Право военнослужащих на защиту: некоторые существующие проблемы и возможные пути их решения

(Мельников И. И.) ("Российский следователь", 2007, N 3) Текст документа

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЗАЩИТУ: НЕКОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

И. И. МЕЛЬНИКОВ

Мельников И. И., преподаватель кафедры уголовного процесса Военного университета.

В Российской Федерации военнослужащие обеспечиваются правом на защиту в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В законодательстве провозглашено право военнослужащих на получение квалифицированной юридической помощи, в частности в ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", однако ни военное законодательство, ни уголовно-процессуальное законодательство не учитывают особенностей военной службы, существенным образом влияющих на правовое регулирование, организацию и осуществление защиты военнослужащих по делам о преступлениях против военной службы. Анализ действующего военного, уголовно-процессуального законодательства, а также практики органов военного управления, военной юстиции, адвокатских образований свидетельствует о проблемности законодательства по данному вопросу - указанное право военнослужащих и членов их семей носит в значительной мере декларативный характер. Военное законодательство Российской Федерации не устанавливает, на кого возложена обязанность оказывать юридическую помощь военнослужащим и членам их семей. Органа, который осуществлял бы эту функцию в структуре Вооруженных Сил, нет. Военное командование по объективным и субъективным причинам не может выполнять эту роль, а органы военной юстиции (военные суды и военные прокуратуры) решают другие задачи. Действующие в Российской Федерации адвокатские образования оказывают необходимую юридическую помощь в Вооруженных Силах. Однако они расположены без учета места дислокации воинских частей и соединений, что создает нередко определенные трудности, в особенности для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Адвокаты не связаны с Вооруженными Силами, слабо владеют военным законодательством, что не может не сказаться на качестве юридической помощи. Решение указанных проблем обеспечения военнослужащих правом на защиту особенно актуально в последние годы на фоне растущей преступности и состояния законности в Вооруженных Силах РФ. В связи с этим законодатель в последнее время стремится привести в соответствие нормы действующего военного законодательства и, стоит отдать должное, достиг определенных результатов. Так, Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 445 были утверждены Правила оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. Согласно настоящим Правилам юридическая помощь оказывается военнослужащим адвокатскими образованиями, расположенными в гарнизонах, где военнослужащие проходят военную службу. Военнослужащие, находящиеся в отпуске, получают юридическую помощь адвокатских образований, расположенных в гарнизонах, в военных комендатурах которых военнослужащий встал на учет. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву за пределами территории Российской Федерации, юридическая помощь оказывается российскими адвокатскими образованиями там, где они имеются. Особо стоит отметить положение, закрепленное в вышеуказанных Правилах, о том, что при оказании юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, определяется в размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" (в соответствии с п. 6 данного Постановления Правительства РФ Приказом Минюста РФ и Минфина РФ от 6 октября 2003 г. N 257/89н был утвержден Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела). В продолжение создания действенного механизма обеспечения права военнослужащих на защиту и во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 445, Приказом министра обороны РФ от 13 октября 2005 г. N 430 была утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат юридическим консультациям и коллегиям адвокатов в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. В данной Инструкции закреплен механизм (порядок) осуществления выплат адвокатам-защитникам за оказанную юридическую помощь, в т. ч. указано, что выплаты российским юридическим консультациям и коллегиям адвокатов, находящимся за пределами территории РФ, за оказанную ими юридическую помощь военнослужащим, проходящим там военную службу, производятся в валюте страны пребывания по курсу Центрального банка РФ на день фактической выплаты. Вместе с тем законодатель не устанавливает и не регламентирует, кто будет оказывать юридическую помощь военнослужащим в случае, если, например, последний проходит службу за пределами территории Российской Федерации и там не имеется российских адвокатских образований, т. е. существуют определенные проблемы в вопросе обеспечения права на защиту в отношении военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, в составе объединений, соединений и частей Вооруженных Сил РФ. Проводимая Российской Федерацией внешняя политика по отношению к государствам - участникам СНГ не могла не сказаться на численности военных баз и, как следствие, количественном составе военного контингента РФ, находящегося на территории сопредельных государств, и на вопросе их (военнослужащих) правового статуса. Например, рассмотрим отношения, сложившиеся в данной сфере между Российской Федерацией и Республикой Армения. Так, в ходе двухсторонних отношений был принят ряд документов, составляющих правовую базу пребывания российских военных формирований в Республике Армения, что наглядно показывает стремление договаривающихся сторон заблаговременно и на долгосрочной основе решить обширный круг вопросов, облегчая тем самым повседневное взаимодействие российского командования и властных структур РА, как государственных, так и местных. По вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории РА, было заключено двустороннее Соглашение по вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения <1>. -------------------------------- <1> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г. "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения" (Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 30 января 2002 г. N 13-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 143.

В ст. 4 указанного Соглашения закреплено общее правило, что по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы. При этом указанные категории лиц пользуются в РА такой же правовой защитой, как и ее собственные граждане, а при применении принципа гласности судебного разбирательства по законодательству РА учитываются интересы безопасности воинских формирований российской военной базы (ст. ст. 13, 14 Соглашения). Вместе с тем в ряде оговоренных российской и армянской сторонами случаев делаются исключения. В частности, при совершении лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц преступлений и иных правонарушений на территории пунктов размещения военной базы, по делам о воинских преступлениях, а также о преступлениях, совершенных против РФ или лиц, входящих в состав военной базы, и членов семей этих лиц (ст. 5). В этих случаях применяется законодательство РФ, действуют ее компетентные органы (военные суды и органы военной прокуратуры, ФСБ, также военные коменданты и командиры воинских частей как органы дознания). Эти дела могут рассматриваться российскими компетентными органами как в пунктах размещения военной базы, так и на территории РФ. В каждом случае возбуждения армянскими компетентными органами уголовного дела, задержания или ареста ими по делам, относящимся к юрисдикции РА, лиц, входящих в состав российской военной базы, или членов семей этих лиц немедленно должны извещаться компетентные органы РФ (ч. 1 ст. 10). Необходимо отметить, что процессуальные действия с лицами, входящими в состав российской военной базы, или членами семей этих лиц, арестованными или задержанными компетентными органами РА, должны производиться только с участием представителей российской стороны. Соответственно, только при участии армянской стороны проводятся и процессуальные действия с гражданами РА, арестованными или задержанными компетентными органами российской военной базы. Аналогичные положения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российского военного контингента на территории сопредельных государств, нашли свое закрепление в двухсторонних соглашениях с республиками Таджикистан, Беларусь, Киргизия <2>. -------------------------------- <2> См., например: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (Беларусь, Киргизской Республикой) "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Республики Таджикистан (Беларусь, Киргизской Республики)" от 21 января 1997 г.; 6 января 1995 г.; 28 марта 1996 г. (Российская Федерация ратифицировала настоящие Соглашения Федеральными законами от 30 января 2002 г. N 14-ФЗ, N 16-ФЗ, N 11-ФЗ).

Наряду с вышеизложенным, существуют определенные трудности, в первую очередь из-за недостаточной регламентации ряда вопросов в законодательных актах, при организации защиты военнослужащих, проходящих военную службу за территорией Российской Федерации. Так, в комментируемых выше двухсторонних Соглашениях отмечается, что задержанный, арестованный (равно как и обвиняемый, подсудимый) вправе пользоваться услугами защитника. При этом предполагается, что детализация самого порядка обеспечения участия адвоката по таким делам возлагается на действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и сопредельных государств. При этом при расследовании данной категории дел, учитывая территориальную специфику нахождения военнослужащего, правомерно встает вопрос: адвокат какого государства имеет право участвовать по данной категории дел - Российской Федерации или страны пребывания? Например, подозреваемый или обвиняемый настаивают на участии в деле местного адвоката. Прямой ответ на данный вопрос дает только Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Республики Таджикистан <3>. -------------------------------- <3> См.: Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 21 января 1997 г. "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Республики Таджикистан" (Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 30 января 2002 г. N 14-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4573.

Так, ст. 9 Соглашения закрепляет за военнослужащим, подозреваемым (обвиняемым) в совершении преступления, право пользоваться услугами защитника (адвоката) как Российской Стороны, так и Таджикистанской Стороны. Данное правило по аналогии применяется и на территории других вышеуказанных государств. Подобная практика соответствует международным принципам права на защиту, когда лицо, подвергаемое уголовному преследованию, вправе получить квалифицированную юридическую помощь от любого выбранного им по своему усмотрению адвоката (защитника) <4>. -------------------------------- <4> См., например: Всеобщая декларация прав человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217А(111) от 10 декабря 1948 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г. и др.

Однако хотя действующее законодательство Российской Федерации и детализирует порядок участия адвокатов иностранных государств, но недостаточно полно, при этом ряд вопросов вообще не урегулирован. Так, в ч. ч. 5 и 6 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" закреплено, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. При этом адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации". Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается. Как видно из вышеприведенных положений, регулирующих порядок деятельности иностранных адвокатов, все требования относятся к их деятельности на территории Российской Федерации. Какая-либо регламентация деятельности иностранных адвокатов по уголовным делам, например, в отношении российских военнослужащих, проходящих военную службу за территорией РФ, где и расследуется их дело, в законе отсутствует. Также в действующем законодательстве нет прямого запрета на участие адвоката иностранного государства по уголовным делам, связанным с государственной тайной, в отношении указанных лиц, находящихся за территорией РФ, что формально дает ему право участвовать в таких делах. Учитывая, что деятельность военнослужащих в период прохождения ими военной службы тесно связана с военной и государственной тайной, наличие данного пробела в праве ставит под угрозу национальную безопасность Российской Федерации. В связи с этим в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" должны быть внесены соответствующие изменения, запрещающие адвокатам иностранных государств оказывать юридическую помощь по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Так, из п. 2 ч. 5 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" надо исключить словосочетание "на территории Российской Федерации" и изложить данный пункт Закона в следующей редакции: "Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации".

------------------------------------------------------------------

Название документа