О времени предоставления жилого помещения при увольнении с военной службы

(Абрамов А. А.) ("Право в Вооруженных Силах", 2007, N 3) Текст документа

О ВРЕМЕНИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. А. АБРАМОВ

А. А. Абрамов, помощник начальника Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации по правовой работе - начальник юридической службы, подполковник юстиции.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В правоприменительной практике часто возникают вопросы, связанные с понятием "предоставление жилого помещения", так как именно оно определяет возможную дату увольнения военнослужащего с военной службы. Актуальность настоящей статьи обусловлена отсутствием сложившейся судебной практики по указанному вопросу. На мой взгляд, это связано в первую очередь с тем, что предоставление жилого помещения - это комплекс правовых норм, входящих в правовой институт найма жилого помещения. Однако они не являются его синонимом, а лишь его составной частью. В Толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова слово "предоставление" рассматривается как действие, направленное на что-либо. Применительно к теме нашей статьи - это действия, направленные на получение жилого помещения. В целях правильного применения понятий в правовых актах часто дается понятийный аппарат. Так, например, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ дает определение понятия, используемого в законе, - "предоставление информации" как действия, направленного на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Однако в отличие от других правовых актов в жилищном законодательстве данное понятие не раскрывается, в связи с чем может быть дано лишь при уяснении содержания комплекса правовых норм, раскрывающих данное понятие путем сопоставления с другими нормами и установления между ними связи, т. е. систематическом толковании. Правовые нормы, регулирующие предоставление жилых помещений, входят в состав института найма жилого помещения и содержатся в разд. III Жилищного кодекса Российской Федерации "Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма". Так, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), определяющая порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, рассматривает предоставление в первую очередь как принятие решения о предоставлении жилого помещения уполномоченным на то органом: органом местного самоуправления (решения жилищной комиссии - для военнослужащего). Пункты 4 и 5 ст. 57 ЖК РФ лишь устанавливают требования к принятому решению - оно должно быть законным, т. е. принято с соблюдением требований жилищного законодательства, а также то, что предоставленное помещение должно находиться по месту жительства граждан (в черте соответствующего населенного пункта) и его общая площадь на одного человека должна быть не менее нормы предоставления. При соблюдении указанных оснований принятое решение является основанием для заключения договора социального найма. Глава 8 разд. III ЖК РФ определяет порядок пользования жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма. В силу п. 7 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного (в письменной форме) в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Таким образом, правовой институт найма жилого помещения состоит из комплекса правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие при предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения и пользовании им. Для правильного определения правовой природы понятия "предоставление жилого помещения" обратимся к истории и теории рассматриваемых правовых норм. По ранее действовавшему законодательству основанием для заселения жилого помещения по договору социального найма являлся ордер на жилое помещение (ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"). Ордер на жилое помещение выдавался в качестве правового основания для вселения в жилое помещение по договору найма (ст. 13 Закона). Из этого следовало, что применительно к жилищным отношениям в сфере социального найма ордер на жилое помещение и договор социального найма жилого помещения находились в тесном, неразрывном единстве и взаимодействии. Порядок выдачи ордера определялся в ЖК РСФСР (ст. 47). На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда соответствующий орган местной администрации выдавал гражданину ордер <1>. -------------------------------- <1> Кудашкин А. В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005.

Действительно, гл. 1 ЖК РСФСР, определяющая порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, включала в себя и правовые нормы, связанные с выдачей ордера. И лишь ордер, выданный гражданину, служил основанием для заключения с ним договора найма. Порядок пользования жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда устанавливался гл. 2 ЖК РСФСР. Таким образом, для правильного применения п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" необходимо разграничивать правовые нормы, определяющие предоставление жилых помещений по договору найма, и сам наем жилого помещения. Поэтому основанием для представления к увольнению военнослужащего, по мнению автора, является не заключение с ним договора социального найма, а законно принятое решение жилищной комиссии части, утвержденное уполномоченными лицами, о предоставлении жилого помещения (до 1 марта 2005 г. - получение ордера на жилое помещение). Именно такой подход закреплен в методических рекомендациях ГУКа по оформлению представлений к увольнению военнослужащих с военной службы, в которых указывается адрес предоставляемого жилого помещения, но не дата договора социального найма данного жилого помещения. При указанном подходе не будет затягиваться период увольнения военнослужащего, так как дата заключения договора социального найма во многом зависит от волеизъявления самого военнослужащего. На взгляд автора, наиболее четко определен юридический факт предоставления военнослужащему жилищного сертификата. Однако и в данном случае возникают вопросы, связанные с определением даты представления военнослужащего к увольнению как обеспеченного жилищным сертификатом. Из простого грамматического толкования п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" можно уяснить, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилищный сертификат в связи с увольнением его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не может быть уволен без его предоставления. Однако в судебной практике встречаются решения, когда военнослужащие, уволенные с военной службы, после получения жилищного сертификата восстанавливались на военной службе по причине его нереализации, т. е. неприобретения жилья в натуре. Считаю, что в данном случае необходимо исходить из следующего: - участие военнослужащего в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является добровольным, и военнослужащий, ставший ее участником, должен соблюдать условия, предусмотренные подпрограммой; - Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 21 марта 2006 г. N 153 так же, как и ЖК РФ, дифференцирует правовые нормы, определяющие выдачу жилищного сертификата и его реализацию; - реализация жилищного сертификата, как и любой сделки с недвижимым имуществом, всегда сопряжена с определенными рисками, и данные риски должен нести ее участник, а не третье лицо. До сведения граждан средствами массовой информации неоднократно доводилось о многих тысячах обманутых дольщиков, чьи личные денежные средства и выдаваемые им государственные средства пропадали из-за недобросовестности застройщиков. Немалую долю среди обманутых составляют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы. Возможно ли уволить такого военнослужащего с военной службы? На взгляд автора, безусловно; - дата увольнения военнослужащего не должна ставиться в зависимость от волеизъявления военнослужащего (имеющего возможность в течение 9 месяцев подбирать себе жилое помещение), так как сами сроки прохождения военной службы установлены ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающей продление срока военной службы лишь в случае заключения нового контракта, являющегося волеизъявлением не только военнослужащего, но и командования.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Правомерно ли требование первоначально встать на воинский учет перед регистрацией по месту жительства? ("Адвокат", 2007, N 2) Текст документа

Вопрос: Правомерно ли требование первоначально встать на воинский учет перед регистрацией по месту жительства?

Ответ: В первоначальной редакции Правила регистрации граждан Российской Федерации (далее - Правила) содержали п. 19, которым было установлено, что регистрация граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 599 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" этот пункт был исключен. В настоящее время требование о необходимости встать на воинский учет перед обращением с заявлением о регистрации по месту жительства содержится в Инструкции МВД России о применении Правил, в соответствии с которой для регистрации по месту жительства граждане, обязанные состоять на воинском учете, должны ко всем прочим документам предоставить военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства (п. 4.1.2). В то же время это положение Инструкции после отмены п. 19 Правил не соответствует им, а значит, его применение является незаконным. Кроме того, МВД России была направлена телеграмма в адрес начальников паспортно-визовых служб УВД (ГУВД) субъектов Российской Федерации о неприменении п. 4.1.2 Инструкции о применении Правил, касающегося зависимости регистрации и снятия с регистрационного учета от постановки на воинский учет и снятия с такового. Факт направления телеграммы подтвержден при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданского дела по жалобе А. Е. Фролова о признании незаконными абз. 4 п. 12 Положения о воинском учете, п. 16 и п. 19 Правил и п. 4.1.2 и п. 4.12 Инструкции о применении Правил. Таким образом, в настоящее время нет действующих нормативных правовых актов, которые бы обязывали граждан при обращении с заявлением о регистрации представлять доказательства о постановке на воинский учет в военном комиссариате. В соответствии с п. 12 Положения о воинском учете органы внутренних дел при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет. Однако это не означает, что гражданам можно отказать в регистрации по месту жительства, если они не встали на воинский учет. Поэтому практика, когда должностные лица, ответственные за регистрацию, отказываются брать документы на регистрацию, требуя от граждан, обязанных состоять на воинском учете, первоначально стать на учет в военном комиссариате, не соответствует закону. В случае если такие действия имеют место, гражданин имеет право обратиться в суд либо в прокуратуру с жалобой на отказ в регистрации.

А. Н.Головистикова Кандидат юридических наук, Юрист-эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

------------------------------------------------------------------

Название документа