Алгоритм действий командира (начальника) и назначенных представителей по организации и ведению работы по защите в судах интересов Министерства обороны, органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, организаций и должностных лиц
(Кочешев С. П., Трофимов Е. Н.)
("Военно-юридический журнал", 2007, N 4)
Текст документа
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)
И НАЗНАЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ
РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ В СУДАХ ИНТЕРЕСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ,
ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
С. П. КОЧЕШЕВ, Е. Н. ТРОФИМОВ
Кочешев С. П., помощник главнокомандующего Сухопутными войсками по правовой работе - начальник юридической службы, полковник юстиции.
Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, подполковник юстиции, кандидат юридических наук.
Данные учета количества требований, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации, к другим органам военного управления, к воинским частям и организациям, свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения количества судебных споров с участием органов военного управления, воинских частей и учреждений. Все чаще в связи с отсутствием у воинских частей статуса юридического лица к участию в деле в качестве ответчика привлекаются вышестоящие органы военного управления и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) как главный распорядитель средств, получаемых из федерального бюджета.
Практика показывает, что наиболее эффективно задача по защите прав и законных интересов Министерства обороны, воинских частей, соединений и учреждений в судах решается в тех случаях, когда командиры (начальники) принимают меры к исключению действий (бездействия) подчиненных должностных лиц, не соответствующих законодательству, знают и правильно применяют законы Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны, назначают для представления интересов Министерства обороны квалифицированных и подготовленных представителей, организуют контроль за ходом рассмотрения каждого спора и обеспечивают участие представителей в судебных заседаниях, своевременно исполняют вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем продолжаются случаи, когда должностные лица воинских частей, направляемые в качестве представителей в суд, не вникая в предмет спора и суть заявленных требований, не исследуя их законности и обоснованности, ограничиваются утверждением, что конкретная воинская часть, непосредственный участник спорных гражданских правоотношений, не является юридическим лицом и не может быть надлежащим ответчиком по делу. При этом ими заявляются ходатайства о привлечении в качестве надлежащего ответчика Министерства обороны. Во многих случаях, предъявляя в суд подобные ходатайства, представители воинских частей не задумываются над тем, что в большинстве случаев им же и придется представлять интересы Министерства обороны в рассматриваемом деле.
В дальнейшем должностные лица, назначенные представлять интересы Министерства обороны в суде, доверенность не оформляют, возражения (отзывы) по существу заявленных требований не представляют, в судебные заседания не являются либо занимают пассивную позицию.
Вопросы надлежащего финансирования со стороны Министерства обороны как главного распорядителя бюджетных средств, иные обстоятельства, влияющие на решение суда, в судебном заседании не исследуются, назначенные представители инициативы по этому вопросу не проявляют. Меры по обжалованию таких решений не предпринимаются, что приводит к негативным для Министерства обороны гражданско-правовым последствиям.
Положение дел небезнадежно. В воинских частях и учреждениях просматривается устойчивая тенденция к повышению эффективности работы по судебной защите интересов органов военного управления, в том числе Министерства обороны.
Повышается профессионализм должностных лиц юридической службы, выступающих в судах представителями органов военного управления, ими все чаще в полной мере используются предоставленные законом права и полномочия, в том числе право обжалования судебных актов.
Организация судебной защиты органов военного управления несколько отличается от аналогичной работы по защите интересов гражданских, коммерческих или иных организаций, при судебной защите интересов которых одним из способов защиты является перекладывание бремени ответственности на другие организации без предъявления аргументированного возражения по существу спора.
В условиях же Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) работа по судебной защите предполагает обеспечение эффективной защиты интересов как воинской части, так и Министерства обороны или иных органов военного управления в целом. А потому при организации такой работы прежде всего необходимо обращать внимание на подготовку аргументированного и убедительного возражения именно по существу спора.
Несомненно, в некоторых случаях дела, рассматриваемые в судах, изначально проигрышные. В этих случаях важным является работа по уменьшению исковых требований.
Под организацией работы по судебной защите понимается необходимый и достаточный комплекс мероприятий, проводимых командирами (начальниками) и иными должностными лицами воинских частей, направленный на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, на недопустимость отмены соответствующих законодательству актов, принятых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министром обороны Российской Федерации, командиром (начальником), исключение случаев противоправного возложения на них обязанности либо привлечения к ответственности.
В соответствии с требованиями Приказа министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 "О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации" командиры (начальники) несут персональную ответственность за организацию этой работы в воинской части и действия в суде назначенного представителя, и не только представителя воинской части, но и представителя вышестоящих органов военного управления.
Работа по судебной защите осуществляется на основании приказа командира (начальника) об организации работы по судебной защите в воинской части (организации).
В данном приказе определяются:
- должностные лица, ответственные за организацию работы по судебной защите в воинской части, их права и обязанности. В случае необходимости такие должностные лица могут быть назначены в каждом структурном подразделении;
- требования, предъявляемые к назначаемым представителям, их права и обязанности;
- порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, органами прокуратуры и судами;
- порядок привлечения командиром (начальником) на основании доклада должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите, требуемого личного состава для подготовки необходимых документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в воинской части в целях организации работы по судебной защите. Такой доклад должен согласовываться с должностными лицами юридической службы;
- права и обязанности должностных лиц юридической службы, направленные на реализацию мероприятий по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах;
- должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением данного приказа;
- иные мероприятия, направленные на организацию судебной работы в воинской части.
При определении командованием воинской части состава ответственных структурных подразделений, привлекаемых к подготовке материалов, подлежащих направлению в суд, либо к рассмотрению поступивших материалов по судебному спору (в том числе с поручением Управления делами Министерства обороны), должны быть учтены те специалисты, которые владеют специальными знаниями по предмету заявленных требований и к ведению которых относится разрешение требований, заявленных в иске (заявлении).
При этом представителями в обязательном порядке назначаются:
- по спорам, связанным с прохождением военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами, - должностные лица организационно-мобилизационных органов или (при отсутствии организационно-мобилизационных органов) лица, выполняющие соответствующие обязанности;
- по спорам, связанным с прохождением военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами), а также трудовым спорам - должностные лица кадровых органов;
- по спорам, связанным с привлечением к дисциплинарной ответственности, - должностные лица органов воспитательной работы;
- по жилищным, а также по имущественным спорам, в том числе земельным спорам, - должностные лица квартирно-эксплуатационных органов (органов, на балансе которых числится имущество);
- по спорам, связанным с обеспечением военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил денежным довольствием (заработной платой), пенсионным обеспечением, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, предоставлением социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, по спорам с налоговыми органами - должностные лица финансово-экономических органов;
- по спорам, связанным с медицинским, продовольственным и вещевым обеспечением, включая предоставление социальных гарантий и компенсаций по этим видам обеспечения, - должностные лица соответствующих служб;
- по спорам, связанным с возмещением причинения вреда, возникшего при эксплуатации вооружения и военной техники, - должностные лица, отвечающие за правильную эксплуатацию и ремонт (сохранность, содержание в порядке и исправности) соответствующих вооружения и военной техники, техническую подготовку личного состава (в том числе в непосредственно подчиненных им подразделениях);
- по спорам, вытекающим из договорных правоотношений, - должностные лица структурных подразделений, принимавших участие в разработке и заключении договора.
Дела воинских частей и организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители (полномочия органов подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости - учредительными документами) (п. 2 ст. 48 ГПК РФ, п. 4 ст. 59 АПК РФ).
Но следует иметь в виду, что назначение по делу, рассматриваемому в суде, нескольких представителей не всегда оправданно. Так, в некоторых случаях целесообразнее заявлять ходатайства о привлечении соответствующих должностных лиц в качестве свидетелей, так как показания свидетелей в суде в соответствии со ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу.
Защита прав и законных интересов лиц, привлеченных к участию в деле, осуществляется назначенными представителями на основании полномочий (доверенностей), оформленных в установленном порядке, а именно согласно требованиям ст. ст. 185 - 187 ГК РФ, а также ст. ст. 53, 54 ГПК РФ и ст. ст. 61, 62 АПК РФ. В случае если в процессе участвует несколько военных организаций, в том числе и Министерство обороны, и их интересы представляет одно и то же лицо, то такое лицо должно иметь надлежаще оформленные доверенности от каждой представляемой им военной организации.
В доверенности указывается необходимый объем процессуальных полномочий представителя. При этом необходимо обратить внимание на специальные полномочия представителя в гражданском и арбитражном процессе, осуществление которых в случае наделения ими представителя требует обязательного указания об этом в доверенности.
Так, в соответствии со ст. 54 ГПК РФ обязательное указание в доверенности требуется на осуществление представителем следующих полномочий:
- подписание искового заявления;
- предъявление искового заявления в суд;
- передача спора на рассмотрение третейского суда;
- предъявление встречного иска;
- полный или частичный отказ от исковых требований;
- уменьшение размера исковых требований;
- признание иска;
- изменение предмета или основания иска;
- заключение мирового соглашения;
- передоверие;
- обжалование судебного постановления;
- предъявление исполнительного документа к взысканию;
- получение присужденного имущества или денег.
В соответствии со ст. 62 АПК РФ в доверенности представителя в арбитражном процессе требуется обязательное указание следующих полномочий:
- подписание искового заявления;
- подписание отзыва на исковое заявление;
- подписание заявления об обеспечении иска;
- передача дела в третейский суд;
- полный или частичный отказ от исковых требований;
- признание иска;
- изменение предмета или основания иска;
- заключение мирового соглашения;
- заключение соглашения по фактическим обстоятельствам;
- передоверие;
- подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
- обжалование судебного акта арбитражного суда;
- получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Доверенность может быть выдана на ведение определенного дела, нескольких дел или всех дел либо на совершение определенных процессуальных действий.
Доверенность выдается командиром (начальником) воинской части, привлеченной лицом, участвующим в деле.
Доверенность может быть выдана иными должностными лицами в порядке передоверия на основании доверенности соответствующего командира (начальника).
Доверенность выдается, как правило, на один год, но срок доверенности не может превышать трех лет. Доверенность, в которой срок не указан, считается действующей в течение одного года с момента его подписания.
Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, - ничтожна.
Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.
Контроль за истечением срока действия доверенности и своевременностью ее переоформления возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите (представителей).
Должностные лица, ответственные за организацию работы по судебной защите, докладывают командиру предложения по кандидатуре представителя (представителей) с проектом доверенности (доверенностей), в которой указывается необходимый объем процессуальных полномочий.
При определении кандидатур представителей подлежат учету занятость личного состава, сроки убытия в отпуска, командировки.
Для участия в рассмотрении сложных судебных споров, а также в иных случаях может быть назначено несколько представителей.
Решение об утверждении кандидатуры представителя принимает командир (начальник) путем подписания представленного проекта доверенности.
Командиры (начальники) воинских частей по фактам неприбытия без уважительных причин в судебное заседание назначенных представителей, непринятия мер к обжалованию судебных актов при наличии оснований для их обжалования, а также по всем фактам, послужившим основанием для принятия судами решений о взыскании убытков, повлекших за собой необоснованное списание денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполнительным документам, в обязательном порядке проводят разбирательство в целях определения недостатков и ошибок в работе, уровня квалификации должностных лиц, правоприменительного опыта в принятии управленческих решений и в целях привлечения должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной и материальной ответственности.
Работу должностных лиц юридической службы по защите интересов воинских частей и органов военного управления можно условно разделить на две формы:
1) форма активной защиты, когда воинская часть или иной орган военного управления в лице должностных лиц соответствующей юридической службы активно проводит исковую и претензионную работу в целях возмещения причиненного ущерба либо в целях избежания возможных негативных последствий для воинской части или органа военного управления;
2) форма пассивной защиты, когда воинская часть или орган военного управления привлекается к участию в судебном заседании в качестве ответчика.
Работа должностных лиц юридической службы в форме активной защиты интересов воинских частей и органов военного управления предполагает следующие стадии:
1. Стадия повседневной деятельности, которая заключается:
- в создании условий максимального соблюдения всеми должностными лицами воинской части, органа военного управления положений действующего законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны. Необходимо, чтобы все нормативные акты, разрабатываемые в воинской части, в органе военного управления проходили юридическую экспертизу;
- в организации работы по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства, фактов утрат, недостач и иных случаев причинения реального ущерба. Этого можно добиться плановой и налаженной работой внутренних проверочных комиссий, эффективной работой в соответствии с функциональными обязанностями начальников соответствующих служб и должностных лиц воинской части (организации);
- в участии в договорной и претензионной работе. Каждый договор, заключаемый с участием воинской части (организации), органа военного управления должен пройти юридическую и финансовую экспертизу. При этом особое внимание требуется обратить на существенные условия договора (контракта), а также на возможность включения в договор (контракт) более льготных условий и преимуществ для воинской части (организации). Необходимо отойти от практики безусловного подписания представленных заинтересованной стороной проектов договоров (контрактов), следует с максимальной эффективностью использовать права по проведению преддоговорной работы;
- в надлежащей "проводке" и контроле исполнения заключенных воинской частью (организацией) (в случае если они являются юридическими лицами) и органами военного управления договоров (контрактов). Особое внимание необходимо обратить на соблюдение условий договора (контракта) другой стороной (сторонами);
- в проведении иной деятельности, направленной на выявление фактов ущемления интересов воинской части, органов военного управления.
2. Стадия подготовки искового заявления (заявления) в защиту интересов воинской части, органа военного управления.
Действия должностных лиц юридической службы или иных представителей воинской части, органа военного управления на данной стадии должны осуществляться в определенной последовательности:
- во-первых, необходимо определиться, к какой категории дел относится ситуация, которую предстоит разрешить в суде. Так, помимо определения подведомственности и подсудности следует учитывать вид производства, к которому относится соответствующая ситуация;
- во-вторых, оформить исковое заявление, отвечающее требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ в гражданском процессе и требованиям ст. ст. 125, 126 АПК РФ в арбитражном процессе. В указанных выше статьях содержатся обязательные требования, предъявляемые к форме и содержанию исковых заявлений (заявлений).
В качестве факультативных требований АПК РФ и ГПК РФ предусматривают возможность указания в заявлении номеров телефонов, факсов, адресов электронной почты истца, его представителя, ответчика, иных сведений, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
В исковое заявление можно также включить ходатайства об отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины, о вызове свидетелей и тому подобное, не противоречащие ГПК РФ и АПК РФ, а также при необходимости - ходатайства об обеспечении иска.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем (в гражданском процессе - при наличии у представителя полномочий как на подписание искового заявления, так и на предъявление его в суд).
К исковому заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 132 ГПК РФ, в случае подачи иска в порядке гражданского процесса - и документы, указанные в ст. 126 АПК РФ.
Исковое заявление (заявление) должно быть лаконичным, последовательным в изложении, обоснованным, убедительным и легким в понимании требований, изложенных в нем. Целесообразно "не перегружать" описательную и мотивировочную части иска, а указывать только то, что является существенным для положительного решения дела. При ссылке на конкретные документы необязательно приводить их содержание в полном объеме, достаточно указать на обстоятельства (события, факты), которые доказываются этими документами, подчеркнув, что документ прилагается к иску (заявлению). При этом необходимо, чтобы размер и форма шрифта, которым набран текст искового заявления (заявления), были удобны для чтения и восприятия.
По своей структуре исковое заявление состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
Применительно к исковым заявлениям по гражданским делам:
вводная часть - включает наименование суда, в который подается иск, данные об истце и ответчике, цене иска (если иск подлежит оценке), указание на основания, по которым подается иск. При этом наименование суда, в который подается иск, данные об истце и ответчике, цене иска указываются в верхнем правом углу, последовательно изложенному порядку, а основания, по которым подается иск, - уже в начале текстовой части искового заявления;
описательная часть - содержит сам порядок событий и фактов, на которых будут основываться доводы истца (заявителя), и носит информационный характер;
мотивировочная часть - это доводы, содержащиеся в исковом заявлении (заявлении) относительно занимаемой истцом (заявителем) позиции, прежде всего основанные на приведенных в описательной части фактах, а также на правовых нормах;
резолютивная часть - это то, о чем просит истец, располагается в исковом заявлении после слов "прошу", "прошу суд".
3. Стадия предъявления иска в соответствующий суд.
Предъявление иска возможно путем направления его по почте либо путем непосредственной сдачи его в суд. Следует помнить, что почти во всех судах установлены дни и часы приема исковых заявлений (заявлений) и это не всегда удобно. К тому же должностные лица суда, ведущие прием документов, часто находят недоработки в исковых заявлениях и предлагают лицу, сдающему заявление, сдать документы после их устранения. При этом исковое заявление не считается поданным. Чтобы избежать указанных неудобств, целесообразно направлять исковое заявление (заявление) в суд по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае с большой долей гарантии документы непременно дойдут до соответствующего суда, а у лица, направившего заявление, останутся документы, подтверждающие получение их судом (почтовое уведомление в получении документов с указанием фамилии получившего их).
Следует помнить о том, что процессуальное действие, для которого установлен процессуальный срок (в том числе срок исковой давности или срок, в течение которого может быть оспорено действие (бездействие) должностного лица), может быть совершено до 24 часов последнего дня срока. В случае если документы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (ч. 3 ст. 108 ГПК РФ, ч. 6 ст. 114 АПК РФ).
В арбитражном процессе имеется особенность, согласно которой сам истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом согласно ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению необязательно прилагать почтовое уведомление о вручении соответствующего заказного письма, а достаточно приложить почтовую квитанцию о направлении соответствующих заказных писем с уведомлением о вручении.
4. Стадия рассмотрения в суде поступившего искового заявления.
На данной стадии суд в соответствии со ст. 133 ГПК РФ и ст. 127 АПК РФ обязан в течение пяти дней со дня поступления искового заявления рассмотреть вопрос о принятии его к производству суда, о чем выносится соответствующее определение. При этом в арбитражном процессе определение о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после его вынесения (ч. 5 ст. 127 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что в гражданском процессе возможен отказ в принятии искового заявления, основания которого строго регламентированы ст. 134 ГПК РФ. Об отказе в принятии искового заявления судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено истцу (заявителю) вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Правовыми последствиями отказа в принятии искового заявления является то, что он препятствует повторному обращению истца (заявителя) в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете спора и по тем же основаниям.
Должностному лицу юридической службы воинской части, органа военного управления следует помнить, что на определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба.
В арбитражном процессе такое действие судьи, как отказ в принятии искового заявления, не предусмотрено.
Еще одним вариантом действий судьи при решении вопроса о принятии иска к производству может быть оставление искового заявления (заявления) без движения, порядок которого регламентирован ст. 136 ГПК РФ и ст. 128 АПК РФ.
Оставление искового заявления без движения возможно в том случае, когда при рассмотрении вопроса о его принятии к производству судом выясняется, что оно подано с нарушением требований, установленных ст. ст. 125, 126 АПК РФ и ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.
Оставляя исковое заявление без движения, судья выносит определение, в котором должен указать основания этого действия и срок, в течение которого истцу (заявителю) предлагается устранить конкретные недостатки.
В гражданском процессе предусмотрена обязанность суда известить истца об этом, а в арбитражном процессе дополнительно установлен срок направления истцу копии определения об оставлении искового заявления без движения - не позднее следующего дня после его вынесения (ч. 2 ст. 128 АПК РФ). В случае если истец (заявитель) в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального поступления его в суд и принимается к производству суда. В противном случае заявление считается не поданным и возвращается истцу (заявителю) со всеми приложенными к нему документами.
ГПК РФ предусматривает возможность обжалования определения суда об оставлении искового заявления без движения путем подачи частной жалобы (ч. 3 ст. 136 ГПК РФ).
В арбитражном процессе обжалование подобного определения арбитражного суда не предусмотрено.
Возвращение искового заявления (заявления) - еще один возможный вариант действий судьи при решении вопроса о принятии его к производству. Основания возвращения иска (заявления) строго регламентированы ст. 135 ГПК РФ и ст. 129 АПК РФ. О возвращении искового заявления суд выносит мотивированное определение.
Правовые последствия указанного действия суда заключаются в том, что возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в суд (арбитражный суд) в общем порядке при условии устранения обстоятельств, послуживших основанием возвращения иска.
Обжалование определения о возвращении искового заявления допускается как в гражданском (путем подачи частной жалобы), так и в арбитражном процессе. В случае отмены такого определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.
Задача должностных лиц юридической службы, осуществляющих правовое обеспечение деятельности военных организаций на стадии рассмотрения в суде поступившего искового заявления, заключается в правильном и своевременном реагировании на соответствующие действия суда (т. е. своевременно устранять недостатки, указанные в определении суда, в случае необоснованного определения своевременно обжаловать его).
5. Стадия подготовки дела к судебному разбирательству.
Данная стадия касается деятельности судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Истец, его представитель и стороны по рассматриваемому делу в этом не участвуют.
О подготовке дела к судебному разбирательству выносится определение (ст. 147 ГПК РФ и ст. 133 АПК РФ).
6. Стадия предварительного судебного заседания как в гражданском, так и в арбитражном процессе проводится судьей единолично с обязательным извещением об этом сторон и других заинтересованных лиц. В ходе предварительного судебного заседания стороны пользуются своими процессуальными правами и могут представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам.
Аргументированность, обоснованность и убедительность доводов истца, представителя, высказанных на стадии предварительного судебного разбирательства, во многом предопределяют будущий ход судебного заседания, создают благоприятные условия возможного признания исковых требований ответчиком или заключения с ним мирового соглашения.
После решения всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признав дело подготовленным, судья как в гражданском, так и в арбитражном процессе выносит определение о назначении дела к разбирательству (ст. 153 ГПК РФ и ст. 137 АПК РФ).
7. Стадия судебного разбирательства - основная стадия процесса, которая осуществляется в судебном заседании. На указанной стадии суд непосредственно исследует доказательства, устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, и выносит решение.
На данной стадии также возможно делать заявления и ходатайства, однако следует помнить, что они должны быть мотивированы, т. е. необходимо обосновать необходимость их удовлетворения и доказать, что они имеют непосредственное значение для разрешения дела.
В ходе рассмотрения дела по существу истцу необходимо иметь в виду, что особенности доказывания определены в гл. 6 ГПК РФ и в гл. 7 АПК РФ. Выступая на процессе, следует акцентировать внимание на наиболее ключевых моментах линии спора.
В ходе судебного заседания следует учитывать общие как для гражданского, так и для арбитражного процесса правила, относящиеся к порядку судебного заседания (ст. 158 ГПК РФ и ст. 154 АПК РФ): не допускать тем или иным способом неуважение к суду.
На стадии судебного разбирательства следует максимально использовать возможности признания исковых требований ответчиком или склонения его к заключению мирового соглашения на условиях, устраивающих истца.
После исследования доказательств по делу и судебных прений суд объявляет рассмотрение дела по существу законченным, удаляется в совещательную комнату и принимает решение.
После принятия решения суд объявляет его в порядке, предусмотренном ст. 176 АПК РФ и ст. 193 ГПК РФ. Суд также может объявить только резолютивную часть решения.
8. Стадия апелляционного, кассационного обжалования решения суда.
Деятельность должностных лиц юридической службы на данной стадии заключается:
- в выявлении дефектов, неточностей, неправильности обжалуемого судебного акта;
- в составлении соответствующей жалобы и обосновании в ней с использованием имеющихся доказательств и фактических обстоятельств неправильности выводов суда первой инстанции, недоказанности тех обстоятельств, которые суд счел установленными, а также нарушений судом норм материального и процессуального права;
- в подаче апелляционной или кассационной жалобы в порядке, установленном ГПК РФ (АПК РФ);
- в участии в заседании суда второй инстанции, рассматривающего соответствующую жалобу с использованием прав, предоставляемых ГПК РФ (АПК РФ).
При составлении апелляционной, кассационной жалоб следует придерживаться следующей схемы действий:
1) внимательно изучить материалы дела (начиная от искового заявления и заканчивая последним судебным актом, принятым по нему), при этом особое внимание уделить обжалуемому судебному акту (судебным актам);
2) на основе изученных материалов выявить несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, выявить недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, выявить неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) определить, были ли нарушены судом нормы материального права (применил ли суд закон, подлежащий применению; применил ли суд закон, не подлежащий применению; правильно ли суд истолковал примененный им закон) и какие именно;
4) определить, были ли нарушены судом нормы процессуального права и какие именно (в чем выразились нарушения норм процессуального права, имеются ли безусловные основания отмены судебного акта - грубые нарушения норм процессуального права (рассмотрение дела судом в незаконном составе, нарушение правил о языке при рассмотрении дела и тому подобное));
5) проанализировать имеющуюся судебную практику по подобной категории дел и подобрать конкретные судебные акты для их приложения к жалобе с выделением содержащихся в них выводов, имеющих значение для дела;
6) выстроить линию изложения обстоятельств и доводов жалобы и сформулировать просительную часть жалобы применительно к требованиям процессуального закона (ГПК РФ или АПК РФ);
7) подобрать доказательства, подтверждающие доводы жалобы, сформировать комплект приложений к жалобе;
8) изложить в письменной форме жалобу применительно к требованиям процессуального закона, с выделением ключевых моментов.
В работе должностных лиц юридической службы воинских частей и органов военного управления, в случае их привлечения в качестве ответчика (пассивная форма защиты), можно выделить следующие стадии:
1. Стадия повседневной деятельности, заключающаяся:
- в создании в воинской части (организации) условий, при которых будет обеспечено максимальное соблюдение всеми должностными лицами части (организации) требований и положений законов, нормативных правовых актов Министерства обороны;
- в создании налаженной системы по разрешению споров в административном порядке. Это работа по рассмотрению писем, жалоб и предложений, организация приема посетителей командиром воинской части и иными должностными лицами, внимательность и скрупулезность при рассмотрении любых обращений военнослужащих, бывших военнослужащих, гражданского персонала и граждан;
- в осуществлении правовой экспертизы проектов служебных документов воинской части, особенно тех, которые затрагивают гарантированные законом права военнослужащих, а также проектов договоров (контрактов), заключаемых Министерством обороны, воинской частью, и претензий, направляемых воинской частью (поступающих в воинскую часть);
- в осуществлении методического руководства подготовкой назначенных представителей для участия в судебных заседаниях начальников (офицеров) соответствующих служб, отделов, управлений;
- в участии совместно с другими структурными подразделениями в установлении причин, условий и виновных лиц в причинении реального ущерба для привлечения к материальной ответственности, предъявления исков в суд.
2. Досудебная стадия разбирательства, заключающаяся:
- в получении копий искового заявления (заявления) и материалов, приложенных к иску (заявлению);
- в уяснении состава лиц, участвующих в деле, их позиции по рассматриваемому делу, выработке своей позиции по спору, которая будет характеризоваться стратегией и тактикой ведения спора в процессе;
- в выработке порядка действий (плана), которые должны привести к желаемому результату;
- в сборе и надлежащем оформлении необходимых документов, являющихся доказательствами позиции по спору, определении круга лиц, которых возможно привлечь по делу в качестве свидетелей, и составлении мотивированного отзыва (возражения) на исковое заявление, заявление об оспаривании действий (бездействия) должностного лица;
- в участии в предварительном судебном заседании, проводимом в соответствии со ст. 152 ГПК РФ и ст. 136 АПК РФ, на котором целесообразно заявить о возможном пропуске истцом (заявителем) без уважительных причин срока исковой давности (срока обжалования), оценить возможности примирения или отказа истца (заявителя) от требований.
3. Стадия судебного разбирательства, которую условно можно разделить на четыре части:
а) подготовительную;
б) рассмотрение дела по существу;
в) судебные прения;
г) вынесение и оглашение решения.
Лицо, представляющее интересы воинской части или органов военного управления, на подготовительной части судебного разбирательства, оценив возможность слушания дела в данном заседании:
- обращается к суду с заявлениями и ходатайствами, в том числе с ходатайствами о приобщении документов или иных доказательств по делу, а также о заслушивании свидетелей по делу;
- обращает внимание суда на полномочия участвующих в данном заседании сторон. В случае отсутствия полномочий на ведение дела в суде у кого-либо из сторон обращается с возражением против допуска этой стороны к участию в процессе;
- оценивает позицию представляемой стороны, обоснованность и законность предъявленного иска (заявления), возможность решения спора в досудебном порядке либо путем заключения мирового соглашения;
- оценивает возможность отвода судьи, рассматривающего данное дело.
В ходе рассмотрения дела по существу лицо, представляющее интересы органов военного управления:
- излагает мотивированный отзыв (возражение), акцентируя внимание на наиболее ключевых моментах спора. При этом отзыв (возражение) предпочтительнее изготовить в письменной форме и заявить о его приобщении к материалам дела;
- обращается к суду с ходатайством о приобщении документов или иных доказательств, а также о заслушивании свидетелей по делу, если они не были заявлены или не принято решение суда по ним на подготовительной части;
- участвует в исследовании доказательств, представленных истцом (заявителем), оценивая их при этом на предмет подложности;
- реализует иные права, предусмотренные ГПК РФ (АПК РФ).
На судебных прениях представитель воинской части или органа военного управления выступает с речью, после чего при необходимости с репликами в связи со сказанным.
После вынесения и оглашения решения суда по делу представитель воинской части или органа военного управления:
- уточняет сроки получения решения суда в окончательной форме;
- сроки вступления решения в законную силу;
- порядок на апелляционное или кассационное обжалование.
4. Стадия апелляционного, кассационного обжалования решения суда. На данной стадии действия должностных лиц юридической службы по своей последовательности и содержанию соответствуют действиям, осуществляемым на аналогичной стадии деятельности по активной защите интересов воинской части, органа военного управления, когда воинская часть, орган военного управления выступают в качестве истца (заявителя).
5. Стадия исполнения решения суда заключается в точном и своевременном исполнении вступившего в законную силу судебного акта в соответствии со ст. ст. 428 - 446 ГПК РФ, ст. ст. 318 - 332 АПК РФ.
Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров (начальников) органов военного управления, воинских частей, организаций, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.
При поступлении в орган военного управления, воинскую часть, организацию материалов по исполнительному производству они подлежат рассмотрению в органе военного управления, воинской части, организации (структурном подразделении), к компетенции которых отнесены вопросы, подлежащие исполнению.
Исполнительные документы и иные материалы по исполнительному производству, поступившие в воинскую часть, после их доклада командиру (начальнику) рассматриваются соответствующим должностным лицом, ответственным за организацию работы по судебной защите в воинской части.
На этом этапе устанавливается:
- соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;
- возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным для его предъявления законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи соответствующего заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
- возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
- необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
- необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства должностное лицо, ответственное за организацию работы по судебной защите в воинской части, докладывает командиру (начальнику) предложения, согласованные с заинтересованными структурными подразделениями, а также должностными лицами финансово-экономической и юридической служб.
Доклад представляется в установленном порядке соответствующему командиру (начальнику) в срок, обеспечивающий возможность совершения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве соответствующих действий.
При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебных актов, соответствующим командиром (начальником) должны быть приняты исчерпывающие меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и меры, исключающие возложение на должника ответственности за неисполнение исполнительного документа.
По фактам наложения на Министерство обороны, воинскую часть либо должностных лиц штрафов соответствующим командиром (начальником) назначается разбирательство в целях привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении (несвоевременном исполнении) содержащихся в исполнительном документе требований, принятия иных организационных мер, чтобы исключить подобные случаи.
6. Стадия принятия мер по возмещению причиненного воинской части или органу военного управления ущерба, если рассмотренный ранее иск (заявление) является следствием незаконных (неправомерных) действий должностных лиц.
На этой стадии действия должностных лиц юридической службы аналогичны действиям, характерным для активной формы защиты интересов воинской части или органов военного управления.
7. Стадия обжалования вступившего в законную силу судебного акта.
Необходимо иметь в виду, что вступление решения суда в законную силу не исключает возможности его обжалования. В соответствии с п. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу согласно ст. ст. 376, 377 ГПК РФ.
Срок подачи в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявления (представления) о пересмотре в порядке надзора судебного акта установлен ч. 3 ст. 292 АПК РФ - в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
В целях организации учета и анализа исков (заявлений), а также контроля за своевременным назначением представителей в воинской части должна вестись следующая документация:
- журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году;
- журнал учета заявок и получения доверенностей на ведение дела в суде;
- оригиналы и надлежащим образом удостоверенные копии документов о регистрации воинской части в качестве юридического лица (при наличии такой регистрации).
Допускается ведение журналов в электронном виде с последующим переносом информации на бумажные носители.
Основанием для внесения записей в журнал являются данные о регистрации поступивших в воинскую часть материалов в журнале учета служебных документов.
Основанием для внесения записей в журнал являются сведения о назначенном представителе, поступившие в воинскую часть.
Записи вносятся в журналы на основании информации, поступившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Формы документов, указанных выше, определены Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 400 "О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Обязанность по ведению журналов возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите в воинской части.
Срок хранения журналов определяется в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.
Все материалы, связанные с рассмотрением конкретного дела в суде, формируются в отдельное дело (далее - дело).
В комплект документов дела в обязательном порядке входят копии:
- искового заявления (заявления);
- доверенности представителя;
- отзывов (возражений);
- доказательств по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
- апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судебного акта;
- судебных актов, принятых судом по делу;
- материалов по исполнительному производству;
- документов, свидетельствующих об исполнении решения суда;
- иных документов и материалов, относящихся к предмету иска (заявления).
Обязанность по формированию и ведению дела целесообразно возложить на подразделение юридической службы или на конкретное лицо подразделения юридической службы.
Срок хранения дел определяется в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.
Хранение и учет журналов и дел возлагается на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.
Сроки хранения заверенных судом копий судебных актов и документов, свидетельствующих об исполнении решения суда, определяются в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.
Оригиналы доверенностей, выданных для ведения дела в суде, хранятся в воинской части в течение срока, определенного в соответствии с перечнем документов со сроками их хранения.
Название документа