О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела

(Жданов С. П.) ("Российский следователь", 2009, N 6) Текст документа

О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

С. П. ЖДАНОВ

Жданов С. П., соискатель Академии экономической безопасности МВД России.

Проведенный автором статьи сравнительный анализ понятий судебных и таможенных экспертиз позволяет говорить о появлении новой разновидности экспертиз - таможенных. Выделение данных экспертиз в самостоятельную разновидность возможно с учетом их целевого предназначения - использования специальных познаний при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Термин "экспертиза" происходит от латинского "expertus", что означает "опытный, сведущий". Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний. Экспертизы, которые проводятся в связи с расследованием уголовных дел и рассмотрением их, а также гражданских дел в суде, именуются судебными <1>. -------------------------------- <1> Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

В сфере таможенного дела наряду с судебными экспертизами, которые проводятся в связи с раскрытием и расследованием таможенных преступлений и административных правонарушений, существуют и иные экспертизы, проводимые в ходе таможенного контроля <2>. -------------------------------- <2> Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ).

Так, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания, то назначается экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о них либо о совершении операций (действий) в отношении данных товаров и транспортных средств <3>. Такие экспертизы получили название таможенных экспертиз. -------------------------------- <3> См.: Методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными ЦЭКТУ, иными экспертами и экспертными организациями, направленные письмом ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167.

В соответствии с гл. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная экспертиза может быть назначена и проведена во время осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость разъяснения вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля и требующих использования специальных познаний <4>. -------------------------------- <4> Термин "специальные познания" нередко используется законодателем в различных отраслях права. В ряде законодательных актов, предусматривающих возможность назначения экспертиз (КоАП РФ, УПК РФ, ГПК РФ, НК РФ), определена сфера специальных познаний - наука, техника, искусство и ремесло, однако само понятие законом не закреплено.

Исходя из существующего понятия судебной экспертизы, в литературе <5> выделяются следующие ее основные признаки: -------------------------------- <5> См.: Зинин А. М., Майлис Н. П. Судебная экспертиза. М., 2002. С. 19 - 20.

1) подготовка, назначение и проведение с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в связи с этим; 2) проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; 3) дача заключения, имеющего статус источника доказательств (ст. 74 УПК РФ). Заключение эксперта, как известно, является самостоятельным источником доказательств, и именно создание доказательств таким путем является если не единственной, то основной задачей функционирования органов судебной экспертизы. Это положение нашло свое выражение во впервые принятом в нашей стране Федеральном законе от 5 апреля 2001 г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О судебно-экспертной деятельности"). Задачей государственной судебно-экспертной деятельности, в соответствии со ст. 2 данного акта, является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, дознавателям, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесел. Анализируя основные признаки, свойственные судебной экспертизе, мы пришли к выводу о том, что данные признаки являются характерными и для таможенных экспертиз. Действительно: 1) подготовка, назначение и проведение таможенных экспертиз должны осуществляться с соблюдением специального правового регламента, определяющего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего экспертизу, и других заинтересованных лиц (декларанта, таможенного брокера и др.); 2) проведение экспертного исследования основано на использовании специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла; 3) дача заключения, которое таможенные органы рассматривают при принятии решения. Предмет таможенной экспертизы составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые при проведении таможенного контроля. В основном эти данные касаются проверки товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу и предъявляемых для таможенного оформления. Любая экспертиза представляет собой прикладное исследование данного рода объектов и производится в соответствии с правилами, определяемыми спецификой ее предмета и кругом необходимых для производства экспертизы сведений из конкретных областей науки и техники. Объектами экспертиз в широком смысле этого слова являются вещества, материалы, промышленная продукция и иные изделия, технологии, художественные произведения, растения, животные, человек, документы и многое другое. Другими словами, объект экспертного исследования - это материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи. Объектами экспертных таможенных экспертиз, исходя из положений ст. 360 ТК РФ, могут служить: 1) товары и транспортные средства <6>, находящиеся под таможенным контролем; -------------------------------- <6> В соответствии с Таможенным кодексом РФ товарами является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства; транспортные средства - это любые средства, которые используются в международных перевозках товаров (см. п. п. 1, 5 ч. 1 ст. 11 ТК РФ).

2) документы, содержащие сведения об указанных товарах и транспортных средствах; 3) документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств. Таким образом, в качестве объектов таможенных экспертиз может выступать все, что в той или иной степени связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и требует для своего исследования специальных знаний либо необходимо для таких исследований. Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т. е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования. Как известно, методы и средства исследования вещественных доказательств, применяемые в судебной экспертизе, либо специально разрабатываются для этих целей (криминалистические методы), либо заимствуются из естественных и технических наук (химические, математические методы). Однако в последнем случае методы и технические средства, используемые в экспертизе, подвергаются существенной трансформации в соответствии со специфическими задачами и объектами исследования, применяются своеобразные приемы, специальные устройства, изготавливаемые в дополнение к стандартному оборудованию. Исходя из возможных объектов исследования таможенных экспертиз, их проведение не требует разработки каких-либо специфических методик исследования, они проводятся в рамках существующих методик. Задачи любой экспертизы обычно определяются теми вопросами, которые поставлены на ее разрешение. В зависимости от круга решаемых задач таможенные экспертизы могут подразделяться на идентификационные и диагностические. Так, для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества обычно назначаются идентификационные экспертизы; для установления фактических обстоятельств на основе самих материальных объектов, их следов, иных отображений физических процессов, сопутствующих перемещению товаров и транспортных средств, проводятся диагностические экспертизы. Путем диагностических исследований можно получить ответы на такие, например, вопросы: - имеются ли признаки травления документа? - каков был первоначальный текст документа, залитый красителем? - имеются ли признаки изменения номеров агрегатов автомобиля? - является ли предмет огнестрельным оружием? К этому же классу исследований относится и установление групповой принадлежности: является ли данный объект холодным или огнестрельным оружием? является ли данное средство наркотическим? При проведении экспертиз в отношении товаров, транспортных средств перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением, в частности: - физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющих однозначно идентифицировать товар в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России); - среднестатистической свободной (рыночной) цены исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД России; - идентификации товаров в продуктах переработки; - возможности согласования норм выхода продуктов переработки с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории; - принадлежности товара к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, подлежащим контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством, в том числе их наличия в лекарственных средствах; - принадлежности товаров к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; - идентификации страны происхождения некоторых товаров и страны - производителя товаров. При проведении технико-криминалистических исследований в отношении документов устанавливаются фактические данные, связанные с изготовлением и использованием документов, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с: - определением тождества индивидуально определенных объектов (средств письма и других технических средств, применявшихся для изготовления документов) по их отображениям в документе, документа по его частям, источника происхождения. Объектами экспертизы являются текст, подписи, оттиски печатей и штампов, пометки, резолюции, знаки, а также поддельные деньги, выполненные полиграфическим способом и способом рисования; - восстановлением первоначального содержания зачеркнутых, залитых, вытравленных, подчищенных, замазанных записей; - установлением соответствия защитных реквизитов документа (бланков, защитных сеток, изображений и т. д.) техническим требованиям производителя документа; - установлением способа изготовления реквизитов документа; - установлением факта изменения реквизитов документа, его содержания; - установлением последовательности выполнения реквизитов документа; - установлением давности выполнения рукописной записи (текстов); - установлением подписи и кратких рукописных записей, выполненных конкретным лицом (лицами). Вопросы также могут быть поставлены в отношении иных сведений о товарах, транспортных средствах или документах, для выяснения которых требуется проведение экспертизы <7>. -------------------------------- <7> См.: Методические рекомендации о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными ЦЭКТУ, иными экспертами и экспертными организациями, направленные письмом ФТС России от 18 апреля 2006 г. N 01-06/13167.

Название документа Вопрос: Относятся ли филиалы ФГУ МО России - центры активного отдыха (Сочи, Байкал и др.) к оздоровительным учреждениям? В связи с чем подлежат оплате туда и обратно по путевке или нет в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 3) Текст документа

Вопрос: Относятся ли филиалы ФГУ МО России - центры активного отдыха (Сочи, Байкал и др.) к оздоровительным учреждениям? В связи с чем подлежат оплате туда и обратно по путевке или нет в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"?

Ответ: Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Следует отметить, что из анализа нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации следует, что к оздоровительным учреждениям относятся центры активного отдыха, туристские базы Министерства обороны Российской Федерации. Однако Вы не указали точных наименований центров активного отдыха, что не позволяет однозначно ответить на Ваш вопрос. Рекомендую Вам обратиться с запросом, относится или нет конкретный центр активного отдыха к оздоровительным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва).

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа Вопрос: В журнале "Право в Вооруженных Силах" N 8 за 2008 г. есть ответ, что члены семьи военнослужащего, граждане Беларуси, не имеют права на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. Однако в п. 3 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сказано обратное и ничего не говорится о том, что члены семьи офицера, совместно проживающие с ним, должны быть гражданами Российской Федерации. В чем я не прав? Объясните логику ответа. ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 3) Текст документа

Вопрос: В журнале "Право в Вооруженных Силах" N 8 за 2008 г. есть ответ, что члены семьи военнослужащего, граждане Беларуси, не имеют права на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. Однако в п. 3 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сказано обратное и ничего не говорится о том, что члены семьи офицера, совместно проживающие с ним, должны быть гражданами Российской Федерации. В чем я не прав? Объясните логику ответа.

Ответ: Правовой основой охраны здоровья и медицинской помощи для военнослужащих является ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Данный Федеральный закон в части предоставления социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих, не имеющих российского гражданства, должен применяться с учетом соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения с участием иностранных граждан. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Статья 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан регулирует вопросы, связанные с правом иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья. Так, в соответствии с названной статьей Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. При этом установлено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации. В рамках данной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 546 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации. В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается лечебно-профилактическими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений). Плановая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в случае нарушения здоровья, не представляющего непосредственной угрозы их жизни, в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования. Плановая медицинская помощь оказывается при условии предоставления иностранными гражданами необходимой медицинской документации (выписки из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований), гарантийного обязательства по оплате фактической стоимости медицинской помощи и предоплаты лечения в предполагаемом объеме. Счет за фактически оказанную медицинскую помощь в течение 10 дней после окончания лечения направляется лечебно-профилактической организацией в адрес иностранных граждан или юридических либо физических лиц, представляющих интересы иностранных граждан.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

Название документа