Проблемные вопросы предоставления основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и использования ими воинских перевозочных документов

(Глухов Е. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 12) Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОТПУСКА ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ ВОИНСКИХ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Е. А. ГЛУХОВ

...Офицера можно не отпускать в отпуск, или отпустить, но тогда, когда никто из нормальных в отпуск не ходит, или отпустить его по всем приказам, а отпускной билет его у него же за что-нибудь отобрать и положить его в сейф, а самому уехать куда-нибудь на неделю - пусть побегает.

А. Покровский

Е. А. Глухов, помощник командира войсковой части 61424 по правовой работе - начальник юридической службы, майор юстиции.

Отпуск. Его можно весь год ждать и планировать. Однако грядущий отпуск влечет и дополнительные заботы, связанные, в частности, с проездом к месту его проведения. Большинство военнослужащих проводят отпуск с выездом в другой населенный пункт, а для этого необходимо приложить некоторые усилия. Например, купить билеты в нужное время. Обычно трудности начинаются с покупки билетов, а вздохнуть свободно можно после сдачи отчетных документов о проезде. Итак, в настоящей статье попробуем проанализировать некоторые вопросы, связанные с проездом в отпуск, покупкой билетов по воинским перевозочным документам (ВПД) и встречающимися нарушениями. Причем неправильно применяют законодательство не только сами военнослужащие, но и командиры воинских частей, и ревизоры. Проблема первая - отсутствие билетов в кассах. Не секрет, что лето - сезон отпусков. Словом, в жаркое время года трудно купить билет на самолет за день до отлета, тем более, например, с Дальнего Востока в Москву, тем более по ВПД. И военнослужащие об этом знают. Но если покупку билетов запланировать заранее, месяца за два до предполагаемого отпуска, то билеты легко можно приобрести. Что для этого нужно? Паспорта потенциальных пассажиров и свидетельства о рождении детей, ВПД, справка о составе семьи и сам отпускной билет (с указанием в нем места проведения отпуска и номеров выданных ВПД). Ведь воинскими пассажирами являются только военнослужащие, оформившие билеты для проезда на транспорте и имеющие отпускные билеты, а также члены их семей, указанные в этих документах <1>. Но в соответствии с п. 303 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации <2> отпускной билет выдается военнослужащему при убытии в отпуск, а не заранее. Получается, командование вправе не выдавать военнослужащему отпускной билет ранее последнего дня службы перед отпуском, а военнослужащий без отпускного билета не сможет купить билет по ВПД. Нет, военнослужащий, конечно, имеет право купить билеты и за наличный расчет, но автор считает, что такая возможность имеется далеко не у каждого. Имеется и другая негативная сторона данной ситуации, когда командир подписывает отпускные билеты военнослужащему именно для покупки билета, а недобросовестный военнослужащий, имея на руках отпускной билет, покупает билет не согласно плановому графику отпусков, а в удобное для него время; кроме того, считает возможным не представляться командиру при убытии в отпуск <3>. Таким образом, требование должностных лиц службы военных сообщений представлять при покупке билетов по ВПД отпускной билет иногда приводит к негативным последствиям. -------------------------------- <1> Пункт 305 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10. <2> Утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170. <3> Нарушение ст. 57 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вторая проблема - проезд в отпуск за прошлый год в следующем календарном году. Не всегда военнослужащий может уйти в основной отпуск в календарном году согласно графику. И не только потому, что внезапно заболел, но и потому, что участвует в мероприятиях, проводимых без ограничения еженедельного служебного времени. Например, убыл в составе караула, в командировку, временно исполняет обязанности командира части и т. п. В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы <4> в случае, когда основной отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно (исключение - военнослужащие, проходящие службу за границей территории Российской Федерации). Итак, военнослужащему отпуск в календарном году не предоставлен, а его супругу (не военнослужащему) предоставлен. Пункт 56 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации <5> (далее - Руководство) определяет, что члены семей военнослужащих могут использовать ВПД для проезда к месту проведения отпуска и обратно как совместно с супругом-военнослужащим, так и без него. А вот для проезда в отпуск за истекший год ВПД членами семьи могут быть использованы только при совместном следовании с военнослужащим. Это очень важный момент, так как означает, что проезд члена семьи в отпуск за прошлый год в следующем году без военнослужащего по ВПД запрещен. -------------------------------- <4> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. <5> Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200.

Рассмотрим три ситуации проезда членов семьи военнослужащего в отпуск за прошлый год в следующем году: первая - проезд в январе с военнослужащим, вторая - проезд в январе без военнослужащего, третья - проезд в апреле с военнослужащим или без него. В первом случае требования Руководства соблюдены, ВПД использованы законно. Во втором случае нарушены требования п. 56 Руководства, ВПД не положены. В третьем случае вне зависимости от того, едет ли военнослужащий с семьей или без семьи, ВПД для проезда не положены. Автору встречались ситуации, когда ревизоры считали сумму, затраченную на проезд членов семьи военнослужащего в отпуск за прошлый год без него материальным ущербом. Соответственно командование по таким случаям в целях возмещения причиненного ущерба обязано привлекать виновных лиц к материальной ответственности. Но как быть, если основной отпуск военнослужащему не предоставлен ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Ведь буквальное толкование п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет сделать вывод о том, что проезд в отпуск на безвозмездной основе возможен только в календарном году или в первом квартале следующего года, но не позже. При убытии военнослужащего в основной отпуск позже первого квартала следующего года получается, что ВПД использованы в нарушение требований Руководства. Но виноват ли в этом военнослужащий? Ведь в отпуск он своевременно не убыл потому, что командир части не отправил подчиненного в отпуск, не издал соответствующий приказ. И поэтому в данном случае отсутствует одно из обязательных условий материальной ответственности - противоправность, т. е. неисполнение или неправильное исполнение им обязанностей. Скорее, здесь виноват командир части, не предоставивший своевременно отпуск военнослужащему, а затем издавший приказ о выдаче ВПД в неположенное время. Так, в обзоре судебной практики Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда за второе полугодие 2003 г. <6> приведено гражданское дело по заявлению начальника Военного университета связи к бывшему курсанту о возмещении причиненного государству ущерба в связи с незаконным использованием ВПД. Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, в частности, что не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира. Поскольку курсанту К. ВПД были выданы в соответствии с приказом начальника университета, то оснований привлечения его к материальной ответственности не имеется. -------------------------------- <6> Белов В. К., Фатеев К. В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004. С. 389.

Что же делать военнослужащему, если основной отпуск так и не был ему предоставлен ни в календарном году, ни в первом квартале следующего года (или предоставлена небольшая часть отпуска без выезда с оговоркой, что остальная часть отпуска и ВПД будут предоставлены в следующем году)? Здесь необходимо отметить, что основной отпуск может быть предоставлен военнослужащему по частям только по его просьбе, в остальных случаях отпуск предоставляется полной продолжительности <7>. Основной отпуск военнослужащему предоставляется на основании приказа командира воинской части, без обязательного для исполнения приказа отпуск не предоставляется. Военнослужащий сам не вправе убыть в отпуск, даже если согласно утвержденному графику время отпуска уже наступило, т. е. правоотношения по предоставлению отпуска являются публично-правовыми, основанными на отношении подчиненности (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 в редакции от 6 февраля 2007 г.). В рассматриваемом случае нарушено конституционное право <8> военнослужащего на отдых. Такие споры в судах разрешаются в порядке подразд. III разд. II ГПК РФ, т. е. с возложением обязанности по доказыванию законности обжалуемых действий на командира части <9>. По мнению автора, у командира части нет законных оснований для непредоставления военнослужащему основного отпуска в текущем году либо в первом квартале следующего года. Правовые нормы об отпуске включены законодателем в ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая называется "Служебное время и право на отдых". Право на отдых является неотчуждаемым и непосредственно действующим, оно не может быть изъято любыми должностными лицами. При этом участие военнослужащего в учениях, проверках, командировках и других мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих <10>, не будет являться уважительными причинами для нарушения права на отдых. Поэтому командирам необходимо скрупулезно вести контроль за выполнением графика отпусков и не допускать ситуаций, когда основной отпуск военнослужащему "прощается". -------------------------------- <7> См.: п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы. <8> Часть 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации. <9> Статья 249 ГПК РФ. <10> Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих" от 10 ноября 1998 г. N 492.

Третья проблема - привлечение к материальной ответственности военнослужащего за неправильное использование ВПД членом его семьи, например проезд члена семьи в отпуск за прошлый год в следующем году без военнослужащего. На первый взгляд все просто: военнослужащий получил ВПД под роспись, билет на проезд приобретен на неположенное время, в результате произошло перечисление денежных средств транспортной организации. Но на практике возникает множество трудностей. Во-первых, ВПД были выданы военнослужащему, а не члену его семьи, но сам военнослужащий билет не покупал и проезд не совершал, т. е. никаких действий по незаконному использованию ВПД военнослужащий не совершал. Во-вторых, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб и только в случае нахождения в момент причинения ущерба при исполнении обязанностей военной службы. Вина означает осознание противоправности своего поведения и связанных с ним результатов. В рассматриваемом случае отсутствуют необходимые условия привлечения военнослужащего к материальной ответственности: вина и совершение правонарушения при исполнении обязанностей. Получается, что военнослужащий, чей родственник незаконно использовал ВПД, ущерб возмещать не обязан (но может в добровольном порядке). И вот здесь уже необходимо будет привлекать к материальной ответственности командира, издавшего приказ о выдаче ВПД, а также лицо, непосредственно выдавшее ВПД <11>. -------------------------------- <11> Пункт 12 Руководства.

Более подробно остановимся на рассмотрении понятия "использование ВПД", так как от момента использования ВПД зависят в конечном итоге законность бесплатного проезда, а также наличие или отсутствие материального ущерба. Еще раз рассмотрим ситуацию проезда члена семьи в отпуск по ВПД. Например, военнослужащий получил ВПД на супругу 15 декабря, билет его супруга купила 16 декабря, а проезд она совершила 2 января к месту отпуска и 20 января обратно. Когда же были использованы ВПД: в момент их получения, при покупке билета в кассе или в момент самой поездки? Как ни странно, но Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 6 июня 2001 г. N 200, в самом названии которого есть слова "использование ВПД", точный ответ на вопрос о времени использования ВПД не дает. Пункт 43 данного Руководства гласит, что при неиспользовании воинских перевозочных документов они обмениваются на новые ВПД по новому месту военной службы. Анализируя смысл данной правовой нормы, можно сделать вывод, что выдача ВПД военнослужащему точно не является моментом их использования. Порядок заключения договоров перевозки изложен в гл. 40 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ единственным правовым основанием осуществления перевозки пассажиров является договор перевозки, который должен быть удостоверен соответствующим письменным документом - билетом. Таким образом, при покупке билета, в том числе и по ВПД, между военнослужащим (членом его семьи) и транспортной организацией заключается договор перевозки. Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Именно после покупки билета по ВПД у Министерства обороны Российской Федерации (иного военного ведомства) возникает обязанность перечислить стоимость билетов транспортной организации. Соответственно именно с этого времени у транспортной организации возникает обязанность перевезти пассажира. Сам факт проезда прекращает действие данного договора. Однако купленный по ВПД билет можно сдать в кассу, получив взамен справку установленной формы. В этом случае проплата сданного проезда за купленный и сданный билет не будет производиться. Таким образом, по мнению автора, именно проезд является моментом использования ВПД. И именно дату проезда следует учитывать командирам частей и другим должностным лицам для определения того, законно использованы ВПД или нет. Здесь необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 45 Руководства военнослужащие имеют право на использование воинских перевозочных документов только в пределах сроков, указанных в отпускном билете. На практике довольно часто встречается ситуация, когда у военнослужащего отпуск начинается с понедельника, но билеты в отпуск куплены еще на предыдущее воскресенье. В данном случае, как правило, должностные лица решают, что ВПД использованы незаконно и государству причинен материальный ущерб. Представляется, что это не совсем верно. Безусловно, военнослужащий нарушил воинскую дисциплину, самовольно убыв за пределы гарнизона и использовав ВПД с нарушением требований Руководства. Но нанес ли он ущерб? В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного отпуска (один раз в год) и обратно. Военнослужащий реализовал свое законодательное право, о чем представил в качестве отчета отпускной билет с отметками о прибытии и убытии и проездные документы. Реального ущерба государству в этом случае не причинено. По мнению автора, военнослужащий в рассмотренном случае может быть привлечен к дисциплинарной, но не к материальной ответственности. Кроме того, автор рекомендует лицам, выдающим военнослужащим оформленные воинские перевозочные документы, доводить до военнослужащих нормы законодательства об ответственности за утрату отчетных документов, что военнослужащий должен указать на оборотной стороне корешков проездных документов <12>. -------------------------------- <12> Пункт 24 Руководства.

Название документа Вопрос: Работаю в гарнизонном офицерском клубе инструктором по культурно-художественной работе. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, регулировавшему оплату труда, я имею 8-й разряд, так как группа оплаты труда ниже 4-й, но этому Приказу отказано в регистрации, и он применяться не может. Чем должен руководствоваться заведующий клубом и на какой разряд я могу претендовать? ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 12) Текст документа

Вопрос: Работаю в гарнизонном офицерском клубе инструктором по культурно-художественной работе. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, регулировавшему оплату труда, я имею 8-й разряд, так как группа оплаты труда ниже 4-й, но этому Приказу отказано в регистрации, и он применяться не может. Чем должен руководствоваться заведующий клубом и на какой разряд я могу претендовать?

Ответ: Ранее порядок оплаты труда гражданского персонала был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" 1993 г. N 130 (в редакции от 8 октября 2000 г.). Указанным документом были утверждены: тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, квалификационные требования по профессиям рабочих и квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей; перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах; показатели и порядок отнесения воинских частей и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей и специалистов. Однако названному Приказу в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 07/4520-ЮД отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 6). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В то же время в установленном порядке вышеуказанный Приказ Министра обороны Российской Федерации не отменен и, как видно из писем читателей, в той или иной степени он продолжает применяться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следует отметить, что в других министерствах, службах, где работает гражданский персонал, имеются нормативные правовые акты, регулирующие оплату его труда и прошедшие государственную регистрацию. При изложенных обстоятельствах необходимо выяснить, какими же нормативными правовыми актами следует руководствоваться при оплате труда гражданского персонала. Прежде всего, это Постановление Правительства Российской Федерации "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" от 3 января 1993 г. N 2 (с последующими изменениями (последнее от 22 ноября 2006 г.)). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 47 были согласованы указанные в приложениях N 1 и N 2 к нему размеры увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечни надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации (последние изменения были внесены 20 июля 2001 г.). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 согласованы разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями от 22 февраля 1996 г.). Среди других нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует также назвать: Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" от 2 марта 2001 г. N 90 (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2003 г., 13 марта 2006 г., 29 января 2007 г.).

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

Название документа Вопрос: Почему руководство нашего института по-прежнему руководствуется Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130? ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 12) Текст документа

Вопрос: Почему руководство нашего института по-прежнему руководствуется Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130?

Ответ: Ранее порядок оплаты труда гражданского персонала был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" 1993 г. N 130 (в редакции от 8 октября 2000 г.). Указанным документом были утверждены: тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, квалификационные требования по профессиям рабочих и квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей; перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах; показатели и порядок отнесения воинских частей и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей и специалистов. Однако названному Приказу в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 07/4520-ЮД отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 6). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В то же время в установленном порядке вышеуказанный Приказ Министра обороны Российской Федерации не отменен и, как видно из писем читателей, в той или иной степени он продолжает применяться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следует отметить, что в других министерствах, службах, где работает гражданский персонал, имеются нормативные правовые акты, регулирующие оплату его труда и прошедшие государственную регистрацию. При изложенных обстоятельствах необходимо выяснить, какими же нормативными правовыми актами следует руководствоваться при оплате труда гражданского персонала. Прежде всего, это Постановление Правительства Российской Федерации "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" от 3 января 1993 г. N 2 (с последующими изменениями (последнее от 22 ноября 2006 г.)). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 47 были согласованы указанные в приложениях N 1 и N 2 к нему размеры увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечни надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации (последние изменения были внесены 20 июля 2001 г.). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 согласованы разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями от 22 февраля 1996 г.). Среди других нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует также назвать: Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" от 2 марта 2001 г. N 90 (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2003 г., 13 марта 2006 г., 29 января 2007 г.).

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

Название документа Вопрос: Командование воинской части, ссылаясь на Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, отказывает мне в установлении 11-го тарифного разряда. Каковы мои действия? ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 12) Текст документа

Вопрос: Командование воинской части, ссылаясь на Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130, отказывает мне в установлении 11-го тарифного разряда. Каковы мои действия?

Ответ: Ранее порядок оплаты труда гражданского персонала был установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" 1993 г. N 130 (в редакции от 8 октября 2000 г.). Указанным документом были утверждены: тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, квалификационные требования по профессиям рабочих и квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей; перечень профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах; показатели и порядок отнесения воинских частей и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей и специалистов. Однако названному Приказу в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 07/4520-ЮД отказано в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 6). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В то же время в установленном порядке вышеуказанный Приказ Министра обороны Российской Федерации не отменен и, как видно из писем читателей, в той или иной степени он продолжает применяться в Вооруженных Силах Российской Федерации. Следует отметить, что в других министерствах, службах, где работает гражданский персонал, имеются нормативные правовые акты, регулирующие оплату его труда и прошедшие государственную регистрацию. При изложенных обстоятельствах необходимо выяснить, какими же нормативными правовыми актами следует руководствоваться при оплате труда гражданского персонала. Прежде всего, это Постановление Правительства Российской Федерации "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" от 3 января 1993 г. N 2 (с последующими изменениями (последнее от 22 ноября 2006 г.)). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 марта 1993 г. N 47 были согласованы указанные в приложениях N 1 и N 2 к нему размеры увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечни надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации (последние изменения были внесены 20 июля 2001 г.). Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 согласованы разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями от 22 февраля 1996 г.). Среди других нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, следует также назвать: Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" от 2 марта 2001 г. N 90 (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2003 г., 13 марта 2006 г., 29 января 2007 г.).

В. И.Ковалев Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета, полковник юстиции

Название документа