Правовое обеспечение охраны здоровья спортсменов
(Алексеев С. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 3) Текст документаПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ <*>
С. В. АЛЕКСЕЕВ
-------------------------------- <*> Alekseev S. V. Regulatory support of sportsmen's health care.
Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика". Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования охраны здоровья спортсменов. Уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов и других работников физкультурно-спортивной сферы.
Ключевые слова: спортсмен, врач, медицинское обеспечение, система мер по социальной защите спортсменов.
The author considers topical issues of legal regulation of sportsmen's health care; draws attention to legislative support of realization of the system of measures on social protection of sportsmen and other workers of physical-culture and sport sphere.
Key words: sportsman, doctor, medical care, system of measures on social protection of sportsmen.
Охрана здоровья спортсменов - одна из приоритетных задач организации спортивного движения. В соответствии с правилом 2 Олимпийской хартии <1> одна из основных функций Международного олимпийского комитета - поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов. Для этого в соответствии с правилом 21 Олимпийской хартии в МОК создана и функционирует Медицинская комиссия, выполняющая следующие обязанности: -------------------------------- <1> Алексеев С. В. Олимпийское право: правовые основы олимп. движения: Учеб. для вузов / Под ред. д. ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. С. 115 - 159.
- применяет Всемирный антидопинговый кодекс и другие правила МОК по допинг-контролю, особенно на Олимпийских играх; - разрабатывает директивы относительно медицинской помощи и здоровья спортсменов. Это отражает большое значение в организации международного спортивного движения, придаваемое охране здоровья спортсменов. Пункт 6 ст. 3 Федерального закона о спорте провозглашает принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий. Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона о спорте, к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится в т. ч. медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации. В соответствии с пп. "б" п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона о спорте к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 38 Федерального закона о спорте, к расходным обязательствам Российской Федерации относится медико-биологическое и медицинское обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона о спорте медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляются в Порядке, утвержденном Приказом Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. N 525 <2>. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 Федерального закона о спорте, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится медико-биологическое и медицинское обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <2> БНА РФ. 2010. N 30. 26 июля.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона о спорте в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, организация медицинского обеспечения официальных физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона о спорте медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя: 1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц; 2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья; 3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию; 4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом. Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона о спорте, организаторы физкультурных и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. Перечень медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации с учетом особенностей соответствующих видов спорта (спортивных дисциплин). В развитие норм Федерального закона о спорте Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" <3> содержит ст. 26 "Медицинское обеспечение в области физической культуры и спорта в городе Москве", согласно которой медицинское обеспечение официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий осуществляется учреждениями здравоохранения за счет средств бюджета г. Москвы или средств организаторов данных мероприятий. Нормативы обеспеченности официальных городских физкультурных и спортивных мероприятий медицинским персоналом, оборудованием и специализированным транспортом определяются Правительством Москвы. -------------------------------- <3> Ведомости Московской городской Думы. 2009. N 8. Ст. 216.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона о спорте в период проведения на территории Российской Федерации официальных физкультурных и спортивных мероприятий лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах и заявленные физкультурно-спортивными организациями иностранных государств в качестве медицинских специалистов, вправе осуществлять медицинское обеспечение представителей физкультурно-спортивных организаций и участников официальных физкультурных и спортивных мероприятий этих иностранных государств на территориях, определенных организаторами официальных физкультурных и спортивных мероприятий, без прохождения процедуры допуска к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Медицинское сопровождение спорта высших достижений предполагает комплекс усилий на всех этапах и циклах тренировочного и соревновательного процесса. Спортсмены получают медицинское обеспечение и медицинскую помощь, начиная с занятий в детско-юношеской спортивной школе, спортивной секции, в клубе по месту жительства. Затем с ростом спортивных результатов в системе спорта высших достижений медицинское сопровождение обеспечивается в детско-юношеских школах олимпийского резерва, училищах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки и, наконец, в составе сборной команды Российской Федерации по виду спорта. Медицинское сопровождение спортсменов сборных команд России с 2000 по 2009 г. обеспечивалось ФГУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" (далее также - ФГУ "ЦСП") - федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Согласно пп. "п" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 904 <4>, до 2008 г. функции по медико-биологическому и медицинскому обеспечению сборных команд Российской Федерации осуществлялись федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта - Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспортом России), а затем Федеральным агентством по физической культуре и спорту (Росспортом). -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 162.
Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" <5> Росспорт был ликвидирован, в связи с чем Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 409 "О внесении изменений в Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" <6> функции по медико-биологическому и медицинскому обеспечению сборных команд Российской Федерации были переданы Минспорттуризму России. При этом отношения по медицинскому обеспечению спортивных сборных команд Российской Федерации регулировались Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" <7>. Приказом была утверждена и согласована с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Олимпийским комитетом России Программа углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва, которая включала в себя унифицированный перечень видов, объемов, динамики и кратности медицинских обследований, обязательных для обеспечения медицинского контроля за состоянием здоровья ведущих спортсменов страны, уровнем их физической работоспособности и внесением необходимых коррективов при тренировках и в процессе восстановления функций в целях достижения высших спортивных результатов. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2008. N 41. Ст. 4653. <6> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2473. <7> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Кроме того, названным Приказом были утверждены Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры, Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом и ряд других документов, регламентирующих вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры. При этом Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации посредством ФГУ "ЦСП" Минспорттуризма России осуществляло текущее медицинское обеспечение сборных команд силами тренеров-врачей и тренеров-массажистов, находящихся при командах на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, обеспечивало команды лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и биологическими добавками к пище, а также проводило углубленные медицинские обследования спортсменов на базе учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), на договорной основе. Вместе с тем вышеуказанные нормативные правовые акты регулировали медицинское обеспечение в спорте высших достижений лишь до октября 2009 г., когда Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 812 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <8> функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации были переданы из Минспорттуризма России в систему органов исполнительной власти в области здравоохранения - Минздравсоцразвития России и подведомственное ему Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) <9>, что существенно изменило подходы к медицинскому обеспечению физической культуры и спорта в Российской Федерации. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5064. <9> Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апр. 2005 г. N 206 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 окт. 2009 г. N 812) // СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1456.
В связи с этим в последнее время система и структура медицинского обеспечения спорта высших достижений в Российской Федерации претерпела ряд существенных организационных преобразований. В силу указанного Постановления на Минздравсоцразвития России были возложены функции по нормативно-правовому регулированию: - медицинского обеспечения сборных команд - разработка и утверждение порядка медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва; - порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) спортивных сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва. На ФМБА России возложены функции: - по реализации медицинского обеспечения сборных команд - медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва, включая проведение углубленного медицинского обследования спортсменов; - по организационно-методическому руководству и координации деятельности организаций здравоохранения по спортивной медицине в нашей стране. В развитие указанного Постановления Приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N 613н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий <10>. -------------------------------- <10> РГ. 2010. 1 окт.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <11> Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации <12>. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 <13>, Минздрав России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: -------------------------------- <11> РГ. 2012. 22 мая. <12> Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528. <13> СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3526.
- порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в т. ч. при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом; - порядок проведения предварительного медицинского осмотра, на основании которого органом опеки и попечительства выдается разрешение на заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет; - порядок медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации; - порядок прохождения медицинского осмотра лицом, желающим пройти спортивную подготовку; - перечень медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях с учетом особенностей соответствующего вида (видов) спорта (спортивных дисциплин); - порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров спортивных сборных команд Российской Федерации. Непосредственно со спортсменами сборных команд России работает медицинский персонал. До октября 2009 г. медицинским обеспечением спортсменов сборных команд занимались, как уже отмечалось, тренеры-врачи и тренеры-массажисты, которые не относились к группе работников здравоохранения, и на них не распространялись требования, предъявляемые к специалистам (врачам и медицинским сестрам), работающим в системе здравоохранения. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 812 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в силу которого медицинское обеспечение сборных команд перешло в ведение ФМБА России, Приказом Минспорттуризма России от 23 марта 2010 г. N 207 "Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации" <14> тренеры-врачи и тренеры-массажисты были исключены из состава сборных команд, а специалисты - врачи по спортивной медицине и медицинские сестры по массажу - не включены в указанный состав. -------------------------------- <14> РГ. 2010. 23 апр.
Таким образом, в соответствии с нормативными актами Минспорттуризма России весь медицинский персонал, работающий со спортсменами, не относился к числу специалистов, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации. В силу этого на врачей и массажистов, работающих в сборных командах России, не распространялись положения о назначении стипендий Президента Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 31 марта 2011 г. N 368, а также имевшиеся ранее выплаты премиальных по результатам выступления сборной команды на Олимпийских и Паралимпийских играх, чемпионатах и первенствах мира и Европы. Вместе с тем Приказом Минспорттуризма России от 16 апреля 2012 г. N 347 "Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации" <15> в оба эти Перечня были включены: -------------------------------- <15> РГ. 2012. 16 мая.
- врач по спортивной медицине спортивных сборных команд Российской Федерации (по видам спорта) и - медицинская сестра по массажу спортивной сборной команды Российской Федерации. В настоящее время правовой статус медицинского персонала сборных команд России, в частности врачей по спортивной медицине, регулируется следующими нормативными правовыми актами, предъявляющими требования как к уровню образования и профессиональных знаний, так и непосредственно к выполнению должностных функций. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н <16> утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, в соответствии с которыми подготовка спортивных врачей проводится в медицинских образовательных учреждениях высшего профессионального образования или медицинских факультетах классических университетов в соответствии с утвержденными Минобрнауки России учебными программами подготовки специалистов. Базовое обучение длится 6 лет по специальностям "Лечебное дело" или "Педиатрия" с обязательным в соответствии с названным Приказом Минздравсоцразвития России дальнейшим обучением в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки (при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "Акушерство и гинекология", "Детская хирургия", "Неврология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Педиатрия", "Скорая медицинская помощь", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Хирургия") по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина", по окончании которых выдается сертификат специалиста - врача ЛФК и спортивной медицины. Медицинская специальность "Лечебная физкультура и спортивная медицина" введена в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации Приказом Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" <17>, а требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине сначала были утверждены Приказом Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. N 434 "Об утверждении требований к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине" <18>. -------------------------------- <16> РГ. 2009. 26 авг. <17> Здравоохранение. 2000. N 1. <18> РГ. 2003. 2 дек.
Дипломированные и сертифицированные врачи могут занимать должности врача по лечебной физкультуре, врача по спортивной медицине, заведующего отделением - врача по лечебной физкультуре, заведующего отделением - врача по спортивной медицине. Врачи, в соответствии с названным Приказом N 415н, также обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н <19> утверждены Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований. -------------------------------- <19> РГ. 2010. 27 сент.
При этом Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Согласно утвержденным должностным обязанностям, врач по спортивной медицине осуществляет комплексное углубленное медицинское обследование и диспансеризацию спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой; проводит врачебное наблюдение за спортсменами-инвалидами, женщинами-спортсменами с учетом возрастных сроков допуска к занятиям по видам спорта и к соревнованиям. Врач осуществляет медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях тренировочных сборов и соревнований (профилактика и лечение болезней и травм, контроль за функциональным состоянием и питанием, антидопинговый контроль). Выявляет группу риска для занятий физкультурой и спортом. Выполняет функциональные пробы с физической нагрузкой, ортостатическую пробу, дает оценку функционального состояния сердечно-сосудистой и респираторной системы и вегетососудистой реактивности. Определяет общую физическую работоспособность спортсмена методами велоэргометрии, степ-теста, тредмилтестирования с количественной оценкой аэробной мощности прямым и непрямым способами. Врач по спортивной медицине должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; организацию спортивной медицины в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения и спортивных организациях; нормативные правовые акты по спортивной медицине; основные вопросы теории и методики физического воспитания и спорта; анатомо-физиологические основы мышечной деятельности, механизм действия физической тренировки на организм человека; функциональные методы исследования в спортивной медицине (системы кровообращения, дыхательной, нервно-мышечной, опорно-двигательной); методы оценки физического развития и физической работоспособности в зависимости от возраста и физической подготовленности; основные показатели лабораторных исследований крови и мочи и их изменение при физических нагрузках; методы биохимического контроля в спорте, показатели состояния иммунной системы организма; возрастные нормативы отбора детей и подростков в разные виды спорта; гигиенические основы физических упражнений и спортивных сооружений; противопоказания для занятий спортом; основы питания спортсменов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности. Указанным Приказом утверждены также должностные обязанности медицинской сестры (брата) по массажу. В соответствии с ними массажист осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста. Подготавливает пациентов к массажу, осуществляет контроль за состоянием пациентов во время проведения процедур. Проводит по назначению врача лечебный (классический), сегментарный, точечный, спортивный, гигиенический, косметический, аппаратный массаж, подводный душ-массаж. Обеспечивает соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции. Массажист также должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; виды, формы и методы реабилитации; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов; показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов; характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы валеологии и санологии и др. К массажистам предъявляются следующие требования к квалификации: наличие среднего профессионального образования по специальностям "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и наличие сертификата специалиста по специальности "Медицинский массаж". Между тем ранее в системе Минспорттуризма России к тренерам-массажистам сборных команд требования об обязательном наличии у них среднего медицинского образования не предъявлялись. Приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N 613н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" утверждено Положение об организации деятельности врача по спортивной медицине <20>, согласно которому врач по спортивной медицине осуществляет свою деятельность в медицинском пункте объекта спорта, отделении (кабинете) спортивной медицины врачебно-физкультурных диспансеров или иных медицинских организациях и спортивных командах и клубах. Врач по спортивной медицине при проведении соревнований оказывает медицинскую помощь спортсменам и иным участникам соревнований в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи. -------------------------------- <20> Как уже говорилось, до принятия Приказа Минздравсоцразвития России от 9 авг. 2010 г. N 613н Приказом Минздрава РФ от 20 авг. 2001 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" были утверждены и действовали нормативные аспекты работы спортивного врача в командах и на соревнованиях.
На врача по спортивной медицине возложены функции по допуску к занятиям и соревнованиям; проведению динамического наблюдения (текущее медицинское наблюдение, периодические медицинские осмотры, углубленные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения) за состоянием здоровья спортсмена. Кроме того, спортивный врач должен организовывать проведение лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных заболеваний и травм с применением реабилитационных методов и средств, а также с применением фармакотерапии; проводить оценку и организацию во время соревнований рационального питания в соответствии с уровнем физической нагрузки и видами спорта. Важной функцией спортивного врача является осуществление контроля за применением медицинским персоналом соревнований лекарственных средств и методов, относящихся к списку запрещенных Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА, в случае их применения по жизненно важным медицинским показаниям. Спортивный врач должен соблюдать этические нормы и правила поведения спортивного врача в рамках профессиональной автономии при принятии всех решений медицинского характера, касающихся здоровья, безопасности и законных интересов спортсмена. Статья 348.3 Трудового кодекса Российской Федерации посвящена медицинским осмотрам (обследованиям) спортсменов. При заключении трудового договора спортсмены подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию). В этом случае осмотр позволяет определить возможность допуска спортсмена по состоянию здоровья к трудовой деятельности (тренировочным занятиям и соревнованиям). В период действия трудового договора спортсмены проходят обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) спортсменов по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Работодатель обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) медицинских осмотров (обследований) спортсменов, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) спортсменов за счет собственных средств. При прохождении всех видов медицинских осмотров (обследований) (предварительных, периодических, внеочередных) за спортсменом сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Спортсмены обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования), следовать медицинским рекомендациям. Трудовой кодекс РФ не предусматривает обязательных медицинских осмотров (обследований) для тренеров. Но тренеры также в силу специфики своей трудовой функции, предусматривающей, в частности, физические нагрузки при работе со спортсменами, должны поддерживать хорошую физическую форму для осуществления трудовой деятельности. Им приходится работать с большим кругом спортсменов, и прежде всего с детьми. Поэтому думается, что они, так же как и спортсмены, должны проходить обязательные медицинские осмотры (обследования), о чем представляется целесообразным внести соответствующие поправки в главу 54.1 ТК РФ. Периодические медицинские осмотры спортсменов проводятся в сроки, устанавливаемые приказом работодателя, но не реже одного раза в год. Указанные медицинские осмотры проводятся в соответствии с упоминавшимся ранее Порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. N 613н. Прохождение не реже одного раза в год периодических медицинских осмотров является обязанностью спортсменов. Основная цель их проведения - обеспечить должный контроль состояния здоровья спортсменов, своевременное выявление их профессиональных заболеваний и предупреждение спортивного травматизма. Основные задачи осмотров - динамическое наблюдение за состоянием здоровья спортсменов в условиях воздействия профессиональных рисков, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний, выявление общих заболеваний, а также предупреждение несчастных случаев. Периодические медицинские осмотры должны проходить в течение всей трудовой деятельности спортсмена. Пунктом 62 Порядка конкретизирована периодичность проведения медицинских осмотров: с учетом специфики каждого вида спорта, а также индивидуальных особенностей спортсмена составляется программа периодического медицинского обследования; согласно этой программе, обследование проводится не реже четырех раз в год в зависимости от количества этапов подготовки в течение годичного цикла. Внеочередные медицинские осмотры проводятся по просьбе спортсменов на основании имеющихся у них медицинских рекомендаций. Такие осмотры могут проводиться не только по просьбе работника. Например, всем судейским комиссиям по боксу следует предоставлять врачу ринга право прервать в любой момент поединок для осмотра участников состязаний, а при необходимости и прекратить поединок, который, по его мнению, может закончиться серьезной травмой для одного из соперников <21>. -------------------------------- <21> Рекомендации относительно бокса, принятые 35-й Всемирной медицинской ассамблеей (Венеция, октябрь 1983 г.); Завгородний А. В. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 1. С. 74.
В соответствии с п. 65 Порядка специалисты по лечебной физкультуре и спортивной медицине на основании медицинской документации, состояния здоровья спортсмена и рекомендаций тренера и врача команды определяют порядок и уровень обследования в зависимости от вида спорта, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья и физического развития спортсмена. Согласно п. 67 Порядка, после проведения обследований выдается индивидуальное заключение. Оно включает в себя сведения о состоянии здоровья, физическом развитии, физической работоспособности, проведенных обследованиях и допуске к дальнейшим занятиям спортом. В соответствии с п. 68 Порядка в случае выявления патологии спортсмен получает рекомендации по дальнейшему обследованию и реабилитации или направляется в необходимую медицинскую организацию. С учетом п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" спортсмен обязан выполнять все полученные в результате указанных осмотров (обследований) медицинские рекомендации. Уклонение спортсмена от прохождения медицинского осмотра является дисциплинарным проступком, за который работодатель может наложить дисциплинарное взыскание в установленном порядке <22>. -------------------------------- <22> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.
В случае обнаружения противопоказаний для выполнения спортсменом работы, обусловленной трудовым договором, или в случае если он не прошел в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования), работодатель на основании ст. 76 ТК РФ обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). Если изменение состояния здоровья спортсмена произошло во время действия трудового договора, работодатель, в соответствии с ч. 1 ст. 73 ТК РФ, обязан с письменного согласия спортсмена перевести его на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную данному спортсмену по состоянию здоровья. Если спортсмен, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить спортсмена от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата спортсмену не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иногда спортсмен, согласно медицинскому заключению, нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе. Тогда при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В случае выявления в ходе медицинского обследования использования спортсменом допинговых средств или методов трудовой договор с ним может быть незамедлительно расторгнут на основании п. 2 ст. 348.11 ТК РФ. Практика показывает, что спортсмен может отказаться пройти медицинский осмотр до заключения договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Между тем в силу ст. 69 ТК РФ медицинский осмотр носит предварительный характер и проводится при заключении трудового договора. Следовательно, если спортсмен не соглашается его пройти, ему нужно отказать в приеме на работу. В случае если трудовой договор заключается с работником без обязательного медицинского осмотра, должностные лица данной организации могут быть привлечены к административной ответственности. Так, если работодатель не организует проведение медицинского осмотра либо допустит к работе спортсмена, который не прошел медицинского осмотра, учреждение (организацию) и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этой статьей установлена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. При этом обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая организацию проведения обязательных предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, а также недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, ст. 212 ТК РФ возложены на работодателя. В момент прохождения предварительного медицинского осмотра между спортсменом и работодателем еще не возникли трудовые отношения, т. е. спортсмен не является работником (физическим лицом, вступившим в трудовые отношения с работодателем), а физкультурно-спортивная организация - работодателем (лицом, вступившим в трудовые отношения с работником). Обязанность по организации предварительного медицинского обследования возложена на работодателя. Между тем со спортсменом, не прошедшим предварительного медицинского осмотра, трудовой договор заключен не будет. В случае непрохождения спортсменом предусмотренного ст. 348.3 ТК РФ медицинского осмотра (обследования) в период действия трудового договора он должен быть отстранен от работы. Работодатель не вправе в этом случае допускать сотрудника к работе в соответствии со ст. 76 ТК РФ. То есть спортсмен не сможет готовиться к спортивным соревнованиям и тем более участвовать в них, пока не пройдет соответствующего медицинского осмотра. В период отстранения от работы спортсмену по общему правилу не начисляется заработная плата. Данное правило не распространяется на ситуацию, когда спортсмен не смог пройти обследование не по своей вине. В этом случае ему производится оплата всего времени отстранения от работы как простоя. Время простоя оплачивается в порядке, определенном ст. 157 ТК РФ. В случае если в непрохождении спортсменом медицинского осмотра виновен работодатель, время простоя оплачивается в размере 2/3 средней заработной платы работника. При отсутствии вины и работодателя, и работника время простоя должно быть оплачено в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Когда отказ или уклонение от прохождения медицинского осмотра происходят без уважительных причин при наличии у спортсмена дисциплинарного взыскания, работодатель вправе в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ расторгнуть с ним трудовой договор. Кроме того, в такой ситуации спортсмен может быть обязан выплатить в пользу работодателя предусмотренную трудовым договором в соответствии со ст. 348.12 ТК РФ денежную сумму в двухмесячный срок со дня расторжения трудового договора, если иное не предусмотрено трудовым договором. Согласно ст. 348.3 ТК РФ, медицинский осмотр (обследование) спортсменов-работников проводится за счет работодателя в рабочее время с сохранением за спортсменом на этот период места работы и среднего заработка. Данная норма основана на общих положениях ст. 185 ТК РФ, предусматривающей гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование), заключающихся в том, что на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за ними сохраняется средний заработок по месту работы. При этом, если оплата стоимости медицинских услуг осуществляется самим спортсменом, работодатель возмещает ему произведенные расходы на основании представленных подтверждающих документов. Возмещение расходов производится на основании заявления, написанного на имя руководителя, с приложением документов, подтверждающих расходы <23>. -------------------------------- <23> Снегирев А. Г. Медосмотр спортсменов // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 12.
Финансирование работ по медицинскому обеспечению спортсменов сборных команд России осуществлялось до ноября 2009 г. Минспорттуризмом России в соответствии с его утвержденными функциями. После принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 812 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" финансирование работ по медицинскому обеспечению спортсменов сборных команд России осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством в соответствии с возложенными на него функциями. В случае заключения трудовых договоров со спортсменами, не достигшими 14-летнего возраста (ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ), а также лицами, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК РФ), должно быть получено в т. ч. и разрешение органа опеки и попечительства. В разрешении органа опеки и попечительства, которое выдается на основании предварительного медицинского осмотра (обследования), должны быть отражены максимально допустимая продолжительность ежедневной работы такого спортсмена и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития. Следует отметить, что при заключении трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет, предварительный медицинский осмотр обязателен в любом случае в силу общей нормы, прописанной в ст. 69 ТК РФ. В соответствии с п. 5.2.62 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608, порядок проведения предварительного медицинского осмотра, на основании которого органом опеки и попечительства выдается разрешение на заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет, должен утверждаться Минздравом России. Как уже говорилось, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. N 613н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Трудовой договор от имени работника, не достигшего возраста 14 лет, подписывается его родителем (опекуном). Статья 34.5 Федерального закона о спорте посвящена медицинскому обеспечению лиц, проходящих спортивную подготовку. Согласно ч. 1 данной статьи, лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ч. 2 названной статьи физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренером, тренерами с учетом возраста, пола и состояния здоровья таких лиц и в соответствии с нормативами физической подготовки и иными спортивными нормативами, предусмотренными федеральными стандартами спортивной подготовки. В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона о спорте физкультурно-спортивные организации создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 34.3 Федерального закона о спорте организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в т. ч. организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 34.2 Федерального закона о спорте, при осуществлении спортивной подготовки по направлению физкультурно-спортивной организации договор оказания услуг по спортивной подготовке должен содержать, в частности, условия возмещения расходов на медицинское обеспечение лица, проходящего спортивную подготовку. Статья 34.4 Федерального закона о спорте закрепляет права и обязанности лиц, проходящих спортивную подготовку. В соответствии с п. 2 ч. 1 данной статьи лицо, проходящее спортивную подготовку, имеет право на необходимое медицинское обеспечение. Согласно п. 3 ч. 2 названной статьи, лицо, проходящее спортивную подготовку, обязано своевременно проходить медицинские осмотры, предусмотренные в соответствии с Федеральным законом о спорте, выполнять по согласованию с тренером, тренерами указания врача. Также в силу п. 5 ч. 2 ст. 24 Федерального закона о спорте спортсмены обязаны соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 34.4 Федерального закона о спорте, лицо, проходящее спортивную подготовку, обязано незамедлительно сообщать руководителям или иным ответственным должностным лицам организации, осуществляющей спортивную подготовку, либо своему тренеру, тренерам о возникновении при прохождении спортивной подготовки ситуаций, представляющих угрозу жизни или здоровью этого лица либо жизни или здоровью иных лиц, в т. ч. о неисправностях используемых оборудования и спортивного инвентаря, заболеваниях и травмах, а также о нарушениях общественного порядка при прохождении спортивной подготовки. Статья 28 Федерального закона о спорте посвящена физической культуре и спорту в системе образования. В соответствии с ч. 2 данной статьи организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях, в частности, включает в себя: - формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья; - проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; - формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию. По окончании профессиональной спортивной карьеры (которая в среднем может составлять 10 лет), соответствующих трудовых отношений и в результате лишения соответствующего заработка спортсменам требуется особая социальная поддержка. Система мер по социальной защите спортсменов охватывает, в частности, следующие направления: дополнительное материальное обеспечение; льготы при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения; льготы и преференции в пенсионном законодательстве и дополнительное пенсионное обеспечение. В апреле 2012 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ была одобрена и в настоящее время осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над Системой мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в т. ч. путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, санаторно-курортного и социально-бытового обеспечения, расширение перечня категорий спортсменов, имеющих право на дополнительное материальное и пенсионное обеспечение, снижение пенсионного возраста спортсменов высокого класса и др. <24>. -------------------------------- <24> См. также: Брусникина О. А., Алексеев С. В. Проблемы социальной защиты спортсменов в Российской Федерации: законодат. пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3. С. 3 - 8; Брусникина О. А. Социальная адаптация спортсменов после окончания спортивной деятельности // Социальная адаптация спортсменов на современном этапе: Сб. материалов Круглого стола "Проблемы социальной адаптации спортсменов" в рамках III Междунар. спортив. форума "Россия - спортивная держава" / М. М. Бариев, И. А. Степанов, С. В. Алексеев и др. М.: Олимп. комитет России, 2011. С. 14 - 17; Сихарулидзе А. Т., Алексеев С. В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 2. С. 3 - 10; Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров как одно из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта: соврем. проблемы и пути их решения / О. А. Брусникина, Р. Г. Гостев, С. В. Алексеев // Культура физическая и здоровье. 2012. N 2. С. 3 - 13; Социальные гарантии и социальная защита спортсменов, тренеров и других участников физической культуры и спорта / О. А. Брусникина, Р. Г. Гостев, С. В. Алексеев // Спортивная отрасль России: ежегодник. М.: Минспорттуризм России: Ассоц. спортив. инжиниринга, 2012. С. 197 - 226.
Этот комплекс мер требует дополнительных средств. Одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" <25> в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т. ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т. ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. -------------------------------- <25> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 7.
Усилия, определяющие комплекс мер социальной поддержки прежде всего спортсменов, направлены на создание дополнительного комплекса стимулов, создание дополнительной мотивации для спортсменов к достижению максимальных результатов на российской и международной спортивной арене, будут в значительной мере способствовать более качественным выступлениям, увеличению побед и рекордов российских спортсменов, прежде всего на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, и в целом будут способствовать удержанию и улучшению Россией завоеванных позиций в мировом спорте, сохранению статуса великой спортивной державы.
------------------------------------------------------------------
Название документа