К вопросу о взаимодействии нотариуса с учреждениями здравоохранения

(Колганова С. В.) ("Медицинское право", 2007, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НОТАРИУСА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С. В. КОЛГАНОВА

Колганова С. В., аспирант кафедры гражданского права и процесса Волгоградского государственного университета.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус выполняет ряд процессуальных действий, эффективное выполнение которых зависит от степени налаженности механизма его взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, учреждениями и их должностными лицами. Не является исключением и взаимодействие нотариуса с учреждениями здравоохранения и их должностными лицами. На нотариусе в соответствии со ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате лежит обязанность по проверке дееспособности граждан. Несоблюдение такой обязанности может в конечном счете привести к привлечению нотариуса к гражданско-правовой ответственности за причиненный заинтересованным лицам вред, так как в соответствии со ст. 17 Основ нотариус, совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. На момент совершения сделки лицо, совершающее сделку, должно осознавать фактический характер своих действий и руководить своим поведением. Нарушения в психической сфере лица могут быть связаны с наличием у него хронического психического расстройства, острого психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Гражданин, обратившийся к нотариусу для фиксации того или иного юридического факта, должен отвечать предъявляемым к нему законом требованиям, исключающим неспособность осознавать характер своих действий или руководить ими. При этом защищаются интересы как обратившегося лица (невыгодная для него сделка, существо которой им не осознается полностью или частично, не будет нотариусом удостоверена), так и его контрагентов, а также в целом обеспечивается стабильность гражданского оборота. Нотариус - не врач, ему сложно выявить те или иные отклонения в психике лица, особенно если они мало выражены для непосвященного либо только дебютируют, в то же время нотариус - лицо, обладающее большим профессиональным опытом в силу общения с большим количеством людей, что позволяет ему проявлять профессиональную настороженность, при необходимости продолжить беседу с клиентом, истребовать дополнительные документы, приостановить совершение нотариального действия. Именно в этом контексте, на наш взгляд, законодатель пишет о проверке дееспособности гражданина нотариусом <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Мохов А. А., Колганова С. В. Правовые проблемы проверки нотариусом дееспособности гражданина // Нотариус. 2007. N 1. С. 10 - 14.

Статья 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не содержит каких-либо требований относительно порядка проверки дееспособности граждан. На практике попытка определить дееспособность физического лица определяется по возрасту, указанному в документе, удостоверяющем личность, а также в ходе беседы нотариуса. Если у нотариуса в период беседы с клиентом появились сомнения в способности лица осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, а сведений о признании лица недееспособным не имеется, нотариус откладывает совершение соответствующего нотариального действия. Дальнейшие действия нотариуса по проверке дееспособности гражданина сводятся в основном к истребованию дополнительных сведений от физических и юридических лиц (ст. 41 Основ). Интересующие нотариуса сведения о личности клиента и имеющихся у него заболеваниях могут быть получены из суда, вынесшего решение о признании конкретного гражданина недееспособным, а также из психоневрологического или иного медицинского учреждения, где этот гражданин наблюдается, проходит курс лечения, реабилитации и проч. Для получения необходимых сведений нотариус в соответствии со ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате имеет право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Направление запроса в суд и получение нотариусом копии решения суда о признании гражданина недееспособным позволяют на законных основаниях отказать клиенту в совершении нотариального действия. Однако на практике этот вариант развития событий встречается крайне редко. При отрицательном ответе суда нотариус вынужден будет направить соответствующий запрос в психоневрологический диспансер по месту жительства обратившегося к нотариусу гражданина и (или) иные медицинские учреждения. Однако, направив такой запрос, нотариус, скорее всего, получит отрицательный ответ на него вне зависимости от наличия или отсутствия у медицинского учреждения данных о гражданине, со ссылкой на невозможность передачи сведений в соответствии со ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, именуемой "Врачебная тайна", информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Этой статьей также определяется, в каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную или медицинскую тайну, без согласия гражданина (пациента) или его законного представителя. К ним относятся следующие основания: в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в случае оказания помощи несовершеннолетнему, не достигшему по общему правилу пятнадцатилетнего возраста, для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Этот перечень построен как закрытый. Другие федеральные законы также не содержат норм, позволяющих на их основе предоставить такого рода информацию нотариусу. Конституция Российской Федерации провозгласила, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). В то же время провозглашенные и гарантируемые Конституцией РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). В ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отчетливо проявляются ограничения права на медицинскую или врачебную тайну, обусловленные необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Как показывает анализ действующего законодательства и имеющейся практики, деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер, служит защите прав и свобод граждан, их законных интересов, стабильности гражданского оборота, поддержанию правопорядка и нормальному функционированию правосудия <2>. -------------------------------- <2> См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Кроме того, нельзя не обратить внимание и на требование ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Таким образом, полученные нотариусом сведения о здоровье лица в дальнейшем не подлежат какой-либо огласке (приобретая режим нотариальной тайны), они имеют значение лишь для принятия нотариусом решения о совершении либо отказе в совершении того или иного нотариального действия. Полагаем, что п. 4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан может в связи с изложенным быть дополнен следующим пунктом: "По запросу нотариуса, осуществляющего нотариальные действия". Кроме того, такие изменения потребуют издания как минимум инструкции, в соответствии с которой и в определенном ею порядке будут передаваться соответствующие сведения лечебно-профилактическим учреждением. Эти изменения позволят, на наш взгляд, более эффективно реализовывать принадлежащие нотариусу права и исполнять возложенные на него обязанности. При этой формулировке появляются правовые основания для формирования нового канала коммуникации, позволяющего осуществлять эффективное взаимодействие между нотариусом и должностными лицами медицинских учреждений.

------------------------------------------------------------------

Название документа