Азартные игры - только по закону
(Паламарчук А.)
("Законность", 2009, N 12)
Текст документа
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ - ТОЛЬКО ПО ЗАКОНУ
А. ПАЛАМАРЧУК
С 1 июля в стране вступил в силу запрет на организацию и проведение азартных игр вне специальных игорных зон, деятельность казино и столь популярных в народе залов игровых автоматов должна была быть прекращена. Начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А. Паламарчук рассказал корреспонденту журнала о мерах по пресечению незаконного игорного бизнеса.
Анатолий Владимирович, какие меры приняты органами прокуратуры для того, чтобы требования закона реально исполнялись?
- В этих целях Генеральный прокурор РФ поручил нижестоящим прокурорам установить действенный прокурорский надзор за соблюдением введенного запрета на осуществление деятельности игорных заведений после 1 июля 2009 г. Органами прокуратуры совместно с органами внутренних дел, контролирующими органами приняты меры по пресечению незаконной азартной деятельности.
С чем пришлось столкнуться в этой объявленной государством войне игорному бизнесу?
- Уточняю: только незаконному игорному бизнесу. Ведь под запретом оказалась не вся сфера азартных игр в целом, введены лишь ограничения, связанные с размещением игорных заведений вне специально отведенных зон. И тот факт, что они еще не созданы, не дает оснований для продолжения деятельности подобных заведений на запрещенной территории в завуалированных, но тем не менее все равно незаконных формах. Не желая мириться с потерей значительной прибыли, предприимчивые дельцы игорной индустрии пытаются обойти закон, адаптироваться к новым правилам, организуя азартные игры в сети Интернет, маскируя казино и залы под букмекерские конторы и тотализаторы, устанавливая лотерейные автоматы. Например, в Тюмени возбуждено уголовное дело по факту осуществления незаконной предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр через сеть Интернет.
Отвечая на вопрос, замечу, что правоохранительным органам пришлось столкнуться с активным противодействием со стороны организаторов незаконной азартной деятельности, которые не настроены легко сдаваться. Ведь заметьте, что до 1 июля в Москве не было ни одного лотерейного клуба, а с 1 по 10 сентября, по словам заместителя мэра Москвы, их число выросло с 22 до 32. Прокурору Москвы поручено принять меры к ликвидации всех лотерейных клубов.
А спортивный покер? Очевидно, что после введенного с 1 июля запрета на организацию и проведение азартных игр игорными заведениями значительно возрос интерес к спортивному покеру, подогреваемый активной рекламой. Исключение его из видов спорта дает ему право на существование?
- Да, действительно, Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 20 июля 2009 г. из Всероссийского реестра видов спорта исключен спортивный покер, и поэтому он становится обычной азартной игрой, организация и проведение которой не допускается за пределами игорных зон. В связи с этим лишена своего статуса общероссийской спортивной федерации общероссийская федерация спортивного покера, отменена ее аккредитация. Генеральной прокуратурой РФ предложено Министерству юстиции РФ рассмотреть вопрос о ликвидации общероссийской общественной организации "Федерация спортивного покера России".
Следует отметить, что Генеральной прокуратурой РФ также предложено Федеральной налоговой службе принять меры по приведению в соответствие с законом уставов игорных и иных заведений, а также учредительных документов юридических лиц, уставы которых предусматривают осуществление игорной деятельности вне особых зон и без специального разрешения, игнорируя требования законодательства об азартных играх.
Какие еще сферы этого вопроса оказались в поле зрения прокуроров?
- Как театр начинается с вешалки, так и любой бизнес начинается с рекламы. У всех в памяти свежи яркие, светящиеся, бросающиеся в глаза наружные рекламы казино и других игорных заведений. В соответствии с законодательством реклама товара или услуг, запрещенных в данном месте, считается недобросовестной. В этой связи в настоящее время все вывески игорных заведений на зданиях, в которых ранее осуществлялась эта деятельность, а также рекламные щиты должны быть демонтированы. Однако прокуроры повсеместно выявляют факты несвоевременного демонтажа рекламных конструкций. Ситуация усугубляется тем, что должностные лица органов местного самоуправления не всегда выполняют возложенные на них полномочия по предупреждению нарушений закона о рекламе, пресечению фактов ненадлежащей рекламы, что влечет за собой нарушение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. Не во всех случаях они принимают меры к обращению в суд с исками о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. Например, в Липецке, в принадлежащем индивидуальному предпринимателю нежилом строении вблизи остановки общественного транспорта, была размещена рекламная конструкция с изображением рулетки. В отношении этого лица прокурор возбудил производство по делу об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе), главе города внесено представление для принятия мер к демонтажу самовольных рекламных конструкций.
На любое нарушение в сфере размещения рекламы незаконной деятельности следует незамедлительная реакция прокуроров.
Какие меры применяются к нарушителям закона?
- Выявляя случаи незаконной организации азартных игр, прокуроры занимают активную и последовательную позицию по пресечению противоправной деятельности. По фактам осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и нарушения законодательства о рекламе прокуроры возбудили более 400 административных дел по ст. 14.1 и ст. 14.3 КоАП.
Эффективная мера воздействия - направление в суд заявлений о прекращении незаконной деятельности юридических лиц, попытавшихся обойти требования закона о запрете игорного бизнеса. Прокуроры направили в суды более 400 таких исков. Также в судебном порядке предъявляются требования о возложении обязанности по демонтажу незаконно размещенных рекламных конструкций.
В отношении злостных нарушителей требований закона о запрете азартных игр правоохранительные органы возбудили уже около тысячи уголовных дел, большая часть которых - по ст. 171 УК (незаконное предпринимательство). В отношении 12 подозреваемых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Изъято свыше 10 тыс. единиц игрового оборудования. Например, в Вологодской области таких дел возбуждено 54 (изъято свыше 700 игровых автоматов), прекращена деятельность 50 игорных заведений; в Тюменской - 17 (изъято 648 игровых автоматов); Новосибирской - 11 дел; Московской области - 18.
В каких случаях за незаконное предпринимательство наступает административная ответственность, а в каких - уголовная?
- Определяющий критерий при разграничении вида ответственности за нарушение запрета на осуществление деятельности по организации игорных заведений вне установленных зон - размер ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству, а также извлечение хозяйствующими субъектами дохода в крупном размере.
Как Вы считаете, достаточны ли действующие законодательные барьеры для наведения полного порядка в сфере игорного бизнеса?
- Сделаем небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в УК РСФСР была норма, предусматривавшая уголовную ответственность за систематическое предоставление или использование какого-либо помещения для проведения азартных игр на деньги (ст. 226), которая ввиду снятия запрета на этот вид деятельности в Уголовный кодекс РФ уже не вошла. Кроме того, в УК РСФСР содержалась ст. 208.1 (организация азартных игр), ст. 210 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность) предусматривала уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие азартными играми.
В связи с тем, что эта деятельность на всей территории РФ, за исключением специализированных игровых зон, снова под запретом, есть смысл дополнить уголовное законодательство специальной нормой, устанавливающей ответственность за организацию запрещенной законом игорной деятельности. В Генеральной прокуратуре РФ прорабатывается вопрос по разработке соответствующего законопроекта.
Скоро ли удастся полностью вывести игорный бизнес из подполья и когда он получит законную "прописку"?
- В настоящее время общими консолидированными усилиями удается контролировать ситуацию и противостоять незаконным проявлениям. Общество должно понять, что волевое государственное решение принято и любые попытки возрождения игорного бизнеса в каких бы то ни было замаскированных формах будут пресекаться. Поэтому не стоит сегодня собственникам игорных заведений в погоне за прибылью тратить средства на незаконное переоборудование игровых автоматов в лотерейные и уплату штрафов, находясь под реальной угрозой оказаться под стражей. Что касается законной "прописки" игорного бизнеса, то реализация масштабного проекта по его перемещению в специально отведенные зоны напрямую зависит от объемов инвестиций и активности инвесторов. Но это уже вопросы экономики, а не прокурорского надзора.
И в заключение хотелось бы порекомендовать бизнесменам не тратить свои усилия на создание нелегальных заведений, что повлечет жесткую реакцию властей, а вложить в законном порядке свои средства в развитие обозначенных законом игорных зон. Тот, кто это поймет сегодня, тот займет лидирующие позиции в будущих российских Лас-Вегасах и Макао.
А прокурорам необходимо осознать, что противодействие незаконному игорному бизнесу - это не единовременная кампания, а системная деятельность по пресечению незаконной предпринимательской деятельности всеми средствами прокурорского надзора.
Название документа