О порядке действий военного комиссара по вопросам государственной регистрации военного комиссариата в качестве юридического лица и высвобождения гражданского персонала в связи с проведением мероприятий по реорганизации (переформированию) военных комиссариатов
(Брускова Е. В.)
("Военно-юридический журнал", 2007, N 8)
Текст документа
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОГО КОМИССАРА ПО ВОПРОСАМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА
В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
И ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА В СВЯЗИ
С ПРОВЕДЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ
(ПЕРЕФОРМИРОВАНИЮ) ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
Е. В. БРУСКОВА
Брускова Е. В., ведущий юрисконсульт военного комиссариата Удмуртской Республики.
В условиях переформирования военных комиссариатов возникает много проблем в правоприменительной практике в связи с регистрацией военных комиссариатов в качестве юридического лица и проведением организационно-штатных мероприятий с гражданским персоналом. В 2006 - 2007 гг. реорганизация военных комиссариатов проходит в форме слияния, т. е. создания нового военного комиссариата на базе двух или более военных комиссариатов. В связи с этим читателю предлагается алгоритм действий военного комиссара.
По государственной регистрации военных комиссариатов
в качестве юридических лиц
1. Уведомление налоговых органов о реорганизации военкомата в течение трех дней с момента принятия решения (издания приказа ВК города, района о реорганизации) (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
2. Подача объявления в "Вестник государственной регистрации" о реорганизации военкомата. Объявление должно быть опубликовано в "Вестнике" не менее чем за один месяц до подачи заявления о государственной регистрации военного комиссариата в качестве юридического лица в налоговый орган.
3. Уведомление всех кредиторов (партнеров по договорам) о реорганизации военкомата (письменно с сохранением отметок о дате вручения уведомления). Уведомления должны быть вручены также не менее чем за один месяц до подачи заявления о государственной регистрации военного комиссариата в качестве юридического лица в налоговый орган.
4. Проведение инвентаризации имущества и инвентаризации наличия денежных средств военных комиссариатов.
5. Подготовка передаточных актов. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам военного комиссариата, включая всех кредиторов и должников (ст. 59 Гражданского кодекса РФ).
Передаточный акт утверждается военным комиссаром УР и руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Для утверждения передаточного акта военные комиссариаты представляют в Росимущество:
- баланс;
- карту учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица (на дату составления баланса);
- перечни имущества (недвижимого имущества; транспортных средств; иных основных средств; имущества, используемого военным комиссариатом на правах аренды или безвозмездного пользования);
- акты приема-передачи имущества, являющиеся приложениями к передаточному акту (отдельно по видам имущества);
- заверенную копию приказа о назначении военного комиссара;
- документы о реорганизации (директивы министра обороны, командующего войсками военного округа, начальника штаба военного округа, решение военного комиссара субъекта РФ), заверенные военным комиссаром субъекта РФ;
- передаточный акт, утвержденный военным комиссаром субъекта РФ.
Перечни имущества и акты приема-передачи представлять в Росимущество как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
6. Подача заявления в налоговый орган о регистрации военного комиссариата в качестве юридического лица (форма заявления дана в Постановлениях Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, от 15 апреля 2006 г. N 212). Заявление подписывается одним из военных комиссаров военкоматов, прекращающих свою деятельность. Подлинность подписи военного комиссара должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, для чего нотариусу предъявляется оформленное заявление, Положение о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372), заверенная копия приказа о назначении на должность военного комиссара, паспорт. Указанное действие оплачивается госпошлиной в размере, установленном п. 21 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ.
Вместе с заявлением в регистрирующий орган (налоговую инспекцию) представляются следующие документы:
- Положение о военных комиссариатах;
- документы о реорганизации военных комиссариатов (директива МО России, КВО, НШ округа, решение ВК субъекта РФ о переформировании), заверенные военным комиссаром субъекта РФ;
- передаточный акт, утвержденный военным комиссаром субъекта РФ и руководителем Росимущества;
- квитанция об уплате госпошлины в размере, установленном подп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.
Нормативный материал:
1. Параграф 1 главы 4 Гражданского кодекса РФ.
2. Главы 3, 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (приложение N 2 - Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при реорганизации Ф N Р12001).
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (приложение N 1 - Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации).
5. Письмо Федеральной налоговой службы России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц".
По высвобождению гражданского персонала
1. Уведомление личного состава о реорганизации военкомата по поступлению директивы.
2. Разработать и утвердить приказом военного комиссара Положение о проведении аттестации гражданского персонала военного комиссариата.
3. Подготовка к проведению аттестации гражданского персонала (издание приказа ВК о проведении аттестации, составление характеристик на работников и другие мероприятия в соответствии с Положением о проведении аттестации).
4. Аттестация гражданского персонала на предмет определения квалификации и производительности труда работников.
5. Принятие решения по результатам аттестации о преимущественном праве оставления на работе лиц гражданского персонала при проведении реорганизации и о предложении вакантных мест работникам, чьи должности подлежат сокращению.
6. Уведомление службы занятости о высвобождении работников (по формам службы занятости) не менее чем за два месяца.
7. Направление в службу занятости ходатайства о досрочном назначении пенсии работникам за два года до наступления пенсионного возраста (по заявлению работника).
8. Предупреждение работников о сокращении их должностей с одновременным предложением имеющихся вакансий (письменно, с распиской работника с указанием даты) не менее чем за два месяца до окончания организационно-штатных мероприятий. Предварительное согласие на работу в предложенной должности работник отражает письменно в предупреждении. В случае отказа от предложенной должности составляется акт и подписывается тремя свидетелями.
9. Предложение работникам, чьи должности не подлежат сокращению, продолжить работу в этих должностях во вновь образуемом военкомате (письменно, с распиской работника с указанием даты). Предварительное согласие или отказ от работы в прежней должности работник письменно отражает в предложении. В случае отказа работника продолжить работу в прежней должности составляется акт и подписывается тремя свидетелями.
10. Увольнение работников, чьи должности сокращены, в том числе отказавшихся от другой предложенной работы, производится по п. 2 ст. 81 ТК РФ, а работников, чьи должности не подлежат сокращению, но отказавшихся от предложения продолжить работу в своих должностях в связи с реорганизацией, - по п. 6 ст. 77 ТК РФ, либо отказавшихся от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем, - по п. 9 ст. 77 ТК РФ. В любом из указанных случаев увольнение производится по истечении двух месяцев со дня предупреждения. Приказ об увольнении доводится работникам под роспись. Приказ об увольнении работников, отказавшихся от продолжения работы, издается на основании их заявлений об отказе продолжать работу в новом военкомате.
11. Издание приказа о продолжении трудовых отношений с работниками, принявшими предложение о продолжении работы. Приказ о продолжении трудовых отношений издавать на основании заявлений работников о переводе на другую должность либо заявлений о согласии продолжить трудовые отношения в прежней должности.
12. В случае отказа работника от подписания предупреждения об увольнении, предложения работы и других документов составляется акт.
Нормативный материал:
1. Статьи 57, 58 Гражданского кодекса РФ.
2. Пункты 6, 9 ст. 77, п. 2 ст. 81, ст. 82, ст. 84.1, ст. 127, ст. 137, ст. 179, ст. 180, ст. 261, ст. 373 Трудового кодекса РФ.
3. Статьи 25, 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ.
Примечание: В процессе работы по высвобождению гражданского персонала руководствоваться нижеприведенными методическими рекомендациями.
Методические рекомендации
по высвобождению гражданского персонала
в процессе реорганизации военных комиссариатов
В целях социальной защиты гражданского персонала, предупреждения нарушений в процессе высвобождения работников, для определения преимущественного права работников при оставлении на работе при сокращении численности или штата работников, для подбора и расстановки кадров в создаваемом военном комиссариате в реорганизуемых военкоматах проводится внеочередная аттестация работников, направленная на определение уровня квалификации работников и производительности их труда, а не на соответствие его занимаемой должности.
По результатам аттестации лица гражданского персонала, подлежащие высвобождению в связи с реорганизацией военкоматов, увольняются по сокращению штата (п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ). С лицами, которым предложена работа в новом военкомате, трудовые договоры не расторгаются, новые договоры не заключаются, действие прежнего договора продолжается.
В трудовой книжке работника военный комиссар реорганизуемого военкомата делает запись о реорганизации военкомата и продолжении трудовых отношений работника, например: "Военный комиссариат Ленинского района г. Ижевска реорганизован в военный комиссариат Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска. Трудовые отношения в должности ст. помощника начальника 2-го отделения (по подготовке к военной службе) продолжены".
В случае изменения наименования должности работника в его трудовой книжке военный комиссар реорганизованного (нового) военкомата делает запись о переводе на другую должность.
При отказе работника от продолжения работы в объединенном военкомате трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с реорганизацией военного комиссариата либо в соответствии с п. 9 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем. В случае отказа работника от продолжения работы в объединенном военкомате в другой должности (перевода) трудовой договор расторгается по п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата.
В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем высвобождении в связи с сокращением штата работники предупреждаются не позднее чем за два месяца приказом военного комиссара, который объявляется под расписку каждому высвобождаемому работнику с указанием даты ознакомления. Предупреждение может быть произведено также посредством вручения индивидуального предупреждения каждому высвобождаемому работнику с отметкой о его получении на втором экземпляре предупреждения, который остается в военном комиссариате. До истечения двухмесячного срока со дня предупреждения увольнение работника по инициативе командования по сокращению штата не допускается.
Однако при наличии возможности (наличие финансовых средств, отсутствие острой необходимости в указанный двухмесячный срок в служебной деятельности конкретного работника) военный комиссар с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока предупреждения об увольнении с одновременной выплатой дополнительной денежной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Такое право работодателя предусмотрено п. 3 ст. 180 ТК РФ.
Отсчет двух календарных месяцев ведется со дня, следующего за днем ознакомления работника с приказом о предстоящем увольнении или вручения предупреждения. В течение этого срока работник должен выполнять свои обязанности и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
При принятии решения о сокращении штата работников военкомата и возможном расторжении с ними трудовых договоров в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации (при наличии работников - членов профсоюза) не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении штата работников организации может привести к массовому увольнению работников (п. 4 разд. 3 Соглашения между Территориальным комитетом профсоюза гражданского персонала и Командованием Приволжско-Уральского военного округа на 2005 - 2007 гг.), - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа военного комиссариата в соответствии со ст. 373 ТК РФ.
При высвобождении работников при сокращении штата преимущественное право при оставлении на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию), лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, лицам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны или инвалидам боевых действий по защите Отечества, работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (ст. 179 ТК РФ).
Особое внимание должно уделяться трудоустройству женщин, имеющих детей, лиц, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, а также лиц с ограниченной трудоспособностью. При этом допускается использование труда двух работников с их согласия на одной должности с неполным рабочим днем (неделей) с оплатой труда пропорционально отработанному времени.
В соответствии со ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими детей без матери, по п. 2 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением штата) не допускается.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ст. 81 ТК РФ).
Беременным женщинам, женщинам, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), другим лицам, воспитывающим ребенка без матери, предлагается продолжить работу во вновь формируемом военном комиссариате, а в случае их отказа от продолжения работы такие работники увольняются по п. 9 ст. 77 Трудового кодекса РФ. При этом беременные женщины могут быть уволены по указанной статье только после окончания отпуска по беременности и родам.
При расторжении трудового договора в связи с сокращением штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выходное пособие выплачивается военным комиссариатом при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника правопреемником в дни выдачи в военном комиссариате заработной платы за соответствующий месяц по предъявлении паспорта и трудовой книжки.
Ежегодные оплачиваемые отпуска при проведении организационно-штатных мероприятий предоставляются работникам в обычном порядке в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым военным комиссаром.
В случае если работник не использовал отпуск (отпуска), в соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением, при этом днем увольнения считается последний день отпуска. Необходимо также учитывать, что у работника возникает такое право только в том случае, если у работодателя есть возможность предоставления такого отпуска.
Если работник уволен по п. 2 ст. 81 ТК РФ до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание из заработной платы работника согласно ст. 137 ТК РФ не производится.
Командование военного комиссариата не позднее чем за два месяца (в случае массового увольнения - за три месяца) до увольнения работников обязано сообщить о предстоящем высвобождении каждого работника по установленной форме в местный орган службы занятости населения.
В передаточном акте указываются сведения о переданных в новый военный комиссариат работниках, их трудовых книжках и личных карточках формы Т-2.
------------------------------------------------------------------
Название документа