Проблемы правового регулирования договора возмездного оказания медицинских услуг
(Лебединец О. Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2006, N 3)
Текст документа
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
О. Н. ЛЕБЕДИНЕЦ
Лебединец О. Н., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса (Московский университет МВД России).
Относительно недавно (немногим более десяти лет назад) медицинские правоотношения вышли из разряда чисто административных и на данный момент регулируются в большей части гражданско-правовыми нормами. Этот факт имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Да и их правовое регулирование явно недостаточно, фрагментально, а порой и просто отсутствует, что приводит к тому, что, руководствуясь принципом диспозитивной направленности, лица совершают очевидно негативные деяния (к примеру, использование стволовых клеток, особенно неидентифицированных).
Основу нормативного регулирования договора возмездного оказания медицинских услуг составляет Гражданский кодекс РФ, в частности: правила о бытовом подряде (ст. ст. 730 - 739); общие положения о подряде (ст. ст. 702 - 729) - в части, не исключенной указанными правилами; правила договора купли-продажи о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. ст. 503 - 505). Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются основным кодифицированным актом в области регулирования в целом медицинских правоотношений, однако они носят преимущественно декларативный характер, определяя основные принципы охраны здоровья граждан, порядок организации охраны, права граждан в области охраны здоровья. Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует правоотношения между потребителем и исполнителем в части, не урегулированной ГК РФ, в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг (ст. ст. 1 - 17, 27 - 39). Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в России. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению. Основываясь на ст. 779 ГК, по договору возмездного оказания медицинских услуг исполнитель (медицинская организация) обязуется по заданию заказчика (пациента) оказать медицинские услуги, а заказчик обязуется оплатить их.
По юридической характеристике данный договор является консенсуальным, возмездным, синаллагматическим. К этим характеристикам необходимо было бы отнести еще одну - публичность договора, однако, руководствуясь нормой статьи 426 ГК РФ, публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Однако исполнителем по данному договору по общему правилу являются некоммерческие организации. Потому в силу прямого указания закона публичным данный договор быть не может, что, конечно же, неверно, поскольку тем самым нарушаются права пациента на охрану здоровья.
Медицинскими признаются услуги, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, которым считается (согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения) состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека является неотъемлемым наиважнейшим нематериальным благом и принадлежит ему от момента рождения и до смерти.
Предметом договора возмездного оказания медицинских услуг может быть профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь (п. 2 Правил предоставления платных медицинских услуг). Таким образом, перечень услуг, являющихся по своему характеру медицинскими, определен как исчерпывающий.
Практически значимым и важным является тот факт, что вышеобозначенные услуги могут предоставляться на возмездной основе дополнительно к гарантированному Конституцией РФ объему бесплатной медицинской помощи.
Участниками правоотношений по возмездному оказанию медицинских услуг являются пациент, с одной стороны, и медицинская организация - с другой.
Услугодателями могут быть (п. 1 Правил предоставления платных медицинских услуг) лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Лица, обращающиеся за заключением договора, имеют статус потребителя. Потребителем, в свою очередь, признается гражданин, который намерен приобрести или заказать товары, работы, услуги либо приобретает и использует товар, заказывает выполнение работы или пользуется услугами исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей"). Исходя из этого, гражданин, интересующийся условиями договора или иной информацией, независимо от того, был договор заключен или нет, является потребителем (о чем, к сожалению, медицинские организации в большинстве случаев не задумываются).
Условия договора о сроке, цене являются обычными и определяются и могут быть определены (если иное не оговорено сторонами) исходя из правил ст. 314, ст. 424 соответственно. Однако согласно п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, а предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (п. 11).
Что касается качества медицинской услуги, вопрос о признании ее существенным условием окончательно не решен, и на данный момент это условие является обычным. Безусловно, определение качественности любой услуги представляется весьма сложным и во многом субъективно оценивается, а определить качество медицинской услуги вдвойне сложнее. Качество медицинской услуги неразрывно связано с личностью непосредственного услугодателя (врача) и напрямую зависит от уровня его профессионализма, знаний врача, навыков и квалификации. Именно потому, что "в руках" медицинских работников находятся самые важные и самые хрупкие нематериальные блага, в отношении их квалификации установлены столь жесткие требования к образованию, обязательной сертификации, лицензированию и др. Однако не только вышеобозначенный субъективный фактор оказывается определяющим, не менее значим и фактор объективности, как-то: уровень развития научно-технического прогресса, оборудованность и оснащенность лечебного учреждения, да и элементарное наличие необходимых лекарственных средств, препаратов, перевязочного и подобного материала.
Медицинские правоотношения, порождаемые договором возмездного оказания медицинских услуг, находятся пока на стадии становления и их дальнейшее развитие зависит от множества факторов, как экономического, так и правового характера.
------------------------------------------------------------------
Название документа