Рекомендации Круглого стола в Государственной Думе на тему "Проблемы законодательного и финансового обеспечения развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и пути решения"

(Сихарулидзе А. Т.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2009, N 2)

Текст документа

РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА

ТЕМУ "ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ"

А. Т. СИХАРУЛИДЗЕ

Сихарулидзе А. Т., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту.

Проект

г. Москва, Охотный ряд, д. 1, зал N 830

4 декабря 2008 года

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общероссийских спортивных федераций, представителей физкультурно-спортивных организаций проблемы законодательного и финансового обеспечения развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, участники Круглого стола отмечают:

совершенствование мер по созданию условий для развития детско-юношеского спорта, модернизация системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, воспитание здорового молодого поколения посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом являются приоритетными задачами государства.

Более весомую значимость в проведении государственной политики в данном направлении придает Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию в 2008 году, в котором основной акцент сделан на развитии школьного образования. В Послании отмечено: "Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически".

Организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, учреждения среднего профессионального образования - училища олимпийского резерва (УОР), государственные учреждения - школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), а также создаваемые федеральные и региональные центры спортивной подготовки (ЦСП).

В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистической отчетности N 5-ФК на 31 декабря 2007 года, действует 5124 учреждения спортивной направленности, в том числе 13 учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество занимающихся - 3 281 179 человек. Учреждения спортивной направленности развивают 104 вида спорта, в том числе 50 - олимпийских.

По ведомственной принадлежности эти учреждения распределяются следующим образом: в системе органов государственного управления образованием - 3064 учреждения (60,0%); в системе органов государственного управления физической культурой и спортом - 1810 (35,4%); других ведомств - 237 (4,6%) учреждений.

В системе органов государственного управления образованием обучается - 2 056 120 человек; в системе органов государственного управления физической культурой и спортом - 1 125 121 человек; в других ведомствах - 99 938 человек.

Законодательной базой регулирования детско-юношеского спорта являются:

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", который относит к полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта оказание содействия развитию детско-юношеского и молодежного спорта, устанавливает правовые основы физического воспитания в образовательных учреждениях и подготовки спортивного резерва;

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", устанавливающий одной из целей государственной политики - содействие физическому развитию детей (пункт 1 статьи 4);

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", определяющий особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до восемнадцати лет;

Закон Российской Федерации "Об образовании", на основании которого в Российской Федерации действуют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты Законы "О детско-юношеском спорте" (Московская область, Республика Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика).

Основными задачами Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", направленными на развитие детско-юношеского спорта являются:

развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;

создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков.

Кроме того, указанная Федеральная целевая программа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 года N 717 дополнена подпрограммой "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы", основными задачами которой являются:

повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям футболом на основе вовлечения максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия футболом;

укрепление и расширение материально-технической базы детского и юношеского футбола.

В рамках подпрограммы "Здоровое поколение" Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение, восстановление и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни детям и подросткам:

1) вместе с тем неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей и молодежи в Российской Федерации свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере детско-юношеского спорта: несовершенство нормативной правовой базы, направленной на развитие детско-юношеского спорта. В частности, требуют переработки Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (письмо Росспорта от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685). Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233, не отражает специфику функционирования спортивных школ применительно к системе подготовки спортивного резерва (предельный возраст занимающихся - 18 лет), что фактически ограничивает функционирование СДЮШОР по подготовке спортсменов высокого класса;

2) не урегулирован правовой статус школ высшего спортивного мастерства и центров спортивной подготовки (ЦСП). В настоящее время разрабатывается проект Федерального закона "О спортивной подготовке". Законопроект предусматривает установление правового статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов функционирования и взаимоотношений со спортсменами;

3) в Положении о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 408, не установлены конкретные полномочия Министерства по оказанию содействия развитию детско-юношеского спорта;

4) устаревшая система физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения. Содержание и технологии физического воспитания в школе безнадежно устарели. Современная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в серьезной модернизации на основе внедрения образовательных стандартов нового поколения по физической культуре, новых инновационных спортивных технологий и повышения престижа профессии преподавателя физической культуры;

5) несовершенство практики диагностики уровня здоровья занимающихся и оценки адекватности физических нагрузок состоянию их здоровья. Медицинское обеспечение спортивных школ остается на низком уровне, не в полной мере осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья занимающихся;

6) недостаточное привлечение детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой;

7) отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;

8) недостаточное оснащение дошкольных и образовательных учреждений современным учебно-спортивным оборудованием и инвентарем;

9) крайне низкая оплата труда, недостаточное количество и низкий уровень квалификации преподавательских и профессиональных тренерских кадров, занятых в сфере физической культуры и спорта. В связи с низким уровнем оплаты труда в детско-юношеском спорте практически прекратился приток молодых специалистов. В спортивных школах работают тренеры-преподаватели, средний возраст которых превышает 50 лет;

10) низкий уровень обеспеченности населения России спортивными объектами. Несмотря на то что развитие сети физкультурно-оздоровительных учреждений с 1999 по 2007 год характеризуется увеличением количества объектов до 232 919, не достигнут тот уровень, который был в 1991 году, когда в стране было 238 600 спортивных объектов;

11) осуществление не в полном объеме финансирования системы детско-юношеских спортивных школ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Материально-техническая база многих спортивных школ не отвечает современным требованиям подготовки спортсменов. Согласно статистическим данным за 2007 год основная часть расходов - это заработная плата (57,9%), аренда спортивных сооружений (5,8%).

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеют хронические заболевания. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля здоровых детей снизилась до 32 процентов, хроническую патологию сегодня имеют около 5 миллионов юных граждан. По причине низкого уровня состояния здоровья многие дети дошкольного возраста не занимаются физической культурой. Среди обучающихся в образовательных учреждениях почти две трети имеют различные функциональные нарушения. Статистика и научные исследования показывают, что у большинства детей, обучающихся в школе, здоровье не улучшается. Проблема физического воспитания, оздоровления детей и подростков требует комплексного решения задач, направленных на физическое и духовное совершенствование и формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом. Вопросы развития детско-юношеского спорта обсуждались на совместном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года. По итогам указанного заседания Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации разработать и утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой должны быть предусмотрены меры по развитию детско-юношеского спорта, в первую очередь:

создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения;

выработка комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

модернизация системы физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях.

Как отметил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, "необходимо иметь четкую и выверенную Стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года. Ее основная цель - создать условия для того, чтобы спортом у нас занималась практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80 процентов детей. Работа над такой Стратегией должна быть открытой, это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру".

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел "Развитие физической культуры и спорта"), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а также детско-юношеского спорта, в том числе:

развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;

развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых; осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта;

разработка и введение новой системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;

модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки;

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава.

Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

увеличение за 2007 - 2015 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8 процента до 30 процентов;

увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году - на 21,7 процента, в 2012 году - на 26 процентов, в 2020 году - на 48 процентов;

увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 процента, в 2012 году - на 19,8 процента, в 2020 году - на 50 процентов;

увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тысяч жителей).

Участники Круглого стола отмечают, что в последнее время государством предпринимаются меры, направленные на развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения через стимулирование уровня развития детско-юношеского спорта следует рассматривать как одно из приоритетных направлений государственной политики.

Вместе с тем в указанной сфере требуется дальнейшая планомерная работа по принятию законодательных и иных государственных мер.

С учетом вышеизложенного участники Круглого стола рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

обеспечить реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части реализации основных направлений, касающихся развития детско-юношеского спорта;

разработать и утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой предусмотреть комплекс системных мер по развитию детско-юношеского спорта;

включить в Перечень приоритетных расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, софинансируемых за счет средств федерального бюджета в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 1376-р, материально-техническое обеспечение детско-юношеских спортивных школ;

при разработке Государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годах" учесть необходимость совершенствования системы физического воспитания детей, подростков и молодежи;

разработать нормативы материально-технического оснащения занятий по физической культуре в образовательных учреждениях и учесть их при определении новых лицензионных и аккредитационных требований;

обеспечить совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большого числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;

разработать новую систему оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры в сфере физической культуры и спорта, с учетом результативности их деятельности; разработать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации систему мер, направленных на подготовку высококвалифицированных тренеров, инструкторов и преподавателей физической культуры;

рассмотреть вопрос о принятии подпрограммы "Развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";

разработать и внести в Государственную Думу проект Федерального закона "О спортивной подготовке";

рассмотреть вопрос о возможности внесения соответствующих изменений в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в целях наделения Министерства конкретными полномочиями по оказанию содействия развитию детско-юношеского спорта;

Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

разработать проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", предусматривающий определение понятия "детско-юношеский спорт";

разработать концепцию проекта Федерального закона "О детско-юношеском спорте в Российской Федерации";

совместно с Минобрнауки России разработать проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части уточнения правового статуса спортивных школ и проект типового положения о спортивных школах;

разработать нормативно-правовые акты по созданию условий для занятий физической культурой и спортом, расширению сети спортивных клубов и команд;

разработать нормативно-правовые акты по созданию единой системы отбора и подготовки спортивного резерва для сборных команд различного уровня, включающие:

регламент деятельности спортивных школ;

учебно-тренировочные программы спортивных школ по видам спорта;

критерии отбора спортсменов на различных этапах подготовки; издать в короткие сроки нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

обеспечить с 1 января 2009 года реализацию положений Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по оформлению и ведению спортивных паспортов;

Министерству образования и науки Российской Федерации:

при разработке федеральных государственных образовательных стандартов учесть необходимость разработки требований к материально-техническим и иным условиям реализации образовательных программ по физической культуре;

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать региональные программы привлечения детей и молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

обеспечить с 1 января 2009 года реализацию положений Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по оформлению и ведению спортивных паспортов.

------------------------------------------------------------------

Название документа