Борьба с наркотиками: взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти

(Кожевников К. М.)

("Законность", 2013, N 8)

Текст документа

БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

К. М. КОЖЕВНИКОВ

Кожевников Константин Михайлович, прокурор Нижегородской области, государственный советник юстиции 2 класса, почетный работник прокуратуры, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена такому важному элементу эффективной реализации антинаркотической политики государства, как взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти.

Ключевые слова: наркопреступность, противодействие, взаимодействие институтов гражданского общества, прокуратура.

Combating drugs: interaction of the institutes of civil society with public authorities

K. M. Kozhevnikov

The article focuses on such an important component of efficient implementation of counter-drug policy of the State as interaction of the institutes of civil society with public authorities.

Key words: drug crime, combating, interaction of the institutes of civil society, the Public Prosecution Service.

Наркотизация и наркопреступность оказывают разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества, подрывают национальную безопасность. Все это создает предпосылки для изменения подхода к противодействию наркоугрозе.

Успешность данной деятельности во многом зависит от состояния уровня информированности населения о последствиях наркомании, предусмотренной законом ответственности за незаконный оборот наркотиков (НОН), признаках, характеризующих употребление наркотиков, и самое главное - мерах защиты общества от наркотизации, принимаемых органами власти, что превращает обывателя в полноправного субъекта профилактики наркомании.

Содействие граждан и институтов гражданского общества в выявлении и пресечении правоохранительными органами незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, обнаружении мест произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и фактов их незаконного выращивания, выявлении и пресечении коррупционных связей, способствующих незаконной деятельности, способно оказать большое влияние на сокращение предложений наркотиков и спроса на них. В свою очередь, обеспечение реализации механизма обратной связи с населением о результатах использования полученной информации возвращает доверие общества к органам власти.

Для достижения указанных целей объединения органов власти и населения по инициативе прокуратуры области было принято решение о проведении с 18 марта 2013 г. по 18 апреля 2013 г. областного месячника антинаркотических мероприятий "Мы выбираем жизнь!".

В соответствии с планом совместных мероприятий по подготовке и проведению акции, утвержденным прокурором области, губернатором, Законодательным собранием области, правоохранительными органами 13 марта 2013 г., к участию в проведении месячника были привлечены практически все государственные структуры и институты гражданского общества.

Анализ тревожной наркоситуации в регионе и отсутствие ожидаемых результатов, опровергающих мнения граждан, что с проблемой наркомании "ничего нельзя сделать", потребовали дополнительных действий, основанных на качественно новом уровне взаимодействия с населением, установлении с ним "обратной связи".

Центральным звеном акции стала организация работы колл-центра - единого круглосуточного телефона "горячей" линии Ростелекома для принятия сообщений граждан с оперативной передачей поступающей информации в правоохранительные органы для проверки и в прокуратуру области - для их контроля.

Меры к созданию аналогичных "горячих" линий для поступления информации от граждан приняты также на уровне городских и районных прокуратур.

Наряду с традиционными "горячими" линиями эффективным стало размещение в крупных торговых центрах и других местах с массовым пребыванием людей ящиков для анонимных обращений граждан о фактах незаконного оборота наркотиков.

Так, в ходе проведения антинаркотического месячника на территории Нижегородской области установлено более 600 таких ящиков. Для удобства в использовании сведения об адресах расположения ящиков для анонимных обращений размещены на сайте прокуратуры области.

Предложенная форма взаимодействия с населением оказалась крайне актуальной и обусловлена наличием у граждан информации о местах распространения наркотиков, наркопритонах, а также внутреннего неприятия указанных явлений, чувства опасности за будущее своих близких, с одной стороны, и отсутствием уверенности в безопасности за свою жизнь и здоровье при официальном обращении в правоохранительные органы с указанием собственных персональных данных, с другой.

Отдельный блок по реализации антинаркотической акции занимали мероприятия, направленные на привлечение интереса граждан принять активное участие в месячнике. Проведена огромная работа по информационному и просветительскому сопровождению акции, анонсированию ее целей и задач, запланированных мероприятий и их результатов (осуществлена трансляция видеообращения руководителей всех ветвей власти, проведены культурно-массовые мероприятия, размещены рекламные конструкции, розданы информационные материалы, произведена трансляция "бегущих" строк, социальной рекламы и видеоролика о проведении акции, проведены тематические телевизионные программы, показаны сюжеты в новостных лентах, ток-шоу, созданы вкладки на официальных ресурсах органов власти в интернет-сети и т. д.).

Итогами проведенной работы стало поступление от граждан 2578 анонимных сообщений о фактах незаконного оборота наркотиков, что более чем в два раза превышает количество сообщений, поступивших по телефону "доверия" органа наркоконтроля в прошлом году, и в 25 раз больше показателя прошлого года.

В результате скоординированных действий возбуждено 541 уголовное дело, связанное с незаконным оборотом наркотиков, что почти в 2 раза больше среднемесячного значения прошлого года. Из них: 306 уголовных дел по фактам сбыта; 188 - по фактам приобретения и хранения наркотиков; 35 - по фактам организации притонов; 6 - по фактам незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; 5 - по фактам склонения к употреблению наркотических средств; 1 - по факту контрабанды сильнодействующих и ядовитых веществ. Из незаконного оборота изъято 6747,67 г наркотических средств. 84 лица, подозреваемые в совершении наркопреступлений, задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, 48 - заключено под стражу; проведено 125 обысков, 46 выемок, изъято 15 транспортных средств, используемых для перевозки наркотиков; организовано 727 проверок в порядке ст. 144 УПК.

Дополнительным импульсом к успешной работе стал арест полицией 11 членов организованного преступного сообщества, незаконно распространявших наркотики, изъятие более 1 килограмма смертельного зелья, пресечение УФСБ России по Нижегородской области поставки крупной партии героина.

Одно из самых серьезных препятствий эффективной работе по противодействию незаконному обороту наркотиков - вовлечение в этот оборот самих сотрудников правоохранительных органов, совершение последними коррупционных преступлений в указанной сфере.

Хотя в 2012 г. удалось разорвать коррупционные связи с наркодилерами 14 офицеров правоохранительных органов региона, однако, несмотря на активное информирование о проводимых антинаркотических мероприятиях в рамках месячника, в том числе по противодействию коррупции, преступники в погонах не удержались от совершения противоправных действий и в период антинаркотической акции.

В коррупционных преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков изобличены: 1 сотрудник наркоконтроля, 2 сотрудника полиции, в потреблении наркотиков - сотрудник полиции и службы конвоирования ГУФСИН.

Так, офицер УФСКН России по Нижегородской области задержан при получении взятки в сумме 160 тыс. руб., уголовное дело возбуждено по п. "в" ч. 5 ст. 290 УК.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 5 ст. 290 УК, по факту получения взятки 2 сотрудниками полка ППС УМВД России по г. Н. Новгороду в размере 2 тыс. руб. за освобождение лица от административной ответственности в связи с нахождением в общественном месте в состоянии наркотического опьянения.

Сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Богородскому району задержан сотрудник управления по конвоированию ГУФСИН России по Нижегородской области, управлявший транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. По этому факту составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.8, 6.9 КоАП, по результатам рассмотрения которых виновное лицо подвергнуто административному аресту.

Благодаря новой системе поступления обращений и сообщений граждан о фактах незаконного оборота наркотиков правоохранительные органы получили большой объем информации, которую необходимо отработать как оперативным, так и следственным путем.

Для решения этой задачи прокуратурой области составлена карта проблемных адресов, которая, по оценкам населения, связана с НОН. Карта предназначена для организации работы правоохранительных органов в сфере противодействия наркоугрозе.

Параллельно с принятием мер уголовно-правового характера по пресечению незаконного оборота наркотиков участники акции активно реализовывали полномочия по предупреждению (пресечению) незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков с использованием мер административного принуждения.

Так, в период месячника возбуждено 1680 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.9, 6.8, 20.21, 19.3, 14.1, 14.15, 12.8 КоАП РФ, по которым подвергнуто административному аресту 908 лиц, что в 3 раза больше среднемесячного значения прошлого года.

Задачей этого направления деятельности, в первую очередь, было практическое закрепление принципа неотвратимости административного наказания за совершение правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков с одновременным выполнением превентивной функции.

Для указанных целей в отношении лиц, замеченных в потреблении наркотиков или находящихся в состоянии опьянения, незамедлительно проводилось медицинское освидетельствование.

Категория граждан, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, отличается финансовой нестабильностью, в связи с чем в большинстве случаев административные штрафы не уплачиваются.

Применение административного ареста к наркоправонарушителям обеспечивает реализацию принципа неотвратимости административной ответственности и одновременно позволяет вырвать наркозависимых из обычно окружающей их антисоциальной обстановки, предупредить совершение новых преступлений и правонарушений, заставляет задуматься о проблеме, в том числе о нежелании постоянно подвергаться административному принуждению.

В результате проведенной работы в рамках антинаркотического месячника 908 лиц, совершивших правонарушения в сфере НОН, подвергнуты судом административному аресту.

Важное место в реальной работе по противодействию незаконному обороту наркотиков в связи с этим должно отводиться понуждению наркозависимых предусмотренными законом методами к лечению от наркомании.

С этой целью прокуратурой области приняты меры к реализации института освобождения от административной ответственности лиц, обратившихся за лечением от наркомании (примечание к ст. 6.9 КоАП): проведено совещание с участием главного нарколога, горрайпрокурорам направлено информационное письмо об активизации деятельности по применению примечания к ст. 6.9 КоАП, предусматривающего возможность освобождения от административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков в связи с добровольным обращением в учреждения здравоохранения для лечения. В ходе месячника судами области вынесено 32 соответствующих решения, работа продолжается.

Правоохранительные органы провели профилактические мероприятия, в том числе в местах массового скопления молодежи (ночных и развлекательных заведениях), по результатам которых выявлены неединичные факты нахождения граждан в состоянии наркотического опьянения.

Органы УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области ежедневно проводили рейды в целях оперативного обнаружения и установления каналов поставки наркотиков с использованием автотранспорта, а также по выявлению лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения, в результате которых возбуждено 31 уголовное дело.

В период акции органы прокуратуры направили в суды 135 исков о прекращении наркопотребителями права управления транспортными средствами, 197 исков предъявлено к провайдерам с требованиями обязать их установить ограничения доступа к информации, пропагандирующей употребление и изготовление наркотиков, а также рекламирующей запрещенные вещества, которые находятся на рассмотрении, что соответственно в 10 и 23 раза больше среднемесячного значения прошлого года.

В целях реализации мероприятий, направленных на сокращение спроса на наркотики и предупреждение правонарушений в сфере их незаконного оборота, участники антинаркотического месячника провели более 4,5 тыс. лекций и бесед в образовательных учреждениях, 2 тыс. родительских собраний и встреч с трудовыми коллективами по вопросам вреда наркотиков и ответственности за совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, приняли участие в проведении более 3 тыс. культурно-массовых и спортивных мероприятий, подробная информация о проведении которых размещалась на официальных сайтах администраций муниципальных образований.

Одно из важнейших направлений по противодействию незаконному потреблению наркотических средств - лечение лиц, страдающих наркотической зависимостью, их социальная реабилитация.

Во время акции за амбулаторной медицинской помощью в наркологическую службу обратилось 407 больных наркоманией и 180 лиц, употребляющих наркотические вещества, госпитализировано 62 лица с диагнозом "наркомания" и 5 потребителей наркотических веществ. В отделения медико-социальной реабилитации госпитализировано 4 больных наркоманией и 1062 наркопотребителя.

В ходе проведения антинаркотической акции прокуратурой области были вскрыты проблемы взаимодействия органов власти в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, в том числе несовершенство действующего законодательства, не позволяющие субъектам антинаркотической политики эффективно выполнять свои функции в этой сфере, выработаны предложения по их решению.

Так, проведенная работа показала необходимость законодательного регламентирования порядков медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и постановки на наркологический учет несовершеннолетних и взрослых граждан; обосновала целесообразность наделения органа наркоконтроля полномочиями по оперативному внесению дополнений в перечень запрещенных новых психоактивных веществ в связи с широким распространением так называемых "дизайнерских" наркотиков; показала необходимость введения административной ответственности владельцев развлекательных заведений за потребление и реализацию наркотических веществ, курительных смесей на их территории; закрепления обязанности органов власти осуществлять обмен информацией о веществах, используемых гражданами в качестве наркотических, и постоянный мониторинг интернет-ресурсов с целью выявления сайтов, пропагандирующих наркотики, а также лиц, их приобретающих; наделения органов прокуратуры, других правоохранительных органов полномочиями по получению сведений, составляющих врачебную тайну без согласия пациента или его законного представителя в связи с осуществлением государственно-властных полномочий.

Эти проблемы обсуждены прокуратурой 27 марта 2013 г. на межведомственном совещании по вопросам противодействия наркомании и наркопреступности под председательством заместителя Генерального прокурора РФ С. Зайцева с участием полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, руководителей субъектов Приволжского федерального округа.

К сожалению, мероприятия, проводимые в рамках акции "Мы выбираем жизнь!", не могли не выявить недостатки в работе силовых ведомств области как при проверке анонимных сообщений граждан, так и выполнении мероприятий совместного плана реализации месячника.

Несмотря на то что в соответствии с Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976, основными задачами ФСКН России являются: осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, результаты ее деятельности за период месячника почти в 4,5 раз ниже итогов работы полиции.

Ежедневные выезды мобильной группы, состоящей из сотрудников аппарата прокуратуры Нижегородской области и представителя ГУ МВД России по Нижегородской области, в некоторых случаях подтвердили факты непринятия правоохранительными органами должных мер по пресечению правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Всего за указанный период мобильной группой повторно проверено 68 сообщений, из них 23 нашли свое подтверждение путем опроса жителей и визуального осмотра. По результатам выездов мобильной группы горрайпрокуроры по поручению прокуратуры области в СУ СК РФ направили 4 материала в отношении сотрудников полиции для проведения проверок в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК, по остальным подтвердившимся сообщениям материалы направлены в территориальные прокуратуры и ГУ МВД России по Нижегородской области для проверки полученной информации оперативно-розыскным путем. По результатам проверки одного сообщения уже возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 232 УК.

Так, 1 апреля 2013 г. в целях проверки сообщений, поступивших на телефон единой "горячей" линии, осуществлен выезд в один из многоквартирных домов Московского района г. Н. Новгорода.

В ходе выезда информация об организации наркопритона по этому адресу подтвердилась, в квартире находилась женщина с признаками наркотического опьянения, в подъезде дома обнаружены шприцы и упаковки препаратов, используемых в качестве компонентов наркотических средств.

Из опроса соседей установлено, что у проживающей в квартире женщины систематически собираются незнакомые лица, которые употребляют вместе с ней наркотические средства.

По этому факту 2 апреля 2012 г. ОП N 4 управления МВД России по г. Н. Новгороду возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 232 УК, - организация притона для потребления наркотических средств. Ход расследования указанного уголовного дела находится на контроле прокуратуры области.

Кроме того, проведенные мероприятия вскрыли факты непринятия органами системы уголовного исполнения наказания эффективных мер по отслеживанию фактов совершения правонарушений гражданами в период условного осуждения или досрочного освобождения от наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков для обращения в суд в целях их отмены, факты непривлечения органами ФССП России по Нижегородской области к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП неплательщиков штрафов, назначенных за наркоправонарушения, что не позволяет добиться реализации принципов наказания и не служит целям исправления лиц, совершивших правонарушения и преступления в этой сфере.

Всего за время проведения акции горрайпрокуроры внесли 34 представления об устранении нарушений федерального законодательства руководителям органов внутренних дел, по результатам рассмотрения которых 25 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Часть актов прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

Изложенное позволило сделать обоснованные выводы о необходимости принятия мер к качественному изменению работы этих структур.

Таким образом, проведенные мероприятия создали эффективную систему вовлечения населения в работу правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков, которая должна быть использована и в дальнейшем.

------------------------------------------------------------------

Название документа