должность командира батальона (10-й тарифный разряд - размер оклада 682 - 721 руб.), воинское звание - "майор" (размер оклада по воинскому званию - 249 руб. 50 коп.). С 1 июля 1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями указанный военнослужащий с его согласия назначен на воинскую должность заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд - размер оклада 645 - 682 руб.). В "боковике" приказа командира объединения от 1 июля 1999 г. указано о сохранении за этим военнослужащим должностного оклада по 10-му тарифному разряду в сумме 721 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305. В данном случае расчет денежного довольствия военнослужащего должен производиться из оклада по 10-му тарифному разряду. По состоянию на декабрь 2000 г. размер оклада по воинской должности заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд) в связи с повышением в 1,2 раза составил 774 - 818 руб. Соответственно если толкование Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября 2006 г. - Приказа от 30 июня 2006 г. N 200) осуществляется как нормы, предусматривающей при переводе на нижеоплачиваемые должности сохранение за соответствующими категориями военнослужащих номинально (исчисляемого в рублях) установленного им размера оклада по воинской должности, то приводимый в пример военнослужащий, переведенный на воинскую должность заместителя командира батальона с должности командира батальона, окажется в положении, худшем, чем военнослужащие, замещавшие должность заместителя командира батальона (не переведенные на эти должности с вышеоплачиваемых). При таком толковании правовых норм приводимый в пример военнослужащий должен получать денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера оклада по должности в 721 руб. В то время как по самой должности заместителя командира батальона (являющейся нижеоплачиваемой по сравнению с должностью командира батальона) с декабря 2000 г. оклад установлен в размере 818 руб. Таким образом, в случае если допускается рассматриваемый вариант толкования исследуемых правовых норм, установленное ими правило вместо соответствующей социальной гарантии превращается в ограничение прав военнослужащих. При этом основанием такого ограничения, по сути, будут выступать: 1) государственная необходимость в реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации; 2) дача согласия военнослужащего проходить военную службу в нижеоплачиваемой должности. В результате такие военнослужащие оказываются в положении, худшем, чем военнослужащие, изначально замещавшие эти должности, так как для переводимых военнослужащих денежное довольствие будет исчисляться исходя из месячных окладов, размер которых ниже, чем установленный в связи с индексацией размер по новой должности (являющейся нижеоплачиваемой по отношению к должности, с которой они переводились). В такой ситуации (при первой же после перевода индексации денежного довольствия) военнослужащим, переводимым на нижеоплачиваемые воинские должности, выгодней было бы отказаться от сохранения размеров окладов, ранее (до перевода) им выплачиваемых. Пример 2. В соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 предусматривалось сохранение месячных окладов по прежней воинской должности военнослужащим, назначенным после 16 июля 1997 г. <4> с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами и исполняющим их после вступления в силу вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, с оформлением соответствующих дополнений в ранее изданные приказы об их назначении. При этом выплату сохраненного оклада по прежней воинской должности указанным военнослужащим предписывалось производить за время военной службы в новой воинской должности, но не ранее чем с 25 марта 1999 г., а при последующих назначениях в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами - за время военной службы в этих воинских должностях, но не ранее чем с 19 декабря 2001 г. -------------------------------- <4> Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. N 725с.

При этом, в том случае если военнослужащий в декабре 1998 г. был в связи с организационно-штатными мероприятиями назначен с должности командира батальона (10-й тарифный разряд - 421 - 445 руб.) на должность заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд - 398 - 421 руб.), то ему при рассматриваемом толковании правовых норм с 25 марта 1999 г. должен был выплачиваться "сохраненный" месячный оклад по должности - 445 руб. (оклад командира батальона по состоянию на декабрь 1998 г.). При этом по должности заместителя командира батальона (на которую военнослужащий переводился) по состоянию на 25 марта 1999 г. был установлен оклад в размере 645 - 682 руб. (8-й тарифный разряд по состоянию на март 1999 г.). В связи с изложенным рассматриваемый вариант толкования вышеназванных нормативных правовых актов представляется необоснованным, прямо противоречащим действующему законодательству, существенно ухудшающим правовое положение военнослужащих. Ранее содержавшиеся в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161) положения, предусматривавшие распространение рассматриваемой социальной гарантии на правоотношения, возникшие до издания самого Приказа от 21 апреля 1999 г. N 161, свидетельствуют о том, что в указанный период времени федеральным органом исполнительной власти социальная гарантия трактовалась как предусматривающая сохранение за соответствующими категориями военнослужащих именно уровня оплаты по ранее замещаемым должностям, а не номинальных размеров выплачиваемых на момент замещения этих должностей окладов. Вариант N 2 Как прямо следует из вышеназванных нормативных правовых актов, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначенным с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, подлежат сохранению месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новых воинских должностях. В исследуемых нормативных правовых актах (Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации) использована формулировка: "сохранять месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям". Цитируемая формулировка прямо указывает на то, что соответствующим категориям военнослужащих за время их службы в новых должностях подлежат выплате оклады, установленные на момент исчисления денежного довольствия по должностям, которые ранее замещали указанные военнослужащие. Закрепленный в вышеназванных нормативных правовых актах механизм социальной защиты соответствующих категорий военнослужащих не предполагает установления этим категориям военнослужащих ранее им выплачиваемых размеров окладов в номинальном выражении (в размере, выраженном в денежных единицах). При таком толковании установленная нормативными правовыми актами военнослужащим социальная гарантия приобретает свой истинный (заложенный законодателем) смысл, заключающийся в том, что военнослужащий, переводимый на нижеоплачиваемую должность в связи с возникшей государственной необходимостью реформирования Вооруженных Сил, давая согласие на такой перевод, сохраняет право на оплату, на которую он мог бы рассчитывать в случае, если бы продолжал проходить военную службу в первоначальной должности. В этом-то и заключается, по мнению автора настоящей статьи, смысл обеспечения социальной защищенности военнослужащих, в целях которого и издано, исходя из его преамбулы, Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305. В таком случае приведенная в качестве примера для первого варианта толкования ситуация будет иметь другое развитие. По состоянию на 1 мая 1999 г. военнослужащий замещал воинскую должность командира батальона (10-й тарифный разряд - размер оклада 682 - 721 руб.), воинское звание - "майор" (размер оклада по воинскому званию - 249 руб. 50 коп.). С 1 июля 1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями указанный военнослужащий с его согласия назначен на воинскую должность заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд - размер оклада 645 - 682 руб.). В "боковике" приказа командира объединения от 1 июля 1999 г. указано о сохранении за этим военнослужащим должностного оклада по 10-му тарифному разряду в сумме 721 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305. В данном случае расчет денежного довольствия военнослужащего должен производиться исходя из размера оклада 721 руб. По состоянию на декабрь 2000 г. размер оклада по воинской должности заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд) в связи с повышением в 1,2 раза составил 774 - 818 руб., размер оклада по воинской должности командир батальона (10-й тарифный разряд) составил 818 - 865 руб. Соответственно денежное довольствие военнослужащего, переведенного на нижеоплачиваемую должность, в силу сохранения оклада по ранее занимаемой им должности составит размер, соответствующий по состоянию на декабрь 2000 г. должности командира батальона (865 руб.), т. е. в силу закрепленной в нормативных правовых актах социальной гарантии конкретный военнослужащий в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность материальных потерь не понесет.

Особенности толкования и применения вышеприведенных правовых норм в ситуации, связанной с проведением реформирования системы денежного довольствия военнослужащих в период с июля 2002 г. по январь 2003 г.

В настоящее время применительно к рассматриваемой ситуации в правоприменительной практике (в деятельности финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации <5>) закрепление получает подход, смысл которого сводится к следующему: -------------------------------- <5> См. извлечение из разъяснений ГлавФЭУ, приведенных выше.

- с 1 июля 2002 г. для всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены новые оклады по воинским должностям; - с 1 июля 2002 г. производилось не повышение окладов по воинским должностям, а установление новых окладов по всем воинским должностям; - размеры окладов по воинским должностям, установленные до 1 июля 2002 г., не могут применяться при определении размера сохраненного военнослужащим оклада по прежней воинской должности, так как по прежней воинской должности оклады в июле 2002 г. не изменялись, а устанавливались вновь; - сохраненные оклады указанным военнослужащим должны были выплачиваться до установления новых тарифных разрядов с 1 июля 2002 г. Подобное толкование правовых норм, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305, Приказе Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября - Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200), фактически прекращает действие социальной гарантии, установленной указанными нормативными правовыми актами, для всех военнослужащих, которые в период до 1 июля 2002 г. были с их согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями назначены на воинские должности с меньшими месячными окладами. В соответствии с позицией, занятой ГлавФЭУ (Службой экономики и финансов), указанным военнослужащим с 1 июля 2002 г. должны выплачиваться оклады по воинским должностям в соответствии с замещаемыми ими воинскими должностями без учета ранее сохраненных окладов по прежним воинским должностям, замещаемым военнослужащими до перевода. При этом все ранее изданные приказы соответствующих органов военного управления, в которых предусматривалось сохранение военнослужащим, переводимым на нижеоплачиваемые должности, месячных окладов по ранее замещаемым должностям, практическое значение утрачивают и на уровень выплачиваемого этим военнослужащим денежного довольствия влияния никакого не оказывают. На практике ситуация при таком подходе должна выглядеть следующим образом <6>. -------------------------------- <6> В качестве примера при оценке адекватности принятой в ГлавФЭУ позиции автором осознанно выбраны типовые воинские должности (командир батальона, заместитель командира батальона). При этом содержащиеся в разъяснениях положения применены в точном соответствии с их буквальным смыслом.

По состоянию на 1 мая 1999 г. военнослужащий замещал воинскую должность командира батальона (10-й тарифный разряд - размер оклада 682 - 721 руб.). С 1 июля 1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями указанный военнослужащий с его согласия назначен на воинскую должность заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд - размер оклада 645 - 682 руб.). В "боковике" приказа командира объединения от 1 июля 1999 г. указано о сохранении за этим военнослужащим должностного оклада по 10-му тарифному разряду в сумме 721 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305. Расчет денежного довольствия военнослужащего производится исходя из размера оклада 721 руб. По состоянию на декабрь 2000 г. размер оклада по воинской должности заместителя командира батальона (8-й тарифный разряд) в связи с повышением в 1,2 раза составил 774 - 818 руб., размер оклада по воинской должности командира батальона (10-й тарифный разряд) составил 818 - 865 руб. Расчет денежного довольствия военнослужащего в силу сохранения ему должностного оклада по 10-му тарифному разряду производится исходя из размера оклада - 865 руб. По состоянию на июль 2002 г. размер оклада по воинской должности заместителя командира мотострелкового (танкового) батальона (16-й тарифный разряд) составил 1900 руб.; размер оклада по воинской должности командира мотострелкового (танкового) батальона (18-й тарифный разряд) составил 2000 руб. Из разъяснений, данных ГлавФЭУ, следует, что приводимому в качестве примера военнослужащему с июля 2002 г. должен устанавливаться размер оклада по воинской должности в соответствии с замещаемой им воинской должностью, т. е. по 16-му тарифному разряду - 1900 руб. Такой же размер устанавливается военнослужащим, замещающим воинские должности заместителей командиров батальонов, которые в период до июля 2002 г. на эти должности назначались не с вышеоплачиваемых (вышестоящих), а с равных или нижестоящих должностей, т. е. на приводимого в пример военнослужащего социальная гарантия, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305, с июля 2002 г. не распространяется, а его должность (заместителя командира батальона) указанным выше разъяснением предложено с 1 июля 2002 г. не считать "низшей по сравнению с той, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий" (командир батальона). В приведенном контексте возникает обоснованный вопрос: а какой тогда считать должность этого военнослужащего по сравнению с той, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий? Высшей или равной? Представляется, что и сами разработчики указанных разъяснений не смогут дать на этот вопрос внятного ответа. Изложенный подход, применение которого в соответствии с разъяснениями ГлавФЭУ на практике предлагается осуществить, вступает в противоречие с действующим законодательством, так как влечет отмену соответствующим категориям военнослужащих с 1 июля 2002 г. социальной гарантии, установленной нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом Министра обороны Российской Федерации. При этом сами нормативные правовые акты, гарантирующие указанным военнослужащим предоставление такой социальной гарантии, юридическую силу не утрачивали и в установленном порядке не изменялись. На основании изложенного обоснованным и правомерным представляется следующий вывод. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября - Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200) военнослужащим, которым по состоянию на 1 июля 2002 г. в связи с переводом на должности с меньшим окладом был сохранен размер оклада по ранее замещаемой ими должности, с 1 июля 2002 г. должны были устанавливаться оклады, предусмотренные с 1 июля 2002 г. для воинских должностей, которые замещали рассматриваемые военнослужащие до перевода на должности с меньшими окладами. Для приводимого в статье примера указанный вывод будет выражаться в следующем: военнослужащему, замещавшему должность командира батальона до перевода в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия на должность заместителя командира батальона, с 1 июля 2002 г. должен устанавливаться оклад по воинской должности командира батальона (18-й тарифный разряд), 2000 руб. Исходя же из смысла разъяснений ГлавФЭУ, приведенных выше, такой подход оценивается органами военного управления как не соответствующий действующему законодательству.

Особенности толкования вышеприведенных правовых норм в случае, если перевод военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями осуществлялся с (и/или на) нетиповой воинской должности и наименование должности не изменялось, а изменялся установленный по этой должности тарифный разряд (размер оклада по должности)

В связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации в результате многократных организационно-штатных мероприятий по целому ряду нетиповых воинских должностей тарифные разряды (размеры месячных окладов) существенно изменились (как правило, в сторону снижения). При этом непосредственно в момент проведения организационно-штатных мероприятий размер оклада по преобразуемым нетиповым воинским должностям снижался по отношению к размеру оклада, который устанавливался по должности до проведения организационно-штатных мероприятий. Военнослужащим, переводимым с их согласия на должности с меньшими месячными окладами, сохранялся оклад по ранее замещаемым должностям посредством указания в приказе о назначении военнослужащего на нижеоплачиваемую воинскую должность (в "боковике" приказа) сохраненного тарифного разряда. В последующем при централизованном повышении окладов по воинским должностям военнослужащих (изменении тарифных разрядов) в такой же пропорции изменялся и размер выплачиваемого военнослужащему сохраненного оклада по должности. С 1 июля 2002 г. в связи с реформированием системы денежного довольствия военнослужащих применялся Порядок определения тарифных разрядов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, установленный с 1 июля 2002 г., исходя из существовавших до этой даты по этим должностям тарифных разрядов (приложение к указаниям Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390). Названный Порядок представлял собой таблицу, состоявшую из двух столбцов, в первом из которых указывались тарифные разряды, существовавшие до 1 июля 2002 г., а во втором - тарифные разряды, установленные с 1 июля 2002 г. Сопоставление содержавшихся в столбцах сведений позволяло определить, какому тарифному разряду с 1 июля 2002 г. соответствует тарифный разряд, установленный военнослужащему до 1 июля 2002 г. Руководствуясь указанным Порядком применительно к нетиповым воинским должностям соответствующие органы военного управления с июля 2002 г. установили тарифные разряды (оклады по воинским должностям) военнослужащим, которым в установленном порядке ранее был сохранен оклад по прежней должности при переводе на нижеоплачиваемую. Указания Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390 были признаны утратившими силу в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. N 180/21/424. Впоследствии Министром обороны Российской Федерации был утвержден Штатно-тарифный перечень воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в котором по всем воинским должностям Вооруженных Сил Российской Федерации установлены должностные оклады (тарифные разряды). Однако Штатно-тарифный перечень не предусматривает установления соответствия тарифных разрядов, существовавших до 1 июля 2002 г., тарифным разрядам, установленным после указанной даты. Он сформирован на основе результатов проведенных реформирований (организационно-штатных мероприятий), и размеры окладов (тарифные разряды) по воинским должностям (как правило, нетиповым), по которым в силу реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в период до июля 2002 г. оклады снижались, указаны в итоговом значении (без учета проводимого ранее преобразования указанных должностей и без указания на него). В силу указанных обстоятельств финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации был сделан вывод о том, что военнослужащим, которым ранее, до июля 2002 г., при переводе на нижеоплачиваемые должности были сохранены в установленном порядке оклады по ранее занимаемым должностям, оклады по воинским должностям с 1 июля 2002 г. должны устанавливаться по должности, замещаемой ими на этот период, исходя из размера оклада, установленного Штатно-тарифным перечнем. При этом то обстоятельство, что указанным военнослужащим до 1 июля 2002 г. сохранялись повышенные оклады по должностям, которые они замещали ранее, предложено не учитывать. В связи с вышеизложенным образовалась парадоксальная ситуация, которая может быть выражена следующими обстоятельствами: - до 1 июля 2002 г. военнослужащему, которому был в установленном порядке сохранен повышенный оклад по ранее занимаемой должности, денежное довольствие исчислялось исходя из сохраненного должностного оклада, размер которого был выше, чем размер оклада по занимаемой им должности; - с 1 июля 2002 г. в соответствии с позицией ГлавФЭУ этому военнослужащему денежное довольствие должно исчисляться исходя из должностного оклада, установленного по замещаемой им воинской должности (без учета ранее произведенного сохранения повышенного оклада). При этом в силу приведенных выше обстоятельств в период с июля 2002 г. и до момента издания ГлавФЭУ соответствующих разъяснений указанному военнослужащему денежное довольствие исчислялось исходя из размера оклада по должности, установленного с учетом размера сохраненного должностного оклада (тарифного разряда) на июнь 2002 г. и тарифного разряда по состоянию на 1 июля 2002 г., признанного ему соответствующим согласно указаниям Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390. В подобной ситуации представляется обоснованным следующий алгоритм логических рассуждений при определении степени правомерности действий соответствующего органа военного управления: военнослужащий - военнослужащий, назначенный с его согласия в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на новую (нижеоплачиваемую) должность в период до 1 июля 2002 г.; должность 1 - должность, которую замещал военнослужащий до назначения на другую должность в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; должность 2 - должность, на которую был назначен военнослужащий в связи с проведением организационно-штатных мероприятий до июля 2002 г.; должность 3 - должность, замещаемая военнослужащим в период с 1 июля 2002 г. В том случае, если при проведении организационно-штатных мероприятий военнослужащий с его согласия назначен на должность 2 и при этом установленный по должности 2 тарифный разряд был ниже, чем тарифный разряд по должности 1, то следует вывод о том, что в результате организационно-штатных мероприятий военнослужащий был назначен на нижеоплачиваемую должность. В этом случае ему должен быть сохранен оклад по ранее занимаемой им должности (по должности 1). С 1 июля 2002 г. в связи с реформированием системы денежного довольствия был изменен оклад по замещаемой военнослужащим воинской должности (должность 3). В том случае если в период с 1 июля 2002 г. военнослужащий не давал согласия на назначение на новую должность, то должность по крайней мере будет в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы считаться равной должности, замещаемой им до 1 июля 2002 г. (должность 2 считается равной должности 3). При этом если в период с 1 июля 2002 г. военнослужащий не назначался приказом соответствующего командира (начальника), которому предоставлено право назначать военнослужащих на соответствующие категории воинских должностей, то должность, замещаемая военнослужащим с 1 июля 2002 г. вообще будет признаваться такой же должностью, что и должность, замещаемая военнослужащим до 1 июля 2002 г. (должность 2 и должность 3 - одна и та же должность). Других вариантов действующим законодательством просто не предусмотрено. Соответственно в любом из двух вариантов, сводящихся к тому, что должность 3 либо считается равной должности 2, либо собственно и является должностью 2, должность 3 будет признаваться нижеоплачиваемой (а значит, и нижестоящей) по сравнению с должностью 1. Таким образом, в том случае, если военнослужащий с 1 июля 2002 г. (либо после июля 2002 г. в связи с "приведением окладов в соответствие Штатно-тарифному перечню") получает денежное довольствие, исходя из тарифного оклада, установленного по должности 3, то такая ситуация будет означать, что указанный военнослужащий назначен на нижеоплачиваемую должность и денежное довольствие исчисляется ему исходя из оклада, установленного по нижеоплачиваемой должности, т. е. установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 и Приказом Министра обороны от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября - Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200) мера социальной защиты оказывается отмененной органом, осуществляющим начисление денежного довольствия военнослужащему. При этом такая отмена органом военного управления установленной Правительством Российской Федерации социальной гарантии будет прямо указывать на неправомерность действий этого органа, так как действующим законодательством военнослужащим гарантируется сохранение месячных окладов, установленных по должностям, которые эти военнослужащие ранее замещали (до назначения на нижеоплачиваемую должность). В приведенном же случае денежное довольствие военнослужащего исчисляется не исходя из месячного оклада по ранее замещаемой им должности, а исходя из оклада по нижеоплачиваемой должности, на которую он был назначен в связи с возникновением государственной необходимости в проведении реформирования военной организации (организационно-штатными мероприятиями). Соответственно действия органов военного управления, в результате которых такая ситуация образовалась, должны признаваться не соответствующими действующему законодательству (вышеназванным Постановлению Правительства Российской Федерации и Приказу Министра обороны Российской Федерации), грубо нарушающими права военнослужащих, необоснованно отменяющими меры социальной защиты, предоставленные военнослужащим в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При оценке правомерности действий органов военного управления (финансовых органов), связанных с установлением военнослужащим окладов по воинским должностям без учета ранее произведенного сохранения окладов по ранее замещаемым ими воинским должностям, следует учитывать также следующий аспект. В период с июля 2002 г. и до момента издания ГлавФЭУ соответствующих разъяснений рассматриваемой категории военнослужащих (которым на июнь 2002 г. были сохранены оклады по ранее замещаемым должностям) денежное довольствие исчислялось исходя из размера оклада по должности, установленного с учетом размера сохраненного должностного оклада (тарифного разряда) по состоянию на июнь 2002 г. и тарифного разряда по состоянию на 1 июля 2002 г., признанного ему соответствующим согласно указаниям Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390. После издания соответствующих разъяснений органам военного управления предложено (предписано) привести оклады указанных военнослужащих "в соответствие Штатно-тарифному перечню", т. е. снизить до уровня тарифного разряда, установленного по замещаемым ими должностям. При этом в соответствующих разъяснениях не содержится четкого ответа на вопрос о том, как учитывать указанный в приказе о назначении военнослужащего на должность сохраненный тарифный разряд по ранее замещаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305. В связи с признанием утратившими силу указаний Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390 в настоящее время соответствие тарифных разрядов, существовавших до 1 июля 2002 г., тарифным разрядам, установленным после 1 июля 2002 г., не определено. В июле 2002 г., на момент установления окладов, такое соответствие было определено уполномоченным органом - Министром обороны Российской Федерации (указания Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 180/3/390). Соответственно установление рассматриваемым категориям военнослужащих с 1 июля 2002 г. должностных окладов с учетом сохраненных ранее окладов по вышеоплачиваемым должностям производилось по состоянию на июль 2002 г. органами военного управления на законных основаниях и в полном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 и Приказом Министра обороны от 21 апреля 1999 г. N 161. Впоследствии в связи с признанием утратившими силу названных указаний и в отсутствие утвержденного уточненного (нового) соответствия тарифных разрядов, существовавших до 1 июля 2002 г., тарифным разрядам, установленным после 1 июля 2002 г., ГлавФЭУ, по сути, предлагается признать действия соответствующих органов военного управления, совершенные ими в период действия (июль 2002 г.) названных указаний, ошибочными (неправомерными), а военнослужащим, получавшим до 1 июля 2002 г. сохраненные повышенные оклады, установить оклады без учета ранее производимого сохранения. В контексте проводимого исследования следует указать, что установление в 1999 г. рассматриваемой социальной гарантии военнослужащим осуществлялось не только и не столько в целях социальной защищенности военнослужащих. Указанное мероприятие имело, в частности, чисто практическую направленность, а именно: сохранить в Вооруженных Силах Российской Федерации в условиях их реформирования опытные квалифицированные кадры. Напомним, что в период с 1999 по 2001 гг. рассматриваемая мера социальной защиты предоставлялась в основном именно этим категориям военнослужащих, в том числе профессорско-преподавательскому составу реформируемых военных академий и университетов, научным работникам, сотрудникам органов военной разведки и другим высококвалифицированным кадрам, как в Министерстве обороны Российской Федерации, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления пенсий офицерам в звании подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет

В соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 9 <7> Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 (с последующими изменениями и дополнениями) офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. -------------------------------- <7> В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 1134.

В целях реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 Министр обороны Российской Федерации издал указания от 2 декабря 2000 г. N 173/2/1139 <8>. -------------------------------- <8> Информация об указании приведена в следующем издании: Золотухин Г. А., Копытов А. В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. М., 2002.

Указаниями предписано назначение офицеров на воинские должности, предусмотренное абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, производить в соответствии с п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, на основании рапортов военнослужащих приказами по личному составу командиров (начальников), которым предоставлено право осуществлять назначение на соответствующие воинские должности, с оформлением необходимых пояснений к пунктам приказов. Копии приказов предписано приобщать в личные дела военнослужащих. Назначения офицеров в указанном порядке предписано производить в следующих случаях: а) по состоянию здоровья - признанных военно-врачебными комиссиями ограниченно годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями; б) по возрасту - имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями - перемещаемых непосредственно с воинской должности либо из распоряжения, куда офицер был зачислен с формулировкой "зачисляется в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий" (только для офицеров в воинском звании "подполковник", ему равном и выше). Внесение изменений в ранее изданные приказы о перемещении офицеров в порядке, предусмотренном вышеназванными указаниями, предписывалось производить с 20 ноября 1995 г. - даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года N 1134, а в приказы, изданные до 20 ноября 1995 г., - только офицеров в воинском звании "полковник", ему равном и выше, переведенных по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, и имевших ко дню перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, на основании рапортов военнослужащих. Основанием для исчисления пенсии в соответствии с подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 941 является выписка из приказа руководителя соответствующего федерального органа о перемещении офицера на воинскую должность с меньшим должностным окладом, в "боковике" которого оговорено право этого офицера при последующем увольнении с военной службы на исчисление пенсии из оклада по должности, которую он занимал до указанного перемещения, указан этот оклад и имеется ссылка на Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. В правоприменительной практике при реализации социальной гарантии, предусмотренной подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 941, финансовыми и пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации учитываются следующие основные положения: - выплата сохраненных окладов в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 производится всем категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в то время как сохранение должностных окладов для назначения пенсий предусмотрено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 лишь отдельным категориям военнослужащих; - для назначения пенсий из сохраненных окладов отдельным категориям военнослужащих, перемещаемых на другие должности, необходимо наличие в "боковике" приказа соответствующего должностного лица записи о том, что данный военнослужащий имеет право на исчисление пенсии из сохраненного должностного оклада, с указанием его размера, при соблюдении всех остальных условий; - для назначения пенсий из должностных окладов, сохраненных в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161, военнослужащим, которым не предусмотрено их сохранение в соответствии с Постановлением Правительства Совета Министров - Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, законных оснований не имеется. В этом случае при назначении пенсии следует учитывать должностной оклад по последней штатной должности. В настоящее время применительно к ситуации, связанной с определением размеров окладов по воинским должностям для исчисления пенсий соответствующим категориям военнослужащих, которым были сохранены оклады в порядке, предусмотренном абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 941, финансовыми органами и пенсионными органами Министерства обороны в ряде случаев предлагается применить подходы, аналогичные рассмотренным в настоящей статье, т. е. при исчислении назначаемых соответствующим категориям военнослужащих пенсий предлагается исчислять их размер без учета сохраненного в порядке, предусмотренном абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 941, оклада по ранее замещаемой должности (до перевода на нижеоплачиваемую должность). Оценка подобным действиям (мероприятиям) может быть дана с учетом анализа правовых норм, проведенного в настоящей статье. В заключение следует лишь отметить, что ситуация, сложившаяся в рассматриваемой области, связанная с игнорированием государственными органами при исчислении денежного довольствия военнослужащим, при назначении пенсий военнослужащим социальной гарантии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 161 (с 1 октября - Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200), абз. 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в значительной степени подрывает доверие граждан к государственной власти и закону. Военнослужащие, которые в период проведения организационно-штатных мероприятий остались проходить военную службу и которым были сохранены размеры окладов по прежним воинским должностям, в рамках проводимого в последнее время "приведения окладов в соответствие Штатно-тарифному перечню" чувствуют себя обманутыми государством. Среди военных пенсионеров возникают ситуации, при которых граждане, воспользовавшиеся проведением организационно-штатных мероприятий и уволившиеся по этому основанию с военной службы, в ряде случаев получают пенсии в большем размере, чем те военнослужащие, которые остались проходить военную службу на новых нижеоплачиваемых должностях, рассчитывая, что государство выполнит закрепленные в законодательстве социальные обязательства по сохранению им для исчисления пенсий окладов по должностям, занимаемым до перевода. В итоге получается, что некоторыми представителями органов государственной власти на основе ими же сформулированных умозаключений поставлены под сомнение гарантии в рассматриваемой области, предоставлявшиеся военнослужащим до 1 июля 2002 г. При этом не было издано даже посвященного этому вопросу нормативного правового акта. В правоприменительной практике сложилась ситуация, при которой нормативные правовые акты, устанавливающие социальную гарантию, как действовали, так и действуют, а сама социальная гарантия в силу каких-то причин пропала. Подобная "экономия" государственных средств на людях, которые, несмотря на негативные процессы (преобразования, проведение широкомасштабных организационно-штатных мероприятий и т. д.), происходившие в Вооруженных Силах Российской Федерации, продолжали проходить военную службу, не повысит ни боевой готовности войск, ни обороноспособности страны в целом и вряд ли повысит экономическую безопасность государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа