Услуга, связанная с туристской деятельностью, и туристская услуга
(Вольвач Я. В.) ("Адвокат", 2008, N 10) Текст документаУСЛУГА, СВЯЗАННАЯ С ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, И ТУРИСТСКАЯ УСЛУГА
Я. В. ВОЛЬВАЧ
Вольвач Я. В., адвокат.
Споры по поводу туристских услуг все чаще становятся предметом рассмотрения судов. Одной из причин этого, по мнению автора помещенной ниже статьи, является отсутствие законодательного урегулирования как самих понятий "услуга" и "туристская услуга", так и критериев разграничения туристских и иных услуг. В результате создается возможность искусственного разделения комплексной туристской услуги на отдельные услуги, оказываемые разными лицами с целью "размывания" ответственности организатора путешествия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ).
При этом под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а под турагентской - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. А под реализацией туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Поскольку в соответствии со ст. ст. 9, 10 Закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора и турист вправе требовать от туроператора и турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются, то из указанного следует, что единственной предусмотренной Законом формой реализации туристского продукта является оказание туруслуги только по туристскому договору и только туроператором или турагентом. Следовательно, Закон, указывая на иную деятельность по организации путешествий, подразумевает либо (а) иную форму реализации туруслуг, либо (б) иную деятельность, не связанную с их непосредственным оказанием туристу, но при этом связанную с организацией путешествия, либо (в) иную деятельность, связанную с оказанием туристу услуг, позволяющих совершить путешествие, но не входящих в тур. Сформулированное законодателем в таком виде легальное определение туристской деятельности позволяет рассматривать в качестве одного из вариантов причисление к туристским услугам услуг в результате осуществления иной деятельности по организации путешествий. Рассмотрим, возможно ли это в условиях реально складывающихся отношений и практики правоприменения. Проанализируем вначале первую формулировку: "иная форма реализации туристских услуг". В международном праве (см., например, Директиву ЕС 90/314 от 13 июня 1990 г. "О комплексных путешествиях, турах и отдыхе") используются понятия "организатор" и "розничный продавец" туристских услуг. При этом под розничным продавцом понимается - "лицо, которое продает или предлагает для продажи пэкидж-тур <2>, созданный организатором. Розничный продавец дает консультации туристам о видах турпродукта, а также осуществляет бронирование билетов" <3>. -------------------------------- <2> Пэкидж-тур - "комплексная услуга", российский аналог понятия "турпродукт". <3> Zahud Yaqub. The Package travel Directive // European Travel Law. John Wiley & Sons, Baffins Lane, Chichester, West Sussex, PO19 1UD, England. P. 49.
По сравнению с российским законом, понимающим под турагентской деятельностью деятельность по продвижению и реализации продукта, уже на первый взгляд видно, что турагентская деятельность и посредническая деятельность по реализации турпродукта - не тождественные виды деятельности, а следовательно, реализация турпродукта могла бы рассматриваться в качестве иной деятельности по организации путешествия. Само наименование "розничный продавец" подразумевает перепродажу тура и заключение договора купли-продажи от своего имени. Примечательно, что Закон ранее (до 1 июня 2007 г., т. е. до вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") предусматривал конструкцию купли-продажи турпродукта. Однако по этому поводу А. Ю. Кабалкин указывал, что в соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" правовой формой услуг по туристскому обслуживанию признается не что иное, как договор розничной купли-продажи. "Но это не только не отвечает сущности последнего и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий" <4>. -------------------------------- <4> Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3, 4.
Поэтому, что касается турагента, то заключаемый им в соответствии с ГК РФ договор с туристом должен быть туристским договором, т. е. договором возмездного оказания услуг, по условиям которого турагент согласно Закону обязуется как оказать туристские услуги, так и нести ответственность в установленных Законом случаях. При ином оформлении договора с туристом деятельность, осуществляемая турагентом, не будет рассматриваться как туристская, а следовательно, оказываемые им услуги не будут считаться туристскими, что влечет за собой невозможность применения турагентом налоговых льгот, которые могут применяться субъектами туристской деятельности при реализации турпутевок. Дело в том, что регулирование этого вопроса происходит в рамках нескольких отраслей законодательства - гражданского, налогового законодательства о бухгалтерском учете. В соответствии с НК РФ и планом счетов бухгалтерского учета деятельность турагента расценивается как посредническая (в случае правильного оформления отношений с турагентом) в отличие от деятельности розничного продавца, которая классифицируется как "Основное производство", что автоматически влечет иную налогооблагаемую базу и иное отражение в налоговом и бухучете, а самое главное, нерассмотрение деятельности такого лица (розничного продавца) в качестве деятельности по организации путешествий. Отражение туроператором операций по формированию турпродукта имеет принципиально иную основу, нежели такое отражение розничным продавцом, поскольку туроператор приобретает и формирует комплексную туристскую услугу, а значит, отражает весь комплекс операций по ее формированию, розничный же продавец приобретает уже готовую комплексную услугу для ее перепродажи. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2002 г. N ФОБ-121/02 отказал в иске ООО "Кубаньтур" к Управлению МНС России по Краснодарскому краю о признании недействительным решения о доначислении НДС, установив следующие обстоятельства. ООО осуществляло услуги по бронированию и доставке турпутевок, о чем заключались договоры о туристическом обслуживании с учреждениями туризма и отдыха. После бронирования путевок истец осуществлял их реализацию третьим лицам, которые обменивали эти путевки в учреждениях туризма и отдыха на путевки этих учреждений. Отказывая в иске, суд счел, что: 1) деятельность, осуществляемая ООО в такой форме, есть фактическая перепродажа туристского продукта, не отвечающая признакам деятельности по организации путешествий; 2) по путевкам ООО никакие услуги туристского характера не оказывались; 3) от НДС освобождались туристские и экскурсионные путевки, (т. е. фактически оказанные услуги, входящие в тур. - Примеч. авт.), которые ООО не оказывало. Таким образом, суд установил, что характер деятельности истца не что иное, как перепродажа, которая не предусмотрена Законом в качестве деятельности по организации путешествия, что отсутствуют признаки субъекта туристской деятельности (незаключение туристического договора с третьими лицами; неоказание услуг, включенных в тур; оказание дополнительных услуг, не включенных в тур), и определил правовую природу дохода (от перепродажи путевок и дополнительных услуг, не входящих в тур). Тождественная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2000 г. N Ф03-А37/00-2/1766. Изложенное позволяет сделать вывод, что в настоящее время осуществление иной деятельности по организации путешествия в иной форме реализации туруслуг и иными лицами, чем туроператор или турагент, в полном соответствии с действующим законодательством практически невозможно ввиду неоправданно ограничительного толкования действительного содержания нормы Закона. Теперь перейдем к анализу второй формулировки: "иная деятельность, не связанная с непосредственным оказанием туристских услуг, но при этом связанная с организацией путешествия". Поскольку отношения по туристскому обслуживанию многообразны и многоступенчаты, можно предположить, что оказание услуги по организации путешествия не непосредственно туристу, а лицу, формирующему или продвигающему и реализующему турпродукт, может быть квалифицировано как иная деятельность по организации путешествия. Однако этот довод сразу же опровергается тем, что потребителем туристской услуги может быть только физическое, но не юридическое лицо. Туристская услуга может рассматриваться или квалифицироваться в качестве таковой только относительно субъекта ее потребляющего, каковым организация и (или) индивидуальный предприниматель являться не могут. Данное суждение подтверждается и судебной практикой. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассматривая дело, установил, что ЗАО "С" заключило с ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" договоры на реализацию турпродукта. Предметом договоров являлось возмездное оказание услуг в виде обеспечения отдыха экипажей самолетов авиакомпании "Домодедовские авиалинии" в гостинице "Турист". При расчетах по оплате этих услуг стороны использовали туристские путевки. Исследовав и оценив доказательства по делу, суд сделал следующие выводы. 1. Согласно правовым актам туристская путевка является документом, выдаваемым туристу туроператором или турагентством, в котором указаны конкретные условия путешествия. 2. Путевка является документом строгой отчетности, используемым для учета наличных денежных средств при расчетах с населением за передачу туристского продукта. 3. Вопреки перечисленным требованиям ЗАО "С" реализовывало путевки не туристам, а юридическому лицу, используя их для безналичных расчетов между двумя юридическими лицами <5>. -------------------------------- <5> Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2000 г. N Ф03-А59/00-2/1350.
Приведем еще один пример, полагая, что в качестве иной формы деятельности по организации путешествий может рассматривать оказание отдельных дополнительных услуг по отношению к туру. Однако и в этом случае судебная практика вносит свои коррективы. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа удовлетворил иск ГНИ к ООО "М" о доначислении НДС на услуги, оказанные туристам дополнительно к указанным в турпутевке. При этом суд истолковал закон так: "Следовательно, турпутевкой является документ, подтверждающий факт передачи права на комплекс услуг, стоимость которых входит в стоимость туристской путевки" <6>. -------------------------------- <6> Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2000 г. N Ф03-А37/00-2/1766.
Тождественная позиция изложена и в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2000 г. N А33-9496/99-С3(а)-Ф02-181/00-С1. Тем самым фактически суд сузил понимание туристской деятельности до деятельности туроператора, что стало само по себе отражаться и на понимании туруслуги. Дело в том, что согласно действующим Приказам Госкомитета России по физкультуре и туризму от 8 июня 1998 г. N 210 (утвердившему Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью) и от 4 декабря 1998 г. N 402 (утвердившему Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью) в статью "Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта" включаются затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги: а) по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; б) по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов чартерных программ, а также у обладателей прав на такие услуги; в) по питанию у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; г) по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т. п., а также у обладателей прав на такие услуги; д) по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; е) по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки); ж) на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги; з) на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки; и) на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих; к) на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта <7>. -------------------------------- <7> Приказ Госкомитета России по физкультуре и туризму от 8 июня 1998 г. N 210 "Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью".
Следовательно, деятельностью по организации путешествий может считаться не только оказание перечисленных услуг в комплексе, но и осуществление их по отдельности. Такой вывод находит подтверждение в судебной практике. Постановлениями Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2005 г. N А35-11491/04-29 и от 16 мая 2006 г. N А36-11491/04-С29 отказано в заявленных требованиях к ООО, осуществлявшему по договорам с туристской организацией предоставление мест для проживания туристов с обеспечением их питания. Суд, мотивируя свое решение, указал, что оказываемые отдельные услуги относятся к иной деятельности по организации путешествий, т. е. к туристской деятельности. Однако, несмотря на возможность, с нашей точки зрения, рассматривать в качестве иной деятельности по организации путешествия оказание туруслуг, не входящих в тур, эта точка зрения не находит отражения в судебной практике. Так, в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московской области от 10 октября 2000 г. N КА-А41/4526-00 кооператив был освобожден от ответственности за налоговое правонарушение на том основании, что им при производстве туристского продукта оказаны услуги, входящие в себестоимость этого туристского продукта. Согласно Постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 августа 1999 г. N А33-2447/99-С3а-Ф02-1246/99-С1 судом отказано в иске к ООО "Турагентство", предоставлявшему отдельные услуги на основании того, что эти отдельные услуги являются составной частью единого комплекса услуг, входящих в стоимость туристской путевки. Не способствует единообразному пониманию рассматриваемого вопроса и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который не только не содержит подгруппу "прочая туристская деятельность", но и относит группу "деятельность туристических агентств" в раздел "Транспорт и связь". Однако даже столь скудная информация, как наличие в группе 63.3 "Деятельность туристических агентств" отдельных подгрупп: "63.30.1 "Организация комплексного туристического обслуживания"; 63.30.2 "Обеспечение экскурсионными билетами, обеспечение проживания, обеспечение транспортными средствами"; 63.30.3 "Предоставление туристских информационных услуг"; 63.30.4 "Предоставление туристских экскурсионных услуг" <8>, - -------------------------------- <8> Раздел I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.
позволяет говорить об отнесении не только 63.30.1 к туристской деятельности, но и об отнесении к таковой 63.30.2 и т. д., а следовательно, и оказываемых услуг вместе и по отдельности как минимум к связанным с туристскими. Возможность рассмотрения следующего варианта также следует из Закона о туристской деятельности. Так, туристский продукт определяется Законом как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Также Законом установлено (ст. 1), что туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Рассмотрение буквального текстового толкования приведенных понятий, на мой взгляд, дает возможность утверждать, что экскурсионная услуга (экскурсионное обслуживание) является дополнительной по отношению к перечисленным туристским услугам, с необходимостью не формирующей туристский продукт. То же относится и к услугам гидов-переводчиков и другим услугам, предоставляемым в зависимости от целей путешествия. Кроме того, если вспомнить о том, что туристская деятельность - это в том числе и иная деятельность по организации путешествий, а в определении туристской индустрии указано, что это совокупность, в частности, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, то вполне логичен вывод о том, что иная деятельность - это и есть деятельность по оказанию туристам названных услуг, т. е. оказание отдельных дополнительных по отношению к туристскому продукту услуг, когда эти услуги не являются целью путешествия. Таким образом, Закон определяет перечень как услуг, в комплексе формирующих путешествие, так и иных услуг, входящих в него. Тогда возникают вопросы, являются ли все из этих услуг туристскими и по каким признакам их следует относить к таковым. Очевидно, чтобы понять, необходимо исходить из сути явления. Закон определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в определенных целях, а туриста - как гражданина, посещающего страну (место) временного пребывания в определенных целях в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки. Следовательно, сутью туризма в любом случае является выезд и сравнительно продолжительное пребывание в ином, чем постоянное место жительства, месте, осуществляемые с определенной целью. Выезд в иное место подразумевает перевозку (доставку) в это место, а относительно продолжительное пребывание с точки зрения физиологии человека - размещение и питание. Следовательно, объективно путешествие невозможно осуществить без оказания услуг по перевозке туриста, без удовлетворения его физиологических потребностей в пригодном для проживания жилище и восстановлении его сил, т. е. без оказания услуг по размещению и питанию. Очевидно, что названные услуги взаимосвязаны и только в комплексе могут обеспечить осуществление путешествия. Однако помимо объективно необходимых целей существуют цели субъективные, составляющие в подавляющем большинстве случаев мотивацию совершения путешествия. Следовательно, их необходимо принимать во внимание, поскольку без них невозможно и осуществление гражданином путешествия, так как удовлетворение этих целей и создает потребительскую ценность путешествия, а в ином случае лицо просто откажется от путешествия. Данная позиция подтверждается, в частности, следующим. В Законе "О защите прав потребителей" сформулировано понятие существенного недостатка услуги: существенным является такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением. Кроме того, в ст. 12 указанного Закона установлена ответственность исполнителя, которая наступает в случае невозможности использования приобретенной услуги по назначению <9>. -------------------------------- <9> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 1999. N 51. Ст. 6287; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2.
Как указывает Я. Е. Парций, "невозможность использования оплаченной туристской услуги по назначению может возникнуть, когда турист просил турфирму уточнить некоторые потребительские свойства услуги, имеющие для него важное значение... Например, к существенным недостаткам туристской услуги могут быть отнесены несогласованная замена цели путешествия, изменение его программы и т. д." <10>. -------------------------------- <10> Парций Я. Е. Научно-практический комментарий Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Хозяйство и право. 1997. N 1 - 12. С. 40.
Все указанное также свидетельствует о том, что в любом случае оказания услуг, включая туристские, речь идет о некой потребительской ценности, удовлетворяющей потребности, заключенные в том числе в цели путешествия. Как отмечает Е. П. Писаревский, "для туристов объект потребления в путешествии - полезность товаров и услуг, которые могут удовлетворять в этот период их потребности. Именно полезность вещей - товаров или благ - даров природы (море, солнце, горы и т. д.) и деятельности - различного рода услуг - представляет для туристов потребительную стоимость" <11>. -------------------------------- <11> Писаревский Е. П. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования // Институт международного туризма. Владивосток, 1999. С. 15.
По нашему мнению, на основании изложенного можно выделить те моменты (признаки), по которым услуги могут быть отнесены к туристским: а) формирование (а не дополнение) комплекса услуг, объективно необходимых для совершения путешествия (без оказания которых оно не может быть осуществлено); б) формирование комплекса услуг, объективно необходимых для достижения объективной цели путешествия (удовлетворение физиологических потребностей в целях поддержания нормальной жизнедеятельности организма); в) формирование комплекса услуг, объективно необходимых для достижения субъективной цели путешествия. В наиболее общем виде этот критерий разграничения звучит следующим образом: невозможность осуществления турпоездки и достижения цели путешествия. По этому критерию каждая из услуг, оказываемых в комплексе, может быть отнесена к туристской услуге. Соответственно, все остальные по отношению к этим услугам являются связанными с туристской деятельностью. Что касается услуг, связанных с туристской деятельностью, то в теоретическом плане в качестве таковых могут рассматриваться и перевозка, и проживание, и питание, и иные до момента формирования тура. В плане практическом и теоретическом услугами, связанными с туристскими, по мнению автора, являются услуги, дополняющие тур, не являющиеся объективно необходимыми для совершения путешествия и отсутствие которых не повлияет на потребительские свойства туруслуги. Конечно, можно возразить, что при таком подходе те же экскурсионные услуги могут относится как к туристским, так и к связанным с туристской деятельностью. Действительно, данный критерий учитывает субъективный подход туриста. Но автор предлагает его учитывать не автоматически, а только в том случае, если гражданином заявлено об определенной цели путешествия, турфирма формирует программу путешествия или предоставляет тур исходя из указанной цели, стороны фиксируют заявленную цель и требуемые в этом случае потребительские свойства в договоре и турпутевке. Действительно, в этом случае неучет цели не создает потребительской стоимости, с одной стороны, а с другой стороны, не формирует комплекс услуг, который объективно необходим как для совершения путешествия, так и для достижения его целей. В этом случае такие услуги, как экскурсионные, по мнению автора, меняют свое качество, переходя из разряда необязательных и единичных, осуществляемых в соответствии с тематикой, избранной исполнителем, в разряд обязательных, осуществляемых в соответствии с определенным графиком, тематикой и программой в соответствии с заказом туриста. Кроме того, такие услуги, возможно, вообще перестают быть экскурсионными, поскольку становятся фактически программой обучения, а не "поездкой куда-нибудь, посещением чего-нибудь с образовательной или уведомительной целью" <12>, т. е. фактически без четко сформулированной или возникшей потребности и цели в этой поездке. -------------------------------- <12> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М.: Русский язык, 1981. С. 805.
Весьма примечательно, что как более давние определения, так и сравнительно новые не обходятся без указания на цель оказания услуг. "По туристскому договору одна сторона (организатор путешествия) обязуется в соответствии с согласованными требованиями оказать другой стороне (туристу) своими средствами либо средствами третьих лиц комплекс услуг, позволяющих совершить заграничное путешествие, а другая сторона (турист) обязуется оплатить их <13>. -------------------------------- <13> Иванов А. П. Правовое регулирование международных туристских отношений (диссертационное исследование). М., 1973. С. 39.
Туристские услуги - это индивидуально-обособленные услуги по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов, услуги гида-переводчика, а также иные услуги, предоставляемые в зависимости от целей туризма и не являющиеся сопутствующими к перевозке или размещению <14>. -------------------------------- <14> Писаревский Е. П. Указ. соч. С. 124, 125.
Указанное приводит к возможному выводу о том, что отсутствие цели совершить турпоездку не может сделать поездку туристической, а следовательно, и услуги по ее оказанию не являются туристскими. Пример: выезд на лечение в санаторий, за границу на образовательный семинар. Тождественный пример и с изменением цели поездки с туристической на цель устройства на работу и т. п. Действительно, как услуги по перевозке, размещению и питанию, так и экскурсионные услуги являются автономными, существующими независимо друг от друга. Они могут быть оказаны как отдельно, так и в комплексе, при этом не становясь туристскими в обязательном порядке. Соответственно, вывод, который напрашивается в данном случае, состоит в том, что для признания и квалификации услуги в качестве туристской необходимы следующие условия: а) услуга оказывается туристу; б) услуга оказывается с целью совершения путешествия; в) услуга формирует собой единственно необходимый для достижения указанной цели набор (комплекс) услуг; г) оказание услуги оформлено в форме, установленной законом; д) оказание услуги осуществляется лицом, которое вправе осуществлять туристскую деятельность. По нашему мнению, приведенная позиция объясняет и необходимость введения термина "турпродукт". Таким образом, если с пунктами "а" и "б" все понятно, то с пунктом "в" в действующем российском законодательстве четкого ответа нет. По мнению некоторых авторов, государственные органы РФ, в том числе фискальные, трактуют п. 8.1 Инструкции по учету платных услуг населению, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. N 156, однозначно: весь указанный спектр услуг с учетом цели путешествия составляет необходимый набор услуг, формирующий тур <15>. -------------------------------- <15> Мезенцева Т., Бычкова Ю. Налогообложение международной туристской деятельности // Финансовая газета (региональный выпуск). 2001. N 2. С. 9.
Согласно п. 8.1 данной Инструкции в туристско-экскурсионные услуги включаются услуги пассажирского транспорта, проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кемпингах, проживание в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье граждан, экскурсионное, туристско-оздоровительное обслуживание, культурно-массовое обслуживание и т. п. <16>. -------------------------------- <16> Инструкция по учету платных услуг населению, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. N 156.
В рассматриваемом документе применяется формулировка "туристско-экскурсионные услуги и т. п.", что уже само по себе свидетельствует об открытом перечне таких услуг. Следовательно, названный правовой акт не отвечает и не может отвечать на вопрос о минимально необходимом наборе услуг, формирующих турпродукт. Также невозможно сделать этот вывод и из положений Закона о туристической деятельности, поскольку он не содержит как понятия туристической услуги, так и отличий туруслуги от турпродукта. Общероссийский классификатор услуг населению <17> включает группу 06 "туристские и экскурсионные услуги", однако при ознакомлении с текстом размещения для временного проживания туристов. Такие противоречия в рамках одного акта свидетельствуют об отсутствии четкого подхода к пониманию и выделению признаков отнесения к туруслугам, их отделению от иных услуг не только с точки зрения формально юридической, но и экономической. -------------------------------- <17> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (принят и введен Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163) (издание с изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (ИУС 1-96, 4-96, 6-97, 12-98, 6-99, 5-2000)). Russian Classification of Services Provided to People (с изм. и доп. N 7/2003, 8/2005, 9/2006, 10/2006).
Подгруппа 061000 "Туристские услуги" Общероссийского классификатора объединяет следующие виды: услуги туроператора по организации внутреннего туризма, услуги туроператора по организации выездного туризма, услуги туроператора по организации въездного туризма, услуги турагента, услуги при самодеятельном туризме и экскурсионные услуги. Исходя из приведенных наименований и их содержания, прослеживается, пожалуй, единственный критерий отнесения услуг к туристским, а именно любые услуги, оказываемые туроператором в рамках организации форм туризма, а также любые услуги турагента, отдельные услуги, оказываемые туроператором и турагентом рассматриваются как туристские. То есть критерием их отнесения к туристским является их оказание туроператором или турагентом. Однако этого критерия недостаточно ни для отграничения туруслуги от иных услуг, ни для всеобъемлющего вывода о минимально необходимом для совершения путешествия комплексе услуг. Совершенно не поддается объяснению включение в качестве видов туристских услуг услуг при самодеятельном туризме и экскурсионных услуг. Включение их в качестве вида презюмирует не что иное, как их статус туристских услуг независимо от целей путешествия, характера деятельности и признаков субъекта туристической деятельности, от вхождения в состав тура. Между тем международное право начиная с 1990 г. выработало подход к определению турпродукта, позволяющий как установить минимальный набор услуг, составляющий турпакет, так и выделить подход к пониманию отдельной туристской услуги. Так, Директива ЕС N 90/314/ЕЕС от 13 июня 1990 г. "О пэкидж-турах, путешествиях и отдыхе" признает комплексом услуг или комплексной услугой "заранее подготовленную комбинацию не менее двух из следующих услуг: а) перевозки, б) размещения, в) других туристских услуг, не являющихся сопутствующими к перевозке или размещению и не составляющих существенную часть пакета, в случае если они проданы или предлагаются для продажи по цене, включающей в себя стоимость всех услуг, а обслуживание охватывается периодом более 24 часа или не менее одной ночевки. Отдельная оплата услуг, входящих в турпакет, не освобождает организатора или продавца от обязательств, вытекающих из директивы" <18>. -------------------------------- <18> Yaqub Z., Bedford B. European Travel Law. Chichester, John Wiley & Sons. P. 612.
Таким образом, Директива распространяется только на те услуги, которые формируют турпродукт и которые, формируя его, являются в данном случае туристскими. Из определения, данного в Директиве, следует, что формирующие путешествие туристские услуги могут иметь различные сочетания: перевозку и размещение, перевозку и туруслуги или размещение и туруслуги, а значит, каждая из них в конкретном случае может отсутствовать в зависимости от избранной цели путешествия и необходимого для ее реализации набора услуг. Но если это так, то придется признать, что конкретного императивного перечня туристских услуг быть не может, так как в зависимости от цели путешествия в состав тура могут входить услуги, связанные с туристской деятельностью. Кроме того, здесь необходимо принимать во внимание, что каждая из этих услуг индивидуально обособлена, оказание одной из них не влечет с необходимостью предоставление другой, ни одна не зависит от другой. Казалось бы, есть услуги, без которых невозможно совершение путешествия, а значит, они должны быть туристскими. Но и здесь (даже если не принимать во внимание, что и эти услуги могут отсутствовать в конкретном турпакете) все равно остается тот же вопрос: может ли эта одна услуга позволить совершить путешествие? Конечно, нет. Это следует и из приведенной директивы. Итак, специфика туруслуги заключается в том, что она становится таковой только в комплексе услуг, позволяющих совершить путешествие и удовлетворить потребность в нем. Изложенное позволяет сделать следующий вывод: туристская услуга - индивидуально обособленная услуга, оказание которой в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить путешествие (является условием совершения путешествия) в соответствии с его целями и потребностями туриста, имеющая правовую форму, соответствующую закону.
------------------------------------------------------------------
Название документа