Источники и система олимпийского права

(Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 4) Текст документа

ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО ПРАВА

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев С. В., председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера олимпийского права (ОП) является наличие разных источников, его формирующих. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции. Источником олимпийского права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования международного олимпийского движения с учетом его особенностей <1>. -------------------------------- <1> Наряду с предметом, методами и принципами олимпийского права специальный нормативный материал - один из важнейших вспомогательных юридических критериев, по которым строится олимпийское право.

Поскольку международное олимпийское движение включает как отношения частноправового характера (например, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием иностранных субъектов международного олимпийского движения (МОД), основанные на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности), так и отношения публично-правового характера (в частности, отношения по публичной организации МОД), то и источниками олимпийского права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования международного олимпийского движения. Причем в ОП границы между публичным и частным правом довольно размыты, а их нормы тесно переплетаются. Источники олимпийского права могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные. Для олимпийского права характерны следующие основные внутригосударственные источники: 1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты; 2) внутригосударственный правовой обычай; 3) акты национальных спортивных организаций, задействованные в регулировании олимпийского движения; 4) судебный прецедент (в странах англо-американского права). К международным источникам ОП следует отнести: 1) международный договор; 2) международно-правовой обычай; 3) акты международных спортивных организаций; 4) нормативные (прецедентные) решения международных судов. Все эти источники ОП имеют различную природу. Внутригосударственное законодательство в области ОП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства. Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм олимпийского права. Российское внутреннее законодательство, регулирующее отношения в сфере МОД, представлено Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), рядом федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди норм Конституции РФ, касающихся сферы олимпийского движения, можно назвать п. 2 ст. 8 (о признании и защите равным образом различных форм собственности, включая иностранную), п. 4 ст. 15 (о действии общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации), п. 1 ст. 17 (о признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина), ст. 34 (о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), ст. 35 (о гарантиях права собственности), ст. 41 (о праве каждого человека на охрану здоровья), ст. 46 (о гарантиях судебной защиты прав и свобод), ст. 71 - 72 (о разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и др. ГК РФ, помимо общих норм (о сроках, о сделках, о лицах, о договорах и обязательствах и др.), подлежащих применению к частноправовым международным спортивным отношениям в сфере МОД, содержит ряд специальных норм (п. 1 ст. 2, ст. 7, ст. 140 - 141, п. 3 ст. 162 и др.) и специальный раздел VI "Международное частное право", состоящий в основном из коллизионных норм, регулирующих вопросы выбора применимого права. Коллизионные нормы в указанном разделе подразделены на общие и специальные. Общие нормы сосредоточены в основном в гл. 66 "Общие положения". Это нормы об определении применимого права, о квалификации юридических понятий при определении применимого права, об установлении содержания норм иностранного права, о взаимности, об обратной отсылке, о применении императивных норм, об оговорке, о публичном порядке, о реторсии. Специальные коллизионные нормы содержатся в гл. 67 "Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц" и гл. 68 "Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям". Нормы национального спортивного права, регулирующие отношения в сфере МОД, содержатся: - в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <2>, например в ст. 11 ("Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России"), ст. 20 ("Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий"), ст. 26 ("Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте"), ст. 35 ("Спортивные сборные команды Российской Федерации"), ст. 36 ("Формирование спортивных сборных команд Российской Федерации"), ст. 40 ("Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта"); -------------------------------- <2> Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2007. N 50. Ст. 6242.

- в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> (далее также - Олимпийский закон); -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

- в Федеральном законе от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" <4> (далее также - Закон о ГК "Олимпстрой") и др. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

Примером подзаконных нормативных актов, связанных с регулированием олимпийского движения, является Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 72 "Об утверждении Правил предоставления в 2007 году из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Заявочный комитет "Сочи-2014" субсидий для обеспечения деятельности по выдвижению г. Сочи в качестве города - кандидата на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года" <5>. -------------------------------- <5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 15.

В зарубежных странах правовые нормы об олимпийском движении закрепляются в законах о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности. Эти законы стали появляться в 1930 - 1940-х годах. В 1937 г. Закон о физической подготовке и рекреации был принят в Великобритании. В 1942 г., во времена Муссолини, несмотря на сложности военного времени, был принят Закон о спорте в Италии <6>. -------------------------------- <6> Следует отметить, что Закон от 16 февраля 1942 г. N 426 - первый Закон о спорте в Италии. Этим Законом, в частности, был учрежден Национальный олимпийский комитет Италии (КОНИ). Итальянские юристы считают, что именно данный Закон оказал огромную поддержку развитию спорта, а отдельные его статьи действуют и сегодня.

В 1961 г. Законы о физической подготовке и любительском спорте введены в действие в Канаде и Японии. В 1972 г. принят Закон о спорте в Швейцарии, а 1975 г. - в Греции и во Франции. В 1978 г. Закон о любительском спорте принял Конгресс США. Вместе с тем вплоть до 1980-х годов число стран, принявших законы о спорте, физической подготовке, спортивной деятельности, было довольно ограниченно. С первой половины 1980-х годов число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается (Аргентина, 1992; Португалия, 1990; Финляндия, 1980; Франция, 1984, 1992; Италия, 1984; Испания, 1988, 1990; Польша, 1996; Украина, 1993, и др.). После распада социалистического лагеря по этому пути пошли почти все страны Восточной Европы. Примечательно, что с 2006 г. во французском законодательстве действует Спортивный кодекс Франции. Относительно регулирования МОД для многих законов характерны общие положения, отражающие отношение государства, его законодательных и исполнительных органов, национальных спортивных организаций к утвержденным хартиям, уставам, регламентам и другим нормативным документам международных спортивных организаций, и прежде всего Международный олимпийский комитет (МОК) и международные спортивные федерации (МСФ); определяющие порядок разрешения спорных ситуаций в спорте; регламентирующие борьбу с допингом в спорте и др. Внутригосударственный правовой обычай - это сложившееся правило поведения, которого обязаны придерживаться стороны частноправового отношения, но не закрепленное в законодательстве. Его особенностью является то, что он создается и санкционируется государством в рамках его внутреннего права. Обычаи делового оборота признаются источниками международного частного права (ст. 5, 6, 309, 311, 314, 421, 427, 431 ГК РФ и др.). В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота, под которым подразумевается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно или нет в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применимы исключительно в сфере спортивного предпринимательства, весьма распространенного на сегодняшний день в области олимпийского движения. Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору. Правовые обычаи используются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Довольно широкое распространение и использование в сфере регулирования олимпийского спорта находят акты национальных спортивных организаций, многие нормы которых, так или иначе, задействованы в регламентации общественных отношений в данной сфере с международным (иностранным) элементом. Такие акты регулируют спортивные отношения, в том числе касающиеся МОД, на уровне спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, учредительные документы, регламенты, регулирующие проведение международных соревнований). Учредительные документы должны непосредственно регламентировать деятельность спортивных организаций, включая их международную деятельность в сфере олимпийского движения. Речь идет об уставах национальных олимпийских комитетов (НОК), положениях профессиональных лиг, союзов, клубов. Так, ст. 3 Устава Олимпийского комитета России (принят Учредительным съездом 1 декабря 1989 г.) определяет, что для достижения своих уставных целей ОКР в установленном законом порядке, в частности, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, вступает в международные негосударственные объединения, поддерживает прямые международные контакты и связи, заключает соответствующие соглашения. Несомненный интерес представляют акты национальных спортивных организаций ведущих зарубежных футбольных держав, например Франции. Так, Профессиональная футбольная лига Франции (ПФЛФ) действует на основании Устава, принятого в 1994 г. Закрепленные в нем нормы определяют цели, предмет деятельности, юридический статус, атрибутику, членство в организации, положения об участниках, членах, учредителях, основы финансовой и других направлений деятельности и управленческих отношений внутри организации, а также порядок международной деятельности <7>. -------------------------------- <7> Сравнительный анализ Устава Российского футбольного союза (РФС) (1995) и Устава Профессиональной футбольной лиги Франции (1994) показал, что правовое обеспечение деятельности РФС по многим аспектам уступает ПФЛФ. Косвенно об этом говорят даже объемы самих документов: Устав РФС составляет 28 страниц, Устав ПФЛФ - 234 страницы.

К этой группе относятся спортивные хартии и иные аналогичные документы национальных спортивных организаций, в частности устанавливающие правовое взаимодействие с другими национальными и международными спортивными организациями, в том числе с профессиональными спортивными клубами и их объединениями. Так, Французская федерация футбола (ФФФ) делегирует ПФЛФ право руководства профессиональным футболом. При этом согласно Хартии профессионального футбола Франции профессиональные клубы, входящие в ПФЛФ, обязаны предоставлять в распоряжение ФФФ своих игроков для участия в матчах олимпийского турнира, чемпионатах мира, Европы и других международных встречах. Причем ФФФ выплачивает клубам компенсацию за каждого игрока-профессионала, задержанного для участия в международных соревнованиях <8>. -------------------------------- <8> См.: Хартия профессионального футбола Франции: Пер. с фр. М., 1999.

Особенностью этой группы источников ОП является то, что "правовые пробелы", допущенные при разработке нормативной базы спорта, становятся более очевидными именно на этом уровне. Судебный прецедент (precedent) как правовой источник характерен для государств с так называемым общим правом (common law), к которым относится большинство англоязычных стран - Великобритания, США, Австралия и др. В самом общем виде суть судебного прецедента и прецедентного права вообще состоит в том, что решение, вынесенное судом по какому-либо конкретному делу, становится обязательным для всех судов той же либо низшей инстанции при вынесении решений по аналогичным делам. Так, в 1963 г. в деле Истем против "Ньюкасла Юнайтед" английский суд принял решение, что комбинированная трансферная система (удержания-перехода футболиста) содержит в себе необоснованный запрет на занятие спортсменами профессиональной деятельностью и значительно превышает те рамки, которые необходимы для защиты интересов клубов, что не согласуется с доктриной restraint of trade. Доктрина restraint of trade представляет один из основополагающих институтов англосаксонской правовой системы, в соответствии с которым никто не может быть ограничен в праве заниматься профессиональной деятельностью, если такое ограничение при этом не является обоснованным. Названным судебным решением существовавшая в Англии до 1963 г. трансферная система была признана противоречащей данной доктрине, что привело к незамедлительному изменению системы переходов футболиста из клуба в клуб. Теперь по истечении срока трудового договора клуб обязан был либо предложить спортсмену новый договор, либо отпустить игрока без выплаты компенсации. Тем самым Великобритания стала первой страной, где национальная трансферная система подверглась либерализации до принятия Европейским судом пресловутого решения по делу Босмана <9>. -------------------------------- <9> См. об этом подробнее: Алексеев С. В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2010. С. 442 - 445.

Сущность судебного прецедента хорошо выразил член Верховного суда США Л. Д. Брэндейс (1932): "Члены суда покорно извлекают уроки из практического опыта и смиренно склоняют головы перед силой более убедительных доводов, признавая, что процесс проб и ошибок, столь плодотворный в физике и естествознании, применим и в отправлении правосудия". В настоящее время наблюдается тенденция к сближению англосаксонской и романо-германской систем права, и в этой связи судебный прецедент как источник права получает развитие и в континентальных странах - Германии, Швейцарии, Испании, Италии и др. В этих державах, традиционно ориентированных на внутригосударственное законодательство в широком смысле слова, характерны, в частности, пристальное внимание к прецедентному праву и попытки сориентироваться в нормотворческой деятельности на достижения, примеры и выводы судебно-арбитражной практики. В России источником права выступает нормативный правовой акт (иногда, как уже говорилось, применяется также правовой обычай). Вопрос о роли судебной практики как источника права по меньшей мере спорен <10>. Превалирует точка зрения, что суд не создает правовых норм, это прерогатива законодательной ветви власти. В то же время постановления высших судебных инстанций всегда имели важное значение для формирования единообразной правоприменительной практики и рассматривались как акты судебного толкования норм права. -------------------------------- <10> См.: Судебная практика в советской правовой системе / Под ред. С. Н. Братуся. М., 1975. С. 8 - 17; Зивс С. Л. Источники права. М., 1981. С. 186 - 193; Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992. С. 26 - 27; Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 145 - 194.

Однако в последнее время ситуация меняется. Роль и значение актов высших судебных инстанций повышаются. Так, постановления Конституционного Суда РФ, безусловно, имеют правообразующее значение. Юридическая сила постановлений Конституционного Суда РФ такова, что они действуют непосредственно, являются окончательными, вступают в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <11>). Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. -------------------------------- <11> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1273.

Важнейшим источником ОП являются международные договоры, удельный вес которых в общем спектре всех источников ОП постепенно возрастает. Это обусловлено прежде всего закономерностями современного развития международного олимпийского движения, в том числе совершенствованием системы управления МОД. Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие. Иными словами, договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм (т. е. текста договора) и признания таких норм в качестве юридически обязательных (или рекомендательных) для государств - участников договора. Международные договоры в области ОП регулируют правоотношения главным образом с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права (спортсменов, спортивных организаций и т. д.), но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Конституция РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Это означает, что международные договоры России являются на ее территории документами прямого действия, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Разъяснение данной конституционной нормы содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <12>, согласно которому "в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора". -------------------------------- <12> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1.

Международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров <13>. -------------------------------- <13> См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов применяются, в частности, к спортивным отношениям в сфере олимпийского движения с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. В выполнение международных обязательств вовлекается широкий круг государственных органов, организаций, физических лиц, поскольку "подавляющее большинство международно-правовых норм реализуется через национальный организационно-правовой механизм" <14>. Эта деятельность регулируется внутригосударственным правом, в котором растет число актов, посвященных выполнению международных обязательств. -------------------------------- <14> Гавердовский А. С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С. 60.

Отношения в сфере МОД опосредуются нормами как международных документов общего характера, так и специальных, посвященных непосредственно международному спортивному движению. Основу регулирования международных отношений, возникающих в сфере олимпийского движения, составляют нормы общего международного права, включая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры общего характера. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах Организации Объединенных Наций, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Нормы общего международного права регламентируют сотрудничество государств в различных сферах международных отношений, и действие ряда таких норм распространяется в том числе на международное олимпийское движение. Так, в Уставе Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) <15> провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни. В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека <16>, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек может обладать всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) (Рим, 4 ноября 1950 г.) <17> провозглашает, в частности, права на свободу мирных собраний и на свободу объединений и т. д. -------------------------------- <15> См.: Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7 - 33. <16> Российская газета. 1995. 5 апреля. <17> Бюллетень международных договоров. 1998. N 7. С. 3 - 18, 20 - 35.

Вместе с тем одних норм общего международного права недостаточно для регулирования взаимоотношений государств и других субъектов, возникающих в международном олимпийском движении. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно МОД. Такие международные договоры могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными. Двусторонние договоры заключаются только двумя государствами и действуют исключительно в их взаимных отношениях. К ним, например, относятся: - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области культуры, образования и спорта (Мехико, 20 мая 1996 г.) <18>; -------------------------------- <18> Бюллетень международных договоров. 1997. N 7.

- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности (Москва, 19 февраля 2002 г.) <19>. -------------------------------- <19> Бюллетень международных договоров. 2003. N 12.

В многосторонних договорах (конвенциях) участвуют несколько государств, принимающих взаимные обязательства. Чем шире круг государств-участников, тем выше эффективность применения заложенных в договоре норм и принципов. В их ряду, например: - Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей, ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) <20>; -------------------------------- <20> Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.

- Международная конвенция против апартеида в спорте (Нью-Йорк, 16 мая 1986 г.) <21>. -------------------------------- <21> Официально опубликована не была.

Международные договоры подразделяются также на региональные и универсальные. К региональным относятся договоры, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств. Примером регионального международного договора в сфере олимпийского движения является Конвенция против применения допинга ETS N 135 (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) <22>. -------------------------------- <22> Бюллетень международных договоров. 2000. N 2.

Универсальные договоры включают в состав государств-участников государства, принадлежащие к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. Признак универсальности позволяет резко расширить круг субъектов, участвующих в таких договорах, поскольку не предполагает введения каких-либо ограничителей территориального или иного характера. Таким договором, например, является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) <23>. -------------------------------- <23> Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Ратифицирована Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. N 240-ФЗ. Для исполнения Конвенции требуется принятие федерального закона, регулирующего вопросы борьбы с допингом в спорте.

Особую группу договорных источников ОП составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т. п., положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Иными словами, положения этих документов относятся к нормам так называемого мягкого права. Среди них есть универсальные, например Международная хартия физического воспитания и спорта (Париж, 21 ноября 1978 г.); есть региональные, например Спортивная хартия Европы (Родос, 14 - 15 мая 1992 г.), Европейский манифест "Молодые люди и спорт" (Лиссабон, 17 - 18 мая 1995 г.); Рекомендация Европейского совета "Молодежь и спорт высших достижений" (N 1292, 1996 г.), Декларация "Спорт, терпимость и чистая игра" (Амстердам, 11 апреля 1996 г.) <24>. С содержащимися в этих документах международными рекомендациями субъекты ОП при осуществлении спортивной деятельности должны считаться и должны исполнять их по доброй воле. -------------------------------- <24> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 206 - 224.

Международные акты по вопросам олимпийского движения, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в сферах олимпийского спорта, не регламентируемых специальными договорными императивными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию олимпийского движения, носящих обязательный характер (т. е. нормы "мягкого права" постепенно переходят в разряд "жесткого права" - в соответствующие международные договоры и т. п.) или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев. Международные договоры играют все более значимую роль на современном этапе развития олимпийского права, что объясняется их природой. Именно международные договоры позволяют сформировать унифицированные нормы ОП. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, максимально широкого развития отношений в сфере олимпийского движения между субъектами различных государств. Объективно существующие различия в регулировании спортивных отношений в каждом государстве, выступающие как барьеры на пути функционирования и развития олимпийского спорта, могут быть устранены именно с помощью межгосударственной унификации норм ОП. Нормативная основа ОП берет свое начало не только из каких-либо договоров между государствами, а из международных соглашений между специализированными спортивными учреждениями, многие из которых являются общественными организациями, независимыми от своих национальных правительств. Примерами таких соглашений могут служить: - соглашение на организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, заключаемое Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России, городом Сочи и оргкомитетом по проведению Олимпийских игр (ОКОЙ) (оргкомитет "Сочи-2014"); - соглашение между Международной федерацией хоккея с шайбой (ИИХФ) и национальными ассоциациями ИИХФ о переходах игроков в/из НХЛ (Национальная хоккейная лига) и др. Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется на протяжении более или менее длительного периода и выступает как доказательство постоянства, единообразия и всеобщности практики. Наряду с нормативным содержанием формируется юридическая обязательность, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов. Международные обычаи как источник ОП занимают особое место в иерархии его источников. Совершенно очевидно, что по удельному весу и значимости обычаи уступают место другим источникам ОП, однако в ряде случаев именно они незаменимы в качестве правового регулятора складывающихся в рассматриваемой сфере отношений. Особенно велико значение международных обычаев в международной торговле олимпийской продукцией. В сфере международной торговли сложившиеся в практической деятельности обычаи и обыкновения делового оборота подвергаются неофициальной кодификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), результатом которой выступают сборники унифицированных правил и обычаев, применяемых при наличии на них ссылки в контракте. Яркий пример - Международные правила толкования торговых терминов 1990 г. (Правила ИНКОТЕРМС), опубликованные МТП <25>. Следует отметить, что юридическую силу имеет не сборник как публикация МТП под определенным номером, а сами нормы, в нем содержащиеся. -------------------------------- <25> См.: Материалы Международной торговой палаты (Библиотека юриста-международника). М., 1992.

Характерным примером международного обычая являются также Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. (Принципы УНИДРУА) <26>, тоже применяемые при наличии на них ссылки в контракте. Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, членом которой является Российская Федерация. -------------------------------- <26> Закон. 1995. N 12. С. 82 - 92.

Ссылку на международно-правовой обычай содержит ст. 1186 ГК РФ, устанавливающая, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. Большинство источников, на основе которых формируется олимпийское право, - это нормативные акты международных спортивных организаций. Основные принципы, нормы и правила функционирования олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета <27> - кодекса организации и реализации олимпийского движения. -------------------------------- <27> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 115 - 159.

К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК <28>, МПК, международных федераций по видам спорта <29> и многих других международных спортивных организаций (МСО). -------------------------------- <28> Олимпийская хартия является также уставом Международного олимпийского комитета. <29> См., например: Международная федерация футбола. Устав. Регламент: Пер. с англ. М., 1996.

Характерный пример источников ОП рассматриваемой категории - нормативные документы международных спортивных федераций, регламентирующие порядок организации и проведения международных спортивных соревнований (например, Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) на 2008 г. <30>). -------------------------------- <30> URL: http:// rusathletics. com/ sor/ docs/ pravila2008.pdf.

Нарушения норм, содержащихся в уставах, регламентах, правилах и других нормативных документах МСФ, соответствующие наказания, организация и функционирование органов, отвечающих за вынесение решений, а также порядок рассмотрения дел в этих органах регламентируются дисциплинарными кодексами <31>. В качестве примера такого акта можно сослаться на Дисциплинарный кодекс Международной федерации футбола, принятый в соответствии с п. 4 ст. 54 Устава ФИФА <32>. -------------------------------- <31> Специфика международного спортивного порядка проявляется, в частности, в способности международной спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способности гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций. <32> См.: Дисциплинарный кодекс ФИФА. Международная федерация футбола: Пер. с англ. М., 2005.

Основополагающими международными документами рассматриваемой категории, на которых строится борьба с допингом, выступают Медицинский кодекс МОК <33> и Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА <34>. -------------------------------- <33> См.: Алексеев С. В. С. 565 - 581. <34> URL: http://www. wada-ama. org.

Нормативное регулирование организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда также осуществляется источниками ОП данной категории, в частности Кодексом спортивного арбитража <35>, специальными регламентами разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр <36>, и другими документами. -------------------------------- <35> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 638 - 656. <36> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 657 - 673.

К источникам ОП можно отнести также нормативные (прецедентные) решения международных судов. Ярким примером здесь может служить решение по делу С-415/93 Union Royale de Societes de Football v. Jean-Marc Bosman, принятое Европейским судом справедливости в Люксембурге в 1995 г. и ставшее прецедентным для международной трансферной и соревновательной системы. До этого решения футболисты большинства стран, у которых истек срок трудового договора с клубом, не имели права перейти в другой клуб до тех пор, пока работодатель не получит за них трансферную сумму или официально не откажется от нее. Кроме того, национальные и международные организации могли устанавливать лимиты на доступ иностранных игроков к проводимым ими соревнованиям. 15 декабря 1995 г. было вынесено судебное решение, признающее незаконной трансферную систему, по которой игрока должны были покупать у прежнего клуба даже по истечении срока контракта, а также незаконным правило, запрещающее всем национальным и международным организациям включать в свои регламенты нормы и правила, ограничивающие доступ игроков-иностранцев к соревнованиям, которые эти организации проводят. Важнейшим регулятором международных спортивных отношений, играющим значительную роль в современном МОД, являются нормы профессиональной, спортивной этики. Так, поведение участников международного олимпийского движения, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, спортивных болельщиков и зрителей, представителей спортивных властей должно, помимо прочего, определяться социальными нормами и правилами профессиональной, спортивной этики. В этой связи названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: "Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе". В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики "Справедливая игра - путь к победе" <37>. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе. -------------------------------- <37> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 225 - 228.

Основной целью Кодекса является обеспечение справедливой игры в детско-юношеском спорте исходя из того, что в будущем молодые спортсмены станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к привлечению молодежи к участию в спорте. Кодекс включает положения о праве детей и юношества беспрепятственно участвовать в спортивной деятельности и наслаждаться ею, а также обязанности учреждений и взрослых лиц распространять среди них правила справедливой игры и обеспечивать их уважение и соблюдение. В Кодексе дается определение понятия "справедливая игра". Данное понятие предполагает большее, чем просто следование соответствующим правилам спортивной деятельности: оно включает понятия дружбы, уважения и доброжелательной атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра согласно положениям Кодекса - это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию. Нормы Кодекса направлены на решение проблем утверждения в современном спорте гуманных, добрых взаимоотношений. "Добро есть вечная высшая цель нашей жизни" - это изречение Л. Н. Толстого должно стать законом для всех, кто задействован в современном спорте. Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая при соблюдении правил справедливой игры обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт признается также как вид индивидуальной деятельности, которая при ее справедливом проведении предоставляет возможности самовыражения, самоусовершенствования и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства, социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, сохранения и укрепления здоровья и благополучия. В Кодексе говорится, что вовлечение в занятия спортом - задача государства и общества, располагающего широкой сетью клубов, а также работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому речь идет об ответственности за некоторые виды нарушений, что должно, в частности, способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде. В 1995 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась первая международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторы - МОК и ООН (Программа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП). Сто двадцать делегатов представляли различные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью. На конференции было отмечено, что 3 млрд. человек, т. е. около половины землян, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. человек. При этом более 1 млрд. городского населения проживают в условиях высоких уровней воздушных загрязнений, что для активно занимающихся спортом особенно опасно. В связи с этим Комиссия по спорту Европейского союза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого является необходимость гарантировать возможно большему числу людей оптимальные условия для занятий спортом. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды. Взаимоотношение спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены Международным олимпийским комитетом в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей поиска путей, гарантирующих защиту окружающей среды. На основе данного документа специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовки материальной части при организации отдыха в естественной природной среде <38>. -------------------------------- <38> См.: Алексеев С. В. Указ. соч. С. 229 - 230.

Положения рассмотренных Кодексов и других аналогичных документов не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать их нормам может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности. В современном международном праве активно идет процесс разветвления его структуры, систематизации действующих норм в целях фиксации наличия норм, уточнения их содержания, устранения несогласованности между ними, восполнения пробелов, обновления или создания новых норм. Немаловажна в этом процессе и роль олимпийского права. Олимпийское право - составная часть международного спортивного права. Вместе с тем системность как существенное качество права в полной мере присуща и ОП. Как любая материя состоит из атомов, так и первичным элементом олимпийского права являются нормы (от лат. norma - правило, образец). Нормы, входящие в структуру ОП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т. е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития ОП. Принципы права пронизывают всю материю ОП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы ОП в отдельные правовые институты. Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе ОП может выступать субинститут. Олимпийское право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий - норм, субинститутов и институтов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть международного спортивного права. Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с принципами также само международное олимпийское движение. Именно оно позволяет "замкнуть" разные по своей природе категории в единый слаженный механизм. Система ОП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается под давлением национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа ОП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы ОП. Многие институты и субинституты ОП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран - ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие ОП со стороны государств вообще и высокоразвитых спортивных держав в особенности усиливается. В структуру ОП входят все виды институтов и субинститутов. В составе ОП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к ОП и смешанные (т. е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные. Краеугольным камнем ОП являются нормативные документы МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки. В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся олимпийской проблематики и охватывающих различное количество спортивных держав. В ОП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений в сфере МОД на региональном уровне (например, в Европейском союзе). Кроме того, в состав ОП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения в сфере МОД. Наконец, нормы ОП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения в сфере МОД, осложненные международным (иностранным) элементом. При систематизации ОП его нормы можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, субинституты и институты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международное олимпийское движение, а в Особенную - нормы, субинституты и институты, регулирующие лишь отдельные вопросы, "срезы", группы спортивных отношений, складывающихся в МОД. Следовательно, в Общую часть ОП можно включить нормы, субинституты и институты, закрепляющие: - принципы ОП; - правовое положение МСО в сфере международного олимпийского движения; - правовой статус государств в сфере МОД; - правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов ОП; - статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и других индивидуальных субъектов ОП и др. В Особенную часть ОП входят следующие институты: - правовые основы организации и проведения олимпийских и сопряженных с ними соревнований; - правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере олимпийского движения; - регулирование налоговых отношений в сфере МОД; - регулирование трудовых и социальных отношений в сфере МОД; - международное регулирование борьбы с преступностью в сфере МОД; - регулирование противодействия применению допинга в международном олимпийском движении; - регулирование рассмотрения и разрешения спортивных споров в сфере МОД и др. Таким образом, ОП своими корнями имеет акты национального права и международные акты (включая акты международного публичного и международного частного права), которые определяют комплексную природу и генезис ОП, обусловливая в конечном счете его относительно обособленный характер и тесное взаимодействие с различными правовыми отраслями и системами. Объем юридических норм, задействованных в процессе регулирования международного олимпийского движения, постоянно увеличивается. ОП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в олимпийском праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его во многом "мягкости" или даже некой "незрелости". Это касается и проблем отстранения спортсменов и тренеров от участия в Олимпийских играх, и очевидного недостатка "структуродержащих" международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т. п. В последнее десятилетие XX и в начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного олимпийского движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международного олимпийского движения. Таким образом, ОП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого отрезка времени. Динамика развития ОП неодномерна и непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм ОП, в том числе на основе нормативных документов МСО, международных договоров и соглашений, и к их универсализации. Все это и многое другое превращают олимпийское право в один из важнейших и применяемых участков права и диктуют необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и активного совершенствования.

------------------------------------------------------------------

Название документа