Пенитенциарные больницы: организационно-правовые аспекты развития

(Скиба А. П.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 5) Текст документа

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ БОЛЬНИЦЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

А. П. СКИБА

Скиба А. П., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону), кандидат юридических наук.

Тюремная политика - очень большая и важная часть уголовной политики, а эта последняя тесно и неразрывно связана с общей политикой государства <1>. В настоящее время в пенитенциарной политике России немаловажную роль играют больницы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), являющиеся лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ), оказывающими стационарную медицинскую помощь осужденным и исполняющими функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных <2>. В то же время, по мнению законодателя, лечебно-профилактические учреждения не являются исправительными учреждениями - они не указаны в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. Более того, их нет в ст. 16 УИК РФ среди учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. -------------------------------- <1> См.: Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1960. С. 49. <2> См.: ч. 8 ст. 74 и ч. 2 ст. 101 УИК РФ, § XX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом МЮ РФ от 03.11.2005 N 205.

Неопределенность места больниц УИС проистекает из истории развития пенитенциарной системы в России, свидетельствующей о том, что эти специализированные места отбывания наказания стали приобретать статус самостоятельного учреждения со второй половины XX в., а до этого функционировали последние три столетия лишь в качестве структурных подразделений мест лишения свободы. В. А. Рогов <3> обращает внимание на то, что исследование тюремной системы до XV в. не может претендовать на создание исчерпывающе ясной картины из-за недостатка источников. Прежде чем тюремная система стала общегосударственной, должно было укрепиться само централизованное государство, лишь начинавшее к концу XV в. развиваться. Места заключения того времени еще не разорвали связь с прошлой эпохой, и темницы поначалу мало отличались от архаичных учреждений древнерусского периода. -------------------------------- <3> См.: Рогов В. А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV - XVII вв. М.: Юрист, 1995. С. 230.

Безусловно, не может идти речи и о пенитенциарных больницах, так как сама система гражданского здравоохранения еще не была сформирована. Организационные формы оказания медицинской помощи в Древней Руси включали три принципиальных разновидности: монастырскую медицину; светскую (городскую) медицину; народную медицину <4>. Медицинская помощь заключенным, по-видимому, оказывалась в монастырских больницах или же при наличии соответствующих денежных средств - лекарями-профессионалами. -------------------------------- <4> См.: Братановский С. Н., Кизилов В. В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С. Н. Братановского. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. С. 6.

Первые крупные мероприятия по развитию лишения свободы как общеуголовной меры связаны с массовой преступностью "лихих людей" в первой половине XVI в. В XVI - XVII вв. широко применяются пытки, клеймение преступников, урезание языка и ушей, отсечение рук и ног, вместе с кнутом и тюремным заключением. К слову, и спустя несколько веков - по Уложению 1857 г., для непривилегированных лиц плети и розги являлись дополнением всякого наказания, от каторжных работ до тюремного заключения. Подобное отношение к непривилегированным заключенным, заключавшееся в игнорировании их здоровья при исполнении наказания, не включало в себя создание для них специальных пенитенциарных больниц, которых еще не было создано и на свободе. В XVI - XVII вв. осуществлялось развитие форм регламентации оказания медицинской помощи путем организации Аптекарского приказа. В этот период налицо стремление власти к огосударствлению здравоохранения в России. Государственный подход изменился и по отношению к местам заключения. Во второй половине XVII в. тюрьме все более придается исправительная роль, а позорящее значение тюрьмы постепенно уходит. Государственный характер управления медициной, ставший в России преобладающим со времен правления Петра I <5>, нашел свое продолжение и в дальнейшем. Правовые преобразования, затронувшие также и сферу здравоохранения, заключались в стремлении максимально расширить влияние государства на регулируемые отношения <6>. В XVIII в. происходит развитие медицинского дела; открыты большие госпитали, в том числе военные, лазареты и гражданские больницы. В то же время статус этих медицинских учреждений не был определен, и различия между ними зачастую носили номинальный характер. Так, исследователи развития организационно-правовых форм медицинских учреждений в России С. Н. Братановский и В. В. Кизилов указывали, что больницы, входящие в систему "приказной медицины", могут быть разделены на три группы: обычные больницы (госпитали); дома для неизлечимо больных и больницы для психически неполноценных людей <7>. -------------------------------- <5> См.: Сальников В. П., Стеценко С. Г. Законодательная регламентация медицинской деятельности в России во время правления Петра I // Правоведение. 2001. N 4. С. 219 - 230. <6> См.: Стеценко С. Г., Сальников М. В. Правовое регулирование оказания медицинской помощи в Российской империи (II четверть XVIII в. - 1917 г.) // История государства и права. 2004. N 6. С. 50. <7> См.: Братановский С. Н., Кизилов В. В. Указ. соч. С. 18.

В царской России не было единого подхода к местам заключения, и их правовой статус не был определен. Места заключения в разных монастырях были почти однотипны, тюрьмы в крепостях, исчислявшиеся единицами, также имели много черт сходства между собой, а частные места заключения полностью зависели от усмотрения их учредителей. Несколько иная ситуация сложилась в общеуголовных тюрьмах, которые назывались по-разному и не имели выработанного устава, режима и единообразной практики функционирования. Еще во второй половине XVIII в. принимались попытки провести тюремную реформу для раздельного содержания лиц в зависимости от тяжести совершенного преступления <8>, а также заключенных за неплатеж долгов от уголовных преступников <9>. Однако она так и не была реализована, и обычно указанные категории лиц содержались совместно. -------------------------------- <8> См.: Смыкалов А. От реформ Екатерины II к судебной реформе 1864 года // Российская юстиция. 2001. N 3. С. 41. <9> См.: Городинец Ф. М. Места содержания под стражей в Российской империи // История государства и права. 2003. N 4. С. 24.

Особое внимание в указанной реформе (вероятно, ввиду развития системы гражданского здравоохранения) уделялось устройству тюремных больниц, которые так и не были повсеместно созданы. Очевидна декларативность идеи создания тюремной больницы, штаты которой даже не были поставлены в зависимость от численности больных арестантов. По проекту тюрьмы должны были делиться на три части: для подследственных, для осужденных к срочной тюрьме и для осужденных пожизненно и каторжан, а при них - создаваться больницы <10>. -------------------------------- <10> См. подробнее: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 109 - 124.

Таким образом, по указанному проекту пенитенциарная больница по-прежнему не получала статус самостоятельного учреждения, и в ней могли содержаться как осужденные, так и подследственные. Необходимо обратить внимание на то, что используемый М. Н. Гернетом термин "больница" не значит в нашем понимании "лечебно-профилактическое учреждение (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы)" <11>, а подразумевает, по-видимому, современные медицинские части исправительных учреждений. -------------------------------- <11> См.: ч. 2 ст. 101 УИК РФ.

В то же время к XIX в. уже имелись некие упоминания о больничных местах в пенитенциарных учреждениях <12>. Наличие больниц также отмечено в плане гражданского тюремного замка г. Казани (комнаты для больных мужского пола) и в плане Московского губернского замка (отдельные больничные дворы для мужчин и женщин) <13>. -------------------------------- <12> См., напр.: Иванов А. А. Цели наказания и становление российской тюремной системы во второй половине XVIII - первой половине XIX века // История государства и права. 2005. N 5. С. 37; Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера / Предисловие Ю. М. Антоняна. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 25 - 26. <13> Планы приведены в: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 317, 351, 353.

Так, в Летописи Петропавловской крепости с 1703 по 1879 г. указывается, что восемь казематов Кронверкской куртины служили помещением лазарета для больных солдат, арестованных по делу восстания Семеновского полка <14>. В другом случае заболевшие в той же крепости прапорщик Безобразов и грузинский князь Туманов были отправлены в гражданскую Обуховскую больницу <15>, созданную в 1779 г. в Петербурге, в том числе для оперативного лечения хирургического заболевания <16>. Аналогичная ситуация имела место в Псковском тюремном замке, откуда всех больных отправляли в земскую больницу <17>, и в Бутырской тюрьме, где заболевших заключенных солдат отправляли в военный госпиталь <18>. -------------------------------- <14> См.: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 165. <15> См.: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 220. <16> См.: Братановский С. Н., Кизилов В. В. Указ. соч. С. 15. <17> См.: Соломенник Е. С., Маслакова У. Е. Пенитенциарные учреждения г. Пскова в XIX - начале XX века // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 8. С. 117. <18> См.: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 302.

Для размещения арестантов в гражданских больницах создавались так называемые тюремные камеры. Так, при Екатерининской больнице, основанной в 1775 г. в Москве <19>, в тюремной камере вместе содержались 52 мужчины и 17 женщин <20>. -------------------------------- <19> См.: Братановский С. Н., Кизилов В. В. Указ. соч. С. 15. <20> См.: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 305.

Вероятно, практика направления больных арестантов в гражданские (не пенитенциарные) больницы имела место и ранее в отношении отдельных категорий заключенных, поэтому вопрос о создании пенитенциарных больниц, где совместно содержались осужденные и подследственные, не стоял так остро. В то же время места лишения свободы, ввиду совместного содержания в них здоровых и больных заключенных, становились рассадником болезней. В России также функционировал вид заключения в монастырях, где медицина была издавна развита и уже была наработана практика направления в них душевнобольных заключенных. В 1766 г. последовал Указ Екатерины II о направлении "колодников" из Тайной канцелярии "для исправления в уме" в Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале <21>. В Спасо-Евфимьевском монастыре была создана тюрьма для душевнобольных, преимущественно занимавших высокое положение в обществе <22>, которые содержались в так называемых больничных кельях при Никольской церкви этого монастыря <23>. С определенными допущениями деятельность этой тюрьмы можно назвать одной из попыток создания пенитенциарной больницы, которая действовала как самостоятельное место заключения. Нередко в нее переводились больные заключенные из Шлиссельбургской крепости и других мест заключения. В то же время предположение сделать крепость Спасо-Евфимьевского монастыря местом содержания лишь душевнобольных преступников окончательно не осуществилось, и уже в начале XIX в. здесь находились не только душевнобольные арестанты, которые надзирали за больными заключенными <24>. -------------------------------- <21> См.: Юдин Т. И. Очерки по истории отечественной психиатрии. М., 1951. С. 19. <22> См.: Спасенников Б. А. Указ. соч. С. 26. <23> Об условиях содержания больных заключенных в данном монастыре см. подробнее: Гернет М. Н. Указ. соч. С. 280 - 286. <24> См.: Морозов Г. В., Лунц Д. Р., Фелинская Н. И. Основные этапы развития отечественной судебной психиатрии. М., 1976. С. 19.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных функционируют различные виды медицинских учреждений, в том числе лечебно-профилактические учреждения. Анализ ст. 101 УИК РФ показывает, что к ЛПУ относятся больницы, специальные туберкулезные и психиатрические больницы, на основании чего можно предположить, что все они являются самостоятельными учреждениями. Вместе с тем еще недавно первоначальная редакция УИК РФ <25> предусматривала, что к лечебно-профилактическим учреждениям относятся также медицинские части, которые функционируют исключительно как подразделения исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов. Таким образом, в ЛПУ могли содержаться как осужденные, так и подследственные. -------------------------------- <25> См.: Уголовно-исполнительный кодекс РФ // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

Изменения 2001 г. УИК РФ <26> приблизили лечебно-профилактические учреждения к самостоятельному функционированию. Однако проведенный нами анализ статуса лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации показал, что подавляющая часть больниц не является самостоятельным учреждением и функционирует обычно при учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний РФ. -------------------------------- <26> См.: О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ // Российская газета. 2001. 14 марта.

Правовой статус пенитенциарных больниц так до конца и не определен; лечебно-профилактические учреждения как места отбывания лишения свободы до сих пор не упомянуты ни в ст. 56, 58 УК РФ, ни в ч. 9 ст. 16 УИК РФ, а по ч. 8 ст. 74 УИК РФ они только выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В советское время место пенитенциарных больниц также не было определено, хотя они функционировали наряду с другими учреждениями. В конце 60-х годов XX в. больницы стали постепенно приобретать статус самостоятельного пенитенциарного учреждения. Основными направлениями их деятельности являлись: выявление больных туберкулезом, их госпитализация и стационарное лечение, а также диспансерное наблюдение и противорецидивное лечение осужденных. Впоследствии через межобластные больницы в обязательном порядке стали направляться для обследования и лечения венерические больные, которым был поставлен данный диагноз. В 1977 г. были утверждены типовые штаты лечебно-профилактических учреждений, где они были классифицированы на две группы: краевые, областные, центральные больницы; туберкулезные и психиатрические больницы. Ведомственные акты в сфере исполнения уголовных наказаний указывают на возможность функционирования лечебно-профилактических учреждений как самостоятельно, так и в составе исправительного учреждения <27>. -------------------------------- <27> См., напр.: п. 101 совместного Приказа от 17.10.2005 Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ N 190.

Безусловно, лечебно-профилактические учреждения занимают особое, еще до конца не определенное место. Вероятно, это проистекает из того, что в настоящее время лечебно-профилактические учреждения имеют одну важную задачу - лечение осужденных <28>, их основной структурной единицей является медицинская часть <29>, а начальником больницы, в отличие от исправительных учреждений, только врач <30>. -------------------------------- <28> См.: Комарова Л. В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 44. <29> См.: Волков В. Н. Медицинская психология в ИТУ. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников ИТУ, 1989. С. 187. <30> См.: п. 108 совместного Приказа от 17.10.2005 Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ N 190; раздел 1 приложений 7, 8 к Приказу ГУИН МЮ РФ N 41 от 30.03.2000.

Сложности в определении места лечебно-профилактических учреждений среди учреждений УИС проистекают также из-за того, что вслед за законодателем и специалисты не могут определить точное количество больниц в Российской Федерации; в литературе указывается 118 <31>, 119 <32>, 130 <33>, 132 <34> либо 133 <35> больницы, в то время как медицинских частей - 1013 <36>. Поскольку через каждую крупную больницу европейской части России, например по Воронежской, Ленинградской или Ростовской областям, ежегодно проходит до трех тысяч человек, представляется важным определение места пенитенциарных больниц среди учреждений УИС. -------------------------------- <31> См.: Сажин В. Л., Юрьев В. К. Здоровье и болезни заключенных. Серия "Мир медицины". СПб.: Издательство "Лань", 1999. С. 6. <32> См.: Дементьев С. И., Зайцева С. Н. Характеристика исправительных учреждений // Криминологические проблемы уголовного законодательства России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 - 20 октября 2003 г. Краснодар: КЮИ МВД России, 2004. С. 61; Бородулин А. Медицинское обеспечение осужденных и подследственных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. N 3. С. 3. <33> См.: Бородулин В. Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. М.: Права человека, 2001. С. 55. <34> См.: Калинин Ю. И. Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. N 1. С. 26. <35> См.: Калинин Ю. И. 125 лет системе исполнения наказаний России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 3. С. 28. <36> См.: Калинин Ю. И. Указ. соч. С. 28.

Исследование географии функционирования пенитенциарных больниц общего профиля (особенно межобластных) показало, что в целом они размещаются в местах массового скопления исправительных учреждений ФСИН: центр и юг европейской части России, Поволжье, северо-запад и северо-восток европейской части России, Урал, юг Западной и Восточной Сибири, юг Дальнего Востока России. Однако очевидно, что чем дальше на север и восток, тем пенитенциарных больниц все меньше. Туберкулезные больницы (особенно межобластные) обычно расположены в центре и юге европейской части России, Поволжье, на северо-западе европейской части России, Урале и юге Западной Сибири. Очевидно, что северо-восток европейской части России и вся ее азиатская часть (кроме юга Западной Сибири) испытывает недостаток в этих специализированных лечебных учреждениях. Похожая ситуация сложилась и в отношении психиатрических больниц (особенно межобластных). Если несколько заведений этого профиля имеется в европейской части России и на Урале, то на востоке - лишь одно в южной части Восточной Сибири. При этом каких-либо конкретных медицинских противопоказаний по размещению в этих районах осужденных к лишению свободы, больных туберкулезом или имеющих психические заболевания (за некоторым исключением), не имеется. Еще более резкую оценку подобному географическому размещению ЛПУ дал Уполномоченный по правам человека в РФ, который указал, что до настоящего времени не имеется возможности разместить лиц, особенно страдающих психическими расстройствами, в соответствии с предусмотренными санитарными нормами. Такие больницы расположены в помещениях исправительных учреждений в европейской части РФ, а регионы Сибири и Дальнего Востока вообще не имеют заведений соответствующего профиля <37>. -------------------------------- <37> См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами" // Защита прав человека. М.: Юрид. лит., 2001. С. 327.

Таким образом, длительное развитие пенитенциарных больниц так и не привело к законодательному закреплению их организационно-правового статуса как самостоятельных учреждений УИС. Однако дальнейшее развитие организации медицинского обеспечения осужденных к лишению свободы, безусловно, приведет к изменению организационно-правового статуса лечебно-профилактических учреждений, что потребует внесения изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России.

------------------------------------------------------------------

Название документа