Международный комитет по контролю над наркотиками и его доклады

(Федоров А. В.) ("Наркоконтроль", 2006, N 4) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ И ЕГО ДОКЛАДЫ <1>

А. В. ФЕДОРОВ

-------------------------------- <1> При подготовке публикации использованы доклады Международного комитета по контролю над наркотиками.

Федоров А. В., кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, г. Москва.

Международный комитет по контролю над наркотиками (International Narcotics Control Board) (далее - МККН) является независимым квазисудебным контрольным органом, созданным на договорной основе для мониторинга выполнения международных договоров о контроле над наркотиками, каковыми в настоящее время являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. <2> (далее - Конвенция 1961 г.), Конвенция о психотропных веществах 1971 г. <3> (далее - Конвенция 1971 г.) и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. <4> (далее - Конвенция 1988 г.). -------------------------------- <2> По состоянию на 1 ноября 2005 г. сторонами Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. являлись 183 государства, 180 из которых стали участниками этой Конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года. Участниками Конвенции еще не стали девять государств: в Африке - Экваториальная Гвинея; в Азии - Корейская Народно-Демократическая Республика и Тимор-Лешти; в Европе - Андорра; в Океании - Вануату, Кирибати, Науру, Самоа и Тувалу. Конвенция подписана СССР 31 июля 1961 г. с оговоркой: "Правительство Союза Советских Социалистических Республик будет считать для себя необязательными положения пунктов 2 и 3 статьи 12, пункта 2 статьи 13, пунктов 1 и 2 статьи 14 и подпункта 1 "б" статьи 31 Единой конвенции о наркотических средствах применительно к государствам, лишенным возможности стать участниками Единой конвенции на основании процедуры, предусмотренной статьей 40 этой Конвенции". Единая конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. N 1984-VI "О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" с заявлением: "Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым обратить внимание на дискриминационный характер пункта 1 статьи 40 Единой конвенции о наркотических средствах, согласно которому некоторые государства лишены возможности стать участниками этой Конвенции. Единая конвенция затрагивает вопросы, представляющие интерес для всех государств, и преследует цель привлечения усилий всех стран к борьбе с социальным злом - злоупотреблением наркотиками. Поэтому Конвенция должна быть открыта для всех стран. В соответствии с принципом суверенного равенства государств никакие государства не имеют права отстранять другие страны от участия в подобного рода Конвенции". См.: Ведомости ВС СССР. 1963. N 52. Ст. 546. Российская Федерация присоединилась к Протоколу 1972 г. Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 172-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года". См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4554. <3> По состоянию на 1 ноября 2005 г. сторонами Конвенции о психотропных веществах 1971 г. являлись 179 государств. Участниками Конвенции еще не стали 13 государств: в Африке - Либерия и Экваториальная Гвинея; в Америке - Гаити; в Азии - Корейская Народно-Демократическая Республика, Непал и Тимор-Лешти; в Европе - Андорра; в Океании - Вануату, Кирибати, Науру, Самоа, Соломоновы Острова и Тувалу. Конвенция подписана от имени Правительства СССР 30 декабря 1971 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1978 г. N 8282-IX "О ратификации Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года" со следующими сделанными при подписании оговорками: "Союз Советских Социалистических Республик будет считать для себя необязательными положения пунктов 1 и 2 статьи 19 Конвенции о психотропных веществах 1971 года применительно к государствам, лишенным возможности стать участниками Конвенции на основании процедуры, предусмотренной в статье 25 этой Конвенции. Союз Советских Социалистических Республик не считает для себя обязательными положения статьи 31 Конвенции относительно передачи в Международный Суд спора о толковании или применении Конвенции по просьбе любой из сторон в споре и заявляет, что для передачи такого спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех сторон, участвующих в споре." и заявлениями: "Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что положения статьи 25 Конвенции о психотропных веществах, согласно которым ряд государств лишается возможности стать участником этой Конвенции, носят дискриминационный характер, и считает, что Конвенция в соответствии с принципом суверенного равенства государств должна быть открыта для участия всех заинтересованных государств без какой-либо дискриминации или ограничения. Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым заявить, что положения статьи 27 Конвенции противоречат Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о предоставлении независимости колониальным странам и народам, провозгласившей необходимость "незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях" (Резолюция 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года)" // Ведомости ВС СССР. 1978. N 44. Ст. 717. <4> По состоянию на 1 ноября 2004 г. участниками Конвенции 1988 г. являлись 177 государств, а также Европейское сообщество. Участниками Конвенции еще не стали 16 государств: в Африке - Габон, Намибия, Сомали и Экваториальная Гвинея; в Азии - Корейская Народно-Демократическая Республика и Тимор-Лешти; в Европе - Лихтенштейн, Святейший Престол; в Океании - Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу. Конвенция ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. N 1711-1 "О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ". См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 42. Ст. 842.

МККН создан 2 марта 1968 г. в соответствии с Конвенцией 1961 г. путем преобразования в единый орган учрежденных еще Лигой Наций Постоянного центрального комитета по наркотическим средствам (Permanent Central Narcotics Control Board), образованного в 1925 г. <5>, и Контрольного органа по наркотическим средствам (Drug Supervisory Body), образованного в 1931 г., продолжавших функционировать в системе ООН, взявшей на себя в 1946 г. осуществлявшиеся Лигой Наций функции и обязанности по контролю над наркотиками, и является преемником этих органов. -------------------------------- <5> Первым контрольным международным органом по контролю над оборотом наркотиков был Совещательный комитет по торговле опиумом и другими опасными лекарственными веществами, учрежденный в 1920 г. Ассамблеей Лиги Наций.

Статьей 9 Конвенции 1961 г. установлено, что МККН состоит из 13 членов <6>, избираемых Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) и выступающих в личном качестве, а не в качестве представителей правительств. Три члена МККН, имеющие медицинский, фармакологический или фармацевтический опыт, избираются из списка лиц, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а 10 членов избираются из списка кандидатов, рекомендованных правительствами, с учетом принципов справедливого географического представительства и соотношения лиц, обладающих знанием положения с наркотическими средствами как в производящих и изготовляющих, так и в потребляющих наркотики <7> странах. -------------------------------- <6> Члены МККН состоят в должности в течение пяти лет и могут быть переизбраны. <7> Здесь и далее термин "наркотики" используется для обозначения наркотических средств и психотропных веществ.

Членами МККН избираются лица, которые в силу своей компетентности, объективности и беспристрастности пользуются общим доверием. Члены МККН, пока они состоят в этой должности, не могут заниматься какой-либо деятельностью, которая могла бы повредить их беспристрастности при выполнении ими функций членов МККН. ЭКОСОС в консультации с МККН принимает все необходимые меры для обеспечения полной технической независимости МККН при выполнении им своих функций. МККН имеет секретариат, который помогает ему в выполнении его функций, связанных с соблюдением договоров. Секретариат МККН является административным подразделением Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) <8>, однако по основным вопросам подотчетен исключительно МККН. МККН тесно сотрудничает с УНП ООН, а также с другими международными органами, занимающимися вопросами контроля над наркотиками, включая помимо ЭКОСОС и его Комиссию по наркотическим средствам (КНС) <9>, соответствующие специализированные учреждения ООН, в частности ВОЗ. Он сотрудничает также с органами, не входящими в систему ООН, особенно с Международной организацией уголовной полиции (МОУП/Интерпол) и Советом таможенного сотрудничества (СТС), известного также как Всемирная таможенная организация (ВТО). -------------------------------- <8> Секретариат МККН административно включен в состав УНП ООН в декабре 1990 г. <9> КНС была создана ЭКОСОС в феврале 1946 г. в качестве директивного органа системы ООН по вопросам международного контроля над наркотическими средствами. КНС изучает положение с наркотиками в мире и оказывает помощь ЭКОСОС в контроле и осуществлении соответствующих международных конвенций и в подготовке новых документов для усиления международного контроля над наркотиками.

Обязанность МККН заключается в том, чтобы контролировать и стимулировать соблюдение правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками и оказывать помощь в реализации их усилий по выполнению своих обязательств согласно этим договорам. Функции МККН закреплены в Конвенциях 1961 г., 1971 г. и 1988 г. В соответствии с этими договорами о контроле над наркотиками функции МККН заключаются в принятии совместно с правительствами мер, направленных на ограничение культивирования, производства, изготовления и использования наркотических средств и психотропных веществ количествами, необходимыми для медицинских и научных целей; в обеспечении наличия определенного количества упомянутых средств и веществ для использования в законных целях и в предотвращении незаконных культивирования, производства, изготовления, незаконного оборота <10> и использования таких средств и веществ. Кроме того, после вступления в силу Конвенции 1988 г. на МККН возложены особые обязанности по осуществлению контроля над веществами, которые наиболее часто используются при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, а также по оценке таких веществ с целью возможного изменения сферы контроля этой Конвенции. При этом МККН: -------------------------------- <10> Под незаконным оборотом в Конвенции 1961 г. понимается культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений этой Конвенции. В Конвенции 1971 г. под незаконным оборотом понимается изготовление психотропных веществ, или их сбыт, или приобретение в нарушение положений данной Конвенции. Конвенция 1988 г. определяет незаконный оборот как правонарушения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 3 этой Конвенции. Указанные определения, используемые в настоящей статье в соответствии с содержанием конкретных Конвенций, отличаются от понятия "незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", определяемого Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" как оборот (культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации.

а) в части законного изготовления наркотиков, торговли ими и их использования, в сотрудничестве с правительствами стремится обеспечить предложение наркотических средств для медицинских и научных целей в достаточных количествах и недопущение их утечки из законных источников в каналы незаконного оборота; следит за деятельностью государственных механизмов контроля над химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков, и оказывает правительствам помощь в предотвращении утечки этих химических веществ в сферу незаконного оборота; б) в части незаконного изготовления, оборота и использования наркотиков выявляет недостатки в национальных и международных системах контроля и содействует их устранению; несет ответственность за проведение оценки химических веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, с точки зрения возможного распространения на них международного контроля. При выполнении своих обязанностей МККН: 1) обеспечивает функционирование системы исчислений потребностей в наркотических средствах и добровольной системы оценки потребностей в психотропных веществах и осуществляет контроль за законной деятельностью, связанной с наркотическими средствами, с помощью системы статистических сведений с целью оказания правительствам помощи в достижении, в частности, баланса между предложением и спросом; 2) следит за принимаемыми правительствами мерами по предотвращению утечки веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, и оказывает им содействие, а также осуществляет оценку таких веществ с точки зрения возможного изменения сферы применения контроля над веществами, включенными в таблицы I и II Конвенции 1988 г.; 3) анализирует информацию, представляемую правительствами, органами системы Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями или другими компетентными международными организациями, с целью обеспечения надлежащего выполнения правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками и рекомендует необходимые меры для исправления положения; 4) поддерживает постоянный диалог с правительствами для оказания им помощи в выполнении своих обязательств в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками и с этой целью дает, в случае необходимости, рекомендации относительно оказания технической или финансовой помощи. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности с заинтересованными правительствами. МККН предписано запрашивать объяснения в случае явных нарушений договоров, предлагать правительствам, не в полном объеме применяющим положения договоров или испытывающим трудности в их применении, принимать соответствующие меры для исправления положения и, в случае необходимости, оказывать правительствам помощь в преодолении таких трудностей. Однако, если МККН считает, что меры, необходимые для исправления сложившейся серьезной ситуации, не приняты, он может обратить на это внимание соответствующих сторон, КНС и ЭКОСОС. МККН в соответствии с положениями договоров может рекомендовать сторонам прекратить импорт наркотических средств из страны, не выполняющей свои обязательства, или экспорт наркотических средств в такую страну либо прекратить импорт и экспорт таких средств. Специальные меры, которые МККН может применять в целях осуществления положений Конвенций, предусмотрены ст. 14 Конвенции 1961 г. и ст. 19 Конвенции 1971 г. При этом во всех случаях МККН действует в тесном сотрудничестве с правительствами. Все меры, принимаемые МККН в соответствии с Конвенциями 1961 г., 1971 г. и 1981 г., должны быть мерами, в наибольшей степени отвечающими целям содействия развитию сотрудничества между правительствами и МККН и обеспечению механизма постоянного диалога между правительствами и МККН, который будет способствовать проведению эффективных национальных мер, направленных на достижение целей указанных Конвенций. МККН оказывает помощь национальным органам в выполнении ими своих обязательств в соответствии с названными Конвенциями. С этой целью он участвует в подготовке и проведении региональных учебных семинаров и программ для руководящих работников учреждений по контролю над наркотиками. В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками (ст. 15 Конвенции 1961 г., ст. 18 Конвенции 1971 г. и ст. 23 Конвенции 1988 г.) МККН должен ежегодно представлять доклад о свой работе. В ежегодном докладе дается анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, с тем чтобы правительства равительствами с целью решения проблем злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Отдельно приводится информация о положении в области контроля над наркотиками в странах, в которые состоялись миссии или технические визиты МККН <11>. -------------------------------- <11> Материалы об итогах миссии МККН в Российскую Федерацию из доклада МККН за 2005 г. опубликованы в журнале "Наркоконтроль" N 1 за 2006 г.

В главе IV представлены основные рекомендации МККН в адрес правительств, УНП ООН, ВОЗ и других соответствующих международных и региональных организаций <12>: Интерпола, ВТО, Всемирного почтового союза (ВПС), Европейской комиссии, Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и др. -------------------------------- <12> Рекомендации правительствам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным и региональным организациям из доклада МККН за 2005 г. опубликованы в журнале "Наркоконтроль" N 2 за 2006 г.

Масштабы деятельности МККН постоянно расширяются в результате осуществления правительствами добровольных мер по ужесточению контроля над наркотиками (ст. 39 Конвенции 1961 г. и ст. 23 Конвенции 1971 г.); распространения сферы международного контроля на все большее число наркотических средств и психотропных веществ (так, количество веществ, контролируемых по Конвенции 1971 г., увеличилось с 32 в 1971 г. до 115 в 2001 г.); выполнения МККН дополнительных обязанностей, вытекающих из Конвенции 1988 г.; необходимости изучения на месте ситуаций, которые могут поставить под угрозу достижение целей международных договоров о контроле над наркотиками, и поддержания постоянного диалога с правительствами для содействия осуществлению мер, направленных на предупреждение незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.

------------------------------------------------------------------

Название документа