Тарифы на коммунальные услуги утверждены, а что же с НДС?

(Стадник А.)

("Жилищное право", 2012, N 5)

Текст документа

ТАРИФЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ УТВЕРЖДЕНЫ, А ЧТО ЖЕ С НДС?

А. СТАДНИК

Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги. Согласно п. 15 вышеуказанных Правил и ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

На практике ресурсоснабжающие организации выставляют счета на оплату в размере тарифа, увеличенного на величину НДС: кто же прав?

Для ответа на данный вопрос следует понять, как происходит утверждение тарифа.

Региональная энергетическая комиссия (далее - РЭК либо ТЭК) является органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". РЭК рассчитывает тариф на коммунальные услуги, которые затем издаются в постановлении (распоряжении) органом местного самоуправления с указанием даты вступления в силу.

В силу пунктов 1 и 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

Таким образом, при буквальном толковании правовых норм ТЭК при расчете тарифа должен устанавливать тариф с уже включенным НДС. Однако практика противоречива.

Некоторые примеры положительной практики.

1. Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2011 по делу N А42-8194/2009 ресурсоснабжающей организации (предприятию) было отказано в удовлетворении всего объема требований, поскольку суд счел действия предприятия по увеличению тарифа на сумму НДС неправомерными, а доводы предприятия, по мнению суда, были основаны на ошибочном толковании норм материального права.

2. Данную позицию занял и Высший Арбитражный Суд РФ при пересмотре дела N А33-16422/2009 в порядке надзора Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 и Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010 по заявлению ООО "Дивногорский водоканал" к ТСЖ "Олимп". Обосновывая свою позицию, Президиум ВАС РФ в своем Постановлении N 12552/10 от 22.02.2011 рекомендовал судам при рассмотрении аналогичных споров использовать следующее толкование правовых норм.

По мнению судов апелляционной и кассационной инстанций, при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку товарищество не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций.

Президиум считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии у товарищества задолженности не противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), и Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил N 307, принятых Правительством Российской Федерации на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем холодной воды, услуг водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, при расчетах общества с товариществом (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.

В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

При расчетах между товариществом и обществом (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.

Таким образом, Президиум считает, что расчет обществом суммы задолженности товарищества за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.

3. Также совсем недавно - 16 марта 2012 года Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением N Ф09-1212/12 по делу N А50-11020/11 подтвердил положительную тенденцию при рассмотрении данной категории споров.

Некоторые примеры отрицательной практики.

1. Определением ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 07.07.2011 (дело N А42-483/2010) положительная практика судом не была принята во внимание. Отказывая в передаче дела в Президиум ВАС РФ, суд указал: "Ссылка заявителя на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 N 12552/10 в обоснование довода о том, что при расчете задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения предприятие неправомерно включило сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), не принимается. В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 при расчетах общества с товариществом (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами. Согласно пунктам 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы). Суд кассационной инстанции указал, что расчет предприятия произведен с применением тарифа, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 25.11.2008 N 169 без учета НДС. Поскольку при расчетах между товариществом и предприятием (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, у последнего имелись основания для увеличения подлежащей уплате цены на сумму НДС".

2. Жирную точку по данной категории дел поставил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, разъяснив порядок применения норм материального права в Постановлении N 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы". Так, Пленум разъяснил следующее:

"Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации)".

Из анализа вышеуказанной практики можно сделать следующий вывод и дать рекомендации управляющим компаниям и товариществам собственников жилья: в случае взыскания задолженности с вашей компании через суд можно попытаться уменьшить сумму на величину НДС, во всяком случае есть положительный опыт и после принятия Постановления N 72 от 17.11.2011 - такой, как вышеупомянутое Постановление ФАС Уральского округа N Ф09-1212/12.

Название документа