Сравнительно-правовой анализ с зарубежными государствами

(Якупова А. И.) ("Жилищное право", 2007, N 4) Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

А. И. ЯКУПОВА

Исследование положений основных нормативных актов, научных работ и публикаций по вопросам служебного жилищного обеспечения целого ряда стран <1> позволяет выделить несколько моделей обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями: -------------------------------- <1> См., напр.: Александров А. Социальная защищенность офицеров Турции // Зарубежное военное обозрение. 1992. N 9. С. 19 - 22; Бровкин В. Социальное обеспечение военнослужащих Великобритании // Зарубежное военное обозрение. 1991. N 2. С. 18; Мосякин А. Правовое финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих Японии // Зарубежное военное обозрение. 2000. N 2. С. 10 - 11.

1. Первая модель предусматривает обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями за счет жилищного фонда органов, в которых военнослужащие проходят военную службу. Жилые помещения в данном случае предоставляются в закрытых военных городках <2>. Данная модель определена, например, в Турции. -------------------------------- <2> Хотелось бы отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в Российской Федерации на весь период военной службы служебные жилые помещения также предоставляются на территории закрытых военных городков.

Военнослужащие Турции обеспечиваются жильем по месту службы в специальных городках закрытого типа. Строительство их финансируется Министерством национальной обороны. Весь жилищный фонд делится на четыре категории. Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется военнослужащими по льготному тарифу, который пересматривается 3 раза в год в связи с высокими темпами инфляции. В среднем ее размер в 10 - 20 раз меньше, чем для гражданского населения в тех же районах страны <3>. -------------------------------- <3> Генов А. Обеспечение жильем военнослужащих Турции // Зарубежное военное обозрение. 1999. N 4. С. 13 - 14.

Таким образом, фонд служебных жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Турции, является постоянным. Его расширение и увеличение сведено до минимума, поскольку возможности дополнительного строительства ограничены территориями военных городков, что осложняет улучшение жилищных условий, например, при изменении состава семьи. Основные преимущества военнослужащих в сфере жилищного обеспечения состоят в льготном исчислении оплаты жилья и коммунальных услуг. Обеспечение военнослужащих в соответствии с данной моделью позволяет соблюсти специальный принцип срочности, поскольку на территории части жилое помещение может быть предоставлено гражданину только в связи и на период прохождения военной службы. 2. Вторая модель предусматривает обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями за счет государственного жилищного фонда. Она присуща, например, Чехии <4>. -------------------------------- <4> Меркулова Т. А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. 2003. N 2.

На практике данная модель реализуется следующим образом. В составе жилищного фонда выделяются служебные квартиры. Имеются особенности заключения договора найма таких помещений, служебными считаются квартиры: - предназначенные для проживания лиц, выполняющих работы по эксплуатации отдельных объектов; - находящиеся в собственности физических, юридических лиц или в домах, принадлежащих физическим или юридическим лицам и предназначенных для проживания их работников; - в домах, предназначенных исключительно для проживания кадровых военных и вольнонаемных работников воинских подразделений Министерства обороны, Министерства внутренних дел, полиции, службы безопасности и др. Договор найма служебной квартиры для кадрового военного состава заключается только на основании ходатайства органа воинской части и соответствующего министерства <5>. -------------------------------- <5> Меркулова Т. А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. 2003. N 2.

Таким образом, в Чехии вообще отсутствуют затраты на строительство служебного жилья за счет средств военных организаций. Фонд служебных жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, достаточно "подвижен". Его легко расширить при условии достаточного государственного жилищного фонда. Кроме того, в данной модели не представляется сложным улучшение жилищных условий, что способствует соблюдению прав военнослужащих. Предоставление служебных жилых помещений по рассматриваемой модели позволяет соблюсти принципы срочности, своевременности, полноты реализации права. Однако, как считает Гаврилова Ю. О. <6>, полностью перейти к данной модели обеспечения служебным жильем военнослужащих Российской Федерации будет проблематичным. Связано это с существенными отличиями численности Вооруженных Сил, иных воинских формирований Чехии и России, большими различиями в территориальных размерах этих государств и качеством жилищного фонда. Некоторые характерные черты данной модели прослеживаются и в служебном жилищном обеспечении военнослужащих Российской Федерации, поскольку при обеспечении военнослужащих жилыми помещениями они должны быть проведены в разряд служебного жилья. Кроме того, в соответствии с законодательством воинские части арендуют жилье для военнослужащих, как правило, в домах государственного или муниципального жилищных фондов. -------------------------------- <6> Гаврилова Ю. О. Права военнослужащих, проходящих военную службу: Диссертация.

3. Третья модель "смешанная". Она характеризуется обеспечением военнослужащих служебными жилыми помещениями за счет жилищных фондов органов, в которых военнослужащие проходят военную службу, или при отсутствии указанных жилых помещений и в других случаях, предусмотренных законодательством, предоставлением военнослужащим возможности найма жилых помещений в связи с ограниченными возможностями улучшения жилищных условий на территории гарнизона. Кроме того, предоставление права снимать квартиры с выплатой денежной компенсации позволяет соблюсти принцип своевременности. Данная модель с некоторыми различиями существует во многих государствах, в частности, в США, ФРГ, Франции, Украине - и, по моему мнению, является основной. В соответствии с ней служебные жилые помещения предоставляются в гарнизонах или военных городках <7>. Таким образом, очевидным является принцип срочности, поскольку на территории гарнизона могут проживать только военнослужащие в период прохождения военной службы. -------------------------------- <7> Особенностью Франции является то, что государство не обязуется обеспечить всех военнослужащих жилыми помещениями. Они предоставляются по мере возможности (см.: Коровников А. В. Указ. соч. С. 188). На Украине военнослужащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями по месту службы, а в населенных пунктах, где не ведется строительство воинскими формированиями, - за счет муниципального жилищного фонда наравне с другими гражданами.

Распределением жилых помещений занимаются специальные органы или должностные лица <8>. -------------------------------- <8> Например, в США - это офицеры-квартирмейстеры, во Франции - Бюро по распределению жилья военнослужащим.

Характерным является наличие консультационных отделов или общественных организаций, обладающих полной информацией о рынке жилья и всех вопросах, возникающих в связи с переездом на новое место службы, сменой места жительства, выбором недвижимости, и поддерживающих связь с агентствами недвижимости. В ряде случаев предусмотрена возможность оказания финансовой помощи. Особенностью правового регулирования Франции является разработка Жилищным отделом Главного административно-хозяйственного управления Министерства обороны программ, направленных на возможность аренды военнослужащими жилых помещений на льготных условиях. Данные программы имеют два направления. Первое - это долевое участие Министерства обороны в строительстве жилья. Второе - оказание военнослужащим финансовой помощи по оплате расходов за коммунальные услуги. В соответствии с контрактом долевого участия в строительстве часть построенного жилья, оставаясь собственностью организации, передается в пользование военного ведомства. Сдача этих квартир в аренду военнослужащим и гражданскому персоналу организуется жилищным бюро гарнизона. Осуществление таких проектов позволяет значительно (до 50%) уменьшить плату за жилье <9>. -------------------------------- <9> Меркулова Т. А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. 2003. N 2.

Программа, направленная на возможность аренды жилья на льготных условиях, заслуживает внимания. Связано это, прежде всего, с тем, что законодательством Российской Федерации предусмотрена аренда жилья для военнослужащих воинской частью или наем жилья самими военнослужащими и получение компенсации. Средств, выделяемых на эти цели федеральным бюджетом, явно недостаточно, поэтому заключение договоров аренды или найма на льготных условиях в современных условиях может существенно облегчить решение проблемы служебного жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В случае найма частных домов или квартир вне территории части военнослужащими, не обеспеченными государственными служебными квартирами, предусматривается выплата специальных компенсационных выплат, которые в определенной степени компенсируют неудобства и расходы на жилье. Конкретный размер зависит от различных факторов, устанавливаемых законодательством страны <10>. Однако общим является корректировка компенсационных выплат в зависимости от общего индекса цен в стране и от роста стоимости найма жилья не реже одного раза в год. Данное положение призвано обеспечить соблюдение принципа полноты реализации права. -------------------------------- <10> Например, в США конкретный размер компенсационных выплат зависит от ранга, наличия иждивенцев и качества предоставляемого бесплатного жилья. В случае найма жилья военнослужащими ФРГ компенсация может составлять от 70 до 100% арендной платы (СМ). Во Франции размер компенсационных выплат зависит от воинского звания и состава семьи (СМ). В Италии поднаем жилья оплачивается в течение двух лет после перевода к новому месту службы. Размер зависит от статуса населенного пункта. (См.: Пчелинцева Л. М. Право военнослужащих на жилище: Теоретические аспекты и проблемы реализации. М.: Норма, 2004. С. 300.)

Существуют некоторые особенности, связанные с переводом военнослужащих к новому месту службы, на которых хотелось бы остановиться подробнее, поскольку в России существует ряд проблем с сохранностью специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений и выселением граждан, утративших связь с военной службой. В случае перевода военнослужащих США к новому месту военной службы специальным актом Правительства США определены гарантии домовладельцам от возможных издержек при досрочном расторжении договора жилищного найма. В связи с тем что договор аренды расторгается по инициативе военнослужащего, он должен был бы возместить неустойку домовладельцу. Однако Правительство США освобождает военнослужащих от выплаты данной неустойки и берет это обязательство на себя. Этим обеспечивается принцип полноты реализации права военнослужащих на жилые помещения в период прохождения военной службы <11>. -------------------------------- <11> Меркулова Т. А. Зарубежное законодательство о договорах найма жилых помещений // Журнал российского права. 2003. N 2.

Законодательством США предусмотрено и оказание государством помощи военнослужащим, желающим продать собственные дома при изменении места жительства по служебным обстоятельствам. Военнослужащим гарантируется их приобретение: в пределах военной базы - за 90% запрашиваемой цены при условии, что продажа дома состоялась до закрытия военной базы. Если дом находится в частном секторе, то Правительство гарантирует его выкуп за 95% стоимости. Данный опыт можно использовать в качестве привлечения дополнительных средств для накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Одним из условий перевода к новому месту службы во Франции является гарантия того, что в результате перевода новые квартирные условия военнослужащего не будут ухудшены. С этой целью Министерство обороны старается своевременно исключить из парка недвижимости все старые, обветшалые и плохо оснащенные служебные и иные квартиры. Полагаю, что последний опыт заслуживает внимания не только со стороны федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых законодательством предусмотрено прохождение военной службы, при формировании и содержании специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений, но и другими органами, осуществляющими управление государственным или муниципальным жилищным фондом в России. Представляется целесообразным внедрить в Российской Федерации практику своевременного исключения из специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений старых, обветшалых и плохо оснащенных квартир. Кроме того, во Франции разрабатываются специальные рекомендации для военнослужащих по ознакомлению с условиями на новом месте, которые призваны облегчить трудности, возникающие при переезде к новому месту службы, и предоставляются трехдневные оплачиваемые отпуска. По мнению автора, предоставление дополнительных отпусков военнослужащим в России для ознакомления с новыми условиями прохождения военной службы позволит им принять наиболее благоприятные для них решения в отношении способа реализации права на служебное жилое помещение. Таким образом, поскольку эффективная система социальной защиты военнослужащих, включающая обеспечение жилыми и служебными жилыми помещениями, является побудительным мотивом для добровольного поступления на службу и добросовестного выполнения своих обязанностей <12>, законодатели и правительства большинства стран уделяют значительное внимание расходам на содержание военнослужащих. В вооруженных силах, например, США, ФРГ, Франции система социальной защиты военнослужащих включает обязательное обеспечение служебным жильем и другие аспекты, в том числе временные рамки корректировки сумм компенсационных выплат. -------------------------------- <12> Коровников А. В. Указ. соч. С. 189 - 190.

Произведенный анализ позволил прийти к следующим выводам: - во-первых, в ходе анализа зарубежного опыта военного строительства и обеспечения военнослужащих были выделены три модели обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Первая модель предусматривает обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями исключительно на территории воинских частей, в которых они проходят военную службу. В Российской Федерации на современном этапе обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями в большей степени приближено к первой модели. В соответствии со второй моделью обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями осуществляется исключительно за счет государственного жилищного фонда. Данная модель представляется автору наиболее удобной при решении вопросов улучшения жилищных условий военнослужащих в период прохождения ими военной службы. Третья модель ("смешанная") подразумевает обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями за счет жилищного фонда Министерства обороны, иного органа, в котором военнослужащие проходят военную службу на территории гарнизона или за его пределами. В определенных случаях предусмотрена возможность найма военнослужащими жилых помещений и получение денежной компенсации. Наиболее полно право военнослужащих на служебные жилые помещения реализуются во второй и третьей моделях; - во-вторых, в зарубежных странах отсутствует проблема обязательной аренды жилого помещения воинской частью для военнослужащего, поскольку это не предусмотрено законодательством. По мнению автора, это разумно, поскольку при наличии компенсации расходов на наем жилья в реальном размере военнослужащий предпочтет сам выбирать жилое помещение, в котором он будет жить. Причем необходимо отметить, что размер компенсации пересматривается в зарубежных государствах как минимум один раз в год. Кроме того, в некоторых государствах предусмотрена защита домовладельцев, заключающих договоры аренды с военнослужащими, а также самих военнослужащих в случае сокращения вооруженных сил. Служебный жилищный фонд формируется путем самостоятельного строительства, а также участия в долевом строительстве жилья; - в-третьих, автор пришел к выводу, что наиболее полно принципы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями (законности, гарантированности, срочности, соответствия субъективного права объективному, полноты реализации права) реализуются во второй и третьей модели. Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной службы (т. е. в течение длительного периода времени), то они должны предоставляться в порядке очереди. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <13>. -------------------------------- <13> Кудашкин А. В. Комментарий к ФЗ "О статусе военнослужащих". Издательство "За права военнослужащих", 2000.

Жилищный договор является разновидностью договора найма жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фондов социального использования. Жилищный договор заключается с военнослужащими, имеющими право на обеспечение служебными жилыми помещениями. Договор заключается по типовой форме, прилагаемой к вышеназванному Положению, т. е. он не может быть произвольно изменен по усмотрению сторон. Заключение жилищного договора является, с одной стороны, обязанностью командира (начальника) воинской части, с другой - субъективным правом военнослужащего, вытекающим из Федерального закона "О статусе военнослужащих". Отказ командира (начальника) воинской части заключить жилищный договор с военнослужащим, имеющим право на служебное жилое помещение, может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. <14>. -------------------------------- <14> Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 13.05.1993. N 19. Ст. 685.

Сторонами договора являются Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. От имени указанных органов жилищный договор заключают командиры (начальники) воинских частей. Понятие "воинская часть" по смыслу вышеназванного Положения является родовым, включающим в себя также органы военного управления соединений и объединений, другие военные учреждения, в том числе профессионального образования, военные предприятия и др. Другой стороной договора является военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. Как считают М. Вакилов, И. А. Фаршатов <15>, возникает вопрос: какое жилье имеется в виду - ведомственное или обычное, т. е. государственное либо муниципальное? -------------------------------- <15> Вакилов М., Фаршатов И. Жилищные права военнослужащих и членов их семей // Российская юстиция. 2000. N 7.

Все зависит от того, закреплена ли жилая площадь за Минобороны или иными ведомствами. Во всяком случае, должно применяться правило: военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей безвозмездно получают в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами или иными нормативными актами. Жилищный договор, заключаемый с военнослужащим, является срочным. В отличие от договора найма служебного жилого помещения, заключаемого в соответствии с п. 1 ст. 94 ЖК Российской Федерации на все время работы (исполнения служебных обязанностей) нанимателя, срок действия жилищного договора ограничивается: - сроком действия контракта о прохождении военной службы; - сроком военной службы офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Срок действия жилищного договора пресекательный, т. е. он прекращает свое действие при окончании срока действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими или увольнении с военной службы по призыву - для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, за исключением некоторых случаев, указанных в Положении. В случае заключения военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы командиры (начальники) воинских частей обязаны заключить с этими военнослужащими новые жилищные договоры на условиях не хуже условий предыдущих жилищных договоров. Условия жилищного договора, с учетом того что он заключается по типовой форме, включают размеры служебного жилого помещения и его благоустроенность (в том числе наличие коммунальных удобств применительно к населенному пункту, в котором дислоцирована воинская часть, или месту жительства) и т. д. Поскольку жилищный договор заключается от имени Министерства обороны Российской Федерации или другого федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, то при направлении военнослужащего к новому месту службы жилищный договор сохраняет свое действие до его прекращения или расторжения. Последующий договор также заключается от имени соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу военнослужащий, но в лице командира (начальника) воинской части нового места службы. В случае перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти в другой для дальнейшего прохождения военной службы жилищный договор расторгается, так как прекращает свое действие контракт о прохождении военной службы, заключаемый с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, одновременно являющимся стороной жилищного договора. Обязанность по заключению жилищного договора возникает у федерального органа исполнительной власти, в который был переведен военнослужащий. До получения служебных жилых помещений по новому месту службы военнослужащим и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. При отсутствии по новому месту военной службы жилых помещений, годных для временного проживания, или общежитий воинская часть арендует жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей или по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. Таким образом, выбор формы решения жилищной проблемы военнослужащего зависит от него. Как правило, в указанных случаях воинская часть обязана арендовать жилые помещения для временного проживания военнослужащих. Отказ командования от исполнения этой обязанности может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <16>. -------------------------------- <16> Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 13.05.1993. N 19. Ст. 685.

Жилищный договор может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и указанным Положением. Жилищный договор прекращает свое действие по окончании срока, на который он заключен (п. 4 Положения и п. 9 Жилищного договора). В одностороннем порядке жилищный договор может быть расторгнут по заявлению военнослужащего, т. е. при отпадении надобности в служебном жилом помещении ему предоставлена возможность односторонними действиями отказаться от своего права. При этом в соответствии со ст. 83 ЖК РФ требуется согласие членов его семьи, поскольку к жилищному договору, являющемуся разновидностью договора найма служебного жилого помещения, применяются правила пользования жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма <17>. -------------------------------- <17> Кудашкин А. В. О служебной жилплощади "служивых людей" // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 4.

Жилищный договор расторгается также в случаях досрочного увольнения военнослужащего с военной службы или обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по установленным нормам. В то же время он продолжает действовать в пределах срока, на который заключен, в отношении граждан, досрочно уволенных с военной службы, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более (в календарном исчислении), а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении). Предоставление жилых помещений, отвечающих перечисленным условиям, членам семьи военнослужащего также влечет расторжение жилищного договора. В случае приобретения членами семьи военнослужащего жилья в собственность по месту прохождения им службы жилищный договор не прекращает свое действие, а конкретное служебное жилое помещение должно предоставляться с учетом обеспеченности членов семьи постоянным жильем, отвечающим установленным требованиям. Жилищный договор не предусматривает предоставление военнослужащему конкретного служебного жилого помещения. Он регулирует отношения сторон по реализации права на жилище указанных лиц посредством обеспечения их служебными жилыми помещениями, пользованию ими, а в случае невозможности их предоставления - способы решения жилищных проблем, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Жилищный договор предшествует предоставлению военнослужащему и членам его семьи конкретного служебного жилого помещения. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Иные категории военнослужащих, не указанные выше, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом ст. ст. 101 - 103 ЖК РФ, а в случае отказа от освобождения они выселяются. Выселение из служебных жилых помещений производится в судебном порядке. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР "О практике применения судами жилищного законодательства" от 3 апреля 1987 г. N 2 <18> при рассмотрении исков о выселении из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения судам необходимо проверить, включено ли в установленном порядке это помещение в число служебных, относится ли ответчик к категории работников, которым в связи с характером трудовых отношений могут быть предоставлены служебные жилые помещения. -------------------------------- <18> Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: Спарк, 1994.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением из служебного жилого помещения другое жилое помещение должно находиться в черте данного населенного пункта (ч. 3 ст. 103). ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не устанавливает правило, что такое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям. Рассматривая иски о выселении с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, суд обязан истребовать доказательства, подтверждающие возможность поселения ответчика в предоставляемое жилое помещение. При необходимости суд может обязать соответствующие органы (например, санитарно-эпидемиологические службы) провести обследование жилого помещения и представить заключение о его пригодности для проживания. Такое заключение оценивается в совокупности с другими доказательствами. Помещение, предоставляемое выселяемому, должно быть указано в решении суда о выселении нанимателя. Положение "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 <19>. -------------------------------- <19> Российская газета. 18.05.1999. N 94.

------------------------------------------------------------------

Название документа