Сравнительный анализ правового регулирования привлечения ПИИ в сферу туризма в России и КНР

(Алексеенко А. П.) ("Туризм: право и экономика", 2013, N 3) Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПИИ В СФЕРУ ТУРИЗМА В РОССИИ И КНР

А. П. АЛЕКСЕЕНКО

Алексеенко Александр Петрович, аспирант кафедры частного права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

В статье проведен сравнительный анализ норм, регулирующих отношения по привлечению прямых иностранных инвестиций в туристическую отрасль России и КНР. Исследованы особенности регулирования ПИИ в туристическую отрасль РФ и Китая, выявлены их сходства и различия.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, КНР, туризм.

Comparative analysis of legal regulation for attraction of direct foreign investments in to the sphere of tourism in Russia and the People's Republic of China A. P. Alekseenko

Alekseenko Aleksandr Petrovich, post-graduate student of the Chair of Private Law of Vladivostok State University of Economics and Service.

In this article is made the comparative analysis of the norms, regulating the relations on attraction of foreign direct investments into tourism of Russia and the PRC. Studied peculiarities of regulation of FBI in the tourist industry of Russia and China, showed their similarities and differences.

Key words: foreign direct investments, PRC, tourism.

После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) проблема регулирования иностранных инвестиций становится особенно актуальной. КНР с 2001 г. является участником ВТО и имеет богатый опыт реформирования своей экономики, а также привлечения прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), сохраняя при этом благоприятные условия для развития национального бизнеса, в том числе и туристического. И въездной, и выездной туризм представляют собой перспективные направления деятельности в Китае. Количество въехавших в КНР иностранных туристов в 2010 г. возросло до 56,66 млн., что на 9,4% выше, чем в 2009 г. Валютные поступления от туризма составили 45,8 млрд. американских долларов, рост - 15,5%. Количество клиентов, воспользовавшихся услугами выездного туризма, составило 57,39 млн. человек, что на 20,4% выше по сравнению с прошлым годом. По итогам 2010 г. Китай стал третьей в мире страной по объемам въездного туризма и четвертой по величине выездного <1>. Опыт такого быстроразвивающегося государства, как Китайская Народная Республика, мог бы быть весьма ценным для РФ. -------------------------------- <1> PATA: China third largest inbound tourism destination [Электронный ресурс]: china. org. URL: http://www. china. org. cn/travel/2011-04/14/content_22356284.php (дата обращения: 24.04.2011).

Основой правового регулирования ПИИ в КНР является ст. 18 Конституции <2>, которая разрешает иностранцам вкладывать капиталы в КНР. Также приняты отдельные законы и подзаконные нормативно-правовые акты о ПИИ: Закон КНР "О паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом"; Закон КНР "О предприятиях со стопроцентным иностранным капиталом"; Закон КНР "О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом", Правила по реализации Закона КНР о паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом и др. В 2009 - 2010 гг. в КНР был принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся ПИИ в туристической индустрии: Положение "О туристических агентствах" от 1 мая 2009 г. (далее - Положение) <3>; Временные меры "О контроле за экспериментальными совместными китайско-иностранными туристическими компаниями" от 29 августа 2010 г. (далее - Меры) <4>. Положение является результатом работы китайских властей по либерализации экономики. В нем была впервые закреплена возможность иностранных инвесторов создавать туристические компании с полностью иностранным капиталом. Кроме этого, были отменены норма о минимальном регистрационном капитале в 4 млн. юаней для совместных предприятий (далее - СП), а также запрет на открытие филиалов. Данный шаг предоставил компаниям с иностранным капиталом практически равные условия с местными турагентствами. -------------------------------- <2> (Конституция КНР от 04.12.1982) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=2530 (дата обращения: 31.01.2010). <3> (Положение "о туристических агентствах" от 21.01.2009 N 550) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=276761 (дата обращения: 06.02.2012). <4> (Временные меры "О контроле за экспериментальными совместными китайско-иностранными туристическими компаниями" от 29.08.2010 N 33) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=321902 (дата обращения: 04.02.2012).

Однако Положение о туристических агентствах устанавливает для турагентств с иностранным капиталом некоторые серьезные ограничения. Согласно ст. 23 таким турагентствам разрешается вести операции, связанные с въездным туризмом и путешествиями внутри материкового Китая. Не разрешается заниматься организацией поездок граждан КНР за границу, а также в специальные административные районы Сянган и Аомэнь, остров Тайвань, за исключением решения Госсовета КНР или постановления, предусмотренного заключенными Китаем соглашениями о свободной торговле и Соглашением об установлении более тесных торгово-экономических отношений между внутренними районами страны, с одной стороны, и Сянганом и Аомэнем - с другой. Таким образом, в КНР закрыт целый сегмент туристической отрасли для компаний с зарубежным капиталом, что, видимо, связано с тем, что прибыль от быстрорастущего рынка выездного туризма в 6 - 8 раз выше, чем от въездного <5>. Однако Китай продолжает идти по пути открытости, результатом чего являются Временные меры "О контроле за экспериментальными совместными китайско-иностранными туристическими компаниями". Согласно им часть предприятий с зарубежным капиталом получила возможность осуществлять операции по выездному туризму. В ст. 4 Мер закреплено, что СП, получившие статус экспериментальных совместных китайско-иностранных туристических компаний, могут осуществлять операции по организации туристического бизнеса, связанного с выездом жителей материкового Китая за границу, а также в Сянган и Аомэнь. При этом турагентство должно соответствовать условиям, содержащимся в ст. 8 Положения о туристических агентствах: к моменту подачи заявления турфирма должна осуществлять свою деятельность согласно лицензии не менее двух лет; не привлекаться к административному либо любому другому наказанию в связи с нарушением законных прав и интересов туристов. Кроме жестких требований, предъявляемых к самим компаниям, возможность получить разрешение также ограничивается временем по приему подтверждающих документов и заявлений. Подать заявление можно было только в течение месяца с момента опубликования Мер. -------------------------------- <5> Foreign firms unable to cash in on Chinese tourism boom [Электронный ресурс]: chinadaily. com. URL: http://www. chinadaily. com. cn/business/2010-11/30/content_11629253.php (дата обращения: 21.04.2011).

К указанному выше порядку регулирования притока ПИИ в сферу туризма Китай пришел постепенно, оговорив для себя переходный период при присоединении к ВТО. По отношению к иностранным туроператорам и СП Протоколом "О присоединении КНР к ВТО" на время переходного периода были предусмотрены географические ограничения; особые требования к ежегодному обороту средств иностранного инвестора, а также к капиталу СП. Установлен запрет на учреждение предприятий в сфере туристического бизнеса со стопроцентным иностранным капиталом, а также филиалов СП в течение 6 лет после вступления в ВТО <6>. При присоединении к ВТО китайское правительство также определило круг операций, которые могут выполнять туристические агентства с иностранным капиталом, что и нашло свое дальнейшее отражение в Положении о туристических агентствах, разрешающем оказание услуг только по въездному туризму. -------------------------------- <6> Tourism and travel related services. Schedule of Specific Commitments on Services List of Article II MFN Exemptions [Электронный ресурс]: Всемирная торговая организация. URL: http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e. htm (дата обращения: 15.03.2012).

КНР, несмотря на вступление в ВТО, не желает полностью открывать свой рынок, прежде не просчитав возможные последствия. Очевидно, что КНР занимается выработкой сбалансированной политики, в результате проведения которой частный национальный и иностранный капитал способствовал бы развитию национальной экономики, а не подрывал ее <7>. -------------------------------- <7> Основы права Китайской Народной Республики: Курс лекций. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. С. 200.

В России основными нормативно-правовыми актами, согласно которым происходит регулирование прямых иностранных инвестиций, являются Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ, а также Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Однако названные Законы не предусматривают каких-либо особенностей для осуществления вложения ПИИ в сферу туризма. В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" отдельных положений об иностранных инвестициях не содержится. В ч. 4 и 5 ст. 4.1 законодатель решил закрепить только то, что на территории РФ реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства, вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Требования, предъявляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором <8>. Из изложенного выше видно, что специального порядка регулирования ПИИ в туристическую отрасль РФ не предусмотрено. На фоне нестабильности российских туроператоров <9> вполне вероятно, что у клиентов будет возрастать интерес к зарубежным туристическим компаниям. -------------------------------- <8> Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) [Электронный ресурс]: СПС "КонсультантПлюс". <9> См.: Вслед за "Лантой" обанкротился "Экзотик Азия Тур" [Электронный ресурс]: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. URL: http://arbitr. ru/press-centr/press_arb_sud/43088.php.

Примечательно, что, несмотря на тот факт, что нормативно-правовыми актами РФ не установлены особенности осуществления вложения ПИИ в отечественную туристическую отрасль, часть 9 Перечня отдельных обязательств в сфере услуг Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации предусматривает, что иностранный участник коммерческой организации с иностранным участием должен быть юридическим лицом с опытом работы в качестве туроператора не менее 5 лет в стране своего нахождения. В целях осуществления туроператорских услуг по оказанию въездного и выездного туризма иностранное участие в уставном капитале (количество голосующих акций) может быть ограничено 49%. Через 7 лет после присоединения России к ВТО возможность применения ограничений будет исключена <10>. Кроме того, согласно Протоколу осуществление деятельности туроператора позволяется только коммерческим юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законами Российской Федерации. Таким образом, в Протоколе о присоединении России к ВТО предусмотрены некоторые защитные меры по отношению к иностранному капиталу в сфере туризма. -------------------------------- <10> Tourism and travel related services. Schedule of Specific Commitments in Services. Protocol on the accession of the Russian Federation [Электронный ресурс]: Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/.

Таким образом, выявленные особенности правового регулирования ПИИ в сфере туризма КНР выражаются в том, что в этой стране действует ряд специальных нормативно-правовых актов. Кроме того, КНР оставила самый доходный вид туроператорской деятельности, выездной туризм, за китайскими бизнесменами. Однако некоторым СП, отвечающим достаточно жестким требованиям, все же была предоставлена возможность осуществлять услуги выездного туризма, правда, в тестовом режиме. В Российской Федерации какой-либо лимитации или требований, направленных на СП или компании со стопроцентным иностранным капиталом, в сфере туризма не предусмотрено. Китай проводит последовательную политику по либерализации своей туротрасли по отношению к иностранным инвесторам. Ограничения, предусмотренные Протоколом о присоединении к ВТО, постепенно отменяются, однако запрет на осуществление операций выездного туризма сохраняется. В то же время по мере укрепления позиций КНР как участника международных экономических отношений руководство этой страны вполне может снять названный запрет, о чем свидетельствует принятие Временных мер. В свою очередь, Российская Федерация в Протоколе о присоединении к ВТО предусмотрела для себя возможность введения по отношению к иностранным инвесторам ограничения по участию в уставном капитале созданного в РФ предприятия с иностранным участием по оказанию туристических услуг на переходный период, что является ужесточением существующей сейчас более либеральной позиции. Данная мера, пусть даже временная, может способствовать достижению положительных результатов российскими туроператорами в конкурентной борьбе с компаниями с иностранным капиталом.

Литература

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ: в ред. от 01.07.2011 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2. Schedule of Specific Commitments in Services. Protocol on the accession of the Russian Federation [Электронный ресурс]: Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/ (дата обращения: 01.02.2012). 3. Schedule of Specific Commitments in Services. Schedule of Specific Commitments on Services List of Article II MFN Exemptions [Электронный ресурс]: Всемирная торговая организация. URL: http://www. wto. org/english/thewto_e/acc_e/completeacce. htm (дата обращения: 15.03.2012). 4. (Положение "О туристических агентствах" от 21.01.2009 N 550) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=276761 (дата обращения: 06.02.2012). 5. (Конституция КНР от 04.12.1982) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=2530 (дата обращения: 31.01.2010). 6. (Временные меры "О контроле за экспериментальными совместными китайско-иностранными туристическими компаниями" от 29.08.2010 N 33) [Электронный ресурс]: Юридическая библиотека. URL: http://www. law-lib. com/law/law_view. asp? id=321902 (дата обращения: 04.02.2012). 7. Основы права Китайской Народной Республики: Курс лекций. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. 300 с. 8. Foreign firms unable to cash in on Chinese tourism boom [Электронный ресурс]: chinadaily. com. URL: http://www. chinadaily. com. cn/business/2010-ll/30/content_11629253.php (дата обращения: 21.04.2011). 9. PATA: China third largest inbound tourism destination [Электронный ресурс]: china. org. URL: http://www. china. org. cn/travel/201l-04/14/content_22356284.php (дата обращения: 24.04.2011).

------------------------------------------------------------------

Название документа