Об обеспечении гарантированного права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы
(Трофимов Е. Н., Файзрахманов Р. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 11) Текст документаОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРАНТИРОВАННОГО ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Е. Н. ТРОФИМОВ, Р. А. ФАЙЗРАХМАНОВ
Е. Н. Трофимов, начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, подполковник юстиции.
Р. А. Файзрахманов, доцент кафедры теории государства и права института юстиции Уральской государственной юридической академии.
Сегодня в достаточной степени урегулирован вопрос, касающийся единовременных и страховых выплат, производимых военнослужащим (членам их семей) при наступлении страхового случая в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. Единовременное пособие в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанности военной службы (на военных сборах) в случаях, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), единовременное пособие при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, а также страховые выплаты являются гарантированными при соответствующих обстоятельствах получения вреда жизни или здоровью военнослужащих и не зависят от чьей-либо вины. Исключением являются случаи, когда страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, установленной ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. Статьей 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ предусмотрены меры по возмещению вреда жизни и здоровью военнослужащих (приравненных к ним лицам), участвующих в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты. В п. 1 ст. 21 данного Закона определено, что возмещение вреда в указанных в Законе случаях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Выплаты, предусмотренные названным Законом, хотя и являются значительными (600000 руб. - в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, 300000 руб. - в случае получения увечья, повлекшего наступление инвалидности, 100000 руб. - в случае получения ранения, не повлекшего установление инвалидности), но не исключают права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, единовременные выплаты, страховые выплаты, производимые в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, по своей сути являются единовременными, фиксированными, выплачиваемыми по факту наступления вреда жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Условия и порядок осуществления указанных выплат дают авторам основание полагать, что они являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальными законами в связи с особым характером военной службы или выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, в соответствии с гражданским законодательством. Указанной точки зрения придерживается и ряд юристов. Так, доктор юридических наук, профессор, вице-президент Федерального союза адвокатов России И. Л. Трунов, комментируя ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, в частности, пишет: "В пункте 1 статьи 21 определен порядок возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть помимо данного Закона возмещение вреда производится, прежде всего, в соответствии с гражданским законодательством, а также иными нормативными правовыми актами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Под ред. И. Л. Трунова, Ю. С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 146.
В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ инвалидам войны и приравненным к ним лицам - инвалидам боевых действий (т. е. лицам, получившим значительный вред здоровью) с 1 января 2006 г. установлена ежемесячная денежная выплата в размере 2000 руб. При этом предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ для индексации размера базовой части трудовой пенсии (п. 5 ст. 23.1). Установлено также, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по указанному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по названному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Указанное положение, на наш взгляд, предполагает возможность получения ежемесячных выплат в соответствии с гл. 59 ГК РФ в размере, определяемом в соответствии со ст. ст. 1085 и 1086 ГК РФ. Наиболее близко к ст. ст. 1085 и 1086 ГК РФ определен размер и порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ. Этим Законом предусмотрено, что помимо страховых и единовременных выплат, предусмотренных для должностных лиц правоохранительного или контролирующего органа, сотрудников федерального органа государственной охраны, сотрудников учреждений или органов уголовно-исполнительной системы в случае причинения им в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием) и назначенной им в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы (денежного содержания) погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная плата (среднемесячное денежное содержание) погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. Однако Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ и Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ регулируют обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью лишь ограниченного круга субъектов - участников боевых действий, должностных лиц правоохранительного или контролирующего органа, сотрудников федерального органа государственной охраны, сотрудников учреждений или органов уголовно-исполнительной системы. Сложившаяся судебная практика не исключает возможности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, наряду с порядком, определяемым специальными законами, в порядке, определяемом гл. 59 ГК РФ. При этом суды исходят из того, что уровень государственной защиты права на своевременное и полное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, не может быть ниже, чем у граждан, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. На сегодняшний день выплаты, производимые в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, а также в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, нельзя, по мнению авторов, считать более высоким размером ответственности в связи с тем, что, как уже было указано выше, они являются единовременными, фиксированными, выплачиваемыми в равных долях выгодоприобретателям. Указанные выплаты не гарантируют в случае гибели военнослужащего сохранение за иждивенцами именно той доли заработка погибшего военнослужащего, которую они получали при жизни кормильца, независимо от количества других родственников, учитываемых при выплате единовременного пособия и страховых выплат. ГК РФ в параграфе 2 гл. 59 регламентирует правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным указанной главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Приведенный анализ действующего законодательства позволяет авторам утверждать, что предусмотренные специальными законами выплаты не являются мерой гражданско-правовой ответственности и не могут учитываться при определении объема и размера возмещения вреда. В соответствии со ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты (к числу которых, по мнению авторов, следует относить выплаты, производимые в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, а также в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ и иными специальными нормативными правовыми актами), назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. При этом объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии со ст. 1085 ГК РФ, могут быть увеличены законом или договором. В ст. 1086 ГК РФ законодатель устанавливает порядок определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья. Согласно указанной статье: - размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности; - в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка; при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов. Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за 12 месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на 12. В случае когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены. В случае когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможность изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. Также ГК РФ в ст. ст. 1088 - 1089 определяет порядок и размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца. О возможности применения в полном объеме положений гл. 59 ГК РФ при решении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, действующее законодательство четкого ответа не дает. Так, в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 (в редакции Постановлений Пленумов Верховного Суда от 20 января 2003 г. N 2 и от 6 февраля 2007 г. N 6) указывается, что "согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности". Казалось бы, все четко прописано: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии с гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Однако здесь же Верховный Суд Российской Федерации делает ссылку: "Объем и характер возмещения этого вреда, вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (выделено автором), военнослужащим определен в статьях 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В результате анализа содержания п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 можно прийти к выводу, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии со ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В случае же, если объем и размер возмещения вреда в соответствии со ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" меньше, чем было бы при возмещении вреда в соответствии с гл. 59 ГК РФ, то следует применять гл. 59 ГК РФ. Для этого необходимо сравнить возможные размер и объем возмещения вреда, предусмотренные ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и главой 59 ГК РФ. В результате такого подхода, по мнению авторов, отождествляются два различных вида правоотношений: - правоотношения по возмещению вреда; - правоотношения в связи с обязательным государственным страхованием жизни и здоровья военнослужащих. В первом случае в основе правоотношений лежит принцип ответственности за вину - основной принцип имущественной ответственности, а во втором - публично-правовые обязательства государства перед потерпевшим, применяемые независимо от наличия или отсутствия вины плательщика. При таком подходе к реализации различных правоотношений особую значимость приобретает их согласованность, цель которой, с одной стороны, обеспечить полное возмещение вреда, а с другой - не допустить завышенных, несоответствующих размеру вреда выплат в пользу потерпевшего. Пока рассматриваемые нормы не урегулированы должным образом законодательством, подход судов к разрешению исков, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, различен. В связи с вышесказанным суды разрешают иски о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в зависимости от обстоятельств, совершенно по-разному. Первый подход: компенсации, единовременное пособие и страховые выплаты, предусмотренные ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являются гарантированными и не требуют установления права на их получение в судебном порядке, тогда как порядок возмещения вреда в соответствии с гл. 59 ГК РФ применительно к военнослужащим специальными законами не установлен. Следовательно, к моменту обращения в суд с иском о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, вред в размере и объеме, определенных ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", будет возмещен либо будет находиться на стадии возмещения. С учетом того что в соответствии с действующим законодательством двойное возмещение вреда, в том числе причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, не предусмотрено (на это указывается в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 7-В05-9), а положения гл. 59 ГК РФ не предусматривают включение в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, выплат, произведенных в соответствии с иными законами или договором, появляется основание к отказу в удовлетворении требований истца. Второй подход: некоторые суды, прямо не отрицая возможность применения гл. 59 ГК РФ при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, приходят к выводу о том, что размер единовременного пособия, предусмотренного п. п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", выше, нежели выплаты, предусмотренные гл. 59 ГК РФ, и отказывают в удовлетворении требований истца (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2006 г. Дело N 24-В06-2). Назвать правильными приведенные выше подходы к разрешению дел, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, затруднительно. Было бы правильным, если бы подобные споры разрешались судами в соответствии с гл. 59 ГК РФ с учетом общих оснований ответственности за причинение вреда, определенных ст. 1064 ГК РФ. В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом под возмещением вреда в полном объеме следует понимать восстановление того состояния, которое лицо имело или могло бы иметь в случае, если бы вред не был причинен, т. е. должны быть устранены отрицательные последствия имущественного и морального вреда. В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ ответственность наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя - "БЕЗУСЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" (выделено автором). Вместе с тем возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями ст. 1084 ГК РФ не предусмотрено. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2004 г. Из вышеуказанного следует, что, во-первых, причиненный вред, в том числе здоровью гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, во-вторых, условием возмещения вреда является вина причинителя. Возмещение вреда как форма гражданско-правовой ответственности причинителя вреда является одним из видов юридической ответственности и определяется как санкция за противоправное поведение (правонарушение), как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения. Следовательно, к возмещению вреда применимы общие основания привлечения к юридической ответственности. Так, необходимым условием наступления юридической ответственности (за исключением случаев "безусловного" наступления ответственности) является наличие состава правонарушения, включающего: - наступление вреда; - противоправность поведения причинителя вреда; - причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом; - вину причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств привлечение лица к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, недопустимо. На практике чаще всего иски о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, либо вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в результате его гибели при исполнении обязанностей военной службы, направлены против воинской части, где военнослужащий проходит (проходил) военную службу, или (и) к Министерству обороны Российской Федерации. В связи с этим судом должны быть установлены конкретный причинитель вреда и его вина в причинении вреда. В законодательстве установлен ряд случаев, когда возмещение вреда происходит независимо от вины: 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (ст. 1070 ГК РФ). 2. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.). Таким образом, законодательством не предусмотрено "безусловное" возмещение вреда жизни и здоровью военнослужащего, причиненного при исполнении им обязанностей военной службы, если это не является следствием воздействия на военнослужащего факторов, указанных в ст. ст. 1070 и 1079 ГК РФ. Следовательно, в таких случаях следует руководствоваться общими основаниями ответственности за причиненный вред, предусмотренными ст. 1064 ГК РФ. По мнению авторов, в целях повышения социальной защиты военнослужащих и членов их семей необходимо внести изменение в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." в части гарантий на получение во внесудебном порядке возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих в период прохождения ими военной службы, в объеме, предусмотренном гл. 59 ГК РФ, при одновременном сохранении всех существующих выплат в связи с причинением вреда жизни и здоровью. Эти вопросы мог бы регулировать и специальный закон по аналогии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Было бы целесообразным установить в нем правовые экономические и организационные основы возмещения вреда в случаях гибели или причинения вреда здоровью военнослужащего в период прохождения им военной службы. Только в этом случае особый характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, будет адекватно оценен государством. При этом необходимо иметь в виду, что человеческая жизнь, в том числе жизнь военнослужащего, бесценна, а потому объем и размер возмещения вреда жизни и здоровью военнослужащего, причиненного в период прохождения им военной службы, постоянно должны расти и могут зависеть лишь от достигнутого уровня экономического развития государства. Представляется, что создание эффективного механизма регулирования порядка и объема возмещения вреда жизни и здоровью военнослужащего, причиненного ему в связи с исполнением обязанностей военной службы, - одна из первоочередных задач законодателя. Законодательное разрешение этого вопроса позволило бы значительно снизить социальную напряженность, прежде всего, между государством и членами семей погибших военнослужащих, а также военнослужащими, ставшими инвалидами или потерявшими здоровье в связи с исполнением обязанностей военной службы. Экономическая обстановка в стране объективно позволяет решить эту проблему.
------------------------------------------------------------------
Название документа