Защищать Родину без оружия

(Стасеев Е. Е.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 2) Текст документа

ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ БЕЗ ОРУЖИЯ

Е. Е. СТАСЕЕВ

Стасеев Е. Е., спортивный юрист, генеральный директор юридической фирмы ЗАО "Компания ЛОУРЕНТ", член рабочей группы по совершенствованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.

Существующая геополитическая обстановка в мире все более отчетливо свидетельствует о его многополярности. Последние события показывают, что большинство стран, относящихся в экономическом смысле к "не достаточно развитым", демонстрируют свою военную мощь и тем самым заявляют о самостоятельности в вопросах обеспечения собственной безопасности, производстве наступательного вооружения и, как следствие, об укреплении своей позиции на международной арене. Российская Федерация уже давно на основе своей оборонной доктрины придерживается мирного сосуществования с другими странами и заинтересована в их мирной политике по отношению к нам и другим странам. Российское руководство неоднократно выступало с разнообразными предложениями к мировому сообществу, однако сложившееся за рубежом негативное общественное мнение о нашей стране оставляет наши благородные порывы без ответа. Очевидно, что уже недостаточно нашего научного и военно-технического превосходства, которое для сознания обывателя-иностранца всегда было недоступным для понимания. Военно-техническое превосходство может быть доказано только в условиях военных действий, что никак не способствует укреплению мира и безопасности, а научная деятельность осуществляется в столь разноплановых областях, что ее достижения сложно связать с конкретным государством. Повышение роли России в мировой политике за последние годы стало важнейшей проблемой, тем более что оборонная политика любого государства предполагает не только создание условий для своевременного реагирования на действия противника, но и подавление в зародыше самой мысли об осуществлении вооруженной агрессии путем демонстрации государством своей мощи, как военной, так и экономической, культурной, научной. Только развитые в совокупности данные составляющие являются показателем сильного государства. Как ни странно, но еще с древних времен самым эффективным средством сблизить нации и показать их достижения был спорт как искусство мирной борьбы силы и возможностей человека. Спорт всегда олицетворял собой результат труда государства и личности, а спортивные достижения были зеркалом здоровья и силы нации. Спорт был лучшим средством доказать противнику свое превосходство без использования оружия. В настоящее время спортивные соревнования привлекают наибольшее число зрителей, из них человек черпает информацию о государствах, их интересах и традициях. Средства массовой информации представляют сведения доступным языком, что легко усваивается обывателями. Достижения спортсменов рассматриваются обывателем как достижения государства в целом и, как следствие, как достижения нации. По мнению иностранца, страна, добивающаяся высоких спортивных результатов, превосходит другие государства и в других областях (как ни странно, но практика это доказывает). Такое государство всегда будет сильнейшим, его мнение будет интересно мировому сообществу, его действия - примером для других. Очевидно, что частое упоминание иностранных средств массовой информации о государстве с положительной точки зрения создает основу для ведения конструктивных переговоров с мировой общественностью. Российская Федерация давно озабочена низкими спортивными показателями спортсменов, выступающих на международных соревнованиях - в спорте высших достижений. Как показывает статистика, возраст спортсменов России высшего спортивного мастерства в среднем 30 - 35 лет, тогда как в других странах этот показатель на уровне 20 лет. Достаточно взглянуть на турнирную таблицу и увидеть, что там, где мы "старше" других, мы на нижних позициях. Следствием неудач наших спортсменов неизбежно является потеря у большинства россиян всех возрастов интереса к спорту, к массовому спорту. В результате этого физическое развитие нации оставляет желать лучшего. Данные Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны РФ год от года говорят о низком "качестве" призывников. С таким составом армии обороноспособность страны находится под угрозой. Спортивное сообщество уже не раз заявляло о необходимости начинать подготовку спортсменов высшего мастерства в раннем возрасте с тем, чтобы к 20 годам, возрасту наиболее физиологически подходящему, они смогли реализовать весь свой потенциал. Существующее законодательство в области обороны обязывает мужчин в самом расцвете сил служить. Как показывает практика, армейская среда в условиях реальной службы не способствует физическому совершенствованию спортсмена. Даже год реальной службы оказывает необратимые последствия на физиологию спортсмена, выступающего в спорте высших достижений. Сама мысль спортсмена о том, что отдав пять-десять лет своей молодости ради совершенствования физической подготовки, ему придется прервать тренировки с тем, чтоб потом продолжить (а точнее, начать сначала), не вызывает желания тренироваться до армии, а после армии - уже поздно для организма. Примечательно, что сейчас только спортсмены "в погонах" находятся в более выгодном положении. Это видно из их высоких профессиональных результатов в общей массе российских спортсменов. Последние действия оборонного ведомства, направленные на четкое соблюдение законодательства (что, несомненно, прекрасно!), говорят о том, что завтра все молодые ребята познают тяготы и лишения военной службы. Что делать дальше с такими "солдатами", тренерскому составу непонятно. Вопрос стоит просто: где больше пользы от спортсмена - в армии или на соревнованиях? Где больше спортсмен докажет мощь нашей родины и не допустит у "врагов" даже мысли о нападении. Закон есть закон. Но закон и право не всегда идут нога об ногу. Когда общественные отношения развились до такой степени, что существующее законодательство не может обеспечить своей главной цели - их регулировать без ущерба для общества в целом, закон необходимо подстраивать под текущую реальность, делать более практичным, правовым. Необходимость в том, что спортсменам, достигшим призывного возраста, необходимо предоставить право продолжать тренироваться, очевидна. И это право вытекает из самой сути спортивных отношений. Не будет у нас спорта высших достижений, если в призывном возрасте спортсмен прервет тренировку. Причина - физиологические особенности возраста организма мужчины. Закон должен соответствовать праву, а не право вытекать из закона. Если право необходимо, а это не раз утверждает спортивное сообщество, говоря, что, исключив службу спортсмена, выступающего в спорте высших достижений, можно существенно улучшить спортивные достижения России, такое право должно в законе появиться. Только с такими аргументами можно преодолеть все нарастающее сопротивление Минобороны РФ, стремящегося к четкому исполнению норм законодательства и не оценивающего ситуацию в обществе в целом. Рекорды наших спортсменов послужат стимулом для молодежи и будут способствовать развитию массового спорта и повсеместному занятию физической культурой. Дети, увлеченные спортом, не подвержены вредным привычкам наших 12-летних юношей и девушек. Создание в России условий для развития массового спорта через примеры спортсменов высшего мастерства и их победы на престижных соревнованиях будут служить площадкой для выращивания физически подготовленной нации, что, безусловно, не может не являться приоритетным направлением деятельности, в том числе и Минобороны РФ. Взаимодействие спортивного сообщества и оборонного ведомства было всегда, а в сегодняшних условиях - просто необходимо. Главной ценностью большого спорта является возможность определить человеческие возможности в условиях беспрецедентных нагрузок. Полученные данные могут использоваться специалистами Минобороны для корректировки своих тренировочных программ и повышения нормативов. Не вызывает сомнений, что только совместными усилиями спортивного и военного сообщества возможно укрепление обороноспособности государства. Где роль первого - недопущение самой мысли о нападении, роль второго - мощный отпор агрессорам. Нагрузки спортсмена при тренировках, полная зависимость личной жизни от спорта сравнимы с "тяготами и лишениями" военной службы и даже их превосходят. Нет необходимости дополнительно требовать от мужчин, отдавших свои лучшие годы для укрепления авторитета страны, достигших к призывному возрасту высоких личных результатов, выполнения обязанности по несению срочной службы. При этом сохранить такое право за спортсменами необходимо в силу их высоких моральных принципов о гражданском долге. Нет сомнений в том, что, не проходя срочную службу и не изучая военную науку, спортсмен, демонстрирующий высокие показатели, способен быстро при необходимости вникнуть во все тонкости военного мастерства, где в условиях военных действий на первый план выходят дисциплина, выдержка и быстрота реакции. Тем более что тот объем военного искусства, который преподается военнослужащим-срочникам, спортсмен способен освоить в учебных пунктах, созданных при спортивных вузах. Законодательством уже предусмотрено право ученых на освобождение от военной службы. Таким образом государство выделяет их значимость. Частота спортивных достижений России напрямую влияет на укрепление престижа государства, что способствует его безопасности и целостности его территории. Коммуникативная функция спорта вносит определяющую роль для единения разных народностей внутри самой России, ликвидирует межнациональные розни и создает в сознании каждого гражданина уважение к представителям многонационального народа, населяющего российскую территорию. Как видно, трудно переоценить значимость большого спорта для России. Путей выхода из сложившейся проблемы несколько. В настоящее время предлагаются три пути: замена срочной службы альтернативной, отсрочка от армии, полное освобождение. Предусмотренное в России право гражданина на замену военной службы альтернативной обусловлено скорее психологическими особенностями личности, нежели обязанностями, которые военная служба мешает исполнять. Либо убеждения человека не позволяют ему применять насилие, либо он относится к коренным малочисленным народам, где он ведет "традиционный образ жизни", под которым следует понимать неграмотность, невладение элементарными техническими устройствами, скудность языка. Поскольку такие люди армии не нужны, в силу их неспособности к дисциплине и четкому выполнению приказов государство предоставило им право замены службы на альтернативную. Спортсмены - их прямая противоположность, высоконравственные и дисциплинированные люди. Агрессивность спортсмена и сильная воля - это залог его успеха. Приравнять спортсмена к лицам, идущим на альтернативную службу, - значит лишить ребят, несущих службу, ярких примеров мастерства, высоких физических нагрузок, дисциплины, "тягот и лишений", т. е. всего того, чему государство пытается научить солдата-срочника. В большинстве стран альтернативная служба представляет собой выполнение общественно значимых работ, направленных прямо или косвенно на поддержание обороноспособности государства. Мы тут не исключение. Ежегодно Минздравсоцразвития РФ определяет перечень работ, где могут быть задействованы альтернативщики. Не составит труда внести в перечень пункт о спортивной работе. Однако повышенные требования к трудовой дисциплине для альтернативщиков, привязка к "месту" службы и надзор со стороны военкоматов поставят спортсменов в неравное положение. В дополнение к этому существующее законодательство об альтернативной службе предусматривает право призывных комиссий решать вопрос о замене военной службы по призыву на альтернативную, предусматривает обязанность гражданина доказывать невозможность несения военной службы. Таким образом, нет гарантий, что призывная комиссия вынесет решение в пользу спортсмена. Кроме того, возникнет новая дополнительная бюрократическая процедура, т. е. то, что будет только отвлекать спортсмена от тренировок. Как, например, спортсмен будет доказывать отвращение к насилию, если спорт - это сплошная агрессия на пределе человеческих возможностей? Если смотреть на Закон об альтернативной службе, то он пронизан положениями, предусматривающими порядок поступления, прохождения и т. п. альтернативной службы для лиц "по убеждению". Поэтому, если вносить поправки о праве спортсменов на альтернативную службу, необходимо коренным образом менять весь Закон об альтернативной службе, т. е. вводить двойное правовое регулирование: одно - для спортсменов, другое - для лиц "по убеждению". Вряд ли это допустимо. Предложения предоставить лучшим спортсменам отсрочку - промежуточный вариант, проблему не решает. Учитывая, что Минобороны РФ идет по пути сокращения числа отсрочек, "дуть против ветра" сейчас бессмысленно. Предоставлять очередную "лазейку" никто не позволит. Да и что будет со спортсменом, у которого отпали основания для отсрочки? Спортсмен десять лет тренировался, пять лет успешно выступал на соревнованиях, измотал свой организм - и с кучей медалей и травмами в войска? Армия должна защищать государство силой оружия, спортсмены - своими высокими показателями на соревнованиях. И те и другие работают над одной проблемой - укреплением авторитета государства и формировании общественно мнения иностранцев о России как о великой стране, нападение на которую всегда будет безрезультатно. Необходимо предусмотреть минимальное участие военкомата и спортсмена в решении вопроса о непрохождении военной службы. Этого можно добиться путем предоставления спортсменам права на освобождение от военной службы (ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1>). При этом спортсмен, достигший призывного возраста, будет продолжать тренироваться, не беспокоясь о бесконечных вызовах и подтверждениях своей несостоятельности нести военную службу. Право на освобождение давно существует в ряде европейских государств, так что мы ничего нового не изобретаем. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.

Главная проблема, с которой сталкивается спортивное сообщество, - определение круга спортсменов, подлежащих освобождению от срочной службы. Очевидно, что в этот список попадут не все виды спорта, а только те, где молодой возраст - залог победы. Это могут быть спортсмены, включенные в состав спортивных сборных команд РФ, либо в дополнение к ним кандидаты в сборные. Но сборные формируются далеко не из 18-летних. А значит, нужны другие критерии. Например, спортсмен, претендующий на освобождение, должен иметь звание мастера спорта, заключить не менее чем четырехлетний трудовой договор с общероссийской организацией в целях своего участия в спорте высших достижений. И не важно, что из него ничего может и не получиться. Не из каждого призывника получается лучший в мире солдат. Достаточно того, что спортсмен принял на себя длительное договорное обязательство работать в спорте, а не где-либо еще. Если спортсмен воспользуется своим конституционным правом и досрочно расторгнет контракт по собственному желанию, пойдет служить положенное. Расторгнет по уважительным причинам (предусмотренным договором) - спортсмен может заниматься чем угодно. Естественно, что, дабы исключить злоупотребления, типовая форма такого трудового договора со спортсменом должна утверждаться федеральным органом исполнительной власти. Правительству РФ следует определить виды спорта высших достижений, где предоставляется освобождение, и установить лимит числа вовлеченных спортсменов исходя из материальной базы для их подготовки и тренерского потенциала.

Название документа