О необходимости внесения изменений в программы подготовки специалистов туристско-гостиничного комплекса Краснодарского края

(Золотарева И. Д.)

("Туризм: право и экономика", 2009, N 2)

Текст документа

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНОГО

КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

И. Д. ЗОЛОТАРЕВА

Золотарева И. Д., профессор кафедры философии и истории Южного института менеджмента, заведующая аспирантурой, доцент, кандидат юридических наук.

Процесс интеграции российского общества в мировое экономическое, научное и образовательное пространство, предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи 2014 г. ставят вопрос о необходимости подготовки квалифицированных специалистов туристско-гостиничного комплекса, адекватных требованиям рынка труда. Для обслуживания спортсменов, гостей Олимпиады в отелях, гостиницах должны работать менеджеры, умеющие свободно говорить на иностранных языках, владеющие современными компьютерными технологиями. Для того чтобы к началу Олимпиады таких специалистов было достаточно, необходимо сегодня принять меры к их подготовке.

Высокая инвестиционная привлекательность Краснодарского края, вызвавшая приход в регион международных компаний и корпораций, установление предприятиями края связей с зарубежными партнерами уже обусловили повышенный спрос на специалистов с хорошим знанием иностранных языков, компьютерных технологий. Острый дефицит таких высококлассных специалистов наблюдается уже сейчас. Качественное владение иностранным языком становится одним из факторов конкурентоспособности молодых специалистов, и практически исчезает необходимость мотивировать его изучение. Но возникает противоречие между объективной необходимостью и реальным положением дел.

Как правило, иностранный язык студенты изучают на 1 - 2-х курсах, и за три последующих года до окончания, не имея активной разговорной практики, забывают его. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования отводится суммарно всего лишь 340 аудиторных часов для занятий по иностранному языку (1-й + 2-й курс), что не может обеспечить его знание на хорошем уровне.

Нам представляется необходимым внести корректировки в учебные планы подготовки выпускников по специальности "Менеджмент организации", предоставив им возможность изучать иностранный язык до 5-го курса включительно со сдачей государственного экзамена. Изменение содержания и методов обучения должно происходить в рамках контекстного обучения, которое носит прежде всего практико-направленный характер. При данном типе происходит моделирование социального содержания будущей профессиональной деятельности, воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты профессиональной деятельности, отношения занятых в ней людей. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Перспективным является применение метода проектов, позволяющее продемонстрировать студентам практическую значимость приобретаемых ими знаний. Преподавание некоторых дисциплин должно быть на иностранном языке.

В современных условиях велика роль профессионалов в области информационных и социальных технологий: именно они в значительной степени являются носителями социально-технологического, алгоритмического и системного анализа, необходимого для воспроизводства процессов глобальной информации. Скорость технологического обновления достигла такой величины, что профессиональные знания стали устаревать еще до того, как выпускники станут применять их на практике. Введена специальная единица "период полураспада компетентности", показывающая продолжительность времени с момента окончания вуза, когда новая научно-техническая информация вызывает уменьшение компетентности специалистов на 50%. В последнее время этот срок исчисляется 3 - 5 годами, не более.

Современный специалист должен владеть информационными компетенциями, которые позволят ему получать пользу от доступа к ресурсам знаний, а также включать опыт других в свое образование. Сегодня эта составляющая в учебной программе недостаточна и должна быть значительно увеличена.

Одной из важнейших прикладных задач для вузов является организация практики, стажировки студентов на предприятиях туристско-гостиничного комплекса, туристических фирмах в летний период, позволяющая им приобрести навыки профессиональной подготовки.

Таким образом, подготовка специалистов с отличным знанием иностранных языков, современных компьютерных технологий для туристско-гостиничного комплекса края позволит не только провести на высоком уровне Олимпиаду, но и будет способствовать созданию положительного имиджа и, следовательно, притоку зарубежных туристов на курорты Краснодарского края.

------------------------------------------------------------------

Название документа