Деятельность органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта

(Мадьярова А. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 мая 2008 года

А. В. МАДЬЯРОВА

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований отнесено: а) обеспечение условий для развития на территории муниципальных образований физической культуры и массового спорта; б) организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в муниципальном образовании. В соответствии со ст. 50 в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для развития физической культуры и массового спорта <1>. -------------------------------- <1> При этом, как видно, не говорится об имуществе, необходимом для организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Однако в данном случае следует исходить из того, что любое имущество, предназначенное для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, есть одновременно и имущество, предназначенное для развития физкультуры и спорта. Строго говоря, функция по развитию физкультуры и спорта изначально более широкое понятие, которое включает в себя в т. ч. проведение физкультурных мероприятий. Выделяя проведение физкультурных мероприятий, закон не отграничивает их от развития физкультуры и спорта в целом, а конкретизирует эту функцию, акцентирует дополнительное внимание на этом направлении деятельности.

Конкретизация указанных функций, их наполнение более реальным содержанием осуществляется в специальном законодательстве - о физической культуре и спорте. С 30 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ. Его принятие взамен прежнего Федерального закона с аналогичным названием от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ связано с тем, что накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, определились достоинства и недостатки законодательства о физической культуре и спорте, в частности, обнаружено, что отдельные нормы указанного Федерального закона носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия, в последнее время значительному изменению подверглось бюджетное законодательство и законодательство о разграничении полномочий, в том числе в области физической культуры и спорта; все это породило потребность комплексной реформы законодательного регулирования физической культуры и спорта. В отличие от прежнего федерального закона, новый подробно, путем составления конкретных перечней разграничивает полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вышеуказанных вопросов местного значения в сфере физической культуры и спорта отнесены: а) в части обеспечения условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта: 1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта; 2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения; 3) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение; 4) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований; б) в части организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований: 1) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; 2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан; 3) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; 4) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения Закон отнес также участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований. Вообще говоря, включение данной функции в этот перечень вызывает сомнения, т. к. не подпадает под организацию муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий и лишь с большой натяжкой может рассматриваться в рамках обеспечения развития физкультуры и спорта в муниципальном образовании. Учитывая, что организация и осуществление указанных мероприятий этим же Законом отнесены к компетенции РФ и субъектов РФ соответственно, участие в этой деятельности муниципальных образований, по логике, должно рассматриваться как участие в осуществлении государственных полномочий, т. е. добровольно при наличии средств в порядке ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Именно так данным Законом определено аналогичное участие субъектов в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях! Избрание иного подхода для муниципальных образований совершенно непонятно - скорее всего, это дефект, внутренняя несогласованность Закона. Следует обратить внимание, что в новом Законе не предусматривается право органов местного самоуправления предусматривать дополнительное материальное обеспечение (выплаты) выдающимся спортсменам. В новом Законе такое право закреплено лишь за субъектами РФ (ч. 3 ст. 8). Поскольку данное полномочие трудно отнести к каким-либо вопросам местного значения (в т. ч. к развитию физкультуры и массового спорта), учреждение государственных наград, премий и поощрений в сфере физкультуры и спорта является государственным полномочием (п. 18 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона), а в осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления вправе участвовать лишь в случаях, если это предусмотрено законом (ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то следует прийти к выводу о недопустимости введения подобных дополнительных мер материального обеспечения за счет средств местного бюджета, во избежание оценки таких мер как нецелевого расходования бюджетных средств. В новом Законе также отсутствует упоминание о праве органов местного самоуправления устанавливать цены, тарифы на пользование спортивными сооружениями и оказание услуг спортивными организациями, находящимися в муниципальной собственности. Однако это полностью соответствует п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в дальнейшем также будет являться совершенно правомерным. Принципиально важно также, что ст. 38 отдельно разграничены расходные обязательства разных уровней публичной власти. В соответствии с этим к расходным обязательствам муниципальных образований отнесены: 1) обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта; 2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; 3) обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, в том числе обеспечение их подготовки к региональным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях; 4) обеспечение иных мер для развития физической культуры и массового спорта. Таким образом, в данном случае, видимо, нужно исходить именно из того, что на органы местного самоуправлении не могут быть возложены никакие обязанности, особенно связанные с дополнительными расходами из местных бюджетов, по участию в межмуниципальных и более крупных мероприятиях, такое участие возможно в той мере, в какой оно предусмотрено муниципальными правовыми актами, в т. ч. муниципальными программами развития физкультуры и спорта. Следует отметить, что приведенный перечень полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения сформулирован как открытый - предусматривается возможность осуществления органами местного самоуправления "иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий" (п. 10 ч. 1 ст. 9 Закона). В связи с этим стоит обратить внимание на несколько моментов. Речь в данной норме идет о законодательстве РФ вообще, а не именно в сфере физической культуры и спорта. Законодательство РФ - категория в настоящее время юридически неопределенная и, следовательно, под этим могут подразумеваться любые акты (как федерального, так и регионального уровня, как законодательные, так и подзаконные). При этом такие акты должны подчиняться общим правилам регулирования полномочий органов местного самоуправления, а именно: вопросы местного значения устанавливаются только Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, закрепляемые за органами местного самоуправления иными нормативными правовыми актами, должны соответствовать данному перечню вопросов местного значения (конкретизировать его), если же они выходят за рамки вопросов местного значения, то они понимаются как делегированные государственные полномочия и должны быть закреплены только Законами с передачей соответствующих финансовых ресурсов. В противном случае такие полномочия не подлежат исполнению органами местного самоуправления. Что касается конкретизации полномочий органов местного самоуправления, то в силу п. 1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" она возможна только федеральными законами и уставами муниципальных образований. Субъекты РФ не могут своими нормативными правовыми актами регулировать полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Например, для реализации своих функций органы местного самоуправления могут использовать все правовые формы - полномочия, предусмотренные ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в т. ч. создавать собственные физкультурно-спортивные организации (в форме унитарных предприятий, бюджетных или автономных учреждений). Таким образом, любые иные полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения в сфере физической культуры и спорта могут быть предусмотрены только федеральными законами, при этом нужно внимательно смотреть, подпадает ли то или иное полномочие под содержание вопросов местного значения, названных в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если нет, то такое полномочие является делегированным федеральным полномочием и осуществляется органами местного самоуправления только при предоставлении на это субвенций из федерального бюджета. Субъекты РФ также могут лишь передавать часть собственных полномочий в сфере физической культуры и спорта органам местного самоуправления, также с обязательным выделением субвенций на их осуществление. Собственные полномочия субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта определены в ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона. В соответствии с подп. 30 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, проведение официальных региональных и межмуниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъектов РФ (с 2008 г. дополнено: в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ) являются собственными полномочиями субъектов РФ и в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 26.3 того же Закона могут передаваться субъектами РФ органам местного самоуправления. Полномочия, перечисленные в ст. 8 комментируемого Закона, по сути, конкретизируют подп. 30 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и, следовательно, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов РФ. При осуществлении своих полномочий органам местного самоуправления (в частности, при проведении физкультурных и спортивных мероприятий) следует иметь в виду, что к компетенции субъектов РФ отнесены: - организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ; - присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивным судьям в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта отнесена к компетенции РФ и субъектов РФ, но не муниципальных образований. Следует обратить внимание, что реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ отнесена Законом к компетенции субъектов РФ (а не местного самоуправления!). В ч. 2 ст. 8 нового Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определены добровольные полномочия субъектов РФ: 1) участвовать в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ; 2) участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ, проводимых на территориях субъектов РФ; 3) оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов РФ; 4) оказывать содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта; 5) устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Параолимпийских игр, Сурдоолимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами РФ за заслуги в области физической культуры и спорта. Данные полномочия как относящиеся к участию субъектов РФ в осуществлении федеральных полномочий не могут передаваться ими органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Российская Федерация со своей стороны передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов. При этом данные полномочия не могут передаваться субъектами РФ органам местного самоуправления (абз. 17 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Определение основных задач и направлений развития физической культуры и массового спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта. В Законе дано новое понятие физической культуры, в соответствии с которым к целям физической культуры отнесено развитие не только физических, но и интеллектуальных способностей человека, не просто укрепление здоровья, но и в целом формирование здорового образа жизни, а также социальная адаптация. При этом прямо перечислены составляющие физической культуры, с помощью которых достигаются данные цели: физическое воспитание, физическая подготовка и физическое развитие. Физическая подготовка определена как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик. Физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. В отличие от физической культуры, суть спорта заключается в проведении соревнований и специальной практике подготовки человека к ним. К сфере ведения органов местного самоуправления относится развитие именно и только массового спорта. В Законе впервые дается легальное определение массового спорта: это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Таким образом, понятие массового спорта по существу синонимично ранее существовавшему в Законе понятию любительского спорта (теперь данный термин исключается) и противостоит профессиональному спорту включая спорт высших достижений. Профессиональный спорт определен в новом Законе как часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. Спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях. Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления относится развитие физической культуры и спорта на обыденном уровне как части общей культуры населения, среди рядовых граждан, для которых спорт не является основным видом деятельности и источником доходов. В первую очередь речь идет об организации занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан. Основные задачи и направления развития физической культуры и массового спорта следует определять с учетом общегосударственных приоритетов, как продолжение общегосударственной политики. В этой связи необходимо ориентироваться на Федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 июля 2007 г. N 443) <2>. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 304; 2007. N 30. Ст. 3936.

Одной из основной целей Программы является как раз развитие физической культуры и массового спорта: развитие инфраструктуры спорта, популяризация массового спорта и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Так, показатель систематических занятий физической культурой и спортом населения предполагается увеличить с 11,6 процента в 2004 году до 30 процентов в 2015 году. В рамках Программы выделено 2 самостоятельных направления - массовый спорт и спорт высших достижений. Основными задачами Программы по направлению массовый спорт являются: а) повышение интереса различных категорий граждан РФ к занятиям физической культурой и спортом посредством: разработки физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения; обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися, воспитанниками и студентами), пенсионерами, инвалидами; организации пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытие спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет; обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства (количество сертифицированных организаций предполагается увеличить до 30 спортивных объектов на 100 тыс. жителей в 2015 году); б) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, включая: строительство в образовательных учреждениях 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено в соответствии с нормативами пропускной способности); строительство на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ 1000 спортивных центров для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой и спортом всех категорий населения (распределение объектов по субъектам РФ будет производиться по методике, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. N 1683-р, и согласовываться с субъектами РФ). Уровень обеспеченности бассейнами, залами и плоскостными сооружениями (в расчете на 10 тыс. человек) предполагается ежегодно увеличивать на 2%. Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, рассматривается как один из целевых идентификаторов Программы, и этот показатель предполагается довести до 250 - 300 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе. Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе и включают 5 основных пунктов: 1) развитие спортивной инфраструктуры в образовательных учреждениях и по месту жительства; 2) разработка научно-методических основ организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях общего и профессионального образования (результатом должна стать выработка и внедрение эффективных и современных моделей преподавания физкультуры и спорта); 3) анализ степени удовлетворенности обучающихся в образовательных учреждениях уровнем организации занятий физической культурой и спортом и научно-методическое обоснование повышения уровня организации занятий и интереса к ним; 4) разработка физкультурно-оздоровительных программ и технологий для различных слоев населения (должны появиться физкультурно-оздоровительные программы для каждой целевой группы); 5) информационно-пропагандистское обеспечение Программы (производство и размещение рекламы, проведение периодических опросов населения с целью выявления удовлетворенности организацией занятий физической культурой и спортом; предпочтение отдается рекламным носителям, имеющим минимальную стоимость и дающим максимальный эффект; анализ эффективности мероприятий по организации пропаганды проводится с помощью опросов фокус-групп с целью выявления удовлетворенности целевых групп ходом реализации Программы, а также их реакции на проводимые маркетинговые и рекламные мероприятия по итогам проведения конкретных акций). В части развития инфраструктуры массового спорта предполагается строительство двух типов объектов: в образовательных учреждениях и по месту жительства. Строительство будет осуществляться на основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Перечень объектов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках Программы, представлен в приложении N 3 к Программе. После окончания строительства спортивные сооружения будут переданы субъекту РФ или муниципальному образованию по согласованию. Указанные спортивные сооружения не подлежат приватизации и перепрофилированию. Такое обременение будет закреплено в договорах о передаче построенных спортивных объектов на баланс. Эксплуатация возведенных и модернизированных объектов спортивной инфраструктуры должна быть ориентирована на использование в первую очередь малообеспеченными категориями населения. Вопросы управления, предоставления услуг населению и финансирования функционирования спортивных центров будут решаться на уровне субъекта РФ или на уровне муниципального образования и должны предварительно согласовываться соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием с Росспортом. Для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы избраны показатели "число дней временной нетрудоспособности по всем причинам" (поскольку уровень заболеваемости в понимании Программы прямо зависит от интенсивности и регулярности занятий физкультурой и спортом граждан) и "расходы на физическую культуру и спорт (в расчете на душу населения)". К 2015 году среднее число дней временной нетрудоспособности по всем причинам предполагается снизить на 15%. С этим связан и ожидаемый экономический эффект от реализации Программы - сокращение расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности и предотвращение экономического ущерба из-за недопроизводства валового внутреннего продукта, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью населения. Кроме того, повышение интереса населения к занятиям физкультурой и спортом должно привести и к росту собственных расходов населения на эти цели (приобретение абонементов в спортивные клубы и секции, приобретение спортивной одежды и инвентаря), следовательно, косвенно может привести и к росту доходов бюджетов (в части доходов бюджетных учреждений, оказывающих платные услуги в сфере физической культуры и спорта). Учет местных условий и возможностей при определении основных задач развития физкультуры и спорта предполагает анализ как социально-демографической структуры населения в конкретном муниципальном образовании, так и имеющихся финансово-экономических ресурсов, исходя из комплексного анализа проблем и их приоритетности (жизненной важности для населения). Популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения. Популяризация - действия, направленные на широкое распространение, внедрение в массы, а также разъяснение целей, задач и смысла явления, в данном случае физической культуры и спорта. Пропаганда также деятельность, направленная на распространение каких-либо идей, приобретение сторонников. Различия между пропагандой и популяризацией с точки зрения их исконного смысла весьма нечеткие. Какого-либо специального содержания понятий "популяризация физкультуры и спорта" и "пропаганда физкультуры и спорта" Закон не предлагает. Вместе с тем популяризация относится к полномочиям органов местного самоуправления, а пропаганда физической культуры и спорта - к полномочиям РФ. Причем это выделено в качестве самостоятельного расходного обязательства РФ, среди расходных обязательств муниципальных образований популяризация физкультуры и спорта не названа. Можно прийти к выводу, что популяризация физкультуры и спорта для муниципальных образований не есть некий отдельный вид деятельности, комплекс специальных мероприятий, а осуществляется органами местного самоуправления с помощью всех иных способов и форм развития физкультуры и спорта в муниципальном образовании, организации физкультурных и спортивных мероприятий. В этом плане можно выделить следующие основные целевые группы: - дети и молодежь (в рамках обеспечения образования и работы с детьми и молодежью, а также обеспечения развития физкультуры и спорта в целом); - инвалиды и иные лица с ограниченными возможностями (в обеспечения развития физкультуры и спорта в целом); - работники муниципальных органов и организаций (в рамках регулирования статуса и обеспечения работников органов местного самоуправления, а также обеспечения развития физкультуры и спорта в целом). Приобщение к физкультуре и спорту детей и молодежи осуществляется в процессе как дошкольного и общего, так и дополнительного образования. Муниципальные общеобразовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. В новом Законе отсутствует право органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и иных образовательных учреждениях. Это связано с тем, что деятельность образовательных учреждений, в т. ч. в части занятий физкультурой и спортом, регулируется законодательством об образовании, в соответствии с которым в РФ действуют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Именно в рамках утверждения данных элементов образовательного стандарта могут вводиться какие-либо требования, в т. ч. к физкультурно-спортивной работе. Органы местного самоуправления не компетентны определять содержание образовательных стандартов. На основе стандартов образовательным учреждением самостоятельно утверждаются образовательные программы и учебные планы. В общеобразовательных учреждениях физкультура и спорт существуют в виде общей физической подготовки. В новом Законе отсутствует требование о проведении занятий в дошкольных учреждениях в объеме не менее 8 часов в неделю. При этом продолжает действовать Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и Российской академии образования от 16 июля 2002 г. N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации", где устанавливается норматив 6 - 8 часов в неделю. Требования к физической подготовке учащихся общеобразовательных школ определены Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Минобразования от 5 марта 2004 г. N 1089, Приказом Минобразования от 30 июня 1999 г. N 56 "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования". Разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения, а равно научно-методическое обеспечение относятся к компетенции федеральных органов власти. На сайте Минобразования можно найти Примерные программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, в т. ч. по физкультуре (см. http://www. mon. gov. ru/work/obr/dok/). Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя: 1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ; 2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся; 3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; 4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий; 5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания; 6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; 7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся; 8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся. Кроме общей физической подготовки детей в образовательных учреждениях может осуществляться специальная подготовка спортсменов - подготовка спортивного резерва. Для этого создаются: а) соответствующие учреждения дополнительного образования детей б) центры дополнительного образования детей - для обеспечения непрерывной подготовки спортсменов на основе таких образовательных учреждений либо в) структурные подразделения, специализированные классы и группы в иных образовательных учреждениях, осуществляющие подготовку спортсменов по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. Подготовка спортивного резерва понимается Законом как многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, начиная со спортивно-оздоровительного этапа и заканчивая этапом совершенствования спортивного мастерства. При этом собственно подготовка спортивного резерва относится к компетенции РФ и субъектов РФ как часть формирования сборных команд РФ и субъектов РФ. Для этого предусматривается создание федеральных и региональных центров спортивной подготовки как физкультурно-спортивных организаций (ч. 2 ст. 33 Закона). Вместе с тем Закон закрепляет, что к подготовке спортивного резерва относится и деятельность в сфере физкультуры и спорта образовательных учреждений - учреждений дополнительного образования детей и специализированных подразделений других образовательных учреждений. А обеспечение общего образования и дополнительного образования детей относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13. ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Таким образом, следует признать, что органы местного самоуправления могут создавать любые учреждения дополнительного образования детей, в т. ч. в виде разного рода спортивных школ (детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва). Органы местного самоуправления лишены Законом возможности создавать центры спортивной подготовки как физкультурно-спортивные организации (учреждения, предприятия), осуществляющие учебно-тренировочный процесс. Однако в настоящее время отличия таких центров от учреждений дополнительного образования не вполне ясны (кроме того, что первые являются физкультурно-спортивными организациями, а вторые - образовательными организациями), прежнее законодательство не выделяло подобные центры в качестве некой особой формы. Можно предположить, что речь идет о ранее известных школах высшего спортивного мастерства, центрах олимпийской подготовки, училищах олимпийского резерва, которые по Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 1999 г. создавались только федеральными или региональными органами власти. В любом случае это требует дальнейшей конкретизации (на уровне подзаконных актов, которые в развитие Закона будут в дальнейшем издаваться Правительством и Росспортом). Поэтому при наличии центров спортивной подготовки как физкультурно-спортивных организаций их необходимо перепрофилировать в учреждения дополнительного образования либо спортивные клубы. Письмом Росспорта от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685 утверждены Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. Аналогичные рекомендации утверждены Минобрнауки России 29 сентября 2006 г. N 06-1479. Спортивным школам, являющимся учреждениями дополнительного образования детей, необходимо руководствоваться также Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233. В специализированных учреждениях дополнительного образования детей подготовка осуществляется по учебно-тренировочным программам. Типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. В силу ч. 6 ст. 41 Правительство РФ должно до 1 июля 2008 г. утвердить такой порядок. Сейчас можно руководствоваться ранее изданными документами, в частности, Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ, утвержденным Приказом Госкомспорта от 28 июня 2001 г. N 390. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 утверждены санитарные правила СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)". Пункт 5.9 указанных санитарных правил включает требования к организации спортивных занятий. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность инвалидов требует обособления, в т. ч. организационного (создание специальных организаций или подразделений (групп) в организациях). Реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ относится к компетенции субъектов РФ, в т. ч. это выделено как их расходное полномочие (п. 5 ч. 2 ст. 38 Закона). В то же время ст. 31 Закона предусматривается, что органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов также способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, а образовательные учреждения (в т. ч. муниципальные) вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Очевидно, эти положения Закона необходимо толковать в системном единстве и исходить из того, что физкультурно-спортивная работа с инвалидами не должна быть отдельным направлением работы органов местного самоуправления и не должна осуществляться за счет средств местных бюджетов, в противном случае это может быть рассмотрено даже как нецелевое использование бюджетных средств. Популяризация физической культуры и спорта среди таких лиц со стороны органов местного самоуправления и муниципальных организаций может осуществляться в рамках общей деятельности по развитию физкультуры и спорта, преимущественно в рамках проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий. В принципе, отнесение указанной функции к полномочиям субъектов означает, что на базе муниципальной собственности не должны создаваться специализированные физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно такие специализированные муниципальные учреждения, существующие на момент появления Закона, должны быть переданы субъекту РФ (в порядке разграничения имущества) либо перепрофилированы. Однако, поскольку Закон не вполне последователен в отношении возможности создания муниципальных организаций для инвалидов, в данный момент, видимо, нет безусловной необходимости, обязательности совершения таких радикальных шагов. Популяризация физической культуры и спорта среди работников муниципальных органов и организаций возможна путем созданий условий для занятия их физкультурой и спортом, обеспечения доступа таких работников к услугам организаций физической культуры и спорта. Законом предусмотрено, что в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения о: 1) создании работникам условий для занятий физической культурой и спортом, проведении физкультурных, спортивных, реабилитационных и других связанных с занятиями граждан физической культурой и спортом мероприятий; 2) предоставлении работникам и членам их семей возможности использовать объекты спорта, спортивное оборудование и инвентарь для занятий физкультурой и спортом, об обеспечении надлежащего обслуживания и ремонта таких объектов, оборудования и инвентаря, об оплате труда работников, осуществляющих содержание, обслуживание и ремонт таких объектов, оборудования и инвентаря. Утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение. Никаких общих правил о формировании спортивных сборных команд, которые касались бы в том числе или именно муниципальных образований, в законе нет. Установление таких правил не относится и к компетенции других федеральных или региональных органов власти. Соответственно органы местного самоуправления совершенно самостоятельно определяют порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов и их обеспечения. При этом обеспечение спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, в том числе обеспечение их подготовки к региональным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях, является расходным обязательством муниципальных образований, т. е. финансируется за счет средств местных бюджетов. Обращает на себя внимание и то, что речь в Законе идет лишь о сборных командах муниципальных районов и городских округов и не упоминаются сборные команды поселений. Вообще у муниципальных спортивных сборных команд по Закону нет какого-либо специального статуса. По общему смыслу понятия "спортивная сборная команда" и по аналогии с региональными и всероссийскими спортивными сборными командами смысл спортивных сборных команд муниципальных образований заключается в их участии от имени муниципального образования в различных межмуниципальных и региональных спортивных мероприятиях. При этом из ст. 5 Закона вытекает, что сборные команды как коллективы спортсменов могут формироваться достаточно свободно (в частности, могут быть и сборные команды отдельных органов и организаций и т. п.). Поэтому наличие спортивных сборных команд городских и сельских поселений не исключается данным Законом, тем более что перечень мер поддержки физкультуры и спорта со стороны органов местного самоуправления в данном Законе не является закрытым, исчерпывающим. Другое дело, что для муниципальных районов и городских округов данное направление работы является самостоятельным и обязательным, в т. ч. в части финансового обеспечения таких команд. Поселения могут создавать и финансировать такие сборные команды на добровольной основе. При определении порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных образований можно отталкиваться от положений Закона и иных нормативных актов о порядке формирования всероссийских и региональных сборных команд (в частности, ст. 35, 36 Закона). Так, всероссийские сборные команды по видам спорта формируются общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта. Организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой (фестиваль, марафон, кросс, спортивный праздник, смотр и т. п.). Спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также учебно-тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов. Спортсменом считается любое физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях, независимо от профессиональной или любительской основы таких занятий. Официальные спортивные мероприятия подчиняются утвержденным Правительством РФ правилам видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта. Спортивные и физкультурные мероприятия приобретают статус официальных, если они включены в календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований (применительно к мероприятиям местного уровня). Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования, т. е. включенные в календарный план физкультурных и спортивных мероприятий муниципального образования. Чемпионат - соревнования среди сильнейших спортсменов (команд). Первенство - соревнования среди спортсменов (команд) различных возрастных групп, возраст которых определяется положением о соревнованиях <3>. Кубок - соревнование, проводимое большей частью по так называемой олимпийской системе (проигравший выбывает из дальнейшей борьбы) и в основном по спортивным играм <4>. -------------------------------- <3> Единая всероссийская спортивная классификация. <4> Большая советская энциклопедия.

Организация спортивного соревнования по военно-прикладному либо служебно-прикладному виду или видам спорта, имеющего статус и наименование чемпионата, кубка или первенства муниципального образования, допускается только при условии включения в состав организаторов данного спортивного соревнования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием этого военно-прикладного или служебно-прикладного вида или видов спорта. В ст. 2 Закона дается общее определение военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта - это виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (лицами, проходящими специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти. Военно-прикладные виды спорта в настоящее время определены Всероссийским реестром видов спорта (Приказ Госкомспорта от 15 января 2004 г. N 22). Служебно-прикладные виды спорта в реестре не выделяются, при определении их перечня можно ориентироваться на Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий. В настоящее время не определен специальный орган исполнительной власти (органы исполнительной власти), уполномоченный (уполномоченные) на руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и органы, осуществляющие руководство развитием этих видов спорта, должны быть определены Правительством РФ (в течение 6 месяцев после вступления Закона в силу). Полномочия органов местного самоуправления по организации проведению муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий включают: - утверждение и реализацию календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; - организацию медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; - содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Порядок разработки и утверждения календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий муниципальных образований, включая периодичность, в Законе не определен. Такие положения есть только применительно к Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, где говорится, что: такой план представляет собой перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории РФ, а также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд РФ к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия спортивных сборных команд РФ в международных спортивных мероприятиях; порядок включения мероприятий в календарный план и утверждения плана определяется Правительством РФ; план утверждается до начала календарного года. Не закреплено и право федеральных или региональных органов государственной власти определять правила утверждения календарных планов муниципальных образований. Это означает, что уставом муниципального образования, иными муниципальными нормативными правовыми актами самостоятельно определяется орган, уполномоченный утверждать календарный план физкультурных и спортивных мероприятий и порядок его составления и утверждения. Приведенные нормы касательно Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий могут использоваться по аналогии при принятии соответствующих муниципальных актов. Также можно использовать Приказ Росспорта от 21 августа 2006 г. N 547 "О порядке формирования Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2007 год". На федеральном уровне такой план в настоящее время утверждается Росспортом. В муниципальных образованиях встречается различная практика, утверждение календарного плана относится к компетенции главы муниципального образования, местной администрации или представительного органа муниципального образования. Включение мероприятий в календарный план не означает, что его организатором становится орган местного самоуправления (это может быть и внесший предложение о нем иной субъект, в т. ч. спортивный клуб, местная спортивная федерация) и что финансирование расходов на его проведение осуществляется за счет средств местного бюджета. Возможно наличие сразу нескольких организаторов мероприятия, полномочия между которыми должны быть распределены регламентом мероприятия. Эти вопросы должны быть решены при составлении плана. Каждое мероприятие проводится на основании положения (регламента) о нем, который утверждается организатором. При этом порядок утверждения таких положений (регламентов) о физкультурных и спортивных мероприятиях, включенных в календарный план муниципального образования, а также общие требования к содержанию этих положений (регламентов) устанавливаются органами местного самоуправления. Закон достаточно подробно регламентировал статус организатора физкультурного или спортивного мероприятия, указав, что таковой: определяет условия проведения мероприятия; несет ответственность за организацию и проведение мероприятия; имеет право приостанавливать мероприятие, изменять время его проведения, прекращать мероприятие и утверждать его итоги; имеет исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики; на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурного или спортивного мероприятия; на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых на физкультурном или спортивном мероприятии; на освещение мероприятия посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятия. Причем если у мероприятия заявлено несколько организаторов и иное не предусмотрено регламентом мероприятия, то организаторы несут солидарную ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам. Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя: 1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц; 2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья; 3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию; 4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом. Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан. Органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта (ст. 30 Закона). Это направление деятельности подразумевает: - создание сети спортивных клубов и других физкультурно-спортивных организаций по месту жительства, в т. ч. муниципальных спортивных клубов; - строительство объектов физкультуры и спорта (спортивных сооружений) по месту жительства граждан; - проведение локальных физкультурно-спортивных мероприятий; - др. Спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. Это может быть спортивная площадка, стадион, корт, каток и т. п. Закон устанавливает, что использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий. Закон закрепляет запрет на приватизацию только государственных объектов спорта (ч. 7 ст. 37). Органы местного самоуправления могут самостоятельно, муниципальными правовыми актами устанавливать общий запрет на приватизацию таких объектов или составлять перечень конкретных объектов, не подлежащих приватизации. Оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований. К субъектам физической культуры и спорта Закон относит: физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; оборонные спортивно-технические организации; научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; Олимпийский, Параолимпийский, Сурдоолимпийский комитеты России, Специальную олимпиаду России; федеральный, региональные и муниципальные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов и их коллективы (спортивные команды); спортивных судей, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивные организации по новому Закону последовательно определены не как особый вид общественных объединений, соответственно, только некоммерческих (как ранее вытекало из определения понятия и в то же время это не согласовывалось с другими нормами Закона), а любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (в т. ч. это может быть и коммерческая организация и, соответственно, не общественное объединение). Соответственно, создание и деятельность таких организаций подчиняются общим правилам о таких организациях (Гражданский кодекс, Федеральный закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Федеральный закон "О государственных и муниципальных предприятиях", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"). В Законе перечисляются некоторые возможные формы физкультурно-спортивных организаций: физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Однако, во-первых, этот перечень не является закрытым, а во-вторых, не все перечисленные формы четко определены. Четко обособляется (по сравнению с прежним Законом) и регламентируется спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации являются общественными объединениями, создаваемыми в форме общественных организаций, т. е. они учреждаются только гражданами или другими общественными объединениями, а не органами власти или другими юридическими лицами. При этом Закон относит их к физкультурно-спортивным организациям, которые, как указывалось, являются юридическими лицами, хотя общественные организации могут и не регистрироваться в качестве юридических лиц (ст. 3 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Если же они решают регистрироваться в этом качестве, регистрация осуществляется по правилам Федерального закона "Об общественных объединениях", т. е. Росрегистрацией, а не ФНС. Спортивные федерации могут быть местными (создаваемыми и действующими в пределах муниципального района или городского округа), региональными (создаваемыми и действующими в пределах субъекта РФ) и общероссийскими. Местные и региональные спортивные федерации могут создаваться свободно, в т. ч. несколько по одному и тому же (одним и тем же) видам спорта. Однако теперь вводится аккредитация спортивных федераций не только на федеральном, но и на региональном уровне. В субъекте РФ по одному виду спорта может быть аккредитована только одна региональная спортивная федерация. Аккредитация осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. На уровне федерации в качестве общероссийской теперь может быть аккредитована также только одна спортивная федерация. Для этого в составе такой федерации должны находиться аккредитованные в субъектах РФ региональные спортивные федерации более 1/2 субъектов РФ (в отдельных случаях, с учетом характера видов спорта и мнения Олимпийского комитета, аккредитованные региональные спортивные федерации могут осуществлять свою деятельность на территории менее 1/2 субъектов РФ). Таким образом, исключается возможность одновременного существования двух общероссийских спортивных федераций, культивирующих один и тот же вид спорта. Порядок аккредитации общероссийской спортивной федерации должен быть установлен Правительством РФ. Наделение спортивной федерации статусом общероссийской влечет приобретение ею специфических прав и обязанностей в сфере физической культуры и спорта, предусмотренных ст. 16 Закона, в т. ч. по проведению чемпионатов, первенств и кубков России, аттестации тренеров и спортивных судей, разработке правил отдельных видов спорта, формированию, подготовке спортивных сборных команд РФ по видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях, организации и проведению межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий по видам спорта и др. На федеральном уровне должен вестись реестр аккредитованных спортивных федераций, в который теперь будут включаться не только общероссийские, но и региональные федерации (из числа аккредитованных). Аккредитация местных спортивных федераций не предусмотрена. Думается, введение таковой возможно муниципальными правовыми актами в качестве способа, механизма упорядочивания взаимодействия органов местного самоуправления со спортивными ассоциациями. Такая аккредитация может быть только добровольной и не должна влечь ущемления прав других спортивных федераций. Здесь можно использовать по аналогии аккредитацию СМИ, предусмотренную Законом РФ "О средствах массовой информации" (ст. 48). Спортивный клуб - юридическое лицо, осуществляющее учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность. Спортивный клуб создается в любой организационно-правовой форме. Закон не устанавливает каких-либо ограничений по формам собственности и организационно-правовым формам, в которых создаются те или иные физкультурно-спортивные организации (кроме центров спортивной подготовки и спортивных федераций). Центр спортивной подготовки - физкультурно-спортивная организация, осуществляющая учебно-тренировочный процесс, подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Центры спортивной подготовки создаются федеральными и региональными органами исполнительной власти. Следовательно, они не могут быть муниципальными. Спортивные федерации, как указывалось ранее, общественные организации, т. е. форма общественных объединений, и они, следовательно, также не могут создаваться с участием муниципальных образований или муниципальными образованиями. Физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества в Законе не определены, однако их наименование предполагает форму общественного объединения. Следовательно, также не следует создавать муниципальные учреждения с такими названиями. Спортивные клубы, согласно Закону, юридические лица любых организационно-правовых форм. Развитие физкультуры и спорта - функция местного самоуправления, имущество, необходимое для этого, в силу ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может находиться в муниципальной собственности, в т. ч. соответственно передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям. Спортивные клубы создаются физическими и юридическими лицами. Представительный орган и местная администрация, а также иные органы местного самоуправления, включая органы местной администрации, являются юридическими лицами (ст. 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Следовательно, спортивные клубы могут создаваться органами местного самоуправления в виде муниципальных предприятий и учреждений на базе муниципальной собственности. Оказание содействия субъектам физкультурно-спортивной деятельности возможно в самых различных формах, как-то: - совместное проведение физкультурно-спортивных мероприятий, иная совместная деятельность на договорной основе; - выделение бюджетных субсидий; - предоставление налоговых льгот; - предоставление льгот по арендной плате; - проведение конференций, совещаний, публичных слушаний и иных мероприятий, в т. ч. на регулярной основе с участием субъектов физкультурно-спортивной деятельности для обсуждения насущных проблем и выработки общей стратегии и тактики развития; - регулярный (ежегодный и чаще) анализ итогов развития физкультуры и спорта в муниципальном образовании. Основой планомерного и всеохватного сотрудничества может служить ведение реестра физкультурно-спортивных организаций в муниципальном образовании. В соответствии с Постановлением Госкомстата от 12 сентября 2003 г. N 84 уполномоченные в сфере физкультуры и спорта органы местного самоуправления собирают и представляют статистическую отчетность по организациям физкультуры и спорта в органы управления физкультурой и спортом субъектов РФ. Закон называет формы содействия, которое могут оказывать спортивным клубам органы власти, в данном случае органы местного самоуправления: 1) строительство, реконструкция, ремонт спортивных сооружений и иных объектов спорта; 2) передача в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся муниципальной собственностью; 3) обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием; 4) оказание иной поддержки в порядке и в случаях, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами. При этом нужно иметь в виду, что спортивные клубы - самостоятельные юридические лица и такая помощь не может быть произвольной, должна укладываться в правовые формы и правила, включая бюджетное законодательство, законодательство о конкуренции и порядке размещения муниципальных заказов. Помощь спортивным клубам, связанная с выделением финансовых средств, возможна в форме субсидий, предоставляемых по определенным критериям (в т. ч. грантов по результатам конкурса), бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций (ст. 78, 78.1, 80, 93.2 БК РФ в ред. 2008 г.). По местным налогам спортивным клубам могут предоставляться льготы. Взаимовыгодное взаимодействие возможно также в форме размещения муниципальных заказов, передачи муниципального имущества в концессию.

Вступление закона в силу. В целом Закон вступает в силу с 30 марта 2008 г. С 1 января 2009 г. вступают в силу положения: Об учреждении государственных наград РФ, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения в области физической культуры и спорта; о спортивном паспорте, в т. ч. о передаче субъектам РФ федерального полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов. С 1 января 2010 г. вступает в силу положение о том, что потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки.

------------------------------------------------------------------

Название документа