Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на отдых
(Сирик Н. В.) ("Туризм: право и экономика", 2009, N 1) Текст документаДОГОВОР ОКАЗАНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЫХ
Н. В. СИРИК
Сирик Н. В., доцент, кандидат юридических наук.
Право на отдых, и в частности право на отпуск и свободу путешествий и туризма, являющиеся естественным следствием права на труд, признаются Всеобщей декларацией прав человека, а также законодательством многих стран в качестве элементов развития человеческой личности. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право влечет за собой обязанность общества предоставлять своим гражданам реальные, эффективные и недискриминационные возможности доступа к путешествиям и туризму. Положения ст. 37 Конституции конкретизируются в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", регулирующем отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. Основным гражданско-правовым инструментом охраны прав потребителей - туристов при осуществлении ими путешествия выступает договор оказания туристских услуг, что и обусловливает необходимость его детального изучения. До недавнего времени вопрос о правовой природе отношений, возникающих между гражданином и туристской организацией, был достаточно дискуссионным. Несмотря на кажущуюся простоту ответа на этот вопрос, мнения ученых разделились. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" в первоначальной редакции определял данный договор как договор купли-продажи, предметом которого является туристский продукт, т. е. право на комплекс туристских услуг. Ряд авторов поддерживали позицию Закона и рассматривали туристский продукт как товар или как право. По их мнению, организации, занимающиеся туристской деятельностью, предоставляют туристу не сами услуги, а права, гарантии на эти услуги, реально осуществляемые другими лицами (исполнителями услуг) <1>. Иной точки зрения придерживаются Е. А. Суханов, М. И. Брагинский, А. Ю. Кабалкин, Я. Е. Парций, Т. Л. Левшина <2> и др. -------------------------------- <1> См.: Сергеев В. Договор об оказании международных туристских услуг // Право и экономика. 1998. N 4. С. 18; Терещенко А. О. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристский бизнес. 1999. N 1. С. 30. <2> См.: Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 233; Кабалкин А. Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3. С. 15; Парций Я. Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в РФ". М.: Фонд "Правовая культура", 1998. С. 5; Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". Коллектив авторов. М.: Издательство "Кросна-Лекс", 1997. С. 110.
Обобщая их взгляды, можно констатировать, что туристский продукт представляет собой не что иное, как комплекс туристских услуг и, соответственно, договор, опосредующий оказание этих услуг, является разновидностью договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Изложенное позволяет сделать вывод, что договоры о реализации туристского продукта являлись по своей сути договорами возмездного оказания услуг. Таким же путем пошла и судебная практика. Например, по делу М. Терлера Верховный Суд РФ указал в порядке надзора, что отношения между покупателем зарубежной путевки (тура) и туристской фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг <3>. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в Определении от 25 октября 2005 г. по делу N 33-7436/2005 указала, что "туристические услуги не товар и приравнивать куплю-продажу туристической путевки к условиям продажи конкретной вещи неправомерно. Правоотношения сторон в данном случае должны рассматриваться в контексте гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг" и главы III Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" - "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" <4>. -------------------------------- <3> См.: Информация о деле // Обозрение: судебные новости. 2001. N 1. <4> Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (четвертый квартал 2005 г.).
Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ", практически устранили противоречия, возникшие между Законом и Гражданским кодексом РФ. Так, в отличие от первоначальной редакции, трактовавшей туристский продукт как право на тур и порождавшей проблемы в правоприменительной практике, новый Закон под туристским продуктом понимает комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену экскурсионного обслуживания и (или) других услуг). Следовательно, договор, регулирующий отношения по поводу предоставления комплекса туристских услуг, может быть не чем иным, как договором оказания услуг. Однако законодатель называет данный договор договором о реализации туристского продукта. Такое название не соответствует сути этого договора и снова вводит в заблуждение относительно его предмета. На наш взгляд, слово "реализация" предполагает продажу товаров, да и ГК применительно к услугам использует другую формулировку - "оказание". Следует заметить, что в Налоговом кодексе РФ содержится ст. 39, которая называется "Реализация товаров, работ или услуг" и устанавливает, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Логика законодателя о применении терминологии Налогового кодекса в данном случае непонятна. Представляется, что такой подход законодателя не является обоснованным. Полагаем, что правильнее было бы назвать анализируемый договор договором возмездного оказания туристских услуг. Нововведением Закона является и регламентация минимального набора услуг, позволяющая говорить о наличии или отсутствии комплексной туристской услуги (туристском продукте). Данная норма соответствует международному туристскому законодательству. В соответствии с Директивой ЕС от 13 июня 1990 г. N 90/314/EEC "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" комплексная услуга представляет собой предварительно намеченное сочетание не менее двух из следующих компонентов: перевозку и размещение, а также иные услуги, не связанные с прочими двумя <5>. Аналогичная норма существует и в Законе Украины "О туризме" <6>. -------------------------------- <5> См.: Директива Европейского экономического сообщества от 13 июня 1990 г. N 90/314/EEC "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" // Турконсультант. Выпуск 2. (Информационно-тематический сборник по нормативно-правовой базе туризма в РФ.) М.: Московский центр Академии туризма; Российская ассоциация социального туризма, 1998. С. 84. <6> См.: Закон Украины от 18 ноября 2003 г. N 1282-IV "О туризме".
Изменения коснулись и существенных условий договора оказания туристских услуг. Так, согласно ст. 10 Закона в новой редакции к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: наименование, адрес места нахождения и реестровый номер туроператора; вид документа, предоставленного туроператору в качестве финансовой гарантии, его номер, дата и срок действия, наименование, адрес места нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовую гарантию; сведения о туристе (в объеме, необходимом для реализации туристского продукта); информация о потребительских свойствах туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории, уровне комфортности) и питания, об услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания и экскурсионном обслуживании, о наличии гида (гида-переводчика) и сопровождающего, а также дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещение убытков; порядок и сроки предъявления туристом претензий к туроператору и турагенту, касающиеся качества туристского продукта; порядок и сроки предъявления туристом к организации, предоставившей туроператору финансовую гарантию, требований о возмещении убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором своих обязательств, а также информация о характере события, на случай наступления которого осуществлено страхование, если в качестве финансовой гарантии применяется договор страхования гражданской ответственности туроператора. Новеллами являются статьи Закона о гарантиях защиты прав и законных интересов туристов, нормы об обязательном страховании (финансовом обеспечении) ответственности за убытки, причиненные туристам в результате несостоятельности (банкротства) туроператоров. В связи с отменой с 1 января 2007 г. лицензирования в сфере туристской деятельности вопрос о качестве предоставляемых туристских услуг является весьма актуальным. Если обратиться к зарубежному опыту, то согласно общеевропейской Директиве ЕС N 90/314 "О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе" члены ЕС и иные государства Европы используют следующие виды экономического обеспечения: банковские гарантии, договоры страхования договорной ответственности туристских организаций; доверительные (трастовые) счета; банковские депозиты; поручительства туристских ассоциаций по обязательствам своих членов; гарантийные фонды. Финансовое обеспечение гражданской ответственности туристских организаций предусмотрено и законодательством стран СНГ. Например, ст. 15 Закона Украины "О туризме" с целью обеспечения прав и законных интересов потребителей туристских услуг обязывает туроператора и турагента осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности перед туристом. Финансовое обеспечение осуществляется путем предоставления гарантий банка или другого кредитного учреждения. Приведен в соответствие с нормами международного права и вопрос о распределении ответственности между туроператором и турагентом <7>. С 1 июня 2007 г. ответственность за предоставляемые туристские услуги несет туроператор, т. е. то лицо, которое формирует тур. Турагент отвечает лишь за то, что он делает сам, т. е. за оказание им посреднических услуг, непредставление надлежащей информации о туре туристу. -------------------------------- <7> Так, в Типовом контракте, подлежащем подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве ЕЭС, на турагента возлагается только та ответственность, которая вытекает из его посреднических функций. Ответственность за обязательства, связанные с организацией путешествия, возлагается на туроператора. См.: Директива ЕС от 13 мая 1995 г. N 90/134 "Типовой контракт, подлежащий подписанию между туристским агентством и клиентом" // Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. М., 1998. С. 79.
И все же, несмотря на изменения, внесенные в Закон, ряд положений законодательства требует совершенствования. 1. Так, ни ГК, ни Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" (как в старой, так и в новой редакции) не содержат легального определения договора о реализации туристского продукта. 2. Закон четко не определяет, кто несет ответственность за перевозку пассажиров в случае ее ненадлежащего оказания. Статья 9 Закона устанавливает, что туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Ссылаясь на эту норму и на то, что туроператор в договоре с туристом указывает, что он не несет ответственности за задержку рейсов, ряд судебных инстанций снимает ответственность с туроператоров, обосновывая свои решения тем, что ответственность, связанная с перевозкой пассажиров, устанавливается транспортными уставами и кодексами и несет ее перевозчик. Однако и гостиница, и исполнители иных услуг, входящих в тур, также несут самостоятельную ответственность согласно действующему законодательству, тем не менее ответственность за ненадлежащее исполнение этих услуг несет туроператор, а затем в порядке регресса взыскивает их с непосредственного исполнителя услуг. В связи с этим считаем нужным в Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" четко регламентировать ответственность туроператора не только за неисполнение услуг по перевозке, но и за ненадлежащее исполнение данных услуг.
------------------------------------------------------------------
Название документа