История, состояние и перспективы кодификации медицинского законодательства России

(Чашин А. Н.) ("Медицинское право", 2007, N 1) Текст документа

ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОДИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

А. Н. ЧАШИН

Чашин А. Н., заместитель председателя президиума Первой Магаданской областной коллегии адвокатов.

Настоящая статья посвящена истории кодификации российского законодательства в области медицины, обзору ее современного состояния и перспективам создания общероссийского медицинского кодекса. До 1721 г. медицинские правоотношения на Руси регламентировались нормами, содержащимися в различных сводных нормативно-правовых актах: "Русской правде", Церковном уставе Владимира Святославича (конец X в.), а Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы содержали отдельные главы, посвященные медицине. 14 августа 1721 г. Петром I был издан Указ "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям". Названный Указ фактически впервые в истории отечественного права кодифицировал значительную часть медицинского законодательства и урегулировал большой комплекс общественных отношений, среди которых общие правила организации аптек и контроль за ними, функционирование госпиталей, регламентация права на занятие медицинской деятельностью <1>. -------------------------------- <1> Сальников В. П., Стеценко С. Г. Законодательная регламентация медицинской деятельности в России во время правления Петра I // Правоведение. 2001. N 4. С. 219 - 230.

1857 г. ознаменовался принятием Врачебного устава, состоящего из трех книг: I. Учреждения врачебные, II. Устав Медицинской полиции, III. Устав Судебной медицины. Названный нормативно-правовой акт охватывал практически все общественные отношения в области медицины, его нормы способствовали единому пониманию организации надзора за врачебной и аптечной деятельностью, проведения судебно-медицинских исследований, управления медицинской деятельностью. Наличие Врачебного устава 1857 г. является ярким положительным примером возможности успешной кодификации медицинского законодательства, которая в настоящее время в РФ отсутствует. В результате революционных событий 1917 г. Врачебный устав перестал действовать, и за весь период существования Советского государства на территории нашей страны кодификационный нормативно-правовой акт подобного уровня в области медицины принят не был. В 1924 г. появился Декрет (Положение) ВЦИК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников", который вплоть до 1970 г. был в нашей стране "основным законодательным актом, определяющим, кто имеет право на получение звания врача, какие права и обязанности имеют советские врачи и как они отвечают за допущенные ими профессиональные упущения" <2>. -------------------------------- <2> Громов А. П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. М., 1976. С. 15.

19 декабря 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, которые стали обобщающим нормативно-правовым актом, содержащим переработанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, действовавшие ранее в области здравоохранения. На уровне России единственным кодификационным нормативно-правовым актом в области медицины вплоть до распада Советского государства стал Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. "О здравоохранении". В 1993 г. Основы законодательства СССР о здравоохранении были заменены на Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <3>. -------------------------------- <3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

О необходимости дальнейшей кодификации медицинского законодательства настойчиво заявляют специалисты в этой области <4>. Продолжение работы по кодификации медицинского законодательства обусловлено наличием противоречий и повторений нормативного материала, содержащегося в различных действующих правовых актах. -------------------------------- <4> Шишков С. Будет ли в России Медицинский кодекс? // Российская юстиция. 1997. N 1. С. 37 - 39; Клык Н., Соловьев В. Медицинский кодекс России: каким ему быть? // Советская юстиция. 1997. N 9. С. 20 - 22; Стеценко С. Г. Медицинское право. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2004. С. 115; Чичикалов А. В., Тихомиров А. В. Здоровье как защищаемое законом благо // Медицина и право. М., 1999. С. 55; Квернадзе Р. А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. 2001. N 8. С. 104.

Так, например, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" <5> почти дословно воспроизведена в тексте ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" <6> и ст. 22 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <7>. Названные статьи устанавливают перечень мер социальной поддержки для медицинских работников, привлеченных к борьбе с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. Среди таких гарантий названы: право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в опасных для здоровья и тяжелых услои своих пациентов в предоставлении информации об их здоровье по причине отклонений их психического состояния, а пациентам дает право обжаловать данный отказ в соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В процессе дальнейшей кодификационной работы подобные противоречия подлежат устранению. В целом процесс кодификации законодательства в области медицины имеет солидную историю и знает примеры полных и эффективных нормативно-правовых актов. В настоящее время в этой области положено лишь начало кодификационной работы, которая должна быть продолжена с перспективой на принятие общероссийского медицинского кодекса. Медицинский кодекс РФ должен стать общемедицинским законом, устранить наличие правовых коллизий, вобрать в себя прогрессивные положения медико-отраслевого законодательства, уменьшив тем самым излишний объем необоснованно дублированного нормативного материала.

------------------------------------------------------------------

Название документа