Мировые тенденции легализации эвтаназии
(Капинус О. С.) ("Буквовед", 2008) Текст документаМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЭВТАНАЗИИ
О. С. КАПИНУС
Капинус Оксана Сергеевна, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры РФ, профессор кафедры адвокатуры и прав человека Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, специалист в области уголовного и конституционного права, автор 70 публикаций общим объемом свыше 300 п. л. Основные научные труды: "Убийство: мотивы и цели" (М., 2004); "Эвтаназия как социально-правовое явление" (М., 2006); "Эвтаназия в свете права на жизнь" (М., 2006).
Проблема ответственности за эвтаназию стоит не только перед российским законодателем. Поэтому при исследовании убийства по просьбе потерпевшего интересен в сравнительном плане законодательный опыт зарубежных стран. В мире накоплен достаточно богатый опыт правового регулирования ответственности за эвтаназию. Несомненное значение в связи с этим имеют всестороннее изучение, глубокая научная проработка и объективная оценка функционирования зарубежных уголовно-правовых систем. Полагаем, что восприятие и осмысление российским законодателем зарубежной практики в рассматриваемой сфере, заимствование прогрессивных идей и достижений окажут позитивное влияние на поиск оптимального варианта решения проблемы ответственности за убийство по просьбе потерпевшего в нашей стране. Однако подходить к этому вопросу необходимо взвешенно и осторожно, всячески опасаясь необдуманного переноса зарубежной действительности на неподготовленную отечественную законодательную и правоприменительную почву, приводящего порой к ряду вредоносных последствий. В последние годы за пределами России активизировались дискуссии по поводу легализации эвтаназии. Значимым поводом к ним послужило принятие законодателями некоторых зарубежных стран специализированных нормативных правовых актов, законодательно закрепляющих эвтаназию и регламентирующих основания и условия ее осуществления. В настоящее время пассивная эвтаназия законодательно разрешена более чем в 40 государствах мира. Во многих странах законопроекты о праве на смерть рассматриваются с завидным постоянством, например парламент Великобритании отвергал его более двадцати раз. Первая в мире попытка узаконить эвтаназию была предпринята в 1906 г. в штате Огайо. Тогда Законодательное собрание штата проголосовало против законопроекта. В 1938 г. преподобный Чарльз Фрэнсис Поттер основал Американское общество эвтаназии (АОЭ). После многолетних безуспешных попыток изменить законодательство эта организация сосредоточила свои усилия на праве человека соглашаться на лечение или отказываться от него. В 1967 г. адвокат Луис Катнер совместно с АОЭ впервые в мире разработал форму документа (теперь он называется living will), в котором человек официально заявляет, что не хочет, чтобы в случае неизлечимой болезни врачи поддерживали его жизнь. В конце 70-х и в 80-е гг. общественное мнение начало меняться в пользу права на "смерть с достоинством". Большинство американцев теперь поддерживают эвтаназию. В ходе опроса, проведенного в 1995 г. Институтом Геллапа, за это высказались 75% респондентов. Спустя 10 лет процент достиг отметки 91 <1>. Появилось множество групп, выступающих за "право на смерть", среди которых "Общество цикуты", "Сострадание умирающим", "Выбор для умирающих". В штате Нью-Йорк и в округе Колумбия сторонники эвтаназии обратились в суд, чтобы оспорить законы, запрещающие отказ от оказания помощи человеку при его желании умереть. Они настаивали, что такой запрет ограничивает свободы, провозглашенные американской Конституцией. В июне 1997 г., после полугода дебатов, Верховный суд постановил, что американцы не имеют конституционного права на смерть с помощью врача, но, с другой стороны, самоубийство с помощью врача не противоречит Конституции. По решению суда каждый штат должен рассматривать эту проблему самостоятельно и либо разрешить эвтаназию, либо запретить ее. -------------------------------- <1> BBC News. 26.01.2006.
Некоторые сторонники эвтаназии уже снискали себе поистине мировую известность. Один из них - журналист Дерек Хамфри - самый известный борец за эвтаназию после врача Джека Кеворкяна <1>. Но если Кеворкян - главный в мире специалист по практической эвтаназии, то 70-летний Хамфри, основатель движения за эвтаназию и автор первого открыто напечатанного пособия по "научному самоубийству", - ее главный теоретик. Его увлечение идеями эвтаназии началось после того, как он помог умереть своей первой жене Джин, у которой был рак. Он достал специальные таблетки у врача, которые женщина положила в свой кофе и через 50 минут умерла. После ее смерти Хамфри написал книгу "Дорога Джин", ставшую чрезвычайно популярной, - он получил четыре предложения от Голливуда экранизировать эту историю. Также Хамфри помог умереть своему 92-летнему тестю. Его вторая жена покончила с собой самостоятельно. -------------------------------- <1> О нем уже шла речь в первом параграфе первой главы настоящей работы (О. К.).
В своей новой книге, являющейся приложением к другой работе - "Исход: практические рекомендации умирающему больному по самоосвобождению и самоубийству при содействии другого", он, как утверждается на его сайте, первым в мире опубликовал рекомендации по самоубийству при помощи гелия. "В США, где эвтаназия разрешена только в моем штате Орегон, невероятно трудно найти врача, который помог бы умереть больному. Поэтому некоторые сами научились вызывать свою смерть, используя для этого инертный газ гелий. Если надеть на голову наполненный гелием пакет, смерть наступит очень быстро - буквально через пять минут. На открытом воздухе гелий не опасен. Именно благодаря этому газу летают дирижабли. В Америке его можно купить в магазине игрушек! Одна канистра - а это достаточное количество для решившего покончить с собой - вместе с приложенными к ней разноцветными шариками для вечеринок и праздников стоит 20 долларов. Гелий, безусловно, лучший путь к спасению!" <1>. -------------------------------- <1> Антонов С. В. Твой шанс // От теории к практике. Харьков, 2002. С. 23.
Мы столь подробно описываем выражения и аргументацию, приводимую Хамфри, дабы сформировать представление об интеллектуальном уровне данного сторонника эвтаназии, имеющего, к сожалению, весьма немало единомышленников. Следует напомнить, что в штате Орегон (США) активная эвтаназия допускается, однако ее применение осложнено некоторыми формальностями. Закон штата, разрешивший процедуру "добровольной смерти" для смертельно больных "в последней стадии" заболевания, действует с 1998 г. Его применение на практике вызывает неоднозначную реакцию в самих США. Как следует из сообщений BBC News, представители администрации Джорджа Буша обратились в Верховный суд США с требованием отменить закон штата Орегон, разрешающий эвтаназию. Генеральный прокурор страны Джон Эшкрофт намерен оспорить два ранее принятых судебных решения, согласно которым врачи штата не подвергались наказанию за смертельную инъекцию, сделанную безнадежно больному пациенту. Значительное количество больных - 170 человек - с тех пор прибегло и к процедуре "ассистированного самоубийства", большинство из них страдали от рака. При этом Джордж Буш и многие республиканцы осуждают этот закон. Такая позиция не раз подчеркивалась президентом во время его предвыборной кампании. Попытку отменить закон, разрешающий эвтаназию, прокурор Эшкрофт впервые предпринял в 2001 г. Тогда он заявил, что введение смертельной дозы сильнодействующего препарата является нарушением закона о контроле за наркотиками и медикаментами. Этот нормативный документ запрещает введение подобных лекарств, если оно не преследует "обоснованной медицинской цели". Эшкрофт также потребовал отзывать лицензию у всех врачей и фармацевтов, которые выписывали и поставляли лекарства для этих целей. Однако федеральный апелляционный суд заблокировал приказ прокурора, постановив, что он не имеет полномочий вмешиваться в медицинские правовые документы штата. В июне 2004 г. Высший апелляционный суд США постановил, что генеральный прокурор Джон Эшкрофт превысил свои полномочия, попытавшись начать преследование врачей из штата Орегон, которые прописывали тяжелобольным пациентам лекарства для добровольного ухода из жизни. По сведениям американских исследователей в Орегоне примерно три человека из тысячи прибегают к процедуре "достойной смерти" и "летальной медицине" <1>. Вероятно, это число могло бы быть большим, но процедура обусловлена рядом юридических формальностей, которые, как показывает практика, желают проходить далеко не все заинтересовавшиеся "достойной смертью". Необходимо подтверждение того, что больной на протяжении многих лет испытывает невыносимые страдания. Он должен несколько раз в устной и письменной форме попросить о прекращении жизни. Ему должны быть известны все независимые мнения о болезни и возможности ухода в хосписе. Врачи должны определить, что жить больному осталось не более шести месяцев, и провести последний акт медицински приемлемым способом. До самого последнего момента пациент может изменить свое решение. Последнее лекарство больной принимает сам, без помощи врачей или родственников. Документы подписывает не один врач, а консилиум врачей. В них говорится не о самоубийстве, а о "смерти из-за скрытой болезни". -------------------------------- <1> BBC News. 26.01.2006.
В среднем каждый год в Орегоне около 100 человек обращаются с запросом об этой процедуре. Но подписали последний рецепт в 1998 г. доктора лишь 24, в 2003 г. - 67, а в 2005 - 85 неизлечимо больным пациентам. Нашли в себе решимость использовать эту процедуру в 1998 г. 16 человек, в 2003 г. - 42 человека, в 2005 г. - 70 человек. Психологи и социологи в Орегоне скрупулезно исследуют причины, которые делают для человека желательным акт "летальной медицины". Самым страшным является вовсе не ожидание невыносимой боли, о чем говорят лишь 22% пациентов. Значительно хуже утрата ясного мышления, самостоятельности, человеческой автономии (87%). Показательно, что люди, которые прибегают к новому закону, отнюдь не находятся в состоянии депрессии или душевной изоляции. Опросы десятков докторов говорят, что на "достойную смерть" идут пациенты с сильным характером и эмоционально-положительным отношением к жизни <1>. -------------------------------- <1> BBC News. 26.01.2006.
Оппоненты орегонского закона говорят, что роковое решение может быть принято под давлением родственников или страховых компаний. Но исследования показывают, что нежелание становиться обузой для своих семей стало последним доводом лишь для 36% неизлечимо больных. Финансовые соображения играют вообще минимальную роль - 2%. Нежелание провести свои последние годы в хосписах половина пациентов объясняют тем, что не хотели бы оказаться в атмосфере снисхождения и даже высокомерия постороннего, чужого для них персонала перед их немощью <1>. -------------------------------- <1> Лесков С. Умереть по собственному желанию // Известия. 2004. 5 июня.
Несмотря на то что фактически содействие в самоубийстве, которое некоторыми исследователями называется эвтаназией, в этом штате легализовано, 20% врачей - против участия в его осуществлении <1>. -------------------------------- <1> BBC News. 26.01.2006.
Первой страной, декриминализировавшей активную и пассивную формы эвтаназии <1>, стала Голландия, верхняя палата парламента которой 10 апреля 2001 г. утвердила закон, освобождающий от уголовной ответственности врачей, помогающих безнадежно, тяжко страдающим больным уходить из жизни. Принятие этого закона стало следствием того, что в стране с годами все больше обнажалось противоречие между законами в этой области и реальной негласной практикой. По некоторым неофициальным данным, эвтаназия в Голландии осуществляется с 1984 г. По подсчетам, произведенным еще десять лет назад, в стране за год происходило примерно две тысячи случаев, когда врачи по просьбе невыносимо страдавших и не имевших шансов выжить больных прерывали их мучения. Только в 2000 г. в Голландии было 2123 официально зарегистрированных случая эвтаназии, из которых 1893 - на последних стадиях рака; в 2005 г. их количество возросло до 4300 случаев. -------------------------------- <1> За исключением штата Орегон (США), где активная эвтаназия формально допускается для смертельно больных в последней стадии заболевания. Но, как свидетельствуют исследования зарубежных специалистов, на практике этот закон не был применен ни разу, так как желающего покончить с собой человека обязательно должны освидетельствовать психиатры, а Американская психиатрическая ассоциация в этой процедуре участвовать отказалась.
Кроме того, в той же тяжелой ситуации совершалось ежегодно около четырехсот самоубийств с помощью медиков. По голландскому закону любой человек, достигший 16 лет, вправе самостоятельно определить порядок и способ ухода из жизни. Например, лицо может написать в своем заявлении о том, чтобы его не лечили в случае автокатастрофы или рака. Дети в возрасте до 16 лет могут подать такое заявление с согласия родителей. Но и в Нидерландах это допустимо лишь при строгом соблюдении определенных условий. В частности, законодатель Голландии специально оговаривает, что активная эвтаназия допускается в том случае, когда: а) больной испытывает невыносимые страдания, которые невозможно облегчить; б) больной должен сам, по своей воле обратиться к врачу с просьбой помочь ему умереть; в) прежде чем осуществить акт эвтаназии, врач обязан проконсультироваться с еще одним независимым специалистом; г) о каждом факте производства эвтаназии врач обязан сообщать властям как о "неестественной смерти" <1>. Только в случае выполнения всех условий, предусмотренных в этом законе, лицо, совершившее акт эвтаназии, освобождается от уголовной ответственности за нее. -------------------------------- <1> Оба-Апуну Жислен Патрисия. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по уголовному законодательству Франции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 127 - 128.
Процедура регистрации случаев применения эвтаназии в Голландии сводится к следующему: врач обязан ставить в известность муниципального патологоанатома о каждом случае неестественной смерти. В случае применения эвтаназии или оказания помощи при самоубийстве врач составляет отчет в соответствии с образцом формы отчета. Патологоанатом составляет собственный отчет, в котором им устанавливается факт неестественной смерти пациента. Он направляет свой отчет прокурору, который должен давать разрешение на погребение. Действия врача по окончании жизни пациента проверяются контрольной комиссией <1>, назначаемой министром юстиции и министром народного здравоохранения, благосостояния и спорта. При проверке главное внимание уделяется медицинскому аспекту действий врача и тому, каким образом принималось решение о применении эвтаназии. Если врач уведомил о своих действиях по окончании жизни пациента и контрольная комиссия, изучив досье, пришла к заключению, что действия врача были выполнены с соблюдением должной тщательности, то врач не подлежит преследованию. В этом случае информация в Государственную прокуратуру не передается. Если же обнаруживается, что действия врача не были достаточно тщательными ввиду того, что он не выполнил существующие требования в отношении надлежащей тщательности, то дело передается в Государственную прокуратуру и в Инспекцию по здравоохранению. Обе инстанции рассматривают вопрос о привлечении врача к уголовной ответственности. -------------------------------- <1> В Нидерландах существуют пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований должной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного числа членов, среди которых, во всяком случае, должны присутствовать юрист, являющийся председателем комиссии, врач и эксперт по вопросам этики. Таким образом, в каждом случае применения эвтаназии производится проверка с точки зрения юридической процедуры, с точки зрения медицинских норм и в отношении норм и ценностей, действующих в обществе. Комиссия выносит свое решение большинством голосов. Как председатель, так и члены комиссий назначаются министром юстиции и министром народного здравоохранения, благосостояния и спорта на период шесть лет. Эти пять региональных контрольных комиссий действуют уже с 1 ноября 1998 г. В соответствии с новым законом региональные контрольные комиссии уже не должны более направлять свое авторитетное заключение по тому или иному случаю применения эвтаназии в Государственную прокуратуру, если они считают, что требования должной тщательности при применении эвтаназии или при оказании помощи при самоубийстве были выполнены. Комиссии несут также ответственность за регистрацию вынесенных на рассмотрение случаев окончания жизни по просьбе пациента или оказания помощи при самоубийстве. Это не означает, что региональные контрольные комиссии взяли на себя функцию Государственной прокуратуры, поскольку они лишь высказывают свое мнение о соблюдении требований должной тщательности. Государственная прокуратура вправе подать запрос о расследовании во всех тех случаях, когда имеется резонное подозрение в совершении наказуемого деяния.
Важным аспектом Закона об эвтаназии является то, что региональные контрольные комиссии (в заседаниях которых принимает участие и совершивший акт эвтаназии врач) должны сами решать, выполнил ли врач требования должной тщательности. Такой подход выбран потому, что, как показало исследование, готовность врачей уведомлять о случаях применения эвтаназии возрастает, если проверка в первой инстанции проводится группой профессионалов. Благодаря этому минимизируется возможность угрозы принятия решения непосредственно Государственной прокуратурой. Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него врача, который не участвовал в лечении данного пациента. Независимый врач (консультант) должен обследовать пациента и сделать заключение о ходе болезни. Консультант оценивает также, является ли просьба об эвтаназии добровольной и тщательно взвешенной, и направляет коллеге свое письменное заключение. В Нидерландах создана сеть участковых врачей, прошедших специальную подготовку, для того чтобы быть в состоянии давать компетентное заключение по тем вопросам, с которыми сталкиваются врачи при необходимости принятия решения относительно окончания жизни пациента (проект SCEN). Лечащим врачам рекомендуется выбирать в качестве консультанта кого-либо из этой группы подготовленных специалистов. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуществлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персонал также может отказываться принимать участие в подготовке эвтаназии. Ни врачи, ни младший и средний медицинский персонал ни при каких условиях не могут привлекаться к ответственности за отказ в удовлетворении просьбы об эвтаназии. Возможность отказать в удовлетворении просьбы об эвтаназии гарантирует врачу, что он не обязан действовать вопреки собственной системе норм и ценностей. Закон исходит из того, что не существует права пациента требовать применения эвтаназии и что врач не обязан применять эвтаназию. Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицинской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно. Поскольку невыносимость страданий пациента трудно установить объективно, в каждом конкретном случае контрольная комиссия определяет, мог ли врач прийти к справедливому заключению о невыносимости страданий пациента. Врачом и пациентом должны быть основательно обсуждены все альтернативные методы лечения. До тех пор, пока в распоряжении имеется еще какой-либо реально возможный альтернативный вид лечения, нельзя говорить о неизлечимости с медицинской точки зрения. Возникает еще один вопрос: может ли пациент из другой страны приезжать для осуществления эвтаназии в Нидерланды? Ответ однозначно отрицательный. Это невозможно в силу необходимости наличия доверительных отношений между лечащим врачом и пациентом. Процедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует, чтобы просьба пациента о применении эвтаназии была сделана им по собственной воле и была им хорошо взвешена, при этом речь также должна идти о неизлечимых и невыносимых страданиях, испытываемых пациентом. Чтобы быть в состоянии дать свою оценку этим аспектам, врач должен хорошо знать пациента. Это означает, что пациент должен в течение определенного периода находиться под наблюдением данного врача. Однако, несмотря на законодательную регламентацию убийства по просьбе потерпевшего, гражданское согласие по данному вопросу в Голландии так и не достигнуто. Общество по-прежнему расколото на противников и сторонников этой процедуры. Непосредственно перед голосованием по поводу данного законопроекта в верхней палате парламента голландская оппозиция - христианские демократы и мелкие религиозные партии - организовали на улицах Гааги круглосуточные пикеты и шествия противников эвтаназии. Однако активисты организации под названием "Cry for life" ("Крик о жизни") сумели собрать только 25 тысяч подписей под петицией против законопроекта. В то же время в стране существует организация "Нидерландское общество сторонников эвтаназии", насчитывающая примерно 100 тысяч человек. А из 60 тысяч голландцев, высказавшихся по этой проблеме, большинство как раз поддержали идею легального умерщвления желающих, отметив, что врачи и ранее (до принятия закона) помогали больным уйти из жизни. При этом обнародована информация о том, что в 1999 г. в этом небольшом государстве ушли из жизни при помощи медицинских работников 2 216 человек. По данным печати, за 2002 - 2004 гг. в Голландии умерли 129 тысяч человек, из них 44 тысячам "помогли" врачи <1>. -------------------------------- <1> Оба-Апуну Жислен Патрисия. Указ. соч. С. 127.
В ходе проведенной в стране общенациональной дискуссии спорили в основном насчет того, как понимать плохо прописанный в законопроекте термин "невыносимые страдания" и законно ли будет умертвить человека по его личной просьбе, если он испытывает невыносимые страдания, но не физические, а душевные. Эдельтраут Гаттерес, представляющая мнение Европейского парламента в вопросе об эвтаназии, заявила, что "голландский закон противоречит Европейской конвенции по правам человека". Однако сторонники эвтаназии, в свою очередь, просят европейских парламентариев не путать "право на жизнь" с "обязанностью жить". Именно такой точки зрения придерживаются голландские министры юстиции и здравоохранения Бенк Кортхальс и Эльс Борст. Последний, кстати, был одним из соавторов законопроекта. Убежденными сторонниками эвтаназии оказались, как это ни парадоксально, рядовые врачи, которые приглашали противников эвтаназии лично поговорить со смертельно больными раком и другими неизлечимыми болезнями <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 27 апреля 2001 г.
Врачи, нарушающие правила об эвтаназии в Голландии, могут быть осуждены с назначением наказания на срок до 12 лет лишения свободы. Казалось бы, все предосторожности были соблюдены, и предполагалось, что эти правила защитят неизлечимо больных пациентов. Однако имеющиеся данные говорят об обратном: все права получили недобросовестные врачи. Хотя и считается, что больные в Голландии сами принимают решения, их к этому иногда подталкивают врачи. "Если медики считают, что состояние пациента оставляет желать лучшего, - говорит К. П. Хаснот, терапевт из Барна, - они задаются вопросом: а стоит ли усугублять страдания?" <1>. В 1995 г. в Голландии 3600 человек умерли в результате самоубийства с помощью врача. Однако эта цифра включает только те случаи, когда пациент сам попросил о смерти. По данным исследований, жизнью 900 больных распорядились без их ведома, и около 1900 летальных исходов произошло, когда врачи увеличивали дозы обезболивающих препаратов с явным намерением ускорить наступление смерти. "В связи с тем, что эвтаназия легализована, прокуроры зачастую не хотят предъявлять обвинение", - говорит голландский криминалист Крис Рютенфранс. С 1981 г. перед судом предстали только 20 врачей. Девять были осуждены, из них шестеро получили условные сроки, а трое вообще не понесли никакого наказания <2>. -------------------------------- <1> Хаснот К. П. Эвтаназия. Имеет ли право безнадежно больной на добровольную смерть // http://orthodoxy. ru/etika/. <2> Там же.
Сторонники эвтаназии пытаются расширить юридические границы допустимого. В июне 1994 г. Верховный суд Голландии рассматривал дело психиатра Баудвейна Шабо, который помог уйти из жизни 50-летней женщине, которая не была неизлечимо больна и не страдала от физической боли, она просто находилась в состоянии депрессии. Тем не менее суд впервые оправдал то, что прежде считалось преступлением: помощь врача в добровольном уходе из жизни физически здорового пациента. Психиатр, оказавший помощь при самоубийстве, так как удовлетворил просьбу пациентки, страдавшей психическим заболеванием, был осужден без назначения наказания. Верховный суд Нидерландов подтвердил это решение и постановил, что в тех случаях, когда страдания пациента вызваны психическими причинами, суд при выяснении наличия чрезвычайных обстоятельств крайней необходимости должен проявлять исключительно большую осмотрительность. Вынесенное Дисциплинарной комиссией врачебного надзора в апреле 1995 г. по этому же делу решение совпадало в содержательной части с постановлением Верховного суда. Психиатру за совершенные им действия было вынесено порицание. В декабре 2004 г. нидерландские врачи подали в экспертный комитет новый запрос на изменение законодательства, с тем чтобы разрешить умерщвлять новорожденных с неизлечимыми или несовместимыми с жизнью заболеваниями. Такое предложение подписали врачи из восьми клиник страны с просьбой сформировать экспертную комиссию для рассмотрения этого вопроса. Ожидается, что власти Голландии дадут свой ответ на этот призыв в течение ближайших месяцев, сообщает Би-Би-Си. Правительство будет рассматривать этот документ в течение нескольких месяцев. Запрос касается только тех детей, у которых тяжелые пороки, например отсутствие мозга. Комиссия экспертов, о которой пишут врачи, должна, по их мнению, определить набор критериев, который мог бы применяться при принятии решения об эвтаназии младенцев. Тяжелейшие заболевания, о которых идет речь, есть у очень небольшого числа новорожденных - примерно 600 случаев в мире, из них в Голландии - около 10 - 15. Одна из университетских клиник уже составила проект документа, описывающего, в каких случаях умерщвление младенцев может быть оправданным. На эти действия резко отрицательно отреагировал Ватикан. Местные врачи утверждают, что педиатры всего мира поддерживают идею эвтаназии для новорожденных в исключительных случаях. Во Франции число сторонников такой меры достигает 74%, в Голландии - 72% <1>. -------------------------------- <1> BBC News. 14.12.2004.
Доктор Херберт Хендин, директор медицинской части Американского фонда по предотвращению самоубийств, изучал эвтаназию в Голландии. Он отмечает: "То, к чему прибегали лишь в исключительных случаях, превратилось в рутинный подход к неизлечимым заболеваниям. В Голландии перешли от эвтаназии для неизлечимо больных к эвтаназии для хронических больных, от эвтаназии при физических заболеваниях - к эвтаназии при психических расстройствах и от добровольной эвтаназии - к вынужденной" <1>. -------------------------------- <1> Медицина и современное общество: Сборник статей. М., 1999. С. 126.
В некоторых случаях право на смерть незаметно обернулось для больных обязанностью умереть. Вот результаты разрешения эвтаназии на законодательном уровне в цивилизованной европейской стране. Несмотря на то что оправдывается мнение независимой группы экспертов Комиссии по правам человека ООН о том, что такой закон приведет к "банализации" добровольной смерти, превратит эвтаназию в обычное явление, пример голландцев оказался заразительным. Спустя год легализовала эвтаназию и Бельгия, нижняя палата парламента которой после двухдневных дебатов 86 голосами против 51 при 10 воздержавшихся приняла по образцу голландского соответствующий законопроект. Отныне в Бельгии безнадежно больные пациенты имеют право уйти из жизни по собственному желанию. Идя на такой решительный шаг по юридическому оформлению эвтаназии, бельгийский законодатель предпринял попытку максимально регламентировать процедуру осуществления эвтаназии. В отличие от Голландии в Бельгии эвтаназия не может быть применена к несовершеннолетним, т. е. по бельгийскому законодательству лицам, не достигшим 18-летнего возраста (или законно приравненным к совершеннолетним). Остальные условия перекликаются с установленными голландским законодателем. В частности, эвтаназия признается оправданной, в случае если больной страдает от "постоянной и невыносимой физической или психологической боли", ставшей результатом несчастного случая или неизлечимой болезни. Пациенты, выражающие просьбу об эвтаназии, должны находиться в сознании, быть информированными о своем заболевании и его прогнозе и самостоятельно сообщить врачам о своем желании уйти из жизни. Кроме того, данный закон предписывает по меньшей мере необходимый месячный срок ожидания с момента подачи письменного ходатайства и до совершения акта эвтаназии. Однако вряд ли срок ожидания гарантирует продуманность принятого решения. Одновременно с нормативно-правовым актом о легализации эвтаназии законодатель Бельгии принял документ о создании служб "паллиативного попечительства", призванных обеспечить уход, обезболивание и попечение в отношении тяжелобольных пациентов. Врач, получивший просьбу об эвтаназии, обязан проинформировать пациента о наличии такого рода служб. Кроме того, в законодательстве Бельгии предусмотрено создание специальной комиссии, деятельность которой направлена на рассмотрение каждого случая применения эвтаназии и контроль за соблюдением условий ее осуществления. По официальным данным, с сентября 2002 г. уже более четырехсот граждан Бельгии ушли из жизни при помощи эвтаназии. Теперь в Бельгии для обсуждения в парламенте готовится новый законопроект, согласно которому детям, достигшим двенадцатилетнего возраста, будет разрешено с согласия родителей просить об эвтаназии. За своеобразную "инструментальную" форму эвтаназии проголосовали израильские парламентарии. В Израиле Кнессет в декабре 2005 г. принял закон (вступивший в силу со второй половины следующего года), согласно которому на аппараты искусственного дыхания в местных клиниках будут установлены таймеры, перезапускающие их каждые 12 часов. В случае если состояние больного будет признано безнадежным, аппарат будет переведен в особый режим, требующий перезапуска вручную. Если перезапуска не произойдет, то больной умрет. Очевидно, что к его смерти никто буквально руку не приложит. Такое законодательное решение помогло избежать противоречий с канонами иудаизма. Какова будет практика осуществления такого способа ухода из жизни, время покажет. В Венгрии с 1 июля 1998 г. вступило в действие распоряжение Министерства народного благосостояния, согласно которому любой гражданин вправе выразить свою последнюю волю и затем каждые пять лет вновь заверять завещание у нотариуса. Но эта процедура связана с такими материальными затратами и сложностями, которые не каждый может себе позволить, тем более человек, прикованный к постели. Впрочем, все эти бюрократические издержки совершенно лишены смысла: это распоряжение не обязывает врачей и больничный персонал следовать изложенным в завещании требованиям пациента <1>. -------------------------------- <1> Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть. М., 2006. С. 207.
Между тем и в этой стране есть прецеденты в отношении совершения эвтаназии. Так, Дери Биндер в 1993 г. весьма драматическим способом оборвала жизнь своей неизлечимо больной дочери, за что была приговорена к двум годам тюремного заключения условно, поскольку не вызывало сомнения, что речь идет не о заранее обдуманном хладнокровном убийстве, а об убийстве из сострадания. В ответ на апелляцию прокуратуры Верховный суд, явно лишенный эмоциональной чуткости, предписал безусловное исполнение приговора, и только личное вмешательство президента республики спасло женщину от дальнейших тяжких и унизительных испытаний <1>. -------------------------------- <1> Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть. М., 2006. С. 216.
По данным А. Н. Орлова, около 10 лет назад в Китае якобы был принят закон о праве на легкую смерть, и этот закон действует, хотя и с определенной "пробуксовкой" <1>. Однако нам не удалось найти объективное подтверждение этому. Известно лишь, что народный суд провинции Шэньси оправдал врача и сына безнадежно больной пациентки, которые "умертвили ее из сострадания", чтобы облегчить невыносимые муки несчастной. Этот случай - первый и пока единственный прецедент подобного рода в Китае. -------------------------------- <1> Орлов А. Н. Указ. соч. С. 85.
В других же зарубежных странах активная эвтаназии запрещена под угрозой уголовного наказания <1>. -------------------------------- <1> Франция, Германия, Чехия, Словакия, Польша, Англия и др.
Большинство стран не соглашаются на легализацию эвтаназии в какой бы то ни было форме. 26 мая 2002 г. принято решение Совета Европы, которым государства-члены призываются "соблюдать абсолютный запрет на то, чтобы полагался добровольный конец жизни неизлечимых или близких к смерти больных". Президент Франции Жак Ширак заявил, что "не относится благосклонно к эвтаназии и выступает за исследования тех методов в медицине, которые принесут облегчение больным до самой их смерти" <1>. И таких примеров можно привести множество. -------------------------------- <1> La Croix. 16.04.2002. Р. 8.
Другое дело - пассивная эвтаназия, разрешенная более чем в 40 государствах мира. Причем это число постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, 29 декабря 2004 г. французский парламент одобрил законопроект о пассивной эвтаназии. Он гласит, что человек, находящийся в финальной стадии болезни, имеет право своим решением ограничить или совсем прекратить лечение, может получать сильные обезболивающие средства, даже если они ускоряют смертельный исход. Из 551 депутата за принятие закона проголосовали 548. Такое единодушие стало результатом перелома в общественном мнении, который наступил после случая с Винсеном Юмбером. В сентябре 2003 г. его мать Мари выполнила просьбу сына - убила его. Винсен стал инвалидом в результате автокатастрофы. Три года он был прикован к кровати, парализован, почти ослеп. Он мог общаться с матерью только знаками, единственным подвижным пальцем. Именно таким образом он надиктовал еще в декабре 2002 г. свое обращение к Жаку Шираку с просьбой разрешить ему умереть. Так же он написал книгу "Я прошу у вас права на смерть". Мари Юмбер была арестована, но пробыла под стражей меньше 24 часов. Министр юстиции Доминик Пербен обратился к следователям, ведшим дело Мари Юмбер, с просьбой проявить большую человечность в применении закона в отношении нее. После этих событий вся Франция оказалась вовлечена в обсуждение возможности принятия закона, разрешавшего эвтаназию. Противники говорили, что жизнь не принадлежит людям, ее дает Бог, ему и отнимать. Но сторонников Мари Юмбер, как показало голосование в парламенте, оказалось больше <1>. -------------------------------- <1> Тренина-Страусова А. Эвтаназия по-французски // Известия. 2004. 2 декабря.
И все же во Франции мнения разделились: противники эвтаназии сравнивают ее с нацистскими теориями отбора, когда старые и больные люди, ставшие обузой для общества, умерщвляются, а ее сторонники расценивают возможность добровольно уйти из жизни как проявление гуманизма и сострадания к безнадежно больным людям. Более 73% совершеннолетних французов считают, что рассмотрение и принятие закона об эвтаназии является необходимым. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного социологического исследования, опубликованные французским журналом "Figaro-Magazine". Как передает французское информационное агентство "France Presse", респонденты подтвердили не только свою позицию по данному вопросу, но также свое личное согласие на применение эвтаназии в отношении их самих и близких родственников. В то же время 24% опрошенных считают, что введение эвтаназии во Франции недопустимо <2>. -------------------------------- <1> France Presse. 14.02.2005.
Уголовно-правовая доктрина Франции исходит из того, что поскольку уголовный закон является публично-правовым актом и издается в интересах всего общества, потерпевший не может по своей воле, исходя из личных интересов, отказаться от исполнения закона и тем самым нейтрализовать его действие. Проблема эвтаназии не раз становилась предметом обсуждения представителей науки и практических деятелей Франции. Так, министр-делегат по вопросам здравоохранения Бернар Кушнер неоднократно организовывал встречи с известными медиками, философами, представителями различных религиозных конфессий. В частности, на одной из таких встреч в 2002 г. с предложением министра разрешить "законную помощь при уходе из жизни неизлечимых и подверженных сильным страданиям больных" согласились лишь представитель протестантской церкви и несколько человек, поддерживающих Ассоциацию за право на достойную смерть. Врачи сошлись во мнении, что "человек создан для жизни и должен прожить ее до конца", а их долг - помочь ему в этом. Юристы опасаются, что разрешение на эвтаназию "юридически легализует смерть". Так что министр Кушнер, в прошлом возглавлявший Ассоциацию "Врачи без границ", известный новаторскими идеями в здравоохранении, пока в меньшинстве. Министр здравоохранения Франции признал, что применял эвтаназию, когда был практикующим врачом. В интервью одному из голландских журналов Бернар Кушнер рассказал, что делал это во время войн во Вьетнаме и Ливане, чтобы избавить людей от невыносимых страданий. Он отметил также, что во Франции врачи часто прибегают к так называемой пассивной эвтаназии - прекращают лечить умирающих пациентов <1>. -------------------------------- <1> Ульяновский Ю. Эвтаназия: исторический прорыв // Столичные новости. 2002. 21 - 27 мая.
В одном французском издании имя Кристин Малевр стоит в ряду с Джеком-Потрошителем и Чикатило под рубрикой "Серийные убийцы". Вряд ли 30-летняя медсестра из больницы города Мант-ла-Жоли могла предвидеть такое, когда помогала тяжелобольным избавиться от страданий. Подозрение на нее пало в ходе внутреннего расследования в клинике, где в 1997 - 1998 гг. в легочном отделении была отмечена необычно высокая смертность. Правда, все они находились в финальной стадии неизлечимых болезней. Тогда же была обнаружена и пропажа некоторых медикаментов. Следствие показало, что прямое отношение к этому имеет Кристин. Отличница учебы, добрая, ответственная и умеющая сострадать, как ее характеризуют сослуживцы, медсестра, похоже, не слишком хорошо отдавала себе отчет в том, что делала. Некоторые эксперты-психиатры считают, что Кристин думала не столько о больных, сколько о себе: пыталась избавить себя от наблюдения за мучениями других. Как нам разъяснили французские юристы, термин "эвтаназия" во французском Уголовном кодексе отсутствует. Поэтому дело Малевр проходит по статье "намеренное убийство" - с поправкой на обстоятельства. Было установлено, что иногда Малевр выполняла просьбу самих пациентов или их родственников, но иногда брала инициативу на себя. Впрочем, даже следователи утверждают, что причислять ее к серийным киллерам нельзя ни в коем случае. Во время допросов она производила впечатление человека искреннего, выражала сочувствие к страданиям пациентов. "Кристин явно действовала не из корыстных побуждений и не находилась под влиянием какой-либо организации или секты. Ее нельзя сравнивать с садистами или преступниками, время от времени появляющимися в сюжетах новостей, - отметил представитель прокуратуры". Вскоре после ареста Малевр пыталась покончить с собой и была направлена в психиатрическую лечебницу, после курса лечения неделю провела в камере предварительного заключения, затем освобождена, хотя и оставлена под наблюдением. В течение полутора лет, пока шло расследование, Кристин несколько раз меняла показания, признав в конце концов не 30 случаев "активной эвтаназии", которые ей вменялись, а лишь четыре. Обвинительная палата Апелляционного суда Версаля приняла решение о передаче дела Малевр в суд присяжных, оставив в отношении нее семь случаев эвтаназии. Суду предстоит решить, действовала ли подсудимая из сочувствия к страданиям больных или, как утверждают некоторые родственники ее бывших пациентов, речь идет "о серийном убийце". Отношение к делу Малевр во Франции неоднозначно. Директор больницы, где работала Кристин, заявил, что своими действиями она "автоматически исключила себя из коллектива, который следует врачебному кодексу и строго уважает кодекс уголовный". Бернар Кушнер, в период ареста Малевр госсекретарь по вопросам здравоохранения, а затем глава гражданской миссии ООН в Косово, призвал воздержаться от поспешных оценок. По его словам, Франция "очень отстает от других европейских стран в фундаментальных проблемах окончания жизни". Во Франции действует Ассоциация за право умереть достойно. Она объединяет 24 тысячи человек и борется за то, чтобы максимально облегчать человеческие страдания, и даже выступает за "активную эвтаназию", в случае если деградация болезни несет прямую угрозу достоинству личности. Тем не менее был случай, когда известный профессор-онколог Леон Шварценберг, признавшийся, что помог одному из своих пациентов умереть, на год был отстранен от исполнения обязанностей. А между тем, по свидетельству журнала "Неотложная реанимация", около половины всех смертельных случаев в службе реанимации становятся результатом решения о прекращении лечения, что именуют "пассивной эвтаназией". По некоторым данным, общее число ежегодных тайных эвтаназий достигает 700 - 2000 случаев <1>. -------------------------------- <1> Соломин В., Пахомов А., Калмыков М. и др. Быть или не быть? Вот в чем вопрос... // Эхо планеты. 2000. 20 июля.
Недавно был подготовлен доклад под выразительным названием "Конец жизни, остановка жизни, эвтаназия". Он предназначен Национальному консультативному комитету по этике, в недрах которого вырабатываются, в частности, предложения об отношении к эвтаназии. В 1991 г. этот комитет осудил ее, подчеркнув, что "легализация эвтаназии, даже в исключительных случаях, стала бы источником разного рода злоупотреблений и неконтролируемых интерпретаций". Ныне тон "комитетчиков" изменился: "В некоторых обстоятельствах комитет по этике считает, что врачи при наличии настойчивой и ясной просьбы, из сострадания и солидарности могут выслушать просьбу об освобождении". Опрос показал, что 49% врачей готовы пойти на акт эвтаназии <1>. Член комитета по этике, бывший сенатор Жан-Франсуа Колланж, придерживающийся протестантских взглядов, призывает вообще исключить всякое уголовное преследование за это деяние - по примеру Нидерландов. Однако французский парламент пока вряд ли готов пойти на такой шаг, потому что существуют и другие мнения. Доктор Мишель Саламанж из парижской больницы имени Поля Брусса - верующая католичка - заявляет, что "не может распоряжаться чужой жизнью, ибо это лишило бы смысла профессию врача" <2>. -------------------------------- <1> SwissInfo (The Advisory Committee on Biomedical Ethic). <2> Соломин В., Пахомов А., Калмыков М. и др. Указ. соч.
Последний серьезный опрос на эту тему во Франции показал, что 83% потенциальных пациентов позитивно относятся к эвтаназии и 67% готовы обратиться за такой помощью <1>. Что бы там ни говорили, но табу снято. -------------------------------- <1> Французы за эвтаназию // http://emigration. russie. ru/news/.
Вместе с тем думается, что некоторые страны никогда не пойдут на легализацию эвтаназии. Так, законодатель Германии, помня о собственном трагическом опыте введения программы эвтаназии в годы Второй мировой войны, даже за назначение из самых гуманных побуждений смертельного медикамента предусматривает уголовное наказание. Однако, по мнению польской прессы, в обществе постепенно меняется отношение к добровольной смерти от руки медика. А швейцарский философ Бернард Баэртши, прослывший как "певец" эвтаназии, считает, что ее можно применять к детям и взрослым, страдающим неизлечимыми заболеваниями и "сознающим это", а также к людям, подключенным к аппаратуре, продлевающей жизнь человеку. Таких, на взгляд философа-моралиста, можно обрекать на смерть даже вопреки их воле. Обществу, дескать, накладно поддерживать существование этих инвалидов. В северной части Австралии в середине 90-х гг. практиковались деяния, называемые местными исследователями эвтаназией. Однако после вмешательства федеральных властей эта практика была запрещена. В соответствии с австралийскими законами эвтаназия считается противозаконной так же, как и содействие в самоубийстве. Однако отдельные граждане этой страны, в частности небезызвестный врач Филип Ницке, с завидным упорством продолжают настаивать на том, что в действиях по эвтаназии нет ничего противозаконного. Им придуман (в 2002 г.) специальный "набор для самоубийства", который называется "Уход по-австралийски". В него входят полиэтиленовый пакет с резинкой для плотного прилегания к шее и снотворная таблетка. Смерть наступает в результате удушения, от нехватки кислорода. По его заказу было изготовлено 150 таких наборов, которые он раздал членам группы за легализацию эвтаназии. Активист заявляет, что в отсутствие законов о добровольном уходе из жизни его набор является единственным способом прекратить существование для тех, у кого нет денег и нужных связей на использование специальных препаратов. В Австралии, согласно данным Medical Journal of Australia, 30% смертей в больницах происходят по решению врачей, которые прекращают лечение на последних стадиях болезни <1>. -------------------------------- <1> Medical Journal of Australia. Февраль 2005 г. С. 30.
В 2003 г. нижняя палата парламента Швейцарской Конфедерации большинством голосов отклонила предложение о легализации эвтаназии. Против законопроекта, разработанного известным специалистом по онкологическим заболеваниям, социалистом Франко Кавальи, высказались 120 депутатов, тогда как "за" него - только 56 парламентариев. Этот документ предусматривал легализацию эвтаназии "для неизлечимо больных пациентов, чтобы позволить им прекратить невыносимое существование и дать умереть". Состав убийства по просьбе потерпевшего сформулирован в УК Швейцарии. Так, согласно ст. 114 привилегированный случай убийства имеет место тогда, когда лицо "по достойным внимания мотивам, в частности из сострадания, убивает человека по его серьезной и настойчивой просьбе". Причины включения в УК этого привилегированного состава профессор Фрибургского университета Ж. Позо объясняет так: "Исполнитель, в реальности, введен в тяжкое искушение поведением потерпевшего (ст. 64 УК Швейцарии)". Кроме того, в Швейцарии фактически разрешено оказывать помощь при самоубийстве, если совершеннолетние пациенты ощущают сильные страдания и это является их стойким, добровольным и сознательно высказанным желанием. При наличии медицинского свидетельства о том, что болезнь неизлечима и трагический конец надвигается, выписывается рецепт на приобретение соответствующего препарата. Затем решившийся на такой шаг больной обращается в специализированное учреждение, которое помогает ему уйти из жизни. В стране сейчас два подобных учреждения. Одно из них - "Диньите". Сюда обращаются те, кому страдания отравляют последние дни в этом бренном мире, у кого наложить на себя руки каким-то тривиальным способом уже нет ни сил, ни воли. "Наша миссия заключается в том, - говорил создатель ассоциации "Диньите" адвокат Людвиг Минелли, - чтобы дать право уйти из жизни достойно" <1>. -------------------------------- <1> Северский А. В. Легализация эвтаназии // От теории к практике. Харьков, 2002. С. 45.
Обе ассоциации имеют многочисленный персонал добровольцев для выполнения этой деликатной миссии. В основном это медсестры, психологи, вышедшие на пенсию врачи. Обреченный больной пишет заявление о своем добровольном решении покончить с собой, прилагает к нему справку о неотвратимости летального исхода, заверенную медиками, и приглашает ассистента из упомянутых ассоциаций к себе на дом или в больницу. В обязанности этого лица входит подготовка предписанного врачом препарата, но принимать его должен сам смертник. Результат наступает через несколько секунд. После этого ассистент вызывает полицию и следователя для оформления бумаг и констатации кончины <1>. -------------------------------- <1> Русская мысль. Париж, 1998. N 4248.
В Швейцарии таким образом уходят из жизни свыше ста человек в год. Приезжают сюда с той же целью и иностранцы (сведения об их численности не разглашаются), поскольку это единственная страна в Европе, да, пожалуй, и в мире, где такого рода помощь в самоубийстве не запрещена в отношении иностранных граждан. Согласно ст. 115 Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации оказание помощи в акте самоубийства, если это не преследует личных корыстных целей, ненаказуемо. Правда, в швейцарском законодательстве эта процедура четко не прописана. Однако в нем указано, что помощь в самоубийстве не противоречит закону; если речь идет о терминальной стадии тяжелой болезни, то такое содействие в суициде рассматривается как гуманный акт. При этом, если не доказано, что человек, помогающий больному умереть, действовал из корыстных мотивов, судебное разбирательство маловероятно. Ф. Кавальи, в клинике которого лечился недавно умерший бывший участник группы "Beatles" Джордж Харрисон, не раз заявлял, что большинство врачей приветствовали бы появление такого закона, несмотря на официальные протесты со стороны Швейцарской медицинской ассоциации. По его словам, Харрисона специально перевезли умирать в Швейцарию, дабы избежать проблем с британским правосудием, которое предусматривает наказание помощникам желающих уйти из жизни до 14 лет тюремного заключения <1>. -------------------------------- <1> Предложение о легализации эвтаназии отклонено // inform@podrobnosti. ua. 11.12.2001.
Еще одним примером помощи в самоубийстве, которую СМИ назвали эвтаназией, в отношении иностранного гражданина является умерщвление тяжелобольного британца, уйти из жизни которому помогли швейцарские активисты группы сторонников эвтаназии "Dignitas in Switzerland". 74-летний Реджинальд Крю из Ливерпуля стал одним из первых британских граждан, воспользовавшихся более мягкими законами по отношению к подобным деяниям, принятыми в Швейцарии. В Объединенном Королевстве помощь в самоубийстве по-прежнему запрещена законом, несмотря на множество судебных исков по этому поводу. Мистер Крю умер после того, как принял смертельную дозу барбитуратов, приготовленных доктором. Больной решил добровольно уйти из жизни после четырех лет тяжелой неизлечимой болезни, связанной с поражением двигательных нейронов, которая привела к прогрессирующему параличу. Доктора в Цюрихе убедились, что больной готов добровольно уйти из жизни. Жена и дочери Реджинальда Крю не возражали против его воли и находились с ним до последней минуты. Людвиг Минелли, основатель "Dignitas in Switzerland", отметил: "Это очень грустно - терять любимого человека, но такова его воля, и близкие не могут этому помешать, даже если они против его ухода из жизни". Месяцем раньше британец признался в интервью BBC: "Я болею уже более четырех лет. Я не хочу продолжать так жить. С меня хватит" <1>. -------------------------------- <1> Британские христиане протестуют против открытия "клиник" добровольной смерти // Интерфакс. 2006. 20 апреля.
На дискуссию о "тихой смерти в сопровождении врача" в Канаде наложила отпечаток судьба 43-летней Сю Родригес. У сотрудницы университета провинции Британская Колумбия, увлекавшейся лыжами и поднятием тяжестей, летом 1991 г. обнаружился смертельный недуг - болезнь Лу Герига, поражающая нервную систему с прогрессирующим параличом мышц - от конечностей до дыхательных путей. Зная о том, что ее ждет, Сю мужественно боролась с болезнью, но в конце концов обратилась в суд с просьбой внести такие изменения в законодательство, которые позволили бы врачу-добровольцу помочь ей без мук уйти из жизни. Отказ, написала она, означал бы нарушение прав человека. Иск мучительно умиравшей Родригес Верховный суд Канады отклонил большинством всего в один голос. Сю вроде бы смирилась с судьбой и, собрав остатки воли, даже работала над книгой о своей трагедии. Но в январе 1994 г. ей стало совсем плохо: она не могла даже держать ложку, речь стала невнятной, участились приступы удушья. И тогда она решилась на отчаянный шаг. О том, что произошло затем, рассказал на пресс-конференции один из парламентариев, поддерживавший Сю и защищавший идею эвтаназии. Он провел у изголовья больной несколько часов вместе с врачом, который прекратил ее муки. Назвать его имя депутат отказался. Эта трагедия обнажила проблему: оказалось, что в стране, где эвтаназия наказывается тюремным заключением сроком до 14 лет, довольно широко распространено нелегальное содействие в уходе из жизни. Университет Симона Фрейзера в Ванкувере обнародовал исследование, в котором перечислены 34 таких случая <1>. -------------------------------- <1> Университетский обзор // Открытый мир на русском. 2001. Август. С. 27.
Даже в такой, казалось бы, достаточно авторитарной стране, как КНР, проблема эвтаназии неоднократно выносилась на рассмотрение Всекитайского собрания народных представителей. Исходя из традиционной национальной концепции: "Лучше плохая жизнь, чем хорошая смерть", в обществе сформировалось отрицательное отношение к "легкой смерти". Однако настроения меняются. "Пора отходить от стародавних воззрений на проблему жизни и смерти" <1>, - считает, в частности, профессор Пекинского медицинского университета Янь Жэньин. -------------------------------- <1> Китай поддерживает эвтаназию // http://www. pharmasvit. com. 13.03.2006.
Мировая федерация обществ - сторонников эвтаназии, в которую входят 23 организации из 38 стран мира, раз в два года проводит конференции, призывающие врачей мира "дать людям право на смерть". Первая из них прошла в Токио в 1976 г., последняя в 2004 г. В частности, на пресс-конференции Акихиро Игата, председатель японского общества за достойную смерть, организовавшего проведение пятнадцатого мирового форума сторонников эвтаназии, сообщил, что японское общество выступает в поддержку практики составления письменного подтверждения больными своего отказа от лечения, которое может продлить их жизнь в беспомощном, мучительном, а зачастую и бессознательном состоянии. Как показали опросы, многие японские врачи неофициально следуют такого рода пожеланиям пациентов. Японское министерство здравоохранения, труда и благосостояния уже некоторое время назад приступило к выработке положений относительно того, когда и при каких условиях лечение может быть прекращено, - сообщил Игата <1>. -------------------------------- <1> Фесюн А. Токио, 3 октября 2004 г. // РИА "Новости".
Кстати, внутри рассматриваемой проблемы существует и ряд других. В частности, одна из них связана с тем, что попытки врачей помочь безнадежно больным людям добровольно уйти из жизни в рамках закона об эвтаназии в каждом пятом случае причиняют пациентам дополнительные страдания. К такому выводу пришли ученые из США и Нидерландов, всесторонне исследовавшие проблему эвтаназии. Ученые обнаружили, что попытки ухода из жизни с помощью рекомендованных врачами медикаментов в 15% случаев были неудачными. Даже непосредственное участие врача в процедуре эвтаназии в 3% случаев не явилось гарантией быстрой и безболезненной смерти пациента. По данным этих же исследований, 86% врачей США выступают за пассивную эвтаназию и только 18% - за активную. Брюссельский центр помощи умирающим называет другие цифры: соответственно 84 и 34%. В Англии эвтаназию готовы одобрить 72%, во Франции - 76% врачей. Опрос московских медиков показал, что 40% из них считают эвтаназию в каких-то ситуациях допустимой <1>. -------------------------------- <1> Газета "Караван". 2002. 29 марта. N 13.
Итак, как показал краткий экскурс в общественную и правовую жизнь ряда зарубежных стран, человечество вступило в новый век не только не освободившись от сложных политических, социальных, правовых и иных проблем, но еще более усложнив и запутав их. Жизнь продемонстрировала непредсказуемость развития общественных отношений, возникновение ситуаций, которые ставят человечество на грань выживания. Возрастает опасность пагубных последствий некоторых прикладных аспектов науки для общества и государства. Все более острый характер приобретает социальное противостояние приверженцев и противников эвтаназии. Между тем эвтаназия уверенно шагает по планете. Она известна всем языкам и народностям. Неоднозначная юридическая оценка этого явления в законодательстве ряда зарубежных стран в основе своей обусловлена полярностью восприятия эвтаназии общественностью с медицинской и нравственно-этической точки зрения, а также особенностями национальных, религиозных, духовных традиций и исторического опыта. Исходя из такого неоднозначного общественного восприятия эвтаназии законодатели подавляющего числа стран мира расценивают убийство по просьбе потерпевшего (убийство из сострадания) как уголовно наказуемое, но заслуживающее в то же время определенного снисхождения деяние. Данный подход законодателя выражается двумя основными путями: выделением рассматриваемого деяния в специальный привилегированный состав либо законодательным закреплением сострадания или сходных благородных мотивов в качестве общего смягчающего обстоятельства. Впрочем, в значительном числе стран законодатель вообще никак не выражает своего отношения к проблеме убийства из сострадания, и данный вопрос целиком отдается на усмотрение судебной практике. В настоящее время специальные статьи или отдельные нормы, посвященные убийству по просьбе потерпевшего (убийству из сострадания), имеются в уголовных кодексах примерно четверти стран мира. К таким странам, в частности, относятся: Австрия (§ 77), Азербайджан (ст. 135), Боливия (ст. 257), Бруней (исключение 5 ст. 300), Германия (§ 216), Греция (ст. 300), Грузия (ст. 110), Дания (ст. 239), Индия (исключение 5 ст. 300), Исландия (ст. 213), Испания (ст. 143), Италия (ст. 579), Колумбия (ст. 106), Коста-Рика (ст. 116), Ливан (ст. 552), Макао (ст. 132), Македония (ст. 124), Молдова (ст. 148), Нидерланды (ст. 293), Парагвай (ст. 106), Перу (ст. 112), Польша (ст. 150), Португалия (ст. 134), Республика Корея (ст. 252), Сальвадор (ст. 130), Сан-Марино (ч. 3 ст. 150), Судан (п. 2 ст. 131), Уругвай (ст. 37), Хорватия (ст. 94), Швейцария (ст. 114), Япония (ст. 202). В странах, где отсутствуют специальные составы, убийство по просьбе потерпевшего (убийство из сострадания) квалифицируется по общей статье об убийстве с учетом смягчающих обстоятельств (так это делается и в России). При этом, как было указано выше, в ряде стран особо предусмотрено в качестве смягчающего обстоятельства совершение преступления: по мотиву сострадания (Гондурас, Казахстан, Россия, Таджикистан), исходя из благородных мотивов (Албания, Андорра, Куба, Панама), по просьбе потерпевшего лица, находящегося в безнадежном состоянии (Литва). Стоит начать ознакомление с международной практикой проблемы эвтаназии, как сразу обращают на себя внимание глубокие расхождения даже между такими странами, где прочие законодательные решения приведены в соответствие. Скажем, внутри Европейского Союза. Между тем перспективы распространения легализации эвтаназии вызывают серьезные опасения. Постепенно "милосердное убийство" завоевывает все новые страны. Вследствие узаконения эвтаназии в одних государствах сразу же возникли злоупотребления и проблемы в других, одной из которых является так называемая "торговля смертью". Она совершается с помощью заранее организованного незаконного перемещения в другие государства тех лиц, которые желают эвтаназии, или по желанию тех, кто организовывает ее для своих родственников. В апреле прошлого года итальянское правосудие инициировало расследование по причине поступивших сведений, что в стране налажены незаконные сети, которые, исполняя заказы родственников, желающих освободиться от своих богатых больных, на наследство которых они претендуют, перевозят их в Голландию или в Швейцарию, где в отношении них "законно" осуществляют эвтаназию. Согласно тем же сообщениям размер вознаграждения за это преступное деяние, которое называется "облегчением", колеблется в пределах от 3600 до 5100 евро <1>. -------------------------------- <1> Католическая Информационная Служба "AGNUZ" // http://www. agnuz. info/.
Согласно проведенным автором в 2002 - 2005 гг. опросам медицинских работников в больницах г. Москвы более молодые врачи в 90% случаев чаще считают эвтаназию допустимой, чем врачи более старших возрастных групп. Это может быть доводом в пользу следующей тенденции: в будущем отношение врачей к эвтаназии может стать более терпимым. Необходимо активизировать поиск путей предотвращения использования научных достижений в целях, которые этически неприемлемы и могут повлечь за собой опасные последствия. Кроме того, проведенное исследование выявило следующие тенденции. Чем выше уровень дохода на душу населения, тем меньше убийств в расчете на 100 тысяч населения. Эта закономерность проявляется достаточно явно без каких-либо исключений. Объяснить ее достаточно непросто - очевидно, в странах с высоким уровнем дохода большая часть людей ориентирована в первую очередь на ценность личности, жизни человека как такового, а в странах с низким уровнем дохода - наоборот, жизнь человека не имеет никакой ценности. Этот момент связан, на наш взгляд, с всеобщим законом диалектики перехода количества в качество. Как только люди действительно становятся собственниками, сама собственность перестает выполнять роль фетиша, и ценности в данном обществе начинают оборачиваться к человеку как таковому. Жизнь человека приобретает совершенно другой смысл. Итак, общественное признание ценности человеческой жизни и наличие у индивида разнообразных возможностей самореализации, в совокупности с другими факторами, способствуют тому, чтобы указанная закономерность сохранялась продолжительное время. Несмотря на то что убийства достаточно жестко связаны с уровнем дохода и, соответственно, с уровнем преступности, эвтаназия, являющаяся разновидностью убийства, входящая в категорию насильственных преступлений, не подчиняется общей закономерности. Частота совершения эвтаназии, вопреки распространенному мнению, не коррелирует с уровнем социально-экономического развития страны. В соответствии с прямой зависимостью между ростом уровня убийств и ростом уровня социально-экономического развития страны предполагается, что рост числа эвтаназии также должен ускоряться, но статистические данные свидетельствуют совершенно об обратном. Эти данные доказывают: между социально-экономическим уровнем развития страны и количеством случаев эвтаназии жесткой зависимости не выявлено. Следует предположить, что это обусловлено следующим: в странах со средневысоким уровнем социально-экономического развития ценность человеческой жизни еще недостаточно велика и не существует в достаточной мере потенциальных возможностей личности в разных сферах жизнедеятельности. Только при достижении определенного количественного порога в жизни данного общества наступает новое качественное состояние, характеризующееся превалированием ценности человеческой жизни и появлением разнообразных форм и возможностей реализации человеческой личности. Измерить качественные показатели состояния общества весьма непросто. Весь мир, представленный как система, подвергается непрерывному изменению, и всегда присутствуют какие-либо факторы, которые не поддаются учету и продолжают влиять на текущую ситуацию. Исследователи в этом отношении всегда на один шаг отстают от текущего момента. Ориентиром в противоречивых ситуациях, складывающихся в современном мире, должны выступать права человека, которые отражают точно и адекватно выверенные границы его свободы, положение в обществе, взаимодействие с государством и другими индивидами. Обеспечение прав личности - непременное условие политического, правового, социального, экономического прогресса. Какие бы научные открытия ни совершались в мире, они не должны негативно сказываться на положении человека, ущемлять его права и свободы. В этом заключается суть человеческого измерения всех тенденций мирового развития.
------------------------------------------------------------------
Название документа