Правовое воспитание как средство укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений

(Тугушев А.)

("Военно-юридический журнал", 2007, N 8)

Текст документа

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ

ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

А. ТУГУШЕВ

Тугушев А., помощник военного комиссара Кировского, Ленинского, Волжского районов г. Саратова.

В целевой программе правового воспитания личного состава и поддержания правопорядка в Вооруженных Силах, утвержденной МО России, под правовым воспитанием личного состава понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привитие им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Исходя из этого определения правомерность поведения как результат правового воспитания требует значительных усилий, и одного правового информирования военнослужащих недостаточно.

Итак, повышение уровня правовых знаний - это начальный этап правового воспитания. Каждый грамотный военнослужащий должен четко представлять пределы своей правомерной деятельности и те границы, за которыми начинается неправомерное поведение, а его действия становятся опасными для общества. Помочь каждому военнослужащему в определении этих границ призван правовой минимум, однако практика свидетельствует, что военнослужащие не только слабо знают нормы, закрепленные в Конституции РФ, законах "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", Уголовном кодексе, но и требования уставов, определяющих их обязанности по должности, специальные и общие обязанности военнослужащих. В отдельных случаях военнослужащие не представляют правомерности применения необходимой обороны, крайней необходимости, не могут правильно определить свое поведение в конфликтной ситуации. Психологические конфликты и недоразумения, возникающие между сослуживцами, а также подчиненными и начальниками, военнослужащими и работниками милиции, при неумении своевременно их разрешать нередко приводят к правонарушениям. Основа конфликтов разнообразна: от психологической несовместимости, неумения понять друг друга до столкновения интересов по службе. В большинстве случаев такие конфликты легко преодолимы при нахождении правомерного поведения. Вместе с тем само ознакомление с нормами права не гарантирует их исполнения.

Следующим этапом формирования правосознания является привитие уважения к действующим запретам, изложенным в нормативных актах. На этом этапе разъяснительной работы военнослужащие должны осознать объективный характер норм, заложенный в уставах и законах РФ, регулирующих правила поведения. Разъяснения особого порядка принятия законов, уставов, их юридической силы, закрепленного в них опыта войск может помочь командирам в их повседневной деятельности, в доведении до каждого военнослужащего необходимости жить по уставу. Однако и этот этап не всегда приводит к соблюдению норм права. Из опыта войск известно, что значительная часть правонарушений совершается военнослужащими по призыву в отсутствие офицерского состава в ночное время, в праздничные и выходные дни. В большинстве случаев они становятся возможными благодаря бездействию младших командиров и суточного наряда. Укрывательство правонарушений допускается указанными категориями военнослужащих из-за круговой поруки и ложно понятых интересов войскового товарищества. Таким образом, внешнее проявление уважения к закону не всегда свидетельствует о высоком правовом сознании, а на практике не все военнослужащие могут оказаться на высоте и следовать его букве при возникновении конфликтной ситуации. В связи с этим на третьем этапе ставится задача добиться устойчивого поведения военнослужащего в соответствии с нормами права. Такое поведение становится возможным, когда знание законов, положительное отношение к ним перерастают в убеждения, а правовое поведение - в потребность. Этого нельзя достичь лишь разъяснением законов, увеличением количества праворазъяснительных мероприятий. Это происходит в результате многократного исполнения требований уставов в повседневной жизни, а также организации жизни и быта в точном соответствии с требованиями военного права.

При этом необходимо иметь в виду, что правосознание военнослужащих представляет собой систему знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, а также ценностных ориентаций, которые выражают отношение военнослужащих к действующему праву и законодательно закрепленным требованиям к служебной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют, что современное состояние правосознания военнослужащих отличается доминированием негативных, деструктивных аспектов, вызывающих деформацию его структуры, раздробленность содержания и неустойчивость тенденций функционирования. О наличии таких тенденций свидетельствуют данные состояния преступности в ВС РФ за последние пять лет. В частности, преступность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах РФ за это время возросла на 13%. Несмотря на предпринимаемые командованием меры не снижается количество зарегистрированных преступлений в сфере экономики, рост которых по сравнению с 2002 г. превысил 2 раза. Обоснованную обеспокоенность вызывает рост преступлений против жизни, здоровья, совершаемых в казармах. Не случайно Верховный Главнокомандующий ВС РФ В. В. Путин на ежегодном совещании с руководящим составом ВС 9 ноября 2005 г. потребовал поднять роль сержантского состава за счет военнослужащих по контракту, а "кое-где вернуть в казарму и офицеров". Не снижается количество злоупотреблений служебным положением, превышение должностных полномочий, основную массу которых составляют рукоприкладства. Каждое седьмое преступление из числа учтенных в ВС совершено офицерами. Именно эти преступления составляют значительную часть посягательств на вооружение, военную технику, иные материальные ценности посредством их утраты и нарушения порядка реализации военного имущества. О корыстной направленности значительной части совершаемых офицерами преступлений свидетельствуют и результаты прокурорских проверок, проведенных военными прокурорами по проверке законности выдачи жилищных сертификатов. Каждый шестой жилищный сертификат (из проверенных 60 тысяч) оказался выданным военнослужащим незаконно. Прокурорскими проверками ежегодно выявляется более 100 тысяч нарушений законов в деятельности должностных лиц войсковых частей и учреждений МО России, почти каждое второе посягает на права военнослужащих.

Как видно из приведенных примеров, проблема состоит не просто в повышении правосознания военнослужащих, а прежде всего в принятии экстренных мер для устранения дефектов в правосознании самих воспитателей, т. е. офицерского состава. Несомненно, девальвация правового сознания офицерского состава происходила не один год, причин тому множество. Не в последнюю очередь это объясняется низкой оценкой ратного труда в глазах общества.

По мнению ученых-криминологов, одной из причин, порождающих преступление и отличающих его от других антиобщественных проступков, является искажение правового сознания, которое выражается либо в правовом инфантилизме - несформированности и пробельности правосознания, либо в правовом нигилизме - активной противоправной тенденции личности. Незнание права - это неосведомленность субъекта относительно правовых принципов, норм и институтов действующей в обществе правовой системы. Термин "незнание норм права" требует некоторых уточнений. Во-первых, военнослужащий, достигший совершеннолетнего возраста, вполне ориентируется в запретах, изложенных в Уголовном кодексе, и, как правило, отдает отчет в своих действиях. Во-вторых, все право знать невозможно, так как даже опытный юрист зачастую не знает и не может знать весь нормативный материал. Поэтому для инфантилизма характерно отсутствие того минимума правовых знаний, который обусловливает социально-правовую активность гражданина, регуляцию собственного поведения и правильную оценку по применению права. Вместе с тем при проведении мероприятий правовоспитательного характера необходимо учитывать неразвитость привычек данной категории военнослужащих сопоставлять свое поведение с законом, давать верную оценку конкретным действиям, разрыв знаний, личных убеждений и поведения отдельных военнослужащих, зависимость правосознания отдельных солдат от мнения непосредственного, ближайшего окружения по вопросам права и соблюдения правовых норм. Таким образом, правовой инфантилизм - это первая и наиболее опасная стадия деформации правосознания. Военнослужащий либо не знает о существовании определенных правовых норм и полагает, что данный случай безразличен для уголовного права, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не учитывает их требования в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем правовой инфантилизм - это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновения общего неуважения к уголовному праву и деятельности правоохранительных органов - правового нигилизма.

Следующим негативным аспектом правосознания является правовой нигилизм. Сущность его, по мнению известных криминологов, состоит в общем негативном отношении к праву, законам, порядку, урегулированному нормами военного права. Правовой нигилизм, как правило, выражается в отрицании норм права, роли законодательства, сведении права к совокупности произвольных санкций представителей исполнительной власти как оправдание беззакония. Следует отметить, что правовой нигилизм является устойчивой негативной традицией и имеет глубокие корни в юридическом невежестве, косности, отсталости и правовой невоспитанности значительной части общества. Яркими проявлениями правового нигилизма в ВС со стороны младшего и среднего командного состава являются попытки пресечения противоправных проявлений среди личного состава путем угрозы применения мер уголовного преследования, а иногда и с применением рукоприкладства. Планируемые мероприятия с участием представителей военной юстиции по разъяснению действующего уголовного законодательства, как правило, преследуют цель командования воинских частей цель не привить уважение к праву, а запугать, постращать личный состав возможными санкциями.

В отдельных воинских частях произвол, своеволие и игнорирование правовых норм достигли критического уровня. В частности, это выражается в различных формах злоупотребления служебным положением в виде сокрытия преступлений, использования труда подчиненных для личного обогащения, присвоения военного имущества и т. п. К сожалению, в средствах массовой информации мало публикуется материалов о положительных методах в правовом воспитании военнослужащих, предупреждении правонарушений, правильном применении допустимых законом мер необходимой обороны, поощрении действий командования при обнаружении признаков преступления. Если мы серьезно думаем об изменении имиджа Вооруженных Сил РФ в лучшую сторону, необходимо отходить от запугивания призывников и их родителей о порядках в армии на негативных примерах, а обратить внимание на привитие уважения к праву среди всех категорий военнослужащих. Как работник военного комиссариата трех районов города не понаслышке знаю о беспрецедентном противодействии населения, оказываемом сейчас работе призывной комиссии и военного комиссара по оповещению граждан, подлежащих призыву. Призванный против воли на военную службу юноша, как правило, труднее адаптируется в армейских буднях и к требованиям норм военного права, так как воспринимает военную службу как наказание. Скорее, в его поведении будет превалировать отторжение уставного порядка. Изменение отношения общества к воинскому труду, несомненно, будет способствовать повышению авторитета Вооруженных Сил, а значит, и желанию конкретного военнослужащего жить по закону.

------------------------------------------------------------------

Название документа