Вопросы правового регулирования предоставления медицинских услуг на курорте
(Борисенко В. А., Михайлова О. Н.) ("Туризм: право и экономика", 2008, N 3) Текст документаВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА КУРОРТЕ
В. А. БОРИСЕНКО, О. Н. МИХАЙЛОВА
Борисенко В. А., начальник санатория "Дон" ВВ МВД РФ, г. Ессентуки.
Михайлова О. Н., главный педиатр, г. Ессентуки.
В правовом понимании услуги представляют собой действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности. К услугам порой относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей. Основное качество, присущее услуге, заключается в том, что она является исконно неосязаемой. Данное положение нашло отражение в Гражданском кодексе. Общий признак, свойственный разного рода услугам, выражен в том, что их предметом являются, как правило, соответствующие действия, а не их овеществленный результат: оказание медицинской помощи, проведение консультаций и т. п. <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики). ------------------------------------------------------------------ <1> Левшина Т. Л. Комментарий к главе 39 ГК РФ, ч. 2 / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 392.
На наш взгляд, рассматривая вопрос о систематизации услуг в сфере курортного обслуживания, целесообразно разделить услуги по критерию, в основу которого кладется оплата услуги. В результате чего появятся две основные группы данной правовой категории: 1) услуги, оказываемые потребителям без непосредственной оплаты; стоимость этих услуг покрывается из фондов, принадлежащих определенному коллективу и создаваемых из средств его участников, независимо от того, пользуются ли вообще они данными услугами или нет; 2) услуги, оплачиваемые их потребителями. Данная классификация услуг представляется наиболее удобной для сферы курортного обслуживания. Так как распределение путевок на санаторно-курортное обслуживание происходит в том числе и на льготной основе. Исторически понятие курортного обслуживания уходит в сферу туристического обслуживания, однако не следует обобщать эти понятия на современном этапе. Представляется, что, несмотря на совпадение каких-то элементов этих видов деятельности, между ними существует принципиальная разница в основных целях, а следовательно, и в методах, порядке лицензирования и т. д. <2>. Понятия "курортное обслуживание" и "туристическое обслуживание" не поглощают друг друга, более того, в силу исторически развивающейся отрасли по удовлетворению потребностей населения в отдыхе функционируют близко друг с другом. -------------------------------- <2> Парций Я. Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристической деятельности в РФ". М., 1998. С. 3.
Курортное обслуживание является самостоятельным видом научно-практической деятельности санаторно-курортных учреждений по оказанию гражданам услуг в сфере лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха на основе использования природных лечебных ресурсов, за плату и в соответствии с заключаемыми договорами. Независимо от размера и мощности на курорте предусматриваются отдых, развлечения, спортивная, учебная и духовная деятельность. Большой курорт предоставляет многообразные услуги и удовлетворяет специфические интересы граждан. На курорте имеются в наличии лечебно-профилактические учреждения, обеспечивающие медицинское обслуживание больных; спортивные сооружения и площадки, культурно-просветительские и зрелищные учреждения; предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, коммунального хозяйства, отвечающие гигиеническим требованиям (водоснабжение, канализация, энергоснабжение и т. д.). Весь спектр предоставляемых услуг охватывается понятием "курортная услуга". Курортная услуга представляет собой действие, приносящее пользу, помощь человеку, отдыхающему или восстанавливающему на курорте свое здоровье. Можно разделять курортные услуги на виды по специфике самого курорта. Дело в том, что Российская Федерация является одной из немногих стран мира, которая обладает уникальными лечебными факторами. В силу своей огромной территории Россия имеет разные климатические районы с неодинаковым их воздействием на человека, что позволяет создавать на этой территории климатические курорты различного профиля (морские, горные, полупустынные и другие). В зависимости от присущего курорту климатического фактора, будь то: солнечная радиация, морская вода, химический состав воздуха морского побережья - осуществляют свою деятельность в соответствии с этими факторами. Среди южных славятся первоклассными климатическими курортами: Сочи, Анапа, Теберда, Кисловодск и др. Следует отметить, что в отличие от западных курортов курорты РФ славятся развитостью медицинского обслуживания. На Западе спокойно обходятся без развитой курортной медицины; там основное курортное учреждение - многозвездочная гостиница, великолепный сервис и развлечения. Существовало мнение, согласно которому следовало перестроить наши курорты по западному образцу, однако эта точка зрения не нашла своего развития. В силу так и оставшегося открытым вопроса о дальнейших путях развития курортной индустрии российские курорты стали развиваться в разных направлениях. Нашлось место в сфере курортного обслуживания и огромным лечебным здравницам с высокопрофессиональным обслуживанием, и небольшим по размаху своей деятельности и объему предоставляемых услуг пансионатам, и узконаправленным в своей работе туристическим базам. Отрасль курортных услуг существует как самостоятельный институт, который находится на данный исторический момент в стадии разработки и становления. Существует ряд нормативных документов, регламентирующих различные виды деятельности на курорте, но они носят разрозненный характер; хотя в Российской Федерации и реализуется Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 101, она явно нуждается в обновлении. Кроме того, важные регламентирующие моменты есть и в Федеральной программе "Юг России" (2006 г.). Но единого законодательного акта, который регулировал бы предоставление курортных услуг как медицинских, пока нет даже в проекте. Не урегулированные на законодательном уровне, а также на уровне практической деятельности вопросы только мешают нормальному развитию индустрии курортного обслуживания. Вопросы правовой регламентации деятельности по оказанию услуг, а также критерий определения качества услуг вообще и курортных услуг в частности являются спорными, существуют противоречия и разногласия в законодательстве. В условиях современных российских курортов рекреационно-досуговая деятельность развивается наиболее интенсивно, хотя ее организаторы стихийно придерживаются количественных представлений об отдыхе. Это создает опасность вытеснения лечебно-оздоровительной деятельности спонтанной рекреационно-досуговой. Проблема оптимизации этих двух видов деятельности в условиях курорта пока не решена. Говоря о курортной медицине как сегменте курортного обслуживания и самостоятельном виде услуг, необходимо отметить, что существует три основных вида курортной медицинской деятельности: лечебная, реабилитационная и рекреационная. Курортная медицина, несмотря на имеющиеся недостатки, недоработки, трудности, имеет свое лицо и свое место в системе здравоохранения. Лечебно-оздоровительная функция осуществляется на курортах специально организованными учреждениями - санаториями, пансионатами, профилакториями, поликлиническими объединениями. Другой формой ее осуществления является самолечение или, точнее, самооздоровление. Потребители услуг курорта при этом не связывают себя с каким-то конкретным учреждением, их часто называют "дикари". В этом случае трудно отделить рекреацию и оздоровление или лечение. Скорее, можно говорить об оздоровительной рекреации или лечебном отдыхе. Отдых как лечение - это отдельная проблема, она касается в основном деятельности санаторно-курортных организаций, предоставляющих медицинские услуги. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Подробная регламентация предоставления лечебно-оздоровительных услуг санаториями часто имеет обратный эффект - усложнение процедуры оформления путевки провоцирует выбор неорганизованной формы отдыха. При увеличении числа платных услуг на курорте покупка лечебных процедур не требует от потребителя тратить время на тщательный медицинский контроль. Следовательно, только клиенты санаториев получают дополнительную защиту согласно существующему законодательству. Но и оно не может оградить их от злоупотребления несанаторными услугами курорта: бары, рестораны, казино, экстремальный туризм, секс-услуги и т. п. А те, кто бесконтрольно использует платные услуги для лечения, рискуют не только не вылечиться, но и нанести вред своему здоровью. Административно-правовое оформление потребления услуг курорта не соответствует пока тенденциям развития этих услуг. Неструктурированное потребление санаторных услуг сокращено до минимума, но вне стен санатория соответствующей регламентации нет. Следовательно, все зависит от: а) степени ответственности предоставителей курортных услуг и б) уровня компетентности и ответственности потребителей этих услуг. И то и другое не может рассматриваться в качестве надежных регуляторов целенаправленной оздоровительной деятельности. Деятельность социальных субъектов - предоставителей и потребителей курортных услуг - становится полем конкурентной борьбы оздоровительного и развлекательного направлений в развитии курортов. Медицинские услуги предоставляются не только государственными и региональными учреждениями, но и частными. Разумеется, они предоставляются согласно имеющимся лицензиям, но контроль за их качеством осуществляется не так, как в государственных учреждениях, поскольку рекреационные цели в деятельности данных субъектов превалируют. Существует целостная система регулирования курортного обслуживания, но регулирование качества медицинских услуг как самостоятельный ее элемент не выделяется. Медицинская помощь регулируется другими документами и организациями, а именно органами здравоохранения. Следует сказать, что правом реализации курортных услуг наделяются организации (специалисты), чей профессиональный статус подлежит легитимизации государством. Так как в сфере курортного обслуживания широко применяются медицинские услуги, то закон императивно предъявляет специальные требования к профессионализму исполнителя. Однако помимо профессиональных медицинских услуг в сфере курортного обслуживания применяются также услуги, не требующие высокого квалификационного ценза. Все сказанное позволяет сделать следующие выводы: 1. Курорт - это прежде всего местность, обладающая благоприятными для лечения и отдыха факторами, на которой расположены объекты, обеспечивающие деятельность курортных учреждений. Курортное обслуживание является самостоятельным видом научно-практической деятельности санаторно-курортных учреждений по оказанию гражданам услуг в сфере лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха на основе использования природных лечебных ресурсов, за плату и в соответствии с заключаемыми договорами. 2. Курортная услуга представляет собой действие, приносящее пользу, помощь человеку, отдыхающему или восстанавливающему на курорте свое здоровье. Предоставление курортных услуг регламентируется юридическими документами и экономическими интересами. Но качество предоставления этих услуг должно быть социальной задачей. 3. Принципиальным отличием курортов России от западных является развитость медицинского обслуживания. На Западе обходятся без развитой курортной медицины; там основное курортное учреждение - многозвездочная гостиница, великолепный сервис и развлечения. В России системообразующим фактором курорта всегда являлась курортная медицина. 4. Курортная медицина как сегмент курортного обслуживания и самостоятельный вид услуг теоретически является приоритетом деятельности курорта. Однако дифференциация предоставителей медицинских услуг на курорте не позволяет пока создать единую систему контроля качества медицинского обслуживания отдыхающих. Для решения этой задачи необходимо принять пакет юридических документов федерального значения. 5. Применительно к медицинским услугам в обязательстве по оказанию этого вида услуг выздоровление пациента можно рассматривать как конечный результат, отделимый от процесса их оказания. 6. В условиях курорта досуговая деятельность развивается наиболее интенсивно, хотя ее организаторы стихийно придерживаются количественных представлений об отдыхе. Это создает опасность вытеснения лечебно-оздоровительной деятельности спонтанной рекреационно-досуговой. Проблема оптимизации этих двух видов деятельности в условиях курорта пока не решена. 7. Объем и содержание медицинских услуг варьируются в курортной сфере в зависимости от статуса социального субъекта, их предоставляющего. Ведущую роль в этом процессе играют санатории, но и они вводят в перечень услуг немедицинские (рекреационно-досуговые), хотя и в меньшей степени, чем пансионаты, турбазы и гостиничные комплексы. 8. Несмотря на то, что деятельность всех социальных субъектов, предоставляющих медицинские услуги, подчиняется одним правовым документам, предоставление медицинских услуг требует дополнительного санкционирования, при этом лицензию на медицинскую деятельность должно иметь учреждение, а не отдельный врач, практикующий в нем. Реально это правило не соблюдается.
------------------------------------------------------------------
Название документа