Статус военнослужащих продолжает совершенствоваться (комментарий последних изменений, внесенных в Федеральный закон "О статусе военнослужащих")

(Кудашкин А. В.)

("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 9)

Текст документа

СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОДОЛЖАЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

(КОММЕНТАРИЙ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ,

ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ")

А. В. КУДАШКИН

А. В. Кудашкин, профессор, доктор юридических наук.

В июне 2007 г. приняты два Закона, направленные на совершенствование статуса военнослужащих: Федеральный закон "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 22 июня 2007 г. N 113-ФЗ (далее - Закон N 113-ФЗ) и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 22 июня 2007 г. N 114-ФЗ (далее - Закон N 114-ФЗ). Что изменилось с их принятием?

1. Законом N 113-ФЗ внесено изменение в п. 8 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), который изложен в новой редакции:

"8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В СЛУЧАЕ БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА НИМИ СОХРАНЯЕТСЯ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДО ПРИЗНАНИЯ ИХ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМИ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЯ УМЕРШИМИ.

За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения ЛИБО ДО ПРИЗНАНИЯ ИХ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМИ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЯ УМЕРШИМИ".

Ранее действовавшая редакция дополнена абзацем и текстом, которые выделены.

Внесенные в Закон "О статусе военнослужащих" изменения направлены на сохранение за безвестно отсутствующими военнослужащими статуса военнослужащих, поскольку некоторая неопределенность в данном вопросе в законодательстве присутствовала, несмотря на то, что в соответствии с действующим военным законодательством граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы, т. е. наступлением обстоятельств, перечисленных в ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Неопределенность была связана с тем, что у командования не всегда может иметься информация об обстоятельствах безвестного отсутствия военнослужащего: захвачен он в плен или в качестве заложника или интернирован в нейтральной стране. Существенным является установление обстоятельства безвестного отсутствия. Также следует обратить внимание на то, что в новой редакции п. 8 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих безвестное отсутствие не связано с какими-либо квалифицирующими условиями, например с участием в боевых действиях, т. е. безвестное отсутствие является безусловным основанием сохранения за военнослужащим его статуса. Однако такое утверждение справедливо только в том случае, если безвестное отсутствие не связано с противоправными деяниями военнослужащего (например самовольным оставлением воинской части, дезертирством и др.).

Что вкладывается в понятие "безвестное отсутствие"? Это отсутствие в месте своего жительства (работы, службы) продолжительное время без подачи о себе вестей, т. е. в воинской части не имеется информации о месте нахождения военнослужащего.

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом в особом порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (ГПК РФ). Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение одного года (этот факт должен быть подтвержден в суде доказательствами) и принятые судом меры к получению таких сведений не дали результатов. Годичный срок исчисляется с момента получения последних сведений от самого военнослужащего или о нем.

Признание военнослужащего безвестно отсутствующим влечет определенные юридические последствия: право собственности не прекращается и в случае необходимости его имущество на основании решения суда передается в доверительное управление (ст. 38 ГК РФ). Из принадлежащего ему имущества выдаются средства на содержание лиц, имеющих на это право, удовлетворяются требования кредиторов (ст. 43 ГК РФ). По заявлению его супруга в органах загса производится расторжение брака (ст. 19 СК РФ). Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда, и соответственно отменяется управление его имуществом.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

В ранее действовавшей редакции п. 8 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих только за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохранялся статус военнослужащих; членам семей таких военнослужащих выплачивалось денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Согласно внесенным изменениям указанные социальные гарантии распространены также на безвестно отсутствующих военнослужащих, в том числе пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы, до их признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. Закрепление за безвестно отсутствующими военнослужащими статуса военнослужащих также корреспондирует положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым военнослужащий не может быть исключен из списков части, если он безвестно отсутствует, до момента признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим (п. 7 ст. 51; п. 11 ст. 38).

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах и безвестно отсутствующими, сохраняются денежное довольствие, материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата производится супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними. Порядок выплат денежного довольствия указанных военнослужащих членам их семей установлен приложением 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524.

Семьям указанных военнослужащих ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе месячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия.

Денежное довольствие подлежит выплате следующим членам семей военнослужащих: супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.

При этом выплата денежного довольствия указанным членам семей производится до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения либо признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. Во всех случаях выплата денежного довольствия производится не более чем по день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. При индексировании (повышении) окладов денежного содержания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов денежное довольствие членам семей военнослужащих выплачивается с учетом индексации (повышения).

По данному вопросу действуют:

- Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, утвержденная Приказом МВД России от 10 апреля 2003 г. N 239;

- Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 200. Согласно п. 70 указанного Порядка семьям военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих (далее - семьи военнослужащих), ежемесячно выплачивается денежное довольствие, в том числе ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в размерах, причитающихся военнослужащему ко дню захвата в плен или в качестве заложника, интернирования в нейтральных странах либо безвестного отсутствия. Выплата супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах, безвестно отсутствующих, производится на основании приказа командира воинской части о факте захвата в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо пропажи без вести военнослужащих, а также заявления супругов или других членов их семей (п. 73 вышеназванного Порядка).

Материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения членов семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах, организуются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 641.

Члены семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах (далее - военнослужащие), обеспечиваются материальным и иными (кроме денежного довольствия) видами обеспечения в размерах, положенных военнослужащим, до полного выяснения обстоятельств их захвата в плен или в качестве заложников, интернирования или освобождения.

Право на материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения имеют следующие члены семей военнослужащих:

а) супруга (супруг) или проживающие совместно с ними несовершеннолетние дети;

б) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

в) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения;

г) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, или родители (усыновители) в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей.

Во всех случаях материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения производятся до полного выяснения обстоятельств захвата военнослужащих в плен или в качестве заложников, их интернирования или освобождения.

Материальное и иные (кроме денежного довольствия) виды обеспечения членов семей военнослужащих производятся в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, на время отсутствия военнослужащих по указанным причинам.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, устанавливают правила материального и иных (кроме денежного довольствия) видов обеспечения членов семей военнослужащих.

По реализации указанного Постановления в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2001 г. N 429.

2. Законом N 114-ФЗ внесены изменения в абз. 2 п. 6 ст. 19 Закона, который дополнен после слов "посещающих государственные" словами "муниципальные и негосударственные". Ранее абз. 2 п. 6 ст. 19 предусматривал выплаты на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении военнослужащих), посещающих только государственные дошкольные учреждения. Указанная норма вошла в определенное противоречие с реально существующей системой дошкольных учреждений, так как организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложена на органы местного самоуправления с передачей им соответствующих полномочий. В связи с этим Министерство обороны Российской Федерации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, постепенно осуществили передачу основной массы дошкольных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, указанные учреждения при этом приобрели статус муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Преобразование дошкольных образовательных учреждений из государственных в муниципальные повлекло прекращение соответствующих выплат. В то же время в значительной части мест, где военнослужащие проходят военную службу, государственные дошкольные образовательные учреждения вообще отсутствуют. Имеются также и негосударственные дошкольные образовательные учреждения. Пока действующая социальная гарантия, дифференцирующая выплаты на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении) военнослужащих в зависимости от формы собственности дошкольного учреждения, противоречит принципу равенства граждан.

Внесенные изменения направлены на обеспечение равенства прав военнослужащих - граждан Российской Федерации на получение выплат на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих дошкольные образовательные учреждения независимо от организационно-правовой формы и подчиненности этих учреждений. В соответствии с внесенными изменениями военнослужащим по решению Министра обороны Российской Федерации (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) будут производиться выплаты на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих не только государственные, но и муниципальные и негосударственные дошкольные учреждения.

Механизм выплат был ранее предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации "О компенсации военнослужащим расходов на содержание их детей в школьных и дошкольных учреждениях" от 5 октября 1992 г. N 758, которым было разрешено Министерству обороны Российской Федерации за счет ассигнований на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 сентября 1992 г. возмещать офицерам, прапорщикам, мичманам и другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, разницу между стоимостью содержания детей в дошкольных учреждениях предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти и платой, взимаемой с родителей в соответствии с действующим законодательством. Действие указанного Постановления было распространено на военнослужащих ФСБ России, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1015).

Порядок компенсации расходов устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

По данному вопросу изданы:

- Приказ ФСБ России от 25 июля 2005 г. N 434;

- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 190;

- Приказ ФСО России от 18 марта 2005 г. N 86;

- Приказ МВД России от 26 января 2005 г. N 42;

- Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 32.

Приказом Министра обороны Российской Федерации "О выплатах на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации - гражданам Российской Федерации" от 20 мая 2005 г. N 190 предусмотрено производить с 1 января 2005 г. военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении) (далее - дети), посещающих государственные детские дошкольные учреждения, выплату в размере:

- 80% платы, взимаемой с родителей;

- 90% платы, взимаемой с родителей, - имеющим трех несовершеннолетних детей и более;

- 100% платы, взимаемой с родителей, - имеющим детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также находящихся в туберкулезных государственных детских дошкольных учреждениях.

Вышеназванным Приказом Министра обороны Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, которой установлено, что военнослужащим на содержание их детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, выплата производится финансово-экономическим органом по месту военной службы военнослужащего на основании приказа командира (начальника) органа военного управления, соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, военного комиссара, в котором указывается сумма выплаты и период, за который производится выплата. Выплата производится со дня зачисления детей военнослужащих в государственное детское дошкольное учреждение и по день их исключения из данного учреждения включительно. Если оба супруга являются военнослужащими, то выплата производится одному из супругов.

Для получения выплаты военнослужащие подают по команде рапорт с приложением следующих документов:

- справки о составе семьи или соответствующих подтверждающих документов на лиц, находящихся на иждивении военнослужащих (при первоначальном назначении выплаты);

- справки соответствующего врача-специалиста о выявленных недостатках в физическом или психическом развитии, наличии медицинских показаний для нахождения ребенка в туберкулезных государственных дошкольных учреждениях (при первоначальном назначении выплаты);

- денежного оправдательного документа о фактической оплате военнослужащим содержания детей в государственном детском дошкольном учреждении.

Расходы по выплате на содержание детей военнослужащих, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, производятся за счет средств, предусмотренных на эти цели сводной сметой расходов Министерства обороны Российской Федерации на соответствующий год. Аналогично производятся расходы и в других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Законом N 114-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплат военнослужащим - гражданам Российской Федерации на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, производится за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

Поскольку Закон N 114-ФЗ расширяет круг дошкольных учреждений, посещение которых детьми военнослужащих будет компенсироваться, постольку это влечет увеличение расходов на эти цели из федерального бюджета. В связи с этим Закон N 114-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г. А до того момента будет действовать прежняя система выплат.

------------------------------------------------------------------

Название документа