Об основаниях привлечения военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности

(Фатеев К. В.) ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 5) Текст документа

ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И ГРАЖДАНИНА, ПРИЗВАННОГО НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

К. В. ФАТЕЕВ

К. В. Фатеев, доктор юридических наук, профессор Военного университета, полковник юстиции.

Принятый Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ существенно изменил с 1 января 2007 г. основания привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" появилось законодательное определение понятия дисциплинарного проступка - противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Таким образом, дисциплинарным проступком не является нарушение общественного порядка, не связанное с исполнением обязанностей военной службы, а также поведением в общественных местах в свободное от исполнения обязанностей военной службы время. Основание - это существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Определение основания привлечения к дисциплинарной ответственности означает установление обстоятельства, в связи с которым этот вид юридической ответственности существует и применяется. Поскольку дисциплинарная ответственность проходит стадии установления и применения, постольку выделяют основания установления дисциплинарной ответственности и основания ее применения. Основаниями установления дисциплинарной ответственности, т. е. признания их выражающимися в нарушении воинской дисциплины, являются: совершение этих деяний (либо наличие реальных предпосылок их совершения); опасность (общественная вредность) таких деяний для интересов военной службы; их относительная распространенность; невозможность воздействия на них иными средствами (дисциплинарного пресечения, убеждения и т. п.). Основанием применения дисциплинарной ответственности, т. е. признания действия (бездействия) дисциплинарно наказуемым, является совершение деяния, содержащего все признаки состава дисциплинарного проступка. Однако зависимость между дисциплинарным проступком и дисциплинарным взысканием не объясняет наказуемости, не отвечает на вопрос, почему виновного необходимо наказывать, привлекать к дисциплинарной ответственности. Командир (начальник) имеет определенные дозволения, связанные с применением дисциплинарного взыскания. По действующему законодательству не каждое лицо, совершившее деяние, содержащее признаки дисциплинарного проступка, несет дисциплинарную ответственность. Так, в соответствии с абз. 2 ст. 48 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации при нарушении военнослужащим воинской дисциплины командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге. Следовательно, основаниями применения (реализации) дисциплинарной ответственности являются не только состав дисциплинарного проступка, но и некоторые обстоятельства, лежащие за его пределами. К ним относятся: характер, степень опасности (вредности) для интересов военной службы и тяжесть совершенного проступка; совершение проступка повторно; личность виновного, отношение его к военной службе (военным сборам), степень его вины; давность совершения проступка, а также учет обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность. Для возникновения и последующей реализации дисциплинарной ответственности необходимо совершение правонарушения, содержащего признаки состава дисциплинарного проступка. Вышесказанное означает, что в содеянном правонарушителем деянии имеется фактическое основание для применения дисциплинарного взыскания. Однако данное правоотношение не может возникнуть ранее установления в законодательстве норм, регулирующих дисциплинарную ответственность, правовым основанием которой является невыполнение военнослужащим соответствующей обязанности и вред интересам военной службы. Кроме того, для реализации дисциплинарной ответственности необходимо и соблюдение определенной процедуры, предусмотренной нормами Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 г. N 5-ФКЗ, Федерального закона "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ, Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, основания дисциплинарной ответственности можно классифицировать как правовые (юридические) и фактические; материальные и процессуальные. Под правовыми (юридическими) основаниями дисциплинарной ответственности понимаются нормы Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", других федеральных законов, Положения о порядке прохождения военной службы, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов, определяющих противоправность и общественную вредность дисциплинарных проступков военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, которые не влекут за собой уголовной и административной ответственности. Под фактическим основанием дисциплинарной ответственности следует понимать дисциплинарный проступок, т. е. такое правонарушение, которое состоит в виновном действии (бездействии), выражающемся в нарушении воинской дисциплины. Дисциплинарный проступок военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) (далее - воинский дисциплинарный проступок) является отражением реальной действительности и обладает различными признаками. Из анализа действующего законодательства можно выделить следующие юридически значимые признаки воинского дисциплинарного проступка: а) дисциплинарная противоправность действия (бездействия), выраженная в нарушении воинской дисциплины и возложенных на военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) в установленном порядке обязанностей или запретов; б) специфическая общественная опасность, имеющая специфическое отражение с учетом военно-служебных отношений и заключающаяся во вредных последствиях дисциплинарного проступка, - общественная вредность проступка; в) виновность в совершении данного деяния; г) отсутствие в содеянном признаков преступления либо административного правонарушения. Дисциплинарная противоправность является правовым свойством деяния и юридическим выражением специфической по характеру опасности (общественной вредности) воинского дисциплинарного проступка. Дисциплинарная противоправность в воинских дисциплинарных проступках проявляется иначе, чем в других правонарушениях. Она означает не несоответствие конкретного проступка запрещающей норме, как это имеет место, к примеру, в уголовном либо административном праве, а нарушение позитивной либо запрещающей норм, закрепляющих обязанности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы. В ряде случаев в качестве воинского дисциплинарного проступка выступает деяние, хотя прямо и не предусмотренное конкретной нормой закона, воинского устава, приказа командира (начальника), но являющееся нарушением общих требований воинской дисциплины. Таким образом, воинский дисциплинарный проступок - это дисциплинарно противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим (гражданином, призванным на военные сборы) установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами возложенных на него обязанностей и запретов по военной службе (военным сборам), если содеянное не образует преступления либо административного правонарушения (за которое не предусмотрена дисциплинарная ответственность). Общественная вредность (опасность) воинского дисциплинарного проступка характеризует социальную сторону деяния и выражается в причинении или создании угрозы причинения вредных последствий (физического, имущественного, организационного или нравственного вреда) охраняемым законодательством социальным ценностям (интересам военной службы), которые обеспечиваются воинской дисциплиной. Общественная вредность (опасность) воинского дисциплинарного проступка по содержанию является объективно-субъективной категорией, она обусловливается совокупностью всех обязательных элементов состава дисциплинарного проступка: объектом, субъектом, объективной и субъективной сторонами. Воинский дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опасностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности, как преступник. Состав воинского дисциплинарного проступка - это система установленных законодательством обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют правонарушение военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) и являются типичными, необходимыми и в то же время достаточными для возложения дисциплинарной ответственности. Понятие состава воинского дисциплинарного проступка включает в себя единые для всех проступков элементы: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Каждый элемент, в свою очередь, обладает набором юридически значимых признаков. Совокупность юридических признаков состава воинского дисциплинарного проступка образует его общественную вредность и подчеркивает его специфические особенности, в том числе дисциплинарную противоправность и виновность. Объектом воинского дисциплинарного проступка выступают интересы военной службы, воинская дисциплина и специфические военно-служебные отношения, связанные с порядком военного управления, нормальному развитию и реализации которых этот дисциплинарный проступок препятствует. Следует при этом подчеркнуть, что объектом проступков могут быть только те военно-служебные отношения, которые охраняются правом и отражены в законодательстве. Различают родовой, видовой и непосредственный объекты воинского дисциплинарного проступка. Родовым объектом воинского дисциплинарного проступка является воинская дисциплина, обеспечивающая интересы военной службы. Воинская дисциплина существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон. Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы), и порядок их выполнения. Эти нормы и правила составляют содержание воинской дисциплины. Субъективная сторона проявляется в фактическом соблюдении военнослужащими установленных требований. Родовой объект подразделяется на виды, которые непосредственно связаны с составляющими объективной и субъективной сторон воинской дисциплины и включают: обеспечение строгого соблюдения военнослужащими правопорядка; установление правильных взаимоотношений между военнослужащими, способствующих укреплению и поддержанию единоначалия; безусловное повиновение подчиненных законным приказам и распоряжениям командиров (начальников) в целях реализации принципа единоначалия, а также главного обеспечивающего фактора воинской дисциплины - боевой готовности воинских частей и подразделений. Боевая готовность достигается определенной укомплектованностью соединений, частей, кораблей и подразделений личным составом, вооружением и боевой техникой; наличием необходимых запасов материальных средств; содержанием в исправном состоянии и готовым к применению оружия и боевой техники; высокой боевой подготовкой войск и т. д. Каждый такой элемент боевой готовности обеспечивается определенной стороной воинской дисциплины, которая, как правило, нарушается несколькими однородными воинскими дисциплинарными проступками. В соответствии с видовыми объектами дисциплинарно-правовой охраны формируется система составов воинских дисциплинарных проступков. Поскольку в законодательстве нет четкого выделения перечня воинских дисциплинарных проступков, постольку выделить видовую составляющую объекта воинского дисциплинарного проступка можно лишь при анализе перечня грубых дисциплинарных проступков, приведенного в ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Можно выделить: 1) воинские дисциплинарные проступки против порядка воинских уставных взаимоотношений (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими); 2) воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров), или гражданином, призванным на военные сборы; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения); 3) воинские дисциплинарные проступки против порядка несения специальных видов военной службы (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы); нарушение правил несения пограничной службы; нарушение уставных правил караульной службы; нарушение уставных правил несения внутренней службы; нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне; нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности); 4) воинские дисциплинарные проступки против порядка сбережения военного имущества (умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества; нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение); 5) воинские дисциплинарные проступки против порядка эксплуатации военно-технических средств (нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия; нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия); 6) воинские должностные дисциплинарные проступки (непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, по привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка); 7) воинские административные проступки (административные правонарушения, за которые военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несут дисциплинарную ответственность). Отдельный воинский дисциплинарный проступок посягает на непосредственный объект, который выделяется внутри видового объекта. В качестве его выступает определенная сторона воинской дисциплины, направленная на обеспечение военно-служебных отношений, которой непосредственно причиняется или создается угроза причинения вреда со стороны военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы). Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка - это внешнее проявление посягательства на охраняемый законодательством объект. Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка в качестве слагаемых включает: внешнюю сторону поведенческого акта военнослужащего в форме совершения каких-либо действий или бездействия; вредные последствия или создание угрозы причинения вреда; причинную связь между проступком и последствиями, а также ряд обстоятельств, представляющих собой условия, место, время, обстановку совершения проступка. Отличительной чертой признаков объективной стороны воинских дисциплинарных проступков является специфичность их содержания, обусловленная воинским объектом посягательства. Обязательным признаком состава любого воинского дисциплинарного проступка является деяние, которое всегда представляет собой нарушение правовых норм, правил воинской дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы), и порядок их выполнения (тех или иных правил исполнения служебных обязанностей), закрепленных нормативными правовыми актами. Воинские дисциплинарные проступки могут проявляться в форме действия, в форме бездействия, а также в форме нарушения специальных правил. Сущность нарушения специальных правил заключается в неисполнении правовых требований к несению военной службы в отдельных ее сферах, которые лицо было обязано и могло выполнить. Вредные последствия в воинских дисциплинарных проступках имеют специальный характер, определяемый особенностями объекта проступка. Вредные последствия в воинских дисциплинарных проступках представляют собой, прежде всего, причиненные деянием вредные изменения в охраняемые законом интересы военной службы (ослабление боевой готовности воинских подразделений, неполное выполнение боевых (учебно-боевых) задач, стоящих перед подразделением и т. п.). По содержанию вредные последствия в воинских дисциплинарных проступках могут быть: а) физическими (например, причинение вреда здоровью военнослужащего); б) имущественными (например, повреждение военного имущества); в) организационными (например, частичный срыв каких-нибудь мероприятий распорядка дня); г) нравственными (унижение чести и достоинства военнослужащего). Воинские дисциплинарные проступки могут быть с материальным или формальным составом. Ряд составов дисциплинарных проступков носят так называемый формальный характер. К ним относятся различные виды уклонений от военной службы, указанные в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Последствия этих правонарушений носят неопределенный и достаточно многозначный характер. В воинских дисциплинарных проступках с материальным составом обязательным условием дисциплинарной ответственности военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, является наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями (например, умышленное уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества). Причинная связь в воинских дисциплинарных проступках выражается в действии или бездействии и характеризуется общими признаками. К их числу можно отнести: 1) действие или бездействие при нарушении воинской дисциплины должно быть совершено ранее наступления вредных последствий; 2) действие или бездействие должно быть обязательным условием наступления вредных последствий (при отсутствии такого условия последствия не могли бы наступить); 3) действие или бездействие должно создавать реальную возможность наступления вредных последствий или обусловливать превращение реальной возможности этих последствий в действительность. Субъектом воинского дисциплинарного проступка признается физическое вменяемое лицо, совершившее предусмотренное законодательством деяние, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, достигшее предусмотренного законом возраста и являющееся участником охраняемых законодательством специальных военно-служебных отношений, связанных с прохождением военной службы или пребыванием на военных сборах. Под субъектом воинского дисциплинарного проступка понимается военнослужащий, а также гражданин, призванный на военные сборы. Военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны. В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" субъектом воинского дисциплинарного проступка является военнослужащий, отбывающий наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Основания и порядок привлечения такого военнослужащего к дисциплинарной ответственности закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", а также в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В силу установления, закрепленного в ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о том, что субъектами дисциплинарной ответственности являются военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, не являются субъектами воинского дисциплинарного проступка граждане, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды при ношении ими военной формы одежды, поскольку они исключены из сферы военно-служебных отношений, не проходят военную службу и не находятся на военных сборах. Таким образом, ст. 79 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации 1993 г. противоречит положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и применению не подлежит. Помимо специальных признаков субъекта воинского дисциплинарного проступка, к которым относится прохождение военной службы или пребывание на военных сборах, выделяются общие признаки субъекта - возраст и вменяемость. Возраст, с которого может наступать дисциплинарная ответственность за воинский дисциплинарный проступок, - 16 лет. С этого возраста в силу п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, может наступать дисциплинарная ответственность. Вменяемость - обязательный признак субъекта воинского дисциплинарного проступка. Невменяемым признается лицо, которое во время совершения воинского дисциплинарного проступка не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Ответственность такого лица за совершение воинского дисциплинарного проступка исключается (п. 2 ст. 28.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Состояние невменяемости может быть признано при наличии совокупности трех обязательных условий, относящихся к содержанию невменяемости, моменту ее определения и источнику невменяемости. Первое условие - психологическое - раскрывает содержание невменяемости как определенного психического состояния. Оно характеризуется неспособностью лица осознавать фактический и социальный смысл совершаемых действий или руководить ими. Неспособность осознавать фактический характер и опасность своих действий является следствием расстройства интеллектуальной сферы психической деятельности (интеллектуальный момент невменяемости). Дефектность волевой сферы психической деятельности (волевой момент невменяемости) выражается в том, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не способен осуществлять контроль за своим поведением, направлять свои действия в соответствии с существующими нормами, т. е. руководить ими. Волевой момент невменяемости практически всегда связан с интеллектуальным моментом невменяемости. Второе условие невменяемости - рассмотрение ее как категории, которая характеризует отношение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, нарушающего воинскую дисциплину, к воинскому дисциплинарному проступку. Нельзя говорить о невменяемости военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, если он не совершил воинского дисциплинарного проступка. Третье условие невменяемости - временное, имеет значение, в какой момент времени по отношению к совершенному деянию военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, признается невменяемым. Это состояние относится только ко времени совершения деяния. Расстройство интеллектуальной и волевой сфер, имевшее место до либо после совершения воинского дисциплинарного проступка, не влияет на установление наличия невменяемости. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, признается в этом случае субъектом воинского дисциплинарного проступка, поскольку он в момент совершения деяния был вменяемым. Психологическое, правовое и временное условия в единстве называются юридическим критерием невменяемости <1>. Он означает, что юридическое поведение имеет болезненные отклонения в интеллектуальной и волевых сферах психической деятельности, наличествовавшие в момент совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, воинского дисциплинарного проступка. -------------------------------- <1> Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 131 - 132.

В воинских дисциплинарных проступках определенную специфику имеет субъективный элемент. Признаки субъективного элемента - вина, мотив, цель, эмоции - отражают психическое отношение субъекта к совершенному нарушению воинской дисциплины и наступившим последствиям. Форма субъективного элемента одинакова для всех воинских дисциплинарных проступков - это психические процессы; однако содержание субъективного элемента каждого проступка специфично, признаки его отражают специфику нарушения воинской дисциплины, объекта, деяния, последствий и других обстоятельств. Субъективная сторона слагается из психических процессов, направляющих и корректирующих поведение лица, определяющих степень осознанности военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, своего поведения, характер предвидения вредных последствий, мотивацию поведения, что в целом характеризует его вину в форме умысла или неосторожности. Если в деянии - воинском дисциплинарном проступке отсутствует вина, то это означает, что в содеянном отсутствует состав дисциплинарного правонарушения. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им нарушению воинской дисциплины и наступившим последствиям. В воинских дисциплинарных проступках вина отражает воинский характер деяния и его последствий. Виновность является обязательным субъективным свойством воинского дисциплинарного проступка (п. 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Реализация принципа вины предполагает, что воинским дисциплинарным проступком может быть только виновно совершенное нарушение воинской дисциплины. По содержанию виновность и вина рассматриваются как синонимы, означающие психическое отношение к содеянному в виде умысла и неосторожности и его последствиям. Воинская специфика заключается в предметном содержании вины. Конкретное интеллектуальное (осознание и предвидение) и волевое (желание) содержание вины в воинских дисциплинарных проступках может быть различным, например - прямой или косвенный умысел, преступное легкомыслие, преступная небрежность. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. По содержанию интеллектуального и волевого момента умысел в п. 4 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" делится на два вида: прямой и косвенный. Воинский дисциплинарный проступок признается совершенным с прямым умыслом, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал их наступления. Воинский дисциплинарный проступок признается совершенным с косвенным умыслом, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность наступления вредных последствий, хотя и не желал их наступления, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. Из приведенных определений видно, что в прямом и косвенном умысле интеллектуальный момент имеет частично одинаковое содержание и выражается в осознании военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, противоправности совершенного действия или бездействия и предвидении возможности наступления вредных последствий. Вместе с тем по содержанию интеллектуального момента прямой умысел отличается от косвенного тем, что военнослужащий или гражданин, призванный на военную службу, совершающий воинский дисциплинарный проступок с прямым умыслом, предвидит либо неизбежность, либо возможность наступления вредных последствий, тогда как при косвенном умысле он предвидит лишь возможность наступления вредных последствий. Волевой момент прямого умысла и волевой момент косвенного умысла различаются по содержанию: при прямом умысле военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, желает наступления вредных последствий, а при косвенном хотя и не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Воинский дисциплинарный проступок признается совершенным по легкомыслию, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий. С интеллектуальной стороны неосторожность в виде легкомыслия характеризуется тем, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидя возможность наступления вредных последствий, полагает, что при существующих обстоятельствах предпринимаемые им меры являются достаточными для того, чтобы обезопасить совершаемое действие и не допустить наступления вредных последствий. Волевой момент указывает на самонадеянность, которая выражается в том, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не желал и не допускал вредных последствий, которые фактически наступили. Основанием дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины, совершенное по легкомыслию, является то, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, при наличии к тому возможности не проявил должной внимательности, не оценил объективно сложившуюся ситуацию и не сделал всего необходимого, что требовалось для предотвращения вредных последствий, хотя имел такую возможность. Воинский дисциплинарный проступок признается совершенным по небрежности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Непредвидение возможности наступления вредных последствий при нарушении воинской дисциплины часто объясняется тем, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершая определенное действие или бездействие, считает его правомерным, соответствующим правилам, установленным в сфере военно-служебных отношений, хотя в действительности совершаемое виновным деяние является нарушением соответствующих правил или общепринятых мер предосторожности. В целях установления того, должен ли был и мог ли военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, можно выделить два критерия: объективный и субъективный. Объективный критерий небрежности, выраженный в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" словами "должен был предвидеть", предполагает установление наличия нормы права или иного предписания, возлагающих на военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, обязанность выполнить соответствующее действие с тем, чтобы при данных обстоятельствах, в которых он действует, предотвратить наступление вредных последствий. Субъективный критерий, выраженный в вышеназванном Законе словами "мог предвидеть", предполагает, что данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, с учетом личных способностей и качеств способен в конкретных обстоятельствах совершения воинского дисциплинарного проступка предвидеть возможность наступления вредных последствий и предотвратить их. Содержание мотива и цели имеет важное значение для определения сущности воинского дисциплинарного проступка. Под мотивом понимают обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, решимость совершить воинский дисциплинарный проступок и которыми он руководствовался при его совершении. Цель воинского дисциплинарного проступка - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, стремится при совершении проступка. Эмоции - это душевные переживания, чувства. Цель, как и мотив, является обязательным признаком любого воинского дисциплинарного проступка. Но степень совпадения цели (желаемого результата) с фактически наступившими вредными последствиями нарушения воинской дисциплины неодинакова в различных видах умысла. При прямом умысле цель и мотив совпадают с последствиями, а при косвенном нет. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, определенном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Федеральным законом "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ, и установлена решением командира на основании проведенного административного (служебного) расследования или разбирательства или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. Привлечение к дисциплинарной ответственности только при наличии вины образует сущность субъективного вменения, т. е. вменения военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, того деяния, в котором он выразил или имел возможность выразить противоправные сознание и волю. Не допускается объективное вменение, при котором субъект привлекается к дисциплинарной ответственности только за сам факт совершения нарушения воинской дисциплины и причинения вредного последствия, без учета его психического отношения к содеянному. Деяние, совершенное невиновно, дисциплинарным проступком не является, и военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, его совершивший, дисциплинарной ответственности не несет. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов. Досудебное производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке и направление в гарнизонный военный суд указанных материалов осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и общевоинскими уставами. Исходя из конституционного принципа презумпции невиновности, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу, что соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации. То, что доказано сомнительно, небесспорно, недостоверно, не может быть истолковано во вред военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, привлекаемому к дисциплинарной ответственности. Обязанность доказывания нарушения воинской дисциплины, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности, лежит на том, кто обвиняет. Запрещается перелагать обязанность доказывания на военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, т. е. требовать от него представления, поисков доказательств в обоснование выдвигаемых им версий, тех или иных положений под угрозой нежелательных для него последствий. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, т. е. одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации 1993 г., содержащиеся в ст. 88, о том, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, вошло в противоречие с п. 8 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и применению не подлежит. В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 28.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, т. е. по истечении одного года с момента совершения проступка. Вместе с тем срок военных сборов не может превышать двух месяцев. По окончании военных сборов привлечение к дисциплинарной ответственности не допускается. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, обязан возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия) при нарушении воинской дисциплины. Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами Российской Федерации при привлечении к гражданско-правовой ответственности и Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" - при привлечении к материальной ответственности. В соответствии со ст. 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации 1993 г. уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих - важнейшая обязанность командира (начальника). При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего. Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для восстановления уставного порядка, несет за это ответственность. Согласно п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие действия командира (начальника) рассматриваются как грубый дисциплинарный проступок.

------------------------------------------------------------------

Название документа