Освидетельствование на состояние опьянения в свете нового КоАП РФ
(Гайтов Э. Ш.)
("Общество и право", 2008, N 3)
Текст документа
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В СВЕТЕ
НОВОГО КОАП РФ
Э. Ш. ГАЙТОВ
Гайтов Эльбрус Шамильевич, преподаватель учебного центра МВД Республики Северная Осетия - Алания, адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает освидетельствование на состояние опьянения в качестве меры обеспечения административно-деликтного производства (ст. 27.12). Ее целью является установление состояния опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, для привлечения их к административной ответственности. Напомним, что согласно КоАП административно наказуемым признается управление в состоянии опьянения водным судном (ст. 11.9), автомототранспортным средством (ст. 12.8), а также мопедом, велосипедом, гужевым транспортом (ч. 3 ст. 12.29).
В связи с изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ, установлен новый порядок проведения освидетельствования, и кроме того, впервые в истории отечественного законодательства закреплено юридическое определение самого понятия "состояние опьянения" - это наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Согласно нововведениям, освидетельствование теперь могут проводить не только медицинские работники, но и должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств соответствующих видов. В отношении водного транспорта ими являются сотрудники Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, в отношении автомототранспортных средств - сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Военной автомобильной инспекции Минобороны России (в части, касающейся транспортных средств Вооруженных Сил).
Должностные лица вправе проводить освидетельствование только для установления состояния алкогольного опьянения и лишь при согласии соответствующего водителя (судоводителя). Для этого приглашаются понятые, в присутствии которых водителю дается для продувания специальный тестирующий прибор - это различного рода алкометры, алкотестеры, разрешенные и одобренные Минздравом России и имеющие документ, свидетельствующий о прохождении установленной метрологической проверки.
При положительной пробе на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе и согласии с этим водителя составляется акт, который является основанием для привлечения его к административной ответственности. Если же паров алкоголя не обнаружено, но при этом в наличии клинические признаки опьянения, водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование, как правило, для выявления наркотического опьянения.
Новый порядок освидетельствования, на наш взгляд, не нарушает прав и законных интересов лиц, в отношении которых применяется эта мера. Объясняется это тем, что, во-первых, освидетельствование проводится только с согласия водителя, во-вторых, при выявлении алкогольного опьянения, но несогласия с этим водителя назначается медицинское освидетельствование.
В истории отечественного законодательства такой вид освидетельствования уже применялся, но был упразднен 1 июля 2002 г., когда вступил в действие КоАП, определивший, что освидетельствование может быть исключительно медицинским. И только по прошествии шести лет законодатель восстановил прежний порядок. Объясняется это тем, что в большинстве случаев водители признают, что находятся в состоянии алкогольного опьянения и готовы пройти освидетельствование непосредственно на месте. Вдобавок процедура освидетельствования в медицинском учреждении отнимает довольно много времени, тем более, если медицинские учреждения находятся на значительном удалении от мест, где осуществляется контрольно-надзорная деятельность за безопасностью движения транспортных средств.
Безусловно, для проведения освидетельствования должностным лицом необходимы не примитивные приборы типа трубки "Контроль трезвости", а современные средства индикации, позволяющие осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе. Отметим, что мировой опыт свидетельствует о том, что право проводить анализ выдыхаемого воздуха на содержание алкоголя с помощью специальных средств предоставлено дорожной полиции многих стран. Так, в Австрии, Дании, Нидерландах, Польше, Швеции полицейские это делают всегда, когда сочтут нужным, независимо от того, подозревается ли водитель, управляющий транспортным средством, в употреблении алкоголя или нет. В Бельгии, Великобритании, Италии, Чехии, Швейцарии такая проверка осуществляется только при подозрении на управление транспортным средством в состоянии опьянения и в случае дорожно-транспортного происшествия. В Великобритании и Испании полиция может проверить водителей с помощью алкотестеров при остановке за любое нарушение правил дорожного движения. Безусловно, далеко не во всех странах показания приборов, используемых полицией, признаются судами в качестве доказательства состояния опьянения. Однако во многих государствах (Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Швеции и др.) такие показания имеют значение доказательств, естественно, при условии технической исправности приборов, их периодической метрологической проверке, а также наличии у производящих анализы полицейских соответствующих знаний и навыков.
Более того, полиция зарубежных стран успешно привлекается к оперативному выявлению признаков не только алкогольного, но и наркотического опьянения среди участников дорожного движения. После соответствующей подготовки патрульные полицейские способны посредством достаточно простых тестов устанавливать наличие опьянения (включая наркотическое) с точностью до 90% и обосновывать правомерность своих действий в суде. Для этого они обучаются методике обнаружения признаков опьянения, а также приемам использования специального портативного и стационарного оборудования. Номенклатура и диапазон цен данного оборудования от 150 (индивидуальный индикатор одноразового действия) до 500000 рублей (стационарный тестер высокой разрешающей способности). Поэтому представляется вполне возможным предоставить соответствующим должностным лицам нашего государства полномочия для проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения или, по крайней мере, применять специальное оборудование в превентивных целях.
Обращаясь к процедуре медицинского освидетельствования, отметим, что его вправе проводить медицинские работники, имеющие лицензию на осуществление такого рода деятельности, а также прошедшие специальную подготовку в наркологических диспансерах органов здравоохранения субъектов Российской Федерации. Медицинское освидетельствование может проводиться в два этапа. На первом осуществляется исследование на состояние опять же алкогольного опьянения. Для этого используются технические средства индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, применяемые с интервалом в 20 минут. Если применяются два и более разных технических средства, то их также используют повторно через указанное время. При отрицательном результате, но имеющихся клинических признаках опьянения следует второй этап - проведение химико-токсикологической экспертизы для выявления состояния наркотического опьянения. В этом случае на усмотрение медицинского работника для экспертизы берется какой-либо биологический объект (кровь, моча, слюна и т. п.).
Следует отметить, что медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не предусматривает повторного тестирования, если водитель не согласен с первичным результатом. Безусловно, использование двух технических средств с интервалом в 20 минут в определенной мере обеспечивает достоверность освидетельствования, но тем не менее, процедура осуществляется одним и тем же медицинским работником. Поэтому в целях обеспечения принципа объективности следует предусмотреть в законодательных нормах положение, которое бы обязывало проведение повторного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения другим медицинским работником, если водитель не согласен с результатами первичного заключения. К тому же такой порядок уже применялся в отечественном законодательстве - п. 24 Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования (утв. Приказом МВД СССР от 29.06.1983 N 45, Минздравом СССР N 06-14/14, Минюстом СССР N К-8-347 ).
Говоря в целом об освидетельствовании на состояние опьянения как мере обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо указать, что КоАП предусматривает установление состояния опьянения и в ряде других случаев, не связанных с управлением транспортными средствами. Это правонарушения, предусмотренные ст. 20.21 (появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), ст. 20.22 (появление в общественном месте несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения), ч. 1 ст. 8.37 (нарушение правил охоты), ч. 2 ст. 20.8 (нарушение правил ношения оружия и патронов к нему). Две последние статьи имеют диспозиции ссылочного характера, и о состоянии опьянения как о противоправном факторе указывается в соответствующих нормативных правовых актах. В состоянии опьянения могут совершаться и иные административные правонарушения, и такое обстоятельство может быть признано органом административной юрисдикции как отягчающее ответственность (п. 6 ст. 4.3). Согласно ч. 4 ст. 27.5, срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления.
Однако к перечисленным случаям ст. 27.12 КоАП "Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения" не применяется. Это позволяет сделать вывод об отсутствии надлежащего правового регулирования освидетельствования на состояние опьянения, которое необходимо проводить в случаях, не связанных с управлением транспортными средствами.
На основании изложенного является необходимым, во-первых, дать юридическое толкование понятию "состояние опьянения" для всех случаев, когда это предусматривает КоАП. Во-вторых, установить в КоАП правовые основания освидетельствования на состояние опьянения для всех случаев, когда это предусматривает законодательство об административных правонарушениях. В-третьих, предусмотреть юридическую ответственность в случаях уклонения соответствующего лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.
------------------------------------------------------------------
Название документа