Новое в законодательстве о туристской деятельности в России
(Зыкова И. В.) ("Туризм: право и экономика", 2007, N 4) Текст документаНОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
И. В. ЗЫКОВА
Зыкова И. В., юрисконсульт Муниципалитета внутригородского муниципального образования Некрасовка в городе Москве, доцент кафедры гражданского права и процесса Национального института бизнеса, кандидат юридических наук.
1 июня этого года вступили в силу кардинальные изменения в сфере правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. Названные изменения были введены подписанным 5 февраля этого года Президентом Российской Федерации Федеральным законом N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 9 февраля 2007 г.
Данный Закон был одним из наиболее дискуссионных за последнее время. В период его принятия лицами, оказывающими услуги в сфере туризма, по всей стране проводились митинги против его принятия. Положения названного нормативного акта вызвали значительное количество совершенно противоположных точек зрения. Отношение к внесенным изменениям неоднозначно. Так, некоторые лица полагают, что внесенные изменения позволят в большей степени защитить интересы туристов, так как после вступления в силу Закона турист, пострадавший от умышленных или неумышленных действий туроператора, непременно получит компенсацию <2>, а "каждая турфирма будет понятна" <3>. -------------------------------- <2> Ростуризм и представители турбизнеса обсудили Закон о фингарантиях // http://www. travel. ru/news/2007/01/29/105791.php. <3> Спикер Госдумы: каждая турфирма станет "понятной" после принятия Закона о фингарантиях // http://www. regnum. ru/news/767176.php.
По мнению доктора экономических наук, профессора Григория Артуновича Ахинова, после вступления в силу внесенных изменений на рынке туристических услуг "останутся только самые сильные игроки: бедным и слабым придется либо закончить туристскую деятельность, либо присоединиться к агентским сетям крупных, скорее всего, столичных туроператоров" <4>. Депутат Государственной Думы Российской Федерации Владимир Рыжков полагает, что "данный законопроект воздвигнет дополнительные барьеры для региональных турфирм, организующих эксклюзивные туры для небольших групп иностранцев (рыбалка на сибирских реках, прогулки по тайге и пр.), что еще больше сократит число иностранных туристов. Кроме того, резко сократится число мелких туроператоров. Они либо разорятся, либо уйдут в тень. Этот законопроект интересен лишь крупным туристическим компаниям, которым выгодно свертывание рынка туристических услуг" <5>. -------------------------------- <4> Ростуризм и представители турбизнеса обсудили Закон о фингарантиях // http://www. travel. ru/news/2007/01/29/105791.php. <5> Закон о туристической деятельности приведет к снижению числа интуристов // http://www. regnum. ru/news/767576.php.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба России дала официальное отрицательное заключение на данный законопроект, так как он неминуемо ведет к монополизации рынка туристических услуг. Против законопроекта также выступали мэр Москвы Юрий Лужков, губернаторы Калининградской области и Краснодарского края Георгий Боос и Александр Ткачев, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, главы туристских регионов <6>. -------------------------------- <6> Закон о туристической деятельности приведет к снижению числа интуристов // http://www. regnum. ru/news/767576.php.
Некоторые политики и экономисты утверждают, что введение финансового обеспечения туроператорской деятельности приведет к увеличению стоимости туристических путевок в среднем на 8 - 9%, при этом рост цен на путевки обусловлен включением в их стоимость затрат на обеспечение финансовых гарантий <7>. -------------------------------- <7> Закон о туристической деятельности приведет к снижению числа интуристов // http://www. regnum. ru/news/767576.php.
Рассмотрим более подробно внесенные изменения. Кардинальному изменению подверглись требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим туроператорскую деятельность. Так, в соответствии с внесенными изменениями, для занятия туроператорской деятельностью необходимо наличие статуса юридического лица и финансового обеспечения. Таким образом, законодатель запретил осуществление туроператорской деятельности основным субъектам малого предпринимательства - индивидуальным предпринимателям. Вторым основным условием, помимо статуса юридического лица, для легального осуществления туроператорской деятельности на территории Российской Федерации является обязательное наличие финансового обеспечения - договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Обязательное наличие финансового обеспечения установлено не только для российских туроператоров, но и для иностранных. Вместе с тем законодателем предусмотрен ряд исключений из данного правила. Так, финансовое обеспечение не требуется для: - организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд; - государственных и муниципальных унитарных предприятий <8>, а также государственных и муниципальных учреждений <9>, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач. -------------------------------- <8> Унитарным предприятием является организация, цель деятельности которой - извлечение прибыли, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. При этом имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. См.: § 4 гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. <9> Учреждением является юридическое лицо, созданное собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое им полностью или частично. См.: ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Следует подчеркнуть, что не любое государственное или муниципальное унитарное предприятие или учреждение освобождаются от необходимости приобретения финансового обеспечения для осуществления туроператорской деятельности, а лишь то, которое занимается указанным видом деятельности на территории Российской Федерации по установленным государством ценам и в целях решения социальных задач. Также одной из новелл в сфере правового регулирования туристской деятельности является введение финансового обеспечения. Общие положения о финансовом обеспечении регулируются гл. VII.1 "Финансовое обеспечение" новой редакции Закона. Целью введения финансового обеспечения туроператорской деятельности является обеспечение надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. Именно финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта: - возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта; - выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания. Важно подчеркнуть, что в состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта. Немало споров вызвал и размер финансового обеспечения. Так, по словам Евгения Федорова, "размер гарантий в 10 миллионов рублей для въездного туризма был увязан с реформой миграционного законодательства, и он создает барьер на пути фирм, которые под видом въездного туризма обеспечивают приток нелегальных трудовых мигрантов в Россию..." <10>. По мнению же Владимира Рыжкова, "для многих региональных туроператоров выплата в год около 1% страховой премии (100 тысяч рублей) чрезмерна..." <11>. -------------------------------- <10> Законопроект о фингарантиях для туроператоров возвращается ко второму чтению // http://www. regnum. ru/news/756087.php. <11> Законопроект о фингарантиях для туроператоров возвращается ко второму чтению // http://www. regnum. ru/news/756087.php.
Тем не менее в соответствии с принятыми изменениями размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и с 1 июня 2008 г. не может быть менее: 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма. С 1 июня 2007 г. до 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения туроператорской деятельности в сфере международного или международного и внутреннего туризма составляет 5 миллионов рублей, а для туроператорской деятельности в сфере внутреннего туризма - 500 тысяч рублей. Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, но при этом не может быть менее одного года. Кроме того, финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения. Заключенный на новый срок договор страхования ответственности туроператора или выданная на новый срок банковская гарантия вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия договора страхования ответственности туроператора либо банковской гарантии, при условии оплаты туроператором стоимости финансового обеспечения в сроки, предусмотренные договором страхования ответственности туроператора или соглашением о выдаче банковской гарантии. Само же требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии может быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику или гаранту по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения. Сведения о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый срок представляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения. Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора. При этом существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Сам закон к существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относит: - неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику, входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению; - наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта. Важно подчеркнуть, что выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Требование же о выплате возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлено туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно по собственному усмотрению. Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии определен ст. 17.5 Закона. Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта и наличии оснований для выплаты страхового возмещения либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист и (или) иной заказчик или его законный представитель вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить соответствующее письменное требование непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение. При этом в названном требовании должны быть указаны: - фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком); - дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора; - номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения; - наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение; - наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени); - информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта; - ссылка на обстоятельства, предусмотренные законом и послужившие причиной обращения к страховщику или гаранту; - размер денежных средств, подлежащих уплате в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации; - в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, - реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба. Кроме того, к данному требованию должны быть приложены следующие документы: - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов); - копия договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала); - документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта. К требованию туриста и (или) иного заказчика к гаранту прикладываются также копия документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, и (или) копия судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба по иску. Вместе с тем не подлежат возмещению страховщиком или гарантом расходы, произведенные туристом и не обусловленные требованиями к качеству туристского продукта, обычно предъявляемыми к туристскому продукту такого рода. Срок для предъявления письменного требования определен периодом действия финансового обеспечения, а срок для удовлетворения данного требования - не более тридцати календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов. Вместе с тем возможна ситуация, когда с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику или гаранту обратились одновременно более одного туриста и (или) иного заказчика и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения. В данном случае Закон установил, что удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях, к сумме финансового обеспечения. Кроме того, на туроператора возложена обязанность не позднее тридцати календарных дней со дня выплаты представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма документ, подтверждающий увеличение размера финансового обеспечения до размеров, предусмотренных Законом. В случае непредставления данного документа сведения о туроператоре исключаются из реестра туроператоров не позднее тридцати календарных дней со дня, следующего за днем, когда истек срок представления туроператором указанного документа. Статьей 4.1 новой редакции Закона предусмотрено создание и ведение специального реестра, в котором должна содержаться информация о всех туроператорах, имеющих финансовое обеспечение. К сведениям, которые должны содержаться в указанном реестре, относятся: - полное и сокращенное наименование туроператора на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке. Важно подчеркнуть, что наименование юридического лица должно включать в себя указание на организационно-правовую форму, в которой оно создано <12>; -------------------------------- <12> См.: п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. Правовое регулирование использования наименований юридического лица в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конвенцией по охране промышленной собственности. Париж, 20 марта 1883 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 40; частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; Положением "О фирме", утвержденным Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395.
- адрес (место нахождения) и почтовый адрес. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности <13>. Почтовым адресом лица является адрес, по которому возможно осуществление почтовой связи с ним. Устанавливая данное положение, законодатель предусматривает возможность того, что адрес места нахождения организации может не совпадать с почтовым адресом, что противоречит положениям отечественного гражданского законодательства; -------------------------------- <13> П. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
- сведения об учредителях туроператора. Указанный подпункт не раскрывает, какие именно сведения об учредителях туроператора должны быть представлены. Вероятнее всего, Правительством Российской Федерации будут разработаны формы заявлений для внесения сведений в реестр туроператоров, имеющих финансовое обеспечение, в которых эти сведения будут отражены; - серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в Единый государственный реестр юридических лиц; - серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика; - фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность; - размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение; - сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм); - адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность. Выполнение обязанности по ведению реестра туроператоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма <14>. -------------------------------- <14> В настоящий момент федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму. См.: Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 47. Ст. 4635.
Для внесения указанных сведений туроператору необходимо обратиться с соответствующим заявлением в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. Названное заявление должно быть составлено в письменной форме и удостоверено подписью уполномоченного представителя туроператора <15>. Лицо, подписавшее заявление, должно также указать реквизиты документа, удостоверяющего личность <16>. Помимо этого, для подтверждения достоверности сведений, содержащихся в заявлении о внесении в реестр туроператоров, в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма необходимо представить подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии документов, на основании которых составлено заявление. К таковым можно отнести: -------------------------------- <15> Как правило, уполномоченным представителем выступает руководитель организации, однако учредительными документами туроператора или на основании доверенности данные полномочия могут быть переданы и иному лицу (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301). <16> К основным документам, удостоверяющим личность, относятся паспорт гражданина РФ (соответственно, для граждан Российской Федерации), паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, разрешение на временное проживание, вид на жительство.
- учредительные документы (в них содержатся сведения о видах осуществляемой деятельности, данные об учредителях, полное и сокращенное наименование, информация о структурных подразделениях организации); - свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; - свидетельство о постановке туроператора на налоговый учет; - приказ (протокол, решение) о назначении руководителя организации; - документ, подтверждающий наличие финансового обеспечения (банковская гарантия либо договор страхования ответственности); - документы, удостоверяющие личность и полномочия заявителя. Внесение сведений в реестр по своей сущности представляет собой государственную регистрацию, решение о совершении которой либо об отказе в ее совершении должно быть принято федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в течение пяти дней с даты подачи соответствующего заявления и представления всех необходимых документов. Важно подчеркнуть, что раз в законе не указано исчисление данного срока в рабочих днях, то срок исчисляется в календарных. Принятое федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма решение оформляется соответствующим актом - либо решением об отказе во внесении сведений в реестр, либо решением о внесении в реестр с указанием номера регистрационной записи. Важным указанием законодателя является отсутствие взимания платы за внесение в реестр необходимых сведений. В случае изменения внесенных в реестр сведений туроператор обязан не позднее десяти дней со дня изменения данных сведений письменно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, представив также документы, подтверждающие внесенные изменения. Следует отметить, что законом не определен порядок представления сведений для внесения в реестр. Таким образом, видится возможным как представлять их непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, так и направлять по почте. При принятии федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма решения об отказе во внесении сведений о туроператоре в реестр названное решение должно быть мотивировано. Копия такого решения (заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма) направляется туроператору с обязательным уведомлением о ее вручении либо вручается уполномоченному представителю туроператора с отметкой о получении. При этом данное решение должно быть направлено туроператору не позднее следующего с даты принятия решения дня. Основаниями же отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр могут служить только два обстоятельства: - представление недостоверных сведений о туроператоре; - несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным законом. На федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма возложена обязанность по предоставлению информации о туроператорах. Данная обязанность обеспечивается посредством публикации не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также путем размещения на своем сайте в сети Интернет определенных сведений о туроператоре, содержащихся в реестре. К таковым сведениям относятся: - полное и сокращенное наименование туроператора; - адрес (место нахождения) и почтовый адрес; - идентификационный номер налогоплательщика; - размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; - адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность. В случае изменения перечисленных сведений такие сведения должны быть размещены на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере туризма в сети Интернет не позднее трех рабочих дней с даты их получения. Иные же сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, могут быть представлены только по письменным запросам органов государственной власти и местного самоуправления. Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма определяются форма и порядок выдачи соответствующего свидетельства, подтверждающего факт внесения сведений о туроператоре в реестр. Законом туроператору предоставлено право (а не обязанность!) на получение названного свидетельства. В качестве оснований для исключения сведений о туроператоре из реестра и сроков такого исключения Закон устанавливает: - ликвидацию туроператора - со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <17> в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации в соответствии с указанным Федеральным законом решения о предстоящем исключении туроператора из Единого государственного реестра юридических лиц; -------------------------------- <17> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
- прекращение деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования, - со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о завершении в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <18> реорганизации туроператора; -------------------------------- <18> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
- непредставление туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок - со дня, следующего за днем истечения установленного Законом срока представления сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра также должно быть мотивировано и оформлено соответствующим актом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Заверенная должностным лицом федерального органа исполнительной власти в сфере туризма копия названного решения не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку лицу, уполномоченному представлять туроператора. Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра вступает в силу со дня его принятия. Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее трех дней со дня принятия указанного решения размещает его на своем сайте в сети Интернет <19>. -------------------------------- <19> Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации // www. russiatourism. ru.
Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра может быть обжаловано в суд. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, судебной инстанцией, полномочной рассматривать данный спор, является арбитражный суд <20>. -------------------------------- <20> См.: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3012.
Помимо приведенных выше изменений, названным Законом конкретизированы обязанности туроператоров и турагентов в области обеспечения безопасности туризма при реализации туристского продукта, изменены и уточнены некоторые основные понятия, используемые в данном законодательном акте, введены новые, такие, как: - туризм международный, под которым понимается туризм выездной и (или) въездной и который характеризуется наличием международного элемента: либо территория осуществления туризма находится за пределами Российской Федерации, либо турист-путешественник не является лицом, постоянно проживающим на территории России; - заказчик туристского продукта. Для признания субъекта заказчиком туристского продукта в соответствии с названным Законом он обязательно должен заказать туристский продукт. Вместе с тем Законом не раскрыто, какие именно действия входят в "заказывание" туристского продукта. Если обратиться к толковому словарю Владимира Даля <21>, то представляется возможным предположить, что в данном контексте законодатель имел в виду поручение сформировать туристский продукт для конкретного лица. Названным лицом вправе выступать как сам турист, так и иное лицо, действующее от его имени. Таким образом, законодательством установлена возможность представления интересов туриста при поручении сформировать туристский продукт. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает два основания возникновения такого представительства - законное и основанное на доверенности. Так, представительство в силу закона устанавливается над несовершеннолетними (лицами, не достигшими 18-летнего возраста) и лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства <22>. Кроме того, само лицо вправе передать полномочия по представительству перед третьими лицами на основании соответствующего письменного документа - доверенности <23>. Так как законодатель не конкретизирует, какое именно лицо вправе выступать заказчиком туристского продукта, представляется возможным предположить, что заказчиком туристского продукта вправе выступать как физические лица (опекуны, иные законные представители либо уполномоченные на представительство доверенностью), так и юридические лица (например, работодатель); -------------------------------- <21> Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // www. rubricon. com. <22> См.: ст. 32 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; ч. 2 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16. <23> См.: ст. 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
- экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Экскурсовод (гид) должен иметь профессиональную подготовку (т. е. соответствующее образование). Таким образом, для осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания лицу, осуществляющему данную деятельность, необходимо иметь соответствующее образование (которое, представляется, должно быть подтверждено соответствующим документом, например дипломом). Видится очевидным необходимость создания прежде всего перечня требований к экскурсоводам (гидам), а также органа, осуществляющего проверку соответствия установленным требованиям лиц, претендующих на занятие данной деятельностью; - экскурсант - физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика. Таким образом, экскурсантом является физическое лицо, т. е. как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое посещает страну, не являющуюся его постоянным местом проживания. Цель данного посещения должна носить познавательный характер и срок пребывания не должен превышать 24 часа, а также без ночевки. Кроме того, обязательным условием признания лица экскурсантом является использование им услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика; - гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, гид-переводчик, так же как и экскурсовод (гид), должен иметь профессиональную подготовку (т. е. соответствующий диплом либо свидетельство и т. п.), кроме того, должен свободно владеть иностранным языком, необходимым для осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в месте временного пребывания. Вместе с тем данное понятие не позволяет четко определить, какая именно профессиональная подготовка должна быть у гида-переводчика: по свободному владению языком либо по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа в месте временного пребывания? Или и того и другого? Исходя из определения экскурсовода (гида), представляется необходимым наличие как минимум профессиональной подготовки (т. е. соответствующего документа) гида-переводчика по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа в месте временного пребывания. Относительно свободного владения иностранным языком четко вопрос о подтверждении данных знаний и их проверки законодательно не урегулирован. Вместе с тем представляется возможным подтверждение свободного владения иностранным языком предоставлением соответствующего документа (диплома, свидетельства, аттестата и т. п.); - инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов. Таким образом, инструктор-проводник должен иметь профессиональную подготовку (правда, законом четко не указано, какую именно), сопровождать туристов, обеспечивая при этом их безопасность при прохождении туристских маршрутов. Вместе с тем законодатель не раскрывает, что же относится к туристским маршрутам, а ведь это является необходимым критерием при определении необходимости в деятельности инструктора-проводника. По общему правилу под туристским маршрутом понимается путь следования туристов, включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т. п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях. При этом туристские маршруты разрабатываются туристскими учреждениями и организациями или самими туристами. По направлению движения различают туристские маршруты линейные, кольцевые, радиальные и другие; по способу передвижения - пешие, велосипедные, автомобильные, водные и другие; по времени действия - круглогодичные, сезонные, разовые; по форме организации - групповые и индивидуальные. Туристские маршруты подразделяют также на плановые (по путевкам туристских организаций) и самодеятельные. При этом именно плановые маршруты проходят по специально подготовленным и оборудованным трассам, на которых туристы обеспечиваются экскурсионными и иными услугами (туристские базы, кемпинги и др.). Самодеятельные туристские маршруты (выходного дня, многодневные, спортивные) намечаются и организуются, как правило, с помощью туристских клубов, станций, секций коллективов физкультуры <24>; -------------------------------- <24> http://www. rubricon. com
- формирование туристского продукта представляет собой определенную деятельность, т. е. совокупность определенных действий по заключению и исполнению договоров, составляющих туристский продукт. Заключение договора представляет собой завершающую стадию оформления соглашения между договаривающимися сторонами, подписание документов и совершение других необходимых формальностей, после чего возникают взаимные права и обязанности обеих сторон, участвующих в соглашении. При этом порядок и условия заключения договоров регулируются гл. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации <25>. Заключенный договор является обязательным для исполнения сторонами. Отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом <26> либо договором. Обязательным субъектом деятельности по формированию туристского продукта является туроператор, а иными субъектами выступают его контрагенты, которыми могут быть перевозчики, экскурсоводы, гиды-переводчики и прочие лица, причем как физические, так и юридические; -------------------------------- <25> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <26> См., например: ст. 102 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. С. 4190.
- реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Субъектами отношений по реализации туристского продукта выступают две стороны: с одной стороны, лица, предлагающие (или продающие) туристский продукт, к которым относятся туроператоры или турагенты, и также иные лица, оказывающие услуги туристам, а с другой - лица, приобретающие данный туристский продукт, т. е. туристы или иные заказчики туристского продукта. Таким образом, с одной стороны данных отношений выступают предприниматели, а с другой - физические лица - потребители, что в некоторой степени лишает равенства субъекты этих отношений. В связи с этим, чтобы уравнять менее защищенную сторону - потребителя-туриста, законодателем установлено обязательное условие для реализации туристского продукта - это наличие соответствующего договора, а также распространение на данные отношения положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" <27>. -------------------------------- <27> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 766.
Еще одним новым положением является законодательное закрепление существенных условий договора о продвижении и реализации туристского договора, сторонами которого являются туроператор и турагент. Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются от имени и по поручению туроператора либо от своего имени (если это предусмотрено названным договором). Таким образом, указанный договор имеет черты агентского договора <28>. -------------------------------- <28> См.: ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
Обязательными (существенными) условиями договора о продвижении и реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и турагентом, являются: - условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; - полномочия турагента на совершение сделок с заказчиками туристского продукта от имени туроператора; - условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом договоров на продвижение и реализацию туристского продукта с другими турагентами (субагентский договор); - порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий заказчиков по договору о реализации туристского продукта; - условие, предусматривающее возможность осуществления выплат заказчикам туристского продукта страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между заказчиком и турагентом; - взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед заказчиком туристского продукта за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Таким образом, на законодательном уровне осуществляется регулирование отношений между туроператором и турагентом о продвижении и реализации туристского продукта. Одним из существенных нововведений является и изменение перечня существенных обстоятельств, наступление которых может послужить поводом для изменения или расторжения договора на реализацию туристского продукта, заключенного между туроператором (турагентом) и туристом (заказчиком туристского продукта). Так, новым основанием в данном случае является невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Кроме того, из данного перечня исключены такие обстоятельства, как: - недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось; - введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; - резкое изменение курса национальных валют. Представляется очевидным, что изменение данных обстоятельств в большей степени защищает интересы туристов (заказчиков туристского продукта), урезая в некоторой степени интересы туроператоров (турагентов). Таким образом, в настоящей статье были отражены основные изменения Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". К сожалению, уже сейчас видны некоторые недоработки и неточности в новой редакции данного законодательного акта. Вместе с тем будут ли принятые изменения позитивными, приведут ли они к положительному результату и дальнейшему прогрессивному развитию туризма в России, покажет только время. Остается надеяться, что принятые в соответствии с названным Законом подзаконные акты будут способствовать дальнейшему развитию туристской индустрии.
------------------------------------------------------------------
Название документа