К определению понятия личного неимущественного права на здоровье

(Толстая Е. В.) ("Российская юстиция", 2009, N 11) Текст документа

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОГО НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ

Е. В. ТОЛСТАЯ

Толстая Е. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В статье анализируются некоторые элементы, составляющие содержание личного неимущественного права граждан на здоровье. Исследуется позиция Всемирной организации здравоохранения и европейских ученых касательно здоровья как субъективного права и субъективного понятия.

Несомненный интерес для исследования представляет право на здоровье в системе личных неимущественных прав. Содержание рассматриваемого права неразрывно связано с владением, пользованием, распоряжением и защитой личного неимущественного права человека. Пытаясь определить содержание личного неимущественного права гражданина на здоровье, следует помнить, что каждая страна должна стремиться к наиболее полной реализации всего объема личных неимущественных прав человека. Концепция содержания очень тесно связана и с защитой прав человека от ограничений, которые присутствуют во многих нормативных актах. Эта защита может носить общий характер или применяться к каким-то конкретным положениям. Защита неимущественного права определяет, в какой степени то или иное право гражданина может быть подвергнуто ограничениям. Каждое право должно указывать тот минимум гарантий, не выполняя который государство и общество будут нарушать свои обязательства по соблюдению данного права. В этот уровень, на наш взгляд, входят первичная медицинская помощь, право на здоровую окружающую среду, необходимое питание, право на жилище, право на психическое благополучие, право на физическую неприкосновенность. В процессе споров об экономических и социальных правах человека концепция содержания права на здоровье не получила должного освещения. Содержание права на здоровье в данный момент определено недостаточно четко. В первую очередь следует задаться вопросом: что такое минимум применительно к здоровью? Это влечет за собой следующий вопрос: какой минимум может обеспечить человеку такой уровень здоровья, чтобы гражданин мог вести достойную жизнь и выполнять свои функции в обществе? Здоровье, однако, является крайне субъективным понятием, поэтому понятие уровня здоровья, физиологических потребностей намного больше зависит от географии и социального положения человека, в связи с чем и формируются представления о достойном жилье или образовании. Таким образом, если определение "нормальных жилищных условий" или "минимального образовательного стандарта" еще представляется более или менее реальным, то определить, что является "существенным", "принципиальным" для здоровья гражданина, крайне затруднительно. В литературе предпринимались попытки дать определение здоровья в менее абсолютных терминах, чем это сделано в уставе Всемирной организации здравоохранения, которая определяет здоровье как состояние "полного физического, психического и социального благополучия". По сути, ВОЗ в своей Стратегической программе "Здоровье для всех" дает такое определение, говоря о необходимости "такого уровня здоровья, который позволил бы всем людям во всех странах мира продуктивно работать и активно участвовать в жизни своего общества" <1>. -------------------------------- <1> ВОЗ. Глобальная стратегическая программа "Здоровье для всех к 2000 году" // Словарь терминов, 1984. Раздел 1. Глава II.

В европейских странах деятели науки предлагают более функциональные и умеренные определения здоровья, которые дали бы возможность определить самые насущные нужды в области здравоохранения. Учитывая возрастающие запросы, предъявляемые к этой области, появилась необходимость их нормирования и установления приоритетов. В предлагаемых определениях акцент делается скорее на более узком по смыслу словосочетании "медицинская помощь", нежели на непосредственно праве на здоровье. В этой связи заслуживает внимания предлагаемое определение здоровья, основанное на принципе автономности человеческого существа: "Здоровье есть автономность, достаточная для адаптации человека к меняющимся условиям человеческой жизни и обучения тому, как справляться с реальностью страдания и смерти" <2>. Также ученые отмечают, что здравоохранение должно обеспечивать достижение определенного набора обычных возможностей, которые в любом обществе предусмотрительные люди обычно вырабатывают для себя. То есть здоровье понимается как возможность нормального функционирования каждого гражданина - члена общества. -------------------------------- <2> Тобес Б. Право на здоровье: теория и практика / Перевод с английского. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 310.

Здоровье также можно представить как возможность гражданина эффективно выполнять необходимые и требуемые функции в конкретной окружающей среде, и, учитывая тот факт, что среда постоянно меняется, здоровье - это и постоянный процесс адаптации к бесчисленным микробам, раздражениям, стрессам и другим проблемам, с которыми человек сталкивается повседневно в своей жизни. На основе таких более узких и функциональных определений предпринимались попытки определить минимальный список медицинских служб, доступ к которым должен предоставляться гражданам. Нас интересует, однако, помогают ли подобные определения выявить принципиальное содержание права на здоровье. Такой критерий, как "возможность функционировать в обществе", например, не дает нам в этом отношении ничего, кроме возможности составить очень приблизительный список насущных медицинских служб. Можно предположить, что в соответствии с этой концепцией лечение сломанной ноги важнее искусственного оплодотворения. Здоровая нога позволит человеку работать и удовлетворять свои необходимые нужды, а беременность и рожденный впоследствии ребенок не является решающим фактором для возможности функционировать в обществе. Таким образом, можно прийти к выводу, что помощь лицам с ограниченной трудоспособностью должна обладать приоритетом над инвестициями в сферу искусственного оплодотворения. Такие разновидности классификации, впрочем, являются слишком общими и грубыми для того, чтобы лучше прояснить содержание права на здоровье. Все вместе эти попытки являются недостаточно гибкими для того, чтобы на их основе определить, что же составляет неотъемлемую часть права на здоровье. Для определения смыслового ядра права на здоровье необходимо понять, какие из этих элементов являются самыми существенными с точки зрения личных неимущественных прав гражданина. В этом нам могут оказать существенную помощь документы и программы, разработанные специализированными организациями, например Стратегические программы ВОЗ "Здоровье для всех" и "Первичная медицинская помощь". В этих документах содержание права на здоровье, по сути, определяется с политической точки зрения. В Программе "Здоровье для всех" сказано, вполне в соответствии с идеей содержания права на здоровье, что "существует нижний порог здоровья, за которым не должен существовать ни один человек ни в одной стране". Для определения этого порога в Программе формулируется ряд элементов, входящих в понятие первичной медицинской помощи. Такая медицинская помощь должна включать в себя следующие составляющие: просвещение относительно главных проблем, связанных со здоровьем, о способах их предотвращения и контроля; правильное и достаточное питание; обеспечение чистой водой и поддержание минимальных санитарных условий; медицинскую помощь матерям и детям, включая службы по планированию размера семьи; иммунизацию от основных инфекционных заболеваний; необходимое лечение наиболее распространенных болезней и травм; обеспечение минимально необходимого набора лекарств. Если мы соединим элементы, перечисляемые Программами ВОЗ, с компонентами объема права на здоровье, с пересекающимися элементами права на здоровье, то мы сможем охарактеризовать следующий перечень как содержащий элементы права на здоровье - медицинская помощь матерям и детям, включая службы по планированию семьи; иммунизация от основных инфекционных заболеваний; необходимое лечение наиболее распространенных болезней и травм; обеспечение минимально необходимого набора лекарств; наличие необходимого количества чистой воды и удовлетворительных санитарных условий; отсутствие серьезных угроз для здоровья со стороны окружающей среды. В Программе "Здоровье для всех" упомянуты и такие пункты, как информация о главных угрозах здоровью, о способах их предотвращения и контроля, а также правильное и достаточное питание. На наш взгляд, содержание личного неимущественного права гражданина на здоровье должно проясняться в процессе обсуждения. Поскольку, однако, право на здоровье практически не рассматривается учеными-цивилистами, академические размышления могут помочь прояснить содержание права на здоровье и тем самым способствовать его использованию юристами. Предложенные изыскания не следует рассматривать, как попытки окончательно определить содержание этого права, скорее всего, это желание внести свой вклад в дискуссию по данному вопросу. Содержание любого личного неимущественного права не является чем-то статичным, со временем оно претерпевает значительные изменения.

------------------------------------------------------------------

Название документа